Консультант
по грудному вскармливанию Московской общественной группы поддержки
грудного вскармливания «Матери за грудное вскармливание» и Центра
перинатального воспитания и поддержки грудного вскармливания «Рожана»
Часто можно слышать от кормящей мамы: «Я кормлю по требованию, мой
малыш требует грудь каждые 3,5 часа». Или: «Я всегда кормила по
требованию. В год у нас было уже 1 кормление вечером, и мой ребенок
спокойно отказался от груди».
Прежде чем говорить о требовании
ребенка надо выяснить, что имеется в виду у современных женщин, когда
они говорят — «я кормлю грудью». Современные мамы считают прикладывание к
груди необходимым для кормления ребенка. Именно для кормления. Грудное
молоко — еда, мама поставляет ребенку питательные вещества, необходимые
для роста и развития. Когда ребенок сосет грудь, он ест. В грудное
вскармливание вкладывается смысл только как в процесс поставки белков,
жиров, углеводов витаминов и микроэлементов.
Ребенок во время
сосания, с материнским молоком получает необходимые ему питательные
вещества. Это безусловная истина. Есть еще одна безусловная истина,
которой в современном обществе не придается никакого значения, она не
учитывается и не рассматривается. Сосание для ребенка — это общение с
матерью.
Надо разобраться, а как ребенок понимает кормление по
требованию? Может ли он вообще что-нибудь понимать? Есть ли для него
разница, как его кормят, по 15-20 минут через 3,5 часа или как-то
по-другому?
Кормление по требованию новорожденного ребенка
означает прикладывание его к груди на каждый писк или поисковые
движения. Писк и поисковые движения у новорожденных даже уже вторых —
третьих суток жизни начинают проявляться гораздо чаще, чем через 3,5 или
2,5 часа. Потребность в прикладываниях быстро увеличивается и к 10-12
дню жизни потребность приложиться у ребенка может возникать 15-16 и
больше раз в сутки. Прикладывания различны по продолжительности. Малыш
может заснуть и спать посасывая в течение, например, 1,5-2 часов. Может
отпустить грудь через 1-2 минуты. И тут же попросить ее снова. Зачем же
ребенку такие частые контакты с маминой грудью?
Вот зачем.
Находясь в животе у матери, в спокойной, привычной обстановке, слушая
шумы маминого организма, находясь в теплом, тесном, замкнутом
пространстве, малыш сосал кулачок, пальчики, петли пуповины, глотал
околоплодные воды. Учился сосать и глотать. После рождения, испытывая
дискомфорт по любому, самому незначительному поводу, малыш пытается от
него избавиться. Избавиться от дискомфорта можно, попав в привычные
условия комфортного пребывания. Единственное место, где малыш после
рождения может почувствовать привычные для него ощущения, находится на
руках у матери. Единственное знакомое действие — сосание. Единственный
знакомый вкус и запах — вкус и запах молока и смазки околососкового
кружка. Молоко и смазка имеют запах и вкус похожие на вкус и запах
околоплодных вод. Поэтому, испытывая дискомфорт, малыш пищит, или
начинает искать ртом предмет для сосания. В идеальном варианте его тут
же прикладывают к груди. Малышу становится тепло, тесно, он слышит стук
маминого сердца, дыхание, бурчание в кишечнике, он сосет и ощущает
знакомый вкус и запах. Если такое действие случается постоянно, малыш
обретает уверенность, что бы ни произошло, он решит у мамы все свои
проблемы. Место утешения теперь находится под грудью, а сосать можно
грудь.
Весь этот процесс оправдан с биологической точки зрения.
Новорожденный ребенок не ощущает чувство голода, это чувство у него не
сформировано. Оно начнет формироваться примерно с двухмесячного
возраста. Как же накормить существо, которое не испытывает голода?! Как
побудить его совершать какие-то действия для получения пищи? Это можно
сделать, только за счет каких-то других стимулов. Этим стимулом для
новорожденного является постоянный телесный дискомфорт, благодаря
которому он все время хочет сосать! Самое интенсивное, частое и
продолжительное сосание у младенцев наблюдается в первые два, три месяца
жизни. Именно в эти первые месяцы происходит основная прибавка в весе
младенца.
Как же выглядит кормление малыша по требованию в возрасте один месяц?
Малыш засыпает с грудью во рту, какое-то время спит посасывая. Заснув
глубоко, отпускает грудь. Проспав некоторое время, он просыпается, и
прикладывается при пробуждении. После сна он может некоторое время
бодрствовать, например, час — полтора. Во время бодрствования он может
ощутить 2-3 раза дискомфорт, например, от вполне естественного желания
пописать, и призвав маму на помощь, приложившись на пару минут, сделает
свои делишки. Потом он захочет спать , ощутит дискомфорт и, приложившись
к груди, опять уснет посасывая. Через какое-то время он проснется и
приложится опять. Потом снова немножко «погуляет». И через какое-то
время опять уснет у груди. Дневные сны месячного ребенка, кормящегося по
требованию, различны по продолжительности и по количеству. Снов может
быть 4-6 в течение дня, и продолжаться они могут от 5-15 минут до 2-2,5
иногда 3х часов. «Вокруг» каждого сна малыш прикладывается к груди и
прикладывается между снами несколько раз. На ночь ребенок засыпает у
груди. Обычно в под утренние часы начинает возится и прикладываться. Под
утро он почти никогда полностью не просыпается. Малыш спит, время от
времени посасывая мамину грудь. Просыпаясь утром, малыш опять
прикладывается к груди. Если посчитать все случившиеся прикладывания у
малыша месячного возраста, то получается примерно 16-20 прикладываний.
Так ведет себя новорожденный человеческий детеныш, если ему дается
возможность вести себя в соответствии с физиологическими и
психологическими потребностями, заложенными, кстати сказать,
генетически. Ребенок первых месяцев жизни не отделяет свою личность от
личности матери и от ее груди. Мама и ее грудь, и все что с ними
связано, являются вселенной малыша и им самим.
В большинстве
случаев, современная женщина, боясь «приучить ребенка к рукам»
стремиться ограничивать его просьбы в сосании. На помощь в этом деле ей
приходят пустышка и бутылочка с чайком или водичкой. Их тоже можно
сосать: Потребность в сосании вроде бы удовлетворена. Но только не
удовлетворена потребность в общении с матерью во время сосания,
разрушена своеобразная цепочка взаимопомощи и сотрудничества между мамой
и малышом, нарушается формирование материнской привязанности и
сосредоточенности. Заметна ли для читателя разница в двух действиях:
малыш заплакал, мама взяла его, приложила к груди и начала покачивать
или дала ему пустышку и начала покачивать коляску, пусть даже и со
словами «Ну что ты плачешь, мое солнышко?»
Современная женщина,
дающая пустышку и качающая коляску, не является плохим человеком,
сознательно причиняющим вред младенцу. Она просто находится в плену
предрассудков, касающихся отношений между матерью и малышом. Она не
знает, как вести себя правильно, не знает, что нужно делать в
соответствии с природными потребностями ребенка. Если ей рассказать ,
что ребенку нужно на самом деле, она в ужасе воскликнет: «Это что же, с
рук его не спускать?!» Действительно, ребенка первых месяцев жизни
необходимо не спускать с рук. Для женщины, не умеющей удобно носить
ребенка, и не умеющей кормить его в различных позах (сидя, лежа, стоя и
даже двигаясь) это может оказаться очень трудно. Особенно, если она не
уверенна в правильности своих действий.
Действие, которое должно
стать автоматическим для мамы новорожденного: при плаче ребенка или
другом выражении беспокойства — приложить малыша груди.
Малыш
растет. У него начинает формироваться довольно устойчивый ритм дневных
снов и малыш 3-4 месяцев ведет себя уже совсем не так, как
новорожденный. Кормления по требованию в этом возрасте выглядят примерно
так:
В три месяца у малыша 10-12 кормлений в течение дня и 2-4
ночью. Остаются частые прикладывания на непродолжительное время, но их
число сокращается. Может появиться длительный ночной перерыв в
кормлениях, примерно 5 часов, но это бывает очень редко. Гораздо чаще
ночной перерыв составляет 2,5-3,5 часа. К этому возрасту тело младенца
заметно округляется.
В четыре месяца малыш начинает заметно реже
прикладываться к груди. Основные кормления связаны со сном: ребенок
сосет перед сном, во время пробуждения и во время сна, как дневного, так
и ночного. В связи с этим у него появляется довольно точный режим
кормлений.
В пять месяцев у малыша бывает 8-10 дневных кормлений
и 2-3 ночных, прикладывания также как и на четвертом месяце жизни,
организуются около снов — малыш ест, укладываясь спать и во время
пробуждения.
В шесть месяцев изменяется режим кормлений.
Наиболее активное сосание смещается на последние 2-3 часа перед
пробуждением после ночного сна. Период дневного бодрствования можно
условно разделить на два периода: утренний, когда насосавшийся за ночь
малыш редко прикладывается к груди, и вечер, когда прикладывания
становятся очень частыми. В общей сложности может быть 7-10 дневных
кормлений и 3-4 ночных. В этом возрасте у малыша начинается период
знакомства с новой пищей — педагогический прикорм. Появляются
прикладывания, связанные с введением прикорма, малыш «запивает» маминым
молочком пробы новой пищи. Когда ребенку, кормящемуся по требованию,
начинают вводить прикорм, никогда не имеется в виду замещение кормлений
прикормами. Это невозможно практически, т.к. основные кормления у малыша
связаны со сном, а мамины завтраки, обеды и ужины, во время которых
малыш знакомится с новой пищей, располагаются между снами малыша, во
время его бодрствования.
В семь месяцев частота прикладываний примерно такая же.
В восемь месяцев меняется режим кормлений. Поскольку малыш проявляет
высокую двигательную активность и очень занят освоением окружающего
пространства, в дневное время он забывает приложится к груди. В связи с
этим число дневных кормлений может сократиться до 6-8 раз. Сокращение
дневных кормлений малыш компенсирует за счет увеличения частоты и
продолжительности ночных кормлений до 6 раз.
В девять-десять
месяцев учащаются прикладывания к груди. В дневное время это 4-6
полноценных кормлений и примерно столько же прикладываний по разным
поводам. У малыша появляются новые поводы для прикладывания. Если во
время активных действий по освоению мира малыш набивает шишку или
пугается, он успокаивается с маминой грудью. Могут быть ситуации, когда
утешить малыша можно присев рядом с ним, и обняв. В ночное время
сохраняется 4-6 кормлений, более активно малыш начинает сосать грудь под
утро в период между 3 и 8 часами.
В одиннадцать месяцев у
малыша уже может быть 2-3 полноценных прикорма. Приобщение к пище
взрослых в сознании ребенка не связано с грудным вскармливанием:
прикладывания к материнской груди это нечто иное, чем стремление
насытиться понравившимся продуктом. Как правило, после того, как малыш
поел, он испытывает необходимость приложиться к груди. Число дневных
кормлений сохраняется у ребенка прежним, но увеличивается число
кратковременных прикладываний. Сохраняются активные подутренние
кормления между 4 и 8 часами утра.
В десять-двенадцать месяцев
малыш, если он уже ходит, иногда может прикладываться к груди каждый
раз, когда подходит к маме, т.е. примерно каждые 15-30 минут.
Сохраняются прикладывания вокруг снов и ночное сосание. Поэтому, если
мама говорит, что в год ребенок сосет один-два раза в сутки, это значит,
что кормления по требованию ребенка там нет. Там есть введенные со
стороны мамы ограничения, с которыми малыш смирился. Он относится к
сосанию груди, как к еде, для засыпания или успокоения сосет пустышку
или пальчик, или засыпает просто так, ничем не успокаиваясь.
В двенадцать месяцев малыш прикладывается примерно также.
В возрасте полутора лет может оставаться уже один дневной сон, поэтому
прикладываний, связанных со сном становится меньше. Сохраняется под
утреннее сосание. Малыш очень свободно обращается с маминой грудью.
Иногда бывает, что он подходит пососать просто из удовольствия.
Например, так это делает сын моей подруги: подходит, лезет на колени,
заглядывает маме в лицо, улыбается, начинает копошиться в рубашке,
получает грудь, улыбается груди, присасывается секунд на 30 и уходит.
Что касается числа кормлений в сутки при кормлении ребенка по
требованию, то их число практически никогда не бывает меньше 12. У
новорожденного прикладываний 12 и больше, в основном они все связаны со
снами. А у ребенка, скажем 1,5-2 лет прикладываний может быть тоже
примерно 12, только со сном связано 3-4, а остальные — кратковременные
прикладывания по разным поводам.
Предлагаю всем мамам, читающим
этот текст, — не считайте прикладывания, не замечайте их длительности.
Прикладывайте ребенка, так часто, как он просит.
У мам, не
представляющих грудное вскармливания без оглядки на часы, может
создасться впечатление, что при кормлении по требованию мама ничем не
может заниматься, а только кормит ребенка. Это не так. У мамы после
рождения грудного малыша начинается другая жизнь, она называется жизнь с
грудным ребенком. Вот и все. Ребенок находится при маме, а не мама при
ребенке! Почувствуйте разницу J! Надо уметь организовать свой быт
по-другому, в первые месяцы, конечно же, очень нужна помощь близких. В
традиции всех народов был обычай первые 40 дней после родов отстранять
женщину от любых работ по дому и хозяйству, она занималась только
ребенком. У некоторых народов предметы, к которым прикасалась мама
новорожденного, считались «нечистыми», поэтому маму предпочитали
ограждать от остального хозяйства, выделяя ей отдельный «угол» дома, где
ей никто не мешал и она никому не мешала. У славян такой
ограничительный обычай назывался шестинеделькой. К 1,5-2 месяцам
начинает формироваться ритм дневных снов, и у малыша появляется некое
подобие «режима», мама становится более свободной.
Для мамы, не
представляющей кормлений без оглядки на часы, и уверенной в том, что
«правильный» ребенок, это ребенок все время тихонько лежащий в своей
кроватке, кормление по требованию окажется сплошной нервотрепкой. На
много легче такой маме станет, если она перестанет смотреть на часы и
привяжет к себе младенца большим платком или воспользуется лоскутным
держателем. Ей станет легче в том случае, если она перестанет бегать
между детской и кухней, а возьмет малыша с собой на кухню и будет носить
его вместе с собой по дому, в коробке, люльке, специальном креслице,
если будет стараться не отложить его почаще, а взять на руки при первой
возможности, откладывая малыша только в случае крайней необходимости и
не на долго.
Грудное вскармливание не равносильно домашнему
аресту. В условиях современного общества можно организовать выход
кормящей мамы на работу примерно с 6-ти месячного возраста малыша. В
случае крайней необходимости можно начать работать с 4хмесячного
возраста, но, конечно же, не каждый день в неделю и не полный рабочий
день. Помочь маме организовать выход на работу входит в обязанности
консультанта по грудному вскармливанию.
Иногда, консультируя мам
по вопросам грудного вскармливания, я предлагаю им забыть на
секундочку, что живут они в 21 уже веке. Предлагаю вернуться, например, в
пещеру и спрашиваю, что они будут делать, если ребенок ночью проснулся,
как его успокоить? Если вы идете через лес и стараетесь не привлекать к
себе внимание хищников, как сделать, что бы малыш молчал? Если ребенок
хочет пить, что вы ему дадите? К чему привык младенец, за тысячи лет
своего существования? К тому, что он спит на маме, пока она бредет по
лесу с палкой-копалкой в поисках корешков, и просыпается тогда, когда
мама останавливается. Раз мама остановилась, значит, есть время
проснуться и пососать. Поэтому и сейчас ребенок хорошо спит, привязанный
к маме лоскутным держателем, просыпается, когда мама, сделав несколько
дел по дому, садится в кресло, что бы заняться малышом.
Какая-нибудь мама, прочитав про пещеру, разобидится, скажет, что она
цивилизованное существо. Но подумайте, пожалуйста. Человечка,
материнскую грудь и материнское молоко создавала эволюция в течение
миллионов лет. Они созданы друг для друга. Детское питание создал
прогресс и совсем недавно. Навыки материнства и грудного вскармливания
утрачены нашим обществом тоже совсем недавно. Человек к искусственному
вскармливанию и пустышке не приспособлен физиологически. Материнская
грудь не будет образовывать достаточные количества молока при 6-7
прикладываниях младенца в сутки. Природа не знала, создавая человека,
как млекопитающее существо, что наступит время, когда потребность в
прикладываниях к груди будет удовлетворяться за счет каких-то пустышек и
сосок.
Изменения, происходящие при формировании личности
ребенка, не имевшего полноценного контакта с матерью в процессе
длительного грудного вскармливания, отмечаются современными
исследованиями психологов и социологов. Это изменения со знаком минус.
Лучше бы их не было, этих изменений.
Грудное вскармливание важно
не только для ребенка, оно важно и для матери. Во время кормления
ребенка по требованию, изменяются чувства женщины, формируется более
устойчивая привязанность к малышу, женщина становится более чуткой к
нуждам малыша. Более глубокая привязанность и понимание сохраняются не
только в младенчестве. Они сохраняются на всю жизнь. Для наглядности,
представьте, что происходит с чувствами женщины, если она пытается
«выдерживать» ребенка, терпит его плачь, беспокойство. Что становится с
женщиной, если она использует рекомендацию из одной очень популярной
книжки для родителей: «Подойдите к ребенку, если он плачет больше 15
минут»?
Если говорить абстрактными формулировками, то
человечество заинтересованно в возрождении практики естественного
вскармливания. Возрождение этой практики невозможно без осознания мамами
истинных причин потребности ребенка в прикладывании к груди.