Первый день рождения крохи — серьезная дата. Вы вместе с ним одолели непростое время, называемое младенчеством. Теперь малыш представляет собой настоящую личность — со своими желаниями, характером и привычками. Чтобы развитие ребенка в 1 год приносило всей семье только радость, необходимо активно заниматься с карапузом и обеспечить полную безопасность в квартире.
Физическое развитие крохи
Годовалый малыш вырос на 20-25 сантиметров за 12 месяцев жизни. Его вес увеличился почти в три раза. Вес мальчиков в норме составляет от 7,5 до 12 кг., вес девочек — от 7 до 11,5 кг. Рост мальчиков колеблется в интервале от 71 до 81 сантиметра, а рост девочек — от 69 до 80 сантиметров.
У детей к этому возрасту обычно вырастает 8-12 зубов. Если зубиков пока мало, удостоверьтесь, что в питании крохи содержится достаточное количество витамина D, фосфора и кальция. Многие мамы перестают кормить грудью детей в 12 месяцев. Хотя специалисты Всемирной организации здравоохранения рекомендуют продолжать грудное вскармливание вплоть до двухлетнего и даже трехлетнего возраста.
В 1 годик кроха уже созрел для начала хождения. Он без затруднений встаёт на ноги из любой позы и пробует делать первые шаги. Конечно, про уверенную ходьбу речи пока не идет. Карапуз расставляет ножки слишком широко, он не очень устойчиво себя чувствует. Падения пока случаются часто.
Если карапуз упал, не спешите бежать на помощь и жалеть его. Демонстрируйте всем своим видом, что ничего страшного не произошло. Просто поддержите малыша словами, приободрите и слегка обнимите, а потом переключите внимание на игрушки. В будущем его ждет множество падений до тех пор, пока навык ходьбы не закрепится.
Не все дети умеют ходить в годовалом возрасте. Если кроха уверенно ползает, проявляет двигательную активность, ходит, держась за мебель, то его развитие также находится в пределах нормы. Все малыши разные. Одни начинают ходить раньше, другие — позже. Через несколько месяцев и этот карапуз научится уверенно ходить.
Основные умения малыша
В речи годовалого ребенка появляются новые слова. Он уже умеет говорить «мама», «папа», «баба» и понимает этих смысл. Не может произнести, но понимает значения следующих слов: «спать», «пойдем», «играть», «нельзя», «нет». Если малыш почти не говорит, необходимо заняться развитием мелкой моторики рук, делать пальчиковую гимнастику.
Карапуз умеет складывать пирамидки, ставить кубики один на другой, перелистывать страницы книги. Если вы спрячете его любимые игрушки, кроха начнет их искать. Он уже понимает, что игрушки не исчезли — они где-то есть, просто их не видно.
Малыш умеет ходить — либо полностью самостоятельно, либо с опорой на окружающую мебель. Увидев небольшое препятствие перед собой, переползет через него. Некоторые из детей способны даже бегать, держась за руку взрослого.
В 12 месяцев кроха обычно отдает предпочтение одной из рук — левой или правой. Исходя из этого можно определить, растет правша или левша. Современные педиатры не советуют переучивать маленьких левшей.
Ребенок умеет пользовать различными бытовыми предметами: чашкой, ложкой, блюдцем, зубной щеткой, расческой. Если развиты пока не все эти навыки, следует непременно их развивать.
Ребенок кушает самостоятельно. Необходимости в том, чтобы мама кормила из ложечки, больше нет. Исключение составляет кормление грудным молоком.
Во время одевания на прогулку малыш помогает маме — ставит ножку в ботинок или пытается сам просунуть ручку в рукав.
Кризис развития
Ребенок переживает так называемый кризис первого года. Он делает большие скачки в своем физическом и психическом развитии. Освоение новых навыков (например, хождения) может давать побочные эффекты в виде сбоев в поведении.
В годик истерика ребенка с катанием по полу — явление частое. Начинается она с проявления резкого упрямства, когда малыш отказывается выполнять обычные действия, например, купаться или кушать. Потом может произойти взрыв эмоций, топанье ногами. А затем сама истерика.
Педиатры считают, что для детей данного возраста это нормально. Не следует ругать или тем более шлепать карапуза. Он рыдает не из-за вредного характера. Истерика — это один из этапов приспособления к новым открытиям в окружающем ребенка мире.
Кроху необходимо пожалеть, успокоить, приласкать. Если истерика случилась на улице, необходимо сразу идти домой. Самостоятельно ребенок вряд ли успокоится, он пока недостаточно развит для этого. Поэтому мамочки должны проявить терпение и материнскую нежность в такой важный для ребенка период.
Учитесь договариваться с маленьким упрямцем. Говорите спокойно и тихо, пусть всхлипывания ребенка не выводят вас из себя.
Конечно, это сложно. Мамочке нужно запастись огромным количеством терпения. Однако умение договариваться с крохой поможет в следующие периоды его развития. А вот применение грубой силы только усугубит плохое поведение.
Игрушки для детей и развивающие игры
Ниже приведен перечень игрушек, которые будут наиболее полезны для годовалого ребенка.
Кубики, из которых можно складывать разнообразные постройки.
Пирамидка со стержнем, на который нужно нанизывать кольца.
Игрушка-сортер — представляет собой ёмкость, имеющую отверстия разной формы. Дополняют эту игрушку несколько фигурок, которые следует просовывать в отверстия. То есть карапуз будет сортировать фигурки в зависимости от формы отверстий.
Стаканчики разной формы. Карапуз может их вкладывать друг в друга или складывать из них постройки.
Игрушки для улицы — ведерко, лопата, машинка с кузовом на веревочке и т.д.
Шкатулки и коробочки. Их так интересно открывать и снова закрывать.
Большие мягки игрушки, которых можно одевать, кормить и укладывать спать.
Предметы для игр с водой — лейка, миски для воды, плавающие игрушки.
Бытовые предметы, с которыми кроха сможет играть, подражая вам. Например, детский телефон, пластиковая посуда, игрушечный утюг.
Картонные книги с крупными картинками.
Простые музыкальные инструменты — дудочка, металлофон, бубен.
Игра в «песочнице». Насыпьте в широкую кастрюлю манной крупы. Поставьте на пол перед малышом. Он с удовольствием начнет в ней возиться и просеивать сквозь пальчики. Когда карапузу это надоест, спрячьте в манке небольшую игрушку. Попросите малыша найти ее.
Игра «Волшебная сумка». Отыщите старую сумку. Это может быть и дамская сумочка, и походная. Перед игрой тщательно очистите ее от загрязнений. Подготовьте безопасные бытовые предметы. Разместите их в разных кармашках сумки. Малыш получит массу удовольствия, расстегивая замочки или кнопки на разных отделениях в сумке. Эта игра помогает развивать мелкую моторику рук.
Развитие речи
Понимание речи в возрасте 12 месяцев достаточно хорошее. Пассивный словарь детей растет день ото дня. Особенно если вы занимаетесь с ними, рассказываете о своих действиях, называете разные предметы. Играйте в игру с появлением предметов. Вы достаете из-за спины игрушку и сразу называете ее: «А вот и мишка, а вот и машинка, а вот и слоник».
В речи взрослых кроха уже узнает множество слов. Отдельное внимание обратите на следующие слова: «нет», «нельзя», «можно». Их значение карапуз в 12 месяцев обязательно должен понимать. Он также знает, как называть членов семьи. Например, «мама», «папа», «баба».
Учите малыша выполнять ваши просьбы, выраженные разными словами: «возьми», «положи», «подними», «брось», «отдай», «принеси». Используйте их в вашей речи чаще. Годовалого карапуза также необходимо обучать жестам, связанным со словами. Например, он может махать рукой на прощанье или разводить руками в ответ на слово «нет».
Активный словарный запас годовалых детей пока невелик. Обычно в возрасте 12 месяцев он составляет не более 15 произносимых слов. В речи ребенка встречаются облегченные слова — он упрощает произнесение слов, глотает окончание. Ребенок с легкостью подражает речи взрослых. Он копирует интонацию и ритм слов, фраз. Такой подражательный лепет полезен для развития крохи. Поощряйте его игровое общение по игрушечному телефону.
Чтобы развивать речь годовалого карапуза, необходимо выполнять упражнения на мелкую моторику рук. Приготовьте две миски. Наложите в одну их них крупу. Попросите кроху переложить ручками крупу в другую миску.
Полезны для развития речи также пальчиковые игры. Каждый пальчик руки может отвечать за зверюшку или за члена семьи. Ребенок поочередно загибает и разгибает пальчики. Если у него самого плохо получается управлять пальчиками, мама должна помочь.
Таким образом, кроха в 12 месяцев умеет ходить — самостоятельно или опираясь на мебель. В этом возрасте он становится более упрямым, начинается кризис первого года жизни. Для родителей это сложный период. Можно сразу запасаться валерьянкой и настраивать себя на спокойствие и позитив. В речи годовалого карапуза появляются имена членов семьи, а также такие простые слова, как «ням» или «бай».
Как избавиться от растяжек после родов?
Для лечения послеродовых растяжек рекомендуется использовать наружные средства, улучшающие клеточное питание и эластичность кожи, стимулирующие образование коллагена, обеспечивающие длительное увлажнение.
Узнайте прямо сейчас, как Настя избавилась от растяжек.
Почему ребёнок ходит на носочках в 1 год
razvitiemalysha.ru
Что должен уметь и умеет ребенок в 1 год – ВСЕ умения
Как быстро летит время: совсем недавно вы принесли своего кроху из роддома домой, а сейчас у него уже первый «юбилей» — малышу исполнился год! Какими же насыщенными были эти прошедшие 12 месяцев! Вначале новорожденный полностью зависел от взрослых, и ваша забота о нем заключалась в своевременном удовлетворении его жизненных потребностей. Постепенно ваш ребенок начал понимать, что жизнь – это не только еда и сон. И вот вы уже читаете малышу книжки или играете с ним, ненавязчиво развивая навыки и способности. Что умеет ребенок в 1 год, и как его правильно развивать – вы узнаете в данной статье.
Посмотрите на вашего ребенка сегодня – он стал настоящим исследователем, ему все интересно. В любую свободную минутку годовалый малыш познает мир. Если раньше вы и грудничок были единым целым, сейчас ребенок в 1 год начинает осознавать себя как самостоятельного человека.
Физическое развитие ребенка в 1 год
Ближе к годовалому возрасту, дети уже хорошо умеют перемещаться с родительской поддержкой или с помощью опоры. А некоторые малыши к этому времени уже ходят без опоры. В большинстве случаев, это мальчики. Ребенок в 1 год уже многое умеет: он уверенно ползает, делает попытки забираться на кровать без помощи, малыш уже сам пытается встать если он упал. Появляются попытки кушать, держа ложку самостоятельно, малыш пытается надевать на себя одежду, хоть пока и небрежно, но необходимо хвалить его начинания, благодаря этой самостоятельности, он обретет чувство уверенности на будущее. Ребенок в 1 год очень любознательный, поэтому он активно открывает все шкафы и тумбочки, проверяя их содержимое.
На двенадцатом месяце жизни набор веса составляет около 350 грамм, прибавка в росте 1-1,5 сантиметра. Размеры окружности головы, и груди становятся больше примерно на 0,5 сантиметра.
Приблизительный вес годовалого ребенка достигает 7-9,6 кг, рост – 72-75 см
Психическое развитие ребенка в 1 год
От того, как было выстроено общение между мамой и ребенком до достижения им годовалого возраста, зависит его дальнейшее отношение к окружающему его миру. Если этот период жизни малыша проходил в позитивном ключе, то он будет чувствовать себя в безопасности и начнет выражать эмоции положительного характера в сторону окружающего мира.
Родители должны задавать правильное направление годовалому ребенку во время игр с ним, это поможет избежать однообразности в его действиях. Проведение простых занятий с ребенком поможет ему научиться сравнивать предметы и видеть их различия, развивать память, осваивать навыки бытового характера.
Что умеет ребенок в 1 год?
Когда говорят про развитие ребенка в 1 год, нужно понимать, что требования к обязательному наличию навыков и умений достаточно условны, поскольку все дети очень индивидуальны. И то, что умеет ребенок в 1 год и что считается нормой для всех годовалых детей, необязательно присутствует у вашего малыша, и уж тем более, не говорит об отклонениях. Это всего лишь особенности развития: при помощи любящих родителей малыш приобретет необходимые навыки, когда будет к этому окончательно готов.
Ребенок в 1 год уже ходит, может быть, не самостоятельно, но встает на ножки, и передвигается, держась за мебель или за вашу руку.
Ребенок в 1 год может брать целую горсть маленьких игрушек, у многих получается держать несколько предметов одной рукой.
Если попросить годовалого ребенка дать вам игрушку, он уверенно исполнит просьбу. В это время он уже отпускает пальцы, отдавая взрослому предмет.
Ребенок в 1 год приседает и может сидеть, не опираясь на спинку.
Играя с кубиками, строит из них башенку, или одевает колечки на детскую пирамидку.
Ребенок в 1 год может сгибать большой и указательный пальцы, захватывая мелкие предметы, например, пуговицы на одежде.
Словарный запас у малыша в год достаточно большой. Это не значит, что он говорит все слова, которые понимает. Произношение слов отдаленно напоминает правильное.
Если родители позволяют ребенку в год пользоваться при еде ложкой, малыш ее быстро осваивает, хотя иногда может продолжать пользоваться руками.
Если взрослые показывают малышу новые жесты, он быстро запоминает, и пользуется ими (целует в воздухе, остужает горячее, «грозит» пальчиком).
Ребенок в 1 год способен выполнять простые поручения и просьбы взрослых.
Вы можете понять, узнает он человека или нет: если входящий знаком и приятен, он с радостью машет ему ручкой, может посылать воздушные поцелуи.
В годик дети очень любят подражать взрослым. Если у папы или мамы есть какие-то яркие привычки, не сомневайтесь, в этом возрасте малыш обязательно вас удивит точным копированием вашего поведения.
Годовалые детки – очень музыкальны. Они с удовольствием пританцовывают под музыку и раскачиваются в такт. Некоторые детки в 1 год подпевают (мычат), подражая и повторяя интонацию музыкальных исполнителей.
Если спросить вашего ребенка, где у него носик, он со смехом покажет на нос (или на ваш). Годовалый малыш уже знаком с частями тела, может показать ручку, ножку, животик и глазки. Особенно малышам нравится показывать, что они знают на любимых игрушках.
Все годовалые малыши очень подвижны, их любознательность очень высока. Они могут часами провести на диване, забираясь на самый верх.
Ребенок в 1 год любит изучать закрытые от него пространства, особенно кухню, ведь там так много всего интересного: многочисленные баночки, крышки, незнакомые и красивые предметы. Оставлять одного малыша на кухне нельзя: он обязательно попробует забраться в самые укромные уголки.
Все дети в возрасте года любят, когда им читают или показывают красивые книжки. Даже если малыш не сидит, а постоянно бегает вокруг вас, разговаривайте с ним – он впитает вашу речь, как губка.
К году ребенок пробует держать ложку и вилку, постарайтесь дать ему в руку карандаш. Многим малышам очень нравится, как после их руки остаются следы на бумаге. Это могут быть его первые рисунки.
Как правильно развивать ребенка в 1 год
В годовалом возрасте ребенок очень подвижен, ему нравятся активные игры. Многие малыши любят, чтобы им читали стихи и сказки. Даже если вам кажется, что ребенок не обращает на вас никакого внимания – это не так. Развитие ребенка в 1 год позволяет ему впитывать все ваши слова, как губка. Играя в пирамидку, или собирая кубики с ребенком, рассказывайте ему истории, повторяйте слова, правильно и четко проговаривайте названия предметов.
Особенность детей в годовалом возрасте состоит в том, что теперь ему интересно все, что делают взрослые. Ребенок в 1 год с удовольствием поможет вам пропылесосить или подмести полы, будет забирать тряпку для мытья. А если вы разрешите помыть с вами посуду – радости малыша не будет предела. В этом возрасте маленькие дети любят помогать мамам готовить (неважно, какого пола ребенок). Воспользуйтесь этим, чтобы привить полезные навыки ребенку.
Дети в 1 год развития очень хотят все знать, им интересны все бытовые предметы, как включить телевизор и пользоваться пультом, почему играет музыка или звонит телефон.
С годовалым ребенком нужно все время разговаривать, объясняя каждое действие на понятном и простом языке. Одеваясь на прогулку, попросите малыша подать ручку или ножку, он с удовольствием это сделать. Приучайте малыша к опрятности: пусть вытирает носик или ручки (как получается), пробует высмаркивать носик. Наберитесь терпения, и результат не заставит себя ждать.
Помните, что перегибы в воспитании (невнимание или чрезмерная требовательность), особенно маленьких детей, могут привести к нарушению психики малыша и возможным проблемам с последующей адаптацией в садике, школе и обществе в целом.
Не нужно требовать от вашего ребенка невозможного: он научится всему чуть попозже, а в будущем, возможно, опередит в развитии всех сверстников. И не надо говорить слова «что должен уметь ребенок в 1 год»: ведь все дети особенные, с разным характером и темпераментом. На данном этапе взросления вашего ребенка максимально помогайте ему, уделяйте внимание и заботу, а главное – любите просто за то, что он есть.
Тест на развитие ребенка в 1 год
Возьмите 2 кубика и научите ребенка строить из них башню. Тогда он перестанет разбрасывать их и пробовать на вкус, а будет пытаться ставить их друг на друга. Ближе к полуторогодовалому возрасту ребенок сможет строить башню, состоящую из 3-4 кубиков.
Дайте малышу игрушку с возможностью вкладывания геометрических фигур (рамку-вкладыш или сортер). Ребенок в 1 год уже должен понимать, что для каждой фигуры есть свое отверстие, в которое она вкладывается.
Предложите малышу собрать пирамидку из колец. В возрасте 1-1,5 года он будет нанизывать их, не учитывая размер. Умение правильного складывания пирамиды в соответствии с размером колец приходит к детям только к 2 годам.
Проверьте как развиты навыки пользования бытовыми предметами. К полутора годам малыш должен уметь правильно пользоваться ложкой и чашкой. Ребенок в полтора года сам снимает носки, шапку и варежки.
Как развивать крупную моторику у ребенка в 1 год
Прыжки. Возьмите малыша под мышки или за ручки, он должен прыгать на месте.
Залезание на диван и сползание обратно вниз. Стимулом в этом случае может быть любимая игрушка.
Лазание. Пусть ребенок проползет под стулом, залезет в большую коробку и выберется из нее.
Перешагивание. Необходимо разложить на пол различные предметы и, взяв малыша за руку, ходить с ним вместе по комнате. Подойдя к препятствию, научите ребенка перешагивать предмет обеими ногами: сначала одной ногой, а потом и другой.
Игры с мячиком. Научите ребенка кидать мяч на пол, дайте мяч ему в руки, а потом просто положите его возле малыша, пусть возьмет мяч самостоятельно. После, покажите, как вы ловите мяч.
Как развивать мелкую моторику у ребенка в 1 год
Рисование карандашами. Вложите карандаш в руку ребенка и, придерживая ее, рисуйте по бумаге вместе. Заинтересуйте малыша этим занятием.
Рисование красками. Сначала научите ребенка водить сухой кисточкой по бумаге, только после этого переходите к рисованию красками.
Лепка из пластилина. Скатав пластилиновый шарик, превратите его в лепешку, дайте пластилин и предложите ребенку повторить те же действия.
Приклеивание наклеек на листы бумаги.
Рисование красками для пальцев.
Использование шнуровок в играх.
Наматывание ниток на катушку.
Игры с водой, крупами или песком, с использованием сита и ложек.
Закручивание и откручивание баночек.
Игры с сортером и другими подобными игрушками.
Обучение обращению с замками, липучками, кнопками, пуговицами.
Игры с прищепками.
Занятия с сенсорной коробкой.
Как развивать речь ребенка в 1 год
Первый год жизни ребенка, это время становления его речи, в этом возрасте она очень быстро совершенствуется. На первом этапе ребенок начинает понимать то, о чем говорят окружающие, а позже начинается пополнение его собственного словарного запаса, после чего малыш начинает активно разговаривать. Вместе с этим у ребенка развивается мимика и жестикуляция. Ребенок в 1 год одним словом может выражать целую фразу.
Для стимулирования развития речи в этом возрасте, можно:
Рассматривать книги с картинками, проговаривая, что на них изображено, спрашивать малыша что он видит на рисунке и просить показать знакомый ему предмет.
Заниматься совместным чтением считалок и потешков, коротких сказок и стихов, не забывать про пение песен.
Заниматься артикуляционной гимнастикой.
Выполнять гимнастику и массажировать пальчики.
Больше говорить малышу об окружающих его предметах, живом мире, о природе, времени года, транспорте, в общем обо всем, что его заинтересует.
Читайте также: Как научить ребенка говорить. Учим ребенка разговаривать
Уход за ребенком в 1 год развития
Примерно к году ребенок меняется «на глазах», становясь все более самостоятельным. Многие детки пробуют кушать и пить из кружки сами. Главная роль родителей на этапе взросления малыша – помочь ему получить умения и навыки, чтобы стать самостоятельнее:
обучать начальным навыкам самообслуживания. Как использовать ложку и вилку во время еды, правильно держать кружку, вытирать ручки после еды – это вполне посильные навыки, которые нужно прививать годовалому ребенку;
соблюдать гигиену. В год малыша можно пробовать учить умываться, малышам очень нравится это занятие, и они с удовольствием повторяют необходимые действия за взрослыми;
тщательнее следить за здоровьем малыша. Если раньше ваш ребенок всегда был на виду, сейчас этот непоседа не упустит шанса полазить по шкафам, чтобы найти что-нибудь новое, залезть в розетку или заглянуть в кипящую кастрюлю. Кроме того, на прогулке годовалый ребенок, скорее всего, захочет потопать по лужам, побегать по осенней траве или зарыться с носом в только что выпавший снег. Не нужно нервничать и переживать по этому поводу: таким образом ваш ребенок узнает окружающий мир с другой стороны, развивается;
обязательно соблюдать режим питания и сна. Годовалому ребенку нужно много сил на его бурное развитие, которое будет продолжаться дальше еще более быстрыми темпами;
проветривать комнату, где играл малыш. Ребенок в 1 год становится все более активным, ему нужно больше свежего воздуха. А лучше – больше гуляйте, ребенок будет лучше есть, спать и активно развиваться;
приучать малыша к порядку. После активных игр, перед едой или сном вместе с ребенком прибирайте игрушки, складывайте вещи и книжки. Нужно купить большие пластиковые контейнеры и поставить их на нижние полки. Малышу будет удобно складывать туда игрушки и книжки, и он быстрее приучится к порядку.
Вопрос о том, нужно ли в год приучать ребенка к горшку, неоднозначный, и до сих пор порождает массу споров среди мам. К теме приучения малыша к горшку нужно подходить осторожнее. Нельзя заставлять, а тем более, ругать и кричать на малыша, если он не понимает назначения этого предмета.
Читайте также: Как приучить ребенка в 2-3 года к горшку. Когда начинать ?
Режим дня ребенка в 1 год развития
Скорее всего, у вашего малыша к году уже сформировался режим дня. Большинство детей к этому возрасту переходят на один дневной сон, некоторые малыши и вовсе отказываются от дневного сна. Делать этого не рекомендуется: днем ребенок должен отдыхать и набираться сил для дальнейшего исследования мира. Высыпающийся днем ребенок активнее, и меньше капризничает к вечеру.
Если у вас и малыша будут определенные ритуалы: утренние и вечерние, то это благоприятно повлияет на развитие ребенка в 1 год. Например, желательно вставать в одно и то же время, можно вместе совершать утренние гигиенические процедуры: умываться, чистить зубки или делать зарядку. Ночью перед сном мама может читать малышу сказку, папа – рассказывать интересные истории. Ребенок, в распорядке дня которого есть место для таких «ритуалов», более спокоен, легко настраивается на день и быстрее засыпает. Некоторые малыши успокаиваются, когда уложат по кроваткам своих подопечных (игрушечных зверей, кукол).
Питание ребенка в 1 год
У ребенка в год, как правило, уже есть первые зубки. Он учится жевать твердую пищу. Но, врачи рекомендуют продолжать кормить таких малышей отдельно, аккуратно добавляя пищу со взрослого стола.
Еду для годовалого ребенка мелко шинкуют или делают пюре. Ребенок в 1 год уже умеет кушать любые каши. В его меню обязательно должны присутствовать овощи и фрукты, необходимо варить малышу супы. Вся пища для ребенка должна готовиться преимущественно на пару или вариться, можно доводить продукты до готовности в духовке. Жарить еду для ребенка нежелательно.
Очень полезны для всех малышей такого возраста компоты и фруктовые пюре. Твердые овощи или фрукты нужно нарезать или подавать в протертом виде.
Питание ребенка в 1 год, как правило, четырехразовое. На 1 году развития не рекомендуется плотно кормить малыша перед сном, можно предложить ребенку стакан кефира и печенье, либо сладкий творожок.
Если ребенок к году не знаком со столовыми приборами, желательно показать ему, как пользоваться специальными детскими ложкой и вилкой. Однако, необходимо относится к процессу приучения к еде ложкой спокойно. Еще долго ваш ребенок будет размазывать и расплескивать пищу из тарелки, этого не избежал еще ни один родитель. Со временем у малыша будет получаться кушать ложкой аккуратнее.
Даже самого привередливого ребенка можно накормить, заинтересовав его необычной посудой с детским рисунком, специальными приборами (ложка, вилка, кружка) или красивым оформлением детской порции.
Читайте также: Рацион и питание ребенка в год. Меню ребенка в год
Развитие годовалого ребенка в 1 год — Видео:
Читайте также:
Развитие ребенка в 2 года, Развитие ребенка в 3 года
Facebook Twitter Вконтакте Google+ Одноклассники
babyrebenok.ru
Развитие ребёнка в 1 годик: советы и рекомендации
Первый день рождения — важное событие. Незаметно пролетели 12 месяцев, и вот уже ребёнку 1 год. Из хрупкого маленького комочка вырос активный и весёлый малыш, который с каждой минутой становится более самостоятельным. Ему предстоит многому научиться. Чтобы его развитие приносило родителям удовлетворение и радость, с ним нужно много заниматься и обеспечить крохе безопасность в доме.
Физическое развитие
Ребёнок в 1 год быстро и уверенно растёт. У большинства малышей в этом возрасте появилось 8, а иногда и 12 зубов. Если этого не случилось, не переживайте. В течение последующих трёх месяцев они обязательно проклюнутся. Задача мамы — обеспечить кроху витамином Д, кальцием и фосфором.
Эти вещества попадают в организм ребёнка с пищей. Очень много их в материнском молоке, поэтому до 2 лет не желательно прекращать грудное вскармливание, совмещая его с обычным питанием.
Если вы регулярно меряете рост, то заметили, как изменилось физическое развитие ребёнка в 1 год. За 12 месяцев он подрос на 20-25 см. Вес его увеличился в три раза. У мальчиков он колеблется от 9 до 11.5 кг, а у девочек от 8.5 до 10.5 кг. Эти цифры приблизительные и могут несколько отличаться в большую или меньшую сторону. Ведь каждый малыш индивидуален и имеет свои физиологические особенности.
В конце первого года жизни ребёнок активно пытается ходить. Он уверенно встаёт на ножки и робко делает первые шаги самостоятельно. У него не всегда получается, поэтому падения неизбежны. Постепенно малыш научится твёрдо стоять на ногах и закрепит новый навык.
Некоторые дети в 1 год опасаются оторвать ручки от опоры и ходят, держась за мебель. Это не страшно, если они активно ползают и уверенно сидят. Их развитие находится в пределах нормы, и скоро они начнут путешествовать по дому без посторонней помощи.
Умения малыша
За развитием малыша интересно наблюдать. Давайте проанализируем, что умеет ребёнок в 1 год, какие навыки успел приобрести?
Основное умение крохи — первые самостоятельные шаги.
Он научился ползать, сидеть, становиться на четвереньки, подниматься и садиться обратно.
Малыш понимает многое из того, что ему говорит мама, знает названия предметов, показывает их на картинках и произносит некоторые простые слова.
Пользуется ложкой во время еды, пьёт воду из чашки, хорошо пережёвывает твёрдую пищу.
Самостоятельно взбирается на диван, кресло, спускается с лестницы, держась за руку мамы.
Выполняет команды родителей. Например, приносит вещи, поднимает ручки и ножки во время переодевания.
Умывается, чистит зубки с помощью мамы, вытирает лицо полотенцем и просится на горшок.
Нет более эмоционального и нежного создания, чем ребёнок, 1 год — время, когда его чувствительность проявляется в том, что он постоянно обнимает и целует родителей, бабушек, дедушек, любимые игрушки.
Для ребёнка 1 года интересно всё, что его окружает. Ведомый любопытством, он часто карабкается вверх по лестнице, забирается в другие опасные места. Поэтому его ни на минуту нельзя оставлять в одиночестве, если в комнате есть острые углы, опасные предметы, открытые окна.
Любимое занятие крохи — помогать маме на кухне. Он перебирает тарелки, стучит ложкой по кастрюлям, исследует шкафчики. Там не всегда безопасно, поэтому лучше поставить на кухне манеж и сажать туда ребёнка. Тогда он не сможет случайно дотянуться до горячей кружки, плиты и в тоже время будет видеть маму, слышать её голос.
В комнатах шалун моментально открывает дверцы шкафа, выдвигает ящики, вытаскивает вещи из комода. Надо подготовить игровую зону, убрать из неё опасные предметы и мелкие детали, например, пуговицы. Карапуз легко захватывает их пальцами, крепко держит и может положить в рот.
Ребёнок в год всегда подражает взрослым. Он запоминает их действия и пытается повторять. Если к нему в ручки попадает расчёска, кроха причёсывает волосы, маминой помадой он разрисовывает лицо, увлечённо «разговаривает по телефону».
Первые невнятные слова большинство детей начинает произносить после 9 месяцев. В год многие из них отчётливо проговаривают простые фразы, такие как «мама», «папа», «дай», «баба».
В этом возрасте речевой запас с каждым днём увеличивается. Не стоит тревожиться, если малыш мало говорит.
Годовалые дети хорошо запоминают слова и понимают их смысл, но часто используют всего несколько словосочетаний, которые взрослые считают детским лепетом.
Чтобы «разговорить» кроху, родителям нужно больше уделять ему внимания, рассматривать с ним интересные картинки, читать стихи и сказки. Хорошо помогает улучшить речь специальное занятие. Насыпьте в миску гречку и попросите малыша переложить её в кастрюлю. Такие действия обязательно заинтересуют его и разработают мелкую моторику ручек, которая важна для освоения речи.
Делайте с карапузом пальчиковую гимнастику, сжимая и разжимая руки. Показывая предметы, давайте ему дотронуться до них и пощупать.
Изменения в поведении
Развитие малыша в 1 годик происходит стремительными темпами. В этом возрасте он хочет самостоятельно решать, какую игрушку лучше взять, и часто поступает наперекор родителям. Простые требования мамы вымыть руки, садиться обедать или идти спать нередко вызывают у карапуза негативную реакцию. Он начинает топать ногами, плакать и кричать.
Педиатры называют такое состояние «кризисом первого года» и считают это явление абсолютно нормальным. Малыш, научившийся ходить, стремится познавать мир, старается привлечь к себе внимание, но у него не всегда получается. Не удаётся дотянуться до игрушки, которая находится слишком высоко, пробежаться по детской площадке без помощи родителей, самостоятельно натянуть штанишки, выразить словами свои потребности. Неудивительно, что, столкнувшись с такими трудностями, ребёнок капризничает, и у него портится характер.
Если у крохи изменилось поведение в худшую сторону, не расстраивайтесь, это скоро пройдёт. Ему нужна ласка и внимание.
Постарайтесь научиться договариваться с малышом, не выходите из себя из-за его слёз. Когда он не желает переодеваться, не настаивайте на своём, переключите его внимание на что-нибудь другое, а когда он отвлечётся, сделайте то, что планировали.
Не ругайте его за испачканную во время обеда одежду, обсыпанную песком голову и другие шалости. Это не проявления избалованности, как считают некоторые, а лишь первый этап взросления, который ребёнку нужно помочь преодолеть.
Мамочке надо запастись терпением. Малышу в 1 годик трудно самостоятельно успокоиться, когда он плачет. Его нужно приласкать, покачать на руках, сказать ласковые слова. Немного повзрослев, он научится хорошо говорить, освоит новую форму поведения и станет более послушным.
Развивающие игры и игрушки
Как развивать ребенку в 1 год разные способности? Главное – делать это как можно естественней. Ему должны быть интересны игры, которые вы предлагаете. Приобретайте простые игрушки. Робот на электронном управлении, огромный набор фломастеров и большая интерактивная кукла понадобятся позже, когда малыш станет старше.
Годовалый ребёнок обожает играть. В это время лучший подарок для него — набор кубиков или пирамидка. Он с увлечением ставит один кубик на другой, радуется, когда получается высокая башня, и смеётся, если она падает.
В годик кроха любит катить перед собой игрушки на колёсиках, ползать на четвереньках, играя с машинкой, бросать мячик, кормить и убаюкивать кукол. Когда наступает лето, малыш прекрасно играет в песочнице, пытается лепить куличики, копает песок лопатой.
Если карапуз плохо держится на ножках, ему помогут игрушки, побуждающие его к ходьбе. Для развития координации движений можно использовать обычную детскую коляску. Гуляя по улице, предложите карапузу идти самому, толкая её перед собой. Держась за опору, малышу будет легко двигаться вперёд, и он быстрее пойдёт самостоятельно. Вместо коляски в магазинах легко приобрести яркие детские тачки, музыкальные игрушки-тросточки и многое другое.
Для гармоничного развития малыша в 1 год важна музыка. Включите детскую мелодию и потанцуйте с крохой. Чередуя быстрые и медленные песни, попросите изобразить, как топает слон, подняться на цыпочки, поводить с вами хоровод. Занятие улучшает чувство ритма, делает ножки более устойчивыми.
У ребёнка в год появляется пристрастие к водным процедурам. В этом возрасте их легко совместить с увлекательной игрой. Наберите в ванночку тёплой воды, посадите туда кроху и дайте ему игрушки. Это могут быть пластмассовые чашки, ложки, леечка, вёдра. Покажите ему, как при помощи ложки наполнить чашку водой, как перелить воду из большего в меньшее ведёрко. Он с интересом будет повторять это и радостно смеяться.
Наконец-то пришёл тот возраст, когда кроху можно приобщать к творчеству. Если ему наскучат игрушки, достаньте мягкий пластилин, созданный специально для маленьких детей. Научите карапуза отщипывать небольшие кусочки, скатывать из них шарики и колбаски. Помимо мелкой моторики, лепка развивает усидчивость и внимание. Они пригодятся в будущем.
Когда прошёл в жизни ребёнка 1 год, хороший развивающий эффект даёт рисование. Для занятий покупайте специальные пальчиковые краски или карандаши. Разложите на полу большой лист белой бумаги, пусть малыш, стоя на четвереньках, выводит свои каракули.
Чтобы избежать в будущем посещения логопеда, карапуза к году важно научить дуть. Этот навык улучшает работу лёгких и делает речь более чистой. Приобретите малышу дудочку и покажите, как выдувать звуки. Можно купить мыльные пузыри, он будет с удовольствием их дуть и ловить.
В перерывах между лепкой, рисованием или чтением книжек, поиграйте с крохой в подвижные игры. Ему обязательно понравятся ладушки, поиски спрятанной игрушки, прятки.
Каждый день приносит малышу яркие впечатления. Он постоянно учится чему-то новому. Для него важно, чтобы родители помогали ему в этом и постоянно показывали любовь и заботу. Надо помнить: каждый ребенок 1 года развитие демонстрирует своё: Петя умеет больше, чем Маша, Маша знает больше, чем Юля…. Дети индивидуальны, бояться этого не надо. Постепенно малыши сравняются в своём развитии.
legkopolezno.ru
Что говорит ребенок в 1 год
Вот и наступил долгожданный момент: ваш малыш отпраздновал свой первый день рождения. Этот год был наполнен волнениями, тревогами и незабываемыми моментами счастья. Как же радуют родителей приобретенные крохой умения и навыки! Тем не менее, каждая внимательная и заботливая мама к этому рубежу задает себе вопросы: «Что умеет ребенок в год? Не упущено ли что-нибудь важное?»
Не переживайте, если показатели вашего ребенка не соответствуют нижеприведенному списку на все 100% (это средние данные). Возможно, ваша кроха будет несколько отставать от возрастных норм.
Позанимайтесь с малышом – в скором времени у него все получится. Детки, которых с самого рождения стремились развивать, зачастую опережают средние показатели, что является предметом особой гордости для родителей.
Важная статья: «Развитие ребенка по месяцам от рождения и до года» — ознакомиться…
Следит глазами за источником света (когда начинает видеть)
Прислушивается к звуку погремушки, следит за ней глазами (когда начинает слышать)
Улыбается маме (первая улыбка малыша маме)
Держит головку (когда ребенок начинает самостоятельно держать головку)
Переворачиваться со спины на животик и обратно
Тянет руки к игрушкам
Сидеть (самостоятельно начинает сидеть)
Агукает (когда начинает агукать и гулить)
Осваивая двигательные навыки, в год ребенок должен уметь:
Уверенно стоять без поддержки.
Ходить с поддержкой взрослого за одну (обе) руки или самостоятельно (когда ребенок начинает ходить).
Активно ползать (это не относится к категории малышей, которые не ползают вообще: такие дети начинают ходить достаточно рано, минуя этап ползанья, что является вариантом нормы) (когда малыш начинает ползать).
Ползать по лестнице вверх и вниз.
Шагать по лестнице приставным шагом при поддержке взрослого.
Приседать, выпрямляться, подниматься на ноги из любого положения.
Влезать на кровать, диван, кресло, спускаться на пол.
Познавательное развитие соответствует норме, если кроха умеет:
Собирать и разбирать пирамидку (по подражанию действиям взрослого и самостоятельно).
Открывать и закрывать крышки баночек, коробок, складывать в них мелкие игрушки, доставать обратно (по подражанию действиям взрослого и самостоятельно).
Составлять «башню» из кубиков.
Может играть с различными предметами домашнего обихода (посудой, обувью, головными уборами и т.п.).
Совершать различные действия с образными игрушками: «кормить», «причесывать», «ругать» (по подражанию действиям взрослого и самостоятельно, если была создана игровая ситуация).
Захватывать мелкие предметы (пуговица, ластик) большим и указательным пальцами.
Катить перед собой игрушку на колесиках, прокатывать мячик.
Открывать и закрывать дверцы шкафов, доставать из них и рассматривать различные вещи, выдвигать и задвигать ящики.
Подражать действиям взрослого: «причесываться», «краситься маминой косметикой», «дуть на горячее» и т. п.
Подражать действиям сверстников: стучать, хлопать, сыпать, копать песок и т. п.
Эмоционально-социальное развитие ребенка в возрасте 1 год должно соответствовать следующим показателям:
Малыш может эмоционально проявлять свои чувства: целовать, обнимать маму, папу, любимую игрушку.
Радоваться веселым играм со старшими, новым игрушкам (иногда ребенок может даже испугаться появлению новой игрушки).
Узнавать всех близких и радоваться их приходу.
Узнавать близких на фотографии, показывать пальчиком, где мама, папа.
Малыш может насторожиться, заплакать при появлении «чужого» человека.
Листать книжки, с интересом рассматривать картинки, показывать по просьбе на какое-либо изображение (котика, собачку).
Эмоционально реагировать на музыку: «танцевать», «подпевать».
Подражать мимике взрослого.
Выражать свое недовольство мимикой (криком, плачем, писком) на запрет, строгий тон взрослого.
Смотреть в зеркало, восхищаться своим отражением, играть с ним, строить рожицы.
Подражая взрослым «разговаривать» по телефону.
Оценивая речевое развитие ребенка, специалисты рассматривают два показателя: активную речь и понимание речи. В год ребенок должен уметь:
Говорить на «детском» языке от 2 до 10 слов, на вопрос «Кто это?» отвечать автономными словами.
Изображать знакомые звуки и действия: подражать голосам животных, отвечать показом на вопрос «Как Ванечка плачет, поет, танцует?» и т.п.
Подражать (интонационно), повторяя за взрослыми новые слова.
Показывать по просьбе на одну из 4-х игрушек и на одну из 2-х картинок.
Выполнять просьбы: «принеси», «дай», «положи», «закрой», «открой».
Понимать слово «нельзя».
Показывать по просьбе на называемые предметы в доме.
Махать ручкой «пока-пока», играть в «ладушки», показывать, как летает птичка (махать ручками), играть в игру «ку-ку» (ладошками закрывать и открывать лицо).
Знает и реагирует на свое имя
К годовалому возрасту малыш должен овладеть простейшими бытовыми навыками:
Откусывать и жевать кусочки хлеба, сухарика, печенья.
Пить самостоятельно из бутылочки, поильника, некоторые малыши пьют из кружки, придерживая ее руками (Когда начинают пить из кружки).
Делать первые попытки кушать ложкой (некоторые детки ловко накалывают кусочки мягкой пищи на вилку, но чаще малыши берут еду руками).
Притягивать ручки под кран для умывания, вытирать лицо и руки полотенцем.
Некоторые малыши при одевании помогают себя надевать: протягивают ручку в рукав, вставляют ножку в обувь, но многие не любят этот процесс и выражают писком (криком) свое недовольство.
Сигнализировать характерными звуками, что штанишки мокрые или испачканные (если на ребенка не надет подгузник большую часть суток), иногда бывает, что малыши в этом возрасте уже начинают проситься на горшок.
А вообще, все дети разные и индивидуальные!
Навыки по месяцам:
1 месяц | 2 месяц | 3 месяц | 4 месяц | 5 месяц | 6 месяц | 7 месяц | 8 месяц | 9 месяц | 10 месяц | 11 месяц
Поезд «Развитие» на всех парах приближается к станции «1 Год». Локомотив-мозг тащит множество вагончиков-умений, вагончиков-знаний, не снижая скорости. Впереди новая жизнь – вербальная или речевая.
Ваш малыш уже в совершенстве овладел доречевым общением – активно использует мимику, простые жесты, лепет. Со временем в общение со взрослым дети начинают добавлять устойчивые звукосочетания, которые обозначают простые действия («ам – ам», «бай – бай», «бух»), игры («ку – ку»), предметы и игрушки («тик – так», « му – му»). С развитием общения связано и появление первых настоящих слов – призыв, просьба, обращение, указание – «мама», «папа», «дай», «тут».
Что же должен говорить ребенок в 1 год?
Кто придумал нормы речевого развития? И как понять соответствует ли развитие речи ребенка этим нормам?
Нормы развития определены на основе масштабных исследований большого количества детей разных возрастов. Принятые в отечественной практике нормы оценки развития, разработанные Э.Л. Фрухт (скачать таблицу норм) предполагают, что в 12 месяцев ребенок произносит 5 – 10 несложных слов и легко подражает слогам. При этом он:
понимает названия нескольких предметов, действий, имена, выполняет отдельные просьбы (“найди, принеси, дай маме, положи тут”);
понимает слово “нельзя”;
по просьбе выполняет игровые действия («покачай куклу», «кати машинку»)
Речь значительного числа современных российских детей не соответствует таким «завышенным» требованиям по различным причинам. В этом возрасте наиболее значимыми могут быть медицинские факторы, действовавшие как в период беременности (интоксикации, гипоксия плода), так и в родовой и послеродовой период (стремительные/затяжные роды, неврологические проблемы).
Затруднять формирование речи могут, в том числе нарушения слуха. Если у Вас есть подозрения на снижение слуха – обратитесь к специалисту незамедлительно.
Причинами задержек речевого развития и возникновения речевых нарушений могут быть не только медицинские, но и социальные и психологические факторы: скупая речевая среда, двуязычие в семье, нарушение эмоционального контакта с матерью, разлука с ней.
В последние годы часто используются зарубежные диагностические методики, которые более «лояльны». Так, согласно им, только к 15 – 18 месяцам ребенок может научиться произносить от 4 до 6 слов. К сожалению, такие методики, могут затруднить раннее выявление нарушений в развитии ребенка.
Как адекватно оценить развитие речи ребенка в 1 год?
Думается, у Вас нет поводов для беспокойства, если малыш:
понимает обращенную речь в объеме возрастных требований;
свободно использует доречевые формы общения – мимику, жесты; активен в контакте;
произносит первые слова – обозначения («ав-ав», «кис – кис»).
Как развивать речь ребенка в 1 год?
В первую очередь – в процессе ежедневного общения, ухода за ребенком.
Помните, ребенок должен не просто слышать речь взрослых, а слова, которые обращены именно к нему.
Не допускайте агрессивного стиля общения, не используйте перегруженные монологи.
Говорите доброжелательным тоном, используйте ласковые, мелодичные слова, стихи, потешки, колыбельные и др.
Четко проговаривайте все слова; следите, чтобы малыш обращал внимание на движения ваших губ.
Говорите так, как будто сообщаете ему что-то важное; дотрагивайтесь до малыша, что бы он приготовился слушать.
”Озвучивайте” действия и называйте окружающие предметы.
Рассматривая предметы, перечисляйте их особенности и характеристики (где у кошки ушки?); подражайте игрушкам, голосам зверей (кто как говорит?).
Общаясь с ребенком, давайте ему время подумать, не торопитесь с ответом. Будьте ласковы, внимательны, поощряйте активность малыша.
Не говорите малышу “неправильно”. Лучше предложите два варианта : «Да, это собака, «ав-ав».
Следите за общим развитием ребенка (играйте в кубики, пирамиды, матрешки; работайте с пластилином и глиной, рисуйте и т.д.).
Развивайте слуховое внимание: например, учите его различать музыкальные игрушки, окружающие звуки.
Развивайте артикуляционный аппарат: вовремя отучайте от пустышки; следите, чтобы ребенок употреблял твердую пищу и др.
Развивайте движения пальцев рук (лепка, пальчиковые игры, массаж), сопровождайте пальчиковые игры чтением стихов, потешек.
Неиссякаемая энергия Вашего ребенка поможет двигаться скоростному поезду «Развитие» вперед и вперед. Теперь в его составе уникальный вагончик – речь – средство общения и мышления. Счастливого пути!
Как быстро летит время! Кажется, что только вчера вы принесли в дом посапывающего новорожденного, а сегодня ваш малыш уже отмечает свой первый день рождения! Родителей волнуют вопросы: как идет развитие их крошки, что должен уметь ребенок в 1 год и что из этого умеет делать их чадо. Конечно, все детишки разные и осваивают новое в разное время. Но есть некий усредненный набор навыков, большинством из которых дети должны овладеть к годовалому возрасту.
Первые умения
Первый годик дается маленькому человечку непросто. Столько всего надо освоить! К годовому рубежу кроха подходит с базовыми умениями, на которых будут основаны его дальнейшие достижения:
умеет следить глазками за перемещением объекта (или света);
водит глазами вслед за погремушкой, слышит и интересуется ее звуком;
дарит близким первые улыбки;
умеет держать голову в вертикальном положении;
меняет позиции, переворачивается с живота на спинку и в другую сторону;
тянется за погремушкой;
сидит;
осваивает гуление.
Физическое развитие ребенка
К годику дети умеют сидеть, стоять (держась за взрослого или предметы мебели), вставать на ножки, ползать. Вставать малыши умеют из любого положения. Некоторые детишки стадию ползанья пропускают.
Обычно это те годовасики, которые рано встали на ножки и научились ходить – они выбирают для себя сразу «взрослый» способ передвижения. Чаще всего такие детки очень активны, быстро развиваются физически. Узнайте, когда ребенок начинает ходить>>>
В основном, малыши умеют ходить вдоль опоры, или с поддержкой за одну или обе ручки. Особо шустрые детки ходят без опоры и даже бегают.
Физическое развитие ребенка идет вперед семимильными шагами:
в 1 год малыш умеет шагать по лестнице с поддержкой взрослого;
ползать по лестнице;
забираться на стулья, диваны, другие предметы мебели;
детки также спускаются с кроватей, диванов вниз, сползают с лесенок.
Важно! Поэтому не оставляйте ребенка в комнате с открытыми окнами, розетками, тяжелыми предметами, которые он может уронить.
Даже если вам кажется, что малыш не умеет забираться на подоконник, знайте: вы его недооцениваете! В этом возрасте детки догадываются подставить стул.
В физическом развитии крохи большую роль играет самостоятельность. Если вы хотите, чтобы малыш скорее научился ходить, не берите его на руки по первому требованию, позвольте ему самому добраться туда, куда надо. Если кроха пытается самостоятельно забраться в песочницу или на горку, не стоит сажать его туда. Просто подстрахуйте малыша, но основную «работу» ребенок должен выполнить сам. Узнайте также, что делать, если ребенок боится ходить?
Психомоторное развитие крохи
В годовалом возрасте дети активно познают окружающий мир. Малышу интересно, как устроена та или иная игрушка, как несколько крупных деталей конструктора соединяются в одно целое.
К годику ребенок обладает следующими навыками:
умеет собирать и разбирать пирамидку из двух-трех колечек;
может составить башенку из двух кубиков;
умеет снимать крышки с кастрюль и коробок, может положить в коробку какой-то предмет и закрыть крышку;
осваивает первые сортеры: может проталкивать небольшие предметы в отверстия, вырезанные в крышке картонной коробки;
играет с посудой: «ест» ложкой, «пьет» из чашки;
может «причесывать» игрушку, кормить ее или укладывать спать;
играет со своей одеждой, шапочками, ботинками;
берет игрушки одной или двумя руками, перекладывает из руки в руку;
умеет брать небольшие предметы двумя пальцами (большим и указательным);
катает коляску, возит машинку, может толкнуть мячик, чтобы он покатился;
пытается бросать и ловить мячик или другие предметы;
умеет открывать дверцы шкафов, выдвигать и задвигать ящики, доставать оттуда вещи, складывать их обратно;
копирует действия других детей: копает, хлопает, стучит палкой по предметам;
играет «во взрослых»: например, крутит отверткой, как папа, или красит губы, как мама.
Эмоции и интеграция в общество
Ближе к году малыши начинают чаще выражать свои эмоции звуками, улыбками, мимикой, а не просто плачем;
Активнее становится и тактильное выражение чувств: большинство деток умеет обнимать, целовать (родителей, других малышей, игрушки);
Если внимательно наблюдать за малышом, начинаешь понимать язык его тела. Близкие люди обычно хорошо знают, что им хочет «сказать» ребенок. С посторонними детки могут быть более замкнутыми;
Малыш хорошо знает тех, кого часто видит: родителей, других родственников; узнает их на фотографиях и умеет показывать по просьбе взрослых. Также он может показывать на картинках кошечек, собачек, других животных или предметы;
В этом возрасте детки уже умеют перелистывать книжки. Ради справедливости надо отметить, что в один год книжки интересуют далеко не всех, и это нормально: остальные малыши оценят прелесть этого занятия чуть позже;
Годовалые дети активно проявляют как положительные, так и отрицательные эмоции: радуются возвращению родителей с работы, появлению новой игрушки. При этом могут заплакать, если к ним обращается посторонний, или злится на слово «нельзя». Читайте в статье, как объяснить ребенку, что нельзя?>>>
В этом возрасте малыш часто подражает взрослым: «общается» по телефону, «читает» книжку, возится с папиными инструментами.
Кроме того, детки копируют мимику родителей и пользуются ею. В год они умеют различать выражения лиц. Детки также понимают интонацию, с которой к ним обращаются, могут копировать ее при гулении;
Кроха умеет выполнять несложные просьбы: «дай игрушку», «покажи кошечку», «где глазки». Этот навык детки осваивают быстро, достаточно несколько раз поиграть с ними в подобные игры;
Малыш умеет танцевать под музыку, которая ему нравится, «подпевает» детским песенкам. Если ваш ребенок этого не делает, покажите ему пример – он сразу же научится. Это занятие очень нравится годовалым деткам;
Подражая взрослым и сверстникам, малыши осваивают первые игры. Годовасики умеют хлопать в ладоши, играть в «ку-ку» (прятать личико в ладошках);
Детки интересуются своим отражением в зеркале, могут активно крутиться перед ним, любоваться собой.
Это далеко не полный перечень того, что умеет делать ребенок, ведь в 1 год социальное и эмоциональное развитие крохи прежде всего зависит от окружающих его людей. В этом возрасте детки проделывают удивительные вещи. Достаточно заниматься их физическим развитием и демонстрировать собственный пример, и ваша крошка поразит вас своей сообразительностью.
Становление речи
В один год ребенок понимает обращенную к нему речь. Он ориентируется на интонацию, знает несложные выражения. Чем больше вы разговариваете с ним, тем шире становится его пассивный словарный запас (т. е. те слова, которые он понимает). От 2 до 10 слов умеет говорить ребенок в 1 год.
Сокращенные слова и звукоподражания в этом возрасте тоже считаются словами, если они всегда обозначают одно и то же. Например, если «му» – это всегда «корова», то это звукоподражание тоже считается словом.
Важно! Но не стоит беспокоиться, если ребенок не произносит ничего. Гораздо важнее, чтобы он понимал вас.Если этого не происходит, кроху необходимо показать специалисту.
У детки могут быть проблемы со слухом, речевым аппаратом, неврологические, психологические нарушения. Большинство отклонений от нормы в этом возрасте успешно компенсируется, если вовремя начать заниматься с крохой.
Что еще знает ребенок в один год:
отвечает на вопрос «кто это?» отдельными словами: мама, ав, ме-ме;
умеет показывать знакомые действия по просьбе: как улыбается, как топает ножкой, как кушает и т. п.;
знает, как его зовут, откликается на свое имя;
пытается повторить новые слова;
знает слова «можно» и «нельзя».
Ускорить речевое развитие ребенка можно, если постоянно разговаривать с ним, комментировать свои действия и то, что происходит вокруг. Можно произносить слова, четко артикулируя звуки, побуждая кроху повторять за вами.
Разговаривая с детьми, не стоит коверкать и сокращать слова. В этом случае ребенок запоминает «неправильное» звучание, и переучить его бывает очень сложно. Разговаривайте с малышом как со взрослым, только более эмоционально.
Годовасики и их навыки самообслуживания
В год маленький человек уже стремится к самостоятельности. Вот некоторые бытовые навыки годовалых деток:
Умеют (или хотя бы пытаются) есть ложкой. Есть даже детки, которые в этом возрасте успешно пользуются вилкой;
Пьют из чашки-непроливайки, а иногда и из кружки;
Пытаются самостоятельно одеваться. Если вы никуда не торопитесь, выдайте малышу одежду, которую планируете надеть на него, пусть немного потренируется;
Умеют откусывать и жевать твердую пищу (печенье, хлеб, банан). Читайте также: как правильно кормить ребенка?>>>
Умеют мыть руки, вытирать их полотенцем. Детей очень легко научить этому действию, несколько раз показав собственный пример. Подробнее о том, как развить самостоятельность у ребенка?
Начинают понемногу осваивать горшок. Узнайте, с какого возраста приучать ребенка к горшку?
В этом возрасте достаточно, если малыш знает, для чего нужен горшок, умеет соотносить мокрые штанишки и свои естественные потребности.
Хорошо, если он принимает какой-нибудь условный звук, который обозначает желание сходить на горшок, хотя такое понимание может прийти значительно позже годовалого возраста. Для этого можно усаживать деток на горшок, произнося этот самый условный звук. Они очень быстро запомнят его.
К годовому рубежу каждый ребенок подходит с определенным набором навыков. Каким будет этот набор – зависит в большей степени от родителей. В этом возрасте нужно не только показывать крохе окружающий мир и разговаривать с ним, но и давать малышу больше самостоятельности (под присмотром старших). Позвольте ребенку поучиться на собственном опыте, и вскоре вы будете удивлены результатом!
Читайте также:
Ребенок ходит на носочках: причины?
Почему дети плохо спят?
Ребенок плохо ест в год.
Подпишитесь и получите запись семинара 5 шагов, без которых не получится вырастить счастливого ребенка.