Главная » Статьи » Что умеет ребенок по месяцам до года
Что умеет ребенок по месяцам до года
Календарь развития ребенка по месяцам: что умеет ребенок
Навыки и умения ребенка
Крайний срок появления
Дети до года
Следит глазами за источником света (лампочкой или фонариком)
1 месяц
Прислушивается к звуку погремушки, следит за ней глазами
2 месяца
Удерживает головку в вертикальном положении, хотя бы 30 секунд
3 месяца
Улыбается в ответ на разговор и улыбку
3 месяца
Тянет руки к игрушке
4 месяца
Переворачивается со спины на живот
5 месяцев
Просится на руки к матери
6 месяцев
Стучит кубиком или игрушкой по поверхности
7 месяцев
Стоит несколько секунд при поддержке за руки
8 месяцев
Ползет вперед
9 месяцев
Сбрасывает игрушки со стола
10 месяцев
Стоит и передвигается, держась за опору
11 месяцев
Реагирует на свое имя
11 месяцев
Делает шаги, держась за руки взрослого
12 месяцев
Подает взрослому игрушки
12 месяцев
Дети старше года
Стоит сам, хотя бы 10 секунд
1 год 1 месяц
Говорит «мама», «папа»
1 год 3 месяца
Ходит свободно
1 год 4 месяца
Повторяет слова (или части слов) за взрослыми
1 год 4 месяца
Играет игрушками, мячиком, строит башню из трех кубиков
1 год 6 месяцев
Знает 6 слов, знает части тела
1 год 8 месяцев
Моет сам руки
2 года
Просит есть словами
2 года 5 месяцев
Может сам спуститься по лестнице
2 года 6 месяцев
Выкладывает кубики в одну линию
2 года 8 месяцев
Ест сам суп ложкой
2 года 9 месяцев
Говорит о себе «я», просится на горшок
2 года 10 месяцев
Может стоять на одной ноге без поддержки
3 года
Знает свое имя и фамилию
3 года 1 месяц
Указан возраст ребенка, по достижении которого стоит забеспокоиться, если малыш не умеет что-либо из описанных навыков, и проконсультироваться с педиатром. Некоторые способности напрямую связаны не только с воспитанием, но и состоянием здоровья ребенка.
7gy.ru
Развитие ребенка по месяцам до года, что должен уметь ребенок
Когда в семье появляется новорожденный ребенок, каждая мама начинает внимательно наблюдать за его развитием. За первый год жизни малыш способен очень многому научиться и пройти много этапов в развитии. Но не все мамы знают, как именно ребенок должен развиваться. Ведь иногда это происходит быстрее, а иногда медленнее, и во втором случае необходимо обращаться к логопеду. Но чтобы можно было следить за правильным развитием ребёнка до года, нужно на основании информации в данной статье составить таблицу поведения и рефлексов малыша по месяцам (от 1 до 12). Цель данной статьи — показать еще неопытным мамам, как их малыш должен развиваться и чему учиться на протяжении первых, наиболее важных 12 месяцев его жизни.
Что такое календарь развития ребенка и для чего он нужен?
Календарь развития ребенка поможет вам следить за нормальным процессом роста малыша. Календарь составляется на основании данных по исследованиям ВОЗ, и поэтому имеет практически идеальные показатели. С помощью него можно контролировать вес малыша, его развитие в эмоциональном и рефлекторном плане и т.д. Таблица развития подскажет вам, чего ожидать от малыша, какие игрушки ему предложить на определенном месяце жизни и т.д.
Календарь развития ребенка по месяцам до 1 года очень актуален в этот промежуток времени, так как малыш за первые 12 месяцев сможет научиться большому количеству рефлексов, движений, эмоций и т.д.
В первый год жизни ребенок научится большему, чем в последующие 10 лет жизни, поэтому его развитие лучше контролировать с помощью специальной таблицы, и в случае каких-то грубых несовпадений обращаться к логопеду.
1 месяц
Первый месяц в жизни младенца, наверное, самый сложный для мамы. Этот период часто называют адаптационным. В первые 30 дней своей жизни ребенок часто спит (около 70-75% всего времени). Бодрствование занимает всего 4-6 часов в сутки. В это время малыш концентрирует внимание на разноцветных игрушках и проявляет эмоциональный интерес к некоторым из них. Логопеды отмечают, что новорожденные дети должны сразу наладить эмоциональный контакт с мамой. Поэтому во время кормления ребенка грудью не нужно торопиться, малыш должен ощутить теплоту и заботу мамы. Развитие ребенка в 1 месяц жизни происходит очень быстро, он пытается адаптироваться к окружающей среде, привыкнуть ко всем звукам, запахам и т.д.
Сразу после рождения у малыша должны быть следующие рефлексы (заложены природой на генетическом уровне):
Плавательный (при ощущении большого количества воды малыш начинает двигать ручками).
Поисковый (поиск маминой груди).
Рефлекс ходьбы (если поставить ребенка в вертикальное положение и немного придерживать, он начнет двигать ножками, будто бы пытается идти).
Хватательный (если прикоснуться к руке малыша, то он сожмет ее в кулачок).
Сосательный (прикасания языка к предмету).
Данные рефлексы даны малышу с самого рождения, и выполняются они на подсознательном уровне. Однако в первые 30 дней жизни ребенок должен уметь поднимать голову, лежа на животе; узнавать запах и голос родной мамы; много спать и есть 4-5 раз в день. К концу первого месяца малыш начинает издавать некоторые звуки (агуканье, гуление и т.д.). Кроме того, месячный малыш постоянно плачет, если его что-то раздражает или если он ощущает дискомфорт. Например, если малыш услышит резкие звуки или у него заболит животик, то он может резко заплакать, и в этом случае это абсолютно естественно и нормально. Зачастую ребенок может на некоторое время сфокусироваться на лице мамы и немного успокоиться. Главное помнить, что в первый месяц жизни ребенка все его движения рефлекторны.
2 месяца
Вторые 30 дней жизни малыша называют периодом «оживления». В это время ребенок уже начинает реагировать на изменение эмоционального состояния взрослых. Он может отличить, когда мама улыбается, грустит или плачет. Двухмесячный малыш уже меньше спит, но больше бодрствует, кроме того, иногда время бодрствования может припадать на ночь, когда родители спят. Дело в том, что на втором месяце жизни у малыша еще не выработан рефлекс режима сна, поэтому он может перепутать день и ночь. За второй месяц жизни ребёнок прибавляет в весе 700-800 грамм и 2-4 см в росте.
Важно! Если поведение вашего ребенка не будет соответствовать тому, что указанно у нас в статье, то не следует пугаться. Некоторые дети могут задерживаться в развитии, в таких случаях просто необходимо обратиться за консультацией к логопеду. Активность ребенка повышается: он начинает переворачиваться с одной стороны на другую, махать ручками и ножками, издавать различные гласные звуки: «а», «у», «о». На втором месяце жизни ребенок ведет себя таким образом:
Постоянно тащит в рот игрушки или собственные пальцы.
Плачет и кричит, если у него заболит животик или если он захочет кушать.
Эмоционально реагирует на разные предметы: хочет потрогать интересные, плачет при виде страшных и неинтересных, улыбается при виде приятных.
Если мама с ребенком общается нежным и приятным голосом, то он отвечает улыбкой и движением ручек и ножек.
Различает и реагирует на различные звуки: может заплакать, сморщить лоб, улыбнуться и т.д.
Выражает радость при виде близких ему людей, более уверенно держит головку.
3 месяца
В эти 30 дней младенец уже начинает более уверенно держать голову, начинает опираться на лопатки и самостоятельно переворачиваться.
В этот период важно частенько класть его на животик, чтобы лишние газики могли уходить и не мучить малыша. Не давайте маленькому долго лежать на боку, так как это может привести к искривлению позвоночника. К середине третьего месяца младенец уже более четко реагирует на различные цветные предметы и звуки. Более того, он сам пытается издавать не только гласные, но и согласные звуки.
Малыш может без помощи мамы высунуть соску изо рта, а потом самостоятельно ее засунуть. За эти 30 дней младенец должен прибавить в росте на 3-4 см и в весе на 800-900 граммов. Трехмесячный рёбенок должен уметь следующее:
Трогать себя за личико (он старается изучить свои глазки, уши, рот и т.д.).
Искать источник звукового сигнала поворотами головы.
Повторять эмоции и мимику мамы или других родственников.
Больше улыбаться, бодрствовать и играть с интересными ему вещами.
Различать голос близких и посторонних ему людей.
Более координировано двигать ножками и ручками.
При недостатке внимания кричать и плакать.
Держать головку в положении лежа на животе около 30-40 секунд.
Больше спать ночами, и меньше в дневное время.
4 месяца
Четырехмесячный малыш уже более четко координирует свои движения, может без особых трудностей отличить голос мамы от другого человека, четко реагирует поворотом головы на любые источники звука.
В этом возрасте младенец может полностью опираться на свои ручки, когда лежит на животике. При виде погремушки начинает с ней активно играть, любые игрушки сначала старается потянуть в рот. Четырехмесячный младенец спит 2-3 раза в день по 1-1.5 часа, а все остальное время бодрствует и продолжает изучать окружающую его среду.
Когда ребенку исполняется четыре месяца, он уже должен весить около 6-6.5 кг. Малыш просит кушать плачем, и не станет употреблять пищу насильно, без своего согласия. Четырехмесячный младенец должен:
Самостоятельно переворачиваться с живота на спину, крутить головой, поддерживать себя на руках.
Пытаться ползать при помощи рук и ног на кроватке.
Пробовать поднимать свое туловище, пытаться сесть.
Различать игрушки, у ребенка появляются любимые игрушки, при виде которых он начинает активно улыбаться (плачущего ребенка часто успокаивают его любимой игрушкой).
Стараться поддерживать ручками грудь или бутылочку при кормлении.
Внимательно наблюдать за движущимися объектами.
Выполнять первые манипуляции с игрушками: бросать, стукать и т.д.
Внимательно рассматривать свое зеркальное отражение.
Пытаться издавать первые слоги «ма», «па» и т.д.
Полностью различать чужих и своих, улыбаться маме, и кричать, если она его покидает.
Реагировать при произношении его имени.
Эмоционально реагировать и отличать на вкус различную пищу.
5 месяцев
К этому времени ваш младенец уже сможет самостоятельно ползать на кроватке и переворачиваться с животика на спину. Более того, некоторые малыши в этом возрасте уже пытаются сесть на попку и даже ходить.
В пятимесячном возрасте мама должна помочь своему ребенку идти: его нужно поддерживать за ручки и спинку, и это очень важно, ведь если заранее не помогать малышу освоить походку, то в дальнейшем будет риск развития плоскостопия или ходьбы с «подпрыгиваниям». Развитие ребенка в 5 месяцев уже позволяет ему более четко произносить определенные звуки. Мама должна пытаться научить своего младенца произносить некоторые простые слова.
К 5 месяцам малыш должен:
Проявлять повышенную активность и интерес к ранее невиданным вещам.
Играть со своими ручками и ножками (некоторые детки пытаются засунуть пальчики ног в рот).
Хватать игрушки сразу обеими руками и крепко их держать.
Подтягивать к себе игрушки, когда лежит на животике.
Пытаться стянуть одетые на ноги носочки.
Пытаться поддерживать свой вес на выпрямленных ручках.
Внимательно слушать сказки, стихи, приятную и легкую музыку.
Внимательно рассматривать все предметы, которые его окружают.
Громко пищать, смеяться и произносить различные звуки.
При виде незнакомцев может расплакаться или нахмуриться.
Повторять за взрослыми простые движения, например, пытаться хлопать в ладошки и т.д.
Важно! Никогда не оставляйте своего ребенка на длительное время без присмотра даже в самых безопасных местах. Малыш в любое время может закашляться или срыгнуть, и это вызовет у него панику и крик. В этом возрасте у некоторых деток уже начинают прорезаться зубки, поэтому появляется повышенное слюноотделение. Пятимесячному малышу уже необходим слюнявчик, так как он не всегда успевает проглатывать всю слюну. В этот период нужно начинать полноценное общение с младенцем. Если вы думаете, что он ничего еще не понимает, то вы глубоко ошибаетесь. Ведь те мамы, которые долго «сюсюкаются» со своим ребенком, могут больше года ожидать от него произнесения первого слова. Пятимесячному малышу нужно рассказывать некоторые простые и короткие истории, описывать окружающие его предметы и т.д. Он будет запоминать некоторые слова и в дальнейшем быстрее научится говорить.
6 месяцев
К концу шестого месяца ребенку уже исполнится полгода, и он должен уметь самостоятельно сидеть (принять такое положение ему нужно помочь), перекладывать игрушки с одной руки в другую, реагировать на произношение своего имени, пытаться встать на четвереньки и ползти. Если до сих пор младенец нормально развивался и его умения соответствовали вышеуказанным, то на данном этапе он должен уметь:
С помощью мамы или папы садиться и держать ровную спинку (некоторые детки в этом возрасте могут самостоятельно садиться).
Переворачиваться и ползать по кроватке, ставать на вытянутые ручки и пытаться дотянуться до игрушек.
Более-менее уверенно стоять на полу, если ребенка поддерживают под мышки.
Проводить различные манипуляции с игрушками и окружающими предметами (стучать, бросать, держать в руках и внимательно рассматривать).
Если забрать у ребенка игрушку, которой он увлеченно играл, будет много крика и плача.
Бросать игрушки в стороны, а потом активно их искать, поворачивая голову и рассматривая комнату.
Пить из чашки или стакана, кушать с ложки жидкую пищу, различать на вкус напитки и еду, отдавать предпочтения той или иной пище.
Эмоционально реагировать на разную музыку, на произношение своего имени и на лица посторонних людей.
Улыбаться и громко смеяться при виде мамы, папы и других членов семьи.
Менять выражение лица при виде незнакомых людей или при появлении громких и неприятных звуков.
Требовать повышенного материнского внимания (ребенок будет часто плакать, если мама будет надолго оставлять его без присмотра).
6 месяцев — важный этап формирования родной речи. У ребенка на уровне подсознания закладываются различные произношения и звуки, он начинает произносить что-то вроде «м-м-а-м-м», «б-у-б-б-у-б-у» и т.д.
Бывает такое, что к началу шестимесячного возраста детки начинают меньше спать днем, при этом они очень активны. Но не следует забывать, что шестимесячное дитя должно спать трижды в день по 1.5-2 часа (ночной сон также должен быть не менее 10 часов). В этом возрасте ребенок уже начинает кушать жидкую и полужидкую пищу, пить соки и молоко из чашки. Самостоятельно подбирать рацион малышу категорически запрещено, лучше всего проконсультироваться с врачом (он подскажет, сколько и какой пищи нужно давать младенцу). Также следует отметить, что шестимесячный малыш не должен кушать сладкую или соленую пищу, так как его кишечник и почки еще не полностью сформировались, и могут возникнуть проблемы.
Важно заметить, что если шестимесячный ребенок не реагирует на еду, звуки, игрушки, близких и чужых людей, то необходимо обратиться к логопеду за помощью. Кроме того, нерегулярный сон и тремор рук и ног также являются причиной посещения больницы.
7 месяцев
В возрасте 7 месяцев у ребенка проявляется повышенная активность. Его развитие доходит до того момента, когда он уже может различать предметы (некоторые детки могут вам показать часы или картину, если вы попросите их об этом). Малыш постоянно играет с игрушками, бросает их, бьют друг о друга, при этом проявляя некоторые эмоциональные впечатления (улыбается, смеется, что-то непонятное говорит и т.д.).
Семимесячные дети любят купаться вместе с игрушками, поэтому их нужно приучать к водным процедурам. Во время купания старайтесь рассказывать ребенку обо всех частях тела, а потом просите его показать ручку, ножку, ушко и т.д.
В этот период у детей активно прорезываются зубки, поэтому им в пищу необходимо добавлять измельченный творог и мясо, так как эти продукты богаты кальцием. Для роста мышц и нормальной работы сердца ребенку необходимы продукты, богатые калием. Также не забывайте следить за чистотой детской комнаты и игрушек, так как ребенок постоянно пытается тащить всяческие предметы в рот.
Семимесячный младенец должен:
Долго и часто произносить разные слова, например: «м-а-м-а», «б-а-б-а» и т.д.
Без посторонней помощи сидеть с выпрямленной спиной, играть при этом игрушками или осматривать свою комнату.
Держась за кровать или кресло, пытаться самостоятельно встать на ножки.
Немного быстрее и энергичнее ползать.
Во время кушанья проявлять высокую активность: постоянно менять положения, вертеть головой и т.д.
Самостоятельно создавать различные звуки (стучать предметами, играть музыкальными игрушками и т.д., семимесячным малышам такие занятия очень нравятся).
Во время кормления грудью младенец может немножко кусаться, так как у него прорезаются зубки и чешется десна.
Пользоваться элементарными знаниями, которые приобрел в процессе семимесячного развития (ребенок знает, что если подуть в свисток, то появится звук, а если натянуть резинку, то она выстрелит);
Понимать некоторые элементарные вещи и понятия, стараться их анализировать, понять и прислушаться к запрету родителей (реагирует на родительское «нет»).
Продолжать изучать окружающие его предметы, пытаться дотянуться до них, пощупать и попробовать на вкус ранее не виданные предметы.
Реагировать на свое имя и стараться привлечь внимание матери и других близких родственников.
Важно! Помните, что ребенок чувствует ваше настроение, и если вы чем-то огорчены, малыш также будет плакать. Большинство малышей в таком возрасте уже должны отличать понятия «можно» и «нельзя», поэтому их следует приучать к дисциплине. Учите детей слушаться, иначе в дальнейшем они будут очень капризными.
Старайтесь много общаться с ребенком: читайте сказки, стихи, рассказывайте о предметах в комнате и т.д. Все это поспособствует тому, что ребенок быстрее сформирует правильную и нормальную родную речь.
8 месяцев
В этом возрасте малыш уже может активно ползать и переворачиваться, поэтому нельзя его оставлять на высоте. Восьмимесячный ребенок должен уметь определить по фотографии маму и папу, понимать некоторые слова и запреты на определенные действия. Он также пытается самостоятельно кушать и с интересом рассматривать и щупать новые игрушки.
На восьмом месяце ваш малыш:
Пытается преодолевать любые препятствия, которые встречаются ему на пути.
Пробует самостоятельно вставать при помощи опоры, ходить, садиться, ложиться и т.д.
Еще немного рассеян, легко отвлекается от интересного занятия, если с ним начать говорить или резко включить какую-то музыку.
Уже может играть в потешки с простыми движениями: «ку-ку», «ладушки» и т.д.
Может собрать небольшую пирамидку из кубиков, развалить ее, потом обратно собрать в том же порядке.
Реагирует на простые просьбы, совершает простые танцевальные движения.
Показывает пальцем на те предметы, которые хочет потрогать или увидеть поближе.
Часто и регулярно повторяет серию различных слогов.
Четко определяет маму, папу и близких родственников, меняет эмоции при виде чужих людей.
Любит постоянное общество близких людей, когда остается один, может заплакать.
Умеет махать ручкой на прощание.
Пугается резких звуков или неожиданных появлений взрослых.
В этом возрасте у крохи начинают формироваться отдельные участки головного мозга, отвечающие за мелкую моторику, речь, эмоции и рефлексы. Восьмимесячных младенцев нужно активно обучать ходьбе и правильной четкой речи.
9 месяцев
В 9 месяцев ребенок все еще пытается освоить нормальные процессы ходьбы, пытается повторять за взрослыми некоторые движения и слоги, пробует самостоятельно пить из чашки. Если развитие ребенка происходило нормально, то к этому возрасту он должен:
Научиться понимать самую простую логику взаимосвязи предметов (меньший стаканчик ставить в более крупный, строить пирамидки и т.д.).
Играть в комнате самостоятельно и не требовать постоянного присутствия мамы.
Учиться некоторым вещам у других детей, повторять за ними различные действия и слова.
Стараться выговаривать отдельные слоги и обрывки слов. Ребенок уже четко понимает, о каких вещах он говорит, только его речь на данном этапе еще начинает формироваться.
Использовать для игры сразу несколько различных по структуре и массе предметов, пытаться их скомбинировать или сбалансировать.
Пытаться вылезть на стул или диван, ходить более длительное время, держась при этом за опору.
Указывать пальчиком на предмет, который его просят показать.
Изучать новые игрушки и предметы, проявлять интерес к содержимому различных шкафов, ящиков и т.д..
Понимать значение некоторых слов: «кушать», «иди сюда», «ложись» и т.д..
Узнавать некоторых животных на картинках или фотографиях.
Активно проявлять эмоции в виде плача, крика и т.д., если ребенок недоволен, то может вырываться с рук и дергать руками и ногами.
10 месяцев
Развитие ребенка в 10 месяцев уже позволяет ему самостоятельно перелистывать страницы книги, более-менее четко проговаривать несколько основных слов, уверенно держать в руках игрушки и проявлять эмоции на разные ситуации. К десятимесячному возрасту малыш может:
Садиться из положения стоя, уверенно ходить при помощи опоры, быстро и активно ползать.
Танцевать, хлопать в ладоши, пытаться повторять некоторые слова из песни.
Прятать некоторые игрушки или предметы, закрывать и открывать дверцы шкафа.
Пользоваться преимущественно одной рукой (именно в этом возрасте вы может узнать, будет ваш ребенок правшой или левшой).
Повторять эмоции и мимику взрослых, выполнять несложные задачи с игрушками (катать машинку, толкать неваляшку, одевать куклу и т.д.).
Постоянно перемещать предметы с места на место (младенец отдает предпочтения более мелким предметам, которые он может с легкостью поднять одной рукой).
Произносить, хоть и не очень внятно, названия некоторых предметов, животных, частей тела и т.д.
Различать фразы и словосочетания, смеяться над теми, которые кажутся ему забавными.
Понять логику взаимодействия предметов (палочка толкнет мячик, кнопка на пульте включит телевизор и т.д.).
Понять, для чего предназначены те или иные предметы (например, десятимесячный ребенок уже точно должен знать, что ложка, чашка и тарелка предназначены для употребления пищи).
Также хочется отметить, что на данном этапе развития у младенца активно развивается мелкая моторика пальцев рук, и этому развитию нужно способствовать. Научите малыша рисовать на крупе с помощью пальчиков, выкладывать спичками различные фигурки, лепить что-то при помощи пластилина и т.д.
11 месяцев
Одиннадцатимесячный малыш в некотором смысле уже считается «взрослым». Он может отличать много предметов, самостоятельно передвигаться (ползком или ходьбой при помощи опоры), понимать много слов, манипулировать предметами и т.д. В 11 месяцев ребенок:
Старается самостоятельно кушать ложкой из тарелки, надевать носочки или обувь и т.д.
Очень эмоционально реагирует на новую яркую игрушку, новый звук или музыку, незнакомых людей.
С пониманием реагирует на мимику и слова родителей (знает, когда мама ругается или говорит, что так делать нельзя).
Понимает и любит похвалу.
Выражает свои желания посредством разных способов.
Умеет кивать головой с отрицательным или положительным характером.
Пытается подражать звукам животных.
Способен выполнить несколько простых просьб: «дай», «возьми», «отнеси», «положи» и т.д.
Умеет самостоятельно строить башенки из 7-10 кубиков и более.
К началу двенадцатимесячного возраста малыш уже может различать однотипные игрушки. Он может напоить куколку или одеть ее. В этот период у ребенка начинает формироваться речь, и его в этом нужно поддерживать: рассказывать сказки или просто говорить с ребенком о животных или каких-то предметах.
Важно! До годовалого возраста ребенку для воспитания и присмотра нужна только мама! В этот период приглашать няню лучше не стоит. В 11 месяцев малыша уже можно обучать вежливости. Он будет понимать понятие «спасибо» и то, в каких случаях его использовать. Ребенок уже может играть с другими детками, знакомиться с ними и учиться у них чему-то новому. Кроме того, в этом возрасте малыш начинает интересоваться более сложными предметами, поэтому не удивляйтесь, если он стащит у вас телефон или планшет.
12 месяцев
Когда ребенок достигает почти годовалого возраста, он уже может ходить без помощи опоры и посторонних людей (иногда дети в таком возрасте еще не могут ходить, но тогда нужно обращаться за помощью к доктору). В этом возрасте малыш уже понимает структуру многих вещей и часто говорит сам с собой (хотя многие не понимают его речи). Двенадцатимесячный малыш может самостоятельно покушать, покормить куклу и уложить ее спать, а также замучить кошку до «полусмерти». В 12 месяцев ребенок должен:
Самостоятельно, без помощи мамы, стоять, сидеть и немного ходить.
Преодолевать различные препятствия.
Во время ходьбы приседать, чтобы поднять интересующий его предмет.
Активно участвовать в процессах личной гигиены (мыть руки, чистить зубки и т.д.).
Заявлять родителям, что определенная пища ему не нравится, а некоторая — нравиться.
Носить игрушки не только в обеих руках, но и под мышками, и даже в зубах.
Знать, как включить телевизор, или для чего нужен телефон (может сказать папе несколько слов по телефону).
Понимать практически все, что ему говорят.
Самостоятельно искать свои игрушки.
Постоянно излагать свои желания: «дай», «хочу», «на» и т.д.
Развитие ребенка за один год проходит весьма стремительно, и мамам нужно только успевать следить за его нормальным ходом при помощи календаря по месяцам. Советуем узнать когда приучать ребенка к горшку и как это сделать. В случаях каких-то серьезных отклонений необходимо незамедлительно обращаться к педиатру. Но если вы окружите своего малыша заботой и любовью, то, не успев и оглянуться, увидите, как ваш младенец повзрослел и стал сознательной единицей в нашем социуме.
agu.life
Развитие ребенка по месяцам до 1 года
В первый год жизни ребенок проходит несколько этапов развития как физиологического, так и психологического. Это период активного роста, в котором закладываются базовые психологические функции.
В психологии выделяют несколько основных этапов младенчества:
Кризис новорожденности
Комплекс оживления
Кризис одного года
Период новорожденности.
В момент рождения ребенок испытывает огромный стресс. Этот период и называется кризисом новорожденности. Он напрямую связан с физиологическими факторами, такими как яркий свет, холод, отделение от матери. Психологические особенности новорожденности пока еще заключаются в одних безусловных рефлексах – сосании и дыхании, ведь именно они обеспечивают выживание малыша сразу после рождения.
Психологическое развитие малыша в период новорожденности.
С первой недели новорожденный может различать вкус пищи, поворачивать головку на громкий звук и на несколько секунд фокусировать взгляд на ярком предмете.
Узнавать маму и реагировать на ее появление активным маханием ручек и ножек малыш начинает на первом месяце жизни. А еще в этот период появляется первая человеческая особенность – улыбка. Улыбка маме, ярким предметам и веселым песенками, протягивание ручек навстречу знакомому лицу – все это проявления следующего этапа развития: комплекса оживления.
Период младенчества.
Период младенчества начинается с потребности в общении с другими людьми. Мама по-прежнему остается главным человеком в жизни ребенка. Она заботится об удовлетворении всех его потребностей, кормит, меняет подгузник и даже просто носит на ручках. Естественно, близость родного человека вызывает у малыша радостные эмоции, он больше двигается, много улыбается.
Телесный контакт имеет огромное значение для правильного психологического развития. Чем больше времени мама уделяет играм с малышом, тем активнее он развивается. Ученые проводили исследования, сравнивая детей, растущих в семье, и в детских домах. Дети из детских домов, лишенные возможности общения, развиваются медленнее, чаще болеют, позже начинают разговаривать и ходить.
Далее будут перечислены основные направления в развитии психики ребенка в период младенчества.
Сенсорное восприятие – зрение, слух.
Развитие органов зрения и слуха начинается еще на этапе новорожденности, но с каждым месяцем совершенствуется. Так, к трем месяцам малыш уже удерживает внимание на предмете около 7 минут, он уже интересуется формами, различает цвета. Также появляется способность не просто смотреть на стоящую игрушку, но и следить за движущимися объектами. Например, он может смотреть за перемещениями мамы или движениями мобильчика над кроваткой. А к четырем месяцам уже пытается схватить игрушку, повизгивает и смеется. Особенно важно в этот период обеспечивать малыша новыми впечатлениями, так как это способствует развитию познавательных функций.
Развитие моторики с первого месяца до года.
Малыш может поднимать подбородок, лежа на животике.
Сам тянется к груди, держится за нее ручками. Сжимает и разжимает ладошку, внимательно следит за этим процессом.
Протягивает ручки к предметам, пытается их схватить. Может держать погремушку.
При наличии опоры может сидеть. (Внимание! Нужно дождаться, пока младенец сам попытается садиться, иначе могут возникнуть осложнения в развитии внутренних органов. Особенно это касается девочек).
Самостоятельно переворачивается на животик, приподнимается на четвереньки. Совершает попытки ползти.
Малыш начинает ползать, активно хватать предметы. Обычно в этом возрасте начинают резаться первые зубки, поэтому естественно, что все предметы тянутся в рот.
Уверенно ползает, сам сидит, пытается вставать с опорой. Появляются более сложные игры, при попытке отобрать игрушку крепко сжимает руку.
Совершает первые попытки самостоятельной ходьбы.
Ходит без опоры, правда пока еще часто падает. Может самостоятельно держать ложку. Показывает носик, глазки на кукле или маме. Машет ручкой на прощание.
Уверенно ходит без поддержки. Кушает самостоятельно. Собирает пирамидку, показывает пальчиком на заинтересовавшие предметы.
Появляется более мелкая моторика. Малыш совершает попытки захвата мелких предметов, играет с песком или камушками, учится держать фломастер.
Основные навыки уже освоены и совершенствуются.
Речь.
В период комплекса оживления появляются первые признаки речи – гуление. Ребенок повторяет звуки за мамой, привлекает внимание различными звуками.
На втором полугодии жизни гуление переходит в лепет. Уже можно вычленить из звуков отдельные слоги. Лепет больше похож на человеческую речь, и, как правило, сопровождается какими-то действиями со стороны малыша.
Уже к 10 месяцам словарный запас может составлять 2-3 слова, таких как «мама», «папа» и т.д. Малыш говорит их пока еще неосознанно, без привязки к объекту.
Таблица физического развития
Возраст, мес.
Прибавка роста за месяц, см.
Прибавка роста за истекший период, см.
Месячная прибавка массы тела, гр.
Прибавка массы тела за истекший период, гр.
1
3
3
600
600
2
3
6
800
1400
3
2,5
8,5
800
2200
4
2,5
11
750
2950
5
2
13
700
3650
6
2
15
650
4300
7
2
17
600
4900
8
2
19
550
5450
9
1,5
20, 5
500
5950
10
1,5
22
450
6400
11
1,5
23, 5
400
6800
12
1,5
25
350
7150
Кризис 1 года
Кризис 1 года выражается в активном сопротивлении действиям родителей. Малыш может начать капризничать или пытаться оттолкнуть родителя, если тот его не понимает или запрещает что-либо делать. Появляются первые признаки самостоятельности.
Отличия в психическом развитии мальчиков и девочек
Каких либо значительных отличий в развитии мальчиков и девочек в этот период нет. Все перечисленные психические функции формируются у каждого ребенка индивидуально, независимо от пола. Миф о том, что якобы мальчики начинают позже разговаривать или ходить, не что иное, как обыкновенная байка, не подтвержденная никакими исследованиями.
9psy.ru
Что должен уметь малыш по месяцам до года | Лечение детей
Развитие малыша с первого месяца до 1 года, нормы развития ребёнка.
Развитие ребенка показывает становление разных отделов нервной системы в разные периоды жизни. Но, нужно помнить, что не все дети одинаково развиваются по всем критериям. Это не всегда признак патологии, возможно это особенность развития ребенка. Оценка психомоторного развития малыша проводится при каждом осмотре доктора.
Что должен уметь малыш в 1 месяц.
С первых дней жизни у малыша наблюдается физиологический гипертонус мышц, который постепенно уменьшается к концу первого месяца. Выражены безусловные рефлексы (хоботковый, сосательный, хватательный, ползания, Бабкина, Моро).
Малыш с каждым днем все длительней начинает держать голову в горизонтальном положении. Ребенок до конца месяца начинает лежать на животе и пытается поднять голову. Улавливает глазами источник света, следит за предметом. Издает гласные звуки (« а», « е»).
Малыш в 2 месяца.
Поворачивает головой в разные стороны, держит голову несколько минут в вертикальном положении. Дольше смотрит на окружающие предметы, сосредоточивается на звук. Появляются частые кратковременные гуления. Реагирует в ответ улыбкой, когда с ним разговаривают.
В 3 месяца.
Начинают угасать большинство безусловных рефлексов (поисковый, хоботковый, хватательный, Бабкина). Нормализуется мышечный тонус, ребенок разгибает свои ручки, изучает движение своими пальчиками. Малыш уже хорошо удерживает голову. В ответ на звуковые раздражители и яркие предметы появляется активная реакция. Гуление становится более частым, продолжительным.
В 4 месяца.
Появляются целеустремленные движения рук (все четче и крепче берет игрушку), поворачивается со спинки на бок. Исчезают рефлексы Моро, ползания. При вертикальном положении малыша появляются проявления опоры ногами. Когда лежит на животике начинает опираться на ручки. Начинает узнавать маму, оживляется при встрече с родными, разглядывает игрушки в своих руках. Смеется в ответ при обращении.
В 5 месяцев.
Поворачивается со спинки на животик, тянется к игрушке, берет ее в рот. Стоит когда его поддерживают за подмышки, упирается на кончики пальцев. Становится более быстрая четкая реакция на звук, распознает чужих людей и своих. Появляются звуки а-га-га, да-да-да. Радуется при виде ребенка, реагирует на ласковые и грозные интонации в голосе, громко смеется, плачет значительно меньше.
В 6 месяцев.
Активно поворачивается со спины на живот и наоборот. Хватает игрушку, перекладывает ее с одной руки в другую, тянет различные предметы в рот. Садится через поворот, на сторону упираясь на руки. Появляется все более активная реакция на родителей . Тянет ручки для того, чтобы его взяли на руки .
В 7 месяцев.
Лёжа на спине, играется ногами, легко переворачивается из спины на живот. Сидит с прямой спиной, удерживая равновесие. Достает предметы, изменив положение тела. Начинает требовать внимания самого близкого человека.
В 8 месяцев.
Самостоятельно ползает на животе, ложится, садится, поднимается. Может выполнять такие действия, как «ладушки», « до свидания». Кивает головой «да», «нет». Наблюдает за действиями других детей, смеется, лепечет. Хорошо говорит «ма», «ба», «да». Пьет из чашки.
В 9 месяцев.
Самостоятельно играется с игрушками, свободно сидит, стоит с поддержкой за руки. Выполняет простые просьбы дать игрушку, показать на знакомого человека. Знает свое имя. Легко вступает в игровой, словесный контакт. Повторяет движения других детей.
Что должен уметь малыш в 10 месяцев.
Умеет складывать пирамидку, кладет игрушки на место, закрывает ящики, начинает пробовать самостоятельно встать с поддержкой. Повторяет движения взрослых «разговор по телефону» и др. Начинает говорить первые слова, вступает в диалог. Проявляются четко эмоциональное состояние.
В 11 месяцев.
Стоит без опоры, при поддержке идет шагами вперед. Машет рукой при прощании, радуется приходу близких людей. Понимает запреты или разрешения. Появляются упрощенные слова «ляля», «цяця».
Малыш в 12 месяцев.
Любит длительно играться с игрушками. Ходит по комнате, осматривает предметы. Выполняет все более сложные задачи и просьбы. Речевой запас 10-12 слов. По просьбе обнимает своих родителей, собирает игрушки, протягивает ее другому ребенку. Радуется, когда его хвалят.
Интересное видео о развитии малыша в первый год жизни.