Родителям

Детям

Беременность и роды

Ребенок

Дом

Благо

Постеры, фото, обои

Детская библиотека

О женском

Праздники

Справочная


Таблица прикорма 
4 правила введения прикорма 
Свободное искусственное вскармливание 
Смешанное вскармливание 
Техника и правила искусственного вскармливания 
Искусственное вскармливание 
Несколько советов кормящим мамам 
Как сделать грудное вскармливание успешным: несколько простых правил. 
Кормить по требованию ребенка. Что это такое? 
Полный свод мифов и заблуждений о грудном вскармливании 
Мягкое расставание - как отучить ребенка от груди 
ПЕРВЫЙ ГОД / Прикорм. Рекомендации ВОЗ по грудному вскармливанию. 
Как и когда вводить прикорм ребенку на исключительном грудном вскармливании? 
Первый прикорм – с чего и когда начать? 
Прикорм для грудничка. Часть 1 
Прикорм для грудничка. Часть 2 
Прикорм для грудничка. Часть 3 
Прикорм для детей на ГВ 
Введение прикорма 
Пюре для детей от 5 месяцев 
Врач советует начать прикорм с сока? Ищите другого доктора. 
Коровье молоко и глютен увеличивает вероятность заболевания бронхиальной астмой и диабетом. 

 

Если ребенок разговаривает в 4 года плохо


Ребенок плохо говорит в 4 года: как помочь, мнение доктора Комаровского

По общепринятым понятиям, дети в возрасте 4 лет должны свободно разговаривать, при этом окружающие должны их понимать. Если этого не происходит и разобрать то, о чём говорит малыш, могут только ближайшие родственники, то это должно насторожить родителей и стимулировать их установить причины данного явления для принятия оперативных мер. Несвоевременное устранение проблем со звукопроизношением и воспроизведением связной речи может оказать негативное воздействие на мышление, память и внимание малыша, что впоследствии может привести к ещё более сложным проблемам.

Нормы речевого развития в 4 года

Речевое развитие детей в 4 года тяжело подогнать под какие-либо рамки, так как этот процесс очень индивидуальный: одни детки уже могут рассказывать несложные стихотворения по памяти, тогда как другие – только начинать строить логические ответы на вопросы и описывающие предложения. Оба случая в данном возрасте считаются нормой и зависят от интенсивности занятий с ребенком в домашних условиях и общительности малыша со сверстниками.

Для детей 4 лет нормой является:

  • логическое и быстрое изложение своих мыслей;
  • активное оперирование имеющимся словарным запасом (около 2500 слов);
  • повышение внимательности и сконцентрированности на рассказах взрослых и их
  • ответах на ранее ими же поставленные вопросы;
  • употребление в ежедневном общении, как простых предложений, так и сложноподчиненных;
  • указывание на ошибки в речи одногодок, при этом абсолютное игнорирование аналогичных ошибок у себя;
  • начало рифмовки слов, которые складываются в маленькие стишки, которыми малыши очень гордятся;
  • правильная артикуляция таких букв алфавита, как «ш», «ж», «щ», «ц», «ч»;
  • способность выделять отдельные звуки из слов;
  • установка ударения не на те слоги, а также их спутывание между собой в длинных словах (воспитательница – вопипальница и др.).

Для детей с нормальным речевым развитием характерно свободное общение, как со знакомыми, так и с малознакомыми людьми, которое зачастую происходит по их же инициативе. Что родители часто говорят детям, то они и повторяют впоследствии, поэтому общение с ребенком должно быть постоянным и разносторонним.

Как определить задержку речевого развития

Дефекты речи для детей 4 лет могут быть разнообразными: ребенок может не произносить ни звука или же наоборот говорить много, но абсолютно неразборчиво. Оба случая в таком возрасте должны стать поводом для обращения родителей к ряду специалистов, а именно: невропатологу, психоневрологу, дефектологу, логопеду или отоларингологу.

Основными признаками, по которым легко можно определить задержку речевого развития, являются:

  • ребенок говорит таким образом, что разобрать смысл предложений или даже отдельных слов порой сложно или вообще невозможно;
  • у малыша отсутствует интерес к общению, даже с самыми близкими людьми;
  • словарный запас очень ограничен (в некоторых случаях даже 20 словами);
  • ребенок не изъявляет желания повторять за родителями слова или же молча удаляется в процессе таких занятий;
  • малыш не воспринимает и не выполняет просьбы в которых заключено два действия, например, возьми игрушку и посади её на диван;
  • ребенок все понимает и выполняет элементарные просьбы, но процесс никогда не комментирует;
  • при произношении предложений теряется большинство слов.

Нарушения развития речи напрямую отражаются на характере и поведении малыша, он замыкается в себе, часто капризничает, не может и не хочет сидеть на одном месте, и не проявляет никакого интереса к общению со сверстниками.

Причины речевого недоразвития

Основными причинами того, что ребенок не говорит в 4 года, зачастую являются:

  • недоношенность, родовые травмы или кислородное голодание мозга из-за асфиксии;
  • инфекционные заболевания матери во время вынашивания ребенка;
  • созревание мозговых структур с существенной задержкой;
  • наследственность (если у кого-то из родителей была задержка развития речи, то у ребенка вероятность повторения ситуации возрастает в несколько раз);
  • синдромы Эдвардса или Дауна;
  • травмы головы, полученные в младенческом возрасте;
  • патологии слухового аппарата, из-за которых возможно снижение слуха или его полное отсутствие;
  • сильные стрессы или нервные потрясения (например, из-за скандалов и громких ссор между родителями);
  • отсутствие внимания родителей к ребенку.

Что делать

Своевременное определение нарушений развития речи и оперативное принятие мер, если ребенок в 4 года не хочет общаться, способно помочь устранить проблему и её последствия. Для достижения максимального эффекта рекомендуется совмещать несколько методик, которые должны быть назначены после комплексного обследования малыша у невропатолога, психоневролога, дефектолога, логопеда и отоларинголога.

Медикаментозное лечение

Поскольку задержка развития речи зачастую связана с нарушением мозгового кровообращения, то для устранения проблемы с применением медикаментозных средств используют ноотропные препараты, действие которых направлено на активизацию определенных участков мозга.

К таким препаратам относятся:

  • Актовегин;
  • Лецитин;
  • Кортексин;
  • Когитум и др.

Назначение любого из лекарственных средств должно проводиться профильным специалистом.

Физиолечение

Если ребенок в 4 года не говорит, то для развития речи могут быть использованы:

  • магнитотерапия;
  • лазеротерапия;
  • электрорефлексотерапия.

Данные процедуры обладают способностью стимулировать центр мозга, отвечающий за интеллектуальные способности ребенка, его дикцию, активность речи, запас слов. Перед проведением данных манипуляций обязательной является проведение комплексной диагностики и консультации, так как существует ряд весомых противопоказаний.

Артикуляционная гимнастика

Занятия с ребенком артикуляционной гимнастикой направлены на быстрое освоение движений языка, губ, гортани и твердого неба и должны быть ежедневными со средней продолжительностью 5-10 минут (больше не рекомендовано).

Примеры упражнений приводятся в специальной литературе, например в рассказах о приключениях веселого язычка, который умеет произносить разные звуки. Такое звукоподражание очень нравиться малышам и они охотно занимаются.

Основными упражнениями, которые можно выполнить без специальной подготовки, если ребенок не разговаривает или очень плохо разговаривает, являются:

  • улыбка – малыша необходимо рассмешить или рассказать ему веселую историю, чтобы он улыбнулся;
  • заборчик – учим улыбаться с сомкнутыми зубами;
  • прятки с губами – показываем малышу, как спрятать одну губу, потом другую, а затем и обе;
  • блинчик – язык должен быть плоским и лежать на нижней губе.

После успешного усвоения данных упражнений можно приступать к более сложным:

  • часики – язык передвигается по углам рта;
  • чистка зубов – язык передвигается по нижним зубам вправо-влево, вверх-вниз;
  • орешки – язык упирается то в левую, то в правую щеку.

Упражнения

Если ребенок не говорит в 4 года, то наряду с другими методиками ему могут помочь:

Дыхательные упражнения:

  • с разной интенсивностью дуть на водичку;
  • дуть через тонкую соломинку в емкость с водой, чтобы получались пузырьки;
  • дуть на листочки деревьев или бумажное оригами, привязанное на нитке.

Поможет также такой комплекс упражнений:

Упражнения на мелкую моторику рук:

  • пальчиковые игры (сорока, ладушки и др.);
  • упражнения для активности кистей рук.

Упражнения, совмещающие стихи и движение – каждая строчка стиха стимулирует к выполнению определенного действия.

Альтернативными методами развития речи могут послужить дельфинотерапия или иппотерапия, но эти процедуры могут быть рекомендованы только специалистом, исходя из состояния ребенка.

Советы доктора Комаровского

Доктор Комаровский говорит о том, что необходимо наблюдать за своим ребенком и рассматривать его развитие речи в динамике. Если в 2,5-3 года словарный запас малыша состоит из 20 слов, и в 4 года ситуация аналогична, то это должно стать поводом для беспокойства, почему ребенок не расширяет свой словарный запас. Но если словарный запас ребенка расширяется, но не с такой интенсивностью, как принято считать, то необходимо ему в этом помогать.

Кроме занятий с логопедом или дефектологом, с малышом необходимо регулярно заниматься дома. В этом могут активно помочь:

  • специальная говорящая азбука для детей;
  • развивающие и обучающие игры;
  • артикуляционная гимнастика перед зеркалом;
  • упражнения в виде игр и др.

О том, как научить ребенка говорить, если у него присутствуют проблемы неврологического характера или задержка развития речи вызвана другими причинами, смогут подсказать только профильные специалисты. Но это не значит, что с ребенком ничего не нужно делать, в любом случае его необходимо развивать с раннего возраста, совместно читать сказки, учить стишки, много разговаривать, пытаясь менять при этом интонации, сопровождать свои рассказы, о чем либо, картинками или фотографиями.

orechi.ru

Ребёнок не говорит в 4 года: что делать, причины задержки речи

Почему ребёнок плохо говорит в 4 года

Если в четыре года малыш не говорит или выражается настолько непонятно, что его понимает только мама, нужно выяснять причину отставания развития и предпринимать меры по его устранению.

Если ребёнок не говорит в 4 года или выражается настолько непонятно, что его понимает только мама, нужно срочно выяснить причину такого отставания. В этом возрасте речь дошкольника в норме достигает пика своей активности. Недаром четырёхлеток называют «почемучками» – они постоянно и назойливо задают вопросы, рассуждают, используя иногда собственную логику, придумывая свои слова, активно общаются со сверстниками и взрослыми. Отсутствие речи в 4 года не только сигнализирует о неполадках в работе центральной нервной системы, но и само может стать причиной задержки психического развития.

Норма развития речи в 4 года

В этом возрасте непросто охарактеризовать картину нормального речевого развития детей, настолько по-разному оно проявляется. Именно сейчас начинают проявляться различия в речевых умениях. Один ребёнок чётко произносит почти все звуки родного языка, бойко декламирует множество стихотворений, пересказывает сказки, умело пользуясь интонацией, а другой ещё не освоил ни шипящие, ни сонорные согласные и затрудняется с ответом на простой вопрос.

Тем не менее и в том, и в другом случае — это варианты нормы. Такой разброс в развитии речи детей с одинаковыми возможностями – влияние семьи и пребывания в детском коллективе.

Так как же выглядит речевое развитие нормально развивающегося ребёнка четырёх лет:

  • Он чётко излагает свои мысли, имея в активном словаре до 2500 слов, речь становится точнее и богаче.
  • Может назвать основные признаки и свойства предметов, пользуясь для этого прилагательными, отражает в речи связи между явлениями.
  • Малыш становится более внимательным, он может дослушать до конца ответ взрослого на свои вопросы, непрерывным потоком льющиеся из детских уст.
  • Высказывания четырёхлетнего ребёнка состоят как из простых распространённых предложений, также он может употреблять и сложные конструкции.
  • Он способен на короткий монолог, например, рассказывая родителям о том, что с ним произошло в детском саду за день, пересказать небольшой текст, прочитанную сказку.
  • Грамматическое оформление высказываний может быть неидеальным – слова не согласованы между собой по родам и числам, глаголы изменяются неправильно, сложность в согласовании числительных с именами существительными и т. д.
  • Свои ошибки детки пока не замечают, а вот в речи сверстника их уже видят, могут указывать на них.
  • Наступил период рифмования слов и создания собственных «стихов». Эти наивные рифмованные 2–4-стишия забавляют детей и развивают у них чувство мелодики родной речи.
  • Артикуляция шипящих (ш, ж, щ), аффрикат (ц, ч) должна быть правильной, а вот сонорных звуков (л, р) может быть пока несовершенной. Ребёнок 4 лет уже способен выделить звук из слова.
  • В речи детей 4 лет часто встречается неправильно поставленное ударение, пропуск и перестановка слогов в многосложных словах (температура – пиринтура, типантура, электричество – лепестричество).

Дети с нормально развивающейся речью активно общаются и играют со знакомыми и незнакомыми людьми по собственной инициативе.

Как понять, что у дошкольника речевое недоразвитие

Структура речевых дефектов исключительно разнообразна, можно сказать, что нет двух случаев задержки речи, похожих один на другой. Если ребёнок молчит в 4 года – это повод для срочного обследования малыша у психоневролога, невропатолога, отоларинголога, дефектолога и логопеда. Дети могут не говорить совсем, или говорить неразборчиво и невнятно.

Тревожные признаки отставания в речевом развитии:

  • Речь ребёнка никому не понятна и представляет собой набор звукоподражаний, обрывков лепетных слов, отдельных слогов и междометий (ах, бух, ой).
  • Он не стремится общаться ни с кем, даже с родными людьми.
  • Он с трудом повторяет за родителями слова и короткие фразы, или отворачивается, стиснув зубы, уходит.
  • Не может понять простую просьбу или инструкцию из двух частей (сначала принеси мне яблоко, а потом тарелку).
  • Вместо предложения произносит отдельные слова, или в его предложениях отмечается большое количество аграмматизмов.

Нарушения речи откладывают отпечаток на поведение ребёнка, он часто замкнут, капризен, неусидчив, не стремится общаться с другими детьми. Внимание, память и мышление – эти главные помощники в познании окружающего мира, развиты недостаточно. Нарушается интеллектуальное развитие, так как по мнению специалистов по изучению детской речи, для ребёнка не существует предмета или явления, которые он не может назвать.

Причины речевой задержки в четыре года

Существует немало причин того, что ребёнок в 4 года плохо говорит. Если у него сохранный слух и интеллект, значит, в основе дефекта лежит недостаточность центральной нервной системы, а, точнее, головного мозга. Существует и обратная связь, когда недоразвитие речи тормозит психическое и интеллектуальное развитие малыша.

Возможные причины отставания:

  • соматические и инфекционные заболевания, перенесённые матерью во время беременности;
  • родовая травма, внутриутробное кислородное голодание или асфиксия в родах, оставившая без кислорода головной мозг;
  • запаздывающее созревание мозговых структур;
  • черепно-мозговые травмы и нейроинфекции, перенесённые в раннем детстве;
  • генетические и хромосомные патологии (синдром Дауна, синдром Эдвардса);
  • педагогическая запущенность, недостаток внимания к ребёнку;
  • стресс или сильное нервное потрясение, остановившее развитие речи, если оно произошло в период её становления;
  • заболевания слухового аппарата, отсутствие или снижение слуха.

По данным медицинской статистики, у мальчиков речевое недоразвитие встречается в 4–5 раз чаще, чем у девочек такого же возраста.

Как помочь ребёнку

Коррекция недоразвития речи в этом возрасте в большинстве случаев сопряжено с большими трудностями. Тем не менее, нельзя терять драгоценное время, нужно как можно скорее получить квалифицированную медицинскую помощь. Врач проведёт лекарственную терапию дисфункции речевых зон мозга, стимуляцию мозгового кровообращения ноотропами, средствами для активизации нейронных связей. Отлично дополнят лекарственную терапию физиопроцедуры: магнитотерапия, лазеротерапия, электрорефлексотерапия.

Основная нагрузка по развитию детской речи ложится на плечи логопеда, педагога-дефектолога и родителей ребёнка. В сложных случаях очень помогает логопедический массаж – система возбуждающих и успокаивающих массажных приёмов, направленных на стимуляцию артикуляционной моторики и её связей с речевыми зонами мозга. Простые упражнения могут выучить родители ребёнка и выполнять их самостоятельно.

Если приходится вызывать отдельные звуки, специалисты по детской речи рекомендуют применять систему обозначений для каждой фонемы, выражаемую движениями рук:

  • а-а-а – хлопки перед грудью;
  • о-о-о – хлопки вытянутыми руками;
  • ы-ы-ы – над головой;
  • у-у-у – по плечам;
  • я-я-я – грозим пальчиком;
  • е-е-е – пальчик движется вправо-влево;
  • ю-ю-ю – соединяем и разъединяем колечко из большого и указательного пальчика.

Когда все позиции освоены, начинаем присоединять согласные звуки, сопровождая их заученными движениями: ма-ма-ма, мо-мо-мо, мя-мя-мя и т.д. Детям очень нравятся такие упражнения, и они всегда охотно их выполняют. Так вы быстрее разговорите своего ребёнка.

Логоритмика появилась в логопедической практике сравнительно недавно, но с успехом применяется многими специалистами. Это сочетание музыки, движений и простых рифмованных строчек. Подражая животным и героям сказок, дети непроизвольно развивают речь.

Артикуляционная гимнастика, предложенная в форме приключений или весёлого Язычка, или машинки, или животного поможет быстро освоить движения гортани, губ, языка, твёрдого нёба. Для развития мелкой моторики используют весёлые пальчиковые игры. Детям никогда не надоедает в них играть, а во время игры непроизвольно развивается речевая активность, усваивается мелодика родной речи.

Если у ребёнка 4 лет отсутствует речь, нужно проводить комплексное воздействие с участием медиков и педагогов. Но самое большое место в этой работе отводится именно родителям.

ourkids.ru

Что делать, если ребенок не говорит в 4-5 лет — лечим задержку речевого развития у малыша

Глубже воспринимать окружающий мир ребенку помогает речь. Формирующаяся речь улучшает личностное развитие, мышление, восприятие действительности. Ребенок, не умеющий говорить в 4 года, не сможет делать выводы, объединять похожие явления, обобщать, различать, рассуждать.

Мой сын практически не говорит. Какое-то время я не понимала этого, думала, что он еще маленький и вот-вот начнет. На плановом осмотре нам поставили диагноз ЗРР.

Как формируется речь у ребенка, или когда дети начинают говорить?

Подготовительный этап (первый год)

С самого рождения у ребенка начинается формирование речи. 1 этапом овладения ею, можно считать первые звуки (гуление), крик и даже плач. Здоровый малыш издает громкий, чистый с коротким вздохом и протяжным выдохом крик. Он имеет разные интонации. С криком и плачем задействованы все отделы периферического речевого аппарата (дыхательный, артикуляционный, голосовой).

Гулить начинает с двух месяцев. Такие голосовые проявления у малыша и есть начальный показатель развития речи.

К третьему месяцу гуление переходит в лепет. Лепет представляет собой сочетание звуков. Складывать буквы в слоги ребенок начинает в возрасте полугода.

К 7 – 9 месяцам появляются более разнообразные звуковые сочетания, которые он повторяет за взрослым. Темп, тон и интонацию в дальнейшем он легко перенимает.

Для формирования и появления к концу первого года жизни первых слов важно, чтобы в 10 – 11 месяцев малыша сопровождала правильная речь родителей и окружающих.

Период начального овладения языком (от двух до трех лет)

Немаловажным периодом для развития речи ребенка является возраст от 2 до 3 лет. Понимание и словарный запас у него возрастает.

Происходит заметный скачок в развитии речи (50 – 1 200 слов). Но она не совсем совершенна. Чтобы легко было выражать свои мысли, и прибавился словарный запас, постарайтесь проговаривать все действия, которые вы совершаете вместе с ним.

Важно формировать правильное произношение.

Дошкольный (от 3 – 7 лет)

Словарный запас у детей 4 – 6 лет достигает от 3 000 – 4 000 слов. Речь становится обогащенной. Однако иногда дети придают аналогичным словам назначение предметов. Например, лопатка – копатка, вертолет — вентолет и др. Появляется опыт общения, формирование чувства языка, а также развивается способность к созданию собственных уникальных слов (словотворчество).

К четырем годам он должен различать все звуки. К этому времени он обычно чисто говорит и правильно произносит звуки. Контекстная речь формируется постепенно. Дети к концу дошкольного возраста самостоятельно пересказывают сказки, рассказы, состоящие из 40 — 50 предложений. Описывают какие-либо события, свои впечатления и переживания.

Как определить задержку речевого развития у ребенка в раннем возрасте – изучаем признаки и симптомы ЗРР

Если до четырех лет ребенок не разговаривает самостоятельно, либо формирование речи не соответствует возрасту, то ставится диагноз – задержка речевого развития.

Признаки ЗРР:

С рождения до трех месяцев:

  • На звучание игрушки, голос не реагирует.
  • Не поворачивается в сторону источника звука.
  • Неестественно протекает доречевой период (редко агукает и гулит, мало звучность, однотипность произносимых звуков).

От 4 до 7 месяцев:

  • На звуки все еще не реагирует (нет лепета и гуления).
  • К издающим звуки игрушкам не проявляет интерес.
  • Практически не откликается на жестикулирование взрослых.

От 8 месяцев до 1 года:

  • Не произносит повторяющихся открытых слогов (ба-ба, ла-ла) и не пытается говорить наипростейшие слова из 2-3 букв.
  • На звук нет реакции.
  • На просьбы показать, где у деда ушки, нос, глазки и т. д., нет соответственного ответа.
  • Не проявляет реакции на свое имя, на вопрос: «Где папа?» в ответ не смотрит в его сторону.
  • Не радуется во время совместных игр, не играет в пальчиковые игры.

От 1 до 2 лет:

  • Неактивно повторяет и не произносит простых слов, не понимает их.
  • Ограниченный словарный запас.
  • На вопросы, например: «Как тебя зовут? Что тебе дать?» не поступает даже однозначного ответа.
  • Аморфное лепетание с использованием только односложных слов (ням, ля, па, биби).
  • На предложение указать некоторые детали у известных персонажей, не может этого сделать. Например: «покажи, где у медведя лапы?»

От 2 до 3 лет:

  • Не может строить словосочетания из 2 и больше слов, словарный запас ограничен 20 и меньше словами.
  • Может говорить только фразами из мультфильмов, часто повторяет слова взрослых.
  • Даже с родными неохотно идет на речевой контакт.
  • Не может указать: вверх, вниз, вперед, назад.
  • По-прежнему используются аморфные слова, а звукоподражания не воспроизводятся.
  • Просьбу: «Возьми мяч и брось маме» не может выполнить (берет другой предмет или бросает другому человеку).

Перечисленные признаки говорят о ЗРР, которую необходимо корректировать до пятилетнего возраста.

Почему ребенок не разговаривает в 4-5 лет – разбираемся в причинах задержки речевого развития

Я спросила у логопеда: «Моему сыну уже 4, а он использует для общения всего лишь несколько простейших слов, в то время как его однолетки рассказывают стихи и пересказывают короткие сказки. Почему же он не говорит?»

Специалист смог полноценно ответить на этот вопрос и выделить основные причины задержки:

  • А когда заговорили вы и ваш муж? Поинтересуйтесь у своих родителей об этом. Если один из родителей поздно начал разговаривать, то это может передаться по наследству, и у ребенка будет наблюдаться задержка. Но если ему уже 3 года и больше, а он не может складывать слова в простые предложения, то лучше обратиться к врачу.
  • После тяжелой болезни или недоношенности организм ослабевает, формирование нервной системы замедляется, речь отстает в развитии.
  • Для постоянного пополнения словарного запаса нужно понимать речь тех, кто его окружает. Ослабленный слух затрудняет этот процесс. Нарушение слуха может привести к заторможенному интеллектуальному развитию, следовательно, и речи.
  • Проблемное протекание родов (гипоксия, родовая травма) также может привести к ЗРР.
  • Чрезмерное игнорирование ребенка приводит к тому, что он перестает говорить. Родители не помогают ему развивать речевую активность, очень редко разговаривают с ним. Однако при излишнем внимании к своему малышу, родители могут столкнуться с той же проблемой. У него нет надобности в разговорах, когда он может просто указать жестом на желаемую вещь.
  • Постоянные стрессы, неблагоприятные условия жизни, резкая смена места проживания, частые ссоры родителей могут нарушить психику, из-за этого он перестанет говорить.

Ребенок не говорит в 4-5 лет, что делать – лечение ЗРР у детей

Если своевременно выявить задержку и подойти к лечению комплексно с привлечением квалифицированных логопедов, проведением лечебных курсов массажа и участием родителей, возможен успешный результат.

Медикаментозное лечение

ЗРР связана с комплексом причин, иногда она основана на дисфункции мозга (нарушения мозгового кровообращения), поэтому проводят сопутствующее лечение. Специалисты назначают ноотропные препараты, выписывают средства для «питания» нейронов мозга – «актовегин», «кортексин», «нейромультивит», «лецитин».

«Когитум» подхлестывает деятельность речевых зон. Данные лекарства должны рекомендовать квалифицированные специалисты.

Физиопроцедуры

Магнитотерапия, электрорефлексотерапия стимулируют центр головного мозга, который отвечает за речевую активность, дикцию, словарный запас, интеллект. Есть противопоказания применения электрорефлексотерапии, нужна консультация специалиста.

Массаж и упражнения

Специальный логопедический массаж обязателен для развития навыков речи, способствует выработки правильного звукопроизношения.

Некоторые мамы по окончанию курса массажа выполняют упражнения сами. К примеру, простой массаж щек круговыми движениями при помощи махровых варежек быстро поддается взрослым. Главное не повредить нежную детскую кожу.

Легко пощипывайте щеки и делайте упражнение «поцелуй». Для этого мама пальцами совмещает губы малыша, издавая звук поцелуя «м-м-м», ребенок должен повторить за мамой. Если малышу нравится, то можно активно использовать похлопывания пальцами: по губам, подбородку и щекам.

Упражнение, сопровождающее пение гласных звуков с длительными плавными движениями рук:

Плавное движение обеими руками:

  • «у» — вперед.
  • «о» — в стороны и вверх.
  • «и» — в стороны.
  • «э» — в стороны и вниз.
  • «а» — широко разведены руки вперед и стороны.
  • «ы» — приседаем, кисти в кулачках, руки согнуты в локтях.

Массаж и упражнения способствуют нормализации мышечного тонуса лица и активизируют артикуляционный аппарат.

Логоритмика

Логоритмика – зарифмованные упражнения, сопровождающиеся музыкой с движениями. Логоритмические уроки нравятся детям, они веселые и интересные, проводятся в игровой форме. В процессе игры дети взаимосвязаны с родителями, происходит процесс обучения и развития. Применяя такой метод, стимулируется активность мышления, развивается и формируется связная речь.

Виды упражнений:

В начале занятий можно провести упражнение связанной с ходьбой и маршировкой, чтобы формировалась координация рук и ног.

  • Стихи с двигательной активностью

Каждая строчка стиха содержит определенные движения. Малыш поддерживает быстрый темп и переключается с одного действия на другое. Это веселое занятие, они изображают животных, или подражают им.

Упражнения на артикуляцию также могут проводиться в форме игры. Увлеченный ребенок даже не замечает, что идет обучение. Во время артикуляционных упражнений или игр вызывается у него определенный звук. Движение артикуляционного аппарата (гортани голосовых складок, языка, мягкого и твердого неба, губы) не должны быть напряженными, но быть активными, точными, ритмичными. Такие упражнения сопровождаются специальными текстами в стихотворной форме. Которые будут корректировать звукопроизношение. Развивать мышцы губ и языка.

Пальчиковые игры, сопровождаемые чтением народных стихов, формируют тонкие движения пальцев рук. Простые и самые известные из них знакомы многим родителям. К примеру, потешки про сороку-белобоку или ладушки, которые дети с удовольствием проделывают. Двигательная активность кистей рук и пальцев влияет на развитие речи. Также вырабатывается умение слушать, улавливается ритм и повышается активность речи. Выявлена такая закономерность: если движение рук развито и соответствует возрасту, то развитие речи в пределах нормы.

Работа с дефектологом

Выполняются упражнения в форме игры. Они развивают мыслительную деятельность, мелкую моторику, внимательность, память. Дефектолог также корректирует тенденции развития болезни. Множество методик, которые применяют квалифицированные дефектологи, не должны остаться без внимания родителей. Выбирайте их с помощью специалиста и регулярно занимайтесь по индивидуальному плану.

Альтернатива

Любой альтернативный метод лечения подбирается индивидуально для каждого.

Возможны такие виды лечения как иппотерапия (реабилитация с помощью лечебной верховой езды на лошади), дельфинотерапия.

Долгие и упорные занятия со многими специалистами пошли нам на пользу. С каждым годом речь у моего малыша становится лучше, и я радуюсь его успехам.

Оцените автора - (2 оценок, среднее: 5,00 из 5) Загрузка...

www.odnadama.ru

Ребёнок 4 года плохо говорит

17455 (83 за неделю) / 01.09.16 09:00

В наше время серьёзной проблемой стали речевые нарушения у детей. Перед отправкой чада в школу изумлённые родители всё чаще замечают, что оно не научилось выговаривать одну или даже несколько букв. А картавость, такая забавная для близких, на самом деле является отклонением от нормы, мешающим ребенку нормальным занятиям в школе. Самое печальное, что количество таких детей с каждым годом не уменьшается, наоборот, в помощи логопеда нуждается всё больше дошкольников. Когда до родителей доходит, что у ребёнка с развитием речи есть проблемы, то они начинают интересоваться причинами их возникновения. Особенно странным им это кажется, если ни у кого в семье подобных отклонений речи не наблюдалось. Причиной же подобных дефектов речи, по мнению специалистов, являются так называемые внутренние и внешние вредоносные факторы.

Причины плохой речи у ребенка

Внутриутробная патология

Первые проблемы могут возникнуть в период беременности. Особенно опасны негативные факторы в первый триместр. Они могут повредить центральную нервную систему ребёнка или не дать ей полностью развиться, например, зонам речи в коре головного мозга. К этим факторам относятся:

  • Внутриутробная гипоксия, возникающая у плода из-за недостатка кровоснабжения головного мозга. Её могут вызвать разные причины: угроза выкидыша, токсикоз, повышение артериального давления, патология плаценты, хронические недуги у матери.
  • Инфекционные болезни матери в период вынашивания: грипп, корь, скарлатина, краснуха и т. д. Последняя особенно опасна, поскольку может вызвать в первые месяцы беременности тяжёлые отклонения в развитии плода (слепоту, глухоту, пороки сердца, умственную отсталость).
  • Травмы, ушибы (особенно возле живота), падения, полученные матерью при беременности, могут повлечь за собой отслоение плаценты и преждевременные роды.
  • Нарушение сроков вынашивания: как недоношенность (до 38 недель), так и переношенность (свыше 40 недель).
  • Несовместимость крови матери и ребёнка
  • Курение, употребление наркотиков и алкоголя.
  • Приём некоторых лекарственных препаратов, которые категорически запрещены при беременности.
  • Работа на производстве с большими физическими нагрузками или таком, где возможен контакт с вредными веществами и опасным радиоактивным или электромагнитным излучением.
  • Испытываемый во время беременности стресс.

Особенности строения речевого аппарата вполне могут передаваться по наследству, к ним относится форма прикуса, неправильное количество или посадка зубов, дефекты строения мягкого и твёрдого нёба, заикание. Если кто-то из родителей заговорил поздно, то и у его ребёнка могут возникнуть подобные проблемы. Впрочем, нарушения речи необязательно наследуются, хотя вероятность этого не так уж мала.

4 Артикуляционная гимнастика Артикуляционная гимнастика

Артикуляционной гимнастикой называется комплекс специально разработанных специалистами упражнений для тренировки и укрепления органов артикуляции, к к ...

Последствия неблагоприятных родов

На речи могут сказаться родовые травмы, асфиксия плода пуповиной, обернувшейся вокруг шеи и вызвавшей кислородное голодание мозга, а также слишком малый вес ребёнка (до 1,5 кг).

Заболевания у ребёнка в первые годы жизни

К потере или снижению слуха могут привести перенесённые вирусно-инфекционные заболевания. Ребёнок может перестать говорить из-за ушибов и травм головного мозга. Травмы лица могут помешать правильному произношению слов и звуков. Затяжные простудные заболевания и приём определённых антибиотиков могут вызвать снижение слуха. Также опасен стресс и сильный испуг. Чтобы у ребёнка речевое развитие проходило нормально, ему необходимо значимое, побуждающее к ответу общение на положительном эмоциональном фоне. Слышать звуки от телевизора или радио для него недостаточно, требуется именно «живое» общение со взрослыми. Без него и в отсутствие положительного эмоционального окружения речь малыша тормозится и нарушается. Для развития речи очень важно подражание, поэтому именно оно становится причиной многих нарушений речи, таких как нечёткое произношение, заикание, нарушение темпа речи. Часто именно так слышится речь окружающих малыша взрослых, а порой и неправильная речь, льющаяся из телевизора. Ведь в нынешнее время полно дикторов и ведущих программ, не умеющих говорить правильно.

Признаки задержки развития речи

Значительной считается задержка речи, если:

  • ребёнок в год немного лепечет;
  • в полтора года он не знает своего имени, не понимает простых слов, названий окружающих предметов, не может выполнить элементарные просьбы («иди ко мне», «сядь»);
  • в два года пользуется лишь немногими простыми словами и не пытается повторять новые слова;
  • в 2,5 года не может назвать части тела, окружающие предметы, принести по просьбе предмет, находящийся вне его поля зрения, затрудняется составить предложение из двух слов;
  • в три года не употребляет простых предложений, не воспринимает рассказы о событиях, отнесённых во времени (прошлых или будущих).

Что можно считать нормой речи для 3-4-летнего ребёнка?

В первые три года жизни малыш приобретает внушительную массу знаний об окружающем мире, обзаводится определённой самостоятельностью и практическим опытом по манипуляции со многими предметами. В три года о явлениях и предметах ребёнок может уже высказать простейшие суждения, сделать умозаключения и установить между ними зависимость. У него появляется способность обобщать – он способен свести в единую группу ряд предметов, имеющих одинаковые свойства или назначение. Может, например, увидев собаку за окном, показать на её картинку. Активный словарь малыша (то есть те из слов, которые он часто употребляет в речи) к четырём годам разрастается примерно до двух тысяч слов. Но есть и пассивный словарь, включающий слова, значение которых малыш знает, но сам их не произносит. Он чаще начинает пользоваться местоимениями, наречиями, в его лексиконе появляются первые числительные. Начав с употребления описывающих качество прилагательных (тёплый, мягкий), теперь он пользуется и притяжательными прилагательными (кошкин хвост, мамина шляпа). Но само увеличение лексикона не было бы так важно, если бы одновременно ребёнок не учился связывать слова в предложения, используя правила грамматики. Малыш достигает значительного прогресса в освоении родного языка, и всё же его речь далеко ещё не совершенна. Трёхлетние детишки без помощи взрослых часто не могут достаточно внятно и связно пересказать содержание сказки или то, что они видели на прогулке. Часто они допускают грамматические ошибки, неправильно употребляя предлоги или путаясь в падежах, неправильно образуя грамматические формы. Частенько малыши-трёхлетки используют неправильные слова («свет надо потушать», «у меня засохли ручки»). В четыре года начинается период «почемучек» – дети засыпают взрослых вопросами, на которые тем нужно обязательно отвечать. На все, даже самые необычные вопросы, нужно доступно и терпеливо отвечать. Хотя часто недостаток внимания не позволяет малышам до конца дослушать «лекцию» взрослого, которому из-за этого стоит быть лаконичными чётким в ответах. Ребёнок к 4 годам отвечает на вопросы взрослых развёрнутыми фразами, содержащими 3-4 и даже более слов. Речь в целом становится понятнее, звуки и слова произносятся более отчётливо. Вербальные недостатки речи связаны с физиологическими особенностями и возрастом детей:

6 1 100 книг, которые стоит прочитать ребенку 100 книг, которые стоит прочитать ребенку

Список книг для деток разного возраста. Здесь представлены не только книги, но и рекомендации, как читать, и общие рекомендации, что читать ребенку. О ...

  • На четвёртом году ребёнок все свистящие звуки (коза, лиса, сова, цыплёнок, зима) произносит в одних словах правильно, но в других словах может их опускать: котёль (костёр), нег (снег), вонок (звонок).
  • Иногда дети путают звуки «ц» и «с», и тогда вместо «цветов» появляются «светы», а вместо «цапли» «сапли».
  • Также не всегда малыш ещё способен точно воспроизвести шипящие звуки (ж, ш, щ, ч), порой заменяя их свистящими: ношик (ножик), касса (каша).
  • Вместо сонорных «рь», «р», «л» ребёнок может вставлять либо «ль» либо «й»: лека (река), лябота (работа), каяндас (карандаш). Но при этом он обычно сохраняет верную слоговую структуру в двухсложных и трёхсложных словах, не коверкая слова.
  • Вместе с тем, при произнесении многосложных слов встречаются трудности: пропуск или замена отдельных звуков, укорачивание слов, перестановка слогов: «лисапет», «телевизол», «касета» (конфета), «мисанел» (милиционер). У ребёнка ещё неокрепший голосовой аппарат, поэтому многие дети говорят довольно тихо, но уже используют интонации.

Из сказанного следует вывод, что ребёнок к 4 годам может не выговаривать звуки «л», «рь», «р», не всегда выговаривать «щ», «ш», «ж» и «ч», поэтому не стоит и напрягать его с их правильным произношением. Однако к пяти годам ребёнок должен уже произносить все звуки русского языка. Если он этого не делает, его следует показать логопеду. Во многих детских садах работают логопеды, которые проверяют речь всех 4-летних детишек. Если дети говорят неправильно, то их предъявляют на специальную комиссию (ПМПК), решающую, стоит ли направить ребёнка в логопедическую группу. Туда обычно принимаются пятилетние дети с нормальным интеллектом, но если малыш говорит слишком мало и непонятно или вовсе молчит, то его могут представить комиссии и раньше.

Условия, необходимые для правильного и своевременного развития речи

Самое важное, чтобы малыш был активен, здоров соматически, обладал полноценным речевым окружением, нормальным интеллектом и слухом, испытывал потребность в общении. Поэтому требуется подбирать игры, совершенствующие детское внимание, мышление, память и воображение. В играх может присутствовать подражание голосам животных, напевание колыбельных, совместное проговаривание прибауток и потешек.

Поскольку в формировании речи важное место занимает подражание, то и родителям нужно контролировать свою речь, не требовать от ребёнка невозможного. Нужно выслушивать высказывания ребёнка, побуждая его к речи и играя вместе с ним в игры. Если ребёнок расстроен и плачет, то следует не только пожалеть его, но и позволить ему высказать свои переживания и рассказать, что случилось. Помимо поощрения развития у ребёнка речи, важно учить его внимательно слушать взрослого.

Советы логопеда

  • Частенько малыши, отстающие с развитием речи, при этом и едят плохо. Съесть целую морковку или яблоко, тем более кусочек мяса для них настоящая проблема. Это вызвано слабостью развития челюстных мышц, которые также участвуют в работе артикуляционного аппарата. Поэтому таких детей нужно заставлять жевать целые овощи и фрукты, куски мяса, сухари и хлеб с корочкой.
  • Чтобы развивались мышцы языка и щёк, нужно научить ребёнка полоскательным движениям рта, надувать попеременно щёки, удерживая за ними воздух.
  • С ребёнком нужно говорить короткими фразами и медленно, используя правильные русские слова и не переходить на детское «сюсюканье» самим и запрещать это окружающим.
  • Ребёнку нужно читать каждый день, не показывая собственного нежелания или досады в случае, если он попросит в сотый раз почитать полюбившуюся ему сказку. Уж если родители слишком заняты, то они могут поставить для ребёнка запись сказки, хотя самым ценным для ребёнка является именно личное общение.
  • Нужно не только отвечать на многочисленные детские вопросы, но и поощрять малыша задавать их. Говорить нужно внятно, чётко, повторяя фразу по нескольку раз и переставляя в ней местами слова.

Нужно помнить и про развитие мелкой моторики, заставляя малыша подолгу манипулировать непослушными ещё пальчиками. Было доказано, что развитие мелкой моторики рук прямо влияет на развитие в головном мозге речевых центров. Хоть на это утомительно смотреть, но нужно позволить малышу самостоятельно шнуровать ботинки, застёгивать пуговицы, засучивать рукава. А начинать приучать его к этому лучше не на его одежде, а давая возможность застегнуть платье кукле или даже пуговицы на кофте мамы. Постепенно детские пальчики будут становиться проворнее, а вместе с ними и язык его будет понимать не только мама. Малыша нужно пораньше отучать от соски, и не заставлять подкладывать ладошки под щёку, чтобы не деформировать челюсть. 

Оцените статью!
13 1
Отслеживайте появление новых статей:на нашем RSS-канале. 6 1 Речевое развитие детей 2-3 лет Речевое развитие детей 2-3 лет

Если до двух лет практически все дети либо молчат, либо произносят отдельные слова, больше пользуясь мимикой и жестами, то, перешагнув через двухлетни ...

3 Периодизация развития детей Периодизация развития детей

С помощью возрастной периодизации осуществляется попытка выделения общих закономерностей жизненного цикла человека. Благодаря разбивке на периоды жизн ...

Особенности развития детей дошкольного возраста Особенности развития детей дошкольного возраста

Каждому возрасту человека сопоставлен свой уровень психического, физического и социального развития. Конечно, эта закономерность прослеживается лишь в ...

Ребёнок 2 года не разговаривает Ребёнок 2 года не разговаривает

В последние годы у всё большего количества детей происходит нарушение речевого развития. Обычно в два года многие дети способны составлять из слов про ...

Вы можете оставить здесь свой комментарий.

Идёт загрузка...

blogs.bebeshka.info


Смотрите также

-->

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0