Здравствуйте, уважаемые читатели, гости, друзья. Сегодня я хочу затронуть такую тему, как детские игрушки. На полках магазинов сейчас нет недостатка в самых разных и, как нам сообщается, самых нужных игрушках. Иногда складывается такое чувство, что достаточно купить побольше и самых разных и можно ничего не делать маме, а просто вручать ребенку электронного медведя или поющего кота и все! Но так ли это на самом деле? Чтобы разобраться в этом вопросе, я позвала в гости Юлию Матроскину, автора онлайн-школый «Учимся играя» и маму троих деток. А теперь передаю Юле слово.
Долго я думала, как же рассказать про игрушки для детей от 0 до 6 месяцев, несколько раз стирала текст и набирала заново: оставить пункты с самым необходимым? перечислить только хиты из подручных материалов? дать «советы» по выбору? Всё не то и так. Дети разные, условия разные, отношения разные.
Значит я могу говорить только о своём опыте и точка. Никаких советов и мнений, здесь только увиденное, осмысленное и обыгранное мной с тремя моими детьми. И вот первые положения:
— От 0 и на всю жизнь самая важная, единственная полноценно развивающая игрушка для малыша — живой человек, его улыбка, прикосновения, речь, много речи и много прикосновений. Ещё круче, если таким живым человеком оказывается ребёнок — брат/сестра, все сразу :)) Сейчас моей младшей дочке 1,5 года и лучшее, что у неё есть — старшие брат и сестра.
— Большинство предметов, которые действительно полезны до, да и после года, игрушками из игрушечных магазинов вовсе не являются. В основной своей массе игрушки до года — это маркетинг для взрослых. Вселенскую тягу познавать этот мир во всём его многообразии не выдержит ни одна прекрасная игрушка. Взрослый должен стараться обогащать ребёнка всевозможными впечатлениями, наблюдая за малышом, оценивая его потребности и жажду ощущений в каждый период развития.
— Ни одна игрушка не развивает эмоциональное положительное состояние. Только люди могут сделать человека Человеком.
Теперь попробуем месяц за месяцем подбирать игрушки, отвечающие потребностям малыша.
С середины первого месяца жизни могут понадобиться:
звучащие предметы,
небольшие предметы «чистых» цветов.
Специально говорю «предметы», поэтому что здесь важна суть: побуждать малыша реагировать на звуки и ориентироваться на слух.
Итак, звучащим предметом может быть и колокольчик, спрятанный в контейнер от киндер-сюрприза, и специально купленная погремушка, и шуршащий пакет от пачки чая, не важно, всё равно таких предметов надо иметь несколько разных с разными звуками (на один и тот же звук реакция ослабнет и вовсе прекратится).
Когда ребенок свободен от желания есть/спать/переодеться, в тишине (без ярких посторонних звуков), позвените/прошуршите игрушкой вне поля зрения ребенка и когда увидите, что малыш притих и сосредоточился проделайте тоже самое в поле его зрения. Раза два-три подряд, больше смысла нет, это же реакция — она затухает, как и интерес к одному и тому же звуку. Помню, хорошо шуршала упаковка влажных салфеток, и пачка от сушек 🙂
Со временем ребенок будет ловить глазками звучащий предмет и когда это будет случаться, предмет медленно надо перемещать вниз-вверх/влево-вправо.
Если у вас есть старшие дети, то из их игрушек можно выбрать несколько предметов основных цветов (написала выше «чистых», имея ввиду, что красный должен быть красным, а синий — синим, а не серо-буро-малиновым в крапинку и с полосочками, такие предметы крохе тяжелее поймать глазками). Если это первый ребёнок, то покупайте такие игрушки, с которыми ему будет интересно играть и после года, например, набор кубиков основных цветов.
Также как со звуками: если малыш не занят желанием спать/есть/переодеться, то привлеките его внимание, например, красным мячиком/кубиком, если ребёнок зафиксировал свой взгляд на игрушке, поведите ею влево-вправо/отдалите-приблизьте. Опять же раза 2 подряд, больше смысла нет, реакция угасает.
Какими предметами стоит обзавестись ко второму месяцу жизни?
Пора собирать в отдельную коробку всякую полезную всячину, скажу я вам:
Зачем шнурки/ленточки? Будем развивать руки. Когда дотрагиваетесь до ладошек малыша, то срабатывает хватательный рефлекс, вот он нам и нужен. Обмотайте свой указательный палец, например шнурком и вложите в ладошку ребёнка, сначала одну, потом другую, делайте такие движения как будто хотите высвободить палец, со временем ребёнок будет не только сжимать ладошку, но за второй месяц научится удерживать захват аж на несколько секунд 🙂
Вот и приготовьте игрушки: 5 — 6 ватных палочек сложите вместе и обмотайте ленточкой, а другие пять — шнурком, а третьи — бинтом. Способности дотащить до рта и наестся ваты ещё нет, а тактильные ощущения для ладошки полезны. Вкладывать можно разные легкие предметы: колпачки от фломастеров, тонкие шприцы (без иглы, конечно), валики из ткани (сложите небольшую тряпочку и обмотайте ниткой), и т.п.
Теперь про игрушки, интересные для глаз. Малышу интересно уже не только ловить предмет, но и разглядывать его. И первое, что маленьким глазкам нравится делать: улавливать контраст. Значит пора предложить черно-белые игрушки.
Сейчас буду опять рассказывать что можно сделать самим. Самим, потому что тогда игрушки будут действительно соответствовать потребностям ребенка, их будет много и по небольшой цене.
Берём толстый чёрный маркер/чёрную краску и бумагу (если размера А4 (обычный лист офисной бумаги), то режем пополам). Гуглим «черно-белые картинки для новорожденных» и рисуем на каждой карточке по одному рисунку (круги/простое лицо/квадрат/линии…). Хорошо за эту работу посадить старших детей — всем польза.
Показывать такие рисунки малышу можно по 1-2 картинкам за раз, если поймал глазками и сосредоточился на рисунке, можно поводить в стороны/удалить-приблизить.
Берём светлые воздушные шарики (надуваем не до предела, а то каааак лопнет), также маркером рисуем на нём круги, точки, квадраты и полосы — вешаем над кроваткой на растянутую поперёк ленту. Хорошо нарисовать, например, 6 шариков, и каждый день вешать по два разных, менять.
На втором месяце жизни малышу можно повесить мобиль над кроваткой. Для меня это очень неоднозначная вещь. В два месяца может быть ещё сложно следить за быстро движущимися предметами или игрушки могут быть подвешены так, что взрослому — красота, а малыш видит мельтешение не пойми с какого ракурса, музыка может быстро надоесть, да и когда дети садятся в кроватках — начинают опрокидывать всё на себя.
Мои дети быстро привыкали к музыке, и начинали просекать, что если слышны эти звуки — значит их положили в кроватку одних, а мама ушла, т.е. очень быстро звук мобиля начинал восприниматься как причина одиночества.
Я вовсе не против мобилей, есть достойные экземпляры, просто перед покупкой надо посмотреть на мобиль глазами ребёнка, т.е. снизу, удостовериться, что в нём приятные звуки с регулируемой громкостью, и, желательно, чтобы была возможность трансформировать мобиль для дальнейших игр.
Так, малышу уже три-четыре месяца?
Шуршим, звеним, трещим и стучим разными предметами, помните? Добавляем новые звучащие игрушки/припрятываем на время приевшиеся и следим за тем как ребёнок ищет источник звука. Теперь он уже совсем большой, может владеть мышцами шеи и поворачивать голову на звук. Ребёнок повернул голову в сторону звука, нашел глазами игрушку? Дайте ему возможность её захватить, притянуть к себе.
Вообще ни одна основная игра не исчезает абсолютно, она просто видоизменяется. Например, у Quaps есть серия игрушек «Угадай где», их можно прятать в укромны их местах и потом искать по звуку, малышам которые научились сидеть достаточно накрывать такую игрушку небольшим полотенцем. Сам же смысл действия — искать по звуку, начинаясь с первых недель жизни, просто усложняется.
Гимнастический мяч (с рожками, они пригодятся, когда ребенок подрастет) я как раз покупала в три деткиных месяца. Список упражнений и забав с ним — отдельная история, но вещь, при условии надлежащего здоровья, нужная и полезная лет до 99 )))
Развивающий коврик с дугами в этом возрасте может пригодится, но его наличие как обязательной игрушки у меня под большим вопросом. Единственно хорошо, что на дуги можно вешать игрушки так, чтобы малыш дотрагивался до них руками, и, что очень важно, ногами. Однако если можете другим образом дать возможность ребенку дотягиваться руками и ногами до подвешенных игрушек, то прекрасно.
Растяжки/подвески/погремушки в коляску — вот это для меня было мастхэв: я на колёса коляски одевала чехлы и вкатывала коляску ан кухню, могла и дома выложить в неё ребёнка и дать возможность ему развиваться, а себе отдохнуть.
Несколько ковриков-пазлов, соединяющихся и между собой тоже, считаю идеальной покупкой в этом возрасте. С ними так просто сделать для ребёнка игровое безопасное пространство на полу. Здесь отлично будет лежать на животе и дотягиваться до игрушек, учиться переворачиваться с боку на бок, ползти, не страшно падать и взрослый рядышком удобно помещается. Мои знакомые с двойней заложили такими ковриками часть гостиной от дивана до противоположной стенки, места хватало играть всем, при этом можно было лечь на диване рядом и даже подремать 🙂
Если изначально выбрать коврик с дорогами, то по нему можно будет возить машинки ещё много лет, а в возрастом доставать, когда хочется потренировать сальто. В общем, вещь!
Когда ребёнок уже может удержать в руке лёгкий предмет и донести его до рта, важно подобрать правильные прорезыватели. Они должны быть:
лёгкими и безопасными, ведь движения рук ещё не подконтрольны ребёнку и тяжёлые, или предметы с дополнительными твёрдыми элементами, так и норовят прилететь в лоб,
компактными, поскольку главная цель такой игрушки — попасть в рот малышу, а значит жевательные элементы должны быть близко к кулачку ребенка,
приятными и упругими, прикусывать пластик очень некомфортно :))
Я для себя отметила прорезыватели Pigeon.
Пять месяцев.
Самое полезное в этом возрасте будет — осваивать большое игровое пространство, желательно часть комнаты. Вообще чем раньше ребёнок окажется на полу (коврики-пазлы в помощь), тем активнее он будет развиваться. Простор нужен не только ребёнку, но и игрушкам.
Возьмите большую прозрачную пластиковую бутылку (все этикетки сверху надо оторвать), положите внутрь колокольчики, гайки, упаковки от киндеров, плотно закрутить крышку и дайте малышу дотянуться до неё руками/ногами: во-первых при толчке будет шум, а во-вторых она откатится, а значит можно до неё ещё раз добраться и это весело. Так вот никакой манеж или пространство кроватки не дадут динамики для таких игр. Согласны?
А как интересно становится изучать своё тело! И как это важно! Как бы не смешно это было для взрослых, но ловить свои ноги, жевать пальцы ног — это ценный опыт для развития мозга. Чтобы привлечь ребёнка к изучению своих рук и ног есть в продаже и носочки со смешными рожицами и браслеты на запястья.
Присмотритесь. Здесь тоже стоит подумать может ли покупная вещь быть полезной. Смешные носочки — это весело, но есть ли смысл в них, чувствительность стоп же блокируется. Значит сигнал в мозг пойдёт от прикосновений совсем не тот. Браслеты же, все что я видела, были на липучках. То царапаются, то в стиральной машинке что-то эти липучки портят, очень их не люблю.
Прекрасно себя ведут в таких играх толстые резинки для волос: не давят запястья, мягкие, яркие. Можно на них навязать шнурочек.
Да, и конечно, пять месяцев — это возраст, когда руки наконец-то послушно всё тянут в рот. Ура! да, ура, потому что чем больше разных тактильных ощущений получит язык, тем лучше будет речь и интеллектуальное развитие вашего ребёнка. Так что радостно убираем с глаз долой опасные предметы и подсовываем чистые удовольствия: правильные (читайте выше) прорезыватели, шнурочки с узелками, тряпочки с лентами.
Помню знакомая мама купила набор для нанизывания деревянных бус, нанизала их на шнурок и связала намертво. Получились прекрасные бусы с разными формами!
И в заключении хочу ещё раз сказать: единственная полноценная развивающая игрушка — это любящий человек рядом, использующий просто всё, что под рукой для игр с малышом. Много объятий, рук, голоса, улыбок, а игрушка — весь мир.
С уважением, Матроскина Юлия,
автор проекта «Вкусные сказки на тарелке«
автор блога «Блог Юлии Матроскиной»
Спасибо Юле большое за очень интересную статью! А сейчас я предлагаю вам поговорить в комментариях о том, какие игрушки самыми важными считаете вы в период от рождения и до 6 месяцев!
Что можно почитать еще?
Развивающие игры с малышом до года
Самые важные игрушки от 6 мес до года
P.S. Данная статья авторская и всецело предназначена исключительно для частного использования, публикация и использование ее на других сайтах или форумах возможна только с письменного согласия автора. Использование в коммерческих целях категорически запрещено. Все права защищены.
www.schoolearlystudy.ru
Первые игрушки малыша (от 0 до 6 месяцев)
Очень большое значение в освоении крохой огромного и незнакомого мира имеют игрушки. Они помогают ему развивать моторику и познавать окружающую действительность. За 12 месяцев ребенку предстоит пройти огромный путь. Как будут меняться приоритеты в играх малыша в этот период, мы рассмотрим подробнее. Итак, этап первый!
От 0 до 1 месяца: возраст поиска ориентиров
Что умеет кроха?
Обоняние. С третьего дня жизни большинство малышей отличают запах молока мамы от запаха молока другой женщины. Поворотом головы некоторые дети показывают, что ощущаемый запах им не нравится.
Слух. Малыш ненадолго сосредотачивается на звуках и голосах. Узнает голос мамы. Выражает предпочтение ритмичным звукам и низким частотам, которые действуют на него успокаивающе.
Зрение. Новорожденный видит достаточно четко, чтобы распознать контуры человеческого лица. Сформированное зрительное восприятие ребенка – врожденная способность. Ребенок видит разницу между зелеными полосками и пятном того же цвета, между клетчатым рисунком, расположенным под прямым углом и под наклоном, между прямыми линиями и дугами. Двухнедельный ребенок дольше фиксирует взгляд на обычных горизонтальных линиях, чем на беспорядочном рисунке. Когда он устает от одной картинки, то переносит взгляд на другую. Он может следовать за мамой взглядом в пределах угла 180º.
Игры-забавы
Малышу пока не до игрушек, он слишком занят осознанием своего существования, чтобы тратить силы на что-то кроме самых важных жизненных функций: контакта с мамой, еды, сна, отправления естественных нужд. Но это вовсе не означает, что вам совершенно не во что с ним поиграть. Вы можете придумать любую игру, помните только, что головку малыш держит плохо, мышцы его шеи и спины еще слишком слабы, чтобы обходиться без поддержки вашей руки или плеча.
Используйте любые возможности для развития чувства осязания у ребенка. Вы можете развлечь его, легонько проведя зубной щеткой по внутренней стороне маленькой ручки, крошечным пальчикам ступни или кончику носа. Сделайте то же самое тыльной стороной немного прохладной металлической ложки, закругленным краем карандаша или любым необычным предметом. Не бойтесь положить льдинку ему на руку, подбородок или колено. Малыш должен видеть эти предметы и с помощью вашей улыбки и ласковых слов, которыми вы сопровождаете игры, понимать, что все хорошо. Ориентируйтесь на эмоции малыша: не исключено, что некоторые ваши действия ему могут не понравиться или испугать его.
На самом деле сейчас вы сами являетесь «игрой» для ребенка: его радость зависит от вашей радости, ваши совместные игры отражаются на восприимчивости его чувств, которая очень велика и развивается благодаря восприятию вас.
От 1 до 3 месяцев: возраст глаз, устремленных вдаль
Что умеет кроха?
Моторика. Этот период является фундаментальным для формирования нервных путей, которые являются основой развития сознательных движений. Безусловные рефлексы постепенно угасают: теперь ребенок может выпрямлять части своего тела, пальцы, он может правильно двигать головой, поднимать плечи, когда лежит на животе. Малыш тренирует «хватку», пробуя захватить рукой игрушку. Теперь он не просто пассивно принимает то, что дает ему окружающий мир, а постепенно становится действующим лицом.
Слух. Ребенок может прислушиваться к звукам голоса мамы или музыкальной мелодии, но пока ненадолго. В 2,5 месяца малыш начнет поворачивать голову, уловив что-то интересное, − правда, источник звука он будет искать пока только глазами.
Эмоции и общение. Он улыбается и открывает ротик, когда к нему обращается взрослый.
Зрение. Малыш следит взглядом за перемещением людей или предметов, любит рассматривать лицо мамы. И все больше начинает понимать, что мир – цветной! Отныне он начнет проявлять свои предпочтения: например, вдруг окажется, что ему больше нравятся желтые игрушки, или красные, или оранжевые. Лежа в своей кроватке с открытыми глазами, ваш малыш будет накапливать информацию, соотнося образы и связанные с ними ощущения, молчаливо накапливая свой опыт − основу будущих умений.
Игры-забавы
Ребенку начиная с 2−4 недель обязательно нужно давать «пищу» для зрения и слуха, обогащать его жизнь чувственными впечатлениями. Этому, безусловно, способствуют определенные игрушки − яркие, динамичные предметы, вызывающие зрительное сосредоточение, удивление, интерес.
Мобили. Имеют две функции: эмоциональную и как способ познания ребенком всех видов форм и новых цветов. В какой-то степени обе функции возможно объединить, но познавательная со временем неизбежно ослабевает, если мобиль закреплен в одном и том же месте в течение нескольких недель и даже месяцев. Эмоциональная роль мобиля очень важна. Такое безмолвное и успокаивающее появление знакомых предметов – как часть ритуала. Мама далеко, но окружение малыша успокаивает, оно известно и узнаваемо.
Колокольчики-бубенчики. Они раскачиваются над кроваткой и издают мелодичные звуки. Взрослый может поиграть колокольчиком, звеня им то справа, то слева. В такой игре малыш учится сосредотачиваться на звуке и поворачивать голову в сторону звука.
Турничок с подвесными игрушками. Эти игрушки могут крутиться, раскачиваться, передвигаться, так что малышу будет на что посмотреть.
Веселые картинки. Немногие мамы догадываются сделать очень простую вещь, а именно приклеить на потолок постер. Ведь это несложно − превратить скучный потолок в интересный источник зрительного удовольствия. Кроме постера, туда же можно прикрепить страницу из детского журнала с яркими картинками, а также повесить светящиеся звезды всех размеров. Днем они невидимы, но, как только станет темно, все они засияют.
Простое общение. Очень важным в этот период является также обычное общение крохи с мамой: обращайтесь к нему как можно больше, объясняйте все свои действия, пойте ему песенки, читайте детские стихи и т. д.
От 4 до 6 месяцев: возраст ручек, желающих схватить предмет
Что умеет кроха?
Общая моторика. После 2−3 месяцев у малыша проходит физиологическая гипертония мышц. Движения становятся более-менее осознанными, сформированными и при этом свободными. Играя, малыш тянется к игрушкам, стремится достать их, делая при этом разные движения телом. Начиная с четвертого месяца жизни кроха может повернуться на бочок или на животик и в таком положении проводить большую часть времени бодрствования, а это хорошая подготовка к формированию навыка ползания.
Мелкая моторика. Между четвертым или пятым месяцем (у некоторых возможно несколько раньше) в жизни малыша происходит чрезвычайно важное событие − он начинает целенаправленно тянуться рукой к предмету, хватать его и действовать с ним. В детской психологии это явление называют «актом хватания». Это настоящая революция для ребенка первого года жизни, которая открывает новый период его развития, с новыми играми и игрушками.
Эмоции и общение. Ребенок любит компанию, улыбается, гулит, издает разнообразно окрашенные звуки. Он хочет на все смотреть одновременно, вертит головой, наблюдает за предметами и людьми.
Слух. Теперь кроха понимает, что речь разных людей звучит по-разному, к примеру мамина отличается от папиной. Он способен сконцентрироваться и долго слушать какой-нибудь музыкальный отрывок.
Зрение. Малыш начинает узнавать бабушек, дедушек, сестер, братьев… Он реагирует на лица близких мгновенно. А еще его занимает все, что движется: голуби, собаки, машины, солнечные зайчики. Наблюдая за происходящим вокруг, малыш переводит взгляд с одного интересного объекта на другой. К 6 месяцам кроха также начинает понимать отдельные жесты взрослых, например «иди ко мне».
В возрасте от 4 до 6 месяцев отношение к предметам основано на осознании власти над ними: можно бросить башенку, покатать с радостным криком бутылку, полную шариков.
Игры-забавы
Благодаря своей подвижности и более сформированной мелкой моторике малыш теперь способен отпустить и оттолкнуть игрушку, которая ему неинтересна, и завладеть той, которая его привлекает. А еще новые способности крохи, и в первую очередь положение лежа на животе, позволяют ему исследовать мир в абсолютно новом ракурсе.
Погремушка. Если погремушка была не очень полезна для новорожденного, то теперь она стала настоящей игрушкой, при условии что ее легко взять в руки и она интересная с точки зрения осязания: шероховатые и гладкие ткани, разноцветные колечки разной текстуры. Когда у крохи получится схватить ее, грудничок будет с удовольствием ее трясти, слушать производимые ею звуки, смотреть на нее.
Развивающий коврик. Возраст от 4 до 6 месяцев − это уникальный период, оправдывающий существование развивающего коврика. Проведите первое знакомство крохи с ковриком вместе, устройте ему «экскурсию» – не оставляйте сразу одного и не уходите, покажите и объясните, что где: «Здесь вот что-то открывается, а здесь шуршит, а тут пищит, или звенит, или поет. А посмотри: здесь кусочек гладкий-гладкий – это шелк, а тут пушистый − мишка сидит».
Что учесть при выборе развивающего коврика:
Размеры: он должен легко поместиться в спальне или вашей гостиной. При этом он должен быть достаточно просторным для игр малыша.
Модель: детские коврики делятся на классические (ребенок лежит на животе) и с аркой (ребенок лежит на спине). В первом случае кроха сможет передвигаться по нему и играть с теми игрушками, которые прикреплены к нижней части. Во втором кроху укладывают на спину, как в детской кроватке, и он может играть с тем, что прикреплено на арке. Сейчас ваш малыш должен проводить на животике в 4–5 раз больше времени, чем на спине. Не забудьте также учесть возраст ребенка: какие-то игрушки подходят самым маленьким, другие же требуют от детей определенных жизненных навыков.
Надежность и разнообразие элементов. Обратите внимание, чтобы развлекательные элементы и игрушки были достаточно прочными и разнообразными. Кольца-прорезыватели для зубов должны быть гибкими и хорошо пришитыми. Желательно, чтобы игрушки на арке висели под некоторым углом − это даст малышу представление об их форме и размере.
Гимнастические центры. Малыш, изумленный своими собственными ручками, очарованный точностью своих движений, нуждается в чем-то рядом с ним, что могло бы удовлетворить его любопытство и желание двигаться. Ребенок еще много времени проводит на кровати, и ему понравится, если вы подарите ему гимнастический центр, с помощью которого он одновременно будет заниматься зрительной, звуковой и двигательной деятельностью.
Как выбрать гимнастический центр?
При выборе центра обратите внимание на то, чтобы ремень его был достаточно гибким для раскачивания и достаточно натянутым, чтобы предметы были хорошо распределены по всей его длине. Центр должен быть устойчив. Завязки должны быть прочными: лучше использовать большой узел, чем мудреную систему, которая с трудом выдержит энергичные рывки малыша. Звуки должны быть разнообразными, цвета нерезкими (не злоупотребляйте красным!). И еще: не совершайте ошибку, не ставьте центр над ребенком каждый раз, когда кладете его на одеяло, − у крохи должны быть и другие способы развлечения.
Мягкие игрушки. Нет ничего милей, чем малыш, окруженный мягкими игрушками. Но выбирать их нужно с умом. Мягкие игрушки должны быть качественными, хорошо прошитыми, моющимися; лучше, если ворс будет коротким, а глаза будут хорошо закреплены. Выбирайте игрушки разумных размеров (более 20 см, но менее 50). Не покупайте игрушки с длинными частями (уши, одежда и различные аксессуары, которые могут попасть в рот ребенка и вызвать удушение). И другой важный момент: мягкая игрушка должна быть тихой! Для крохи сейчас важнее тактильные ощущения. Игрушки не должны иметь заметного запаха, яркой окраски, которая может «линять».
Пластилин. Может показаться странным использование пластилина детьми от 4 до 6 месяцев. В этом возрасте речь скорее идет о тактильной деятельности, чем об организованной игре. Вы сделаете маленькие шарики из пластилина и поможете малышу поставить их один на другой. К величайшему удовольствию крохи они приклеятся друг к другу. Скорее всего, ребенок будет какое-то время держать в руках эти маленькие мягкие шарики, гибкие, нежные и душистые. Если же, несмотря на энтузиазм малыша, вы все равно не позволите ему попробовать на вкус эту удивительную структуру, игра будет представлять интересный осязательный опыт.
Полезные советы
1) Прежде чем купить мобиль, достаньте его из упаковки, подержите в воздухе над собой, чтобы понять, что на самом деле увидит кроха. Выбирайте разнообразные формы, элементы, которые вращаются вокруг своей оси, когда мобиль крутится. Смотреть, как мимо снова и снова пролетает один и тот же предмет до тех пор, пока не остановится механизм, не очень увлекательно даже для грудничка. Выбирайте стойки, которые выдержат, когда малыш будет тянуть их на себя. Шнурки, на которых висят фигурки, также не должны отрываться − проверьте это перед покупкой, с силой потянув за все детали. Дома убедитесь, что сам мобиль надежно закреплен над кроваткой, с усилием подергав за него.
2) На всех игрушках должна быть наклейка со знаком качества, выданным лабораторией в соответствии с возрастной группой малыша. Если вы покупаете игрушку, рассчитанную для ребенка до 6 месяцев, это значит, что она должна быть достаточно прочной. Помните, что кроха гораздо сильнее, чем это можно предположить.
Читать на эту тему:
www.parents.ru
Какие игрушки нужны ребенку от 0 до 6 месяцев
Здравствуйте, меня зовут Елена, я мама Саши. Саше сейчас 5 месяцев. С развивающими игрушками он играет с рождения. Поэтому я очень удивилась, что игрушки до 6 месяцев это пустая трата денег. Я так не считаю, и расскажу почему.
Для того, чтобы игрушка была интересной и полезной малышу, я подбираю под его возраст и навыки. В первый месяц Саши его было сложно заинтересовать игрой. Он спал, ел, снова спал, учился реагировать на звуки. В этот период ребенок активно получает информацию через прикосновения. Поэтому я сделала для него игрушки, которые приятно пробовать на ощупь.
Игрушки от 0 до 1 месяца
1. Перчатки с пальчиками из разных материалов
Саша прикасался к гладкой или шероховатой ткани. Ощущал тепло или прохладу, тем самым развивал свою нервную систему.
Перчатки для развития сенсорной стимуляции Саши, ручное изготовление
2.Также для нервной системы отлично годятся коврики из разных материалов – кожа, мех, разные по плотности и фактуре ткани
3.Для развития зрения и слуха мы купили ему музыкальную игрушку-погремушку. Она висела попеременно на разных бортиках кроватки. Малыш ее искал глазами после сна и поворачивался на звук.
Погремушка в виде звездочки Devik Baby
Игрушки от 1 до 3 месяцев
В период от одного до трех месяцев дети учатся координировать слух и зрение, управлять руками. Чтобы помочь Саше освоить эти навыки, я купила:
Погремушка (можно грызть) Tiny Love
вот такую музыкальную пчелку с подсветкой
Погремушка пчелка Tiny Love
[irp]
Еще нам подарили:
Паучок Lamaze
и набор разноцветных колечек
Кольца Baby King Rattle Set
Несколько раз в день укладывала его в кокон и предлагала следить за игрушкой. Он понимал, что перемещение игрушки сопровождает звук и мигание фонарика и связывал между собой звук и изображение.
С этой же целью я взяла Сашу прежде чем идти в комнату. Теперь он ждет моего появления, когда слышит мой голос. Чтобы научить Сашу захватывать предметы, мы повесили разноцветные кольца. В первые дни он случайно попадал по ним рукой, а потом научился захватывать их себе в рот.
[irp]
А вот паучок — наша любимая игрушка. Его лапки отличаются на ощупь и звучат тоже по-разному. Эта игрушка помогла Саше разработать пальчики, скоординировать движения рук.
Игрушки от 3 до 6 месяцев
Начиная с трех месяцев у Саши включился моторчик. Я поняла, что значит быть мамой мальчишки. Мы подбирали ему игрушки для развития координации, познавательных способностей и логического мышления.
Координировать движения ребенка легче, когда он четко видит свои руки и ноги. Я поочередно давала Саше пинетки и манжеты с бубенчиками.
Манжеты с пришитыми бубенчиками ручного изготовления
Яркая расцветка привлекала внимание, а звон бубенчиков связывал звуки с движениями, делая их более осознанными.
Пинетки с пришитыми бубенчиками ручного изготовления
Игра с воздушным шаром тоже отлично учит координации. Лучше покупать шар из фольги. Резиновый может случайно лопнуть и сильно напугать ребенка.
Воздушный шарик из фольги
Для изучения мира ребенок использует все органы чувств, в том числе обоняние. Поэтому во время прогулки на улице мы рассматриваем цветы и наслаждаемся их ароматом.
[irp]
В последний месяц у Саши начали прорезываться зубы и все игрушки превратились в грызунки. Он с одинаковым рвением грызет прорезыватели, читает какую-нибудь надпись в книжке и даже потрошит своего друга осьминога Жужу. Поэтому я не даю ему сейчас никаких игрушек, которые могут травмировать его десна.
Прорезыватель осьминог ручного изготовления
Для логического мышления мы играем с Сашей в прятки из зеркала.
Обязательно развивайте своего ребенка. Делайте ему игрушки сами или покупайте в магазине. Главное – качество, а не количество. А если вашему ребенку нет еще 6 месяцев, а игрушками забиты все шкафы, их всегда можно подарить или продать. Тем более, что иногда любимая игрушка становится совсем неожиданной вещью.
Видео к статье
26.08.2016 Доктор деток
doktordetok.ru
Игрушки, необходимые малышу от 0 до 6 месяцев
Даже на раскопках древних городищ находят детские игрушки тех времен. У всех народов на протяжении веков также обязательно были свои национальные игрушки для детей. Значит, детская игрушка всегда воспринималась человечеством как жизненно важная вещь, такая же необходимая для выживания народа, как меч и плуг.
Это действительно так, игрушка не только развлекает ребенка, но и учит полезным навыкам, развивает интеллект, воспитывает художественный вкус и представления об окружающем мире. Какие игрушки нужны нашим детям сегодня? Такие же, как нашим бабушкам и прабабушкам, или сегодня важнее интерактивные игрушки для детей?
Пожалуй, правильный выбор в большей степени определяется возрастом ребенка. Каждый этап его развития предъявляет свои требования к необходимым и желательным игрушкам.
Особенно ответственен он на начальном этапе, когда малыш ещё не может высказать своих пожеланий, при этом меняясь с каждым месяцем и днем, и родителям хочется помочь ему в его развитии правильным выбором игрушек.
Не будем забегать вперед, и рассмотрим здесь, какие игрушки нужны ребенку до 1 года по месяцам развития.
Как выбирать игрушки
После рождения малыша ему многие родственники и друзья молодых родителей торопятся подарить куклы девочкам, машинки мальчикам, и огромные мягкие игрушки и тем и другим. Если бы они воспользовались консультацией специалистов или опытных родителей, то знали бы что эти милые и красивые игрушки совершенно не нужны новорожденным не только в первые месяцы жизни, но значительно дольше.
А мягкие игрушки, собирающие пыль и грязь, даже опасны для крох. Что же нужно учитывать, если вы готовитесь дарить или покупать игрушку для крохи. На первом месте при выборе стоит безопасность, на втором польза для развития малыша. О втором мы поговорим ниже, а безопасность обеспечивается следующими условиями.
Игрушки должны быть:
Из натуральных материалов, таких, например, как дерево;
Современные материалы не должны обладать запахами, быть изготовлены с применением вредных красителей.
У них не должно быть острых углов, легко отламываемых или мелких деталей. Лучше если они будут цельными.
Музыкальные игрушки и издающие звуки не должны быть чрезмерно громкими, так как это вредит нежному слуху малыша.
Куклы, игрушечные животные должны быть натуральных цветов и узнаваемого облика.
Игрушки для крох лучше покупать в аптеках и специализированных магазинах, отвечающих за качество изделий.Игрушки должны соответствовать потребностям возраста ребенка.
Какие игрушки нужны нашим детям в один месяц? Первые обычно самые простые и традиционные. В этом возрасте кроха осваивает основные рефлексы – хватательный, сосательный и поисковый. Только начинает развиваться зрение, слух, осязание. Поэтому главная игрушка этого возраста – погремушка, яркая простого цвета (красного, синего, желтого и т.п.) и издающая приятные звуки.
Держать её малыш ещё не в состоянии, поэтому популярны погремушки браслеты или погремушки-подвески. Подвески должны быть размещены на расстоянии 70 см от глазок новорожденного.
Игрушки для детей от 0 до 6 месяцев
2 месяца
Достигнув возраста в два месяца, ребенок уже может схватить и держать игрушку, проявлять интерес к висящим и движущимся перед ним интересным предметам. Он тянется к ним ручками и радуется, если схватит их.
Поэтому теперь к обычной погремушке могут присоединиться и мобили, которые крепятся на кроватку.
Сегодня существует большой их выбор – механических, музыкальных, с подсветкой, и вы можете выбрать наиболее подходящий для вашего малыша.
Для развития моторики ребёнку предлагают игрушки в форме кольца, которые ему легко держать, выполненные из разных по фактуре материалов.
В три месяца малыш уже меньше времени проводит во сне, активно исследует всё, что попадает ему в руке. Поэтому особенно важно становиться обращать внимание на материалы, из которых изготовлены игрушки, обеспечивая безопасность крохи.
Новорожденный уже хорошо видит и слышит, поэтому обращает внимание на разные по форме игрушки, прислушивается к звукам и музыке. Думая о развитии речи ребенка родители начинают покупать первые книги для крохи с толстыми листами и яркими простыми картинками, которые показывают и называют малышу.
По-прежнему любимы различные погремушки и мобили. Сейчас самое время приобрести или сшить своими руками специальный развивающий коврик, который сделан из материалов, различных по цвету и фактуре.
К нему часто прикреплены веселые фигурки – животные, мягкие и простые по форме, зато пищащие или издающие разные звуки.
Разница материалов и цветов помогает развитию тактильных ощущений, возможность трогать прикрепленные фигурки – развитию моторики.
Здесь вновь пригодятся мобили, но уже не те, что крепятся на кроватку, а в виде дуги, которые можно поставить на этот коврик, чтобы малыш мог дотягиваться до погремушек ножками и ручками.
4 месяца
Пришла пора покупать первые музыкальные игрушки для детей. В четыре месяца ребёнка особенно увлекает мир звуков. Правда, им одинаково интересны и приятные мелодии, и обычное пищание игрушки. В этом возрасте дети уже узнают не только близких людей, но и свои старые игрушки. Иногда эти старые игрушки малыш вполне осознанно бросает в сторону, желая получить в свои ручки что-то новое.
Новые фигурки и погремушки притягивают его внимание. Но не обязательно покупать много новых игрушек. Можно просто на время убирать имеющиеся, а спустя время давать их малышу снова. Это обновит его внимание к ним.
Другой хороший способ дать малышу развивающие игрушки, это сделать своими руками слинго-бусы, с которыми он охотно играет на руках у мамы.
Развивающаяся моторика рук уже позволяет ему играть с небольшим мячиком, который он охотно бросает.
Возрастающая подвижность малыша и развивающаяся мелкая моторика рук ещё более расширяют возможности малыша в познании мира через игрушки. Именно сейчас мамы-рукодельницы делают своими руками развивающие игрушки для своих детей: сшитые кубики мягкие книжки, коврики с различными пришитыми деталями – пуговицами, шнурками, кармашками, липучками.
Малышу нравится рассматривать, трогать их, такие разные по цвету и материалам. Безопасность требует, чтобы все эти детали были надежно пришиты, так как ребенок всё тянет в рот и важно, чтобы бусинки и пуговицы не оторвались. Мамы, которые не могут изготовить сами, могут покупать такие развивающие игрушки и книжки.
Для этого возраста очень полезны конструкции, где по закрепленным пружинкам ребенок может передвигать кубики и шарики из дерева.
Сейчас пришла пора приобрести игрушки для ванны, которые сделают купание увлекательной игрой. Заботящиеся о развитии речи ребенка мамы читают детям стихи и могут купить даже книжки из непромокаемой ткани, чтобы малыш мог играть с ней и в ванне.
6 месяцев
Если до сих пор чтение стихов и книжек служило скорее подготовкой для начала развития речи, то после полу года этому нужно уделить особое внимание. Малыш охотно подражает звукам речи родителей и сейчас особенно пригодятся книжки и фигурки животных, которые издают звуки. Пора появиться в доме простым куклам, на которых мама показывает малышу рот, нос, глаза и т.п.
В шесть месяцев ребенок охотно играет с вкладышами, где меньшее вкладывается в большее, с подвижными модулями, описанными ранее. Такие занятия развивают моторику рук и пространственное мышление крохи.К шести месяцам стоит покупать и игрушки-прорезыватели, которые помогают облегчить зуд в деснах от прорезывающихся зубов.
7 месяцев
Пришла пора покупать развивающие логическое мышление кубики и пирамидки. Малышу доставляет одинаковую радость ставить кубики один на один и тут же разрушать построенное.
Чтобы ускорить обучение ползанию можно приобрести двигающиеся игрушки, которые придадут стимул передвижениям малыша.
Они должны быть цельными, без отделяющихся деталей, двигаться медленно и быть яркими, издающими звуки.
8 месяцев
В этом возрасте можно уже давать музыкальные игрушки с кнопочками, которые малыш охотно нажимает. Издаваемые звуки и сверкание огонечков могут занять его надолго. А такие простые музыкальные инструменты, как бубен, барабан, детское пианино развивают не только мелкую моторику, но и музыкальный слух. В ванной его порадуют плавающие заводные механические игрушки.
9 месяцев
В 9 месяцев ребенок уже начинает ходить или, во всяком случае, хорошо ползает и способен многое уверенно делать своими руками. Ведерко, совочек, формочки наверняка заинтересуют его. Возможность вкладывать одно в другое ему ещё более интересны. Матрешка очень полезная для развития детей в этом возрасте забава, как для мальчиков, так и для девочек.
10 месяцев
В десять месяцев малыш готов перейти от простого вкладывания одинаковых по форме предметов один в другой к более сложным задачам. Для этого подойдут емкости с прорезями различных форм для соответствующих фигурок. Они могут быть оформлены в виде машинок или паровозиков для мальчиков, домиков для девочек. Такими первыми простыми головоломками дети могут заниматься довольно долгое время.
В этом возрасте можно сделать первую попытку приобщить малыша к рисованию, купив для него пальчиковые краски.
11 месяцев
В одиннадцать месяцев и девочки, и особенно мальчики начинают интересоваться машинками. Всё движущиеся интересно уже достаточно подвижным крохам. Это и мячи, и различные каталки, которые ребенок может катить перед собой или тянуть за собою. Главное, все они должны быть достаточно прочными, так как в этом возрасте любят швырять их на пол.
12 месяцев
В год малыш продолжает играть практически со всеми, ранее приобретенными игрушками, просто игры с ними усложняются. Главное дополнение – это наборы для ролевых игр, до которых доросли малыши. Посуда, инструменты, врачебные и другие наборы начинают понемногу осваиваться ребенком в год.
Список интересных развивающих игрушек
Подведем итог и повторим список наиболее полезных развивающих игрушек для малыша в год.
Сортер – емкость в виде кузова машинки, коробочки или горшочка и т.п. с прорезями разной формы, в которые малыш должен протолкнуть фигурку соответствующей формы.
Пирамидка. Сегодня кроме традиционного конуса из деревянных колец, нанизываемых на основу, выпускаются и наборы других форм, сделанных по тому же принципу. Поэтому обычно вначале ребенку покупают пирамидку из минимума колец нескольких простых цветов, а затем постепенно приобретают более сложные с большим числом деталей.
Стаканчики-вкладыши. Они обычно разной величины и вкладывая их один в другой, малыш привыкает обращать внимание на размер и форму предмета.
Кубики. Они позволяют играть с ними огромным количеством способов.
После полутора лет к этому перечню должны обязательно присоединиться наборы со шнуровкой, мозаика и пазлы.
Современные взрослые не испытывают недостатка при выборе игрушек. Полки специализированных магазинов, торговых центров ломятся от изобилия коробочек, симпатичных плюшевых мордашек, загадочных металло/пластиково/деревянных конструкций.
Детские сайты пестрят бесконечными разноцветными фото – только успевай включать фантазию! Разнообразие велико, любые вкусы и предпочтения могут быть удовлетворены. Но если будущие родители хоть чуть-чуть владеют информацией о развитии и потребностях малыша, то приглашенные в гости близкие люди зачастую понятия не имеют, что подарить ребенку до года.
Какую игрушку купить, чтобы она не валялась без надобности, развивала способности крохи, понравилась всей семье?
Я познаю мир: умные игрушки от рождения до трех месяцев
С новорожденным хлопот очень много. Пока родители войдут в колею, наладится грудное вскармливание, упорядочится режим дня – пройдет пара месяцев. Но стоит заранее задуматься о развивающих методиках. Хоть кроха и кажется таким еще маленьким, но он уже учится манипулировать, активно использовать маму для достижения своих целей, интересуется происходящим вокруг.
В первые три месяца родители с удовольствием отмечают, как стремительно растет младенец, как быстро он начинает понимать окружающий мир, ориентироваться в нем.
Взрослея, ребенок учится сравнивать и находить сходство между явлениями из разных областей восприятия, получает информацию от всего, что видит, слышит, трогает, совершенствует слуховой, зрительный аппараты, тактильную чувствительность, крупную и мелкую моторики.
Обычные предметы для него – это инструмент исследования, источник получения необходимых знаний, навыков.
Необязательно тратить деньги на дорогущий бренд, разрекламированный вариант. Развивающей игрушкой может стать деревянная ложка, кольцо, обычный мячик, мешочек с крупой, крепкие бусы.
Возраст 0-3 месяца:
хватательный рефлекс прогрессирует;
кроха все тянет в рот;
пытается удержать в кулачке погремушку;
рассматривает свои ручки;
тянется к предметам – загребает все, что в пределах досягаемости;
прислушивается к доносящимся звукам.
Развивающие игрушки от 0 до 3 месяцев
Погремушка. Она должна быть маленькая, негромкая, легкая, крепкая, выполненная из безопасных материалов. Движения крохи еще спонтанные. Он часто машет руками, может сам себя ударить ею. Дайте малышу погремушку, чтобы он тарахтел и следил за движениями. К концу трех месяцев у младенца формируется представление о собственных двигательных возможностях. Он осознанно протягивает ручки к предмету, хватает, исследует.
Яркие, звенящие тряпичные браслеты, цветные рукавички. Наденьте сначала на одну ручку, проследите за реакцией. Потом на обе. Эти аксессуары развивают координацию движений, стимулируют слуховое сосредоточение, тактильную чувствительность.
Колокольчик. Отойдите от крохи на 2-4 метра, позвените колокольчиком. Карапуз должен повернуть головку к источнику звука.
Мобиль – подвижная музыкальная конструкция, напоминающая карусель, с подвесками в виде животных, геометрических фигур и т.п. Установите его над кроваткой, в коляске, игровом манеже. Хорошо, когда мобиль оснащен пультом управления, регулятором громкости, набором мелодий, несколькими держателями (коляска, манеж). Часто малышей усыпляет легкая музыка и наблюдение за вращающимися фигурками. Если мобиль крепится к боковой части кроватки, то периодически меняйте его местоположение. Привычка смотреть в одну сторону чревата развитием кривошеи. Расстояние от игрушки до глаз ребенка – не менее 20 см. По возможности, каждые 4-7 дней меняйте подвески. Не вешайте больше 2-3 предметов на мобиль. В продаже есть модели, в которых съемные подвески выполнены из шуршащих, блестящих тканей с разными элементами декора. Такой вариант долговечен, т.к. малыш потом будет играть ими отдельно.
Игрушка со звучащей начинкой, прикрепленная на доступном расстоянии перед ребенком. Малыш учится толкать ее полураскрытой ладошкой, следит за возникшим движением, звуком. Со временем он начинает понимать, что именно его движения вызывают звон.
Неваляшка, юла. Стимулируют активный интерес к познанию, развивают сосредоточенность, зрение, слух. Эти игрушки рассчитаны на совместные со взрослыми забавы. Раскрутите юлу перед крохой, покажите, как встает, качается неваляшка от движений руки. По мере взросления карапуз станет возиться с ними самостоятельно, лежа на животе.
Воздушный шарик. Привяжите его к ручке крохи. Плавные движения шара стимулируют зрительное сосредоточение. Наблюдая за ними, малыш постепенно улавливает взаимосвязь между рукой и шариком. Не надувайте шарик плотно, иначе он может лопнуть, сильно напугав ребенка.
Мешочки, мягкие зверушки из тканей различной текстуры, наполненные всевозможным содержимым. Притрагиваясь к неодинаковым материалам, малыш непроизвольно развивает осязание. Перебирание содержащегося под тканью – влияет на развитие мелкой моторики. Делайте развивающие игрушки своими руками. Сшейте мешочки из различных лоскутов (бархат, хлопок, атлас, шерсть), наполните крупами, бобовыми (гречка, горох, фасоль, манка).
Мячик. Закрепите его в висячем положении над ножками ребенка. Пусть кроха попробует дотянуться и толкнуть. Для этих целей удобно использовать игровой коврик с дугами.
Во время бодрствования ребенка, он может поиграть с игрушками. Исходя из возраста ребенка, игрушки можно подвесить над кроваткой малыша или дать ему в руки. Если малыш уже умеет сидеть, то можно положить на коврик рядом с ним.
Для правильного развития малыша игрушки играют большую роль. Какие же должны быть первые игрушки малыша?
Сейчас в магазинах продается большое множество игрушек для малышей и для более старшего возраста.
Но в таком огромном разнообразии не всегда сразу можно сообразить, что же в данное время моему ребенку подойдет больше всего, какие должны быть первые игрушки малыша? Если погремушка, то какую лучше взять, чтобы она помогала в развитии малыша и в то же время не сильно захламить домашнее пространство… Не увлекайтесь покупкой игрушек, берите только то что запланировали.
Игрушки для новорожденного
Вообще в первый месяц жизни ребенка игрушки не нужны. Для него сейчас важнее принять и понять новый мир, окружение в котором он теперь находится. И для него каждая минутка наполнена новыми ощущениями. Он теперь сам дышит — это для него новое, ему дают кушать — это тоже новое, его сейчас одевают в одежду — в течении 9-ти мес. такого точно не было.
С рождением ребенка в дом приходит огромное счастье, которое приводит с собой еще и волнения, тревоги, заботы.
У молодых родителей столько вопросов! Как ухаживать за малышом, что ему нужно купить в первую очередь, какие игрушки нужны ребенку до года, как их выбрать и когда уже начать покупать? И это лишь малая часть всех сомнений, которые возникают у новоиспеченных мам и пап. В статье мы постараемся максимально развернуто рассказать о том, какие игрушки нужны новорожденному и ребенку постарше.
Роль игрушек в жизни малышей
Некоторые современные родители сразу же после рождения ребенка бегут в детский магазин и скупают там все подряд. В итоге в корзине с игрушками оказываются плюшевые медведи, посудка, погремушки, машинки и куклы.
Другие же считают, что малыш еще не осознает ничего происходящего вокруг и заинтересуется игрушками еще не скоро.
Кто же прав? Как всегда, победила дружба: не нужно излишеств, но при этом и совсем лишать малыша необходимых изделий легкой промышленности.
Для деток первых месяцев жизни игрушки являются одним из основных источников информации об окружающем мире. С их помощью ребенок учится видеть разные цвета, концентрировать свое внимание.
Во время игры развивается сознание малыша, мелкая моторика пальцев. Все сказанное влияет и на развитие его речи, поэтому малышу просто жизненно необходимы игрушки.
Но это не значит, что их должно быть такое количество, что в детской все будет ими занято.
Ваш ребенок еще совсем мал, но уже начинает проявлять интерес ко всему вокруг. Конечно, в этом возрасте игрушки покупаются скорее про запас, чем для игры с ним.
Но тем не менее кое-что для его развития вы сможете сделать уже сейчас. Все самые приятные моменты жизни у крохи на данный момент ассоциируются с мамой и …с пеленкой.
Сверните ее в несколько раз и повесьте на бортики кроватки, чтобы ребенок смог ее рассматривать.
Над пеленальным столиком можно прикрепить несколько контрастных картинок. Так во время гигиенических процедур и одевания кроха будет учиться задерживать взгляд на предмете.
2 месяц
Наконец-то можно начинать распаковывать подарки, которые преподнесли ребенку любящие родственники. Сейчас самое время использовать мобиль. Он фактически станет первой игрушкой малыша. Крепится музыкальная карусель обычно над кроваткой малыша.
Погремушки, которые цепляют на коляску, также могут пригодиться на втором месяце жизни младенца. Еще хорошо иметь несколько небольших кубиков с черно-белым изображением.
Все эти предметы будут помогать малышу учиться концентрировать внимание и следить за движущимся предметом.
3 месяц
В этом возрасте ребенок учится хватать своими ручками понравившиеся предметы. Для этого также нужны подходящие игрушки: погремушки, резиновые или пластмассовые кольца и другие изделия, которые можно взять в руку.
Погремушки нужны разные: с рукояткой в виде палочки, в виде кольца или дуги, треугольника.
Обязательно позаботьтесь о том, чтобы в арсенале ребенка были игрушки с разной на ощупь поверхностью: в «пупырышки», ребристые, рифленые и т.д.
Тканевые игрушки также станут прекрасным вариантом для малышей трех месяцев. Мягкие фигурки животных, геометрические фигуры, шелестящие или звенящие цветы могут быть прикреплены к дугам развивающего коврика, который также уже надо начинать использовать.
4 месяц
В этом возрасте ребенок учится или уже умеет переворачиваться на животик со спинки и обратно. Чтобы ему было интересно находиться на животе, нужно привлечь внимание его чем-то ярким.
Разноцветные мячики, неваляшки, погремушки и различные звучащие игрушки будут очень кстати.
В этот период нужно начинать развивать способность малыша ощущать во время прикосновения к предметам разнообразие их поверхностей.
Для этого нужно запастись игрушками из разных материалов, например, из атласа, меха и пр. Хорошо будет приобрести яркие браслетики на ручки или специальные носочки с бубенцами, которые надевают на ручки для того, чтобы малыш пытался одной рукой дотянуться до другой.
Переодеваем носочки из предыдущего пункта теперь на ножки – пусть малыш пытается дотягиваться ручками к ножкам. В этом месяце понадобятся деревянные, пластмассовые или даже тряпичные кубики.
Они помогут малышу закрепить хватательные навыки, а маленькие мячики будут воздействовать на мелкую моторику рук. Хорошо, если у ребенка будет брусочек с кубиками из дерева. Малыш сможет учиться (не без помощи родителей) перекладывать предмет из руки в руку.
Кольцо для прорезывания зубов – еще одна из игрушек, которые нужны ребенку до года.
6 месяц
В этом возрасте уже можно предлагать ребенку поиграть на музыкальных инструментах, купив дудку или колокольчик.
Музыкальная игрушка будет способствовать развитию слуха и стимулировать малыша к тому, чтобы он пытался ползти к источнику звука.
Обычно в этом возрасте ребенок уже начинает самостоятельно сидеть, значит и купание в ванночке будет теперь более игровым занятием, чем гигиеническим.
Игрушки для купания – отличное средство сделать водную процедуру увлекательной. Приобрести можно также маленькие книжки с изображением животных или различных предметов.
Они могут быть тряпичными, виниловыми, картонными или же изготовленными из дерева.
Игрушки с зеркальной фольгой помогут малышу начать узнавать себя в отражении и он будет с любопытством рассматривать карапуза в зеркале.
От того, какие игрушки понадобятся новорожденному, переходим к более «зрослой» возрастной группе. Деткам старше шести месяцев будут интересны такие игрушки:
пирамидки в виде колец или стаканчиков разного размера. Малыша 8-9 месяцев уже вполне можно научить складывать несложную пирамидку из нескольких составляющих;
сенсорные игрушки, подойдут даже самостоятельно сшитые мешочки, наполненные крупой, горохом. Малыш пальчиками мнет такие мешочки и развивает моторику;
пальчиковые краски – это замечательная идея для детского досуга. Малышу лучше предложить большой лист бумаги (можно даже отрезать кусок от рулона ненужных обоев) и дать баночки с краской. Нужно только следить за тем, чтобы он не тянул испачканные руки в рот;
игрушки-вкладыши. Это набор небольших предметов разной формы, которые нужно вкладывать в соответствующие отверстия в рамке или емкости;
игрушки на колесиках. Их интересно везти перед собой, когда в очередной раз ползешь от мамы к папе. Это могут быть небольшие машинки, гусенички, паровозики и т.д.;
игровые панели: телефоны с кнопками, нажав на которые, заиграет музыка или животные произносят звуки, детское пианино и др.;
кубики также будут нужны, ведь малыша уже можно учить строить из них башни, устанавливая один предмет на другой.
куклы. Даже если в вашей семье родился мальчик, вам для его развития все равно понадобится кукла, пусть даже самая простая. С ее помощью можно учить малыша различать разные части тела и лица: ушки, носик, ручки и пр.
Развивающие игрушки для детей до года должны быть функциональными, особенно для деток ближе к 12 месяцам. Малышу игрушка будет интересна до тех пор, пока он сможет с ней что-то делать, например, крутить ее детальки, дергать за рычажки, бросать, пищать ею, нажимать на кнопочки и т.п.
Любая такая игрушка подпадает под понятие развивающей. Она помогает ребенку получить основополагающие навыки, логически мыслить, быть внимательным и иметь хорошую координацию движений.
После шести месяцев двигательная активность ребенка возрастает во много раз. Он не только ползает, но уже и пытается встать на ножки, сделать первые шаги, держась за опору. Он уже может хватать игрушки не только всей ладонью, но и брать пальчиками.
Действия его становятся целенаправленными, а не случайными, как до этого. И именно родители должны учить карапуза, как обращаться с игрушками: как крутить барабанчик, катить мяч, нажимать на клавиши или пищать резиновым слоником.
Вокруг ребенка должно быть сразу несколько игрушечных предметов, он обязательно найдет, как их применить! Гибкие конструкторы, крупная мозаика – это лишь малая часть того, что в качестве развивающих игрушек можно предложить ребенку.
Когда малыш делает первые шаги, то у него под рукой просто обязана быть игрушка-каталка. Это может быть зверушка, барабан или другая фигурка на палочке, которую можно катить впереди себя. Хорошо, если она будет звенеть, пищать, тарахтеть или издавать другие звуки. С ней ребенок быстрее освоит самостоятельную ходьбу, ведь будет чувствовать опору.
Определившись с тем, какие игрушки будут нужны новорожденным, приступаем к выбору каждого отдельного предмета.
Лучше, конечно, приобретать все предметы в специализированной торговой точке и обращать внимание на ограничение по возрасту, которое указано на упаковке или этикетке.
Надпись сделана не для «галочки», а чтобы уберечь малыша от возможной опасности проглотить или же каким-то другим образом навредить себе мелкими деталями.
Материл игрушек должен быть нетоксичным, не иметь характерного химического запаха, ведь ребенок все тянет в рот. Хрупкий пластик или слишком ворсистая ткань также не для маленьких деток.
В составе игрушки не должно быть ничего бьющегося. Не приветствуются также отверстия малого диаметра, в которых могут застрять пальчики ребенка.
То есть игрушки должны быть максимально полезными и абсолютно безопасными!
И самое главное – уделяйте своему малышу больше внимания, тогда любая игрушка станет развивающей и принесет пользу!
В моей практике, я встречала активных мам, которые составляли план развития своего малыша, с его первых дней. Они делали акцент на закаливание и водные процедуры, при этом задаривали малыша всеми развлекающими предметами, не задумываясь о то, какие игрушки нужны ребенку в 1 месяц.
Стараясь помочь новорожденному стать физически крепким, некоторые мамы забывали о важном — не только вирусы могут негативно сказываться на здоровье малыша, но и окружающие его предметы обихода. А игрушка, как мы все знаем, первая вещь, которая часто находится возле новорожденного и которую он может брать в рот.
Я не буду запугивать всевозможными историями с дешевыми китайскими штамповками, скажу проще: игрушек должно быть немного, они должны правильно подбираться и быть максимально безопасными для малыша.
Как правильно подбирать качественные игрушки
Сложности в выборе безопасных игровых пособий нет, просто учтите основные правила при покупке и ваш малыш будет счастлив и здоров.
Безопасные игрушки для малыша в 1 месяц:
Не имеют мелких деталей и острых углов;
Цельно сделанные, без возможности что-то открутить или оторвать (если это погремушка из нескольких деталей, обратите внимание насколько качественно все элементы скреплены);
Если игрушка резиновая или пластмассовая, она не должна иметь неприятный или слишком сладкий запах. Такая покупка может пагубно сказаться на здоровье малыша;
Стоит пока отказаться от мягких игрушек либо играть ими вместе с новорожденным;
Лучше не покупайте для малыша игрушки на рынке или в киоске. Подберите их в магазине, предварительно просмотрев сопроводительные документы на товар (иногда даже в магазин могут попасть нелегальные и опасные детские товары).
Важно! Многие родители покупают малышу резиновые игрушки с пищалками. Но не все знают, что за ними нужно правильно ухаживать.
Даже если купленная уточка прошла все проверки, она тоже может принести вред малышу. Со временем возле пищалки скапливается грязь вперемешку с водой и детской слюной, а это идеальная среда для бактерий. Мойте такие игрушки раз в неделю в кипяченой воде с мылом, предварительно вынув саму пищалку.
Играем и развиваемся. Подбираем полезные игрушки
Чтобы подобрать нужную игрушку малышу, нужно учесть его поэтапное развитие. В возрасте 1 месяца у новорожденного преобладает сосательный и хватательный рефлекс (узнайте о других рефлексах новорожденного>>>). В этом возрасте новорожденный привыкает к новым звукам и новым тактильным ощущениям. Поэтому полезными развивающими игрушками для детей от 1 месяца будут:
Музыкальная карусель (мобиль);
Не очень громкие погремушки;
Подвеска на коляску (кроватку);
Развивающий коврик;
7 цветных, пластмассовых шариков (для игры, купания и дальнейшего изучения цветов).
Мобиль по своей природе уникальная игрушка. В ней заложено 2 функции: развивающая и развлекательная. В возрасте 1 месяца, новорожденный учится фокусировать и концентрировать свой взгляд на предметах, а также учится улавливать различные звуковые частоты.
В этом возрасте новорожденному не стоит покупать слишком сложные музыкальные игрушки, остановите свой выбор на покупке мобиля с негромкой, спокойной музыкой, лучше классической. Не зря говорят, что классика хорошо влияет на малыша. Под классику малыш легко успокаивается и быстро засыпает.
Если вы надумали купить малышу погремушки, можно взять несколько разных, например:
простую погремушку с ручкой;
погремушку с несколькими соединенными деталями;
и книжку с пищалкой и шелестящими страничками.
Правильна погремушка — та, которая пригодится вашему малышу, несколько месяцев подряд и в которую новорожденный захочет играться даже в 2 года.
Резиновые игрушки всегда привлекали малышей, помимо звукового эффекта, который не оставит равнодушным новорожденного, резиновые фигурки очень удобно кусать деснами в период прорезывания зубов. Главное правило для мамы: купить игрушку не тонкую и без запаха. Тонкую резину, со временем новорожденный может прокусить, а наличие запаха говорит о некачественном составе резины.
Покупая подвеску на коляску, стоит также, обратить внимание на запах, а также структуру деталей. Фигурки должны быть гладкими, без острых, выступающих углов, не очень яркого цвета и без запаха.
Сейчас в магазинах можно найти огромное количество развивающих ковриков, на любой вкус и для любого новорожденного. Я выделю несколько вариантов:
Растущий коврик. Этот вариант развивающего коврика для младенца можно со временем трансформировать. Такая игрушка всегда будет радовать новорожденного. Вначале можно поднять бортики, создав таким образом, дополнительную защиту для малыша, а со временем опустить их и увеличить площадь;
Сумка — коврик. Легко собирается и легко разбирается. С таким ковриком можно часто отдыхать с малышом на природе. Много места он не занимает, зато сколько радости приносит новорожденному;
Коврик пазл. Сейчас можно купить напольные пазлы любых размеров и расцветок. Некоторые коврики идут с дополнительными игровыми элементами (мини-пазлами), которые со временем обязательно увлекут вашего малыша новой игрой.
Интересно! Самые безопасные по составу игрушки, те, которые сделала мама.
В интернете можно найти большое количество идей хенд мейда начиная от шелестящих тканевых кубиков, заканчивая слингобусами ручной работы. А еще, игрушки ручной работы, это память на долгие годы!
Развиваемся вместе с мамой! Несколько идей для мамы рукодельницы
Иногда создавать игрушки своими руками, мамам нравится больше. Если ничего не придумывается, не беда, есть основные распространенные варианты хенд мейда, остается только добавить немного фантазии и у вашего новорожденного появится эксклюзив.
Хэнд мэйд игрушки для малыша 1 месяц:
Развивающий коврик для новорожденного.
Возьмите ненужное покрывало или пододеяльник, нашейте на него разной текстуры лоскутки, крупные пуговицы и различные ленточки. Вденьте одеяло в пододеяльник и положите на пол. Теперь вам не нужно беспокоиться о том, чтоб новорожденный не скатился — он будет играться на коврике, а мама сможет заняться домашними делами;
Для создания этой развивающей игрушки, можно использовать деревянные, круглые заготовки разных размеров. Нет заготовок, используйте обычные киндер-сюрпризы. Главное, при изготовлении игрушки, не использовать клея, красок, лаков и мелких деталей;
Игрушка пищалка, шелестелка, тарахтелка.
Возьмите несколько видов лоскутков и сшейте с каждого мешочек. Набейте каждый мешочек разными крупами (гречка, рис, пшенка, горох, фасоль), добавьте звонкие элементы и пищалки. Сшейте все мешочки вместе — у вас получилась игрушка гусеница. Новорожденные очень любят такие игрушки.
Выбирайте безопасные и интересные игрушки, в соответствии с возрастом и потребностями вашего малыша!