Главная » Статьи » Игрушки развивающие мелкую моторику для детей до года
Игрушки развивающие мелкую моторику для детей до года
Игрушки своими руками для развития мелкой моторики у детей: сенсорные мешочки, коврики, шнуровка, подушка и прочие приспособления
Современные родители начинают заниматься развитием ребёнка буквально с первых дней его жизни. Педиатры и психологи рекомендуют уделять особое внимание мелкой моторике, так как она напрямую связана с формированием речи. Производители игрушек давно подхватили эту идею и воплотили её в жизнь, выпуская многочисленные развивающие игрушки. Но многие из них можно сделать своими руками.
Почему нужно развивать мелкую моторику
Многие знают о необходимости развития мелкой моторики детей с раннего возраста. Однако не все понимают, для чего это нужно и что представляют собой такие занятия.
Мелкой моторикой называется способность выполнять точные действия кистями рук и пальцами. Она скоординирована работой нервной, мышечной, костной и зрительной систем. Её развитие начинается в первые месяцы жизни ребёнка с разглядывания собственных пальчиков и ручек. Затем малыш постепенно учится овладевать ими, беря игрушки. Моторные навыки положительно сказываются на ловкости рук, формировании будущего почерка у школьника, на скорости реакции.
Установлено, что уровень развития речи ребёнка напрямую зависит от степени сформированности движений пальцев рук. В мозге человека центры, ответственные за речь и моторные навыки, расположены рядом. Таким образом, при стимулировании одного участка активизируется и другой.
Полки детских магазинов предлагают широкий ассортимент развивающих пособий. Не секрет, что их стоимость достаточно высока. Для заинтересованных мам не составит труда сделать игрушки для мелкой моторики своими руками. А главной останется уникальность — ведь они будут выполнены с огромной нежностью.
Сенсорные мешочки
Сшить сенсорные мешочки своими руками совсем несложно. Понадобится плотная ткань разных расцветок и фактур и наполнитель, в качестве которого можно использовать:
макароны (спиральки, ракушки, бантики, трубочки);
крупы (пшено, гречка, перловка, рис, овёс);
муку и крахмал;
бобовые (фасоль, горох, соя, бобы, кукуруза);
конфетки;
орехи;
природные материалы (жёлуди, каштаны, ракушки, камешки);
ластики разных форм;
вату или синтепон;
пуговицы и бусины.
Макаронные изделия разных размеров и форм — оригинальный и безопасный наполнитель для сенсорных мешочков
Природные материалы перед использованием нужно промыть и тщательно высушить, а игрушки с пищевыми продуктами обязательно хранить в сухом месте — макароны и крупы боятся влаги. Мешочки должны быть сшиты или завязаны таким образом, чтобы малыш не при каких обстоятельствах не смог достать их содержимое.
Видео: как сделать сенсорные подушечки своими руками
Фотогалерея: самодельные сенсорные мешочки
Такие мешочки легко сделать самостоятельно даже без швейной машины Наполнитель можно вложить не только в ткань: для этого подойдут плотные воздушные шары Тактильное восприятие можно развивать не только с помощью наполнителя, но и используя ткани разных фактур Мешочки могут быть разных цветов и размеров
Сенсорный кубик
Такая игрушка представляет собой куб, на гранях которого расположены объёмные предметы разных форм и оттенков или аппликации из всевозможных материалов.
Для того чтобы сделать сенсорный кубик своими руками, понадобятся:
небольшие кусочки ткани разных фактур и цветов;
синтепон или поролон в качестве наполнителя;
флизелин;
декоративные элементы (пуговицы, ленточки, верёвочки, колечки, остатки ткани, термонаклейки);
нитки;
утюг;
швейная машина.
Из лоскутков ткани (это могут быть хлопок, шёлк, бархат и другие) нужно вырезать 6 квадратов с одинаковыми по размеру гранями.
Лучше, если все грани кубика будут сделаны из разных по фактуре и цвету тканей
Из флизелина нужно вырезать квадраты со стороной на 1–1,5 см меньше, чем из ткани. Флизелиновые заготовки накладываются на тканевые и проглаживаются утюгом — обе детали склеятся, получат жёсткую структуру и будут хорошо держать форму.
Флизелиновая основа придаст заготовкам прочность и жёсткость
Каждый квадрат оформляется в соответствии с идеей: это могут быть фигурки зверей и птиц, геометрические фигуры из меха или фетра, термонаклейки, пуговицы, замочки и многое другое.
На каждую грань кубика пришиваются декоративные элементы
Когда оформление закончено, нужно сшить 4 квадрата в одну полоску.
Четыре грани куба сшиваются в одну линию
К одному из квадратов сверху и снизу пришиваются две оставшиеся заготовки.
К одному из квадратов с разных сторон пришиваются оставшиеся грани
Швы делаются по контуру флизелиновых граней, после чего закрепляются. Далее, развёртка сшивается таким образом, чтобы получился кубик.
Все грани сшиваются таким образом, чтобы получился кубик
На последней грани в уголке нужно оставить небольшое отверстие и через него аккуратно вывернуть кубик. Игрушка наполняется поролоном или синтепоном и прошивается потайным швом. Вместе с наполнителем в кубик также можно поместить шуршащую бумагу или колокольчик.
Каждая грань сенсорного кубика оформлена по-своему и вызывает разные тактильные ощущения
Видео: как сделать развивающий кубик своими руками
Тактильная подушка
Сенсорные (тактильные) подушки подходят для малышей от 2–3 месяцев до 3 лет. Всё зависит от набора тех элементов, которые на неё помещены. Для самых маленьких подойдёт небольшое количество простых материалов. Перед тем как давать такую игрушку ребёнку, нужно убедиться, что все элементы прочно закреплены: если кроха потянет один из них в рот, он не должен оторваться.
Для детей от 1 года можно подобрать и пришить более разнообразные и сложные развивающие предметы: замочки-молнии, пуговки, шнуровки, липучки, бантики и верёвочки, которые можно завязывать и дёргать. Сделать такую игрушку можно, используя уже готовую подушку и сшив для неё наволочку с декоративными элементами.
Фотогалерея: сенсорные подушки разных форм
Такая подушка подойдет малышам с 2–3 месяцев. Для изображения на каждом из квадратов можно использовать разную по фактуре ткань Такая подушка подойдет для детей от 1 года. На ней представлены более сложные элементы: пуговицы, ленточки, бантики, липучки, замочек Такая черепашка имеет несколько граней, на каждой из которых помещены разные развивающие элементы: карабин, шнуровка, пуговицы. Она подойдёт детям от двух лет
Подушка для развития мелкой моторики своими руками
Сшить такую подушку можно дома.
Игрушка-самоделка принесёт много радостных минут и маме, и малышу
Перед тем как приступить к шитью, нужно сделать эскиз будущей подушки в натуральную величину. Для этого можно использовать трафареты.
Эскиз, выполненный на бумаге, должен быть в натуральную величину
Ткань голубого цвета разрезается на две полоски (первая — 30×20 см для кармашка, вторая — 53×20 см для основы). Кусок зелёной ткани и голубой лоскут, заготовленный для основы, по размерам дублируются флизелином. Отрез для кармашка складывается пополам.
Из голубой ткани будет выполнена часть основы, а также кармашек
Из жёлтого фетра и лент соединяется солнышко: круг диаметром 10 см и 7–8 полосок по 10 см в длину каждая.
Из жёлтого фетра и лент делается солнышко
Фетровое солнышко со сложенными пополам лучами-лентами крепится булавками к голубой ткани, приготовленной для кармашка.
Лучи выкладываются и крепятся булавками в виде петелек
Детали сшиваются на швейной машине или вручную маленькими аккуратными стежками.
С помощью машинного шва солнышко пришивается к заготовке-кармашку
Элементы основной части (голубой и зелёной) и кармашка соединяются вместе.
Основа из зелёной ткани располагается снизу, из голубой — сверху. В верхний левый угол прикладывается кармашек с солнышком
Затем соединяются булавками основа и подложки из флизелина, после чего сшиваются.
Основа соединяется с флизелином и сшивается
Из фетра вырезаются элементы с нарисованного эскиза.
«Фетровые волны» соединяются между собой. Для каждой рыбки нужно две детали (можно разного цвета) и резинка длиной 10–15 см
Резинки с завязанными на кончиках узелками помещаются между элементами рыбок и сшиваются. Волны выкладываются на основу (отступив от краёв 1–1,5 см для припусков на швы).
Волны и рыбки прикладываются к основе
Разноцветные рыбки помещаются между волнами и фиксируются. Элементы реки сшиваются сначала внизу, потом по всему периметру.
Рыбки помещаются между волнами
Следующий элемент — дерево. Для каждого из них нужно две заготовки кроны, один ствол и несколько яблок или груш. Детали сшиваются между собой, при этом фрукты располагаются внутри между двумя кронами, а ствол остаётся сверху.
Фрукты прячутся внутри дерева, чтобы у малыша была возможность их найти
Заготовка для железной дороги делается из серого фетра. Её размер 53х5 см.
Полоску из серого фетра нужно сложить пополам и вырезать поперёк небольшие полоски, не доходя 5 мм до края
Железная дорога помещается на зелёную полянку, на которой уже есть река и деревья.
Все детали пришиваются к основе
Для изготовления паровоза и вагончика также понадобится по два элемента. Лицевые детали оформляются с помощью фетра разных расцветок (колёса, окошки, труба). Детали сшиваются сверху. На задний край паровозика крепится небольшая пуговица, а на вагончик — маленькая петля из ленточки. Через незашитый край продевается тесёмка длиной 50 см, на концах которой завязываются узелки. Конструкция располагается на железной дороге и фиксируется.
Между лицевой и изнаночной деталями паровозика продевается тесьма, благодаря которой поезд сможет ездить
Из голубого фетра делаются облака — также по два элемента. Через них, как сквозь паровозик, пропускается тесьма, концы которой пришиваются к голубой части основы.
Благодаря тесьме облака смогут плыть по небу
Из фетра разных цветов вырезаются цветочки, для серединки которых используется липучка, и помещаются на зелёную полянку рядом с речкой. Шов делается по краю липучки, а лепестки остаются свободными.
Цветы пришиваются к основе по периметру серидинки-липучки, лепестки остаются свободными
По примеру рыбок делаются бабочка и пчела. На обратную сторону каждой фигурки пришиваются липучка — так насекомые смогут садиться на цветы.
Пчела и бабочка делаются по такому же принципу, что и рыбки, только к их обратной стороне пришивается липучка
В середину куска ткани, которая была выбрана для задней стороны наволочки, вшивается замок.
К задней части наволочки пришивается замок-молния
Передняя и задняя части наволочки складываются лицевыми сторонами внутрь и сшиваются по периметру, оставляя припуски на швы (1–1,5 см с каждой стороны).
Припуски на швы можно обработать на оверлоке или прошить зигзагом
По желанию можно сделать фигурки зверей, которые будут кататься в поезде. Мордочки им можно нарисовать маркером.
В паровозик можно поместить пассажиров — например, зайчика и мишку
Наволочка готова. Малыш может играть с ней, помещая зверей в вагончик, катая поезд по рельсам, сажая насекомых на цветы, ища фрукты на деревьях.
Тестопластика
Эффективно способствует развитию двигательной способности пальчиков лепка. Пластилин, с которым все родители знакомы с детства, давать годовалому малышу опасно, ведь он всё пробует на вкус. На помощь приходит обыкновенное тесто. Его можно самостоятельно приготовить из безопасных компонентов.
Рецепт теста для лепки
Для него понадобятся соль мелкого помола и вода (по одной части), мука (2 части).
Соединить соль и муку в глубокой чаше, добавить воду.
Хорошо перемешать.
Вымесить массу до консистенции мягкого пластилина.
Если после приготовления тесто прилипает к рукам, можно добавить к нему соль и муку (соблюдая пропорцию). В случае получения крошливой текстуры, достаточно увеличить количество воды. Если малыш любит лепить, можно сразу сделать много теста. Хранить его нужно в холодильнике, отщипывая «рабочие» кусочки по мере надобности. Но долго хранить такой материал не следует — со временем тесто теряет эластичность. Для детей постарше можно в процессе приготовления добавить пищевой краситель. После высыхания фигурки из теста становятся твёрдыми и прочными. Их можно раскрашивать и использовать для игр.
Фотогалерея: фигурки из теста, сделанного своими руками
Слепить такую корзину можно вместе с малышом — это увлекательное, творческое и полезное занятие Из теста можно слепить фигурки любимых животных ребёнка Высохшие поделки можно раскрашивать акриловыми красками Из фигурок можно составлять целые картины и использовать их для оформления детской комнаты
Разборные элементы
Очень хорошо развивает моторику игра с мелкими деталями.
Пальтишки из фетра
Все крупные детали на таких образцах (карманы, рукава и даже воротник) съёмные. Ребёнок сам сможет создавать интересные модели, комбинируя цвета. Такие игрушки подойдут для малышей с двух лет.
У этих разноцветных маленьких пальто все детали съёмные — их можно менять местами и комбинировать
Математические шнурочки
Когда малыш начнёт проявлять интерес к цифрам, можно предложить ему математические шнурочки. Они не только хорошо развивают мелкую моторику, но и помогают выучить счёт.
Оригинальные шнурочки с бусинками помогут малышу научиться считать
Видео: дидактические игры со шурками
Шнуровка
Такие приспособления отлично подходят для совершенствования двигательной активности пальчиков и ручек. Ведь разноцветную верёвочку нужно не просто взять — она должна попасть в маленькое отверстие.
Простую шнуровку можно сделать из любой безопасной поверхности: деревянной дощечки, пластиковой крышки или обычного плотного картона. На них с помощью нагретой на свечке отвёртки или шилом нужно в произвольном порядке проделать отверстия диаметром 5 мм.
Для самодельной шнуровки подойдёт обычная пластмассовая баночка или крышка
Ещё более простой способ занять ребёнка шнуровкой — использовать дуршлаг.
Для шнуровки можно использовать обыкновенный дуршлаг, просто добавив к нему несколько разноцветных шнурков
Более сложные шнуровки можно выполнить в виде любых форм. Для этого понадобится чуть больше времени, фантазии и материала.
К изображению домика с помощью верёвочки можно прикрепить крышу, окно и забор
Сортеры
Сортеры, кроме мелкой моторики, позволяют развить в малыше усидчивость, внимательность и сообразительность. Сделать их своими руками также возможно, хотя и немного сложнее, чем шнуровки или математические шнурочки.
Для сортера понадобится картонная коробка и несколько небольших игрушек разной формы. На одной стороне коробки нужно вырезать отверстия, соответствующие формам выбранных предметов, только немного больше по размеру.
Фотогалерея: сортеры, сделанные своими руками
Круглые отверстия вырезают немного большими, чем пластиковые крышечки Такой оригинальный большой сортер подойдет малышам, которые уже умеют ходить Для самого простого варианта самодельного сортера понадобятся коробка и заготовки из картона
Развивающий стенд может сочетать элементы всех описанных предметов и игр.
Такая игра может надолго занять ребёнка практически любого возраста
Чтобы сделать такую доску, можно прикрепить к листу ДВП или ненужной столешнице любые предметы, которые найдутся в доме:
шпингалеты,
замочки,
розетки с прикреплёнными к ним вилками,
выключатели разных размеров и форм,
дверные крючки,
засовы,
крючки для одежды,
старый дисковый телефон,
колокольчик на верёвочке,
металлофон.
Со временем имеющиеся предметы можно менять на новые, сохраняя интерес ребёнка к игре.
Для стенда можно использовать любые практические любые предметы, которые вызывают интерес малыша
Развивающие книжки
Развивающие книжки — это огромное удовольствие для малышей любого возраста начиная с того момента, когда у ребёнка получается самостоятельно сидеть.
Фотогалерея: книжки для развития мелкой моторики своими руками
Именная книжка, сделанная мамиными руками, останется с ребёнком на всю жизнь Кроме деталей, развивающих мелкую моторику, на страницы книжки можно поместить обучающие элементы Можно сделать книгу по мотивам любимой сказки малыша
Видео: развивающие книжки ручной работы
Массажный коврик для ног
Мелкая моторика — это развитие не только рук, но и пальчиков на ногах. Ортопеды говорят о положительном эффекте хождения ребёнка босиком по разным поверхностям. Летом это сделать проще — можно ходить по песку, траве, гальке. А в остальные сезоны пригодятся чудо-коврики: на плотную ткань нашиваются или приклеиваются небольшие плоские камешки, пластиковые крышки от бутылок, пуговицы и многое другое.
В таком коврике сочетаются материалы, дающие разные ощущения детским ножкам Камешки приклеены на основу из кавролина Сделать массажный коврик можно из многих материалов, в том числе и из пластиковых крышек
Развитие мелкой моторики у ребёнка возможно и без дорогостоящих магазинных игрушек. В доме всегда найдётся много предметов, интересных детям. Совместное семейное творчество даёт удивительное ощущение близости, а ещё больше радуют восторг и успехи ребёнка.
Автор: Татьяна Подлегаева
Распечатать
babyzzz.ru
Развитие мелкой моторики у детей до года
Любой родитель понимает важность развития ребенка. Гимнастика, массажи, специальные игрушки и карточки служат этой цели в физическом и интеллектуальном плане. Не менее значимо для малыша развитие его мелкой моторики. Когда же нужно начинать заниматься с ребенком?
Польза развивающих занятий
Мелкая моторика пальцев необходима нам в быту, для письма и работы. Но на этом функционал этих жизненно важных умений не заканчивается. Физиологи давно доказали тесную связь между способностью детей выполнять мелкие действия руками и их речью.
Чем раньше и лучше ребенок разовьет свою мелкую моторику, тем раньше и чище он заговорит.
Эта тесная связь исходит из соседствующего расположения двигательных и речевых центров у человека. Когда ребенок активно использует свои пальчики, нервные импульсы передаются в соответствующий отдел головного мозга и затрагивают расположенный рядом участок, отвечающий за умение говорить.
Развивающие мелкую моторику занятия будут полезны не только для речи ребенка. В восточных странах считают, что на подушечках каждого пальца у нас есть особые участки, стимулируя которые мы можем воздействовать абсолютно на все системы нашего тела.
Таким образом, развитие мелкой моторики не может не повлиять благотворно на здоровье и развитие малыша. Когда же начинать заниматься с дитя? Специалисты считают, что развитие пальчиков крохи должно начинаться с первых дней.
Чтобы ваши занятия принесли свои плоды, они должны проходить ежедневно. Не обязательно посвящать тренировкам много времени — достаточно начинать с 2-3 минут, пока дитя в хорошем настроении.
Обязательно хвалите младенца за достигнутые успехи, поощряйте его объятиями и поцелуями.
Следите за чистотой и стерильностью «реквизита» — малыши первого года жизни все стремятся поместить в ротик.
Используйте для занятий предметы разной величины и фактуры — так малыш и научится управлять ручками, и начнет изучать мир и свойства объектов, которые его окружают.
Развитие в первые 3 месяца
Развитию мелкой моторики у детей 1 года можно посвящать занятия с самых первых дней. Чем скорей вы начнете взаимодействовать с малышом и учить его брать в ручки предметы, тем раньше он сможет перейти к манипуляциям с некрупными объектами.
В первые три месяца для развития ручек младенца будет полезен пальчиковый массаж. Делать его нужно при любой удобной минутке — во время воздушных ванн, в краткие еще периоды бодрствования или когда кроха засыпает.
Нежно проглаживайте каждый пальчик новорожденного от ладошки к кончику;
аккуратно разминайте пальчики дитя, особое внимание уделяя их кончикам;
полезным будет пощекотать ладошки и пальчики грудничка в те моменты, когда он разжимает кулачки;
мягко разжимайте кулачки младенца, поглаживайте и вновь сгибайте пальчики.
Такая гимнастика будет способствовать скорейшему снятию мышечного тонуса на ручках крохи, улучшит формирование его тактильного опыта и подготовит дитя к дальнейшим успехам.
Развитие до 5 месяцев
На четвертом месяце жизни дети лучше начинают управлять своими ручками. В этот период важно активно пользоваться не затухшим еще хватательным рефлексом и «подкладывать» грудничку под ладошки игрушки.
Сейчас крохе удобней хватать разнообразные погремушки. Подавайте их ему попеременно в ручки — даже краткие эпизоды удержания предметов в кулачке будут невероятно полезны для развития грудничка. Постепенно длительность захвата будет увеличиваться, а сам младенец с интересом будет изучать погремушку.
Важно подбирать для занятий с крохой разные игрушки — чтобы они отличались по материалу, форме и варианту захвата. Давайте ребенку объекты с различных направлений, чтобы его ладони и пальчики учились поворачиваться.
Полезными для развития моторики у грудничков на этом этапе будут самодельные «четки» — нанизанные на недлинный шнурок пуговки, крупные бусины, деревянные катушки, которые кроха будет перебирать в своих пальчиках, обогащая свой тактильный опыт и стимулируя подушечки пальчиков.
Стимулируйте младенца тянуться ручками — к вашему лицу, протянутым игрушкам.
Когда вы заметите, что младенец начал «орудовать» обеими ручками и трогает сам себя, можно надеть на одну из них носочек или варежку. Малыш будет активно пытаться оглядеть, пощупать и снять новый объект с себя.
Продолжайте делать пальчиковый массаж, чтобы ускорить снятие мышечного тонуса с рук. Можно поиграть с дитя в традиционные игры (например, «Сороку-белобоку») и под ритмичные стихи разгибать и сгибать пальчики младенца.
С 5 до 7 месяцев
Грудной ребенок уже активно интересуется игрушками, исследует их и сравнительно долго удерживает в руках. Чтобы продолжить развитие крохи на этом этапе, важно подбирать только полезные объекты для малыша.
Для рук малышей в этот период полезны игрушки с колечками и бусинами, которые можно перебирать пальчиками. Совсем не обязательно тратиться на дорогие игровые центры или развивающие игрушки — можно сделать для малыша несколько наборов коротких бус с разными нанизанными объектами.
В этом возрасте деткам нравится нажимать на разного рода кнопки. Полезными в игровой зоне окажутся клавишные детские музыкальные инструменты, старая клавиатура и интерактивные игрушки.
Продолжайте развивать малыша тактильно — сшейте несколько мешочков из разных на ощупь кусочков ткани, наполните их интересным содержимым — горохом, фасолью, песком, гречкой, макаронами, манкой, — зашейте крепко и давайте ребенку.
Можно на мешочки нашить дополнительно яркие пуговицы, банты из лент — грудничку будет интересно и полезно ощупывать их и пытаться оторвать.
Малыши в этом возрасте не только получают огромное удовольствие от пальчиковых игр, но и довольно требовательно просят позаниматься с ними, поэтому при любой удобной возможности повторяйте с крохой «Сороку-белобоку» и «Мальчик-пальчик».
Окружайте младенца на игровом коврике предметами разных размеров — хватая небольшие и крупные кубики и мячики малыш продолжит активно развивать способности своих рук.
С 7 до 9 месяцев
«Хватательная» активность ребенка со второго полугодия значительно возрастает. Его интересуют все новые и новые объекты, которые ему необходимо потрогать, правда, и надоедают они ему довольно быстро. Продолжайте развивать малыша, предлагая ему ощупать совершенно разные предметы — для этого подойдут не только покупные дорогие игрушки, но и абсолютно любые неопасные бытовые вещи: новые кухонные губки из поролона, крышки, чистые пищевые лотки, прищепки и т.д.
Играя с мелкими предметами, никогда не оставляйте ребенка одного.
Уже сейчас арсенал младенца пополняется новыми игрушками, с которыми он постепенно учится взаимодействовать. Вы можете купить крохе:
пирамидку, которую кроха пока будет исключительно разбирать;
активные развивающие центры, где требуется что-то нажимать, двигать, перебирать;
резиновые пищалки, которые нужно сжимать в ладони;
текстильные кубики;
плавающие игрушки для ванной.
С 9 месяцев до года
В этот период малыш делает успехи буквально ежедневно. Сейчас у него уже появляются любимые занятия и игрушки, которые способны занять его на некоторое время. Пальчики грудничка уже достаточно хорошо двигаются, чтобы начинать осваивать нужные навыки.
Предложите малышу игрушки, которые требуют «калибровки» при вставлении их друг в друга (наборы стаканчиков, мтарешки).
Приведут малыша в восторг разного рода коробочки и емкости, которые требуется открыть. Будет хорошо, если после поднятия крышки внутри малютку будет ожидать приятный сюрприз.
Емкости с широкими завинчивающимися крышками также будут полезны для моторики малыша и развития его умений.
Внедряйте прием «хватания» в повседневные игры — катайте малышу мячик, просите его подать вам какой-то предмет, прячьте от него под пеленкой игрушки и просите отыскать «пропажу». Такие разнообразные движения будут полезны для ручек младенца.
Некоторым детям к году уже хватает терпения, чтобы заниматься с крупными сортерами — игрушками, в которые требуется вставлять детали разной формы.
Игры в ванной также становятся все разнообразней. Ребенок может вылавливать мелкие игрушки и складывать их в тазик, переливать воду из одной емкости в другую и т.д. Все эти простые на первый взгляд занятия требуют от крохи большой концентрации и ловкости.
Ребенок уже подолгу может находиться один, увлекаясь своими играми. Но все же нельзя оставлять кроху без присмотра — не только из соображений безопасности. Вы должны быть рядом, чтобы научить дитя новым способам взаимодействия с окружающими предметами и направлять деятельность.
Малышам к году становятся интересны игры в песочнице. Если же на дворе не лето, можно устроить такие занятия дома — с песком или манкой. Переворачивать пасочки малыш вряд ли сможет, а вот наполнить их ручками вполне ему под силу. Для таких игр можно застелить пол клеенкой или заниматься с сыпучим материалом за столом.
Как вы видите, чтобы развить моторику младенца, совсем не обязательно приобретать дорогие специализированные игрушки, все, что нужно для занятий с малышом всегда есть у вас дома. Ежедневные упражнения, ваша забота и любовь помогут ребенку научиться управлять своими ручками и пальчиками, а также — благотворно воздействовать на речевой центр.
newbabe.ru
Игрушки для развития мелкой моторики для детей 3-4 лет
Занятия с малышом по развитию мелкой моторики можно начинать с первых месяцев его жизни. Для этого используйте собственные пальцы для массажа, считалочки, щекоталки и обязательно игрушки. Прилавки магазинов заполнены товарами производителей развивающих игр, предметов для занятий с грудничками. Но многие из них просто сделать в домашних условиях.
Значение игрушек
Дети начинают познавать мир с самого рождения. Игрушки помогают им в этом. С помощью погремушек развивается слух и хватательные движения, подвески учат концентрировать взгляд, куклы дают понятие о частях тела. Игрушки для развития мелкой моторики своими руками или купленные в магазине необходимы для продолжения психомоторного, физического и речевого развития.
Перебирая мозаики, составляя пазлы, малыш тренирует не только мышцы пальцев, кистей, но и подает сигнал в мозг. Во время игры с мелкими предметами активизируются лобные, височные мозговые доли. Они отвечают за речь.
Связь между этими процессами доказана научно. Детский врач Мария Монтессори проводила занятия с детьми с задержками развития, сложно адаптирующими в обществе. Дошкольники обучались играм, направленным на развитие тактильной восприимчивости, самообслуживанию. Результат превзошел все ожидания. Спустя 12 месяцев воспитанники Монтессори усовершенствовали свои физические способности, но и подросли интеллектуально.
Проводить тренировку пальчиков, ладошек нужно в детском саду и обязательно дома. В играх и занятиях используйте сортеры, развивающие коврики, шнуровки, пазлы. Делайте игрушки для мелкой моторики своими руками.
Сортеры
Цель игры с развивающим сортером заключается в том, чтобы научить малыша мыслить. Ребенку приходится включать анализ, память, знания о цвете, формах, размерах предметов.
Сортер представляет собой платформу разных видов. Это может быть домик, столбики, рамки, кубы. На них нанизываются, вкладываются внутрь через отверстия разных форм мелкие предметы. Ребенок сортирует формочки, раскладывая их по нужным местам.
Сортеры предназначаются для развития мелкой моторики детей от 6 месяцев до 2- 4 лет. Для детей до года – это простые платформы, например, пирамидки, музыкальные горшочки с отверстиями по бокам. Игра с сортером требует у младенца и детей постарше точности выполнения действий. Только так может получиться нужный результат.
Популярны сегодня деревянные игрушки для сортировки. Они безопасны и просты для изготовления в домашних условиях. Вам потребуется небольшая доска вытянутой формы, палочки и вырезанные из фанеры элементы разных форм. Разукрасьте треугольники, квадраты, круги в разные цвета. Прорежьте в них дырочки, а ребенок будет нанизывать их на платформу.
Развивающие коврики
Необходимы малышам до года. Представляют собой полотно с множеством предметов. Малыш учится переворачиваться, дотягиваться до колокольчиков, зеркал, трогает их, кусает, тянет к себе. Новые тактильные ощущения развивают желание познавать мир, координацию движений, мелкую моторику.
Развивающий коврик не обязательно покупать, его можно сделать своими руками из плотной ткани и бытовых предметов. Хэнд-мейд, конечно, займет немало времени, но вы точно будете уверенны в безопасности и экологичности игрушки.
Шнуровки
Это игрушки-книжки, картонные фигурки или набор предметов, которые можно связать друг с другом с помощью шнурка. Играя, малыши развивают моторику, логику, мышление, внимание, координацию.
Шнуровки изготавливают из картона, дерева. В предметах делают небольшие дырочки, через которые продевает толстая нить. Порядок действия на первых порах не важен. Главное, чтобы ребенок научился попадать шнурком в дырочку, а затем соединять несколько предметов на одной нити.
Пазлы
Это мягкие, твердые кусочки красочной картинки, которые нужно собирать в единое целое. Развивают логику, координацию, память, внимание.
Первые несложные картинки, состоящие из 2-4 элементов, малыш может собрать в 9-10 месячном возрасте. Затем количество деталей постепенно увеличивается.
Игрушки своими руками
Игрушки для развития и совершенствования мелкой моторики можно сделать из подручных средств, ненужных предметов дома.
Доска
Бизиборд – это новшество среди развивающих игрушек. Представляет собой небольшой отрезок МДФ, ДСП, с прикрепленными к ним замочками, циферблатами от старых телефонов, колокольчиками, выключателями и другими мелкими деталями, которые интересно трогать, откручивать.
Стенд для развития мелкой моторики так увлекает грудничков, что они исследуют его по несколько часов в день.
Важно! Не прикрепляйте к доске острые предметы, стеклянные фрагменты. Они могут поранить малыша.
Мягкий кубик
Пригодится крохам с 6-месячного возраста. Шьется из кусочков разноцветной ткани, украшается аппликациями. Можно вышить на них буквы и цифры. Из мягких кубиков складывают пирамидки, домики, их можно кидать, сминать.
Такую же роль выполняют мягкие книжки. Их можно сделать из ткани, аппликаций в виде сказочных героев.
Мешочки с крупами
Сшейте тканевый мешок из плотного, приятного на ощупь материала. Размер игрушки должен соответствовать возрасту малыша. Для годовалых крох – 6х6 см, для детей старшего возраста от 10 см в ширину, 8-10 см в длину.
Зашейте его с трех сторон, четвертую оставьте открытой. Наполните мешок любой крупой: рисом, гречкой, фасолью. Перебирание игрушки пальчиками занятное времяпрепровождение для всех малышей.
Важно! Периодически проверять качество швов, следить за тем, чтобы наполнитель не высыпался, и фасолинки не попали в рот к младенцам.
Веселая змея
Сделайте из ткани жгут, или сшейте между собой материал в несколько слоев в виде колбаски. На нее прикрепите ниткой множество пуговиц разного размера, формы, текстуры. Малыши перебирают их, ощупывают, пытаясь сорвать. Так развивается сила кистей, моторика пальцев.
Вязаные игрушки
Подходят для грудничков, детей до 3-х лет. Мамы вяжут игрушки в виде животных, кукол. На них можно надеть одежду, сделать им глазки из пуговок. Используйте нити разных цветов и текстуры. Малышу важно ощущать неоднородность материала.
Книги
Это целый дидактический комплекс. Количество страниц зависит от фантазии, терпения и трудолюбия родителей. Для ее создания потребуются отрезы ткани формата А4, синтепон, кусочки разноцветного материала, пуговки, молнии и все, что вы найдете для творчества дома.
На страницах книжки для развития мелкой моторики можно создавать целые композиции. Например, фигуры животных, рыб, на других – создать пейзажи, наклеить аппликации из цифр, букв. Фантазию мамы ничего не ограничивает.
Важно понимать цель создания такого пособия для развития моторики. Приклеивайте на страницу книжки шнурки с бусами, замочки-молнии, петельки из лент. Можно использовать пуговицы, липучки для отстегивания элементов, чтобы малыш сам их прикреплял во время игры, развивая моторику, обучаясь самообслуживанию одновременно.
Советы родителям
Помимо игрушек для мелкой моторики родители могут использовать и другие универсальные способы и методы речевого развития малышей.
Стихи, прибаутки, сказки. Проговаривайте их во время игр, рассматривания и тактильного изучения предметов.
Делайте массаж ладошек и пальчиков.
Играйте вместе с ребенком, объясняйте принцип игры. Тогда результата добьетесь быстрее.
Не бойтесь доверить малышу некоторую помощь маме на кухне. Во время приготовления обеда просите рассортировать крупу в миске, посыпать солью салат, помыть яблоко.
Не давите на ребенка, не заставляете делать то, что ему не хочется. Главный принцип развивающих занятий – это создание благоприятной для психического состояния малыша обстановки. Оставьте ненужную в этот момент игру на следующий раз.
Лепите из пластилина, теста.
Не обязательно создавать творческие шедевры. Самое важное, это процесс катания шариков, колбасок, формирование элементов пластилиновой фигуры.
При покупке игрушек для развития моторики обратите внимание на качество материала, надежность креплений мелких деталей, возрастные ограничения по использованию.
Ребенку до года не давайте одновременно более 2-3 игрушек.
Развитие мелкой моторики рук для малышей должно занимать много времени среди других увлекательных занятий. Родителям не стоит забывать о том, что игры с мелкими предметами полезны, но могут быть и опасны. Следите за тем, чтобы малыши не брали в рот бусинки, шарики. Проверяйте надежность прикрепления элементов сортеров, книг, мозаик, других игрушек систематически.
orechi.ru
Игрушки для детей до года для развития мелкой моторики
Психомоторное развитие малыша напрямую зависит от родителей, полученные в течение года навыки дают старт дальнейшему совершенствованию и адаптации его к жизни. Использование развивающих игрушек, стимулируют мелкую моторику ребенка, тем самым воздействуя на определенные центры головного мозга. Поговорим, какие игры полезны, как они воздействуют на малыша и как сделать их своими руками.
Реклама
Человечество еще с древних времен познавало окружающих мир с момента рождения. Об этом факте свидетельствуют раскопки и находки примитивных предметов, напоминающих погремушки. А также наскальные рисунки, указывающие на обучение малышей с помощью определенных приспособлений. Таким образом, происходил процесс передачи жизненного опыта.
Справка. Самые древние игрушки обладают возрастом в 5000 лет. Обнаружены они при раскопках и представляют собой животных: коров, крокодилов и другие виды. Самое интересное, что некоторые части фигуры механические имитировали их движение.
Значение игрушек
Рождение ребенка это продолжение физического и психомоторного развития. В первый год жизни малыш активно познает мир, приобретая определенные навыки с помощью игрушек. В первые месяцы, как правило, это погремушки и подвески. Таким образом, развиваются органы слуха, зрения, хватательный рефлекс и т.д. Далее, согласно возрасту необходимы пирамидки, несложные конструкторы, матрешки, неваляшки т.д.
Многие родители делают некоторые ошибки при выборе игрушек, не понимая, что они могут принести вред малышу. Многообразие не означает пользу. Нужно учитывать смысл и определить назначение выбранного детского атрибута.
Справка. Детские психологи утверждают, что благодаря многочисленным исследованиям, было доказано действенным влияние игрушек к адаптации ребенка в социуме.
Развитие моторики помогает воспитать гения
О моторике не слышал разве что только ленивый, но не многие могут понять для чего она нужна малышу и как влияют на ее развитие игрушки. Поясню, за движение пальцев отвечают не только мышцы, связки и кости, главное - это головной мозг, который руководит всеми процессами. На кончиках пальцев находятся рецепторы, которые являются связующим звеном.
Для чего необходимо развитие моторики
Развитие мелкой моторики необходимо малышу:
для освоения таких навыков, как дальнейшее самообслуживание при одевании (застегивание пуговиц, шнурование ботинок и т.д.), держание ложки или карандаша, гигиене зубов и многих других манипуляций;
для психомоторного развития, а именно речь, логика, память, внимание, концентрация и т.д. Объяснение тому та самая связь головного мозга и пальцев. Разработка кончиков пальцев и кисти стимулируют центры, отвечающие за все эти навыки.
Справка. Связь между мелкой моторикой и психоэмоциональным развитием была продемонстрирована исследователями в ХХ веке в Российском Институте физиологии детей и подростков. А вот на практике это было показано итальянским врачом Марией Монтессори, которая доказала теорию с помощью стимуляции рукоделием.
Эта теория описана и в детских сказках помните, как злая мачеха заставляла бедную Золушку отделять рис от чечевицы, это красочный пример стимуляции мелкой моторики. Судя по сценарию сказки, девочка была достаточно умна. В советские годы одежку детей скрашивали множеством мелких пуговиц, застежек и т.д., которые тем самым тренировали рецепторы пальцев.
Сегодня все совершенно по-другому, что приводит к задержке речи, умственного развития, хватательного рефлекса и т.д. Статистика последних лет показывает, что у детей все чаще отмечаются позднее развитие речевых навыков, а также способности логически думать, правильного держания карандаша или ручки. Такое отставание приводит к сложности адаптации в социуме, а также усвоению полученной информации.
В помощь родителям
Уделять внимание мелкой моторике необходимо с первых дней жизни ребенка. Изначально необходим легкий массаж пальчиков, затем подключаются развивающие игры для малышей раннего возраста. Например, мягкие игрушки с мелкими шариками в качестве наполнителя, так ребенок пальчиками сможет массировать важные рецепторы, или погремушки с шариками, которые легко может ухватить маленький исследователь.
Детям старше 1 года развивающие игрушки для мелкой моторики могут быть в виде несложных конструкторов, кубиков, мячиков, пирамидок, машинок, кукол и т.д. Рекомендуется также лепка пластилином, рисование и т.д. обязательно под наблюдением родителей.
Сделай сам
Игрушки для моторики рук можно сделать своими руками, занятие несложное и приятное ведь такой шедевр служит неким оберегом и приятным воспоминанием. Лучше создавать их со старшими детьми для младших, тогда такое задание принесет двойную пользу.
Чудесный мешочек. Необходимо сшить маленький мешочек из натуральной красочной ткани примерно 6Х3см. Один край не ушиваем, заполняем горошком, фасолью, гречкой, рисом. Такой микст обязательно привлечет внимание малыша, когда он будет его исследовать. После крепко ушиваем мешочек, чтобы зерно не смогло высыпаться. Игрушка готова.
Массажная подушка. Для этого необходима небольшая подушечка и пуговицы разных размеров и цветов. Возьмите ткань желательно однотонную сшейте из нее наволочку для подушечки, а лицевую часть украсьте пуговицами. Пришивать их надо в хаотичном расположении. Такая игрушка отличный массажер для рецепторов пальцев. Помните, пуговицы должны быть пришиты крепко, чтобы ребенок не смог их оторвать и проглотить! Не оставляйте малыша во время игры без внимания!
Мягкая игрушка кошечка. Для этого необходима натуральная ткань, наполнитель (синтепон или вата, а также гречка или рис круглый, можно мелкие бусинки), тесьма. По нижеуказанной выкройке вырезаем фигуру кошечки. Строчим по краю, оставляем основание, чтобы заполнить игрушку, сначала ушки и хвостик наполняем зерном, затем ватой, основание крепко ушиваем. Мордочку можно нарисовать маркером или пришить пуговицы в виде глаз и рта кошечки, тесьмой скрашиваем шею животного. Помните, пуговицы должны быть пришиты крепко, чтобы ребенок не смог их оторвать и проглотить! Не оставляйте малыша во время игры без внимания!
Не просто игрушки
Чтобы понять, какие игрушки необходимы вашему малышу рассмотрим функции их в жизни ребенка. Итак, классифицируются они согласно их назначению:
сенсорно-двигательные игрушки – стимулируют развитие органов чувств, помогают малышу научиться различать предметы по цвету, форме, размеру, массе, звучанию. К ним относят погремушки, волчки, музыкальные инструменты. Рекомендуется применять с 2-3 месяцев;
образные игрушки – развивают эмоциональный навык малыша, а именно учат коммуникации. К ним относят куклы, фигурки животных, неваляшки, петрушки и т.д. Применяют с младенчества;
конструкторы – позволяют развивать логику, мышление, помогают вырабатывать усидчивость, внимание, концентрацию. Развивают мелкую моторику. К таким относят пирамидки, матрешки, лего и т.д. Подходят деткам от года.
Выбираем развивающие игрушки для детей до года
Правильный выбор – это успех не только для ребенка, но и для бюджета родителей. Каждый из нас, попадая в отдел игрушек, теряется и начинает совершать ошибки, приобретая ненужные вещи. Чтобы ваш поход в магазин был полезным необходимо придерживаться некоторых правил.
7 советов по выбору игрушек
Приобретайте игрушки только в специализированных магазинах или на сайтах, например, Вы можете выбрать товары для детей оптом или в розницу по ссылке выше, имеющих соответствующие сертификаты качества.
Подбирать развивающие игрушки нужно соответственно возрасту и полу малыша.
Игрушки должны быть выполнены из безопасных материалов, без постороннего запаха.
Не должны содержать мелких деталей, которые легко отламываются или снимаются, во избежание заглатывания их ребенком.
Не должны быть тяжелыми, а детали имели гладкую поверхность, чтобы малыш не травмировался.
Количество игрушек в первый год жизни не должно превышать более четырех.
Игрушка должна вызывать только позитивные эмоции у малыша.
Сегодня рынок насыщен многообразием различных игрушек, развивающих игр. Родители должны учитывать все моменты при выборе их для своего чада.
Дети очень любознательны и каждую игрушку исследуют не только визуально, но и на зуб. Если изделие выполнено из некачественного материала это может стать причиной аллергических патологий и даже тяжелых интоксикаций. Выбирая подходящую необходимо требовать у продавца сертификат качества, а также поинтересоваться какой материал был использован при производстве, безопасен ли он для ребенка.
Реклама
Есть игрушки, которые издают резкие звуки и пагубно влияют на органы слуха малыша и не только. Этот факт может вызвать негативную реакцию у ребенка. Звуки должны быть нерезкие и не вызывать дискомфорт.
Выглядеть игрушки должны эстетично и не вызывать страх у ребенка. Необходимо наблюдать за реакцией малыша на новую игрушку, если возникла негативная реакция, следует немедленно убрать ее из жизни маленького исследователя.
В заключение хочется отметить развивающие игры - это не замена родительского внимания. Играть необходимо вместе с ребенком так происходит обучение в игровой форме и укрепление связи между малышом и родителями. Помните, во избежание несчастных случаев, нельзя оставлять малыша без внимания взрослых! Будьте здоровы!