Интеллектуальное развитие дошкольников
Развитие интеллектуальных способностей дошкольников В наше технологичное время часто можно увидеть, как дошкольники сосредоточенно манипулируют с экраном смартфона или планшета. Родители при этом удовлетворенно отмечают, что у них растет интеллектуал, и что их ребенок явно имеет способности. Спору нет в том, что ребенок уже чему-то научился. Но имеют ли подобные манипуляции отношение к способностям? В частности, к интеллектуальным, с которыми связывают сферу инновационных технологий? Какие способности называют интеллектуальными Интеллектуальные способности дошкольника зачастую отождествляют с осведомленностью или с умением выполнять определенные алгоритмы, в то время как это разные понятия и разные составляющие развития ребенка. Способности не являются знаниями или навыками. Их можно сравнить с инструментом, позволяющим приобретать знания, оперировать ими, а также обучаться выполнению действий.  Что касается интеллектуальных, то они относятся к познавательным, умственным способностям, но имеют узкую специализацию и являются «инструментом» мыслительных процессов. Интеллектуальные способности – это внутренняя организация мышления, активная мыслительная деятельность. Благоприятный период для развития интеллектуальных способностей начинается в дошкольном детстве, когда ребенок учится самостоятельно анализировать, рассуждать, улавливать закономерности, выявлять причинно-следственные связи. В сравнении с другими видами способностей, особенность интеллектуальных заключается в том, что они применяются не к отдельному виду деятельности, а ко всем направлениям. Чем более развиты интеллектуальные способности, тем эффективнее ребенок во многих узконаправленных видах деятельности, потому что в состоянии мыслить самостоятельно, чтобы найти новые подходы и способы решения возникающих задач. Составляющие интеллектуальных способностей Какое же волшебство содержится в интеллектуальных способностях, если они умеют повысить успешность многих действий? Понимание в этот вопрос внесет выделение основных действующих компонентов, образующих интеллектуальный талант: - способность анализировать
- способность комбинировать и преобразовывать
- способность рассуждать и делать выводы
- способность планировать
Раскроем суть перечисленных составляющих, благодаря которым проявляется поисковая активность, сообразительность и мыслительная инициативность дошкольника. Способность анализировать заключается в умении выделять различные особенности и характеристики объекта. Способность комбинировать элементы и преобразовывать объекты позволяет создавать разные сочетания предметов и их составляющих. Способность рассуждать проявляется в умении формулировать одну мысль за другой так, что последующее суждение вытекает из предыдущего либо выявляются причинно-следственные связи. Способность планировать заключается в продумывании нескольких шагов для получения результата, для достижения поставленной цели. Каждый из перечисленных компонентов имеет количественную и качественную характеристику. Чем больше у ребенка развита способность, тем с большим количеством данных он сможет справиться и тем меньше ошибочных предположений и действий он допустит. Например, составляя паззлы в картинку, ребенок не будет хаотично передвигать их ради случайного попадания, а станет обращать внимание на фигурные края и часть рисунка. Кстати, данную особенность можно использовать в качестве первичной диагностики развития интеллектуальных способностей дошкольника. Как проявляются интеллектуальные способности в дошкольном возрасте Первые проявления интеллектуальных способностей ребенка происходят через наглядное моделирование. Наглядные модели отражают свойства и взаимосвязи предметов и явлений, поэтому они являются средством познания настоящих отношений. Посмотрите на рисунок 5-летнего ребенка. Все, что он изображает, далеко не копия. Малыш моделирует, вычерчивая поверхностное подобие предметов, людей, объектов живой природы. Сложно нарисовать елочку, но легко изобразить зеленый треугольник. Очень непросто нарисовать человека – выручат кружок и несколько черточек или кружок в паре с треугольником. Наглядное моделирование дошкольника усовершенствуется и усложняется на основе развития интеллектуальных способностей. Начиная с простых замещений реальных предметов простыми формами, дети к старшему дошкольному возрасту научаются сами строить модели, используя символические обозначения. Потенциал младших дошкольников Дети младшего дошкольного возраста соотносят реальные предметы с геометрическими фигурами, но ориентируются на форму предмета, не принимая во внимание величину. У них еще только начинает формироваться способность к анализу, позволяющая заметить одно-два свойства реального объекта. Если перед малышом разместить много колечек разного цвета и предложить собрать однотонную пирамидку, он будет нанизывать на стержень кольца одного цвета, не обращая внимания на их размеры. Когда взрослый направляет внимание ребенка на величину, он начинает учитывать это свойство.  Младшие дошкольники строят вертикальные башни и горизонтальные модели (поезд, мост). Они способны объединить несколько предметов в группу. Ребенок справляется с заданием, если ему предложить несколько карточек с изображением еды, одежды, транспорта, мебели и пр., и попросить выбрать картинки «что стоит в комнате», «что можно съесть». Также малыши 3-5 лет делают первые шаги в планировании. Они справляются с заданием, выслушав примерную инструкцию: «Посади мишку и зайку рядом, а куклу перед ними. Спрячь мячик под стол, а карандаш в коробку». Подобные задания стимулируют развитие интеллектуальных способностей ребенка, а также развивают память и внимание. Интеллектуальные способности старших дошкольников Наглядное моделирование в старшем дошкольном возрасте поднимается на более высокую ступень. От использования моделей конкретных предметов дети переходят к обобщенным символам, отражающим существенные признаки объектов. Развивается конструктивная деятельность – яркий пример наглядного моделирования, способствующий формированию интеллектуальных и творческих способностей. Если старший дошкольник строит пространственную модель, то это целая империя с замками, воротами, мостами. Старшие дошкольники научаются составлять графические модели (план комнаты, схема детской площадки), собирать конструкции, ориентируясь на чертеж. С интересом отыскивают пути во всевозможных лабиринтах.  Развитие интеллектуальных способностей осуществляется благодаря осмыслению причинно-следственных связей, научению объединять разрозненные элементы в целостную схему. Шестилетние дети успешнее находят существенные признаки и классифицируют объекты, употребляя обобщенные понятия (выделяют группы животных, фрукты-овощи, транспорт, посуду), придумывают оригинальных персонажей, наделяя их позаимствованными у других героев свойствами. Планирование цепочки шагов переходит во внутренний план. Старший дошкольник предпочитает сообщать, на какой результат он настроен, а не перечислять шаги: «Сейчас построю город», «Рисую летающую тарелку – я потом расскажу, как она устроена». В старшем дошкольном возрасте многие дети охотно оперируют математическими символами – цифрами, изображениями геометрических фигур. Это благоприятно сказывается на развитии специализированных математических способностей, которые также относятся к интеллектуальным. Приемы и средства развития интеллектуальных способностей Познавательная и интеллектуальная активность дошкольника, основанная на анализе, синтезе, преобразовании, установлении причинно-следственных связей и планировании, создает условия для развития интеллектуальных способностей.  Родителям не стоит полагаться, что интеллектуальные способности их детей будут развиваться сами по себе. И тем более, не следует связывать подобные ожидания с компьютерными игрушками, которые приучают детей быстро реагировать на определенные комбинации, и никакого отношения, за редким исключением, к мыслительной активности не имеют. Существуют проверенные методы и приемы, способствующие формированию интеллектуальной гибкости и соответствующих способностей: - Решение проблемных задач
- Поисково-исследовательская деятельность
- Наглядное моделирование
- Кодирование и декодирование
- Придумывание сюжета на основе эпизода или заданных ролей
- Генерирование идей по принципу «мозгового штурма»
- Игры на развитие словесно-логического мышления
Безусловно, родителям придется немного потрудиться, чтобы подобрать карточки для классификации изображений или закодировать сообщение в ребус, придумать проблемную задачу или идею для «мозгового штурма». Но успешное развитие ребенка дошкольного возраста происходит только при активном участии взрослого. Даже подбор развивающих игрушек требует ответственного отношения. alldoshkol.ru Доклад " Интеллектуальное развитие дошкольников" «Интеллектуальное развитие дошкольников» Подготовила: Ковалева Л.Е Интеллектуальное развитие дошкольников Каждый ребенок любознателен и ненасытен в познании окружающего мира. Для того, чтобы любознательность малыша удовлетворялась, и он рос в постоянном умственном и интеллектуальном развитии, заинтересован, наверное, каждый родитель. Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. Интеллект – мыслительная способность человека – ум, рассудок, разум; уровень умственного развития. Интеллектуальное развитие – это и процесс, и уровень познавательной деятельности подрастающего человека во всех его проявлениях: знаниях, познавательных процессах, способностях и др. ; оно осуществляется в результате воздействия на ребенка обстоятельств жизни и среды. Ведущая роль в интеллектуальном развитии принадлежит систематическому интеллектуальному воспитанию. Интеллектуальное развитие ребенка предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Интеллектуальное развитие предполагает: - дифференцированное восприятие; - аналитическое мышление (способность воспроизвести образец) ; - рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии) ; - логическое запоминание; - интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий; - овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применение символов; - развитие тонких движений рук и зрительно – двигательной координации. Цель – создание условий и содействие интеллектуальному развитию детей. Основная задача воспитателя в работе с детьми состоит в том, чтобы помочь каждому ребенку поставить перед собой посильные задачи, овладеть приемами их решения и помочь найти применение результатам своей деятельности. Задачи: 1. Формирование приемов умственных операций дошкольников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия, умения обдумывать и планировать свои действия. 2. Развитие у детей вариативного мышления, фантазии, творческих способностей, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения. 3. Выработка умения детей целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих. Для основой организации работы с детьми является следующая система дидактических принципов: создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса (принцип психологической комфортности) ; новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми (принцип деятельности) ; обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом (принцип минимакса) ; при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира (принцип целостного представления о мире) ; у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора (принцип вариативности) ; процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности (принцип творчества) ; обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения (принцип непрерывности) . Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития каждого ребенка. Методы и приемы: - практические (игровые) ; - экспериментирование; - моделирование; - воссоздание; - преобразование; - конструирование; Дидактические средства: Наглядный материал (игры, демонстрационный материал, схемы, символы, модели) . Форма организации детской деятельности: - индивидуально-творческая деятельность; - творческая деятельность в малой подгруппе (3-6 человек) ; - учебно-игровая деятельность (познавательные игры, занятия) ; Все это опирается на развивающую среду: 1. Математические развлечения: - игры на плоскостное моделирование (Танграм и т. д.) ; - игры-головоломки; - игры с блоками Дьенеша и палочками Кьюзнера; - задачи-шутки. 2. Дидактические игры: - сенсорные; - моделирующего характера; - специально разработанные воспитателем для обучения детей; 3. Развивающие игры – это игры, способствующие решению умственных способностей и развитию интеллекта. Игры основываются на моделировании, процессе поиска решений. Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста осуществляется совместными усилиями воспитателей и родителей, которых объединяет общий взгляд на детей. Суть его состоит в признании способности детей к глубоким интеллектуальным переживаниям и радости, уникальности каждого ребенка, неповторимости его личности. При этом взрослые, уважая личность ребенка, создают ряд непреложных истин: ребенок не объект для изучения, а человек, которого необходимо познавать в развитии; дети имеют врожденную тенденцию к росту и созреванию, обладают внутренней интуитивной мудростью; интерес к таинственному живет в любом человеке с рождения, каждый малыш – исследователь. infourok.ru Интеллектуальное развитие дошкольников Автор: Сосед-Домосед Рубрика: Дети наше всё Добрый день, дорогие родители. Про интеллектуальное развитие дошкольников мы сегодня поведем разговор. Малыш в дошкольном возрасте проходит важные этапы развития, от гармоничного протекания которых зависит его будущее, в буквальном смысле этого слова. Интеллектуальное развития дошкольников – это интенсивный и очень важный процесс, который требует грамотного и ответственного вмешательства родителей и педагогов. Как протекает интеллектуальное развитие дошкольников, в чем его особенности, а также как родители могут помочь сыну или дочке развиваться, вы узнаете из данной статьи. Когда необходимо начинать интеллектуальное развитие дошкольников?Уже начиная с первых месяцев жизни, происходит активное развитие человека во всех отношениях. Но, наиболее интенсивное развитие происходит, начиная с трех лет, и заканчивается этот благоприятный период в восьмилетнем возрасте. - Именно этот период детства является наиболее благоприятным временем для различных интеллектуально развивающих мероприятий.
- Именно в этот период мозг ребенка наиболее восприимчив и расположен к развитию – главное не упустить момент.

Важные условия для развития интеллекта дошкольниковНаиболее важное и обязательное условие для интеллектуально развития дошкольников – это создание эмоционально благоприятной и приятной для детей атмосферы. Дело в том, что восприятие детей в дошкольном возрасте находиться еще на эмоциональном уровне, поэтому для результативного развития недопустимо, чтобы мероприятия несли негативную эмоциональную нагрузку. Любая деятельность, направленная на интеллектуальное развитие дошкольников должна нравиться ребенку, и ни в коем случае не происходить по принуждению. Еще один обязательный фактор для интеллектуального развития дошкольников – вся развивающая деятельность должна быть простой и понятной для детишек. Педагоги и родители должны также понимать – важно чтобы дошкольник участвовал в развивающих мероприятиях не по принуждению, а добровольно – только так можно достичь максимального эффекта. Стадии интеллектуального развития ребенка дошкольного возрастаВсем известно что в разные периоды своей жизни развитие детей протекает по-разному. На некоторых этапах происходит интенсивное социально-коммуникативное развитие, какой-то период характеризуется повышенной любознательностью, благодаря которой и возможно интеллектуальное развитие. Рассмотрим основные этапы развития интеллекта дошколят: - Развитие интеллекта у самых маленьких деток происходит совместно с процессом базового познания мира. Дети по мере того, как познают окружающий мир, приобретают небольшой опыт, который служит основой для следующего возрастного этапа, когда речь ребенка уже будет сформирована и он сможет получать информацию непосредственно задавая вопросы и экспериментируя.
- На следующем этапе интеллектуального развития ребенка происходят перемены в эмоциональной сфере малыша, также существует практически сформированная оценочная система. Ребенок в возрасте 3-4 лет может самостоятельно на примитивном уровне оценить поступок, вещь или явление как плохое или хорошее. Отличительная черта развития данного периода – эгоцентризм ребенка. Восприятие мира происходит именно с эгоцентричной точки зрения. Дети на данном этапе своего развития не способны воспринимать информацию с точки зрения другой личности.
- Период старшего дошкольного возраста – наиболее важный этап в развитии интеллекта ребенка. Это завершающий период дошкольного возраста. В это время важно максимальное участие родителей и педагогов, так как помимо интеллектуального развития, социализации и обучения основным самостоятельным навыкам важно провести подготовку к школе, чтобы чадо смог приступить к обучающему процессу с легкостью. Школьники, которые испытывают непреодолимые трудности в обучении в первом классе, как правило, со временем теряют интерес к учебе и достаточно сложно вернуть внимание такого ученика. Поэтому, крайне важно чтобы первый опыт обучения был для ребенка приятным и стимулировал к продолжению обучающего процесса. Поэтому, важно заранее готовить ребенка к тому, с чем ему придется столкнуться.

Как способствовать интеллектуальному развитию дошкольников?Важную, можно даже сказать решающую роль в развитии интеллектуальных способностей дошкольников играет участие родителей и педагогов дошкольных учебных учреждений. Существует немало способов способствовать развитию интеллектуальных способностей ребенка в дошкольном возрасте. Рассмотрим способы поспособствовать интеллектуальному развитию ребенка: - Так как основным видом деятельности всех детишек в дошкольном возрасте является игра, то именно ее необходимо задействовать для развития интеллектуальных способностей ребенка. В игровой форме можно не только способствовать развитию интеллекта, но еще и совершенствовать многие необходимые для школы навыки. Существуют различные разработанные системы дидактических развивающих игр, как для коллективных занятий, так и для индивидуальных. Игра по праву считается наиболее эффективным средством для развития интеллекта и логического мышления у дошкольников.
- Всевозможные виды творчества способствуют активному развитию абстрактного мышления, закрепления навыков логического интеллекта и также способствует открытию талантов и способностей ребенка. Недаром в дошкольных учебных учреждениях активно применяют такие виды творчества, как лепка из пластилина, рисование, аппликацию, папье-маше. Важно не препятствовать проявлению инициативы ребенка, не ставить перед ним конкретных задач, чтобы ребенок активно задействовал свой творческий потенциал, учился сопоставлять, анализировать и принимать решения.
- Разнообразные развивающие игрушки также способствуют развитию интеллектуальных способностей. Важно приобретать именно полезные игры и игрушки для дошкольников, которые будут, не только интересны детям, но также будут соответствовать возрасту и уровню развития.
- Компьютерные игры также не следует сбрасывать со счетов – они могут послужить на пользу развитию интеллектуальных способностей ребенка, а также логического мышления. Сегодня ведется множество разговоров о вреде компьютерных игр, и многие предлагают полностью исключить их, но это не совсем правильно.
Компьютер – это неотъемлемый атрибут настоящего времени, поэтому сделать его недоступным для сына илидочки – это неправильно! Но, важно все-таки установить ограничения по времени, а также ввести «цензуру». То есть, родители должны самостоятельно подбирать игры и развивающие программы для дошкольника, а также принимать участие в них вместе с детьми. Центры раннего развитияНа сегодняшний день помимо государственных дошкольных учреждений существует огромное количество частных педагогических комплексов, которые могут помочь развиваться вашему малышу. Конечно же центры раннего развития – это удовольствие, которое не каждые родители могут позволить себе, но несомненно они могут принести достойные плоды в вопросе интеллектуального развития. Спортивные секции для дошкольниковТанцевальные и спортивные секции для дошкольников – это также способ стимулировать интеллектуально развитие. Помимо пользы для физического и интеллектуально развития ребенка, если вы определите своего дошкольника в спортивную секцию, вы также поспособствуете развитию важных личностных качеств. Советы родителям дошкольниковВ завершении темы интеллектуального развития дошкольников рассмотрим некоторые советы, которые помогут родителям не допустить совершения ошибок в развивающих занятиях с дошкольниками. - Всячески стимулируйте любознательность и интерес сына или дочки к различным вещам и явлениям – это основа успешного умственного развития.
- Не ругайте своего несмышленыша, если у него что-то не получается – попробуйте вместе еще раз, помогите ему, но ни в коем случае не доводите до того, чтобы у крохи формировалась заниженная самооценка.
- Никогда и ни в чем не сравнивайте своего ребенка с остальными детьми. Каждый малыш индивидуален, поэтому невозможно заставлять его развиваться в каком-то определенном темпе.
- Помните о том, что у каждого ребенка есть свои уникальные способности и таланты, поэтому не расстраивайтесь, если у него что-то не получается. Просто попытайтесь найти сильные стороны своего сына или своей доченьки и направить все свои усилия на их развитие.
Про интеллектуальное развитие дошкольников мы вам объяснили, удачи вам в этом важном процессе! Понравилась статья? Поделись с друзьями в соц.сетях: -
Сосед-Домосед Дети наше всё Добрый день, дорогие родители. Мы сегодня расскажем, как укрепить иммунитет ребенка народными средствами и простыми способами. Обычные простуды и вирус ... -
Сосед-Домосед Дети наше всё Когда будущая мамочка находится в состоянии беременности, она много раз пытается нарисовать в своем воображении своего кроху. Если ей больше хочется иметь ... -
Сосед-Домосед Дети наше всё Как вырастить ребенка без комплексов - чтобы он стал уверенным и активным в своей будущей взрослой жизни? Растим ребенка без комплексов! Если ... -
Сосед-Домосед Дети наше всё Добрый день, дорогие домоседы. Проблемы со сном у детей – что делать, если ребенок плохо спит? Наверное, многие родители слышали шутку о ... © 2012-2019 Сосед-Домосед sosed-domosed.ru Интеллектуальное развитие детей дошкольного, школьного и подросткового возраста Развитие интеллекта у детей – важная задача каждого родителя. Приобретение новых знаний и умений, способность анализировать полученную информацию, напрямую зависит от того, насколько взрослые занимаются развитием малыша. Дети, с которыми мама и папа играют, читают, рассказывают об окружающем мире, будут заметно отличаться в интеллектуальном плане от тех сверстников, чье развитие было пущено на самотек. Виды интеллекта ребенка Интеллект охватывает не только мыслительные процессы. Это понятие означает способность человека применять полученные знания на практике для решения тех или иных бытовых задач. Характеристики интеллектуальной системы ребенка: - Разум;
- Сознание;
- Память;
- Логика;
- Способность прогнозировать события;
- Управление предметами.
Мозговая деятельность маленького человека имеет различные направленности, которые формируют его личность. Разделяют следующие виды интеллекта ребенка: - Логический. Отвечает за решение задач, умение анализировать и делать верные, последовательные выводы.
- Вербальный или лингвистический. Способствует развитию коммуникативных навыков, умению общаться с людьми и правильно выражать свои мысли.
- Эмоциональный. Характеризует способность ребенка оценивать свои чувства, ощущения и выражать их.
- Физический. Отвечает за двигательную активность, координацию движений и моторику малыша.
- Социальный. Помогает адаптироваться ребенку в обществе, находить друзей.
- Творческий. Помогает проявлять свои нестандартные способности посредством художественной, музыкальной, игровой деятельности.
- Конструктивный. Определяет взаимоположение предметов в пространстве и способность ориентироваться в нем
- Духовный. Основы данного вида интеллекта закладываются еще с детства. Это самопознание, отношение к миру, осознание себя частью его.
Факторы, влияющие на развитие интеллекта ребенка Образ жизни семьи, экологические факторы, питание, окружение – все это оказывает непосредственное влияние на IQ малыша. Родители должны знать основные факторы, способные воздействовать на интеллект ребенка. К ним относятся: - Благоприятная эмоциональная атмосфера дома. Если кроха встревожен, наряжен или напуган, блокируются те чести мозга, которые отвечают за интеллектуальное развитие.
- Чувство защищенности. Малыш должен быть уверен, что близкие его поддерживают и любят. Дети, которых хвалят и подбадривают, легко достигают успехов в учебной и творческой деятельности.
- Тесный контакт с мамой. Доказано, что от частых объятий, прикосновений и поцелуев малыши становятся умнее и здоровее.
- Прослушивание классической музыки стимулирует развитие мозговой деятельности. Еще в период беременности мама может включать мелодии Моцарта, Баха, Вивальди, ведь уже на седьмом месяце беременности у малыша сформирован слух.
- Частые прогулки на свежем воздухе способствуют насыщению мозга кислородом, а, следовательно, стимулированию его деятельности.
- Использование игрушек, творческих принадлежностей способны развить воображение и творческие навыки.
- Необходимо постоянно общаться с ребенком, задавать ему вопросы, рассказывать об окружающем мире, спрашивать его точку зрения. Постепенно малыш учиться строить монолог и правильно выстраивать диалог.
- Решение логических задач и упражнений, головоломки, развивающие пособия значительно повышают уровень IQ.
- Предоставление ребенку разумной самостоятельности. Не стоит явно исправлять то, что не смог сделать или недоделал малыш.
- Разумные запреты и ограничения, если они используются исключительно по делу, способствуют развитию мыслительной деятельности малыша.
- Соблюдение режима сна.
Важно! Дети, которые в первый год жизни находились на грудном вскармливании, во взрослом возрасте показывают более высокие результаты тестов на IQ и большие успехи на профессиональном поприще. Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста Дошкольный возраст – это наиболее благоприятный период для развития интеллекта ребенка. Личность маленького человека только формируется, и на это большое влияние оказывает его окружение. Важно! Знания, заложенные родителями с детства, сформируют прочный фундамент для дальнейшего обучения и успеха в жизни. Интеллектуальное развитие дошкольников формируется в процессе игры, ведь в такой форме новые знания усваиваются легко и непринужденно. Важно правильно подобрать игрушки. Для детей от года до двух в арсенале должны быть: - пирамидки;
- кубики;
- сортеры;
- музыкальные инструменты;
- вкладыши с животными или фигурами;
- крупная мозаика из 2-х или 4-х деталей;
- мячи.
Читайте также: Как улучшить память, внимание, внимательностьМожно своими руками изготовить бизиборд – развивающая доска со множеством прикрепленных к ней предметов обихода. Это могут быть различные кнопочки, выключатели, шпингалеты, крючки и прочие маленькие «опасности», которые в обычной жизни крохе трогать нельзя. Такая доска надолго может увлечь как малышей, так и детей постарше. Они учатся пользоваться бытовыми приспособлениями, тем самым развивая логику и мелкую моторику. С детками от 3 до 5 лет можно придумать множество увлекательных способов развить творческие или умственные способности. Например, кукольный театр – игра, в которой могут принимать участие и дети, и взрослые. Различные сюжеты несут в себе нравственный и обучающий смысл. В процессе интеллектуального развития детей дошкольного возраста очень важно тренировать память. Можно выложить перед ребенком несколько различных предметов, а малыш должен их запомнить и отвернуться. Затем мама убирает одну из вещей и спрашивает чадо, что именно спрятано у нее за спиной. Развитие интеллекта у детей дошкольного возраста нельзя представить без книг. Совместное чтение, рассматривание картинок, загадки – все это нравится малышам, развивает их воображение, речевые навыки, логику и память. Не стоит пренебрегать прогулками на природе, походами в зоопарк и музей — ребенку сейчас интересно все. Интеллектуальная готовность ребенка к школе Старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет) характеризуется активной социализацией и получения новых знаний. Интеллектуальная готовность ребенка к школе – это способность маленького человека овладеть анализом и сравнением, выявлять причинно-следственные связи между предметами и явлениями. Показателями интеллекта для детей старшего дошкольного возраста являются: - навыки развития речи – говорить так, чтобы другие понимали;
- словесно-логическое мышление;
- наглядно-образное мышление (умение сравнивать и обобщать).
Дети в дошкольном возрасте воспринимают мир через сюжетно-ролевую игру. Взаимодействуя в игровом процессе, дошкольники учатся межличностным отношениям, моделированию различных ситуаций и их разрешению. Важно! Родители должны вложить в детей не только навыки счета и знание алфавита, но и воспитать заинтересованную в окружающем мире личность, не стесняющуюся задавать вопросы. Развитие таких качеств, как усидчивость и трудолюбие очень помогут в дальнейшем процессе обучения. Упражнения на развитие интеллекта ребенка Для того, чтобы школьнику было легче усваивать новые знания, можно делать комплекс упражнений для активации мозговой деятельности. Специальная «гимнастика» способствует созданию новый нейронных связей, координирует работу левого и правого полушария не только у младших школьников, но у подростков. Читайте также: Мнемотехника для развития памяти взрослымКомплекс упражнений для развития мозговой деятельности: - Журавль. Ребенку необходимо встать, выпрямить руки по швам, согнуть и поджать левую ногу. Одновременно нужно подняться на пальцах правой опорной ноги. Упражнение повторяется 3-5 раз в медленном темпе.
- Ленивые восьмерки. Необходимо вытянуть правую руку вперед, поднять вверх большой палец и нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку. Повторять по 4-5 раз в каждую сторону, меняя руки, затем скрепить их в замок и проделать то же самое.
- Рисование двумя руками. Необходимо взять карандаши в правую и левую руки, и попытаться перерисовать простой рисунок как можно симметрично.
Гимнастику следует выполнять под присмотром взрослых, в первом упражнении ребенку нужна подстраховка, т.к. в первый раз многие дети теряют равновесие. Также родители должны оценивать правильность и симметричность выполнения второго задания. На мозговую гимнастику достаточно уделять 5-7 минут в день и при ежедневных повторениях, уже через месяц будет заметный положительный эффект. Интеллектуальное развитие младших школьников В младшем школьном возрасте для успешной адаптации ученика к школьной жизни необходимо осуществлять плавный переход от одного вида деятельности к другому. Существуют разные педагогические программы для вовлечения ребенка в процесс обучения и ненавязчивого усвоения новой информации. К таким приемам относятся: - Интеллектуальные игры. Это загадки, шарады, головоломки, ребусы, при решении которых школьник старается на максимум использовать свой умственный потенциал.
- Наблюдение. С целью познания и объяснения происходящих в природе явлений можно вести дневник наблюдений. При этом расширяется кругозор и улучшается внимательность.
- Дидактическая игра («Умники и умницы», «Знатоки»). Ей можно заняться как на уроках, так и вне класса. Сам процесс придумывания заданий способствуют развитию мышления, обоснованности суждений, умению доводить начатое дело до конца.
- Медиапрезентации. Яркие слайды, картинки, используемые в компьютерных презентациях, помогают школьнику лучше усваивать материал, удерживать внимание в течении продолжительного времени, слушать и воображать.
Читайте также: Все о стереотипном мышленииИнтеллектуальному развитию младших школьников способствует выполнение творческих заданий – поделки, аппликации, рисование, лепка. Упражнения для развития вербального интеллекта у детей Вербальный интеллект помогает детям разбираться в сложных взаимосвязях слов внутри языка. Упражнения, развивающие вербальный интеллект: - Можно предложить малышу закончить последовательность: «корова» — «теленок», «овца» — «ягненок» и т.д.
- Для развития вербального интеллекта перед ребенком выкладывают несколько карточек, к примеру, с животными, различными персонажами, предметами обихода. Необходимо придумать небольшой рассказ, задействуя нарисованных героев.
- Детей постарше можно попросить подобрать третье слово с одинаковым смыслом с двумя словами, приведенными ниже:
- «табу», «вето»;
- «спор», «противостояние»;
- «палка», «единица» и т.д.
Игры для развития интеллекта у детей 5-7 лет Успешная стимуляция мозговой деятельности у детей старшего дошкольного возраста происходит в форме игры. Игры для развития интеллектуальных способностей дошкольников в возрасте 5-7 лет: - «Пуговицы». У двоих участвующих должно быть по одинаковому набору пуговиц и расчерченных на клетки листов. Один из игроков расставляет пуговицы в определенном порядке на бумаге, второй должен запомнить где и как они расположены. Затем поле накрывается, и игрок воссоздает порядок атрибутов поле.
- «На стол! Под стол! Стучать!». Сначала взрослый произносит команды и следует им. Малыш должен слушать и выполнять. Когда он привыкнет, мама меняет команду, говоря «на стол», сама при этом прячет под него руки. Смысл в том, чтобы кроха не слепо повторял, а верно выполнял произнесенные команды.
- «Зеркало». Играют двое. Один из детей совершает движения, например, машет руками, строит рожицы, приседает и т.д. Другой – повторяет за ним в течении одной минуты. Затем, можно поменяться местами.
- «Бывает/не бывает». Необходимо назвать какую-либо ситуацию (самолет летит, яблоко соленое и т.д.) и бросить малышу мячик. «Бывает», — значит необходимо его ловить, и наоборот.
Развитие детей во многом зависит взрослых. Необходимо выявлять предрасположение к тому или иному виду деятельности своего чада и всесторонне его развивать. www.pamyatinet.ru |