Родителям

Детям

Беременность и роды

Ребенок

Дом

Благо

Постеры, фото, обои

Детская библиотека

О женском

Праздники

Справочная


Таблица прикорма 
4 правила введения прикорма 
Свободное искусственное вскармливание 
Смешанное вскармливание 
Техника и правила искусственного вскармливания 
Искусственное вскармливание 
Несколько советов кормящим мамам 
Как сделать грудное вскармливание успешным: несколько простых правил. 
Кормить по требованию ребенка. Что это такое? 
Полный свод мифов и заблуждений о грудном вскармливании 
Мягкое расставание - как отучить ребенка от груди 
ПЕРВЫЙ ГОД / Прикорм. Рекомендации ВОЗ по грудному вскармливанию. 
Как и когда вводить прикорм ребенку на исключительном грудном вскармливании? 
Первый прикорм – с чего и когда начать? 
Прикорм для грудничка. Часть 1 
Прикорм для грудничка. Часть 2 
Прикорм для грудничка. Часть 3 
Прикорм для детей на ГВ 
Введение прикорма 
Пюре для детей от 5 месяцев 
Врач советует начать прикорм с сока? Ищите другого доктора. 
Коровье молоко и глютен увеличивает вероятность заболевания бронхиальной астмой и диабетом. 

 

Как дети учатся


Естественное обучение или как учатся дети – Развитие ребенка

Рейтинг15

Основные идеи выдающегося американского педагога Джона Холта из книги «Залог детских успехов»

  • Напечатать
  • Спросить
  • Отправить другу
  • Подписаться на новости

Джон Холт – выдающийся американский педагог и реформатор американской школьной системы. Он разработал ряд альтернативных методик обучения, которые успешно используются во всем мире.

Джон Холт наблюдал за детьми в естественных для них условиях полной свободы, когда их не контролировали учителя. В этом он отличался от большинства исследователей в сфере педагогики и детской психологии. Он наблюдал за детьми своих родственников и друзей во время игры, он наблюдал за детьми в школах во время уроков. В результате тщательных исследований он сформулировал основные закономерности естественного обучения детей. Рассмотрим подробнее главные педагогические идеи Джона Холта, представленные в книге «Залог детских успехов».

Дети учатся не потому, что знания пригодятся им в будущем. Они учатся, повторяя действия окружающих

Современная школа стремится дать ребенку знания и развить навыки, которые принесут им пользу когда-то в будущем. Но дети интересуются тем, что происходит сейчас, а не в будущем. Они хотят делать что-то на практике прямо сейчас. Таким образом, они тоже готовятся к будущему, но это не является их главной целью, а всего лишь побочный эффект.

Дети – прекрасные ученики, потому что они не считают, что они учатся – они считают, что они просто делают те или иные вещи. Они хотят попробовать все, что видят вокруг, но поначалу у них это плохо получается. День за днем они делают новые попытки и в результате приобретают необходимые навыки. Они хотят разговаривать, как взрослые, но сначала они не знают, как связывать звуки в слова. Их лепет кажется нам полной ерундой, но они думают, что они разговаривают. Ребенок учится связно говорить, когда родители и другие люди разговаривают в его присутствии, повторяют отдельные слова и объясняют их значения, работают с ребенком над его произношением, постепенно повышая сложность упражнений.

Становясь старше, ребенок видит, как люди выполняют разные действия и непонятным для окружающих образом выбирает себе занятия. Он начинает читать, потому что видит, как это делают другие. Если родители читают ему на ночь или в течение дня, он понимает, что это занятие интересное. Ребенок пробует читать еще до того, как его этому целенаправленно учат родители. Он запоминает отдельные буквы и узнает их в книгах. Он может переворачивать страницы книги в произвольном порядке и произносить все, что придет ему в голову. С точки зрения взрослого, это не чтение, но ребенок действительно думает, что читает. Со временем он начинает узнавать слова, даже в незнакомых для него предложениях, и начинает видеть связь между звуками и буквами. Таким образом, ребенок осваивает первоначальные навыки чтения.

Главными навыками, которые осваивает ребенок, считаются умение ходить, говорить и читать. Их у ребенка пытаются развить прежде всего. Остальные навыки у ребенка развивают выборочно, в зависимости от предпочтений родителей.

Родителям кажется, что ребенок учится ходить, говорить или читать. Но, с точки зрения ребенка, он уже ходит с того момента, как сделал первый шаг, и говорит с момента первых издаваемых звуков. Ребенок ничему не учится намеренно – он просто выполняет определенные действия и раз за разом делает это лучше и лучше.

В процессе обучения ребенок переходит от общего к частному, а не наоборот

Этот факт является логическим следствием из того, что ребенок учится делать что-то, когда видит, как это делают другие. Он учится выполнять все действие сразу, а не по частям: пытается произносить целые фразы, а не отдельные звуки, потому что никто не разговаривает звуками. Он хочет читать сказки, а не запоминать буквенное выражение звуков или правильно читать отдельные слова. Одна из самых больших ошибок, которую допускают современные школы – это деление общих задач на компоненты и обучение ребенка отдельным компонентам. При таком внимании к деталям общая задача кажется чем-то незначительным и скучным. Дети усваивают частные навыки (например, учатся понимать, как звуки соответствуют буквам) естественным образом в процессе выполнения общих задач.

Дети учатся на своих ошибках, замечая и исправляя их

Дети стремятся не только делать то, что делают окружающие, но и делать это правильно.

Они не боятся пробовать делать то, что еще не умеют, и замечают собственные ошибки и неточности. Повторяя действия снова и снова, они пытаются с каждым разом выполнять их лучше и, таким образом, улучшают свои навыки.

Взрослые склонны исправлять детей, указывать им на ошибки. Они верят, что это помогает детям лучше овладевать новыми навыками. Но, поступая таким образом, они только дают понять ребенку, что он не может справиться с задачей и родители могут сделать это лучше.

Чувствуя, что его оценивают, ребенок испытывает тревогу. Это мешает ему пробовать выполнять новые действия. Он может также отказаться и от дальнейших попыток выполнить данное действие, в котором родители хотят ему помочь.

Пробуя выполнить какое-либо действие, ребенок не должен испытывать тревогу, потому что это не дает ему возможности приступить к освоению навыка. Никто, кроме ребенка, не знает, когда он готов совершать ошибки и исправлять их.

Родителям не стоит поправлять детей, потому что они сами прекрасно видят свои ошибки. Они постоянно стараются улучшить свои навыки, но делают это в наиболее подходящем для них темпе. Когда ребенку дают свободу действий, не подгоняют и не вызывают у него чувство тревоги, он способен сам увидеть и исправить большинство допущенных ошибок.

Дети лучше учатся у старших детей, чем у взрослых

Маленькие дети видят, в чем они не настолько компетентны, как взрослые. Это может вызывать у них чувства стыда и тревоги, даже если взрослые им на это не указывают. Родители, которые делают все хорошо, не всегда являются хорошим примером для ребенка. Он может подумать, что никогда не сможет делать так же, и не стоит даже пытаться.

Поэтому дети лучше учатся у старших детей, чем у родителей. Например, младшие дети, наблюдая за старшими, учатся играть в футбол или выполнять другие действия.

С помощью воображения дети учатся тому, что не могут попробовать на практике

Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что воображение играет важную роль в развитии познавательной сферы (в частности, гипотетического мышления) у детей. Кроме того, оно помогает ребенку научиться тому, чему он не может научиться на практике. Воображение, таким образом, не уводит ребенка из реального мира, а помогает ему адаптироваться.

Маленький ребенок не может научиться водить грузовик, но в своем воображении он представляет себя водителем. Такие фантазии мотивируют его узнавать больше о грузовиках и о вождении. Он может построить себе грузовик из ящиков или стульев и имитировать реальную езду на грузовике. Играя в игры, основанные на воображении, ребенок обычно выбирает роли, которые видит в мире взрослых. Они играют в мам и пап, водителей, машинистов, летчиков, врачей, учителей и т. д. В процессе игры они максимально точно отображают свои роли. Например, дети, которые играют в охотников, представляют себя сильными и отважными, они подкрадываются к мелким животным и стреляют в них из своего игрушечного оружия. Они учатся тому, что должен чувствовать охотник, и развивают реальные навыки, которыми он должен обладать. Такие игры увлекают их больше, чем простая стрельба по мишеням.

Кроме того, ребенок с помощью воображения осваивает то, что в реальном мире ему не позволяют родители.

Дети познают мир, выстраивая умозрительные модели и применяя к этим моделям новую информацию

При взаимодействии с окружающим миром дети проявляют умственную активность. Они стремятся понять смысл вещей. Дети – прирожденные исследователи, они постоянно выдвигают гипотезы и проверяют их, подтверждают, опровергают и развивают их на основе своего опыта. Но мотивация к познанию окружающего мира должна исходить от самого ребенка, а не навязываться окружающими. Например, дети, которым разрешают проводить дома физические эксперименты (что может приводить к беспорядку в комнате), лучше усваивают школьный курс физики, чем те, кто учит физику по учебникам.

Дети часто выстраивают умозрительные модели на основе предыдущих занятий. На основе этих моделей ребенок осваивает новые навыки. Умозрительные модели основываются на личном опыте, поэтому они мотивируют ребенка. Если родители или учителя будут использовать подобные модели для обучения ребенка, это покажется ему неестественным.

Естественное обучение и система образования

В своих работах Джон Холт часто задавался вопросом: как учителям стать более эффективными. Он пришел к выводу, что в процессе обучения ребенку следует давать больше свободы. Свобода – это главная ценность в обучении, и родители, и учителя должны ее уважать.

Дети часто не воспринимают школьную систему обучения, потому что она ограничивает их самостоятельность и делает неуверенными в способности самостоятельно исследовать окружающий мир. Более того, ни учителя, ни сверстники – никто, кроме самого ребенка, не способны понять его мотивы, умозрительные модели и увлечения на тот или иной момент времени. Поэтому дети лучше всего учатся тогда, когда они полностью контролируют процесс или, иными словами, могут свободно заниматься тем, что их интересует.

Оцените публикацию

Рейтинг статьи: 5.00 из 5 на основе 3 оценок.

Facebook

Twitter

Вконтакт

Google+

Развитие ребенка 15.01.2018

childdevelop.ru

Чему и как дети учатся в школе, и что делать родителям?

Последнее обновление: 25.12.17

Мы все учились понемногу Чему-нибудь и как-нибудь…

А. С. Пушкин, «Евгений Онегин»

С высоты своего жизненного и профессионального опыта, мы можем чётко сказать, ЧТО мы хотим, чтобы ребёнок получил в школе. И вполне грамотно можем рассуждать чему и как дети учатся в школе.

Чему и как дети учатся в школе?

Что, по идее, должна дать школа нашему ребёнку?

1. Фундаментальные знания по всем предметам, которые позволят ему выбрать в будущем профессию и ориентироваться в окружающем мире и знаниях о нём.

2. Умение учиться – знание алгоритмов обучения, приобретения знаний, чтобы была возможность успешно учиться дальше или заниматься самообразованием.

3. Профессиональная ориентация. Чтобы ребёнок к выпускному классу определился со своей будущей профессией и выбрал свой жизненный путь в обществе.

Учила ли, учит ли и будет ли учить наша школа наших детей этому? Чему и как дети учатся в школе, чтобы продвинуться по этим трём направлениям?

К великому сожалению, при всём желании, мы не можем видеть, чтобы школа давала что-то в этом плане. За редчайшими исключениями, количество которых столь мало, что их можно даже не упоминать.

Фактически, наши дети ходят 10-11 лет в школу ЗРЯ. Ни знаний, ни умения учиться, ни проф. ориентаций они там не получают.

А то, что они там получают, можно освоить и за год самостоятельного обучения.

Чему и как дети учатся в школе: пустая трата времени и подорванное здоровье, дурные привычки, асоциальное поведение, отвращение к учебе и инфантильность: вот не полней перечень того, что наши дети могут получить от платного ныне (из кармана родителей ни мытьём, так катаньем), обучения в школе.

А дальше, история продолжается в ВУЗе, только масштабы уже крупнее и финал несколько иной.

Как дети учатся в школе? Что делать родителям?

Опять, мы можем, засучив рукава, сказать себе только одно: Спасание утопающих – дело рук самих утопающих. То есть, наших, родительских. Ведь мы уже вполне привыкли, за последние годы, что ни мы, ни наши дети, не кому не нужны.

Будем учить своих детей сами, будем учить их учиться. Будем выявлять их склонности, и выбирать их профессию. Как-нибудь и как получится.

А вы как думаете? Чему и как дети учатся в школе, и что делать родителям?

А, к слову: Чему мы, родители, учим своих детей?

1. Стойко переносить тяготы жизни: Будешь стоять в углу, пока не скажешь мне ВСЮ правду!

2. Логике: Почему, почему? … Потому!

3. Причинно-следственным связям: Если ещё раз получишь двойку, то выпорю.

4. Предвидеть последствия: Если опять испачкаешься, то домой не приходи.

5. Оптимизму: Как ты учишься – вырастешь дураком (грузчиком будешь, продавщицей на рынке будешь…).

6. Народной медицине: Ешь чеснок – глистов не будет.

7. Справедливости: Будешь плохо учиться – будешь всю жизнь голодный и холодный.

8. Непредсказуемости: Никогда не думал, что мой ребенок таким безруким будет.

9. Вере в бога: И за какие грехи мне бог такого ребёнка дал.

10. Генетике: Руки как у папы из одного места растут. Болтливый, как мама. Модница, вся в маму. Вся в маму.

11. Делать невозможное: Закрой рот и ешь.

12. Не завидовать: Ну и что, что ему компьютер купили, а у тебя глаза целее будут.

13. Уважать труд: Куда фантик бросил, думаешь, тёте уборщице легко его поднимать?

14. Любви к ближнему: Знала бы, что ты такой вырастишь, я бы тебя не родила.

15. Взрослению: Будешь мало есть, – никогда не вырастешь. Останешься таким маленьким.

Можете продолжить список своими педагогическими находками. Чему и как дети учатся в школе и дома?

ВНИМАНИЕ: Без рабочей ссылки на сайт, копирование материалов запрещено. Плагиат преследуется: автоматическая жалоба вашему хостеру и владельцу ресурса.

love-family-life.info

Как дети учатся двигаться

Как дети учатся двигаться

Когда ребенок движется, в его мозг поступают сигналы от мускулов и суставов, и развивающаяся нервная система получает важную информацию о том, как должно функционировать его тело, чтобы двигаться гармонично. Если вы положите малыша на спину и позволите ему двигаться, как он хочет, он будет инстинктивно двигаться так, что это подготовит его к следующему этапу его развития. Перевороты или лежание на животике с поднятой головой укрепят его спинку и основные мышцы, которые ему рано или поздно понадобятся, чтобы удобно и уверенно сохранять сидячее положение.

Магда утверждала, что нельзя придавать ребенку положение, которое он не может принять самостоятельно. Например, когда ребенка подпирают подушками или иначе поддерживают в сидячем положении, он лишен возможности потренировать важные навыки, которые подготовят его к следующему этапу развития крупной моторики. Последовательность развития нарушается. Он может даже пропустить важный этап этого процесса, когда мышцы тела учатся с легкостью взаимодействовать друг с другом. Если малыша поддерживают в сидячем положении, страдать будут шея, туловище и бедра. Голова может дергаться, поскольку малыш изо всех сил старается поднять ее, а это влияет на равновесие и обзор. Он может затаить дыхание. А как насчет эмоционального воздействия? Ребенок не сможет расслабиться, если будет чувствовать, что сила тяжести тянет его к земле, а у него не получается удержать равновесие самостоятельно. Ему придется полагаться на подпорки или на того, кто его поддерживает. Но что, если вы отвернетесь и ребенок упадет? И даже если вы будете бдительны, он испугается, начав терять равновесие, хотя вы готовы тут же его подхватить. Если рядом с ним появится интересная игрушка, он, возможно, не сумеет достать ее, не свалившись на бок.

Многие родители возражают: «Но моему ребенку нравится сидеть, когда я его поддерживаю, потому что так он может видеть, что происходит вокруг». Дети, которых постоянно сажают, привыкают к этому положению и начинают протестовать, когда их кладут на спину. Они полюбили сидячее положение, потому что оно им знакомо, а не потому, что дает лучший обзор всего, что происходит вокруг них. В действительности ребенок, который не может сохранять сидячее положение самостоятельно, видит намного меньше, чем тот, кто лежит на спине и вертит головой, чтобы посмотреть вокруг. Более того, если никто не будет сначала учить ребенка ползать или вставать на ноги, а потом стоять рядом с ним, чтобы подстраховать, в отношении своей безопасности он будет полагаться только на себя. Он определенно будет в большей безопасности, поскольку привыкнет быть внимательным и рассчитывать на свои силы. Малыш может доползти до какого-нибудь предмета домашней обстановки, чтобы исследовать его, но не залезет на него, пока не почувствует себя готовым к этому. И кто может определить этот момент лучше него самого? Когда он будет готов самостоятельно передвигаться, он это сделает наиболее удобным для себя способом. Он будет тренироваться – ползать туда-сюда, пока не научится делать это легко и уверенно, и только потом сделает следующий шаг.

Если позволить крупной моторике ребенка развиваться естественно, он приобретет намного больше умений, чем просто держать равновесие, сидеть или ходить. Балансируя в каждом новом для себя положении, он будет учиться сосредоточиваться, концентрироваться и самостоятельно решать свои проблемы. Когда ребенку дают возможность двигаться так, как ему удобно, не уговаривают и не подталкивают к тому, чтобы он делал больше, чем может, малыш понимает: его ценят таким, какой он есть, и на него не будут давить, чтобы заставить передвигаться или делать что-то так, как он не готов.

У Сая моторика развивалась медленнее, чем у многих других детей, но благодаря курсам мы предоставили ему необходимое время и позволили учиться в своем темпе. Он сам определял, куда ему двигаться и чему учиться, поэтому мы не только наблюдали за ним, но и изучали его метод самообучения. С каждым успехом он становился все увереннее. Когда он только начал переворачиваться, он мог перекатиться на бок и оставаться в таком положении несколько минут, прежде чем снова опуститься на спину. Через несколько недель малыш начал переворачиваться на три четверти и с удовольствием оставался в такой позиции, не завершая переворот. Через пару месяцев после того, как научились переворачиваться его ровесники, он неожиданно начал делать полный поворот на животик. Замечательно было видеть, насколько изящны были его движения и как много удовольствия он при этом испытывал. Он был в полном восторге.

Нам пришлось останавливать некоторых друзей и родственников, движимых самыми благими побуждениями, – они хотели на первых порах помочь ребенку переворачиваться на живот. Мы боролись с собственными сомнениями, обуревавшими нас, когда мы сравнивали Сая с другими детьми. Курсы помогли нам посмотреть на него по-новому и не поддаваться соблазну делать для него чересчур много за счет его возможности что-то пробовать и учиться самому.

Бьянка Сигл

Каждый ребенок учится двигаться в соответствии с собственным внутренним графиком. Это особенно значимо для ребенка с задержкой или другими особенностями развития. Иногда родители, желая ребенку добра, начинают помогать ему и вмешиваются в его действия, но это вступает в противоречие с его способностью создавать собственные стратегии решения той или иной задачи. В статье о Молли, ребенке с особыми потребностями, Кароль Пинто рассказала, как ребенок, который еще даже не умел ползать, учился скатываться по пандусу, чтобы выбраться на улицу{19}. Для Молли стремление выйти за пределы дома было мощным мотиватором найти способ попасть на улицу самостоятельно. Ее няня, конечно, могла вынести ее наружу, но в таком случае Молли была бы лишена удовлетворения от собственного, инициированного ею самой движения. Магда учила нас замечать и ценить то, что ребенок может делать, вместо того чтобы разглядывать его с точки зрения «опозданий».

Одна из важных составляющих «сухого остатка» этих курсов – понимание, что нужно успокоиться и позволить детям развиваться в соответствии с их индивидуальным расписанием. Дети с проблемами или особенностями развития нуждаются в этом даже больше других. Это не значит, что мы не предлагаем им необходимое лечение, но мы все же стремимся доверять естественному развитию ребенка.

Родители детей с нарушениями развития страдают оттого, что подорвана их вера в себя и в то, что они могут отпустить своих детей на свободу и все будет в порядке. Поэтому они борются. Может быть, наши курсы помогут им поверить, что это просто другой путь развития ребенка.

Рут Энн Хэммонд, член Ассоциации

Новая мама, Дженни, зашла в класс, села и посадила перед собой свою семимесячную дочь Эллу. Все остальные дети еще ползали и не могли подняться, чтобы самостоятельно принять сидячее положение. Очень быстро одна девочка, Мэй, подползла к новому незнакомому ребенку, чтобы его изучить, и начала дергать Эллу за рукав. Мама Эллы удерживала ее в сидячем положении, поэтому та не могла двигаться. Дженни поняла, что это положение неудобно для дочери не только физически, но и морально. У Эллы не было возможности ни отвернуться, ни отползти от любопытной Мэй, а кроме того, она не могла дотянуться ни до одной из игрушек, не свалившись на бок. Ей нужна была мать, которая помогала ей сидеть, поэтому она не могла полагаться на себя. Дженни стало совершенно ясно, что поддерживание Эллы не поможет той почувствовать себя уверенной и умелой. Я посоветовала Дженни положить дочь на спинку, сначала хотя бы на несколько минут, чтобы та могла привыкнуть к этому новому положению. Элла сначала обеспокоилась, потому что привыкла находиться в вертикальном положении. Но при моральной поддержке мамы, которая сидела рядом с ней и иногда даже ложилась возле нее, Элла начала проводить все больше и больше времени на спине и наконец почувствовала себя удобно.

Положите ребенка на спину на плоскую и твердую поверхность, чтобы он был свободен двигаться тогда и так, когда и как он захочет. Любой здоровый ребенок сможет сделать больше всего именно в позиции лежа навзничь, когда его тело полностью поддерживается поверхностью, на которой он лежит. Кроме того, так он может полностью расслабиться или поменять положение, когда решит это сделать.

Движения младенца поначалу бывают порывистыми. Его ноги то поджаты к животу, то вытянуты, он может неожиданно замахать руками. Через несколько недель его движения станут более плавными. Он начнет пробовать перекатываться на бок и удерживать равновесие. Он может проделывать это в течение многих недель, прежде чем перевернется на живот, намеренно или неожиданно для самого себя. При этом одна рука может оказаться у него под грудью, и ему будет сложно высвободить ее. Удержитесь от помощи – и вы увидите, что он может справиться с этим самостоятельно. Если он предпринял несколько попыток, а потом устал или расстроился, можно снова повернуть его на спину или взять на руки, чтобы успокоить. Через какое-то время он будет в два счета вытаскивать руку из-под себя.

После того как ваш малыш научится с легкостью переворачиваться со спины на живот, он в течение какого-то времени будет вытягивать руки перед собой, пытаясь дотянуться до интересующего его предмета, и в конце концов поползет к нему на животе. Когда он сможет лучше владеть своим телом сначала в горизонтальном положении, а потом и в вертикальном, он пройдет разные этапы развития крупной моторики, пробуя в процессе многие движения, пока однажды не сделает первый шаг. Он научится держать равновесие и будет старательно отрабатывать новую позицию, прежде чем переходить к следующей.

На наших занятиях 14?месячный Сэм обнаружил коробку без боковой стенки с большой дырой сверху. Он забрался в нее, встал (при этом его голова высунулась в дыру) и смотрел на окружающих, улыбаясь во весь рот. С минуту он стучал по коробке металлической кружкой, а потом стало ясно, что он совершенно не представляет, как выбраться наружу. Он взглянул на свою маму, Трейси, та придвинулась ближе к нему и сказала: «Ты стараешься понять, как выбраться из коробки». Сэм продолжал пытаться решить эту проблему, временами поглядывая на мать в поисках поддержки. Она сказала: «Ты подтянул ногу, но она не пролезет через дыру». Трейси, возможно, боролась с соблазном вытащить его из коробки, но чему он в таком случае научится? При поддержке сидящей рядом матери Сэм смог продолжить самостоятельное решение проблемы и в конце концов справился с ней: нагнувшись, он выбрался через открытую боковую сторону коробки. Широкая улыбка на его лице показывала, что он доволен своим достижением. Сэм открыл для себя не только способ выбраться из коробки, но и тот факт, что он может самостоятельно найти решение проблемы. Удержавшись от спасения Сэма, Трейси узнала, насколько умелым и способным он бывает, когда действует сам по себе.

Если взрослый постоянно вмешивается в решение каждой, даже маленькой проблемы (не говоря уже о большой), малыш быстро привыкает ждать помощи, вместо того чтобы пытаться найти решение, перестает действовать, полагается на взрослого даже в мелочах. Его не только лишают удовлетворения и радости в связи с решением какой-то задачи – страдает и его уверенность в себе, способность полагаться на себя. Позволяя крупной моторике ребенка естественно развиваться, вы будете поддерживать его физическое и эмоциональное развитие. Ребенок сможет расслабиться, потому что его никогда не поместят в положение, которое он не может принять самостоятельно. И наоборот, быть «тренируемым» не только неудобно или неприятно, в этом случае малыш считывает следующее: «Того, что ты способен сделать сейчас, недостаточно. Я хочу, чтобы ты сделал больше». Это обычная история для детей с особыми потребностями: хотя им бывает нужно дополнительное время для тренировки и отработки того или иного движения, обычно они получают намного меньше по сравнению со здоровыми детьми.

Позволив ребенку развиваться в соответствии с его внутренним расписанием, вы дадите ему понять, что принимаете его таким, какой он есть в этот конкретный момент. Может быть, вам приходится сдерживаться, чтобы не начать громко восхищаться малышом и поздравлять его, когда он сделает первые неуверенные шаги, однако дайте малышу время. Учитесь ценить то, как ребенок движется именно в этот момент, и радоваться этому. Дайте ему самому решать, хочет ли он идти и как далеко. Понаблюдайте за тем, как он делает первые пробные шаги, и не оценивайте, далеко ли он уйдет. Когда он будет готов пересечь комнату, он это сделает, и прежде, чем вы успеете об этом подумать, он начнет бегать. А вы задумаетесь: куда было спешить?

Как я узнала на занятиях по обучению методу «Воспитывай наблюдая», ребенку никогда не следует находиться в положении, которое он не может принять самостоятельно. Поскольку я руководствовалась этим принципом во время прогулок в парке, я никогда не подсаживала сыновей на разные лесенки и не пыталась помочь им забраться на дерево. Они играли сами, без чьего-либо вмешательства, и никогда не просили меня помочь им. Становясь старше, они порой превосходили других детей в умении лазать, хотя и не были сорвиголовами, поскольку знали меру.

Мои мальчики часто наблюдали за тем, как другие родители поднимали своих детей, чтобы те уцепились за кольца, и подсаживали их на деревья. Уильям и Джексон долго ждали, прежде чем смогли самостоятельно пройти рукоход[3] и повисеть на кольцах.

Однажды, стоя на площадке и глядя на рукоход, Джексон спросил меня: «Ты думаешь, это безопасно?». Я отчетливо помню этот момент, потому что это был единственный раз, когда он спросил меня, сможет ли он сделать что-либо.

Я ответила: «Я не знаю. Ты чувствуешь опасность?» Он посмотрел на перекладины лестницы и на землю под ними, подумал и решил не спрыгивать, а просто слезть вниз.

Когда мы на следующий день пришли в парк, я взглянула наверх и увидела на рукоходе Джексона, ловко перехватывающего одну перекладину за другой. Он был так горд и считал это таким достижением! Оказалось, что каждая минута долгого ожидания имела смысл. Он покорил рукоход, когда сам был к этому готов, исходя из собственных суждений и чувства безопасности.

Я взглянула на него и спокойно прокомментировала: «Я вижу, ты проходишь рукоход». Он сделал это для себя, а не для меня или еще кого-то.

Джил Гетто Ли, член Ассоциации

Следующая глава

educ.wikireading.ru

Как ребенок учится говорить: что выяснили психологи

Психологи из университета Ливерпуля в ходе недавних исследований обнаружили, что дети в возрасте 2 лет способны понимать достаточно сложные грамматические конструкции, несмотря на то, что они еще не умеют говорить целыми предложениями. Это, по мнению ученых, проливает новый свет на то, как ребенок учится говорить, и каким образом происходит освоение родного языка.

В ходе эксперимента детям было предложено прослушать предложения, в том числе, и составленные из сложных слов. А затем показать картинку, которая, по их мнению, соответствует смыслу этих предложений. И количество правильных показов значительно превысило возможный процент угадывания.

Исследователи предположили, что малыши в возрасте до двух лет знают о структуре родного языка больше, чем можно судить по их текущему уровню речевого развития. И гораздо больше, чем считалось ранее. Они могут оперировать достаточно сложными грамматическими структурами, чтобы понимать новые слова. Это может объяснить ту скорость, с которой идет освоение речи в младенческом возрасте.

Руководитель исследования доктор Каролина Роуленд отметила в этой связи: «Когда ребенок осваивает язык, ему приходится узнавать не только значение новых слов. Но еще и то, каким образом они связываются с другими словами, чтобы обозначать те или иные понятия. Большинство детей в возрасте 2 лет способны комбинировать в речи обычно не более двух слов. К примеру, малыш может сказать «хватит сока» или «нет шапки», но ему пока сложно сформировать целое законченное предложение. А в ходе исследования было высказано предположение о том, что между 2 и 3  годами дети учатся строить свое понимание грамматики языка, не только слушая окружающих людей, но и наблюдая за ними. Дети способны воспринимать различные значения тех или иных грамматических конструкций, даже несмотря на то, что пока они не способны их произносить».

Для проверки этого предположения, детям предложили картинки с кроликом и уткой. Одна картинка изображала кролика, который поднимает ногу утки, а на другой животные были  изображены по отдельности, и каждый их них поднимал ногу. Когда предложения, описывающие эти картинки, были произнесены в присутствии детей, а затем их попросили показать картинку, им соответствующую, большинство детей указали правильно.

На основе исследования были сделаны новые выводы о том, как ребенок учится говорить. Скорее всего, тот набор слов, которые дети уже умеют говорить к 2 годам, намного меньше того, что они в действительности знают о лексике и грамматике родного языка. А овладение основными грамматическими конструкциями происходит гораздо раньше, чем было принято думать. Исследование показало к тому же, что дети используют грамматику для того, чтобы получить знания о значении новых для них слов. И в том числе для тех слов, которые не обозначают конкретных понятий или объектов, к примеру, для слова «знать» или «любить».

Основываясь на своем знании грамматики, дети как бы сужают круг возможных значений новых для них слов, что позволяет им быстрее их освоить и запомнить. Так что не стоит намеренно упрощать свою речь, разговаривая с малышами, как не стоит и пренебрегать покупкой игрушек для новорожденного, мотивируя это тем, что ребенок еще слишком мал, чтобы что-то понимать. Подобным подходом родители как бы искусственно замедляют развитие своего малыша.

Будем благодарны, если поделитесь статьей: Читайте также: Самое популярное и лучшее:

www.kraskizhizni.com


Смотрите также

-->

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0