Родителям

Детям

Беременность и роды

Ребенок

Дом

Благо

Постеры, фото, обои

Детская библиотека

О женском

Праздники

Справочная


Таблица прикорма 
4 правила введения прикорма 
Свободное искусственное вскармливание 
Смешанное вскармливание 
Техника и правила искусственного вскармливания 
Искусственное вскармливание 
Несколько советов кормящим мамам 
Как сделать грудное вскармливание успешным: несколько простых правил. 
Кормить по требованию ребенка. Что это такое? 
Полный свод мифов и заблуждений о грудном вскармливании 
Мягкое расставание - как отучить ребенка от груди 
ПЕРВЫЙ ГОД / Прикорм. Рекомендации ВОЗ по грудному вскармливанию. 
Как и когда вводить прикорм ребенку на исключительном грудном вскармливании? 
Первый прикорм – с чего и когда начать? 
Прикорм для грудничка. Часть 1 
Прикорм для грудничка. Часть 2 
Прикорм для грудничка. Часть 3 
Прикорм для детей на ГВ 
Введение прикорма 
Пюре для детей от 5 месяцев 
Врач советует начать прикорм с сока? Ищите другого доктора. 
Коровье молоко и глютен увеличивает вероятность заболевания бронхиальной астмой и диабетом. 

 

Как отучить ребенка кусаться и щипаться


Почему ребенок кусается и что делать в этом случае

Дети до трех лет довольно часто проявляют несдержанность и так называемые аффективные реакции: кусаются, бьют, щипают, царапают, толкают сверстников. Стоит сказать, что агрессивное поведение в 1, 2 или 3 года является крайним вариантом нормы психического развития маленького человека.

Столкнувшись с проблемой нестандартного выхода детской агрессии, мамочки склонны впадать в панику и необоснованно искать в детском характере признаки нездоровья. Естественно, нужно побыстрее разобраться, почему ребенок кусается, и принять меры. Но с ходу вешать на него ярлык патологии — преждевременно.

В большинстве случаев достаточно проявить немного внимания к проблеме и аккуратно перестроить поведение малыша через диалог, игру или упражнения — в зависимости от возраста. В помощь испуганным мамам и папам разработаны надежные инструкции, как отучить ребенка кусаться на том или ином возрастном этапе.

Поведение на границе нормы

Психологи не устают повторять: «Каждый малыш уникален». Индивидуальный путь развития зависит и от стиля семейного воспитания, и от индивидуальных особенностей физиологии и психики. Даже самые внимательные и заботливые родители могут быть озадачены тем, как чадо выражает эмоции. А ведь именно эмоционально-волевые качества наиболее активно влияют на поведение в раннем и дошкольном возрасте.

Есть важная закономерность: чем старше становится малыш, тем более осознанными и «психологичными» становятся кусание, щипание и желание драться. Например, годовалый младенец не станет нарочно причинять боль, а вот двухлетний сорванец вполне вероятно усвоил, что это эффективный способ достичь желаемого это укусить или ущипнуть другого.

Обратите внимание на таблицу ниже. Здесь собрана наиболее важная информация о том, как и почему дети проявляют агрессию в разных возрастах. И как с ней справляться родителям и педагогам. (Внимание! Таблицу можно проматывать вправо и влево).

Возраст детейНаиболее вероятные проявления негативных эмоцийФизиологические причиныПсихологические причиныСтратегии поведения взрослых: Э - эффективная Н - неэффективная
3-11 месяцевКапризы, плач, крик, ненаправленное кусание любых предметов поблизости, в том числе собственного телаПрорезывание зубов, болевые ощущенияНедостаток внимания, тревога, ожидание кормленияЭ: Приобретать и применять гели для зубов и прорезыватели

Н: Наказание грудного ребенка, игнорирование

1 годУкусы, удары или плач во время игрыПереутомление на уровне нервной системы, ослабление функции торможения в нервной системеИзбыток информации, эмоциональная незрелость, малыш «заигрался» (эмоционально возбужден) и нуждается во внешнем воздействии, помощи взрослого для успокоенияЭ: Уже можно формировать альтруизм в характере младенца с помощью эмоционально окрашенного слова «А-ай!» или «Бо-ольно!» Тон голоса - твердый с некоторой претензией, пока без имитации обиды. Продолжение игры после паузы (торможения нервной системы)

Н: Полное резкое прекращение игры, наказание, игнорирование

2 годаУкусы, удары, отбирание и разбрасывание игрушек или еды, капризы, истерики, «плохие слова», щипки, бросание песком и камнями и др.Внутренний дискомфорт, реакции на который ребенок переадресует во внешний мир в виде агрессивных проявлений

Задержка психоневрологического развития, приводящая к дисбалансу между требованиями взрослых и возможностями нервной системы

Намеренное отрицание правил (протест связан с ранним началом кризиса 3 лет), формирование лидерских качеств через авторитет силы, подражание семейному стилю воспитанияЭ: Продолжаем формировать альтруистичное поведение. Теперь можно имитировать плач и обиду или наделять эмоциями укушенную игрушку, «оживлять» ее и показывать, что значит «извиниться» и «пожалеть». Переключение внимания на ДО укуса.

Н: Запрет словом «нельзя», если оно не было ранее знакомо ребенку, физические наказания

3 годаТо же, что в 2 года, но может проявляться как в атаке, так и в защитеОтставание в темпах психоневрологического развития, травмы мозга, головные или иные боли, о которых ребенок не может сообщить. Неуравновешенность и слабость нервной системыКризис 3 лет. Педагогическая запущенность. Страх. Проблемы коммуникативной сферы. Задержка речевого развития.

Несформированность волевого контроля эмоций

Э: Поиск путей выхода из кризиса, перестройка системы воспитания, установление доверительных отношений с детьми. Сказки. Коммуникативные игры. Диалог!

Н: Физические наказания, крик, долгие нотации, угрозы, лишения, необоснованные запреты

4 годаЛюбые из приведенных ранееПри нормальной развитой речи, отсутствии неврологических проблем и психопатологий причины - только психологическиеКризис 3 лет. Подражание взрослым! Несформированность коммуникативных качеств. Недосоциализация, низкая адаптация.

Педагогическая запущенность

Э: Коррекционная сюжетно-ролевая игра для моделирования правильных отношений с окружающими

Н: Телесные наказания, ограничение основных потребностей, зеркальный ответ

Старше 4 летОбратитесь к специалистам: психологу и неврологу - для установления причин проявления агрессии у ребенка. Родительская школа - также отличный способ преодолеть некоторые ошибки в воспитании

Кстати! Намеренное разбрасывание вещей тоже может быть проявлением несформированности эмоционально-волевых процессов. Не дайте этому поведению превратиться в манипуляцию.

Методы отучения

В таблице выше приведены эффективные и неэффективные стратегии взрослых по отношению к кусающимся детям. Полезные коррекционные приемы разберем более подробно.

Приобретение зубных прорезывателей

Остановитесь на классической форме и материале — силиконовое кольцо с массажными элементами. Игрушка-жевалка не имеет права навязывать никаких стереотипов, например, имитировать пищу, образы живых существ или издаваемые ими звуки.

Ребеночек уже в этом возрасте должен строго различать, что можно грызть, а какие предметы под запретом. Обезболивающие гели, естественно, гипоаллергенны и одобрены врачом.

Ай! Больно!

Своевременная активация альтруизма (полтора года — оптимальный возраст) положительно повлияет на будущий характер маленького человека. Важно, чтобы слово «больно» не сопровождалось имитацией страха или разочарования.

В интонацию лучше вкладывать возмущение и удивление. Последующая временная приостановка игры необходима не для наказания, мол, «Ты плохой, я не хочу с тобой играть», а для снижения психического возбуждения, которое и привело к потере контроля. Иными словами, ребенок укусил не потому, что хотел это сделать, а просто не сумел сдержать эмоциональный всплеск.

«Пожалей! Смотри, он плачет»

Формирование сочувствия и эмпатии у детей — еще одна важная педагогическая задачка для мам и пап. Умение оценивать эмоциональное состояние собеседника или партнера по игре — определяющий навык в общении на следующем возрастном этапе — преддошкольном, когда малыш будет вынужден считаться с мнением группы, социальными правилами и семейными традициями.

Взывать к детскому сочувствию и раскаянию за нанесенную обиду лучше всего через театрализацию:

  • Мягкая игрушка может заплакать. Лучше всего временно перейти на перчаточные куклы. Их легче оживлять, они лучше воспринимаются детьми как живые. Для находчивого родителя не составит труда сымитировать звуки плача, всхлипывания и даже настоящие мокрые слезы!
  • Если агрессия направлена на взрослого, показать эмоции обиды и грусти еще проще. Отвернуться, потереть глаза, похныкать и посетовать на боль сможет даже самый брутальный папа. В ближайших играх закрепите материал с помощью карточек с масками-эмоциями. Уместно будет использовать конструкции «Покажи, как улыбается/грустит…»

Полезные сказки

Сказка с древних пор помогала старшему поколению в простой и доступной форме разъяснять детям сложные законы окружающего мира. Через сказку транслируется не только народная мудрость, но и семейные традиции. Поэтому, выбирая сказки для чтения, заранее подумайте, соответствует ли их содержание вашим представлениям о воспитании подрастающего поколения. Чему вы хотите научить детей?

Помимо народных сказок, существуют так называемые терапевтические. Читать их нужно, как и обычные, — среди дня или на ночь. С той лишь разницей, что после такой сказки у взрослого с детьми должна обязательно состояться беседа по рекомендованной автором сказки схеме.

Подбирать сказки нужно по общей идее: нормализовать общение. Например, читать известные истории о Золушке и Белоснежке, указывая при этом, что обе девушки добрые, ласковые, внимательные. Эталон девочки. Ребенку станет понятно, что достигать целей можно не физической силой, а терпеливым ожиданием, вежливыми просьбами и красотой. В итоге ведь обе девушки стали принцессами.

Для мальчиков в качестве эталонного героя можно выбрать храброго портняжку или Щелкунчика. Обязательное условие для чтения любой сказки — диалог с ребенком по ходу развития сюжета.

Литература:

З. Брокет, Г.Шрейбер. «Целительная сила сказок»;

А. Гнездилов. «Авторская сказкотерапия»;

Н. Радина. «Истории и сказки в психологической практике»;

А. Капская, Т.Мирончик. «Подарки фей. Развивающая сказкотерапия для детей»;

О. Хухлаева. «Терапевтические сказки в коррекционной работе с детьми».

Для кусающегося малыша легче всего придумать историю о кусачей кошке.

Суть истории:

Кошка была очень красива, мила и очаровательна, пока кто-нибудь не протягивал к ней руку, чтобы погладить. Оказывается, бедняжку обидели злые мальчишки, и теперь она ссорится даже с теми; кто желает дружить с ней по-настоящему.

Вопросы ребенку:

Как ты думаешь, у кусачей кисы появятся друзья?

А почему?

А что кисе нужно сделать, чтобы обрести дружбу?

Сюжетно-ролевые игры

Игра — любимый и самый понятный детям способ наработки навыков. И в контексте темы мы говорим о навыках коммуникативных, социальных. Предложите кусающейся девочке поиграть в дочки-матери. Не будет же она кусать своего «младенца» за проступки или плач в коляске?

Юному кусаке поручите тренировку импровизированной армии бойцов из мягких игрушек или соседских мальчишек. Пусть подбирает нужные слова и действия, а покусы постепенно станут неэффективным средством достижения целей.

Пересмотр стиля воспитания

Дети во многом подражают своим родителям в выражении негативных эмоций. Детская психика непредсказуемо преломляет родительский опыт. И там, где мать в конфликтах кричит на отца, ребенок вполне может начать кусаться. Старайтесь, чтобы детвора не была свидетелем семейных ссор. И обязательно исключите из списка воспитательных мер деструктивные:

  • директивные указания в грубом тоне;
  • переход на крик;
  • угрозы «отдать в детдом», «вывезти в поле» и т.д.;
  • рукоприкладство: от подзатыльников до избиений.

Бить детей всерьез и постоянно не рекомендует ни один специалист от педагогики. Физическое наказание порождает не авторитет, а страх — плохой советчик. Но некоторые персоны, например известный доктор Комаровский, допускают небольшие шлепки по мягкому месту — как способ переключения внимания малыша.

Папе и маме важно обсудить стиль воспитания с бабушками и дедушками, чтобы дети не оказывались между деспотизмом отцов и попустительством дедов. Желательно, чтобы все члены семьи использовали единые правила и предъявляли к ребенку равные требования.

Дурной пример заразителен

Иногда родители выражают свою любовь друг к другу ласковыми покусываниями или «царапками». В отношениях взрослых людей такие нежности допустимы, но ребенок воспринимает их слишком буквально и потому неверно воспроизводит.

Если малышу больше 3 лет, объясните, что для выражения любви не нужно делать больно, а лучше пока лишите малыша возможности наблюдать «звериные» отношения родителей.

Вектор агрессии

Высокий уровень тревоги, причины которой должен выяснить специалист, толкает детей на необдуманные действия, аффекты. Дисбаланс энергии возникает из-за несовершенства психики. Чтобы перенаправить агрессию в позитивное русло, запишите забияку в секцию плавания, боевых искусств или творческую студию.

Перенаправление детской энергии — хороший совет для тех мам, которые замечают любые признаки тревожности у 3-4-летнего малыша: неспокойный сон, неконтролируемую физическую активность, снижение концентрации внимания, лень, апатию, колебания аппетита, частые истерики или беспричинные слезы.

Что нельзя делать родителям

В период отучения детей от дурных привычек родители успевают перепробовать массу приемов, в том числе запрещенных.

Секрет воспитания любого ребенка очень прост — действовать нужно последовательно и методично, не перескакивая с одной системы на другую. Выберите одну линию поведения и следуйте ей. Не всегда результат появляется сразу.

Есть дети, которым требуется несколько повторений одной ситуации, чтобы освоить некий опыт. Будьте терпеливы и настойчивы, но избегайте того, чего делать нельзя.

  • Наказание грудничка. Разумный родитель понимает, что ни одно действие новорожденного не совершается «нарочно», «назло», «из чувства мести». Младенец просто живет в соответствии с природными законами, а его тело реагирует так, как написано в генетической программе. Болезненные щипки или укусы — случайность и результат работы несовершенной нервной системы.
  • Резкое прекращение игры. В годик, полтора и даже два такой метод работает против самих родителей. Ребенку еще недостаточно понятна социальная причина «обиды» взрослых. Резкое отстранение мамы от игры и общения создает дополнительную напряженность. В психологии есть два взаимосвязанных понятия — депривация (ограничение) и фрустрация (острое переживание этого ограничения). Молодым мамам полезно знать о них.
  • Политика игнора. Нет в мире животных и человека наказания страшнее, чем игнорирование! Проявление безразличия к потребностям уже подросшего малыша действительно работает. Но в 2-3 года с этим приемом лучше не экспериментировать. Выход — детсад и участие в любой стабильной детской группе.
  • Пустое «нельзя». Запрещающие слова «Стой!», «Нет!», «Нельзя!» знакомы деткам с раннего детства. Обычно эти слова напрямую связаны с обеспечением безопасности. При желании кусаться нарушение безопасности относительно и может быть не совсем понятно ребенку. Лучше использовать конструкцию примерно такого вида: «Не надо кусать (…имя), он может ударить тебя в ответ». Тогда предупреждение приобретает необходимый смысл. Но будьте готовы к тому, что чадо проверит, работает ли правило, и получит свой ответный удар.
  • Лишение развлечений. «Я заберу у тебя игрушку/планшет/новое платье, если ты будешь снова кусаться!». Как связаны некорректные эмоциональные реакции малыша с его социальными потребностями? Верно, косвенно! Но даже вы, взрослый человек, вряд ли способны нарисовать логическую цепочку. А уж девочке и вовсе не понятно, чем виновато платье. Еще хуже обстоит ситуация с теми детьми, которых за плохое поведение лишают жизненно необходимого: еды, питья, сна, движения, защиты и информации.
  • Телесные наказания. Речь идет не только о битье ремнем и увесистых подзатыльниках. Семьи практикуют такие приемы, как заклеивание рта скотчем, промывание мыльным раствором или горьким отваром. Даже шлепки по губам можно оспорить и отнести к разряду жестокости.

Секрет правильного наказания одновременно и прост, и очень сложен: наказывает не человек человека. Мама и папа должны всегда оставаться гарантом надежных тылов для малыша. Поэтому наказание — результат нарушения правил, и направлено оно не на ребенка, а на его поведение. Звучит действительно сложно, но в реализации этого принципа нет ничего невыполнимого.

Важно! Наказав малыша, обязательно объяснитесь с ним. Дайте понять, что вы по-прежнему любите своего детеныша и очень расстроены тем, как он несдержан в поведении и подвергает опасности собственное здоровье или жизнь. Помните, что детей нужно обнимать несколько раз в день, даже если вы в ссоре. Уверенность в защите — базовая потребность человека.

Зеркальный ответ. Если вы не уверены в эффективности приема, лучше не отвечать детям в стиле «око за око». Здесь легко нарушить принцип наказания, озвученный в предыдущем пункте. Родитель не должен демонстрировать некорректное поведение. Лучше правильно проигнорируйте укус — элемент поведения, а не всю детскую личность!

Посмотрите видео, в котором детский психолог Марина Романенко очень подробно делится практическими советами по избавлению ребенка от этой дурной привычки.

Покусы в детском саду: как быть родителям

В условиях детского сада привычный домашний плач и капризы перестают работать, и избалованные персональным вниманием мальчики и девочки начинают кусаться, царапаться и бросаться игрушками.

Малыши также могут быть непривычны к шуму, нарушению личных границ, требованиям воспитателей. Ответная эмоция одна и та же — гнев, но в ее выражении происходит замещение более эффективными с точки зрения малыша действиями. И теперь ребенок не плачет, а начинает драться.

Ваш кусается сам

Если ваше чадо может сильно ущипнуть или укусить товарища и вы об этом знаете, заранее предупредите воспитателей. Обязательно предотвратите конфликт, объяснив, что уже работаете над проблемой, но нуждаетесь в педагогическом контроле в дневное время, когда вас нет рядом.

Если инцидент случился впервые и стал для вас неприятным сюрпризом, не спешите ругать конфликтера. Поговорите с ним и выясните, почему ребенок кусает товарища, какой предмет или событие стало поводом для выяснения отношений, было ли это нападение или защита от вторжения чужака в личное пространство. В остальном выбирайте воздействие в соответствии с приведенной выше таблицей.

Вашего кусают другие

Контролировать себя трудно, но необходимо. Старайтесь реагировать обдуманно и без спешки. Поговорите в первую очередь со своим ребенком. Проясните ситуацию, как и в предыдущем случае. Попросите малыша какое-то время не создавать провокаций. И не настраивайте ребенка против товарища!

С родителями обидчика по возможности не вступайте в конфликт — действуйте через воспитателей. Они более дипломатичны в решении таких вопросов. Полезной может быть и общая для двух семей консультация социального педагога или штатного психолога садика.

Важно! Не совершайте частую родительскую ошибку, пытаясь тайно запугать обидчика. Это лишь усилит противостояние с его родителями, да и самому ребенку может навредить.

Если он щипается и дерется

Кусание, царапанье, драки, разрушения — все это звенья одной цепи. Дети не знают иного способа пережить стресс, кроме как выразить свои эмоции вовне. Другие механизмы еще просто не сформировались.

Множественные и систематические признаки агрессии у детей — не самый положительный симптом. Возможно, вашей семье пора обратиться к специалисту. Довольно распространены случаи, когда поведение здоровых детей диагностично для семейного психолога.

  • Предупреждайте агрессию. Агрессивное поведение — признак дисбаланса в семейной атмосфере. Возможно, недавно произошел переезд, стрессовая ситуация или смерть одного из родственников, рождение младшего или даже приобретение домашнего питомца. Для профилактики будущих проблем обсудите свои вопросы с консультантом. Научитесь контролировать вспышки гнева у детей.
  • Переключайте внимание. До того как агрессия вырвется наружу, переключите детское внимание на другую игрушку. Новый вид деятельности или интересное событие из внешнего мира. Гнев сам собой сойдет на нет, а нервная система получит опыт контроля собственного возбуждения. Эта рекомендация особенно важна тем родителям, которые столкнулись с холерическим темпераментом маленького бунтаря.
  • Удерживайте ребенка. Когда не знаете, как поступить, вместо физического наказания или нотации просто крепко обнимите ребенка и заболтайте его любыми вопросами. Это элемент холдинг-терапии, который используется психологами даже с неговорящими детьми. Замечание: иногда холдинг-прием провоцирует усиление приступа агрессии. В этом случае, увы, придется переждать и отпустить малыша лишь, когда он перестанет сопротивляться.
  • Предложите еду. Еще один простой способ объяснить несмышленышу, что его поведение неуместно, — предложить то, что действительно можно кусать и грызть. Например, для годовалого малыша, склонного к кусанию, держите в кармане фрукты: «Хочешь кусать меня? Нет. Мне не нравится. Кусай лучше яблоко!» В конце концов это превратится в забавную шутку.
  • Говорите об ощущениях. Вместо того чтобы кусать или щипать ребенка в ответ, поговорите с ним об ощущениях. Заметьте — не о чувствах! Продемонстрируйте, что такое боль. Обязательно предупредите, что делаете это в учебных целях: «Смотри, ты ущипнул меня. Я могу ущипнуть тебя в ответ. Вот, почувствуй сам». Ваши воздействия должны быть действительно неприятными, но не заставляющими малыша плакать!
  • Сочувствуйте пострадавшему. Это хорошо работает с 2-2,5 года. Обиженный получает внимание и защиту, обидчика никто не поддерживает. Но не переусердствуйте с сочувствием, чтобы ваше чадо не стало имитировать боль, желая добиться вашего внимания. Вы должны быть уверены, что даете своему ребенку достаточно ласки, тогда его излишняя ревность — это другая педагогическая проблема.
  • Поддерживайте, но не одобряйте. Детям свойственно ошибаться и нарушать запреты. Даже отругав за очередной укус, все же продолжайте быть ласковым родителем. Помните о том, что не одобряете вы лишь один элемент поведения, а не всю личность своего ребенка. Дайте ситуации время, не требуйте быстрого результата.

Посмотрите еще одно видео с полезными советами для родителей.

Повод для беспокойства: когда нужен врач

Если долгое время не удается справиться с раздражительностью и агрессивным поведением, лучше переступить через свою гордость и посетить кабинет невролога и психолога. Никто не заинтересован в том, чтобы ставить на ребенке клеймо девиантности (отклонений), но если все оставить как есть, вред возрастет. Обязательно проконсультируйтесь и получите рекомендации у невролога, если:

  • Есть задержка речи, которая мешает малышу достигать взаимопонимания с окружающими вербально.
  • В поведении сочетаются разные виды агрессивных проявлений: вербальные, мимические, физические.
  • Ребенок уже старше 4 лет и продолжает игнорировать запрет на покусы.
  • Драчун испытывает явное психоэмоциональное возбуждение или даже удовольствие, причиняя боль окружающим.
  • Приступы ярости не связаны с явными конфликтами за какие-либо ресурсы.
  • Проявляет агрессию по отношению к домашним животным.
  • Плохо спит и ест, не усваивает учебную информацию, отказывается от игр со взрослыми и сверстниками.

Картинка нарисовалась нерадостная. Не спешите приписывать своему малышу какие-то патологии. Хотеть кусаться и кусаться в процессе формирования поведения — это совершенно разные психологические структуры.

Отклоняющееся поведение, признаки которого не замечены до 4-5 лет, — огромная редкость благодаря внимательности членов семьи и ежегодному наблюдению невролога и психолога в поликлиниках. Скорее всего, ваш малыш просто формируется по своему индивидуальному сценарию. А ваша задача — поддерживать и направлять.

ВАЖНО! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на первоисточник:  https://razvitie-vospitanie.ru/kak_otuchit/rebenka_kusatsya.html

Если вам понравилась статья — поставьте лайк и оставьте свой комментарий ниже. Нам важно ваше мнение!

razvitie-vospitanie.ru

Как отучить ребенка кусаться и щипаться – Развитие ребенка

Рейтинг5

Восемь эффективных способов, с помощью которых родители смогут исправить поведение ребенка

  • Напечатать
  • Спросить
  • Отправить другу
  • Подписаться на новости

Ваш малыш кусает вас или других людей? Не наказывайте его в ответ! Есть лучшие способы справиться с таким поведением. К тому же, если ваш ребенок щипает или кусает посторонних, не спешите записывать его в хулиганы, задиры, смутьяны или баламуты. Дети слишком малы и незрелы, чтобы осознавать собственные эмоции.

Почему дети кусаются?Для большинства детей укусы являются распространенной проблемой, причины возникновения которой могут быть как естественного, так и провокационного характера.

  • Дети часто используют метод «проверки границ терпения», им очень хочется узнать, что же произойдет, если они будут действовать определенным образом.
  • Дети не достаточно опытны, чтобы выразить словами то, чего они хотят, или добиться желаемого рациональным способом, поэтому под действием досады, разочарования или состояния фрустрации они прибегают к тому поведению, воздействие которого проще и быстрее.
  • В большинстве случаев укусы являются индикаторами какой-то глубоко укоренившейся проблемы, и ваша обязанность как родителя заключается в том, чтобы обнаружить эту проблему и справиться с ней.

Восемь способов удержать детей от укусов и щипковВы сделали и сказали все, что могли, но, если ваш ребенок будет продолжать кусаться, вы ведь не захотите остаться немым зрителем? В таком случае вам требуется сосредоточить все свое внимание на проблеме и принять соответствующие меры для того, чтобы изменить эту привычку в конструктивном и позитивном ключе. Попробуйте применить следующие способы заставить вашего ребенка прекратить кусать и щипать людей.

1. Никих эмоций – действуйте. Как родитель вы совершите большую глупость, если будете злиться и кричать на своего ребенка. Поскольку взрослый здесь вы, будьте выше желания решать проблемы криками и обвинениями.

  • Лучше всего сделайте глубокий вдох и успокойтесь.
  • Отведите ребенка в сторону, уведите его из эпицентра событий в какое-то нейтральное место.
  • Помните о том, что если вы кричите на ребенка, он будет реагировать еще более агрессивным образом.

2. Сначала успокойте ребенка, вопросы – потом. Вместо того чтобы засыпать ребенка вопросами о его эксцентричном поведении, вначале помогите ему успокоится и лишь затем задавайте вопросы.

  • Отведите его в сторону и попросите посидеть спокойно.
  • Пусть гнев и досада ребенка утихнут.
  • Только после этого выясните причины его поведения.

3. Учите ребенка чуткости, сопереживанию. Объясните ребенку, что его укусы причиняют боль другим людям.

  • Спросите у ребенка, что он почувствует, если кто-то будет вести себя с ним так же – укусит его или ущипнет.
  • Пусть ребенок сам осознает, что такие поступки недопустимы.
  • Самое время сообщить ему о том, что если он повторит их (укусит или ущипнет кого-либо), вы примете строгие меры.

4. Действуйте на опережение. Лучше быть готовым, чем потом сожалеть! Будьте в курсе пусковых механизмов, заставляющих вашего ребенка кусаться или щипаться.

  • Проследите, какие конкретно действия вызывают такое поведение ребенка.
  • Ваш ребенок кусается и щипается, когда ему приходится делиться игрушками? Или это происходит во время игр со старшими детьми?
  • Всякий раз, когда возникает подобная (потенциально опасная) ситуация, убедитесь, что у вас готово решение, как избежать укусов и щипаний.

5. Ищите для ребенка лучшую компанию. Часто дети учатся такому поведению у других детей.

  • Если вы заметили, что ваш ребенок учится нежелательному поведению у друзей, держите его подальше от такой компании.
  • Постарайтесь найти ему лучших друзей, тех, кого вы знаете довольно хорошо.
  • Ребенок в основном учится на поведении и поступках других, поэтому изначально обеспечьте ему хорошее общество.

6. Ищите совета у других родителей. Поскольку эта проблема очень распространенная, ищите других родителей, которые могут вам помочь.

  • Спросите совета у воспитателей в детском саду или у своих друзей, у которых тоже есть дети такого же возраста.
  • Иногда такие опытные советы могут помочь переломить поведение ребенка.
  • Делясь своей озабоченностью с другими людьми, вы поймете, что не одни вы сталкиваетесь с подобной проблемой.

7. Научите детей навыкам решения проблем. Иногда для того чтобы понять, почему некоторые поступки плохи, ребенок нуждается в плодотворном разговоре.

  • Расскажите вашему малышу, что, помимо того, чтобы кусаться, существуют большое количество альтернативных способов решения проблем.
  • Вы можете вместе с ребенком представить ситуации, в которых он обычно злится, и объяснить ему, как можно выйти из них и решить проблему другим (непривычным для него) способом.
  • Учите ребенка хорошим манерам и пусть он усвоит, что кусаться и щипаться плохо.

8. Не ожидайте быстрых результатов. Укусы, щипание – все это часть взросления; так что будьте терпеливыми и не теряйте надежду.

  • Если вы уже дважды или трижды объяснили ребенку, что кусаться нехорошо, а ситуация так и не изменилась к лучшему, все равно не волнуйтесь и не сердитесь на него.
  • Для того чтобы ребенок забыл старые привычки и привык к правильному поведению, потребуется большое количество объяснений.
  • Со временем, при вашей поддержке и руководстве, ребенок преодолеет привычку кусать и щипать других людей.

Проблема физической агрессии, когда дети кусаются, щипаются, тянут за волосы и плюются, довольно распространена. Однако по мере взросления ребенка она будет постепенно сходить на нет. И все же главным ключом к выходу из такой ситуации является исправление поведения ребенка и корректирующие действия родителей.

Оцените публикацию

Рейтинг статьи: 5 из 5 на основе 1 оценок.

Facebook

Twitter

Вконтакт

Google+

Развитие ребенка 20.09.2015

childdevelop.ru

Почему ребенок щипается и кусается, что делать родителям в этой ситуации: причины и советы психолога

Очень неловко бывает родителям услышать от воспитателя в детском саду или возмущенных мам других малышей слова о том, что их ребенок кусается. Замешательство, изумление, возмущение — все эти чувства вихрем пролетают в материнской голове: «Ребенок кусается? Мы постоянно занимаемся с ним и все ему разъясняем! Как отучить ребенка кусаться?»

Если ребенок стал вдруг кусаться, необходимо правильно оценить обстоятельства, понять, когда это началось, а также учесть возраст «хулигана». Мотивы, побуждающие его использовать укусы, могут быть самыми различными.

В детском саду случается разное, однако «кусачий» ребенок способен насторожить и воспитателей, и родителей

Так, малыши в 10 месяцев будут использовать укусы совершенно по другим причинам, чем 2-4 летние дети. Разумеется, и способы исправления их поведения тоже будут отличаться.

Причины

Первую пробу «на зуб» малыш делает еще в грудном возрасте. Грудь мамы, резиновая соска, свой кулачок – вот основные объекты, которые испытывают атаки крохотных кусак. Тут нет ничего необычного – считают мамочки. Зубки прорежутся и причины кусаться у ребенка не будет. Часто так и происходит, но не всегда.

Известный педиатр Комаровский писал, что почти все детишки начинают кусаться, только одни с первого замечания прекращают свои эксперименты, а некоторых приходиться отучать от дурной привычки довольно долго.

Физиологическая точка зрения

Почему маленький ребенок кусается? Чаще всего виноваты неприятные ощущения во рту, когда хочет прорезаться зубик – постоянный зуд, сильное раздражение, напухшие десны. Наверное, отсюда и желание что-нибудь затащить в рот и укусить, будь то свой собственный палец или грудь мамы, порой даже папин подбородок.

Ребенок испытывает желание кусаться, так как его набухшие и покрасневшие десны просто заставляют это делать. Купите для ребенка специальные игрушки-прорезыватели, сделанные из пластика или резины — пусть они всегда лежат рядом с ним.

Желание кусаться может быть связано с периодом прорезывания зубов и болезненными ощущениями от него

Дискомфорт во рту желательно смягчить с помощью гелей с анестезирующим эффектом («Калгель», «Камистад-гель»). Проблема с чувствительным прорезыванием зубов сохраняется у малыша до полуторалетнего возраста. Когда укусы пускает в ход малыш 11 месяцев, никаких действий предпринимать не надо, можно просто выждать какое-то время (см. также: физическое и психическое развитие ребенка в 11 месяцев).

Переходный возраст

У 3-х летнего малыша наступает первый переходный возраст, происходит осознание своего «Я»: «сам хочу», «сам могу». Любая попытка родителей подкорректировать этот процесс встречает со стороны человечка протест: отстаивая свою самостоятельность, он может пустить в ход и зубки.

Стоит обратить внимание на его взаимоотношения со сверстниками. Возможно, он испытывает трудности в общении с ними, а укусы — это просто защита? Бывает, что такой ребенок не только кусается, но и еще царапается. Вдруг он не обороняется, а наоборот, идет в наступление? Тогда у него могут быть проблемы с самоконтролем.

В любом случае, если ребенок стал регулярно кусаться, нужно встретиться с неврологом, детским психологом и выслушать их советы. Психология детей им более доступна и понятна.

Бывает, что в совсем юном возрасте отношения ребенка со сверстниками не складываются, у него накапливается подавленная обида или агрессия

Причины психологического характера

Довольно часто основной причиной того, что при общении ребенок кусается и щипается, является недостаточное внимание со стороны родителей. Таким образом дети хотят привлечь внимание взрослых: мама не реагирует на слова, продолжает смотреть телевизор или сидеть у компьютера, нужно ее укусить!

На появление у ребенка привычки кусаться большое влияние оказывают конфликты в семье, когда агрессия проявляется на глазах у малыша. Он испытывает стресс, это может послужить развитию у ребенка дурных наклонностей.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: агрессия у ребенка — рекомендации родителям

Детские психологи обратили внимание, что ребенок, который кусается во время споров или игровых конфликтов, обязательно наблюдал сцены семейного насилия. Кстати, привычка кусать сверстников, возникшая как реакция на враждебные взаимоотношения родителей и родственников, искореняется тяжелее всего. Ее проявление возможно даже в школе.

Очень часто родители задают вопросы: «Что произошло? Пока малыш не ходил в садик — не кусался, как начал посещать, появилась эта дурная привычка? Почему ребенок начал кусаться? Что делать, если ребенок кусается?» Привычка может возникнуть в результате стресса: незнакомое окружение, «старожилы» в детском саду, враждебное поведение детей в группе. В результате – укусы в целях самообороны или для утверждения своего авторитета. Некоторые дети призывают на помощь не только свои зубы, но и руки, начинают активно щипаться и драться.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: что делать родителям, если ребенок дерется?

Уход из семьи отца, переселение в другую квартиру в новом доме, рождение младшего братишки или сестренки – это все стрессовые ситуации. На любую из них дети реагируют каждый по-своему, укусами в том числе.

Нездоровая обстановка в семье или развод родителей становятся причиной стресса, который может вылиться в агрессивные проявления

Когда укусы говорят о серьезных проблемах в поведении?

  • дошкольник продолжает кусаться, хотя взрослые запрещают;
  • возраст кусаки более 4-х лет;
  • укусы очень чувствительные, на их месте остаются раны;
  • укусы являются результатом выражения враждебности и негодования, а не намерением завладеть игрушкой или самообороной в драке;
  • агрессия обращена на домашних животных.

Что делать в этой ситуации?

Если ребенок кусается, надо попробовать заранее предупредить агрессию малыша к окружающим его детям. Видите, что он начал раздражаться, нервничать, ссориться, дерется со сверстниками — постарайтесь заинтересовать его другим занятием, отвлеките его.

Пусть он поиграет в другие игры или посоветуйте посидеть одному, чтобы проанализировать свои поступки. Данный метод хорош тем, что он способствует сокращению времени общения кусаки с окружающими детьми, взрослыми. Бывает, ребенок кусается в результате длительного нахождения среди детей (взрослых), виной может быть банальное переутомление.

ИНТЕРЕСНО: как быстро отучить ребенка от истерик?Для трансформации агрессии можно предложить ребенку спокойные игры или компанию родителей, которые разделят с ним досуг

Остановить его агрессию можно через другой вариант действия. Поинтересуйтесь, заметив, что малыш начал нервничать: «Может, тебе дать большую куклу или новый трактор?».

Если вы не смогли предупредить агрессию, остановите ее дальнейшее проявление со стороны малыша. Для этого надо нежно, без порывистых движений обнять его. Потом, глядя в глаза, рассказать ему о его переживаниях и чувствах, например: «Тебе не хочется расстаться с медведем и отдать его Насте. Я тебя прекрасно понимаю и т.д.». Постарайтесь говорить утвердительно, чтобы ваши слова были по эмоциональности схожи с его состоянием. Главное — убедить малыша, что вам хорошо понятны его чувства, что цель его агрессии – демонстрация своей обиды. Она достигнута — дальнейшее проявление агрессивных действий не имеет смысла.

Когда ребенок кусается в детском саду, поинтересуйтесь у воспитателей, ходят ли в группу дети с такими же наклонностями. Может оказаться, что на него плохо повлияли товарищи.

ИНТЕРЕСНО: как отучить ребенка постоянно капризничать?

Поведение родителей

Если ребенок стал кусаться в детском коллективе, постарайтесь выяснить, что провоцирует укусы. Вспомните, когда первый раз обнаружили у малыша эту нехорошую привычку. Может быть, в жизни крохи произошел какой-то переломный момент.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: что делать, если ребенок сосет палец: советы психологов

Малыш укусил кого-то при вас, займитесь утешением укушенного, пожалейте его на глазах маленького кусаки. Пусть он увидит наглядный пример того, что нужно сочувствовать другим. Дайте малышу шанс искупить вину, пусть он поможет наложить вам лейкопластырь на укушенное место, произнесет извинения, подарит пострадавшему сверстнику рисунок.

От укуса или удара малыша пострадали вы – скажите ему: «Ты причинил мне боль. Ты обидел меня, я не хочу, чтобы меня кусали» Нельзя отвечать укусом на укус, чтобы у него не возникло утверждение, что именно так и надо защищаться или отстаивать свое собственное мнение. Когда от укуса пострадали вы или какой-либо другой малыш, не надо повышать голос или наказывать виновника.

В тот миг, когда ребенок кусается, он весь во власти гнева. Он не контролирует свои действия. Приказывая ему, но не дав возможности успокоиться, вы вызываете у него еще большую злобу. Запомните, агрессию у малыша нельзя останавливать, надо дать ей возможность выплеснуться. В противном случае отрицательные эмоции, оставшиеся в нем, рано ли поздно все равно проявят себя, найдут выход.

На что обратить внимание?

  • Надо учить малыша приходить к общему мнению, выражая свои чувства, отстаивая свое мнение и желания словами. Старайтесь почаще говорить ему: «Мне нравится, что ты так сдержан».
Не нужно стесняться хвалить ребенка или подчеркивать его сдержанность, воспитанность — это очень важно
  • Любить малыша надо всегда: и когда он тихий и ласковый, и когда агрессивный.
  • Не надо поддаваться эмоциям. Старайтесь быть умными и чуткими. Если ребенок кусается, за ним нужен родительский контроль. Когда взрослый тверд в своих требованиях, у ребенка идет формирование чувства различения (можно — нельзя, хорошо — плохо). Эти ограничения и социальное неодобрение способствуют формированию чувства стыда и сомнения.
  • Если родителями не подавляется в ребенке желание быть самостоятельным и отсутствует чрезмерная опека, у него к 3-м годам сформируются такие положительные качества как чувство собственного достоинства и дружелюбность. И наоборот, излишняя опека родителей способствует формированию чувства стыда, сомнения, неуверенности.
  • Чтобы личность ребенка развивалась правильно и у него формировались положительные качества характера, взрослым надо выбрать верные методы воспитания в семье.
  • Чтобы ребенок перестал кусаться, ему необходима ваша помощь.

Чтобы принять правильное решение для устранения проблемы, надо сначала выявить причину. Если вы затрудняетесь самостоятельно справится с этой привычкой у ребенка, не тяните — немедленно поговорите с детским психологом, если вам нужна его консультация.

Найдите причину детской агрессии, затем немедленно принимайте меры по удалению привычки кусания, чтобы избежать закрепления поведенческого шаблона и искоренить у ребенка эту дурную привычку.

vseprorebenka.ru

Почему ребёнок начинает кусаться и щипаться: как отучить

Маленькие дети часто кусаются. Это явление объяснимо у грудничков, но в 2-3 года подобная привычка должна насторожить родителей. Опытные психологи подскажут, как отучить ребёнка кусаться и щипаться.

Почему ребёнок кусается

Причины подобного проявления агрессии зависят от возраста малыша, поэтому и меры должны приниматься разные.

Дети грудного возраста

Груднички начинают кусаться в тот период, когда у них прорезаются зубки. Дёсны воспаляются и чешутся. Поэтому малыш тянет в рот любой предмет. Часто во время грудного кормления дети прижимают дёснами материнскую грудь или отцовский палец. В этот период для него надо подготовить набор мягких резиновых и пластиковых игрушек для кусания. Хорошо также давать ему морковку или яблоко. Конечно, в этот момент надо быть рядом и проследить, чтобы он не подавился. Можно обезболивать крохе дёсны с помощью гелей, если разрешил врач. Малыш меньше будет кусаться, если проводить ему каждый день массаж дёсен пальцем или мягкой силиконовой зубной щеточкой. Действия крохи вызваны неосознанным желанием устранить или смягчить зуд и болезненные ощущения в дёснах. Поэтому надо просто переждать, пока у малыша прорежутся зубки. Однако мама не должна терпеть боль от укуса. Ребёнку надо объяснить в доступной форме, что нельзя так поступать. Можно отнять грудь на минутку, посмотреть строго на малыша и одновременно предупредить, что так делать не надо. Если переждать период прорезывания зубов, то кроха постепенно отвыкнет кусаться. Годовалому малышу, если он на грудном вскармливании, стоит показать, что маму только обнимают и целуют, а не делают ей больно.

Почему ребёнок начинает кусаться и щипаться: как отучить

the_author ();?

Возраст 1,5-2 года

Сложнее отучить ребёнка от кусания или щипания в 2 года. В этом возрасте действия малыша могут быть неадекватным ответом на какую-либо ситуацию. Он может не только кусаться, но и щипаться или царапаться. Поэтому родители, прежде чем что-то предпринимать, должны подумать и понаблюдать за крохой. Нужно выяснить, каковы его отношения с другими детьми. Возможно, его агрессия является формой защиты. Родителям лучше всего проконсультироваться с детским психологом и выяснить причины такого поведения.

Привычка кусаться может появиться из-за частых конфликтов в семье и дефицита внимания к маленькому человеку. Своим поведением он хочет привлечь внимание родителей. В эти годы ему больше всего нужны близость и ласка матери и отца. Ни в коем случае нельзя устраивать семейные ссоры на его глазах. Опыт психологов свидетельствует о том, что привычка кусаться и царапаться в моменты игровых конфликтов имеется у детей, растущих в конфликтных семьях.

Как отучить малыша кусать и щипать, если эта неприятная привычка появилась у него с посещением детского сада? Возможно, его поведение является ответной реакцией на стрессовую ситуацию, связанную с новой обстановкой, незнакомыми ребятами и воспитателями. Малыш по-своему реагирует на любые проблемные для него ситуации: конфликты, рождение в семье младших детей, перемену места жительства и привычной обстановки, переутомление.

С помощью укусов или щипания кроха может выражать различные эмоции. Они бывают не только негативными (злость, обида), но и позитивными. Он может кусать, выражая свою радость и любовь к маме, которая пришла домой с работы. Не нужно ругать его за проявленные эмоции. Надо просто объяснить, что можно по-другому выразить их, например поцеловать маму, попрыгать.

Причиной вредной привычки может быть и сниженная тактильная чувствительность его ротовой полости. Обычно такое случается с детьми, которые долгое время не отказываются от пустышки.

Как отучить

Если понятна причина агрессии ребёнка, возможны следующие действия.

Действенной мерой является смена деятельности ребёнка. Если он переутомился от активной игры, надо заменить её на спокойную: рисование, лепку, составление паззлов. Малыша, уставшего от долгого сидения, надо привлечь к подвижным играм. Физическая активность даёт выход негативным эмоциям, ребёнок становится спокойнее. В доме нужно устроить уголок, где он будет иметь возможность бегать, прыгать и кувыркаться.

Если агрессия направлена на то, чтобы привлечь внимание взрослых, нужно продемонстрировать малышу, что он добился обратного результата. Встав перед ним, надо объявить, что мама с папой не будут играть с кусающимся карапузом, а своим поступком он себя наказал сам. У ребёнка очень быстро пропадёт желание самоутверждаться таким способом.

Надо с малых лет приучать малыша выражать свои чувства с помощью слов. Следует чаще хвалить его за проявление спокойствия. При правильном подходе к 3-4 годам у малыша сформируются положительные качества: чувство собственного достоинства, способность к дружелюбному общению со сверстниками, уверенность в себе.

Ребёнок должен быть окружён любовью и заботой. Он неосознанно копирует поведение взрослых. Поэтому нужно создать ему комфортную обстановку для разностороннего развития.

Некоторые родители, желая отучить ребёнка от агрессии, в ответ сами кусают его. Такие действия не приведут к желаемому результату. Малыш уверится в том, что и родители действуют таким же способом.

Для детей с пониженной чувствительностью кожного покрова можно посоветовать обогащение рациона твёрдыми фруктами, овощами, которые приходится долго жевать. Для них также полезны физические упражнения, которые укрепляют внутриротовые мышцы, например надувание воздушных шариков, пускание мыльных пузырей, игра на дудочке.

Поведение в детском садике

Как же можно отучить ребёнка щипаться и кусаться среди своих сверстников в детском саду?

Почему ребёнок начинает кусаться и щипаться: как отучить

the_author ();?

Если подобный случай произошёл в детском саду, надо на глазах малыша подойти и успокоить пострадавшего, обработать место травмы. Кусающийся ребёнок должен видеть, что сочувствие окружающих на стороне «жертвы». Возможно, он и сам захочет помочь в обработке ранки.

Если агрессия в детском саду для малыша является защитной реакцией, надо спокойно поговорить с ним и объяснить преимущества нахождения среди ровесников.

Надо внимательно последить за ребёнком. В тот момент, когда он соберётся укусить другого малыша, следует быстро подойти к нему и закрыть рот ладонью. При этом нужно объяснить своё действие, твёрдо и строго сказав, что кусаться нельзя. Такое решительное поведение со стороны взрослых обязательно охладит его желание.

Как можно отучить ребёнка кусаться в детском саду, если ему больше 3 лет?

Проявляя агрессию в этом возрасте, он пытается влиять на окружающий его мир, подчиняя его себе. Такой малыш кусает только ребят в детском саду, а дома своих близких он не трогает. Психологи советуют практиковать более внимательное наблюдение за подобными мальчиками и девочками. Надо постараться выяснить, когда это было в первый раз и что предшествовало укусу. Возможно, в группе есть другие дети, подающие дурной пример. Разговор с малышом по душам поможет объяснить ему, что укусы — не самое лучшее решение вопроса. Взрослые никогда не будут вести себя таким образом. Одним из эффективных способов отучить ребёнка кусаться является спорт. Малыш, занимающийся плаванием, искусством самообороны или другими видами, уже не будет выяснять отношения с помощью укусов. Если же агрессия не уменьшается, лучше обратиться к специалисту. Существует множество причин подобного поведения детей. Благодаря их гибкой психике ситуацию всегда можно исправить добрым отношением и терпеливым трудом.

woman.rambler.ru


Смотрите также

-->

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0