Главная » Статьи » Как ребенка 2 лет научить разговаривать
Как ребенка 2 лет научить разговаривать
Как научить ребенка говорить в 2 года: упражнения для развития речи, игры
Как научить ребенка говорить в 2 года (упражнения для развития речи)? Зачастую родители сталкиваются с этой проблемой, когда ребенок переступает рубеж двухлетнего возраста. Почему именно в двухлетнем возрасте? Дело все в том, что это самый важный и активный момент в формировании речи. Поэтому очень важно не упустить время и вовремя начать заниматься с малышом.
Почему он молчит?
Прежде всего помните, что современные дети начинают говорить гораздо позже, чем их ровесники полвека назад. Причины тому могут быть самые разные:
беременность протекала с осложнениями. Это могло отрицательным образом сказаться на психическом развитии малыша, в том числе и на речи.
сложные роды тоже иногда приводят к такому печальному результату.
ребенком мало занимаются. Придя с работы, молодые родители предпочитают посидеть за компьютером или посмотреть телевизор, а малыш оказывается предоставленным самому себе в компании тех же планшетов, ноутбуков и прочих атрибутов современной техники, которые, однако, никогда не заменят живого общения.
ребенка наоборот окружают излишней заботой и вниманием. Все его желания предугадываются еще до того, как малыш захотел что-то сказать. Зачем ему напрягаться и говорить, если можно в магазине, например, просто показать пальчиком на понравившуюся игрушку?
И если на две первые причины мы не в силах повлиять, так как беременность и роды не всегда проходят благополучно, несмотря на все наши старания, то две последние мы вполне можем исправить.
Как развивается речь у детей до 2 лет?
Развитие речи происходит поэтапно, и каждый этап присутствует в любом случае, независимо от национальности и языка, на котором говорят окружающие.Мой ребенок не был исключением и прошел все стадии становления речи. Какой-то этап длился дольше, какой-то – короче, но в конечном итоге ребенок полноценно заговорил.
Крик. С первым ребенком я с трудом разбирала, почему кричит моя дочь, но со вторым малышом я безошибочно научилась распознавать, когда он кричит от голода или когда ему просто скучно. С момента рождения на свет единственный способ общения ребенка с мамой и папой – крик. Им он выражает чувство голода и жажды, физический дискомфорт, обращает на себя внимание, если ему жарко или холодно, тесно в одежде или неудобно, а также если у малыша что-то болит. Внимательные родители могут также быстро научиться различать разные виды крика.
Гуление. Примерно с 3 месяцев новорожденные начинают гулит: чаще всего это происходит, когда малыш доволен и выражается таким образом чувство удовлетворения. Однако этот срок не обязательно должен совпадать с началом гуления. Моя первая дочь гулить начала лишь в 4,5 месяца, будучи полностью здоровой и без каких-либо отклонений, а вот сын уже в 2 месяца гулил и пел на все лады. Ребенок учится двигать языком для произношения звуков и всячески тренирует речевой аппарат. Гуление обычно воспроизводится в виде слов «Агу», «Уа», «Гааа», «Гууу».
Произношение слогов и лепет. Примерно к 7-8 месяцам дети могут произносить разные слоги, причем пока они не связаны с определенными образами и словами. Малыш может произносить «Ма-ма-ма-ма-ма», вовсе не имея в виду маму. Тем не менее, это важный этап, на котором ребенок осваивает основную часть звуков.
Первые слова. В год мой первый ребенок умел говорить не так уж и много: «баба», «папа», «ням-ням» и еще пару фразочек из личного репертуара, не переводимых на человеческий язык. К году малыш может знать и произносить до 10 слов. Причем это не всегда могут быть полноценные слова. К примеру, вместо слова «собака», ребенок может пока говорить «Гав-гав», что в его представлении ассоциируется с конкретным образом. Также допустимо произношение усеченных слов, например, «кава» вместо «корова».
Осознанная речь. К двум годам ребенок обычно обладает определенным набором слов, которым худо-бедно может изъясниться со взрослыми. Обычно данного словарного запаса бывает достаточно, чтобы позвать маму, попросить игрушку. Нормой считается, если ребенок говорит о себе в третьем лице: «Маша играет» вместо «Я играю». Именно с этого этапа речь будет стремительно развиваться с каждым днем, а словарный запас наполняться.
Нормы речи ребенка в 2 года
Так как все дети индивидуальны в своем развитии, то не существует четких нормативов. Однако есть обобщенное представление о том, какой прогресс в речевом развитии происходит. Я собрала воедино всю информацию, которая касалась развития речи.
Вот что может ребенок в 2 года по мнению педиатров, психологов и неврологов:
иметь активный словарный запас 100-300 слов;
использовать в речи предлоги (обычно «в» и «на») и союзы;
в речи может появляться интонация, особенно при задавании вопроса;
имеет представление об определенной категории предметов (части тела, животные, фрукты-овощи) и может частично назвать их;
правильно указывает на картинку, когда взрослы спрашивает: «Покажи мне…»;
строит короткие предложения из 2-3 слов;
использует местоимения «Я», «Ты», «Мы»;
может задавать вопрос «Что это?».
Данные нормативы не означают, что ровно к 2 годам каждый ребенок должен обязательно уметь все из данного списка. Например, очень многие дети моих подруг в два года имеют достаточно хорошее представление об окружающем мире, но не очень активно пользуются словарным запасом.
Лучшие игры для развития речи ребенка в 2 года
Карточки. Классическая игра для всестороннего развития малыша. Для моей дочери эта игра была основным занятием в течение дня на протяжении долгого времени. Основная часть словарного запаса у нас была сформирована словами с карточек. Суть игры заключается в том, что нужно достать карточку наугад, показать ребенку и попросить назвать изображенный предмет. Начинать лучше всего с картинок определенной категории, наиболее знакомой, например, животные или транспорт. Задавая вопрос, необходимо выдержать паузу в несколько секунд: ребенку нужно время, чтобы опознать предмет и вспомнить его название. Если малыш растерялся и не знает, что ответить, то через 10-15 секунд необходимо назвать слово.
Ладушки и другие стихи и прибаутки. Знакомая всем игра позволяет не только позабавить, но и поспособствовать развитию речи. Для моей дочери эта игра стала интересна только в 1,5 года, а до этого возраста она не вызывала у нее никакого интереса. Прикосновение к ладоням и кончикам пальцев малыша будут активизировать работу рецепторов речевого центра, а каждую строчку из знакомого стихотворения ребенок может договаривать за взрослым. Такую игру можно провести с любыми детскими стихами, предлагая ребенку завершить знакомую ему фразу.
Кто как говорит? Увлекательнейшая игра, которую обожают почти все малыши. Даже в 3,5 года мой ребенок с удовольствием вспоминает, как говорят киски и собачки. Показывая на картинку, нужно попросить ребенка воспроизвести звуки животных: «Как говорит собака?» — «Гав-гав». Более сложный вариант, намеренно сделать ошибку, чтобы ребенок мог поправить взрослого: «Как говорит кошка? Ква-ква?» — «Нет, мяу-мяу!». Ребенку будет смешно от того, что взрослый говорит неправильно, а он, малыш, исправляет его.
Глупый взрослый. Если ребенок просит подать ему какую-то интересную вещь, взрослый должен намеренно предложить что-то другое, делая вид, что не понимает ребенка, и вынуждая его самостоятельно объяснить и назвать вещь. К примеру, ребенок просит яблоко, а взрослый спрашивает: «Ты хочешь лопатку? Нет? А, быть может, мишку?». Но в данной ситуации главное – не перегнуть палку и не довести ребенка до утомления и обиды. Для моей дочки пределом было 2-3 «неправильных» ответа, после чего она уже расстраивалась и могла расплакаться.
Кто спрятался в мешке? В небольшой мешок можно положить несколько игрушек-зверушек и вытаскивать их по одной, показывая только голову, предлагая ребенку назвать животное. Можно также предложить ему самому засунуть руку в мешок и вытащить игрушку – таким образом, помимо игрового момента, ребенок дополнительно будет получать массаж пальцев и развивать мелкую моторику.
Как что звучит и разговаривает? Для двух лет абсолютно нормально называть предметы не их именами, а звуками, которые они издают. Это касается не только звукоподражания животных, но и основной массы окружающих предметов. Мы очень долго называли машину «бип-бип», еду – «ням-ням», а любимую лошадку «иго-го». Если ребенок очень плохо говорит, то можно постоянно стимулировать его на озвучивание окружающего мира: «Как капает дождь? – «Кап-кап», «Как топают ножки?» – «Топ-топ», «Как звенит колокольчик?» — «Дзинь-дзинь». К практически любому предмету или действию можно подобрать свой звук.
Упражнения для развития речи. Известно, что артикуляционная гимнастика способствует развитию речи. Моя попытка объяснить маленькому ребенку, что надо сделать упражнение для развития речи, не увенчалась успехом. Поэтому я предложила просто погримасничать и покривляться перед зеркалом.
Развитие мелкой моторики. На пальчиках имеются рецепторы, которые активизируют в мозгу центр моторики, расположенный рядом с речевым. Именно поэтому говорят, что речь ребенка расположена на кончиках пальцев. Для развития мелкой моторики подойдут любые игры: пересыпание и перекладывание небольших предметов или круп, рисование пальцем, лепка из теста и пластилина, игра в сороку-белобоку и массаж пальцев.
Дуем мыльные пузыри много и часто!!!! Дуем на свечку, на перышки, на бумажный кораблик на воде и т. д.
Делаем бурю в стакане. Дуем в трубочку, чтоб вода расплескивалась.Так мы выучили шторм, цунами, буря.
Ловим рыбу. Рисуем из тетрадной бумажки рыбку и ловим ее трубочкой для коктейля. Вдыхаем воздух, рыбка держится и переносим улов в игрушечное ведерко. Это сложно, нужна тренировка.
Гонки карандашами. Ставим карандаш на стол, дуем, чтоб он скатился со стола. Поддавайтесь ребёнку, чтоб не расстраивался.
Поём песенки Железновой. Альбом «гав, мяу». Там часто повторяющиеся слоги, учат ребенка постепенно говорить.
Надуваем щеками воображаемый шарик, потом лопаем. Бах.
Много лепим, так массируется центр речи на ладошке. Тестом, восковым, пластилином.
Массаж ладошек шишкой, грецким орехом, массажным мячиком с иголками. У Железновой есть подпевка на эту тему «Катится колючий ежик, нет не головы не ножек….»
Пальчиковые игры. Чем проворнее пальчики, тем лучше речь. Сначала показываем на своих пальчиках, потом своими руками ребенку, затем малыш повторяет сам. Например катим кулак «Катилось яблочко по огороду и упало прямо в воду. Буль» или «На двери висел замок , кто его открыть бы смог. Мы немного покрутили. Мы немного постучали. Мы немного потянули и открыли «Пальцы сцеплены в замок, дальше по сюжету. Хорошие игры у Лены Даниловой. Есть в свободном доступе.
Как научить ребенка говорить в 2 года: упражнения видео
Что делать, если ребенок так и не начал говорить?
В свои 2 года моя дочка упорно отказывалась разговаривать, несмотря на все мои попытки использования комплексного и разнообразного подхода к развитию речевого аппарата. Особенно остро это ощущалось, видя неодобрительные взгляды родственников, считающих, что я просто не занимаюсь с дочкой.
Любой родитель будет обеспокоен молчанием малыша в два года. Как определить, является ли это следствием болезни, какого-то отклонения в развитии, или это индивидуальная особенность ребенка?
Существует несколько причин «молчания» и способов их разрешения.
Наследственность. Если один из родителей ребенка начал поздно говорить, то такая особенность может передаться по наследству. В этой ситуации нужно просто выждать время.
Особенность характера и темперамента. Некоторые дети могут быть застенчивыми и робкими даже в 2 года. Если малыш не очень охотно играет с другими детьми, предпочитает одиночество и в целом достаточно спокоен эмоционально, то, возможно, его речевое развитие будет не таким бурным, как у других сверстников.
Отсутствие необходимости в речи. Если по каждому требованию ребенка мама тут же подает ему нужную вещь или выполняет определенное действие, то у малыша не возникает необходимости развивать речь. Следует дать возможность ребенку показать всеми возможными способами свою потребность, играя в «глупого взрослого».
Заболевание ЛОР-органов и неврологические дефекты. Бывает так, что причиной задержки речи являются нарушения ЛОР-органов (дефекты, заболевания) или различные неврологические отклонения. В этом случае необходима консультация отоларинголога и невролога. Также нелишне будет показать малыша психологу и логопеду. Рекомендуется обращаться к нескольким специалистам, чтобы узнать разные мнения. Врач назначит соответствующее лечение и даст рекомендации.
Чрезмерный напор родителей. Родители, которые хотят, чтобы их дети начали говорить как можно раньше, порой перегибают палку и буквально силой заставляют ребенка говорить. В таком нежном возрасте психика малыша очень уязвима и под напором родителей он может вовсе замолчать. Следует пересмотреть свои методы развития речи и, возможно, дать ребенку передышку.
Отсутствие интереса. Малышу могут просто не нравиться игры для развития, в которые играет с ним мама, считающая ту или иную игру наиболее эффективной. Нужно внимательно присмотреться к интересам ребенка и предлагать ему те занятия, которые будут доставлять удовольствие.
Отсутствие социума. Если все общение ребенка происходит только с мамой или папой, то развитие речи может протекать достаточно медленно. Общение со сверстниками доставит ему массу удовольствия и возбудит интерес к общению с ними. Если малыш не ходит в детский сад, то можно посещать развивающие кружки, где проводятся групповые занятия, соответствующие возрасту, или просто общаться с другими детьми на детской площадке.
Мой опыт развития речи у ребенка
Когда моей дочке исполнилось 1,5 года, я услышала массу возмущения со стороны родственников, почему мой ребенок разговаривает только несколькими словами, а не целыми предложениями, и тем более не декламирует стихи. Как и все заботливые родители, я очень переживала, играла во всевозможные игры, делала массаж пальцев и водила в самые модные кружки, но результата не было.
Когда Полине исполнился 1 год и 8 месяцев, в нашей семье появилась возможность отдать дочку в детский сад. На приеме у психолога перед поступлением в садик мне сообщили ужаснейший диагноз – задержка речевого развития. Прописали «умное» лекарство «Пантогам». Поразмыслив, я не стала давать его ребенку, а спокойно отправила в сад.
Через 2 месяца посещения детского сада ребенок научился многим новым вещам: кушать ложкой самостоятельно, проситься своевременно на горшок. Но говорила она все равно очень мало. Через месяц после того, как мы отметили второй день рождения, ребенка буквально «прорвало»: слова и целые предложения сыпались из нее бесконечным потоком.
В 2,5 года она рассказывала короткие четверостишия. Сегодня моему ребенку 3,5 года. Ее рот не закрывается ни на минуту, она рассказывает сказки, задает миллиард вопросов, в нашем доме заработало круглосуточное «детское радио», от которого к вечеру болят уши.
Поэтому всем родителям, которые обеспокоены речевым развитием ребенка, можно дать универсальный совет: присматривайтесь к своим детям, наблюдайте за ними и слушайте собственное сердце. Если у малыша нет никаких физиологических и неврологических отклонений, то просто будьте любящими и внимательными родителями, и через некоторое время малыш заговорит так, что просто не остановить.
Неприятный диагноз
Если вашему ребенку еще нет 3 лет, но детский невропатолог уже ставит ему диагноз ЗРР (задержка речевого развития), не стоит раньше времени пугаться. Многие малыши начинают говорить только в три года. Но для собственного успокоения лучше ребенка обследовать, чтобы исключить такие неприятные заболевания как перинатальная энцефалопатия, тугоухость, проблемы с артикуляционным аппаратом или даже аутизм.
Если данные проблемы обнаружены, тогда уже нужно проводить комплексное лечение. Мы не специалисты в этих вопросах, поэтому будем рассматривать только те случаи, когда у малыша не выявлено никаких нарушений психического и физического здоровья, а вот разговаривать он все равно почему-то не спешит.
Советы и рекомендации логопеда
Если ребенок в 2 года все понимает, физически и психически здоров, но не разговаривает, родителям есть над чем задуматься, а иногда обратиться к логопеду. В последнее время врачи отмечают, что в основном проблемы с речевым аппаратом присутствуют у тех детей, которые имеют плохой аппетит и отказываются от твердой пищи. Причиной этого являются плохо развитые челюстные мышцы.
Такому ребенку рекомендуют давать подсушенные сухарики, приучать его к фруктам и овощам. В целях тренировки мышц можно купить ребенку воздушные шарики, чтобы он их сам надувал.
Также нужно развивать мелкую моторику пальцев рук: покупаются карандаши и фломастеры с ребристой поверхностью, застегивание пуговиц, нажимание на кнопочки игрушечного мобильного телефона. Надо лепить с ним из пластилина, приобрести специальные ножницы с тупыми концами, чтобы ребенок учился вырезать разные фигурки из бумаги.
Правильное речевое дыхание тоже является залогом четкой и чистой речи. Это все достигается через специальные игры. Конечно, многое в правильном развитии речи зависит от родителей, от того, насколько часто они сами занимаются с ребенком. Малыш должен бывать в компании своих ровесников. Взаимодействуя с другими детьми, он быстрее научится говорить.
Если речь ребенка понимают близкие родственники и его речь совершенствуется, хоть и медленными темпами, то необходимости прибегать к помощи специалистов до достижения крохой трехлетнего возраста нет. В других ситуациях и после трех лет ребенку необходима помощь логопеда-психолога.
Дополнительные рекомендации
Смена впечатлений. Неожиданный способ, но тем не менее он работает. Многие женщины рассказывают, что после какого-нибудь небольшого путешествия — например, в отпуск на море — малыш сразу начинал произносить какие-то слова, и в его лексиконе их становилось все больше и больше. Так что если есть возможность — вперед!
Играем в ролевые игры. Это происходит примерно так: даете ребенку кошечку, а сами берете собачку и начинаете вести диалог от лица собачки: «Привет, киса, а как тебя зовут? А пошли с тобой гулять? А смотри что у меня есть! А давай построим домик из кубиков?». И все в таком духе. Дети очень любят такие игры, и им волей-неволей захочется поддержать разговор. Даже если не сразу, но запоминать слова все равно будут.
Поменьше компьютера, побольше конструктора. Приобретите всяческие паззлы, пирамидки, конструкторы и собирайте-складывайте их вместе с ребенком. Малыши обычно не очень усидчивые, больше 10-15 минут не захотят заниматься, но и это хорошо! Ведь все знают, что развитие мелкой моторики прекрасно влияет на речь.
Как можно чаще гуляйте с ребенком. Особенно сейчас, когда наступает лето. В эту благодатную пору вы можете проводить время на свежем воздухе с пользой — показывать ребенку облака, рассказывать ему, на что они похожи, вместе возиться в песочнице, брызгаться из водяного пистолета — всех забав и не припомнишь. С подружками на лавочке поболтать вы всегда успеете.
Дайте крохе больше самостоятельности. Обращайтесь к нему с мелкими поручениями, не пытайтесь предугадывать каждое его движение, если что-то хочет — пусть пытается сказать. И пусть даже немного попсихует и поплачет из-за того, что мама его не понимает. Зато будет стимул говорить. И со временем у вас все получится.
Как научить ребенка говорить в 2 года Комаровский: видео
ona-znaet.com
Как научить ребенка говорить в 2 года: от действий к словам
Врачи сходятся во мнении, что задержка речевого развития — довольно распространенное явление. Но волнения родителей это не отменяет. Даже сами они редко могут понять собственного ребенка. В довершение всего приходят мысли о том, не станет ли он изгоем среди сверстников, не скажется ли его «запоздание» на успеваемости в школе. Что делать? Рассмотрим основные этапы становления разговорной речи, какие проблемы могут быть обнаружены и как с ними справляться.
Особенности формирования речи у детей
Специалисты выделяют различные критерии, по которым можно узнать, насколько удачно происходит речевое становление малыша. Но, разумеется, привести всех детей к некому общему показателю нельзя, и возраст тоже не может быть таким показателем. У всех — индивидуальные возможности и целый ряд особенностей, среди которых нужно учитывать и физиологические, и психологические, и даже пол.
Нормы развития
Маленький «молчун» может ничем не отличаться от сверстников. В два года он хорошо понимает, о чем с ним говорят, выполняет мелкие поручения, сам раздевается, у него нет проблем с аппетитом или сном, врачи не находят у него отклонений. Родители могут даже озаботиться посещением группы раннего развития, играть с малышом в развивающие игры, читать ему книги и петь песенки. Но при всем этом он никогда не проявит инициативу в разговоре, или скажет что-нибудь невпопад, или проигнорирует обращение к нему.
Выделяют примерные сроки появления разных речевых форм речи в определенном возрасте (независимо от пола).
Возраст Речевые формы
1-2 мес.
В голосе возникает интонация (можно определить: доволен — недоволен)
2-5 мес.
«Гуление», что-то напоминающее слова из одинаковых слогов
8 мес. — 1 год 2 мес.
Увеличивается «звукоподражательный» словарь (например, «гав-гав»), появляются простые «лепетные» слова
1 год 5 мес. — 2 года 2 мес.
Все больше двухсловных предложений («кушать хочу», «папа — там»)
1 год 9 мес. — 2 года 6 мес.
Происходит быстрый рост словаря, возникает интерес к названиям тех или иных предметов
До 3 лет 6 мес.
Формируется грамматический строй. Период «словотворчества» и проговаривания действий во время игры
Это примерные среднестатистические показатели. Сроки варьируются согласно личным особенностям, но если подобных проявлений в данном возрасте вообще нет или они единичны — это повод проявить к малышу особенное внимание.
Существует и определенная зависимость от пола ребенка. Например, девочки начинают общаться раньше, чем мальчики: у них раньше определяется словарь, особенно обозначение предметов. Девочки не сразу осваивают фразы, но, как правило, стремятся в своих высказываниях подражать взрослым, копируя, в том числе, и интонацию. Что касается мальчиков, вначале они начинают называть действия, а еще довольно рано составляют грамматически верные предложения.
Не стоит высказывать опасения в духе «ребенок не говорит в 2 года — не нормально, он уже должен хоть что-то произносить». Бывают случаи, когда дети не говорят до двух с половиной или даже трех лет, а затем начинают вдруг сыпать целыми правильными фразами, петь и читать стихи — так, что остановить их невозможно.
Критерии гармоничного формирования речи
Есть несколько «опорных пунктов», позволяющих родителям понять, насколько гармонично происходит формирование речи у малыша:
физическое развитие именно такое, каким оно должно быть в этом возрасте;
отсутствие неврологических заболеваний;
активное общение с семьей, близкими и стеснительность в присутствии незнакомых людей;
активное воспроизведение (повторение) всего услышанного;
решение проблем с помощью разговора;
стремление исправлять ошибки в собственных высказываниях.
Если же ребенок перенес какую-либо тяжелую болезнь (или имеются неврологические заболевания), наблюдается явное отставание от сверстников, он игнорирует просьбы что-нибудь сказать или не желает повторять за вами, стремится решать проблемы, никак не объявляя о них — нужно начать принимать меры. И для начала попробовать понять, почему ребенок в 2 года не разговаривает.
Причины задержек речевого развития
Дети не могут иметь врожденного понимания всех законов того языка, на котором им предстоит говорить, они усваивают их только в определенный период жизни, копируя взрослых. В идеале они не просто повторяют за старшими, а познают, регулируют деятельность — свою и всех, кто их окружает. Но есть факторы, задерживающие формирование речевых навыков:
несовершенные социальные условия либо педагогические ошибки;
недостаточная неврологическая база.
Первая группа — неверные методы воспитания. Это либо гиперопека, либо недостаток внимания взрослых, когда нет стимулов общаться: или незачем (и так понимают без слов и предупреждают желания), или просто не к кому обратиться. Ситуация усугубляется личными особенностями малыша, например, упрямством или склонностью к истерии. Но при своевременном изменении подхода, условий воспитания все можно исправить.
Ко второй группе «тормозящих» факторов относят недостаточно сформированное или ущербное восприятие речи (ребенок неверно слышит), недостаточность функции речевого аппарата (неверно произносит) либо неврологические заболевания. Здесь нужно не только откорректировать воспитание, но и обращаться к специалисту, который будет проводить регулярные занятия.
Причин «молчания» может быть множество. Например, ребенок в два года не разговаривает и в том случае, если растет в двуязычной (многоязычной) семье. Это вполне естественно — он вникает и «впитывает» различные способы выражения мыслей, и сразу это у него не получится. Единственная рекомендация для членов семьи — каждый должен использовать один определенный язык, чтобы ребенок не путался. Если при этом не откладывать развивающие мероприятия, малыш имеет все шансы успешно освоить несколько языков.
Не торопитесь с выводами: у малыша не обязательно проблемы со здоровьем. О наличии отклонений может рассказать только врач.
Когда «бить тревогу»
В двухлетнем возрасте нужно уметь строить простые фразы (2-4 слова), использовать как минимум 50, а лучше 100 слов. Словами можно считать и звукоподражания, например «би-би» вместо «машина».
Начинайте принимать меры, если ребенок:
не пытается учить новые слова;
использует менее 20 слов;
не составляет даже двухсловные фразы;
не знает, как называются предметы вокруг, части тела и т. д.;
не может указать на известные ему предметы или принести то, что находится вне его поля зрения.
Рассмотрим еще некоторые факторы.
Отлучать ли от груди и соски
Есть расхожее мнение, что нужно отучить ребенка от грудного кормления до 2 лет, иначе он, скорее всего, поздно заговорит. На самом деле это утверждение не имеет достаточных оснований. Грудное вскармливание определяет строение прикуса и лица. Специалисты уверены, что дети, которых достаточно долго (до 2 и более лет) кормили грудью, лучше воспроизводят звуки, у них реже встречаются нарушения речи, а если и встречаются, то легко корректируются.
Плохо развивается речь якобы и у тех, кто не расстается с соской (пустышкой), особенно если соски не специальные ортодонтические, а обычные. Частично так оно и есть. Пустышка погружает ребенка в состояние, похожее на транс, он не слушает взрослых, не особенно интересуется тем, что происходит вокруг — следовательно, замедляются познавательные процессы. Кроме того, если закрывать крохе рот соской во время плача, он не высвобождает эмоции, что может негативно сказаться на психическом состоянии, а в дальнейшем и на формировании разговорных навыков.
Тем не менее, в обоих случаях особых причин для беспокойства нет. Просто нужно помнить, что все хорошо в меру. Исследования Всемирной организации здравоохранения доказывают, что независимо от способа кормления дети вырастают прекрасно развитыми и физически, и личностно, и интеллектуально.
Речевой негативизм
Постарайтесь не слишком часто просить ребенка, чтобы он что-нибудь сказал или повторил за вами. Иначе вы можете невольно выработать привычку к отказу от говорения: малыш будет упрямиться, явно или скрыто, но не станет высказываться по вашей просьбе или вообще реагировать словесно. Такая привычка называется речевым негативизмом.
У сына или дочки может быть все в порядке со слухом, но нет стремления к повторению слов, зато очевидны — отказ отвечать на вопросы, показывание пальцем, когда просит что-нибудь, удовлетворение потребностей своими силами. Самостоятельность не может не нравиться, но при отказе ребенка от комментариев собственных действий насторожитесь: это значит, что навык общения не сформирован, и присутствует речевой негативизм. И если вы столкнулись с этим явлением, не ругайте чадо и тем более не наказывайте.
Как помочь малышу
Вы обращаетесь к логопеду, и тот говорит вам, что до трех лет не нужно начинать занятий? Ищите другого: подобные высказывания не профессиональны. Даже если в период беременности была патология, или ребенок перенес родовые травмы, инфекции или обычные повреждения в течение первого года жизни, он все равно может развиваться нормально в любом возрасте, просто ему нужно будет помочь. Найдите того, кто согласится это сделать! Существуют даже специальные логопедические ясли — замечательно, если они есть и в вашем городе.
Кроме того, если не принимать меры заранее, последствия могут быть неблагоприятными:
трудности с адаптацией среди других детей;
отклонения в эмоциональной и волевой сфере;
инфантилизм;
торможение познавательной деятельности (речь и познание окружающего мира тесно связаны!);
сложности в овладении школьными предметами, в особенности родным языком.
Хороший специалист примет малыша даже в раннем возрасте, а если нужно, подключит к работе соответствующих врачей — это может быть стоматолог, отоларинголог, невролог, психиатр. Если нет физиологических проблем, можно успокоиться (всему свое время!) и начать активно заниматься.
Есть много способов научить ребенка говорить в 2 года. Просто имейте в виду, что все дети имеют индивидуальные особенности, и никогда не сравнивайте их друг с другом или с родственниками, которые начали разговаривать намного раньше.
Строим общение
Период с 2 до 5 лет врачи и педагоги считают наиболее плодотворным в плане становления речевой деятельности. В течение всего времени, пока малыш не спит, стремитесь разговаривать с ним. Старайтесь вывести его на диалог, комментируйте игру или любую другую деятельность.
Говорите внятно и четко, не быстро, достаточно выразительно.
Избегайте «сюсюканья»: общайтесь полноценными (не измененными) словами, законченными фразами. Пусть ребенок пока кричит «би-би!» вместо «машина едет» — рано или поздно он усвоит от вас, как сказать правильно.
Ваша мимика, движения рта и языка должны хорошо просматриваться.
Не заменяйте собственный голос телевизором, радио, компьютером. Исключение — качественные развивающие передачи или специальные обучающие видео- и аудиозаписи для детей. Но даже они не могут полностью заменить вас.
Как еще развивать речь ребенка в два года? Читайте ему книги — сказки, стихи, потешки, не забывайте задавать сопутствующие вопросы и во время чтения. Можно организовывать специальные «книжные часы» с соответствующей обстановкой и «ритуалом», но если в какие-то моменты ребенок не очень усидчив, не настаивайте — просто читайте. Вам может показаться, что чадо совсем не слушает, но правильная речь все равно будет откладываться в его памяти. Если умеете петь — пойте, особенно детские песенки, и знайте веселые попевки на разные случаи жизни.
Занимаетесь дома? Делайте гимнастику для пальцев: мелкая моторика играет важную роль в говорении, равно как и массаж рук и пальцев, особенно их кончиков — специальными зубчатыми пружинными колечками (су-джок) или обычной зубной щеткой. Можно собирать разные по размеру пуговицы, мять бумагу или фольгу, перебирать крупу или фасоль, катать шарики из пластилина или теста, играть со шнурками — подручных материалов достаточно.
Особая артикуляционная гимнастика благотворно действует на речевой аппарат, и ее можно делать с ребенком в возрасте от года.
Сложить трубочкой губы, подуть вначале слабо, потом сильно.
Широко улыбнуться, чтобы были видны зубы.
«Часики»: высунуть язык, поводить из стороны в сторону.
«Прятки»: кончиком языка провести по нёбу по направлению к зубам, затем обратно («спрятать» язык).
«Лошадка»: цокать языком в медленном и быстром темпе.
«Воздушный шарик»: надуть щеки, резко выпустить воздух через сложенные трубочкой губы.
Провести расслабленным языком по верхней губе и постараться дотянуться языком до носа.
Если вы обращаетесь к логопеду, в его арсенале найдется немало игрушек и упражнений. Всевозможные пирамидки и пазлы для собирания, лото для сопоставления цветов и форм, логические игрушки, приспособления для массажа рук и развития мелкой моторики — специальные мероприятия обязательно помогут, даже если ребенок 2 года не разговаривает вообще.
Коллектив, будь то сад или развивающий кружок, также могут стимулировать ваше чадо общаться, к тому же чаще всего дети перенимают друг от друга значительно быстрее и в большем объеме, чем от взрослых.
Нужно использовать все возможности ранней помощи: не ждите, пока все решится само и со временем вы наверстаете упущенное — скорее всего, это будет сложно. Планомерные занятия, постоянное внимание, спокойное и доброжелательное отношение к малышу и помощь специалистов — основа вашего совместного успеха.
kids365.ru
Как научить ребенка говорить в 2 года: развитие речи
Вашему малышу 2 года и он как вам кажется, не умеет еще говорить? Вы интересуетесь, как научить ребенка говорить в 2 года? При том разговаривать внятно, правильно. В данной статье представлены основные советы, которые будут полезны для мам и пап, чтобы развить речь не только у двухгодовалого малыша.
Каждые родители с удовольствием наблюдают за новыми успехами своего чада, и когда ребенок говорит свои первые слоги, мамы и папы сияют от счастья. Все прекрасно понимают, что речь играет важную роль в жизненном периоде человека. Ведь при её помощи происходит познание окружающего мира. Многие родители, из-за собственных хлопот, мало уделяют внимания речи ребенка, утверждая, что малыш, рано или поздно, научится говорить. На самом деле, если малыш не знает многих слов в два года, то в первую очередь в этом виновны родители.
Как научить ребенка говорить
Специалисты рекомендуют учить малыша словам, еще, когда он находится в утробе матери. Как известно, малыш, в определенный период своего внутриутробного развития, слышит звуки, которые издают взрослые. Родственникам рекомендуется, как можно чаще проводить беседы с чадом, напевать ему, рассказывать сказки, стихотворения, так он будет понемногу обучаться речи.
В первую очередь, рекомендуется напрочь отказаться от пустышки. Дело в том, что процесс сосания пустышки тормозит артикуляцию.
Родителям необходимо постоянно повторять названия предметов, которые встречаются на пути у крохи.
В правильном развитии речевого аппарата играет роль мелкая моторика. Для того чтобы мелкая моторика находилась в постоянном развитии, нужно позволять чаду щупать предметы, к примеру, ложку, кубики, пазлы, пуговицы. Более того, необходимо демонстрировать ребенку, как льется вода, давать возможность ему лепить из теста и рисовать красками.
Чтобы чадо быстрее стало произносить правильно слова, родители должны читать малышу сказки, стихи, проговаривать скороговорки.
Когда ребенок переступит годовалый возраст, его необходимо научить простейшим словам для высказывания своих желаний.
Родители, в игровой форме, должны произносить звуки разных животных. Очень полезным будет во время прогулки показывать животных и воспроизводить их звуки.
Со стороны родителей, правильней всего будет не приучать ребенка к использованию электронных гаджетов, а наоборот, предоставить ему мячи, пирамиды, кубики, ведра.
Как научить ребенка разговаривать в 2 года
Создавайте потребность говорить. Если ребенок является «молчуном», то крайне важно не торопиться предвидеть его потребности, а ждать, пока он не попытается общаться. Первоначально это может быть нечто приближенное, например, слово «ба» или «да» для обозначения предмета или просьбы. Постепенно объясняйте, как называются предметы, которые просит малыш. Смысл прост: у ребенка гораздо больше шансов научиться говорить и общаться, когда у него есть причины для этого.
Разговор с самим собой. Вы говорите вслух о том, что видите, делаете. Ребенок должен находиться рядом, по крайней мере, в диапазоне слуха. Чтобы при ваших словах он мог сделать связь между тем, что вы говорите и что, затем происходит. Длинные предложения будут трудными для правильного восприятия слов и действий вашим чадом. Поэтому используйте отдельные слова и короткие простые фразы, лучше из повседневной потребности в еде. Например, «пюре», «пюре на тарелке», «пюре с морковкой», «вкусное пюре».
Зрительный контакт. Если хотите научить ребенка говорить, то обязательно нужно поддерживать с ним зрительный контакт. Поэтому когда разговариваете с ним, постарайтесь внимательно смотреть на малыша, говорить медленно, четко произнося слова. Еще лучше — опуститься до уровня его глаз. Это поможет деточке сосредоточиться на вас и вашей речи, не отвлекаясь на посторонний шум вокруг. Дети учатся говорить, также используя чтение по губам.
Произносите слова правильно. Говорите слова так, как они звучат, используя правильный акцент на правильном слоге. Если коверкать речь подобно ребенку, разговаривая с ним, то вряд ли он быстро научится делать правильной формы рот, произнося звуки и интонации слов. Употребляйте правильные имена для людей, мест и вещей. Говорите медленно, четко и просто. Кроме того, важно не повторять большую часть из сказанного малышом, а говорить правильно. Например, наша дочь говорила на рыбу «биля», мы же не повторяли за ней, а говорили «рыба».
Используйте от одного до трех слов. Дети учатся общению, слушая все, что вы говорите, наблюдая ваш язык тела и, видя, как вы взаимодействуете с другими людьми. Поэтому, думая как учить ребенка говорить, настройтесь на использование простых предложений: от одного до трех слов в разговоре с ним. Например, видите, как у деточки что-то не получается, тогда посмотрите ему в глаза и спросите: «Хочешь, мама поможет либо давай мама сделает», используя при этом жест, означающий помощь. (Узнайте, 7 советов, как правильно разговаривать с малыми детьми?)
Жесты являются важной частью развития языка. Всегда делайте связь между жестами и языком с помощью вопросов. Например, Хочешь пить, кушать?» (Когда ребенок указывает на еду), а затем ждите ответа. Дальше спросите: «Что ты хочешь, молоко или кашку? Хорошо давай попьем немного молока». Такое поведение поощряет детей реагировать на вопросы и принимать участие в разговорах.
Читайте вашему малышу каждый день. Даже если деточка может усидеть всего минуту, откройте книгу и посмотрите столько страниц, на сколько у нее хватит внимания. Книги с яркими детскими иллюстрациями, картинками должны быть в таком месте, в котором ваше чадо может легко их взять и «читать». (Прочитайте, какими должны быть детские книжки, чтобы малыш любил их читать?).
Завершение фразы. Некоторые родители, думающие как научить ребенка разговаривать, используют метод, побуждающий ребенка отвечая завершить предложение. Вы можете использовать эту технику от отдельных слов до фраз. Например, вы могли бы сказать:
«Мальчик моет…(личико, ручки)»; «девочка кушает…(кашу, суп)». Помогайте ребенку закончить предложение, используя жесты и выражение лица.
Помните: стоит использовать только знакомые детям слова/фразы, чтобы они могли закончить предложение. Также можно использовать рассказы и песни, которые знает малыш.
Не используйте телевизор, как фон. Телевизор будет конкурировать с вами за внимание (и наоборот), тем самым, мешая дитю сосредоточиться на ваших словах. Экран телевизора действительно мешает развитию языка, концентрации и детскому творчеству.
Развитие речи у детей
На сегодня известно четыре группы обучения речи: от рождения, до 6 месяцев, от полугода до года, от 12 до 18 месяцев, от 1,5 года и до исполнения трехгодовалого возраста.
От 0—6 месяцев После появления на свет, ребенок не совсем понимает звуки, которые издаются окружающими, так как его слух, зрение начинает только настраиваться. Позже, малыш начинает реагировать на слова взрослых улыбкой. Уже в 6 месяцев, чадо понимает, что произносит мама и папа.
От 6—12 месяцев Малыш, который старше 6 месяцев, учиться слушать, и у него возникает желание повторить услышанное. Для того, чтобы малыш быстрее заговорил, специалисты рекомендуют родителям почаще ставить музыкальные сказки, но их продолжительность не должна быть больше 12 минут.
Когда сказка будет постоянно повторяться, то в памяти малыша закладываются звуки и слова, которые звучат. Кроме того, родителям рекомендуется постоянно называть предметы, которые контактируют с ребенком, чтобы он понимал их значение.
От 12—18 месяцев В возрастном периоде от 12 до 18 месяцев, чадо пытается произносить слова, но по- своему, а со временем его речь будет больше похожей на взрослую. Все предметы, которые окружают малыша, должны правильно называться взрослыми, но при этом слова не должны быть искаженными.
От 18—36 месяцев Если в диапазоне от 1,5 лет до исполнения трехгодовалого возраста, чадо не произносит простые слова, то родителям необходимо обратиться к специалисту, так как проблема может быть с речевым аппаратом и общим развитием. В этот период ребенок должен называть около 200 слов, но при этом он может их произносить не совсем правильно, а связано это с тем, что речевой аппарат малыша не совсем развит.
Посмотрите видео: первые слова для малыша в картинках, которые помогут ему знакомиться с миром вокруг него.
Развитие речи ребенка: таблица
Возраст ребенка
Типичное развитие языка
6 — 12 месяцев
Вокализ с интонацией: гуление, издавание звуков, лепет
Реагирует на человеческие голоса без визуальных подсказок, поворачивая голову и глаза
Реагирует на тон дружественный либо гневный
Использует крик или звуки, чтобы привлечь внимание
12 — 18 месяцев
Использует одно или несколько слов со смыслом (это может быть фрагмент слова)
Понимает простые инструкции
Реагирует на имя
Имитирует новые слова
Указывает на желания и потребности жестами и короткими слогами
Может показать около 3 частей своего тела на себе
Понимает около 50 слов
18 — 24 месяца
Имеет словарный запас 5- 15 слов.
Произносит более 5 согласных звуков, как м, ш, п, р, л
Имитирует новые слова
Может начать использовать два слова вместе
Произносит 60% вразумительной речи
Соблюдает простые команды («Дай мне мяч»).
2 года (24 месяца) -2,6 лет (30 месяцев)
Примерно 70% того, что ребенок говорит должно быть понятным
Говорит около 50 слов
Понимает 300 слов
Старается правильно использовать два местоимения: «я», «ты», хотя часто путает их местами
Реагирует на такие команды, как «покажи мне свои глаза (нос, рот, волосы)»
Во время игры производит осознанные действия, например, помешивает, наливает, черпает и кормит куклу воображаемой едой
2,6 — 3 года (36 месяцев)
Использует местоимения «я», «ты», правильно
Знает, по крайней мере, три предлога, «в, на, под»
Знает главные части тела и в состоянии показать их, если его просят
Может говорить предложения из трех слов
Говорит 200 слов
Понимает около 500 слов
Около 80% того, что ребенок говорит, должно быть понятным
В речи появляются и даже преобладают глаголы
Начинает использовать слова отрицания слова: «нет», «не может»
Способный рассуждать над вопросами, например, «что ты должен делать, когда хочешь спатки или голодный либо тебе хочется пить, если ты замерз?»
В состоянии назвать свой пол, имя, возраст
Может считать до 3
Заключение
Один из самых важных навыков, который должен усвоить ребенок — это научиться хорошо разговаривать. Проблема заключается в том, что многие родители общение принимают как нечто само собой разумеющееся. Поэтому полагают, что их дети каким-то образом научатся говорить без посторонней помощи. Они говорят: «Я научился говорить сам, и они научатся тоже».
Но истина в том, что навыки общения и речи не всегда даются просто детям. Большинству детей не потребуется оказывать какое-либо особое внимание, чтобы научиться говорить. Тогда как другим может потребоваться больше помощи, чтобы их языковые навыки могли развиваться по максимуму.
Малыш сможет в два года высказывать свои требования, но только тогда, когда мамы и папы будут заниматься развитием речевого аппарата малыша. Используя ряд советов, обсуждаемых нами в статье, как научить ребенка говорить в 2 года, можно стимулировать развитие его речи.
С уважением, Андроник Анна/Олег.
Это видео наглядно подскажет, как помочь вашему малышу научиться разговаривать.
Советуем прочитать эти статьи:
semyadeti.ru
Важно знать: как научить ребенка разговаривать в 2 года
О том, как научить ребенка разговаривать в 2 года, сейчас задумываются многие родители. Связано это с популярностью идей раннего развития, с тем, что детей в настоящее время рано начинают обучать, а от развития речи успех в обучении прямо зависит. Поэтому, если малыш в 2 года не разговаривает, мама и папа начинают беспокоиться.
Насколько это беспокойство оправдано? Нормально ли это, если ребенок в 2 года еще не начал говорить? Нужно с ним как-то специально работать, вести его к психологу или не стоит обращать на это особого внимания? Что делать, если кроха молчит как рыба?
Причины молчаливости
Кому-то может показаться странным, но нежелание малыша говорить еще не означает, что он отстает в развитии. Чтобы кроха заговорил, ему это должно быть для чего-то нужно.
На вопрос, почему ребенок не разговаривает, есть множество ответов. Некоторые дети получают все, что им нужно, без всяких усилий. У них очень заботливые родители. Мама умеет угадать желания своего чада еще до того, как он их явно проявит. Тогда для чего малышу делать лишние усилия?
Дети чем-то похожи на животных. Из опытов обучения шимпанзе и горилл языку глухонемых известно, что обезьяны способны использовать в речи достаточно длинные предложения. Проблема их в другом: они открывают рот только тогда, когда им это выгодно. Если обезьяна голодна, она обязательно подойдет к человеку, который ее кормит, и скажет: «Дай Уошо банан. Уошо очень голодная.» Но если никакой выгоды для себя в обращении к конкретному человеку животное не видит, то и не станет болтать лишнее.
Примерно такова же и проблема многих детей. Говорить они могли бы, но не стремятся к этому. Подобное возможно и в 6 лет, а не только в раннем возрасте.
Чтобы ребенок заговорил, нужны ситуации в отношениях с близкими взрослыми, когда малышу это необходимо. Не сказав ничего, он рискует не получить что-то важное для себя, например внимание мамы.
Некоторые дети очень застенчивы. Это индивидуальная особенность, не связанная с уровнем развития речи. До определенного возраста — 6 лет и старше — такой малыш кажется совершенно неговорящим, с неразвитой речью. Однако в школе обнаруживает хорошие способности и вполне развитую речь. Он просто стеснялся говорить, и пока это было возможно, избегал необходимости делать то, что ему психологически было сложно.
Но бывает и так, что молчание ребенка действительно указывает на отставание в развитии. Это может произойти, если есть какие-то органические причины для такого отставания: недоразвитие определенных участков мозга или что-то другое. Но подобное случается редко. Гораздо чаще причина того, что ребенок в два года не говорит, заключается в поведении взрослых по отношению к этому ребенку.
Если за малышом только ухаживали (кормили, мыли, укладывали спать), но почти не разговаривали с ним, то как он может вдруг заговорить? Разговаривающий ребенок не появится сам по себе. Он должен слышать человеческую речь, обращенную к нему, слышать постоянно, каждый день. Только тогда он рано или поздно заговорит сам.
Речь детей и речь взрослых
То, что малыш не разговаривает толком, может быть связано с непониманием функций речи в общении именно с маленькими детьми.
Когда мы имеем дело со взрослым человеком, и тогда, когда перед нами ребенок, которому 2 года 3 месяца, мы пользуемся теми же словами того же языка, и нам может казаться, что это то же самое. Не все ли равно, с кем разговаривать?
На самом же деле речь для взрослого — это информация. Не только, но главным образом. Когда мы, взрослые люди, говорим друг с другом, мы обмениваемся информацией. Совершенно неинформативная речь нам неинтересна. Речь крайне эмоционально насыщенная воспринимается нами как почти неприличная.
Дети другие. Для них речь — это выражение своих эмоций, их проявление, а также установление эмоциональной связи, контакта с другим человеком. Для ребенка неважно, что говорится, а важно, какими эмоциями насыщена речь, важна личностная отнесенность речи, кто именно говорит. Совершенно по-разному он воспринимает слова мамы и чужого человека.
Если с помощью речи кроха не может объединить себя с близким человеком, эмоциональная связь не возникает, если речь взрослого, обращенная к малышу, всегда носит функциональный характер (взрослый обращается к подопечному только тогда, когда это для чего-то нужно из прагматических соображений, отдает какую-то команду), то ребенок теряет интерес к человеческой речи. Она не отвечает его запросам, не нужна ему.
Поэтому на вопрос, что делать, чтобы ребенок заговорил хотя бы в 2 года 9 месяцев, можно ответить: общаться с ребенком эмоционально. То есть ваши обращения к нему должны выражать ваши подлинные чувства: радость, нежность, восторг, жалость, грусть. И с помощью речи должна устанавливаться связь между вами и ребенком.
Только в этом случае все будет хорошо с его речевым развитием, если нет особых причин для его задержки.
Что такое обогащающая среда
Как должен взрослый разговаривать с малышом, уже известно.
Если с ребенком с самого раннего возраста, когда он заведомо еще не может ничего ответить, мама и другие близкие люди бескорыстно общаются, выражая различные эмоции и устанавливая интимный эмоциональный контакт с крохой с помощью речи, то это будет необходимым условием для его успешного развития. Но все же недостаточным. Нужно создать обогащающую среду. Что это такое?
Если малышу 6 месяцев, можно ли с ним обсуждать погоду или характер общих знакомых? О чем вообще с ним говорить? Какую лексику употреблять?
Общая закономерность такая: надо не опускаться до уровня ребенка, а поднимать его до своего уровня. То есть наши слова должны быть крохе интересны, но необязательно полностью понятны. Если вашему чаду 8 месяцев, и он выговаривает два слова: «ма» (мама) и «па» (папа), это не значит, что и вам разрешено пользоваться только этими словами. Не стоит искусственно обеднять свою речь.
Отличие речи, обращенной к ребенку, не в ее примитивности, а в ее эмоциональной насыщенности и диалогичности. Монологи дети не воспринимают. Эмоционально бедную речь тоже. Но лексически и синтаксически следует выражаться достаточно разнообразно.
Понятно, дитя поймет не все. И не нужно, чтобы сразу все было понятно. Происходит развитие. Если вы употребили 10 новых слов, а ребенок 8 не запомнил, а 2 запомнил, это отлично.
При этом с ребенком нужно именно с интересом и с радостью общаться, а не учить его новым словам. Вы не урок проводите. Просто это ваш близкий человек, пусть и маленький, ваш друг. Не надо ему объяснять каждое слово. Он сам спросит, если захочет.
Если вы использовали 10 новых слов, а ребенок 6 не понимает, а понимает только четыре, не нужно устраивать лекцию на тему «Значения новых слов в соответствии с Большим Академическим словарем русского языка (последнее издание)». Так будет только хуже.
Речевое творчество детей
Еще одна проблема 2-летнего малыша может быть связана с тем, что его близкие взрослые хотят, чтобы он говорил правильно. То есть все ошибки взрослые исправляют, всякий раз делают замечания. Если ребенок 2,5 года не разговаривает, если ему уже три года, а он все молчит, словно набрав в рот воды, это может быть и потому, что ему неприятно постоянно выслушивать замечания.
Дети относятся к языку не так, как взрослые. Взрослым известны нормы языка, они уже долгое время практикуются в речи и привыкли говорить так, как принято. Ребенок же язык только начал осваивать. Поэтому он экспериментирует с языком. Возраст таких языковых экспериментов колеблется в широких пределах: от года 8 месяцев до 10-12 лет и старше. У отдельных людей эксперименты с языком не кончаются никогда: таковы их индивидуальные склонности. Это талантливые писатели, филологи.
Ребенок вертит слова языка как хочет, меняет их, придумывает несуществующие в языке формы. Он может делать это в 4 года, может и в восемь лет. Поправлять его не нужно, если только он не коверкает язык специально или по небрежности. Это такой свойственный всем детям особый способ освоения родного языка.
Роль чтения
Действительно ли так важно разговорить ребенка? Или достаточно, как думают многие, читать ему хорошие книги?
Если ребенку 6 месяцев, ему нужно улыбаться, с ним вместе смеяться и радоваться, то есть общаться с ним. Если 6 лет, то можно и читать, а возможно, он уже и сам станет активным читателем.
Однако само по себе чтение книг не развивает. Развивает только увлечение чтением.
Если родители читают ребенку лучшие книги второй, третий год, а эффекта нет, это значит, что сами взрослые не любят читать. Задача не в том, чтобы прочесть сколько-то страниц, а в том, чтобы заразить малыша своей увлеченностью, своими эмоциями при чтении. Тогда дитя поймет, как это здорово — уметь читать.
Научить читать тоже не так важно. Сейчас все умеют читать. Но если крохе читали с самого раннего возраста, однако ребенку 2 года 4 месяца, и он не разговаривает, то, видимо, читали не так, как нужно, не зацепили, не увлекли. А задача взрослых именно в этом.
Если ребенку 2-3, не разговаривает, нужно определить причину проблемы. Тогда станет ясно, что нужно делать. Не беспокойтесь: он заговорит, когда сможет и когда захочет.