Главная » Статьи » Как ребенка научить говорить мама и папа
Как ребенка научить говорить мама и папа
Как научить ребенка разговаривать?
Хорошо, когда тебя понимают, ещё лучше, когда тебе отвечают, особенно, если это родное чадо. Вопрос умения ребенка говорить и понятно выражать свои мысли начинает беспокоить родителей далеко до школы, а некоторых даже до рождения малыша. И это хорошо. Ну, кто, как не заботливые родители, наиболее заинтересован в гармоничном развитии и формировании ребенка.
Однозначного и точного ответа на вопрос, в каком возрасте ребенок должен заговорить и какие конкретные действия нужно для этого сделать, пожалуй, трудно найти. Но существует практика, или так называемый жизненный опыт, благодаря которому мы можем выделить определенные этапы обучения ребенка речи и порекомендовать некоторые действия, способствующие развитию этого навыка.
Начнем с этапов:
Первые звуки (кроме плача), малыш начинает произносить в 2-3 месяца после рождения. Это так называемое «гуление», при котором ребенок еще неосознанно пробует воспроизводить различные сочетания звуков.
В 5-7 месяцев кроха начинает протягивать звуки различной интонации, ему становится интересно, как работает артикуляционный аппарат. Это деятельность приносит ему много положительных эмоций.
К 9 месяцам грудничок пытается произносить слоги, еще не соотнося их с предметами. Например, «ма», «ба», «па» и др.
Обычно в годик малыш владеет несколькими словами-слогами, в которые вложен определенный смысл. Чаще это «ма-ма», «ба-ба», реже «те-тя», «да-да».
После 1,5 лет часть малышей начинает с огромной скоростью наращивать словарный запас и даже произносить простые предложения («баба, пока», «мама, дай»).
После 2-х лет ребенок пытается ставить слова в нужные падежи и склонения, а также конструировать предложения, где слова выстраиваются в правильном порядке.
В возрасте 3-х лет малыш имеет в среднем около 300-400 слов в своем словарном запасе и уже пытается объяснять причинно-следственные связи между событиями.
Не нужно ставить успехи ребенка в четкие рамки схем, таблиц и этапов. Особенно индивидуальным является освоение малышом такой важной ступени, как умение говорить. Ведь до того, как ребенок скажет первое слово, должна пройти сложная подготовительная работа. Это и становление определенных структур головного мозга, артикуляционного аппарата и органов дыхания. Соответствующего развития должны достигнуть и познавательные процессы (мышление, внимание, память), расшириться пассивный словарный запас малыша.
Если проследить последовательность запоминания и усвоения слов маленьким ребенком, можно заметить следующую тенденцию. Сначала запоминаются названия предметов, то есть имена существительные, далее – простые действия («ням-ням»), потом местоимения («ещё», «там»), и лишь затем прилагательные, объясняющие качества определенных предметов.
Так что же нужно делать, чтобы ребенок заговорил как можно раньше, объясняя взрослым в доступной форме свои потребности и выражая внутренние эмоции?
Как же научить ребёнка говорить?
Существуют некоторые рекомендации, способные помочь родителям в обучении ребенка разговорной речи. Остановимся на них:
Разговаривайте со своим малышом еще до рождения. Как известно, во второй половине беременности младенец, находящийся в утробе матери, уже способен воспринимать звуки, чувствуя интонацию, в частности, речи, обращенной именно к нему. Этот способ будет хорошей, пусть даже невидимой, подготовкой к умению ребенка говорить.
Продолжайте разговаривать с младенцем после рождения. Пусть он еще не может вам ответить, зато прекрасно чувствует интонации вашего голоса, видит работу артикуляционного аппарата, наполняется пассивный словарный запас малыша. Старайтесь поймать взгляд своего ребенка, не спеша произносите слова, можно нараспев. Развитию познания крохи может способствовать знакомство с различными предметами. Возьмите ребенка на руки, путешествуйте по комнате, называя те предметы, которые встречает ваш взгляд. Вскоре кроху заинтересуют предметы, находящиеся вне комнаты, на улице. Не ленитесь называть и рассказывать о них. Вскоре, не умея говорить, ребенок будет показывать то, о чем вы ему говорили. Не забывайте повторять простые слова по несколько раз в день, это нужно для их запоминания.
Важным правилом для родителей является правильное произношение слов. Старайтесь не «сюсюкать» с ребенком, но четко и правильно называйте слова, дабы они правильно отпечатывались в его сознании. Малыш часто коверкает слова не потому, что это весело и интересно, просто он еще не умеет по-другому. Обязанность родителей показать ему правильный вариант произношения. Повторять за ребенком полезно на той стадии, когда он еще только начинает произносить первые звуки и их сочетания, тем самым вы дадите понять, что понимаете его.
Дети очень любят музыку, пение. Можно петь колыбельные или веселые детские песни. Особенно хорошо пропевать простые слова на разные мелодии. Например, «ма-ма-ма», «ням-ням-ням», «би-би-би» и другие.
Не забывайте почаще читать малышу. Полезны простые ритмичные детские стишки, дополненные яркими иллюстрациями. Чтение с наглядным рядом способствует расширению словарного запаса и развитию воображения. Хорошим приемом служит неоконченное стихотворение или сказка. После года при систематических занятиях ребенок будет неплохо запоминать то, что вы ему читаете. Произнося очередной стишок, остановитесь перед последним словом, давая крохе возможность его произнести. Сначала вы услышите тишину, после паузы произнесите слово сами, постепенно эта игра заинтересует ребенка, и он будет стараться вам ответить.
Не спешите заваливать ребенка большим количеством новых слов. Пусть их будет несколько, но они будут простыми и повторяться родителями по несколько раз в день. Значение новых слов объясняйте, опираясь на уже известные и знакомые.
Для лучшего усвоения новых слов немаловажно то, в какой форме они преподносятся. Самой подходящей для ребенка является игровая. Можно предложить следующую игру. Мама, закрывая лицо платком, спрашивает: «Где мама? Мама ку-ку». Или, пряча мишку за спинку кресла, говорит: «Куда же мама спрятала мишку? Ах, вот он нашелся мишка». В такой игре можно использовать различные предметы. Главное, чтобы слова были простыми, доступными для произношения.
Еще одним эффективным приемом служат вопросы, задаваемые ребенку. Почаще спрашивайте о чем-то, заставляя его искать ответы на вопросы и способы выражения своих мыслей. Такой приемом отлично способствует развитию головного мозга. Вопросы могут быть различными: — Ты хочешь кушать? — Да. — А где у нас папа?
— Там.
По мере развития ребенка и овладения им речью вопросы будут усложняться и требовать более развернутого ответа.
И, самое главное, обязательно занимайтесь с ребенком развитием мелкой моторики. Ведь овладение речью напрямую связано с ловкостью пальчиков малыша. Начинать занятия хорошо с самого рождения. В помощь вам будет массаж пальчиков, игрушки с различной фактурой, а далее крупы, бусины, пластилин, пирамидки, сортеры и многое другое.
Не стоит волноваться, если хорошо вас понимая, ребенок никак не хочет говорить. Поверьте, очень скоро придет его время и он будет давать интересные развернутые, порой оригинальные, ответы, а также задавать сложные вопросы вам, дорогие взрослые.
Итак, уважаемые мамы и папы, а также бабушки и дедушки, не забывайте как можно чаще хвалить своего ребенка. Не зацикливайтесь на результатах, они обязательно появятся в свое время. Будьте доброжелательны с малышом, а он, в свою очередь, будет стараться порадовать вас своими успехами.
ozornik.net
Как научить ребенка говорить папа?
Вам понадобится:
Терпение
Общение с ребенком
Аудиозаписи
Книги со сказками
#1
Общаясь с родителями, дети учатся говорить. Статистика утверждает, что первым словом 40% детей является слово «мама». Важно подметить, что у разговорчивых родителей, детишки начинают говорить раньше. У тех же родителей, которые разговаривают с детьми не много, дети начинают разговаривать позже. Поэтому многие начинают думать, как научить ребенка говорить «мама»?
#2
Чтобы малыш усвоил слово «мама», вам необходимо произносить их на подъеме эмоций, чтоб ребенок мог выделить их для себя. Это можно делать в игре. Например, пряча ладошками лицо, спрашивайте у ребенка с удивлением: «Где мама?». Похвала очень нравится младенцам и помогает им развиваться. Если малютка правильно вам отвечает, хвалите его. Это можно делать, проявляя радость и хлопая в ладошки.
#3
Часто повторяйте слово «мама», для того чтобы оно было у ребенка на слуху. Чтобы развить речь ребенка, вам необходимо читать ему вслух. Давайте малышу возможность слушать аудиозаписи. Все эти материалы должны быть связаны с мамой. Например, истории о маминых подвигах или песни о маминой ласке.
#4
Существует много видеозаписей, которые очень и красочны и содержательны. Главное, чтобы они были связаны с материнскими чувствами. Однако помните, что просмотр мультфильмов должен быть ограничен, т.к. телевизор плохо влияет на зрение ребенка. Ограничьтесь 15 минутами на сутки.
#5
Во время обучения важно не использовать очень часто ласкательных слов типа «мамочка» или «папочка», т.к. для ребенка будет легче выговорить простые и короткие слова. Общаясь между собой, не называйте друг друга по имени. Используйте выражения «мама» и «папа».
#6
Возникает и другой вопрос: как научить ребенка говорить «папа»? Растягивайте слово, говорите короткими фразами и повторяйте его чаще. Когда папа уходит можно спрашивать у малыша: «Где наш па-а-па? Куда папа идет? Папа идет на работу. Помаши папе ручкой!».
#7
Подобные фразы и предложения можно повторять на протяжении дня. Например, подойдя к окну, спросите малютку: «А где папа? Ушел на уличку? Скоро папа придет. Будем встречать папу?». Такие игры повторяйте и тогда, когда папа придет. Можно также показывать на папу пальцем, чтоб малыш конкретно видел о ком идет речь. У вас все получится!
uznay-kak.ru
Ребенок не говорит «мама». Как научить?
Есть такая шутка — сначала родители ждут, когда же ребенок заговорит, а потом не дождутся, когда же он замолчит.
Маленьких исследователей мира называются «почемучками», им все интересно и своими вопросами и разговорами они способны «заболтать» самую терпеливую мать. Однако встречаются и молчуны. Вот уже все сверстники вовсю разговаривают, а этот малыш не говорит даже «мама». С определенного возраста такая ситуация вызывает у родителей вполне оправданное беспокойство.
Когда нужно волноваться?
Для каждого ребенка «удобен» свой темп развития. Один раньше залепетал, другой первым начал садиться или вставать на ножки, а третий пошел и заговорил раньше своих товарищей по песочнице. Если возрастные вариации укладываются на пару месяцев, волноваться не стоит.
Однако знать нормы речевого развития детей нужно всем родителям. Если отставание делается значительным (а логопеды считают вариантом нормы запаздывание того или иного навыка не более чем на 2-3 месяца), лучше обратиться за консультацией к специалисту.
Пресловутое слово «мама» дети обычно начинают говорить к году или полутора годам. А если первый день рождения уже давно отпраздновали, а долгожданного слова все еще нет? Пора бежать по врачам?
Консультация специалиста никогда не помешает. В вопросе развития речи не стоит ждать, пока все образуется «как-нибудь само». Однако, чтобы не впадать в панику раньше времени, присмотритесь к своему малышу. Вполне возможно, что он просто немного задерживается с произнесением столь ожидаемых родителями слов и ничего страшного не происходит. Важные факторы:
Годовалый ребенок понимает обращенную к нему речь. То есть откликается на собственное имя, дает адекватную реакцию на слова родителей.
Отсутствуют нарушения слуха и зрения.
Младенческое «агуканье» сменила лепетная речь. Каким-то подражательными слогами ребенок уже пытается обозначать конкретные слова.
В играх заметно стремление повторять за взрослым, выполнять заданные действия.
В раннем возрасте процесс формирования речи тесно связан с развитием психики и мышления. Родителям стоит проследить и за этими аспектами. Если какие-то подозрения все же возникли, лучше всего обратиться за консультацией к специалистам.
Кого посетить:
невролога;
детского психолога;
логопеда-дефектолога.
Читайте также: Слого-буквенные схемы для профилактики и коррекции дисграфии
Как научить ребенка говорить «мама»?
Итак, если ваш малыш по мнению врачей развивается в соответствии с нормой, никаких особенных проблем у него нет, но пока почему-то не разговорился, родителям по силам немного форсировать события.
Основное условие для правильного формирования речи — это общение. Самое большое заблуждение некоторых мам и пап заключается в том, что им кажется, будто ребенок их пока не понимает, а значит и разговаривать с ним не нужно. Все это совсем не так!
Чем больше вы будете общаться с малышом, тем больше слов окажутся в его пассивном словаре. А значит, со временем перейдут и в активный. Кроме того, именно слушая обращенную к нему речь, ребенок учится разговаривать!
Как общаться с маленьким ребенком:
Используйте в своей речи правильные формы слов. Несомненно, многие малыши говорят «бо-бо» про царапину или «би-би» про все виды транспорта. Это звучит очень мило, но родителям не стоит упрощать ребенку обучение. Пусть какое-то время «длинные» слова побудут в пассивной форме, но со временем малыш заговорит так, как надо!
Старайтесь говорить простыми, понятными ребенку словами. Повторяйте их много раз каждый день.
Разговаривайте по возможности четко и повернувшись к малышу лицом. Именно «считывая» артикуляцию ребенок учится произносить новые слова.
Создавайте иллюзию диалога. Задавайте вопросы и отвечайте на них сами. Но делайте небольшую паузу, дайте возможность ребенку в один прекрасный момент вставить знакомое слово.
Говорите обо всем. Комментируйте процесс одевания, умывания, рассказывайте о том, что видите на прогулке и так далее. Ведь малыш узнает мир при помощи родителей.
Не включайте «фоном» телевидение или радио. Такие звуки не воспринимаются маленькими детьми как речь, а значит ничему его не научат.
Используйте соску-пустышку пореже. Как малыш заговорит, если у него все время занят рот? Кроме того, постоянное сосание может испортить прикус и привести к неправильной артикуляции.
Во что играть, чтобы научить разговаривать?
Маленькие дети требуют много нашего внимания. Используйте это время для игр, которые помогут ему развиваться:
Всевозможные сортеры, шнуровки, игры с бусинами, крупами и прочими мелкими деталями прекрасно стимулируют мелкую моторику. Как известно, это важная составляющая в процессе формирования речи.
Пальчиковые игры и массаж ручек тоже помогут малышу заговорить. Повторяющиеся изо дня в день приговорки про сороку-ворону или стишок «пальчик-пальчик, где ты был?» очень быстро запомнятся малышу и он сможет рассказывать его вместе с вами.
Артикуляционная гимнастика вполне может быть освоена и годовалым крохой. Выбирайте самые простые упражнения. Пусть ребенок покажет, как он умеет улыбаться, вытянет губы, изображая хобот у слона, подразнит вас, показав язык и т. д.
Если ребенок произносит какие-то слоги, повторяйте за ним. Например, «На-на-на». Вместе очень весело! А теперь немного измените слог: «ны-ны-ны», призывая ребенка повторять за вами. Прекрасно! Вы научили его новому звуку.
Пойте песенки и рассказывайте знакомые детские стишки, останавливаясь перед произнесением последнего слова («Уронили мишку на пол, оторвали мишке….»). Довольно скоро малыш сам захочет помочь вам закончить предложение, ведь он хорошо запомнил слово, которое надо произнести.
Читайте вместе книги. Если ребенку до года еще трудно долго удерживать внимание на тексте, просто рассматривайте картинки. Рассказывайте, кто там нарисован, задавайте вопросы. Дети очень любят такое времяпрепровождение.
Читайте также: Когда нужны занятия психолога с детьми 2-3 лет?
Больше позитива и хорошего настроения! Не давите на ребенка, заставляя его говорить. Постоянные окрики и принуждение могут привести к возникновению речевого негативизма, а справиться с ним будет уже не так просто.
Хотите, чтобы ребенок поскорее сказал «мама»? Играйте в прятки. Закрывайте свое лицо руками и говорите: «где мама? — вот мама!» Очень скоро ваш малыш будет и сам радостно выкрикивать долгожданное слово.
Однако хотим напомнить, что по статистике только меньше половины детей первым словом произносит «мама». Чаще это бывает «папа»,«дай», «на-на», «ам-ам»:-) Не принимайте это близко к сердцу. Первым может быть любое слово с повторяющимися слогами или то, которое проще выговорить. Вы же знаете, все равно больше всех на свете он любит вас!
karkusha.su
Как научить малыша говорить «мама»?
Умение выражать свои мысли и чувства – это одна из важнейших способностей человека. Ведь именно от этого будет зависеть его жизнь: его взаимодействия с окружающими, уровень его самореализации и др. В связи с этим родители стараются научить своего малыша разговаривать сразу же, как он начинает что-либо понимать из того, что происходит с ним и вокруг него.
Кто играет роль в формировании личности малыша?
Взрослые в данном случае играют важную роль в развитии своего ребенка. Дети не просто стараются подражать своим родителям, они приобретают языковые навыки еще задолго до произнесения первого слова.
Известно, что первым словом малыша является слово «мама» только в 40% случаев, чаще всего детки учатся говорить слово «дай». Однако и для этого требуется несколько месяцев работы малышей с родителями. Главное – постоянно общаться с ребенком. Так, если родители общительные, разговорчивые люди, то их дети произносят свои первые слова намного раньше. Поэтому важно постоянно разговаривать с чадом. К примеру, если мама вышла с ним на прогулку, рекомендуется говорить ребенку все, что происходит вокруг.
Во время игры с детками необходимо четко проговаривать каждое слово, в данном случае этим словом является «мама». Например, можно спросить у ребенка о том, где мама или папа и прикрыть лицо ладошками. Когда малыш правильно отвечает, очень важно хвалить его, похлопать, порадоваться. Им это очень нравится. При этом стимулируется их развитие в будущем.
Что говорят исследования?
По результатам исследований доказано, что детям от 4 месяцев и старше нравится, как разговаривают с ними родители. Когда ребенок произносит свои первые слова, родители начинают с ним разговаривать по-другому, меняют тон голоса, выделяют гласные, стараясь развивать речь дальше. До этих пор они разговаривают с ним как с взрослым. Не следует этого делать, детям нравится, когда с ними по-особенному общаются.
Чтобы стимулировать формирование речи у своего малыша, можно использовать гимнастику для пальчиков и различные игры, развивающие моторику. Можно воспользоваться различными методиками, описанными в различной литературе. Такие игры помогут в развитии ребенка, а значит и приблизят тот момент, когда мамы и папы услышат первые слова своего ребеночка.
Когда ребенок может заговорить?
Каждый человек уникален. Каждый ребенок развивается по-своему. Одни детки начинают разговаривать в годик, а другим необходимо гораздо больше времени, чтобы развить в себе такую способность. Если родители будут помнить о некоторых особенностях, они смогут очень легко развить языковые навыки у своего малыша.
Прежде всего, необходимо помнить об индивидуальном развитии. Как говорилось выше, все дети начинают разговаривать в разном возрасте. И родители могут способствовать развитию речевых способностей, если будут постоянно проводить с ребенком занятия. Ведь малыши, они как губка, способны впитать все, что происходит вокруг них – эмоции, примеры поведения, определенные умения и др. В возрасте одного годика они уже могут отчетливо произносить звуки, в полтора годика уже появятся словосочетания, а к двум годикам малыш и вовсе начнет говорить предложениями. Все это будет зависеть только от того, сколько времени и внимания родители будут уделять своему крохе.
Слово - продолжение мысли
Важно помнить о постоянном общении. С ребенком нужно всегда разговаривать. Так, если мама готовит кушать, можно рассказать малышу, какой вкусный обед готовит мама, если они идут в гости или просто гулять на улицу, следует объяснить дочке или сынишке, во что мама его оденет, куда они пойдут, холодно на улице или тепло. В течение всего дня малыш должен быть собеседником, даже если он еще не разговаривает. Для ребеночка это очень важно. Даже если он еще не может разговаривать, он прекрасно понимает все и по-своему во всем участвует.
После шести месяцев детей интересуют все звуки вокруг него. В таком возрасте следует объяснять им, как делает собачка, машина, коровка и т.д. Благодаря таким урокам ребенок начнет ассоциировать и запоминать определенные звуки, которые в дальнейшем станут словами, словосочетаниями, а потом и вовсе, целыми предложениями.
Моторика и речь
Еще одним пунктом, о котором должны помнить все родители, является этап развития моторики ручек малыша. Необходимо играть с ребенком в различные игры, используя при этом мелкие предметы, например, пуговички, горошинки, монетки. Таким образом у детей развивается мелкая моторика пальчиков, а это напрямую связано с вербальным аппаратом. Ребенку всегда будет интересно слепить что-то из пластилина, «помочь» маме по кухне, очистить банан и т.д. В результате таких занятий малыш не только интересно проведет время, но и быстрее научится говорить «мама».
Огромное внимание со стороны родителей должно уделяться времяпрепровождению за чтением. Необходимо постоянно читать ребенку различные произведения. При этом важно подобрать интересные сказки, рассказы, учитывая возраст крохи. Мамы должны знать, что малыш лучше всего воспринимает рассказ, если мама ему все пересказывает с выразительностью, поясняя не очень понятные для ребенка моменты.
Книга – глубина познания истины
Чтение книг является очень интересным и полезным занятием. Даже непоседливые детки могут заинтересоваться рассказом родителей, если правильно подбирается книжечка. К тому же важно привить ребенку любовь к чтению с самого детства. Ведь только книги способны и в дальнейшем развивать мышление ребенка, фантазию, а также получать много полезных знаний и советов.
Можно также проводить дома различные инсценировки. К примеру, можно вырезать из бумаги каких-либо героев сказок или слепить их из пластилина и проводить домашние «спектакли». Такие занятия способствуют развитию фантазии, речи.
Учите своих малышей прекрасному и они будут благодарны Вам за это в будущем!