Главная » Статьи » Как ребенка научить складывать двузначные числа
Как ребенка научить складывать двузначные числа
Как научить ребенка считать двузначные числа легко
Достаточно часто первое обучение простому счету происходит легко. После того, как малыш успешно освоил цифры от 1 до 10, ему предстоит узнать и о существовании намного больших чисел. И тут перед многими родителями встает вопрос о том, как научить ребенка считать двузначные числа. Конечно же, эти знания даются малышам уже в школе. Однако учитывая большое количество детей в классах, учитель не в состоянии каждому малышу объяснить все доступно и подробно. И в результате изучение цифр переносится в домашние условия, под контроль родителей.
Когда учить с ребенком двузначные числа
Перед тем, как начинать учить ребенка считать двузначные числа, родителям следует обязательно учесть индивидуальные особенности развития крохи и его интересы. Не стоит забывать, что каждый малыш движется к знаниям в своем темпе.
Конечно же, существуют и общепринятые рамки, согласно которым в начальном классе школы ребенку уже необходимо уверенно считать до 10 и выполнять простые арифметические упражнения.
Однако если соседский малыш, в свои 5 лет отлично считает до 100 и решает математические примеры на уровне 3-го класса, то родителям вовсе не стоит гнаться за таким примером. Перегрузка маленького человечка информацией не принесет особой пользы.
Перед началом обучения, родителям необходимо выявить присутствие хотя бы 1 из таких факторов:
ребенок уверенно считает от 1 до 10 и в обратном порядке. При этом он уже способен произвести простейшие арифметические действия с этими числами;
возраст ребенка близок к школьному, или он уже посещает занятия младшей школы;
малыш сам интересуется большими двузначными числами.
Для начала следует обязательно разучить с ребенком состав чисел, используя карточки — домики. Это обязательно. Ребенок должен знать, что например число 5 это 2+3, 3+2 или 1+4, 4+1.
Также следует учесть, что даже в младшем школьном возрасте, обучение ребенка двузначным числам эффективней проводить в игровой форме. Не старайтесь научить ребенка всему сразу, начните с решения примеров в пределах 20.
Методика обучения двузначным числам
Одним из самых главных правил успешного обучения малыша двузначным числам, является яркий интерес самого ребенка.
Так чтобы заинтересовать кроху можно использовать такие методы и предметы для обучения:
карточки с цифрами;
специализированные обучающие игры;
монетки.
Использование карточек с цифрами на них, поможет легко и быстро научить ребенка отличать десятки от единиц. Так можно разложить сверху вниз, в столбик — карточки или кубики от 1 до 10, а затем в столбик рядом начинать выкладывать числа от 11. При этом каждое число необходимо обязательно называть. Так ребенок сможет не только зрительно, но и на слух воспринимать цифры и связь между ними.
Объясните ребенку, что десятки легче складывать и вычитать без нолей пример: 20 — 10 ребенок убирает ноли и считает 2 — 1 = 1 и так как он считает десятки, то к ответу 1 добавляем 0 и получаем 10.
В качестве специальных обучающих игр для детей дошкольного возраста могут использоваться специальные лото и домино. Также для этой цели подойдут и любые наборы фигурок, фруктов или форм, которые можно посчитать.
Отличным способом научить ребенка считать двузначные числа, является любимая всеми детьми игра в магазин. В качестве товаров подойдут любые игрушки и книги, а деньги можно нарисовать самостоятельно, приобрести в специальном игровом наборе, либо использовать старые вышедшие из обихода монеты и купюры. При этом номинал и ценность каждой из монеток можно пояснить, показывая, сколько других денег она может стоить, раскладывая их в ряд или по стопочкам.
Несомненно, даже такое серьезное занятие, как научить ребенка считать двузначные числа, может проходить легко и весело. Достаточно лишь придумать для своего малыша веселую игру. Однако даже если что-то в процессе такого обучения не выходит, родителям важно соблюдать максимальное спокойствие и проявить терпение. Далеко не каждый малыш способен усвоить все с первого раза. Да и у детей также бывает меланхоличное настроение. Потому не следует силой заставлять ребенка учить цифры, иначе положительного результата достичь будет крайне трудно.
detskoerazvitie.info
Как научить ребенка считать в уме двузначные числа
Когда мы с вами были маленькими, нам часто родители говорили, что когда мы пойдем в школу, там нас научат очень быстро и считать, и читать. Во времена нашего детства так и было. Очень часто в школу приходили дети, которые не то что не умели читать, но даже не знали букв. Сегодня же ситуация кардинально изменилась.
При поступлении в школу нужно уметь считать и читать
Сегодня, если ваш ребенок не умеет считать и читать, его просто могут не взять в школу.
Стоит отметить, что речь идет не только о знании цифр, но также и об умении считать в уме.
Для начала вы должны научить своего ребенка цифрам. Потом малыш может научиться считать, при этом можно для того, чтобы себе помочь, загибать пальцы на руке. Стоит отметить, что такой способ счета возможен только до определенного времени. Придя в школу, малыш должен уже уметь считать в уме. Как можно научить ребенка считать в уме?
Что же стоит делать, чтобы научить малыша быстро считать в уме?
Учите ребенка считать в уме на предметах
Родители должны знать, что, придя в 1 класс, ребенок должен уже уметь считать в уме. В данном случае речь идет об элементарном вычитании и складывании. Если вы собираетесь отдавать ребенка в школу в семь лет, у вас будет целый год до школы, чтобы научить этому своего малыша.
Если же вы решили отдавать ребенка в шесть, стоит быть готовым, что научить его будет намного сложнее, и этот процесс займет длительное время. При этом вы должны помнить, что отпрыск должен получать удовольствие от обучения.
Как научить школьника быстро считать в уме? Методика обучения счету за 21 день [Школа скорочтения]1класс как научить ребенка считатьКак научить детей считать в уме
Самое важное, чтобы у крохи получалось считать предметы. Речь идет о простом подсчете. У малыша должно получаться считать игрушки или же специальные счетные палочки. Этот процесс не должен быть сложным для ребенка. Также он должен в уме складывать простые цифры, например, сколько будет три яблока плюс три яблока.
Для того чтобы у малыша все получалось, вам нужно объяснить, что такое цифры, чем они отличаются друг от друга, по какому принципу они располагаются в том или ином порядке.
Также ребенку следует знать, что такое поровну, что означает меньше и больше. Это те главные знания, которые пригодятся при решении проблемы, как научить ребенка считать в уме.
Чем можно помочь ребенку?
Регулярные занятия по счету в уме приведут к желаемому результату
Для того чтобы у ребенка все получилось, нужно обязательно уделить время его обучению, так как сам он ничему не научится. Первое, что важно делать, это как можно чаще заниматься с отпрыском. Занятия должны быть ежедневными, но при этом не должны быть очень долгими. Предлагаем вашему вниманию некоторые советы, которые помогут вам научиться подсчитывать числа в уме:
Вам нужно рассказать отпрыску про состав чисел от 2 до 10. Также особое внимание стоит уделить цифре ноль. После этого вы можете рассказать ребенку, как, например, можно получить цифру 5. В данном случае речь идет о том, чтобы вы показали элементарные примеры (2+3 или 1+4).
Дети имеют несколько другой склад ума. У них все происходит не так, как у взрослых. В дошкольном возрасте дети имеют достаточно хорошую зрительную память. Вы можете помочь чаду научиться вести счет в уме с помощью ярких картинок с цифрами. Также можно купить небольшую доску, на которой можно будет также изображать цифры.
Обучение можно проводить абсолютно в любом месте. Если вы посадите ребенка за стол и будете долго и нудно рассказывать про подсчет, результат вряд ли будет. Именно поэтому специалисты советуют заниматься во время прогулки или любого другого занятия. Попросите чадо приготовить с вами какое-то блюдо, при этом ребенок может помочь подсчитать, сколько нужно яблок, если у нас есть 1 и 2, или же сколько нужно яиц, если у нас есть 2 и 4.
Чтобы помочь отпрыску научиться считать двузначные числа, можно немного схитрить. Например, если вам нужно получить число 12, вы можете попросить, чтобы малыш прибавил пять и пять. А после этого спросить, сколько же не хватает до 12. Прибавить 2 достаточно просто, и ребенку будет легче.
Также в интернете вы можете найти множество видео, где специалисты делятся секретами обучения детей счету в уме.
aranetta.ru
Как научиться ребенку быстро считать в уме?
Родители современных детей с завистью наблюдают за вундеркиндами – участниками телевизионных шоу «Лучше всех» и «Удивительные люди» – и переживают, что их чада не отличаются выдающимся умом и супер-сообразительностью: плохо усваивают программу начальной школы, не любят напрягать мозг и боятся уроков математики.
С первого класса они считают на пальцах и палочках, не знают приемов устного счета, поэтому испытывают большие проблемы по всем предметам школьного курса.
Приемы быстрого устного счета просты и легко усваиваемы, но нужно помнить, что успешное овладение ими предполагает не механическое, а вполне осознанное использование приемов и, помимо этого, более или менее длительную тренировку.
Усвоив элементарные приемы устного счета, пользующиеся ими смогут правильно и быстро выполнять мгновенные расчеты в уме с такой же безошибочностью, как и при письменных вычислениях.
Существует очень много методик, способствующих обучению быстрому счету в уме. При всем видимом отличии у них есть важное сходство — они зиждутся на трех «китах»:
Тренировки и накопление опыта. Регулярная практика, решение заданий от простого к сложному качественно и количественно меняют навык устных вычислений.
Алгоритм. Знание и применение «секретных» приемов и законов значительно упрощает процесс счета.
Способности и природная одаренность. Развитая краткосрочная память и ее немалый объем, а также высокая концентрация внимания — большое подспорье в занятиях быстрым счетом в уме. Несомненный плюс — наличие математического склада ума и предрасположенности к логическому мышлению.
Люди — не железные роботы, но тот факт, что они создают умные машины, говорит об их интеллектуальном превосходстве. Человеку нужно постоянно держать в тонусе свой мозг, чему активно способствует тренировка навыка счета в уме.
Для повседневной жизни:
успешный устный счет — показатель аналитического склада ума;
регулярный счет в уме убережет вас от раннего слабоумия и старческого маразма;
ваше умение хорошо складывать и вычитать не позволит вас обмануть в магазине.
Для успешной учебы:
активизируется мыслительная деятельность;
развиваются память, речь, внимание, способность воспринимать сказанное на слух, быстрота реакции, сообразительность, умение отыскивать наиболее рациональные пути для решения поставленной задачи;
укрепляется уверенность в своих возможностях.
Как утверждают ученые умы (психологи и педагоги), ребенок к 4-м годам уже способен складывать и вычитать. А к 5-ти годам кроха может свободно решать примеры и простые задачи. Но это статистика, а дети не всегда под нее подстраиваются. Поэтому все здесь сугубо индивидуально.
В любом случае учить детей быстро считать в уме лучше уже до поступления в школу — будет меньше проблем, да и запас полезных умений и навыков поможет успешнее осваивать современные школьные программы.
Царица наук – математика – позаботилась о школьниках и составила свод законов, алгоритмов и правил, усвоив которые и умело ими пользуясь, дети полюбят математику и умственный труд:
Переместительное свойство сложения: меняя местами компоненты действия, получаем тот же результат.
Сочетательное свойство сложения: при складывании трех и более чисел любые два (или больше) числовые значения можно заменить их суммой.
Сложение и вычитание с переходом через десяток: дополнить больший компонент
До круглых десятков, а потом прибавить остаток от другого компонента.
Вычитаем вначале отдельные единицы из числа до знака действия, а далее из круглых десятков вычитаем остаток вычитаемого.
Представив уменьшаемое в виде суммы десятков и единиц, уберем из десятков большего меньшее и прибавим к ответу единицы уменьшаемого.
При складывании и вычитании круглых десятков (их еще величают «круглые» числа) десятки можно считать так же, как единицы.
Сложение и вычитание десятков и единиц. Десятки удобнее прибавлять к десяткам, а единицы — к единицам.
Способы следующие:
Вычисляем ее значение, а затем прибавляем к ней данную величину.
Прибавляем его к первому слагаемому, а затем к результату прибавляем второе слагаемое.
Число прибавляем ко второму слагаемому, а затем к ответу прибавляем первое слагаемое.
Способы следующие:
Вычислим ее показание, а затем прибавим к числу.
К числу прибавим первое слагаемое, а затем к результату прибавим второе слагаемое.
К числу прибавим второе слагаемое, а затем к результату прибавим первое слагаемое.
Сложение двух сумм. Складывая две суммы, выбираем наиболее удобный способ вычисления.
Методики таковы:
Переместительное свойство умножения. Если поменять сомножители местами, их произведение не изменится.
Сочетательное свойство умножения. При перемножении трех и более чисел любые два (и больше) числа можно заменить их произведением.
Распределительное свойство умножения. Чтобы умножить сумму на число, надо умножить каждое ее составляющее на это число и полученные произведения сложить.
Способы:
Чтобы увеличить любое число в 10 раз, надо приписать к нему справа один ноль.
Чтобы это же сделать в 100 раз — надо приписать к нему справа два ноля.
Чтобы уменьшить число в 10 раз, надо отбросить справа один ноль, а чтобы разделить на 100 — два ноля.
Способы:
1-й способ. Посчитаем сумму и умножим ее на данную величину.
2-й способ. Перемножим число с каждым из слагаемых, и полученные ответы сложим.
Способы:
1-й способ. Найдем сумму и умножим число на то, что получим.
2-й способ. Умножим число на каждое из слагаемых, и полученные произведения сложим.
Способы:
1-й способ. Вычислим сумму и разделим ее на число.
2-й способ. Каждое из слагаемых разделим на число и полученные частные сложим.
Варианты:
1-й способ. Разделим число на первый множитель, а затем полученный результат разделим на второй множитель.
2-й способ. Разделим число на второй множитель, а затем полученный результат разделим на первый множитель.
На уроках на устный счет отводится мизерное время, но это не умаляет его значения для развития мыслительной деятельности ребят. Навыки устных вычислений формируются на уроках математики в начальной школе при выполнении разнообразных видов заданий и упражнений.
Это могут быть обычные числовые выражения или выражения с переменной (буквенные), а для букв предлагаются числовые значения. Подставляя числа вместо букв, находят числовое значение полученного выражения.
Подобные задания отличаются вариативностью:
определить равенство либо неравенство двух данных выражений (предварительно найдя и сравнив их значения);
к заданным знаку отношению и одному из выражений составить второе выражение или дополнить незаконченное предложенное;
в таких упражнениях в выражениях могут использоваться однозначные, двузначные, трехзначные числа и величины и все четыре арифметических действия. Главное назначение подобных заданий — прочное усвоение теоретического материала и отработка вычислительных навыков.
Решить уравнения. Они помогают усвоить связи между компонентами и результатами арифметических действий.
Решить задачу. Это могут быть и простые и составные задачи. С их помощью укрепляются теоретические знания, вырабатываются вычислительные умения и навыки, активизируется мыслительная деятельность детей.
Признаки делимости чисел:
на 2: все, что превышают его, и в числовом ряду идут через одно;
на 3 и 9: если сумма цифр кратна этим показателям без остатка;
на 4: если две последние цифры в записи последовательно образуют число, которое подвергается делению на 4;
на 5: круглые десятки и те, где на конце стоит 5;
на 6: делятся числа, которые кратны двойке и тройке;
на 10: числовые значения, в записи которых на конце стоит 0;
на 12: делятся числа, которые можно разделить на тройку и четверку одновременно;
на 15: числа, которые делятся одновременно на целые однозначные составляющие это число множители.
Хорошо известно, что основным видом деятельности дошкольников и младших школьников является игра, которую полезно включать во все этапы урока. Некоторые формы проведения устного счета приведем ниже.
Содействует воспитанию внимания и дисциплины. Молчанка может состоять из примеров в одно действие, два и больше. В нее играют во всех классах начальной школы как с отвлеченными целыми числами, так и с именованными числами.
Учащиеся считают в уме и молча по вызову учителя пишут на доске ответы на предложенные им примеры. Правильные ответы встречаются легкими хлопками, а неправильные — молчанием.
Может быть несколько видов, соответствующих тем разделам математики, которые изучены и нуждаются в закреплении. Например, лото с примерами на умножение и деление в пределах «сотни».
Для придания большего интереса игре покрышки с ответами могут быть сделаны из разрезанной картинки. Если все примеры решены правильно, из покрышек получается картинка.
Они имеют вид концентрических кругов с воротами, у которых стоят числа. Чтобы добраться до центра, нужно набрать стоящее в центре число. Лабиринты для решения могут требовать или одного действия (сложения), или нескольких. Нужно учесть, что эти задачи имеют несколько решений.
На доске рисунок: самолет с петлями, в которых примеры. Два вызванных ученика записывают ответы слева и справа от петель. Кто правильно и быстрее решит, тот и догонит пилота.
Дидактический материал представляет собой набор карточек, разложенных по конвертам; в каждом из них имеется 8 карточек, на каждой из которых написан один пример.
Числовые примеры в каждом конверте по своему содержанию различны и подбираются по принципу самоконтроля: при их решении результат одного примера будет началом следующего.
Круговые примеры могут предлагаться в виде лесенок.
Рассматривая способы научить детей 6 лет быстрому счету в уме, невозможно не отметить уникальность и простоту японской методики счета «Соробан». Методика «Соробан» позволяет обучать деток в возрасте от 4 до 11 лет, развивая их умственные способности и расширяя круг интеллектуальных возможностей малышей. Любого школьника легко научить считать примеры по математике в уме, применяя японскую методику счета на соробане. Практикуя ментальный устный счет, мы включаем в работу весь мозг, тем самым разгружая левое полушарие, которое отвечает за решение математических задач.
Ментальная арифметика позволяет заинтересовать даже «образное» полушарие вычислительными операциями, что повышает эффективность работы мозга.
Большие числа требуют письменных приемов вычислений, хотя есть индивиды, которые оттачивают свое мастерство в работе и с ними.
Считать примеры по математике в уме — жизненная необходимость, так как экзамены в школе проходят сейчас без применения калькуляторов, и умение считать в уме входит в список обязательных навыков выпускников 9 и 11 классов.
Основное правило для сложения в уме:
Если первое слагаемое — двухзначное число (не круглый десяток), то прибавлять к нему 9 надо так: добавить 10, убрать 1.
Прибавляем 8: добавить 10, убрать 2.
Быстро складываем двухзначные числа:
Если последняя цифра второго слагаемого больше 5, округляем его в сторону увеличения. Выполняем сложение, из полученной суммы убираем «добавку».
Если последняя цифра второго слагаемого меньше 5, то складываем по разрядам: сначала прибавляем десятки, затем — единицы.
Можно поменять слагаемые местами, но складывать числа по тому же алгоритму.
Однозначные вычитаемые округляем до 10, двузначные — до 100. Вычитаем 10 или 100 и прибавляем поправку. Прием актуален для небольших поправок.
Опираясь на хорошее знание состава чисел 1-го десятка, можно вычитать по частям в таком порядке: сотни, десятки, единицы.
Умножать и делить можно без проблем, зная таблицу умножения — «палочку-выручалочку» к быстрому освоению счета в уме. Примечательно, что деревенские дети дореволюционной России знали продолжение так называемой таблицы Пифагора — с 11 до 19, и современным школярам неплохо бы знать на память таблицу до 19*9.
Чтобы увлечь детей математикой и сделать трудные моменты в школьной программе ближе и доступнее, существуют способы и методические приемы, превращающие сложности в забавное и интересное:
Чтобы умножить любое однозначное число на 9, покажем всем свои пустые ладони. Загнем палец, соответствующий по порядку (считая от большого пальца левой руки) числу первого сомножителя. Смотрим, сколько пальцев слева от загнутого — это будут десятки искомого произведения, а справа — его же единицы.
Умножение на 11 любого двузначного числа, сумма цифр которого не достигает 10, осуществляется забавно и просто: мысленно раздвинем цифры этого числа и поставим между ними их сумму — ответ готов.
В случае, если сумма цифр умножаемого на 11 числа окажется равна 10-ти или более 10-ти, то между мысленно раздвинутыми цифрами этого числа следует поставить их сумму и сложить первые две цифры слева, оставив две другие без изменения, – получили произведение.
О том, как научить ребёнка моментально считать в уме, смотрите в следующем видео.
www.o-krohe.ru
Как научить ребенка решать и считать примеры в пределах 20: алгоритм обучения и советы педагогов
Родители часто спрашивают, как научить ребёнка считать в пределах 20. Иногда маленький ученик успешно проводит вычисления до 10, но не до конца понимает, как складывать/вычитать большие величины.
Материал содержит примеры упражнений, анализ основных ошибок, которые часто допускают родители во время занятий.
Содержание статьи:
Вычисления часто даются маленьким ученикам сложнее, чем чтение. Чтобы ребёнок полюбил математику, родителям важно знать основные правила и приёмы обучения. «А как же школа, учителя?» – спросят многие.
Конечно, основная нагрузка ложится на педагогов, но при выполнении домашних заданий родители должны правильно объяснять определенные правила, находить ошибки. Когда взрослые понимают, как привить любовь к математике, занятия проходят намного проще.
Уделять внимание обучению счёту всё равно придётся. Таков родительский труд, от совместных занятий с ребёнком никуда не деться. Даже при посещении репетитора (детского развивающего центра) домашние задания нужно выполнять. Если родители будут знать основные приёмы, современные методы обучения, будет намного проще взрослому и ребёнку.
Как научить считать в пределах 20
Педагоги, родители дают рекомендации, предлагают проверенные алгоритмы, благодаря которым маленький ученик поймёт, что такое десятки, как усвоить более сложные понятия. Всегда проверяйте, запомнил ли «юный математик» пройденный материал, не перескакивайте, даже если на изучение уйдёт не 2–3 дня, а неделя.
Узнайте подробности о норме и отклонении реакции манту у детей.
Чем лечить и как вывести острицы у ребенка? Ответ прочтите в этой статье.
С чего начать
Алгоритм:
выучите названия чисел второго десятка;
понадобится два набора кубиков. Предметы должны быть одинаковые;
ребёнок должен выложить в ряд 10 вещей, обязательно слева направо;
скажите, что 10 – это десяток, он называется «дцать»;
на первый ряд кубиков положите ещё один. Получилось – 11 или один плюс «дцать» = одиннадцать;
положите два, затем три, четыре кубика на «дцать». Получилось: три – на – дцать, четыр – на – дцать и так далее;
пусть маленький ученик сам ставит кубики, прибавляет знакомую цифру к десятку;
ребёнок чётко запомнил схему построения чисел от 11 до 19? Переходите к следующему этапу.
Как образуется сотня
Алгоритм:
большинство деток, хорошо усвоивших образование чисел до 20, быстро понимают, как сделать два, три, четыре десятка до сотни;
начало упражнения то же: выложите 10 кубиков, скажите, что это десяток или «дцать»;
рядом поставьте такой же ряд из десяти кубиков, получилось два ряда. Название: два плюс «дцать» = двадцать, три плюс «дцать» = тридцать;
40 (сорок) и 90 (девяносто) оставьте на потом, скажите: у этих круглых чисел другое название. Покажите, что у десятка всегда «0» на конце, потому число круглое, к нему прибавляются цифры 1, 5, 8 и так далее;
50, 60, 70, 80 – ещё проще запомнить. Спросите, сколько десятков в числе 50. Правильно, пять. Пусть детки назовут первую цифру, прибавят слово «десят» – получится ПЯТЬДЕСЯТ. Когда ученик понял принцип, спросите: «Сколько десятков ты нашёл в 60, 70 и 80?» Конечно, шесть, семь, восемь. Так получатся новые названия: ШЕСТЬДЕСЯТ, СЕМЬДЕСЯТ, ВОСЕМЬДЕСЯТ.
Счёт до 20 без перехода через десяток
Алгоритм:
вновь достаньте те же кубики;
пусть ребёнок построит ряд из десяти штук;
поставьте сверху (обязательно слева направо) ещё два кубика. Получилось 12;
рядом по тому же принципу постройте число 15;
объясните маленькому ученику, как быстро сложить 12 и 15. Прибавьте 1 + 1 десяток, получилось 2 десятка или ДВАДЦАТЬ;
прибавьте единицы: 2 + 5 = 7. Теперь есть ДВАДЦАТЬ и СЕМЬ, вместе – ДВАДЦАТЬ СЕМЬ;
подкрепите объяснение кубиками. Пусть ребёнок пересчитает, действительно ли 27 кубиков на столе;
закрепите урок, дайте попробовать разные варианты, пока «юный математик» не поймёт принцип;
сложение освоено? Приступайте к вычитанию: принцип тот же;
через десяток переходите только после полного понимания материала с любыми числами от 10 до 100.
Совет! К началу обучения ребёнок должен чётко понимать, где десятки, а где – единицы в двузначном числе, чётко знать понятия «лево – право».
Правила счёта с переходом через десяток
Используйте таблицу, в которой показан состав числа. Детки должны понимать, как получить цифры разными способами. Например, 8 = 3 + 5, 4 + 4, 6 + 2, 7 + 1, 8+ 0. Без навыков быстрого счёта, сложения/вычитания от 0 до 10 нельзя переходить к более сложным упражнениям.
Задача родителей: объяснить, что одно из чисел нужно разложить на два, чтобы получить 10, затем прибавить остаток. Правило легко понять на примере.
Смотрите:
задача: найти, сколько будет 18 + 6;
18 – это 10 и 8;
запишите по-новому (10 + 8) + 6;
спросите, сколько от 6 не хватает до десятка, чтобы прибавить к 8;
правильно, 2 (пригодится таблица «Состав числа);
теперь запишите 6 как 2 и 4. Получилось: 10 + 8 + 2 + 4 или 10 + 10 + 4. Два десятка плюс четыре единицы равно ДВАДЦАТЬ ЧЕТЫРЕ;
когда ребёнок запомнит сложение, так же объясните вычитание;
всегда держите под рукой таблицу «Состав числа». Детки будут меньше теряться, проще ориентироваться.
Постоянно проводите «тренировку между делом», чтоб лучше запомнился состав числа. Проговаривайте чаще, подключайте ребёнка, пусть оканчивает фразу: «На столе слева стоит 3 тарелки, я ставлю справа ещё 3 тарелки. Сколько всего предметов? Правильно, 6». Покажите другой способ: «Я поставлю слева 2 тарелки, справа – 4 тарелки, вновь получилось 6 тарелок» и так далее (1 + 5).
Почему ребенок сильно потеет во время сна? Прочтите полезную информацию.
О том, как принимать сироп Орвирем в профилактических целях написано в этой статье.
По адресу http://razvitie-malysha.com/zdorovie/sredstva/vibrotsil.html прочтите инструкцию по применению детских капель в нос Виброцил.
Детки проще поймут, как считать, решать примеры любой сложности при соблюдении нескольких правил:
проводите занятия в игровой форме. Дошкольники и младшие школьники остро реагируют на скучные задания, «серые», невыразительные картинки;
приводите простые примеры, ищите персонажей для счёта, понятных по возрасту. Маленький ученик должен легко узнавать предметы, животных, которых нужно сосчитать. Например, кот – подходит, дикобраз – нет (многие малыши думают, что это ёжик с длинными колючками, не сразу узнают и называют зверька). Апельсин – подходит, киви – нет (экзотический фрукт чем-то напоминает картошку, можно ошибиться) и так далее;
математические игры – отличный вариант для развивающих занятий. Подойдёт домино, лото, лабиринт, по которому можно путешествовать при помощи фишек, кубики с крупным изображением. Купите игры, изготовьте карточки из картона самостоятельно;
заинтересуйте ребёнка, расскажите, как важен счёт в повседневных делах. Считайте ступеньки в подъезде, стулья около стола, окна в магазине, синие или белые машины на дороге. При покупках в супермаркете просите ребёнка подать с полки 1 пакет молока, 2 бублика, 3 пачки творожка и так далее. Скажите: «В корзинке 4 банана, я положу ещё 1, получится 5 бананов». Проговаривайте все числительные чётко. Такие разговоры часто «напрягают» родителей, нередко кажутся скучными, пустыми, но сложно переоценить пользу от занятий для детей;
тренировка между делом. Этот приём наглядно демонстрирует, что для людей значат цифры и вычисления. Ненавязчиво приучайте малыша к миру математики. При сервировке стола к ужину или обеду говорите: «Я ставлю 5 тарелок, я кладу 5 вилок». Постепенно маленький человечек поймёт, что каждый раз количество столовых приборов, посуды бывает разным. Поставьте одну тарелку, озвучьте, добавьте ещё одну – вновь назовите число и так далее;
регулярность, настойчивость – одно из главных правил. Проводите тренировку между делом, придумывайте сказки с математическим уклоном об окружающих предметах (одушевлённых/неодушевлённых).
Ещё несколько рекомендаций:
просите помощи у «юного математика», пусть подскажет, сколько кошек сидит около подъезда. Покрошите хлеб, попросите посчитать голубей, прилетевших за едой. Часто слетается 10, 20 и более птиц. Вот хороший повод показать, что «ты досчитал до 10, а есть числа больше, например, 11, 15, 20 и так далее, чтобы сосчитать всех птиц»;
игра в кафе/магазин. Многие родители и опытные педагоги советуют простой приём для обучения счёту, особенно, для сложения, вычитания чисел через десяток. Добавляя к 10 рублям ещё 1, 2 или 5 рублей, ребёнок поймёт, что такое число 15 = 10 + 5, 20 = 10 + 10. Изготовьте бумажные деньги из плотного материала. Понадобятся «монеты» и «купюры» всех номиналов, даже таких, которых нет в реальном обращении. Нарисуйте 3,4,7,8 рублей: вы получите любое число при добавлении к 10. Какой размер «денежки» выбрать? Чтобы чётко был виден номинал;
школа. Ещё одна полезная игра. Детки любят быть учителями. Предоставьте им эту возможность, решайте примеры, иногда с ошибками, чтобы «учитель» мог поправить вас, проверить свои знания. Если маленький педагог сам ошибся, мягко подскажите, не смейтесь. Проверьте правильность решения на кубиках, яблоках, счётных палочках, вместе подумайте, кто прав. Похвалите за знания, пообещайте исправить оценку, подтянуть математику;
для сложения чисел в пределах 20 используйте наглядные пособия, счётные палочки, кубики. Изучать числа от 0 до 100 поможет обычный мягкий метр, который применяется при шитье. «Юный математик» увидит все числа, поймёт, какое находится левее, какое – правее. Удобно объяснить, что 12 меньше 17, потому что оно находится левее. Можно отмерить 12 и 17 см ткани, отрезать, сравнить куски, подтвердить правоту;
понятия «плюс» и «минус» вводите позже, когда усвоены правила сложения/вычитания до 10;
всегда объясняйте каждое слово в задаче. Пока ученик не поймёт, что означает условие, он вряд ли решит задачу. На первых порах сами придумывайте примеры, ищите хорошие учебники с интересными, понятными заданиями;
при сложностях не стесняйтесь просить совета у репетитора, педагога детского центра или учителя. Главное: найти человека, понимающего не только математику, но и детскую психологию. Задача достаточно сложная, но разрешимая;
психологический контакт с маленьким учеником – обязательное условие для успешного обучения. Крики, унижение, постоянное напоминание о неудачах отбивают охоту к учёбе, провоцируют неуверенность в своих силах, тяжёлые комплексы.
Вооружитесь советами педагогов, родителей, попытайтесь научить деток правильно считать в пределах до 20. В одних случаях материал усваивается легко, в других требуется настойчивость, терпение, долгие разъяснения. Не отчаивайтесь, не ругайте «юного математика», консультируйтесь с педагогами, психологами. Только регулярные занятия, поощрение малейших достижений принесут результат.
Далее видео. Развивающий детский мультфильм для обучения счёту до 20: