Родителям

Детям

Беременность и роды

Ребенок

Дом

Благо

Постеры, фото, обои

Детская библиотека

О женском

Праздники

Справочная


Таблица прикорма 
4 правила введения прикорма 
Свободное искусственное вскармливание 
Смешанное вскармливание 
Техника и правила искусственного вскармливания 
Искусственное вскармливание 
Несколько советов кормящим мамам 
Как сделать грудное вскармливание успешным: несколько простых правил. 
Кормить по требованию ребенка. Что это такое? 
Полный свод мифов и заблуждений о грудном вскармливании 
Мягкое расставание - как отучить ребенка от груди 
ПЕРВЫЙ ГОД / Прикорм. Рекомендации ВОЗ по грудному вскармливанию. 
Как и когда вводить прикорм ребенку на исключительном грудном вскармливании? 
Первый прикорм – с чего и когда начать? 
Прикорм для грудничка. Часть 1 
Прикорм для грудничка. Часть 2 
Прикорм для грудничка. Часть 3 
Прикорм для детей на ГВ 
Введение прикорма 
Пюре для детей от 5 месяцев 
Врач советует начать прикорм с сока? Ищите другого доктора. 
Коровье молоко и глютен увеличивает вероятность заболевания бронхиальной астмой и диабетом. 

 

Навязчивые движения у детей


Навязчивые движения и состояния у детей: причины развития синдрома, лечение невроза

Именно в период дошкольного детства может возникать синдром навязчивых состояний – определенная реакция детей на психологические травмы или разного рода ситуации. Высокая подверженность дошколят неврозам в большей степени объясняется кризисными проявлениями: они возникают как противоречия между возрастающей самостоятельностью малыша и необъективным отношением к нему взрослых. Появление таких состояний отражается на поведении ребенка и отрицательно влияет на его психическое развитие. Что могут предпринять родители, чтобы оградить дошкольника от факторов, травмирующих его психику?

Большинство детских неврозов проявляется в дошкольном возрасте, когда ребенок входит в промежуточный этап между детством и самостоятельностью

Какие причины влияют на появление неврозов?

Родители просто обязаны знать причины, провоцирующие появление невроза у детей. Степень его проявлений зависит от возраста малыша, характера травмирующей ситуации, а также связана с эмоциональным откликом на нее дошкольника. Специалисты утверждают, что чаще всего причинами могут быть:

  • различного рода психологические травмы в семье и детском саду;
  • неблагоприятная окружающая обстановка (частые ссоры между родственниками, развод родителей);
  • ошибки в семейном воспитании;
  • перемена привычного образа жизни ребенка (новое место жительства, перевод в другое дошкольное учреждение);
  • чрезмерная физическая или эмоциональная нагрузка на детский организм;
  • сильный испуг (рекомендуем прочитать: как лечить испуг у ребенка?).

Такая классификация достаточно условна, так как дошколята по-разному реагируют на какое-либо психологическое воздействие, но именно эти причины, по оценкам специалистов, могут влиять на изменения в психике и поведении детей, а в дальнейшем — на проявление у них невроза. Если родители будут внимательны к своим детям, то они вовремя заметят странности в их поведении — это даст возможность предотвратить невроз или справиться с ним в довольно легкой форме.

Симптомы проявления неврозов у детей

Как узнать, что у ребенка возник невроз? Какие симптомы должны насторожить родителей? Психологи предупреждают, что на проявление неврозов могут указывать:

  • часто повторяющиеся тревожные мысли;
  • непроизвольные, многократно совершаемые движения;
  • сложные поведенческие действия, так называемые.

Самым распространенным синдромом невротического состояния, которое вызывает навязчивые мысли, является страх. Малыш может бояться темноты, посещения детского сада, врача, замкнутого пространства и т (подробнее в статье: что делать, если ребенок боится темноты или спать в одиночку?).д. При этом у него часто появляются мысли о том, что он никому не нужен, родители не любят его, а сверстники не хотят с ним дружить.

Кроме навязчивых мыслей, в дошкольном возрасте нередко возникают многократно повторяющиеся действия, которые затем переходят в невроз навязчивых движений. В этих случаях ребенок может часто вздрагивать руками, притоптывать ногами, трясти головой. При наличии такого синдрома он постоянно шмыгает носом, учащенно мигает глазами, грызет ногти, накручивает волосы на палец, щелкает пальцами (рекомендуем прочитать: Е. Комаровский о том, что делать, когда ребенок грызет ногти). Иногда дошкольники усердно занимаются гигиеническими процедурами: неоднократно моют руки, специально шмыгают, а затем тщательно вытирают нос, постоянно поправляют одежду, волосы.

Трудно перечислить все симптомы, при которых обнаруживается невроз навязчивых движений, так как они могут проявляться у каждого ребенка индивидуально. Но взрослые должны знать их главный признак – частое непроизвольное выполнение.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: почему возникает невроз у ребенка в 2 года и как его лечить?

«Ритуальные» навязчивые движения

В наиболее сложных случаях навязчивые движения приобретают форму «ритуалов», которые носят характер защитной реакции ребенка на травматический фактор. «Ритуалы» могут состоять из постоянного набора навязчивых движений. Например, специалистам известен случай определенных действий во время подготовки ко сну, когда мальчику необходимо было подпрыгивать нужное количество раз. Или ребенок может начинать какие-либо действия только с определенных манипуляций — например, обходит предметы исключительно слева.

Кроме раздражающих навязчивых движений неврозы обычно сопровождаются общим ухудшением здоровья ребенка. Так, часто малыш становится раздражительным, истеричным, плаксивым, он страдает бессонницей, часто вскрикивает, плачет по ночам. У него ухудшается аппетит, работоспособность, присутствует вялость, замкнутость. Все это может отразиться на отношениях с ближайшим окружением ребенка (взрослыми, сверстниками), нанести ему дополнительную психологическую травму.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: нервный тик у ребенка: симптомы и лечениеДаже такое распространенное и безобидное на первый взляд действие, как обкусывание ногтей, тоже является характерным признаком возможного невроза

Необходимость лечения навязчивых состояний у детей

Не надо ждать, что невроз навязчивых движений у детей пройдет со временем, так как пренебрежительное отношение к проблемам ребенка только усугубит его положение. Известный специалист по вопросам детского воспитания и развития доктор Комаровский говорит о необходимости устранения причин, вызывающих синдром навязчивых мыслей и движений. Он указывает, что неврозы дошкольников являются не заболеванием, а расстройством психики, поражением эмоциональной сферы. Поэтому в период дошкольного детства родители обязаны знать особенности развития дошкольников, характеристику возрастных кризисов (подробнее в статье: как себя вести во время кризиса у детей в 8 лет?). Взрослым, внимательно относящимся к своим детям, нетрудно заметить первые признаки симптома навязчивых состояний (даже такого простого, как шмыганье носом) и обратиться за консультацией к специалисту. Психолог или психоневролог после обследования малыша и выявления причин невроза назначит дальнейшее лечение.

Профилактика и лечение детских неврозов

Методика профилактики и лечения детских неврозов достаточно разработана в медицинской практике, при своевременном обращении дает хорошие результаты. При лечении, как правило, учитываются личностные и психологические особенности малыша: его темперамент, уровень психического развития, особенности эмоционального восприятия. В зависимости от уровня расстройства, длительность терапевтического и психологического воздействия занимает разное время.

Особенностями методики является использование определенных приемов:

  • моделирование ситуаций, пугающих ребенка, когда он «проживает» свой страх, чтобы снять тревогу;
  • для избавления от навязчивых мыслей и движений идет обучение дошкольника умению управлять эмоциями, подавлять тревогу, справляться с агрессией;
  • организация полезного общения (примеров поведения) с окружающими людьми, сверстниками, родителями, воспитателями;
  • консультирование родителей с целью устранения источника невроза (построение правильных взаимоотношений в семье, коррекция методов воспитания);
  • проведение психогимнастики для коррекции мыслей, эмоций, поведения дошкольника.
ИНТЕРЕСНО: как самостоятельно снять испуг у ребенка?

Чтобы лечить последствия невроза, а в дальнейшем предотвратить его проявления у дошколят, необходима совместная работа специалистов, родителей. Лучше, если такая профилактика будет организована с самого рождения малыша.

vseprorebenka.ru

Синдром навязчивых движений у детей: лечение невроза, профилактика

Заболевания центральной нервной системы — нередкое явление. К сожалению, дети также подвержены подобным расстройствам. Невроз навязчивых движений у детей — функциональные психогенные расстройства, имеющие обратимый эффект. Может развиваться в течение длительного времени. Расстройства имеют как хронический, так и эпизодический характер.

Группа риска

Дети любого года жизни могут подвергнуться возникновению навязчивых движений, действий (обсессий) или тика. Чаще всего это малыши, которых отличает боязливость и нерешительность. Такие дети испытывают сложности в самостоятельном преодолении житейских неприятностей, страхов и отрицательных эмоций. Малыш, подверженный развитию невроза, бывает капризным, имеет плохой аппетит и устало выглядит.

Провоцирующие факторы

Современная жизнь такова, что практически ежедневно люди переживают стрессы различной степени тяжести. Мало кто задумывается о последствиях пережитых волнений. Организм каждого человека реагирует индивидуально, и отрицательный результат может проявиться даже через несколько месяцев. Синдром навязчивых движений у детей возникает потому, что психика малыша еще не окрепла и сразу воспринимает любые воздействия, особенно несущие отрицательный эффект. В детском возрасте психика чутко реагирует на изменения, происходящие в окружающем мире. Причинами, по которым может быть поставлен диагноз «невроз», часто становятся:

  • испуг;
  • ситуации, травмирующие психику;
  • неблагоприятная обстановка в семье.

Незначительные на родительский взгляд изменения привычного уклада жизни ребенка могут привести к развитию невроза и появлению навязчивых движений. Отправляя детей на отдых в летний лагерь или к родственникам, нельзя забывать, что малыш может быть морально не готов к переменам, и подобные действия станут причинами ухудшения самочувствия.

Симптомы и отличия навязчивых движений от тика

Случается, что родители попросту не замечают изменений, происходящих с ребенком. Зная симптомы проявлений невроза, несложно распознать нервные тики или навязчивые движения.

Нервные тики — быстрые сокращения мышц, которые не поддаются контролю со стороны силы воли. Это подергивания, не обусловленные психологическими расстройствами. Возникают из-за ошибочной команды головного мозга к движению. Примером такого явления считается непроизвольное мигание.

Навязчивые движения — это раздражающие повторения какого-либо действия. В отличие от тика, навязчивые движения можно контролировать силой воли. Их появление практически всегда связано с эмоциональным расстройством, пережитым ребенком. Также могут возникнуть из-за психологического дискомфорта, в котором малыш пребывает долгое время.

Навязчивые движения у детей могут проявляться следующими симптомами:

  • покусыванием ногтей;
  • причмокиванием;
  • щелканьем пальцами;
  • непроизвольными резкими поворотами головы;
  • покашливанием и «шмыганьем» носом;
  • кусанием губ;
  • накручиванием прядей волос на пальцы;
  • бесконтрольными взмахами рук.

Конечно, разновидностей навязчивых действий существует гораздо больше, и они носят индивидуальный характер. Родители должны обратить внимание, что подобные движения в большинстве случаев происходят ежеминутно.

В состоянии невроза малыш может постоянно теребить свою одежду или крутить пуговицы на ней. Пора побеспокоиться о состоянии ребенка, если он начинает обходить предметы с какой-либо одной стороны или постоянно дует на ладони.

Нельзя оставлять без внимания подобные навязчивые проявления. Лучше как можно раньше начать лечение болезни, ведь в конечном итоге малыш может нанести себе травму, случайно прокусив губу или сгрызая ногти до крови.

Обязательна ли терапия медикаментами

Перед тем как обратиться за помощью к врачу, необходимо попытаться понять, что привело кроху к возникновению синдрома. Родители должны адекватно оценить обстановку, сложившуюся в семье, и попытаться сделать жизнь своего чада максимально комфортной. Если между членами семьи регулярно возникают шумные ссоры, не стоит удивляться нежелательным изменениям в психике малыша.

Чтобы привести в нормальное состояние эмоциональный фон ребенка, родители должны попытаться уладить внутрисемейные конфликты, не применяя лечение препаратами. Нелишним будет проводить с малышом много времени на свежем воздухе, играя в спортивные игры. Рисование — отличный способ заинтересовать кроху творчеством и отвлечь от ситуаций, которые ежедневно тревожат его.

Зачастую родителям не удается определить, что послужило спусковым механизмом развития недуга. Ребенок может утаивать причины, отрицательным образом повлиявшие на него. В такой ситуации единственным правильным решением может быть обращение за профессиональной помощью к специалисту.

Популярные и действенные советы: как укрепить нервную систему ребенка.

Лечение препаратами

Обследовав малыша, психотерапевт может назначить фармакологическую терапию. Синдром навязчивых движений у детей лечится успокоительными средствами или антидепрессантами. Такая схема лечения подбирается обычно в запущенных случаях. Врач должен выбрать безопасные препараты, которые не вызовут сонливость и апатию. Грамотно назначенный медикамент не будет мешать ребенку любого года жизни нормально развиваться. Среди препаратов, дающих наилучший эффект, выделяют:

  • «Персен»;
  • «Глицин»;
  • «Сонапакс»;
  • «Мильгамму»;
  • «Циннаризин»;
  • «Пантогам»;
  • «Аспаркам».

Не рекомендуется подбирать лекарственное средство самостоятельно. Медикамент должен быть выписан врачом с учетом особенностей развития малыша и симптомов невроза.

Можно не допустить прогрессирования недуга, если диагноз поставлен на начальном этапе. Для этого потребуются несколько занятий с психологом, но не лекарства.

Покусывание ногтей — признак синдрома навязчивых движений

Народные методы лечения

Невроз — обратимое расстройство нервно-психического состояния человека. Своевременно замеченные симптомы можно попытаться вылечить гомеопатией. О применении гомеопатических средств следует проконсультироваться с лечащим врачом. Самостоятельно рекомендуется стабилизировать эмоциональное состояние своего чада следующими способами:

  • Малышу можно делать ванны с морской солью. Возможно добавление в воду успокоительных трав: лаванды, мяты.
  • Читать на ночь позитивные детские книжки.
  • Помогать крохе выплескивать эмоции путем танцев или творчества. Нужно чаще давать в руки мелки, карандаши, краски.
  • Проводить с малышом как можно больше времени и делать что-либо вместе. Например, готовить любимое блюдо.
  • Перед сном можно давать медовую воду. Ее приготовление не требует больших временных затрат: в стакане воды нужно размешать чайную ложку натурального меда.
  • Избавить малыша от тревоги можно посредством успокаивающих трав: мелиссы, мяты, корня валерианы, пустырника. Дозировку, подходящую для детского организма, рекомендуется согласовать с врачом.

Многие родители сталкиваются с аутизмом у малыше, и тут мы рассказали, какие симптомы аутизма у детей могут быть и как их выявить.

Профилактика

Даже если ребенок абсолютно здоров и ему мало лет, необходимо позаботиться о его эмоциональном состоянии. Чтобы невроз не коснулся малыша в будущем, следует уделять достаточно внимания его психическому развитию и воспитанию. Малыш должен знать правила личной гигиены и регулярно играть в спортивные игры.

Хорошо, если родители прививают своему чаду такие качества, как трудолюбие и настойчивость. Детей нужно учить справляться с негативными ситуациями. Малыша нельзя постоянно ругать, критиковать и требовать невозможного. Это может стать причиной замкнутости ребенка. Малыш должен во всем доверять своим родителям. Маме и папе следует избегать скандалов и попытаться сделать атмосферу в доме максимально спокойной. Нужно не допускать регулярных стрессовых ситуаций и стараться сглаживать резкие перемены привычного уклада жизни.

Резюме

Сколько бы ни было ребенку лет, родители и педагоги обязаны принять участие в коррекции его поведения. Симптомы невроза — это защитные проявления малыша, страдающего от психологического дискомфорта.

Воспитатели и учителя должны быть поставлены в известность о болезни ребенка. Эта мера необходима, чтобы избежать замечаний и одергиваний малыша. Ругать кроху за неконтролируемые движения крайне нежелательно. Нельзя насмехаться и подтрунивать над малышом. Это провоцирует еще больший психологический дискомфорт и вместе с другими причинами может привести к появлению новых симптомов невроза.

lechimkrohu.ru

Детские навязчивости: что делать, если вы заметили у ребенка странные движения

Некоторые родители могут расценивать нелепые действия ребенка как нервные тики, детскую вредность или обычное непослушание. Но это далеко не так. Речь пойдет о синдроме навязчивых движений.

Специально для читателей «Летидора» материал подготовил Сергей Анатольевич Горин, психиатр, психотерапевт, автор десяти монографий, создатель русскоязычной модели эриксоновского гипноза. По мнению коллег, Горин — живой классик русского нейролингвистического программирования.

Среди «малых бедок малых деток» встречаются навязчивые движения. У мальчиков в 2 раза чаще, чем у девочек, а в возрасте до 10 лет — у 20% детей, то есть у каждого пятого!

Симптоматика имеет два возрастных пика: 3 года и 7-11 лет.

Вот далеко не полный список симптомов: обгрызание ногтей, щелканье пальцами, однотипные гримасы, причмокивание, покашливание, шмыганье носом, моргание с явным усилием, скрежет зубами, повороты шеи, взмахи кистями рук, покручивание пуговицы на одежде, накручивание волос на палец и выдергивание волос, стереотипное повторение одного и того же слова — всего не перечислишь.

Бывает и так, что одновременно с этим в поведении ребенка появляются нелепые ритуалы.

Например, ребенок обходит все препятствия только с одной стороны, справа или слева; дует на ладони, прежде чем сесть за стол; закрывая двери, дергает дверную ручку определенное число раз; если нужно погасить свет в комнате, несколько раз нажимает на выключатель, и тому подобное.

Характерный признак подобных навязчивостей —

их повторение, порой почти ежеминутное и безумно раздражающее родителей.

Ребенок может причинить себе вред: сгрызть ногти до крови, прокусить губу, открутить все пуговицы на одежде, выдрать волосы на голове до видимой залысины и так далее.

На просьбу родителей прекратить навязчивые действия малыш иногда отвечает нелепой вспышкой раздражения, детской истерикой, чего раньше за ним не водилось.

Родители советуются с «опытными» знакомыми, от которых слышат: синдром Жиля де ла Туретта!

Посмотрев в Интернете про синдром, родители бегут к детскому невропатологу — и слышат еще более пугающий их диагноз:

обсессивно-компульсивный синдром/невроз, он же синдром навязчивых движений.

Что делать? Для тех, кто не дочитывает статьи до конца, сразу скажу: в целом прогноз благоприятный, возможно даже, что никуда бежать не надо и это пройдет само.

Но лучше эту статью дочитать до конца, почему — сейчас поймете.

Родителям следует уделить внимание качественной диагностике детского расстройства. Вы спросите: если все так просто и пройдет само, зачем же вкладывать время, силы и деньги в диагностику? Затем, что у детей один и тот же симптом может возникать от очень разных причин и приводить к очень разным последствиям, среди которых бывают весьма серьезные.

Но в целом теория вероятности — на вашей стороне, поскольку тяжелые причины у детских навязчивостей встречаются редко.

Какими могут быть причины синдрома? Для объяснения понятий из области неврологии, которые нам скоро понадобятся, я часто использую аналогию с телевизором. Если он не работает, то в чем причина?

1. Либо неисправен сетевой провод, тогда возникают перебои питания.

2. Либо неисправна какая-то деталь — ее надо заменить, найти другую с той же функцией.

3. Либо сбиты настройки прибора (яркость, четкость, цвет) — тогда их надо грамотно отрегулировать.

Что ищет врач при постановке диагноза?

1. В рамках представленной аналогии, он сначала отсекает самые тяжелые из причин синдрома навязчивости, категорию «обрыв провода»: генетические дефекты и врожденные нарушения нервной системы (к счастью, они редко встречаются).

2. Далее врач обращает внимание на категорию «поломка детали»: предшествующие черепно-мозговые травмы, заболевания центральной нервной системы (менингиты, энцефалиты) и тяжело протекавшие общие заболевания (ревматизм, тяжелый грипп).

3. Самая распространенная же категория диагнозов — сбой настроек прибора, а в самом приборе все детали рабочие. Это функциональное расстройство нервной системы.

Таким образом, пугающий родителей диагноз «обсессивно-компульсивный синдром (синдром навязчивых движений)» — наиболее безобидный: это именно функциональное расстройство нервной системы.

Расстройство функции при отсутствии нарушений структуры.

Причины невротических навязчивых движений неспецифичны и почти одинаковы для всех случаев детских неврозов:

• длительная эмоциональная перегрузка в семье (скандалы и разводы) или в детском коллективе,

• подражание в детском коллективе,

• переутомление,

• недосыпание,

• недоедание и так далее.

Разумеется, диагноз установит невропатолог после осмотра и обследования ребенка, но кое-что из ваших наблюдений ему очень поможет.

Так, отличие невротических навязчивых движений от подергиваний мышц при других заболеваниях состоит в частности в том, что невротические симптомы больной может частично контролировать.

Невротические навязчивые движения можно удержать силой воли.

То есть они не возникают при целенаправленных контролируемых движениях (например, при взятии чашки чая и во время питья из нее).

Понаблюдайте за ребенком, когда он получает долгожданное мороженое или шоколадку: есть ли симптом? Есть ли навязчивые движения, когда ребенок чем-то увлечен?

Поможет и домашняя видеосъемка — не только потому, что ребенок склонен скрывать имеющиеся у него симптомы при общении с врачом. Видеозапись поможет и в ходе лечения — дети часто вообще не осознают наличие у себя навязчивых движений, пока им не показали со стороны.

Возможно, один только простой просмотр видеозаписи избавит ребенка от симптома, бывает и такое.

Весьма частый механизм развития подобных симптомов — подражание в детском коллективе. Дети подражают симптомами лидеру группы (причем неважно даже, ровеснику или взрослому), подражают предмету симпатии, подражают даже героям фильмов!

Когда вы забираете ребенка из детского сада или из школы, обратите внимание, есть ли там еще дети с подобной симптоматикой.

При постановке диагноза поможет и это.

Есть справедливая поговорка: каждый невропатолог с нервинкой, каждый психиатр с психинкой.

Если детский невропатолог поставил тяжелый диагноз на первом же осмотре, с первого же взгляда, еще в дверях, толком не выслушав вас, без тщательного инструментального обследования, —

разделите диагноз на 5 или 10 и идите искать другого специалиста.

Наверное, не все детские невропатологи обожают пугать родителей больного крайне тяжелыми диагнозами, но, по личному опыту, многие… И не все родители имеют медицинское образование, чтобы понять, что им сказали два тяжелых, но взаимоисключающих диагноза.

Не может быть диагнозом «отставание в росте у мастера спорта по баскетболу», не может быть «явная лихорадка при пониженной температуре», не может быть «синий-синий презеленый красный шар».

Но родители — не медики, и бывают в шоке от подобных диагнозов.

Если вы вдруг услышали про упоминавшийся мной «синдром Туретта», будьте предельно скептичны: у детей младше 7 лет такого диагноза просто не бывает.

Как кажется лично мне, в детской неврологии принята гипердиагностика вообще и в диагностике неврозов в частности.

У детей диагноз «невроз» следует ставить очень осторожно; диагностируют акцентуации (чрезмерная выраженность некоторых черт характера), невротическое развитие, не более того.

Я бы порекомендовал делать выбор детского невропатолога, к которому вы намерены обратиться, по рекомендациям «сарафанного радио». Зайдите в Интернет, почитайте городские форумы, медицинские страницы в соцсетях, темы вроде «У кого лечиться в городе N».

О лекарственном лечении я говорить здесь не буду, его назначит врач на приеме.

Из средств народной медицины при функциональных расстройствах нервной системы рекомендуют набор общеуспокоительных средств:

• отвары пустырника, валерианы, мелиссы;

• воду или молоко с медом перед сном;

• ванны с добавлением мяты, лаванды, морской соли перед сном.

Проводите больше времени с малышом: на прогулках, в общих занятиях, в играх.

На школьных каникулах вывезите ребенка в новое для него место: к морю, если живете на равнине, и в горы, если живете у моря. При выезде обязательно смените его круг общения, пусть отдохнет от одноклассников.

Если навязчивые движения наблюдаются у совсем маленького ребенка, позаботьтесь о его безопасности — чтобы он не поранил себя, зашейте ему рукава рубашки.

Самое главное: не ругайте и не наказывайте ребенка за симптом!

Невротическим симптомом ребенок привлекает ваше внимание к своим трудностям.

Поэтому поговорите с ним откровенно: что его волнует на самом деле? Какие у него трудности, проблемы в общении с кем-то?

Ругать больного бессмысленно: повторное описание проблемы закрепляет проблему, а чтобы получить решение, надо описывать решение.

В общем, разговаривайте с ребенком о чем угодно, только не о его симптомах. Наказание за симптом лишено смысла. Если вы скажете ребенку: «Сегодня ты грыз ногти, поэтому будешь стоять в углу», то в углу ребенок, скорее всего, будет грызть ногти — больше там заняться нечем.

Есть, конечно, методики поведенческой терапии, которые делают симптом нежелательным и болезненным, но ребенок — не собака, одними условными рефлексами его не вылечишь.

Ваше главное лечебное средство — отвлечение внимания, постоянная занятость ребенка вместе с вами.

Учитывайте темперамент: холерику противопоказаны ограничения двигательной активности и проявления эмоций, ему надо дать набегаться и навосхищаться к концу дня. Флегматика нельзя подгонять, попытки ускорить его действия приведут к тому, что он еще больше замедлит свои действия и замкнется, станет упрямым.

В целом прогноз благоприятный. Любые нервно-психические расстройства детского возраста имеют тенденцию компенсироваться по мере взросления, поэтому ни один диагноз не является пожизненным приговором.

Если навязчивости появились после 8 лет, то чаще всего они проходят сами и бесследно, если появились в 3-6 лет, то есть риск их возврата в 8-11 лет.

У взрослых могут сохраняться такие навязчивые действия, причиной которых был не невроз, а более глубокое расстройство — нейроинфекция, например, но и они значительно смягчаются по сравнению с детскими.

Правда, чем раньше появляются навязчивые движения, тем длительнее их течение, но все они имеют тенденцию уменьшаться или исчезать к подростковому возрасту.

Опасения врачей вызывают только навязчивости, появившиеся до 3 лет.

Обычно они являются симптомом более тяжелого расстройства — по введенной ранее классификации, из категорий «обрыв провода» или «поломка детали». В этих случаях обязательно требуется тщательное обследование ребенка.

Фото: Legion-Media.ru

letidor.ru

В чем причины синдрома навязчивых движений у детей?

Родители достаточно часто сталкиваются с тем, что их ребёнок постоянно грызёт ногти или ручку, дёргает головой, чешет нос или голову, наматывает волосы на палец.

Психологи и психиатры называют такой феномен «синдромом навязчивых движений у детей».

Что же это такое? И как можно помочь ребёнку избавиться от навязчивости?

Как распознать шизофрению у ребенка? Узнайте об этом из нашей статьи.

Обсессивно-компульсивное расстройство: понятие и характеристика

Как правило, навязчивые движения соседствуют с некоторыми другими невротическими проявлениями: навязчивыми мыслями (малышу постоянно кажется, что у него развязались шнурки или расстегнулась куртка, и он всё время проверяет, всё ли в порядке), ритуалами (ложась спать, ребёнок обязательно скатывает одеяло в трубочку и, засыпая, сжимает край скатанного одеяла в руке, или по дороге в садик обязательно обходит растущую у забора берёзу, хотя это удлиняет путь).

Комплекс таких болезненных проявлений называют «обсессивно-компульсивным расстройством» (ОКР) или «неврозом навязчивых состояний». Он включает в себя как свою составную часть и навязчивые движения.

Слово «навязчивые» означает, что человек не может контролировать свои собственные действия или состояния. Она ему навязываются, как будто насильно.

Навязчивыми могут быть идеи, мысли, образы, страхи, сны (если они постоянно повторяются), фантазии.

к содержанию ↑

Наиболее характерные навязчивые движения у детей:

  • грызть ногти или ручку (если это школьник),
  • моргать (нервный тик),
  • что-то теребить (ту же ручку, пуговицу, свой палец, маленький мальчик может даже теребить свой половой член, но это в редких случаях),
  • чесаться,
  • дёргать головой,
  • кусать губы,
  • всё время что-то жевать или сосать,
  • застёгивать и расстёгивать пуговицы.

Встречаются и редкие навязчивые движения: скажем, ребёнок всё время дёргает левым плечом, или всегда носит в кармане шишки, гайки и какой-то мусор и всё время перебирает их, или через каждые пять минут моет руки.

Навязчивым можно считать только такие действия малыша, которые он постоянно повторяет, сам не зная зачем.

Однократно замеченные, если даже родителям они кажутся странными, подобные проявления ни о чём не говорят.

Почему некоторые дети боятся клоунов? Читайте об этом здесь.

к содержанию ↑

Причины тиков

Поскольку навязчивые движения являются невротическим симптомом, они могут провоцироваться всеми теми же причинами, какие вызывают любые неврозы.

Это:

  1. Эмоциональное неблагополучие (родители холодны к ребёнку, не замечают его, или чрезмерно строги и требовательны, или папа с мамой часто ссорятся при ребёнке, или разошлись).
  2. Грубые ошибки в воспитании (наиболее типичные: гиперопека и так называемое «баловство», когда мама или бабушка сдувают пылинки с малыша, предвосхищают любое его желание, в результате первый же отказ в исполнении желания приводит к стрессу).
  3. Негармоничные отношения в детском саду (с воспитателем или с другими детьми), когда ребёнка дошкольного возраста игнорируют или третируют, обижают.
  4. Перенесённое тяжёлое заболевание или общая физическая слабость, из-за чего ослаблена нервная система.
  5. Психические отклонения, о которых родители могут не догадываться.
  6. Резкое изменение образа жизни или резкие перемены в обращении папы и мамы с малышом.
  7. Сильный стресс.
  8. Сильные или постоянные отрицательные переживания.
  9. Страхи (возможно, вымышленные).
  10. Родовая травма (последствия которой проявились не сразу).

Могут быть и другие причины.

Ни один отрицательный фактор автоматически не приводит к неврозу, и даже все они вместе не всегда влияют на ребёнка. Это очень индивидуально.

В конечном счёте, невроз человек вызывает у себя сам: это его личный ответ на тот или иной вызов жизни, в данном случае, — ответ ненормальный.

Ошибки в воспитании, приводящие к неврозу у детей:

к содержанию ↑

Симптомы, признаки и смысл

Сами навязчивые движения являются симптомом.

Они не составляют содержания, сущности болезненного состояния.

Раз малыш так себя ведёт, он нервничает, у него какие-то внутренние проблемы, которые он неосознанно пытается решить вот таким странным способом.

Ритуалы и навязчивые действия, как это ни покажется странным, — это своего рода само (или авто) психотерапевтическая процедура.

Таким образом ребёнок пытается себя успокоить, нормализовать своё душевное состояние. Разумеется, это ему не всегда удаётся, потому что метод не самый эффективный.

Однако важно понимать, что сами по себе навязчивые движения никакого вреда не причиняют, если только не превращаются в членовредительство, что случается крайне редко.

к содержанию ↑

Лечение

Обычно врач, к которому привели ребёнка с подобными симптомами, не стремится выяснить их происхождение. Это достаточно непросто, нужна психологическая или психоаналитическая квалификация.

Врач, как правило, просто назначает малышу седативные средства, от лёгких до достаточно сильных, а также витамины и массаж. Такой стандартный лечебный набор при этом неврозе объясняется не медицинскими, а, скорее, психологическими и даже коммерческими причинами.

Врачи, массажисты и фармацевты получают образование в тех же вузах и часто воспринимают себя как единую корпорацию, поэтому считают себя обязанными помогать друг другу.

На самом деле, если у ребёнка есть проблемы, их надо выявить. Снять симптомы, что достигается перечисленными выше методами, — это не значит вылечить болезнь.

Такой подход неэффективен. Невроз – это болезнь души, а не тела. А болезнь души таблетки и массаж вылечить не могут.

Разумеется, в народе также выработались некоторые способы избавления детей от навязчивых действий. Например, ребёнку, постоянно накручивающему волосы на палец, просто состригают эти волосы или заставляют носить шапочку даже в помещении. Иногда используются народные седативные средства (отвары трав) или баня.

Некоторые из этих средств вполне можно использовать. Однако без помощи врача проблему они не решат. Гораздо более эффективным способом решения проблемы являются психотерапевтические методы.

Скажем, мануальная терапия (дети лепят, рисуют, или делают мягкие игрушки под руководством преподавателя-психотерапевта), трудотерапия (например, работа на гончарном круге), канистерапия (специально организованная в терапевтических целях забота детей о собаках и общение с ними), игротерапия (организованные в терапевтических целях игры с другими детьми под наблюдением взрослых).

Однако и в этом случае корень проблемы не выявляется.

Родителям не следует демонстрировать ребёнку своё беспокойство в связи с его не вполне нормальными проявлениями, так как оно их усилит.

Не нужно малыша наказывать, ругать, запрещать ему делать то, что он делает (запретный плод сладок, кроме того, ребёнок не в состоянии отказаться от своих проявлений, он их не контролирует).

Самое лучшее – игнорировать подобные действия, как будто их нет. Но при этом внимательно и незаметно для малыша наблюдать за ним, пытаться его понять.

Обсессивно-компульсивное расстройство у детей — симптомы и лечение:

к содержанию ↑

Мнение доктора Комаровского

Евгений Комаровский – известный и авторитетный педиатр, а также публицист и писатель.

Суть его мнения – в том, что не следует увлекаться устранением навязчивых движений самих по себе, бороться с ними.

Задача родителей – не внешняя «нормальность» ребёнка, не его видимое сходство с другими, здоровыми, детьми, а преодоление его внутренней проблемы.

Навязчивые действия являются не болезнью, а симптомом. Как сыпь или температура при некоторых соматических заболеваниях. Какой смысл бороться с сыпью или температурой? Они показывают нам, что в организме что-то не в порядке.

Когда мы обращаем основное внимание на симптомы, игнорируя саму болезнь, мы отказываемся помогать больному. Мы хотим только успокоить себя, убедить себя, что с ним уже всё в порядке. Но болезнь тем самым загоняется вглубь.

Поэтому доктор Комаровский советует не торопиться покупать седативные препараты, не пытаться снять симптомы, не зная их причины.

Его подход состоит в том, что сами по себе болезненные проявления даже полезны: тем, что сигнализируют нам о неблагополучии в душевной жизни больного.

Задача папа и мамы – выявить причину этого неблагополучия.

В этом случае им часто приходится задуматься не столько о самом по себе ребёнке, сколько о себе и своих отношениях с ним. Приходится что-то менять в себе.

Но современным взрослым, которых часто и правильно называют «потребителями», легче пойти другим путём: напичкать малыша лекарствами, устранить симптомы и успокоиться.

В чём было дело, так и остаётся неизвестным.

Зато родители могут избежать необходимости что-то пересматривать в своём собственном поведении и отношении к малышу, а, кроме того, им приятно, что они так хорошо о нём заботятся, не жалеют сил и денег на его лечение.

Этот путь доктор Комаровский считает, в большинстве случаев, неправильным. Его подход основан на том, что нужно найти корень неблагополучия и устранить его. Это труднее, но гораздо полезнее для ребёнка.

Как помочь своему ребенку быть более уверенным в себе? Ответ узнайте прямо сейчас.

Детский доктор о тиках у детей:

к содержанию ↑

Профилактика детского невроза

Профилактика невроза – это, прежде всего, гармоничные отношения в семье. Там, где царят дружба, взаимопонимание, сотрудничество, уважение и любовь, неврозу обычно делать нечего.

Весьма полезно с раннего возраста приучать малыша заботиться о других, в том числе, своих папе и маме.

Невротики – всегда эгоисты. Они зациклены на своих проблемах. Если же внимание отвлечено на другого человека, это оказывает психотерапевтическое воздействие.

Нужно выяснить, что малыш любит делать, и дать ему возможность заниматься любимым делом. Очень хороший метод профилактики – труд, продуктивная деятельность.

Это может быть выращивание ягод в парнике, уход за щенком, уборка в квартире.

Обязательно должен быть определённый результат усилий малыша, который он видит и который ценится взрослыми.

Хорошо, если малыш любит животных, особенно полезно – заботиться о них, и эта забота должна быть регулярной, ежедневной.

Очень важно, чтобы ребёнок вёл активный образ жизни, каждый день узнавал что-то новое, учился исследовать окружающий мир.

Общение с близкими также может рассматриваться как профилактика невроза.

Важно заботиться о здоровье малыша, так как ослабленность нервной системы может быть следствием слабости организма в целом.

В то же время занятия спортом с постоянным участием в соревнованиях могут, наоборот, спровоцировать невроз. Лучше заниматься не спортом, а физкультурой и физическим трудом.

Здоровый, любимый, правильно воспитанный, окружённый близкими людьми, ведущий активный образ жизни малыш не подвержен неврозам. Если же это случится, вылечить его можно будет без особого труда.

Что делать, если ребенок боится какать в детском саду? Советы психологов вы найдете на нашем сайте.

Что делать с «вредными привычками детей» – так называемыми навязчивыми движениями? Слово эксперту:

Наша интересная группа Вконтакте:

psyholic.ru


Смотрите также

-->

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0