Родителям

Детям

Беременность и роды

Ребенок

Дом

Благо

Постеры, фото, обои

Детская библиотека

О женском

Праздники

Справочная


Таблица прикорма 
4 правила введения прикорма 
Свободное искусственное вскармливание 
Смешанное вскармливание 
Техника и правила искусственного вскармливания 
Искусственное вскармливание 
Несколько советов кормящим мамам 
Как сделать грудное вскармливание успешным: несколько простых правил. 
Кормить по требованию ребенка. Что это такое? 
Полный свод мифов и заблуждений о грудном вскармливании 
Мягкое расставание - как отучить ребенка от груди 
ПЕРВЫЙ ГОД / Прикорм. Рекомендации ВОЗ по грудному вскармливанию. 
Как и когда вводить прикорм ребенку на исключительном грудном вскармливании? 
Первый прикорм – с чего и когда начать? 
Прикорм для грудничка. Часть 1 
Прикорм для грудничка. Часть 2 
Прикорм для грудничка. Часть 3 
Прикорм для детей на ГВ 
Введение прикорма 
Пюре для детей от 5 месяцев 
Врач советует начать прикорм с сока? Ищите другого доктора. 
Коровье молоко и глютен увеличивает вероятность заболевания бронхиальной астмой и диабетом. 

 

Почему рождаются гиперактивные дети


Почему рождаются гиперактивные дети

«Спокойствие, только спокойствие» — под этим девизом обычно живут родители чересчур шустрого малыша.

Если ребенок:

  • не способен ни минуты усидеть на одном месте, все время куда-то бежит, начинает что-то делать и тут же бросает;

  • страдает дефицитом внимания — не может сосредоточиться на какой-то даже интересной ему деятельности;

  • не «слышит» слов, обращенных к нему, игнорирует запреты взрослых,

— то эти проявления, закономерно, заставляют родителей волноваться.

Гиперактивный ребенок? Или просто такой активный малыш? Где границы нормы и как не пропустить патологию? Может быть, ребенку необходима помощь специалистов?

Разберемся с помощью рекомендаций медиков, педагогов и системно-векторных психологов.

Синдром гиперактивности — мнение медиков

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — неврологическо-поведенческое расстройство развития, начинающееся в детском возрасте.

Симптомы СДВГ: ребенок гиперактивный, невнимательный, импульсивный.

Существует перечень проявлений данных симптомов у ребенка согласно Международной классификации болезней (МКБ-10) и американской классификации психических патологий (DSM-V).

Дефицит внимания Гиперактивность и импульсивность
Часто теряет вещи Совершает импульсивные движения руками или ногами
Избегает задач, требующих умственного напряжения Не может ждать своей очереди
Ребенок забывчивый Вмешивается в разговор или деятельность других
Часто переключается с одного занятия на другое Отвечает прежде, чем был закончен вопрос
Не может выполнить задание до конца Совершает шумные выходки, выкрики
Не слушает Не может играть тихо, спокойно
Не выполняет инструкции, не работает самостоятельно Действует как будто «заведенный»
Легко отвлекается Чрезмерно много бегает
  Часто встает с места

При наличии минимум 6 проявлений из 9, наблюдающихся в разных социальных средах (дом, класс, секция) в течение не менее 6 месяцев, врачи подозревают у ребенка синдром дефицита внимания и гиперактивности.

Синдром гиперактивности — мнение педагогов

Мы показали данный перечень воспитателям детского сада и педагогам начальной школы. Они отметили, что не меньше 20 % всех детей в 2-3 года (при поступлении в садик) и около 15 % ребят в возрасте 6-8 лет (при поступлении в школу) имеют некоторые из этих симптомов.

Чаще всего встречались следующие характеристики:

  • малыш активнее других детей;

  • ребенок проявляет нетерпеливость, может вскакивать с места, выкрикивать ответ в классе или на занятии в детском саду;

  • совершает беспокойные движения руками и/или ногами (например: барабанит пальцами, стучит ногой);

  • не может спокойно сидеть на одном месте, вертится, крутится, ерзает, извивается;

  • находится в постоянном движении, куда-то лезет, карабкается, бегает, прыгает;

  • ребенок шумный и болтливый, не может играть тихо и спокойно.

Значит ли это, что синдром гиперактивности встречается у каждого пятого ребенка?

Сложность постановки диагноза

  1. Прежде чем говорить о синдроме гиперактивности у ребенка, медики предлагают сначала убедиться в том, что импульсивность, чрезмерная активность и отвлекаемость не являются реакцией ребенка на сложную жизненную ситуацию в семье, садике, школе (переезд, семейные неурядицы, конфликты). Однако в современной жизни сложно «поместить» ребенка в идеальную ситуацию, чтобы сказать, что симптомы никак не связаны с влиянием психотравмирующих факторов.
  2. Не существует лабораторных и радиологических тестов, подтверждающих данное заболевание.
  3. Критерии диагностирования синдрома гиперактивности недостаточно ясные, часто изменяются.

Лечение, предлагаемое гиперактивному ребенку, длительное и не всегда эффективное, 100-процентное излечение невозможно.

Все это затрудняет диагностирование и ставит под сомнение необходимость медицинского вмешательства при синдроме гиперактивности.

Некоторые медики (включая психиатров), психологи, учителя, родители считают синдром дефицита внимания и гиперактивности несуществующим заболеванием (среди них специалисты с мировым именем — Томас Сас, Мишель Фуко).

Комитет по правам ребенка ООН даже выпустил рекомендации, в которых выразил озабоченность ошибочным диагностированием синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) и синдрома дефицита внимания (СДВ).

Итак, не все врачи имеют 100-процентную уверенность в необходимости назначения лечения гиперактивному ребенку.

Многие медики, психологи, педагоги склоняются к мнению, что если у ребенка не выявлены органические нарушения центральной нервной системы (ЦНС), то с проявлениями синдрома гиперактивности можно справиться немедикаментозными методами.

Пути коррекции Ответственный за помощь ребенку
Психокоррекционная работа Психолог
Коррекционная педагогика Воспитатель в доу, учитель в школе
Улучшение микроклимата в семье ребенка Родители
Правильное воспитание Родители

Большое значение в коррекции поведения ребенка с признаками синдрома гиперактивности имеет самочувствие ребенка в семье и его правильное воспитание.

Родители могут создать условия для развития ребенка, научить его использовать свою энергию в нужном русле. Для этого нужно понять особенности психики гиперактивного ребенка. Эти знания даются на тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.

Покажем основные моменты, которые просто необходимо знать родителям о своем шустром ребенке.

Гиперактивный ребенок — почему он такой?

Чаще всего признаки синдрома гиперактивности родители усматривают у ребенка с кожным вектором. Он от природы обладает огромным потенциалом гибкости, ловкости, скорости — и тела, и психики.

Ребенок до года разломал свою детскую кроватку? В год забрался под потолок по ручкам на серванте? Ведет себя как «вечный двигатель»? Все хватает, везде лезет, передвигается исключительно бегом, заставляя родителей постоянно быть начеку, а бабушек пить успокоительное?

Это гиперактивный ребенок? Это малыш с кожным вектором. Такие свойства необходимы ему, чтобы вырасти инженером, руководителем, организатором, изобретателем, спортсменом, предпринимателем.

Этот ребенок, при правильном развитии, сможет в будущем с легкостью зарабатывать деньги, управлять коллективом, будет способен принести пользу обществу своим инженерным талантом и логическим мышлением.

Около 24 % детей рождаются с кожным вектором, и нам, взрослым, важно уметь отличать природные свойства ребенка от синдрома гиперактивности.

Советы системно-векторного психолога по воспитанию ребенка с кожным вектором читайте здесь.

Гиперактивный ребенок «не слышит» родителей. Почему?

Чаще всего у ребенка подозревают синдром дефицита внимания и гиперактивности, если у него в сочетании с кожным вектором есть еще и звуковой вектор.

С рождения звуковому ребенку присущи способности и склонности к сосредоточению, вслушиванию, поиску смысла.

Психотравмирующая ситуация для него — громкие звуки и оскорбительные слова. Если родители не ладят между собой и/или ругаются на ребенка, если в доме не соблюдается режим звуковой экологии и у малыша нет возможности побыть в тишине, то психика стремится защитить чувствительные ушки. И ребенок «уходит в себя», не находя снаружи необходимый покой и вожделенную тишину.

А для родителей это выглядит так, как будто ребенок не слышит их: «понимает только с двадцатого раза», «не реагирует на мои слова», «весь в себе». Может возникнуть проблема в общении с другими людьми, сверстниками, педагогами. Чем больше вы повышаете голос на ребенка, пытаясь докричаться до него, тем больше усугубляется проблема.

При этом ребенок выглядит гиперактивным (в кожном векторе) и неспособным сосредоточиться, удерживать внимание (в звуковом векторе). Тогда и говорят о синдроме дефицита внимания и гиперактивности.

Об особенностях воспитания и обучения малыша со звуковым вектором читайте здесь.

Неуправляемый! А не просто гиперактивный ребенок

Вожди, президенты, полководцы, яркие личности (поэты, актеры, музыканты, общественные деятели) — эти люди своей харизмой увлекают сотни, тысячи, иногда миллионы людей. За ними идут, им доверяют, на них равняются. А они, в свою очередь, готовы жизнь отдать за свой народ, свой коллектив.

Как вы думаете, Петр Первый или Владимир Высоцкий были послушными детьми? Синдром гиперактивности это самый мягкий диагноз, который могли бы им поставить современные медики.

Ребенок с уретральным вектором рожден стать вождем. Вам очень повезло, если вы его родители. Таких детей рождается меньше 5 %.

Уретральный ребенок производит впечатление гиперактивного. Он не воспринимает запретов и указаний, потому что его природные свойства — быть главным, выше всех в иерархии. Если родители признают это его право, они направляют его беспрецедентную энергию в ответственность за всех окружающих.

Позиция родителей как регентов при маленьком царе: «помоги, пожалуйста, без тебя нам никак не справиться!» — снимает протестное поведение, воспринимаемое как синдром гиперактивности и дефицита внимания.

Это не гиперактивный ребенок, его врожденное свойство — отвага, справедливость! При правильном воспитании он никогда не бросит товарищей в беде, поможет нуждающемуся, заступится за слабого. Подвиги и достижения уретральных людей остаются в героическом наследии страны.

О том, как воспитывать уретрального вектора ребенка читайте здесь.

Гиперактивный ребенок — что делать взрослым?

Хорошие родители всегда переживают за своих детей, если их поведение отличается от принятой в обществе нормы. Причина волнения — непонимание того, что действительно нужно малышу.

Случается, что ребенку с синдромом гиперактивности действительно нужна врачебная помощь. Но в подавляющем большинстве случаев за «симптомами» СДВГ скрываются природные особенности ребенка, позволяющие ему развиваться в правильном направлении, обеспечивающие его счастливое и успешное будущее. И «лечить», подавлять эти проявления крайне опасно.

Понимание причин поведения гиперактивного ребенка, особенностей его психики дает родителям возможность найти эффективные методы воспитания, подобрать верную программу обучения. Часто этого достаточно, чтобы избавить ребенка от проявлений, определяемых как синдром гиперактивности.

Это работа не только внутри семьи — воспитатели, учителя, тренеры должны понимать особенности малыша.

Родители в ответе за своего ребенка. Иногда достаточно перевести его в группу к другой воспитательнице (например, с кожным вектором, как и у него), и снимаются вопросы о синдроме гиперактивности. По равенству свойств воспитатель будет понимать малыша и не требовать от ребенка невозможного.

Основные рекомендации для родителей гиперактивного ребенка:

1. Любой ребенок должен расти в ситуации защищенности и безопасности. Он должен чувствовать, что вы его любите, понимаете. Важно, чтобы сами родители находились в сбалансированном состоянии, то есть не испытывали страхи, депрессии и другие плохие состояния.

2. Категорически нельзя бить, кричать, оскорблять ребенка — это только усугубит проявления синдрома гиперактивности и приведет к задержкам психического развития ребенка.

Родители, прошедшие тренинг «Системно-векторная психология», уже нашли ответы на все свои вопросы о воспитании детей.

Они знают, почему ребенку с кожным вектором важны дисциплина и ограничения, соблюдение режима дня. Могут выбрать подходящий малышу вид спорта и упражнения, развивающие его логическое мышление. Понимают, что конструктор для их ребенка — лучшая игрушка. Умеют грамотно мотивировать сына или дочь на учебу и хорошее поведение.

Родители ребенка со звуковым вектором понимают, как вырастить гения. Они не сомневаются в необходимости занятий музыкой и в еще большей необходимости — предоставить ребенку тишину. Карта звездного неба и физико-математические задачи заменяют маленькому звуковичку игрушки и развлечения.

Родители малыша с уретральным вектором перестают видеть в нем гиперактивного ребенка. Они понимают, какое чудо растет в их семье, и воспитывают человека, ценность которого для общества сложно переоценить.

Тренинг Юрия Бурлана «Системно-векторная психология» позволит вам узнать своего ребенка и разобраться в тонкостях его воспитания. Вместо проявлений синдрома гиперактивности вы увидите настоящие особенности и возможности вашего родного человечка.

Читайте отзывы людей, которым это уже удалось:

Источник: www.YBurlan.ru

Как отличить гиперактивность от активности?

Чтобы отличать гиперактивного ребенка от простого непоседы, необходимо обратить внимание на следующие характеристики:

  • Активный малыш обладает большим познавательным интересом и пользуется своей неусидчивостью для получения новых знаний. В отличие от гиперактивно агрессивного ребенка, пренебрегающего чужим мнением, он прислушивается к замечаниям взрослых, с радостью вступает в игру.
  • Сильные эмоции непоседы проявляют редко, в незнакомых условиях ведут себя спокойнее.
  • Отсутствие склонности к провокациям активных малышей помогает им строить бесконфликтные отношения с другими ребятами, что неподвластно гиперактивным детям.
  • Дети без отклонений в психике имеют крепкий сон, они энергичны, но послушны.

Проявляться такое расстройство в возрасте двух лет. Однако существуют некоторые признаки гиперактивного ребенка, которые можно заметить и в год. Часто взрослые не обращают на это внимание до тех пор, пока карапуз не вырастает. Тогда от него начинают ожидать большей самостоятельности. Однако проявить ее малыш не в силах из-за нарушений психического развития.

Синдромом дефицита внимания чаще страдают мальчики. Их количество достигает 22%, а количество девочек с СДВГ составляет только 10%.

Почему ребенок гиперактивный?

Причин такого расстройства много. Самыми распространенными из них являются:

  • Инфекционные заболевания, перенесенные детьми в раннем возрасте.
  • Стрессы, тяжелый физический труд мамы во время вынашивания плода.
  • Прием матерью наркотиков, алкоголя.
  • Травмы головы, возникающие во время родов.
  • Тяжелые или преждевременные роды.
  • Скудный или неправильный рацион питания крохи.
  • Болезнь может передаваться на генетическом уровне.
  • Конфликты внутри семьи.
  • Авторитарный стиль воспитания.

Какого ребенка можно назвать гиперактивным?

Специалисты-медики относят ребенка к категории « гиперактивный», если у него проявляются следующие признаки:

  • Увлеченность делом длится не более 10 минут. При любом отвлекающем факторе, его внимание переключается.
  • Карапуз постоянно взбудоражен, невнимателен. Во время занятий или уроков не может усидеть на месте, постоянно двигается, дергается.
  • Поведение его не отягчено застенчивостью. Проявляет непокорность даже в незнакомых местах.
  • Задает много вопросов, однако в ответе на них не нуждается. Иногда дает ответ, не дослушав все предложение. Во время игр требует всеобщей сосредоточенности на его персоне.
  • Речь ускоренная, глотает окончания слов. Часто перескакивает с одного действия на другое, не закончив начатое.
  • Беспокойный сон – один из признаков гиперактивного ребенка. Случаются ночные кошмары, недержание мочи.
  • Постоянные конфликты со сверстниками не дают завести друзей. Спокойно играть не может, вмешивается в игру других ребят. Во время уроков выкрикивает с места, мешает своим поведением.
  • Гиперактивные дети часто не усваивают программу школьного курса.
  • Отклонения в работе мозга при обработке информации. Выполняя задания, часто испытывает трудности.
  • Кажется, что чадо не слышит то, что говорят ему взрослые.
  • Рассеян, теряет личные вещи, школьные принадлежности, игрушки.
  • Неуклюжесть в движениях гиперактивного ребенка часто бывает причиной травм и порчи вещей.
  • Имеет проблемы с мелкой моторикой: испытывает затруднения при застегивании пуговиц, завязывании шнурков, каллиграфии.
  • Не реагирует на замечания взрослых, запреты, наказания.
  • Подвержен частым головным болям, бывают нервные тики.

Помните, что диагностировать СДВГ может только врач. Причем лишь в том случае, если доктор обнаружил не менее 8 симптомов гиперактивного ребенка. Диагноз ставится на основании результатов МРТ мозга, ЭЭГ, анализов крови. При достаточно развитых умственных способностях такие дети имеют проблемы с речью, мелкой моторикой, низким познавательным интересом. Посредственные способности к обучению, слабая мотивация к учебной деятельности не дает возможности нашим невнимательным гиперактивным детям получить высокий уровень образования.

Если Вашему чаду поставили такой диагноз, не стоит бояться и опускать руки. Не нужно надеяться, что проблема решится сама собой. Гиперактивный ребенок очень нуждается в помощи родителей и рекомендациях специалистов.

Что делать родителям гиперактивного ребенка?

Для решения проблемы родителям гиперактивных детей необходимо учитывать следующие советы:

  • Позаботьтесь о режиме дня. Не забывайте о ежедневных ритуалах: системное чтение сказки на ночь или утренняя зарядка погасит чрезмерное перевозбуждение крохи. Постарайтесь не менять режимные моменты. Это убережет от вечерних истерик, сделает его сон спокойнее.
  • Погода в доме. Доброжелательные и бесконфликтные отношения в семье уменьшат разрушительную активность. Избегайте шумных праздников, неожиданных гостей.
  • Секции. Спортивные занятия направят энергию живчика в позитивное русло. Контролируйте систематичность посещения занятий, для гиперактивного ребенка это важно. Избегайте видов спорта соревновательного характера. Лучше выбрать аэробику, лыжный спорт, плаванье. Благотворно влияет на развитие мышления карапуза занятия шахматами. Во время шахматных партий у него работают оба полушария одновременно, что позитивно влияет на развитие умственных способностей.
  • Выброс энергии. Если поведение детей не мешают окружающим, не нужно сдерживать их. Пусть выплеснут свои эмоции. После такого «самоочищения» ребенок станет спокойнее.
  • Наказания. Когда есть необходимость воспитательных воздействий, постарайтесь не выбирать такие наказания, при которых карапузу придется долго сидеть на месте. Для него это невыполнимая задача.
  • Золотая середина. Не нужно чрезмерно давить на непоседу. Завышенные требования, жесткость в воспитании гиперактивного ребенка только навредят. Но стоит опасаться излишней заботы в отношении такого малютки. Дети чувствуют слабость взрослых, они быстро учатся манипулировать. Тогда воспитание чересчур активных ребят становится неуправляемым.
  • Питание. Еда для таких деток должна быть полезной. Исключите сладости, продукты с искусственными добавками, колбасы, полуфабрикаты. Улучшить работу мозга можно приемами комплекса витаминов в межсезонье. Ежедневное меню должно содержать овощи, фрукты. Обязательно вводите в рацион продукты, содержащие кальций, железо, магний.
  • Лишние впечатления. Места избыточного скопления людей возбуждают гиперактивного малыша. Избегайте совместного посещения супермаркетов, общественного транспорта.
  • Телевидение. Ограничивайте просмотр телепередач агрессивного содержания. Однако пара добрых мультфильмов в день поможет. За просмотром телевизора непоседа тренирует усидчивость.
  • Поощрение. Не жалейте слов похвалы для слишком активных детей. Для них важно осознавать, что они на пути к победе над негативизмом.

Лечение и коррекция гиперактивного ребенка

Существует несколько практических советов по лечению гиперактивного ребенка:

  • Лечебный массаж. Назначаемый массаж поможет снять мышечное напряжение, успокоит кроху, расслабит его.
  • Физиотерапия. Улучшает снабжение коры головного мозга кровью электрофорез с лекарственными препаратами.
  • Консультации психолога. Скорректировать поведение и научиться сдерживать импульсивные порывы поможет игровая терапия. Занятия с психологом или психотерапевтом развивают речь малыша, улучшают мелкую моторику рук гиперактивного ребенка. При систематических упражнениях улучшается внимание.
  • Лечебная гимнастика, бассейн. С их помощью укрепляется нервная система, а лишняя энергичность уходит.
  • Техника Алексеева, аутогенные тренировки, модель Шульца. Данные комплексы упражнений будут полезны для расслабления мышц, они помогут ему спокойно уснуть. Первое время такую терапевтическую работу с гиперактивным ребенком проводят только под наблюдением специалиста.

Рекомендации психологов

Родителям гиперактивного ребенка психологи дают следующие советы:

  • Относитесь к проявлениям гиперактивности ребенка не как к недостаткам, а как к особенностям его характера.
  • Будьте готовы, что Ваши просьбы такой малыш услышит не с первого раза, запаситесь терпением и повторяйте их несколько раз.
  • Не кричите на непосед. Ваша возбужденность плохо скажется на карапузе, он потеряет контроль над своими эмоциями. Лучше прижмите малыша к себе, ласково его погладьте, потом тихим голосом спросите, что у него произошло. Повторяющиеся фразы успокаивают, расслабляют непоседу.
  • Музыка помогает настроить кроху на спокойный позитивный лад. Чаще включайте классические музыкальные произведения или запишите его в музыкальную школу.
  • Постарайтесь не давать живчику сразу много игрушек. Пусть малыш учится концентрировать свое внимание на единичном предмете.
  • У гиперактивного ребенка должен быть свой собственный уютный уголок, в котором он обуздает негативные эмоции и придет в себя. Подойдет для этого своя комната со стенами нейтрального цвета. В ней должны находиться любимые вещи, игрушки, помогающие ему снять лишнюю нервозность.
  • Внимательно следите за поведением чада. При первых признаках нарастающей агрессии переключайте его внимание на другую деятельность. Истеричные приступы проще купировать на начальной стадии.

Как успокоить гиперактивного ребенка?

Осуществлять лечение гиперактивного ребенка можно и в домашних условия при помощи:

  • Медикаментов. К такому способу прибегать нужно в последнюю очередь. Доктор может прописать успокоительные препараты на основе растительных компонентов. Ноотропные препараты благостно влияют на обменные процессы в коре головного мозга, улучшают память, внимание крошки. Не стоит ждать быстрых результатов от успокоительных для гиперактивных детей, лекарства начнут действовать только через несколько месяцев.
  • Расслабляющих ванн. Перед сном можно ежедневно применять успокоительные ванны. Температура воды должна быть не выше 38. Добавьте в воду вытяжку из шишек хмеля, хвои.
  • Народных средств. Для снятия напряжения применяют отвары успокаивающих трав. Их принимают по полстакана дважды в день. Можно приготовить смесь для укрепления нервной системы из клюквы с алоэ, перекрученных мясорубкой, с добавлением меда. Такая вкусная питательная смесь дается полугодичным курсом трижды в день.

Доктор Комаровский о гиперактивном ребенке

Знаменитый украинский педиатр Евгений Комаровский считает, что:

  • Гиперактивным можно считать того ребенка, у которого возникают проблемы во время общения с друзьями в школе или в детском саду. Если коллектив не принимает карапуза, а школьная программа не усваивается, то можно говорить о болезни.
  • Чтобы гиперактивный карапуз прислушался к Вашим словам, необходимо для начала привлечь к себе его внимание. Когда малыш чем-то занят, он вряд ли отреагирует на просьбу родителей.
  • Не нужно менять своего решения. Если Вы запрещаете что-то, то этот запрет должен действовать постоянно, а не от случая к случаю.
  • Безопасность в семье с непоседами должна стоять на первом месте. Необходимо организовать жизненное пространство для гиперактивных детей так, чтобы он не мог во время игры нанести себе травмы. Требуйте собранности и аккуратности не только от малыша, но и от себя.
  • Не нужно просить живчика выполнять сложные задачи. Постарайтесь разделить такую работу на простые этапы, так Вы добьетесь лучших результатов. Используйте план действий в картинках.
  • Нужно хвалить при любом удобном случае. Даже если маленький художник не до конца раскрасил картинку, похвалите его за аккуратность и старание.
  • Необходимо заботиться о собственном отдыхе. При любой возможности родители должны отдыхать. Можно воспользоваться помощью родственников и попросить их немного погулять с малышом. При воспитании гиперактивных детей очень важно спокойствие и уравновешенность его родителей.

У Вашего особенного малыша не должно быть сомнений, что родители его очень любят. Правильное поведение родителей в воспитании гиперактивного ребенка решит эту проблему. Уделяйте внимание карапузу, придерживайтесь советов специалистов.

Источник: vospitulya.ru

Причина гиперактивности — современная школа?

Прежде всего — это кризис школьного образования и обусловленное им падение качества преподавания. А также выхолащивание смысловой стороны образования, сомнения в ценности знаний, которые дает школа, снижение образовательной мотивации у детей при повышении ценности образования в глазах родителей. Плюс — повышение нагрузки, добавление новых дисциплин, часов на них, увеличение объема домашних заданий, увеличение срока обучения в школе.

Дети больше отлынивают от школы, их больше принуждают, они больше сопротивляются и чаще демонстрируют неповиновение и протестное поведение. Родителям не хватает времени играть, разговаривать, читать с детьми — зато детей сызмальства готовят к школе. Школа отказалась от воспитательной работы. Словом, дети оказались в некотором педагогическом вакууме. Но спрашивают с них — больше, жестче, бессистемнее.

Второе — это изменение отношений между учеником и учителем. Дети перестали по умолчанию уважать учителя. Авторитет учителя все чаще подвергается сомнению. Дети уже не умеют беспрекословно повиноваться. Взрослому приходится завоевывать авторитет в их глазах, и не каждый взрослый способен это сделать.

Во всем виноваты компьютеры?

Третье — информационная среда. Дети привыкли к тому, что на них с огромной скоростью обрушивается огромное количество информации, привыкли к ярким и сильным стимулам, которые дают телевизор, компьютер и гаджеты.

Психолог Анна Варга в интервью «Гарвард бизнес ревю» обозначила эту проблему так: «В истории человечества периодически происходит смена коммуникативных технологий. Это естественный процесс, просто сейчас мы находимся в самом его начале.

Поменялась сенсорная модальность — дети уже не читают, а смотрят. Во время чтения вы должны воображать, то есть представлять все то, о чем читаете. А когда вы смотрите, воображение не нужно. Сигнал идет непосредственно в затылочную кору головного мозга, это другое восприятие.

Дети уже принадлежат к новой коммуникативной культуре. Максимум, что могут сделать родители, — читать сами, пользуясь тем, что детям нравится находиться рядом. Или давать им аудиокниги».

Система образования не успевает за новой реальностью: «Школа не готова приспосабливаться к современному ребенку и к тому типу общества, в котором ему придется жить. В школьников по-прежнему запихивают объем информации, а сегодня надо учить компетенциям, трекам, по которым ребенок сможет добывать знания сам.

Продвинутые учебные заведения не заставляют ничего учить, они стимулируют дискуссии, используют игры, онлайн-образование, дети готовят доклады и презентации», — говорит Анна Варга. Она называет СДВГ «следствием того, что современный ребенок попал в щель между старым и новым поколением».

С этим я не согласна: у СДВГ биологическая основа и четкие клинические критерии. Не стоит обозначать этим термином явление совершенно другой природы, с другими (хотя в чем-то похожими) проявлениями. В конце концов, даже среди этих «новых детей» наши, с СДВГ, всегда заметны.

Почему родителей не устраивает ребенок

Педагогические ошибки родителей тоже играют в появлении «новых детей» не последнюю роль. Из ХХ века российская семья вынесла сосредоточенность на ребенке: наши дети будут жить лучше нас, самим не досталось — так хоть они поживут. На ребенка семья возлагает все надежды.

Забота о том, чтобы ребенок был сыт, одет и воспитан, занимает много времени и с успехом заменяет смысл и цель жизни. Взрослый сам не очень знает, чем наполнить свою жизнь, кроме постоянного и надоевшего зарабатывания денег. И вся нерастраченная энергия родителя уходит на ребенка. Он становится объектом, сырьем для работы.

Родитель пытается доказать, что он хорошо делает свое дело, успешно готовит объект к сдаче миру. Как акт сдачи-приемки обычно расценивается поступление на бюджетное место в хороший вуз. Поступление состоялось — значит, взрослый (а не ребенок) выдержал экзамен. С воспитанием справился, садись, пять. Выращенный ребенок принят в Светлое Будущее. Но попасть туда трудно.

«В условиях социальной и экономической нестабильности под гнётом страха „не справиться“ с жизнью: потерять работу, обеднеть, заболеть, родители сами становятся неуверенными, уязвимыми, эмоционально нестабильными, появился новый социальный страх — неуспешность детей, — пишет профессор Московского городского психолого-педагогического университета Наталья Авдеева. — Родители боятся, что ребенок, не подготовленный к школе или недостаточно хорошо справляющийся со школьными требованиями, может не выдержать конкуренции с другими детьми, оказаться неудачником, малоценным в глазах педагогов и сверстников, без перспектив в будущем».

Ребенка с пеленок начинают готовить к профессиональной карьере. Пока у него нет ярко выраженных склонностей, надо набирать впрок всего и учить всему сразу: что-нибудь да пригодится. Или сразу готовить к престижной профессии. Отсюда — два отмеченных Натальей Авдеевой новых родительских запроса к психологам. Первый — сформировать ребенка по заданному ими образцу, чтобы он обладал «нужными» качествами. Второй — выявить склонности дошкольника, чтобы знать, какие качества нужно развивать и на какой вид деятельности нацеливать ребенка.

В результате неделя дошкольника оказывается под завязку забита занятиями. Даже в детском саду детям некогда поиграть друг с другом. Дома за занятия берутся сами родители: чтение, счет, прописи, диктанты по клеточкам. Но желание учиться у ребенка еще не сформировалось: ведь оно возникает в результате наблюдений, накапливания вопросов и стремления найти на них ответы. Принудительная занятость и отсутствие личного времени не развивают мотивацию, ответственность и самоконтроль.

За ребенка уже все решили, определили для него участок работ — и ему теперь остается только соглашаться с таким мироустройством. Постепенно зреет бунт: не нужна мне эта ваша школа, буду заниматься только тем, что мне нравится!

Родителям начинает казаться, что их главная родительская задача — заставить детей учиться. Но у них не только нет ясных представлений, чему и зачем учить, но и способов воздействия на ребенка, кроме малоэффективных уговоров, крика, наказаний и подкупа. Ребенок перестает быть радостью — становится проблемой, которую постоянно надо решать.

Источник: www.7ya.ru

Почему рождаются гиперактивные дети

fitnesshealthmonthly.com

Гиперактивный ребенок, что делать родителям?

Одинаковых деток не бывает. Одни рождаются спокойными, тихими, их практически не слышно. Другие дети хуже урагана, постоянно бегают, прыгают, в школе неусидчивые, энергичные, легко возбудимые – это указывает на гиперактивность. В данном случае требуется помощь специалисты. Гиперактивность относится к психофизиологическому расстройству функций головного мозга. Ее еще называют синдромом дефицита внимания. Кроме того, что ребенок активен, он еще невнимателен. Важно отметить, что воспитание в данном случае не виновато, здесь проблема в психическом развитии. Здесь требуется комплексный подход, который поможет устранить проблему. Насколько серьезна проблема гиперактивности? Что делать?

Причины гиперактивности

Почему ребенок так ведет себя, сможет ответить лечащий врач после детального обследования. Здесь учитывают такие мозговые нарушения:

  • снижение интереса к окружающему миру;
  • быстрая усталость;
  • нет последовательности в действиях;
  • ребенок не может спланировать все наперед;
  • отставание в развитии.

Здесь требуется комплексный подход в лечении, поэтому важно своевременно проконсультироваться с психологом, невропатологом. Обращаем ваше внимание, гиперактивность впервые можно выявить в 5 лет, очень редко в 3 года.

Кроме того, важно учитывать такие факторы:

  • Осложненная беременность. Проблемы возникают, если беременная постоянно страдала от высокого давления, токсикоза, а малыш от внутриутробной асфиксии. В дальнейшем все заканчивается развитием синдрома дефицита внимания.
  • Несоблюдение правил во время беременности. На нервную систему ребенка влияет образ жизни будущей мамы – курение, злоупотребление алкоголем.
  • Тяжелые роды. Синдром может быть последствием стремительных родов, родовых травм.

Что делать родителям?

Прежде все понадобится терпение, важно в любой ситуации сохранять спокойствие. Если ваш ребенок балуется, при этом на него не действуют порицания, наказания, нет смысла постоянно портить себе нервы и кричать: «Нельзя!», «Не делай этого!», «Успокойся», «Не прыгай». Вместо этих фраз, лучше перевести внимание на что-то другое, заинтересовать свое чадо, за хорошие результаты не забывайте хвалить его.

Внимание! Похвала гиперактивного ребенка помогает поддержать его внимание в тонусе.

Когда ваш ребенок сильно перевозбужден, необходима смена обстановки – успокойте его, напоите водой. Малыш плачет, сильно расстроен? Нужно обнять его, погладить. Эффективным средством является успокоительная ванна. Готовится она на основе хвойного дерева и хмельных шишек. Перед тем как выбирать этот вид лечения, необходимо проконсультироваться с врачом. Перед сном нужно почитать сказку, можно сделать легкий массаж, поставить тихую музыку, так малыш быстрее уснет.

Значение игры

Чтобы дитя быстрее усваивало окружающий мир, необходимо подобрать хорошую игру. Помните, гиперактивные дети отдают предпочтение активным, шумным играм, но лучше всего выбирать те, что имеют четкие правила. Так ребенок научиться достигать необходимых целей, одновременно будет развивать внимание, память, стабилизирует эмоциональную сферу. Вы можете поиграть в:

  • прятки;
  • морскую фигуру;
  • футбол;
  • пионербол;
  • баскетбол.

Для малышей больше подходят игры с передвижением предметов – «дай маме мяч» (можно разнообразить называть еще цвет). Когда вы добьетесь того, что малыш будет придерживаться правил, можете усложнять задачу (принеси два мяча).

Особенности обучения гиперактивного ребенка

Часто возникает серьезная проблема: казалось бы, ребенок награжден высоким уровнем интеллекта, но у него низкий уровень успеваемости. Причина заключается в том, что синдром дефицита внимания отражается на развитии до подросткового возраста, в некоторых ситуациях намного дольше.

Главное оставаться уверенным в силах и способностях ребенка, соблюдать спокойствие, пребывать в хорошем настроении. Если вы начнете выдвигать свои правила, школьник будет еще больше упираться, делать все наоборот и сразу же потеряет интерес к обучению. Старайтесь чередовать сидячие, подвижные игры, подбирайте уровень сложности, чтобы дитя было уверено, что справить с любой задачей.

Когда школьник взрослеет, он все равно некоторое время не обращает внимание на отрицательные стимулы, наказания, поэтому нельзя торопить ребенка фразами: «Чтобы все сделал за час». Замените эту фразу на другую: «Давай сегодня поэкспериментируем и справимся с домашним заданием за час».

Ваш ребенок забывает записать задание? Не кричите на него, а скажите: «Ты уже повзрослел, поэтому очень важно быть внимательным и записать домашнее задание в дневник». Так у вашего чада получится освоить цели, он будет быстро переходить к другим.

Дитя отказывается выполнять домашние обязанности? Здесь также можно все превратить в игру. Мытье посуды можно превратить в веселые перегонки. Когда убираете пол, попросите свое чадо делать это левой рукой, чтобы было интереснее.

Сейчас очень много интересных компьютерных игр, которые включают тестирование, анализ, коррекцию, дают возможность натренировать ослабленные функции головного мозга.

Для того, чтобы помочь гиперактивному малышу, соблюдайте такие правила:

  • Пройдите комплексную диагностику, курс терапии.
  • Придерживайтесь рекомендаций психотерапевта.
  • Используйте подвижные, шумные игры.
  • Будьте спокойны, не показывайте ребенку свои переживания.

Итак, каким бы не было ваше дитя, но вы его должны окружить любовью, заботой, уделяйте должное внимание. Запомните, к каждому ребенку можно найти подход, эффективную методику воспитания. Старайтесь выбирать щадящие методы, откажитесь от строгости, агрессии, злости, рукоприкладства. Очень важно избегать конфликтов в семье, обеспечить спокойную комфортную обстановку. Вы должны сделать все, чтобы ваше дитя вам доверяло, могло открыться, поделиться проблемами. Станьте другом своему ребенку, и у вас обязательно все получится!

Читайте также:

medportal.su

Почему мой ребёнок гиперактивен?

Изучением синдрома дефицита внимания занимаются несколько десятилетий. Однако до сих пор не удалось выявить причины, по которой он развивается. Скорее всего, это связано с тем, что СДВГ возникает под воздействием разных факторов, и у каждого человека они свои.

Однако выявление причины важно при выборе лечения. Все возможные «виновники» разделяются на несколько групп, что позволяет понять, почему именно этот ребёнок стал гиперактивным. Обычно один из факторов является решающим, а ещё несколько – дополнительными, также повлиявшими на развитие синдрома.

Возможные причины

Наследственность

Основным фактором риска развития СДВГ в последнее время называют наследственность. В пользу этой теории говорят следующие цифры:

57% родителей детей с СДВГ имели схожие симптомы в детстве,

в семьях, где один родитель страдает СДВГ, вероятность рождения гиперактивного ребёнка – до 50%,

если оба родителя гиперактивны, у их детей будут симптомы СДВГ с вероятностью 80%,

если у ребёнка стоит диагноз СДВГ, его родители имеют шанс обнаружить в себе признаки этого симптома в 20 раз больший, чем родители детей без СДВГ.

Доказывает наследственный характер передачи расстройства и тот факт, что, если СДВГ обнаруживается у одного из однояйцевых близнецов,у второго он, скорее всего, тоже есть. Нарушения поведения часто встречаются у братьев и сестёр гиперактивных детей.

Факт

Врачи указывают на то, что СДВГ родителей может помешать лечению ребёнка из-за рассеянности страдающих от этого расстройства людей.

Последние исследования выявили генетические изменения при СДВГ, которые вполне могут наследоваться от родителей.

Чем ярче ребёнок проявляет признаки симптома дефицита внимания, тем более вероятен его наследственный характер.

Привычки и образ жизни матери

Табак, алкоголь и наркотики действуют разрушающе на взрослый организм. В развивающемся же в утробе матери организме малыша под действием этих веществ происходят необратимые процессы, приводящие к разным серьёзным заболеваниям, в том числе к СДВГ.

Во время курения беременной женщины никотин сужает артерии, и ребёнок испытывает кислородное голодание. Когда это происходит регулярно, нервные клетки мозга не могут развиваться. Алкоголь также сильно вредит мозгу плода, так как легко проникает через плаценту и поступает в маленький организм в убийственных для него дозах.

К слову, большая часть лекарств тоже отрицательно воздействует на развитие ребёнка, поэтому беременная женщина не должна принимать ни одного препарата без предварительной консультации акушера-гинеколога.

Однако учёным до сих пор не удалось с точностью ответить, насколько отравление развивающегося организма алкоголем и другими вредными веществами способно привести к развитию СДВГ.

Беременность и роды

Кислородное голодание, к которому головной мозг плода и младенца очень чувствителен, может развиться и при других обстоятельствах. Тяжёлая беременность и осложнённые роды могут отложить след на будущем здоровье малыша. Под влиянием этих факторов может возникнуть органическое повреждение мозга, которое часто связывают с синдромом дефицита внимания.

Интересно

Существует мнение, что повышенная активность ребёнка в утробе является признаком того, что он будет гиперактивным.

Во время беременности факторами риска являются: плохое питание будущей матери, токсикоз, угроза прерывания, обострения хронических заболеваний беременной, инфекции. Также чаще гиперактивные дети рождаются от первой беременности и у мам младше 18 лет.

При родах к развитию СДВГ могут привести следующие ситуации: переношенная беременность, скоротечные и, наоборот, затяжные роды, безводный период более 12 часов, стимуляция родовой деятельности, применение наркоза при кесаревом сечении, обвитие плода пуповиной. Некоторые авторы добавляют к этому списку преждевременные роды. Гиперактивность обнаруживается чаще у рождённых с маленьким весом детишек.

Влияние этих факторов спорно. Одни авторы утверждают, что осложнения беременности и родов стали причиной СДВГ у небольшого процента детей. В это же время другие называют цифру от 60 до 85% — у такого количества матерей гиперактивных детей были зарегистрированы патологии беременности и родов. При этом лишь у 41% этих детей была обнаружена и генетическая предрасположенности к гиперактивности.

Психологический фактор

Сейчас хорошо известно, что длительный стресс способен пошатнуть здоровье. В том числе его называют одной из вероятных причин развития СДВГ.

Нервное напряжение может возникнуть из-за частых внутрисемейных конфликтов, длительной разлуки с родителями, серьёзной болезни или смерти близкого человека, слишком строгого воспитания и даже чрезмерной заботы (гиперопеки). В стрессовой обстановке часто живут дети из неблагополучных семей и у одиноких родителей.

Медицина не смогла договориться и с тем, насколько обстановку в семье можно считать фактором риска. Ведь неблагополучных семей много, и дети в них зачастую не имеют этого диагноза. В то же время, и у самых любящих и материально обеспеченных родителей рождаются дети с СДВГ. Некоторые учёные настаивают на том, что в 63% развития гиперактивности виноваты внутрисемейные отношения.

Одно из исследований доказало, что сильное возбуждение нервной системы беременной женщины тоже в последующем может привести к гиперактивности её ребёнка.

Факт

Согласно исследованиям, дети из обеспеченных семей к школьному возрасту избавляются от последствий патологий беременности и родов. А вот у детей из семей бедных или неблагополучных эти последствия часто приводят к сложностям в процесе обучения.

Очень спорные факторы

Питание

Долгое время в развитии синдрома дефицита внимания винили неправильное питание, а именно консерванты, искусственные добавки и особенно сахар.

В последующем, эта теория не нашла доказательств. Отмечавшееся небольшое улучшения состояния некоторых гиперактивных детей после введения диеты объясняется теперь, скорее, с психологической точки зрения: ограничение потребления некоторых продуктов делает родителей более решительными и последовательными, что переносится и на процесс воспитания.

Дефицит витаминов и минералов

Большинство современных детей страдает от нехватки полезных веществ. Поэтому сложно доказать, что этот фактор также может стать виновником развития СДВГ.

Но следует обратить внимание на то, что у гиперактивных детей чаще всего обнаруживается нехватка витаминов группы B, магния, цинка, железа и полиненасыщенных жирных кислот. Достаточное употребление содержащих эти вещества продуктов принесёт пользу любому организму.

Травмы

В прошлом предполагалось, что к развитию СДВГ причастны травмы шейного отдела позвоночника. Но в действительности они могут привести к этому расстройству лишь в малом числе случаев и при сочетанном воздействии других факторов.

Важно

По наблюдениям врачей, в первые годы жизни решающим являются биологические факторы, а в последующие годы – психологические.

Экология

Экологию сейчас винят во всём. Не обошлось без этого и при поисках причин возникновения гиперактивности. Больше всего досталось свинцу – очень токсическому металлу, который находится в пыли, почве и даже водопроводной воде.

Но так как в организмах большинства детей с СДВГ не было обнаружено повышенного содержания свинца, это предположение также не нашло достаточных доказательств. Не более чем в 4% случаев гиперактивности в качестве виновника может рассматриваться свинец.

Называются и другие вероятные факторы риска (пищевая аллергия, телевизор и др.), однако на данном этапе развития медицины самым доказанным является наследственный характер СДВГ. Остальные причины могут рассматриваться больше как второстепенные факторы.

А ещё вам может быть интересно

Как вести себя с гиперактивным ребёнком

Портрет гиперактивного ребёнка

Прогноз для гиперактивного ребенка

Диагностика СДВГ

yarmalysh.ru

Что делать с гиперактивным ребенком?

Подвижного и жизнерадостного малыша легко перепутать с гиперактивным ребенком. Во многих ситуациях они ведут себя похоже, только  последний все и всегда делает «слишком» и «чересчур»... 

Почему ребенок становится гиперактивным?

Точное название диагноза – синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ). Причина недуга – поражение головного мозга, причем повлиять может вторжение любой интенсивности, даже незначительное. Например, после кесарева сечения: когда кроха слишком быстро попадает в другие условия, сосуды его мозга не успевают адаптироваться к перепадам давления и дают сбой. 

Аналогичный результат провоцируют травмы головы и высокая температура во время болезни до 3 лет. В этот период быстро увеличиваются объем головного мозга и площадь его коры, которым для правильного развития нужен щадящий режим.  

ФАКТ. В больших промышленных городах и особенно в  йододефицитных регионах дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности рождаются чаще. 

Гиперактивен ли ваш малыш? 

Главная характеристика гиперактивного ребенка − неспособность к самоконтролю. Но поскольку и здоровый малыш начинает осознавать свои поступки не раньше 3−5 лет, то окончательный диагноз  можно поставить только ближе к 6 годам. До этого момента врач будет предполагать, что кроха находится в группе риска, и контролировать его состояние. Гиперактивность легко спутать с невоспитанностью или сменой поведения на фоне стресса (переезд, развод родителей). 

В последнем случае нетипичными поступками малыш в течение некоторого времени попытается сообщить родителям о том, что его беспокоит. А гиперактивный ребенок будет вести себя неадекватно постоянно. 

Процедура опознания: три главных симптома СДВГ

1. Невозможность сконцентрировать внимание

У всех маленьких детей есть трудности с концентрацией внимания: чем меньше кроха, тем больше размыты границы между нормой и отклонением. Поэтому правильно оценить состояние ребенка может только специалист − невролог или психиатр. Но есть ориентиры и для родителей гиперактивных детей. 

Здоровый ребенок будет иногда «останавливаться» и делать то, что ему предлагают − рисовать, лепить, строить замок из песка. Без помощи взрослых он вряд ли доведет начатое дело до конца, но наверняка успеет нарисовать одно дерево или соорудить из кубиков пару этажей башни. Гиперактивный с подобной миссией не справится: достав кубики из коробки или отняв у приятеля, он разбросает их по комнате и переключится на другое занятие. 

2. Неконтролируемая смена настроения и интересов (импульсивное поведение)

Импульсивность предполагает несдержанность и отказ от принятых в семье или в другом коллективе правил. С обычным малышом удается договориться, рано или поздно он понимает, что старшим надо говорить «вы», нельзя отбирать игрушки у других детей и бросаться песком в глаза. Гиперактивный ребенок прекрасно понимает, о чем его просят, но не может совладать со своими эмоциями и всегда делает только то, что хочется. Если после 4 лет ребенок все еще «не помещается» в рамки, стоит задуматься.

3. Повышенная двигательная активность

Повышенная двигательная активность означает, что малыш не может и минуты посидеть спокойно: он вертится как юла, то и дело вскакивает, куда-то срывается и убегает. Особенно заметно такое поведение в коллективе – гиперактивный ребенок в саду или на игровой площадке резко отличается от сверстников.

Куда обратиться? 

Заподозрить неладное могут педиатр или психолог, но поставить диагноз СДВГ должны невролог или психиатр. Обследование обычно  проводится в несколько этапов. Сначала врач подробно расспрашивает родителей гиперактивного ребенка о поведении крохи в разных ситуациях. Если специалисту не хватает информации, то он попросит маму или папу уточнить детали и прийти на прием еще раз. Затем доктор пообщается с ребенком и даст ему несколько тестовых заданий на определение уровня развития психических и двигательных функций. Иногда требуются консультации отоларинголога и окулиста: не исключено, что кроха не выполняет требования потому, что плохо слышит или видит. 

Есть и инструментальный скрининг − энцефалография головного мозга, безопасное и быстрое обследование, доступное в любой поликлинике, которое показывает, насколько согласованно работают мозговые структуры. Гиперактивность можно заподозрить только в том случае, если подтверждены два из свойственных ей симптомов. 

Работа с гиперактивными детьми: не все сразу

Психические функции (мышление, речь, память) можно представить в виде цепочек. При нарушениях, вызывающих гиперактивность, некоторые из звеньев ослабевают, из-за чего те или иные функции развиваются хуже. Но катастрофы нет, поскольку восполнить пробелы помогают «запасные игроки» − звенья, которые у здоровых детей чаще всего и вовсе не задействованы. 

Вряд ли гиперактивный ребенок сразу сумеет выстроить и осуществить сложную программу действий. Но постепенно он научится справляться со всеми задачами. Работа с гиперактивным ребенком должна вестись с помощью родителей и врачей. Для начала ему  надо показать, как планировать и реализовывать простую схему в 1−2  хода. Постепенно наращивая сложность, удастся добиться большого прогресса. Нейропсихологи разработали особые занятия, в основе которых лежит принцип дробления сложных задач на ряд простых с контрольными вопросами на каждом этапе. Эти упражнения малыш должен выполнять дома со взрослыми, регулярно контролируя успехи на консультациях у специалиста. 

Тяжелая артиллерия: медикаментозное лечение гиперактивного ребенка

Есть ситуации, когда без медикаментозного лечения гиперактивного ребенка не обходится. Часто врачи назначают витамины группы В,  способствующие правильному формированию мозговых структур, и ноотропы − средства, укрепляющие связи между нейронами и улучшающие умственную деятельность. Такое сочетание дает результат уже через полгода. Это не значит, что мгновенно исчезнут все проявления гиперактивности. Но некоторые ее симптомы сгладятся, например, импульсивность и избыточная подвижность сменятся большей усидчивостью и стабильностью. 

Гиперактивный ребенок в саду

Специализированных детских садов для детей с СДВГ в России нет, но их с успехом заменяют частные учреждения с группами в 4–5 человек. После курса лечения ребенка можно отдать в обычную группу и продолжить терапию. Останавливать лечение нельзя – прогресс сменится стойким регрессом, для прерывания которого потребуется больше времени и усилий. Но и в том случае, если родители гиперактивного ребенка будут действовать по правилам, малышу предстоит пережить еще несколько критических моментов. Трудности возникнут при подготовке к школе − обучение чтению и письму требует серьезной усидчивости и умения концентрироваться. Первый класс и период полового созревания гиперактивные дети переносят сложнее. В периоды «обострений» необходимо снова посетить врача, возобновить упражнения, а иногда и пропить курс лекарств. Постепенно приступы гиперактивности станут слабее и короче, и рано или поздно сойдут на нет. Без вмешательства специалистов лишь 25% гиперактивных детей перерастают СДВГ к 12–15 годам, упустив многие возможности для индивидуального роста.  К тому же нарушения внимания и плохая память остаются на всю жизнь. Если родители будут бдительными и упорными, ребенку удастся избежать таких  проблем. 

10 советов родителям гиперактивного ребенка

  1. Относитесь к гиперактивному малышу как к обычному ребенку. 
  2. Четкие правила поведения и строгое расписание дня должны стать главным условием реабилитации. Необходимо прописать алгоритм каждого дела. 
  3. Строгое соблюдение всех пунктов − непростое испытание для родителей. 
  4. Несдержанные обещания, нарушения режима дезориентируют и возбудят и без того слишком активного кроху. 
  5. Занятия спортом помогут лечению. Ребенку любого возраста идеально подходит плавание. С 5−6 лет можно попробовать айкидо, ушу, тхэквондо и другие виды борьбы, обучающие управлению своим телом и мыслями.
  6. Перед каждым походом в публичное место нужно объяснить ребенку его поведение, не один раз пройти все шаги и хорошенько их закрепить.
  7. Во время занятий необходимо каждые 15–20 минут делать паузы, давая ребенку возможность побегать. 
  8. Делегируйте свои обязанности малышу, чтобы он научился самостоятельности.
  9. Тщательно выбирайте место отдыха. Гиперактивным детям не всегда подходят жаркий и влажный климат.
  10. Некоторые дети с СДВГ не умеют контролировать чувство голода, им сложно понять, сыты они или нет. В этом случае родители должны контролировать рацион, особенно количество сладостей. 

Из писем читателей

Ольга, мама 5-летней Маши:

«Спокойные игры не для нашей девочки. Ее  стихия – салочки и прятки. Дома сидеть не может. Вопрос «А когда мы пойдем гулять!»  раздается каждые 5 минут. Не могу сказать, что она бегает без дела. Маша все время придумывает какие-то игры, «заводит» других детей. Но меня все-таки настораживает ее активность,  энергия льется через край с утра до ночи. Свекровь убеждена, что Маша – гиперактивный ребенок, поскольку здоровый не может так крутиться целый день. К  вечеру все члены нашей семьи буквально падают без сил.  Обращались к невропатологу,  говорит, что такая активность постепенно уляжется, но я не верю. Уж слишком отличается моя девочка от своих сверстников,  даже мальчики ведут себя спокойнее».

Марина, мама 5-летнего Вити:

«С самого рождения сын был очень жизнерадостным, веселым малышом, но уж очень подвижным, не мог угомониться даже во время еды. Когда стал старше, я заметила, что ребенок быстро теряет интерес к игрушкам. Несколько секунд повертит в руках одну и бросает, хватает новую. Сейчас Вите пять лет, он совершенно неуправляем, игрушки ломает, все вокруг крушит, топтать и бросать вещи – его любимое занятие. Слушать сказку, собирать конструктор ему неинтересно. Даже мультики смотрит на ходу, а ведь нам через два года в школу».

Андрей, папа 5-летнего Саши:

«Александр – добрый и щедрый мальчик, он со всеми охотно делится игрушками, никогда не обижается, ни к кому первым не пристает, но почему-то ни в садике, ни во дворе не может ни с кем подружиться. Он не может играть по правилам, постоянно придумывает свои и требует, чтобы все их выполняли, потом меняет правила, и так бесконечно».

Светлана, мама 6-летнего Славика:

«Гиперактивнось у нас заподозрили уже в 3 года. Невропатолог назначил курс лечения, прошли, ребенок стал спокойнее, но внимание концентрировать не научился. На занятиях по подготовке к школе  сильно утомляется, отвлекается, на вопросы отвечает плохо. У меня есть старший сын. Как же они непохожи с младшим!  Первый в 4 года уже умел читать, любил играть в кубики и конструктор, постоянно что-то рисовал  или лепил из пластилина.  А младший – неугомонный сорванец, с раннего утра как заведенный бегает, носится, ничем не способен долго и сосредоточенно заниматься.  Постоянно что-то ломает и бьет, синяки и шишки у нас не проходят.  Бабушка не справляется, особенно на прогулке, взяли няню.  Но и двоим не всегда  удается угнаться.  Кормим всей семьей: один – развлекает, другой – ложку в рот сует, третий – следит, чтобы не сбросил посуду со стола, четвертый –на подхвате у остальных».

Источник фото: Shutterstock

www.2mm.ru


Смотрите также

-->

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0