Родителям

Детям

Беременность и роды

Ребенок

Дом

Благо

Постеры, фото, обои

Детская библиотека

О женском

Праздники

Справочная


Таблица прикорма 
4 правила введения прикорма 
Свободное искусственное вскармливание 
Смешанное вскармливание 
Техника и правила искусственного вскармливания 
Искусственное вскармливание 
Несколько советов кормящим мамам 
Как сделать грудное вскармливание успешным: несколько простых правил. 
Кормить по требованию ребенка. Что это такое? 
Полный свод мифов и заблуждений о грудном вскармливании 
Мягкое расставание - как отучить ребенка от груди 
ПЕРВЫЙ ГОД / Прикорм. Рекомендации ВОЗ по грудному вскармливанию. 
Как и когда вводить прикорм ребенку на исключительном грудном вскармливании? 
Первый прикорм – с чего и когда начать? 
Прикорм для грудничка. Часть 1 
Прикорм для грудничка. Часть 2 
Прикорм для грудничка. Часть 3 
Прикорм для детей на ГВ 
Введение прикорма 
Пюре для детей от 5 месяцев 
Врач советует начать прикорм с сока? Ищите другого доктора. 
Коровье молоко и глютен увеличивает вероятность заболевания бронхиальной астмой и диабетом. 

 

Психологическое развитие ребенка до года


Психологическое развитие ребенка до года по месяцам

Новорожденный малыш с первых дней начинает познавать окружающий мир. Начальные этапы жизни проходят на уровне рефлексов: питание, защита и ориентация. Без помощи взрослых он не может удовлетворить все свои потребности. Контактирование с другими людьми и является некой платформой для его развития.

Первый год жизни поражает мозговой активностью. Если первые месяцы — это беспомощный малыш, то к концу года он уже умеет стоять, ходить, говорить, самостоятельно познавать мир. Умственное развитие малыша происходит с помощью моторики, эмоций, разговорной речи, восприимчивости.

Уже на двенадцатом месяце жизни ребенок становится намного выше и весит значительно больше. Но самое главное то, что у него открываются новые возможности для познания окружающей среды. Давайте рассмотрим, как происходит психологическое развитие малыша ежемесячно.

1 месяц

Это самый важный период в жизни новорожденного. Он пытается адаптироваться к новым условиям жизни. Психологическое развитие наблюдается в рефлекторных движениях, которые требуют обязательной врачебной проверки.

Это время проявления первых детских эмоций. В конце месяца вы сможете убедиться в том, что ваше чадо узнает вас. На ваше присутствие малыш отвечает улыбкой.

2 месяца

На втором месяце жизни психологически малыш стремительно продолжает развиваться. Можно наблюдать более внимательные и осознанные действия. Новорожденные рефлексы отходят в сторону, им на смену приходит сознательное восприятие. Хотя плач и остается единственным способом коммуникации, но интерес к миру становится более заметным.

3 месяца

Этот этап жизни характеризуется развитием обоняния. Ребенок в 3 месяца может узнавать своих близких не только по внешним признакам и голосу, но и по индивидуальному запаху. Малыш проявляет свои эмоции более ярко и осмысленно. Улыбка и смех — признак удовольствия, плач сигнализирует о дискомфорте либо чувстве голода.

Карапуз делает попытки общаться с людьми с помощью детского лепета, при этом детское личико имеет осмысленное выражение.

4 месяца

Отличительная черта четвертого месяца жизни малютки — потребность в общении и внимании. Кроме физиологических нужд (прием пищи, сон) малыш сознательно требует родительского внимания. Он пытается с ними разговаривать с помощью ауканья и различных звуков, при этом очень ярко выражает свои эмоции.

5 месяцев

Пятимесячный ребенок очень ярко проявляет свою привязанность к близким людям. Он с недоверием относится к тем, кто ему незнаком. На данном этапе жизни малыш четко определяет своих близких, к которым он уже успел привыкнуть, и чувствует себя рядом с ними защищенным. К малознакомым он относится с опаской, и не к каждому пойдет на руки.

К концу месяца карапуз эмоционально начинает реагировать на голосовую интонацию. Ласковое общение вызывает у него улыбку и смех, разозленный голос может спровоцировать детский плач.

6 месяцев

Шестой месяц  характеризуется стремительным продвижением в психологическом развитии. Ребенок реагирует, когда его называют по имени. Он уже осознанно различает две категории людей: близкие и чужие. Недоверие ко второй категории является некой защитной реакцией карапуза. Родителям не следует беспокоиться по данному поводу, так как это — этап вполне нормального развития.

Потребность во внимании возрастает, иногда ребенок даже начинает подражать родителям: повторяет своеобразные звуки и даже слоги. Это очень важный период для формирования разговорной речи, поэтому чем больше общения, тем богаче детский словарный запас.

7 месяцев

Маленький человечек в этом возрасте уже стает активным собеседником и юным исследователем. Родителям следует как можно больше с ним разговаривать и предлагать развивающие игры. Можно заметить, насколько увлекательным ему покажутся детские книги с яркими рисунками либо конструкторы.

Ребенок активно реагирует, когда к нему обращаются по имени. Он может прервать интересное занятие и обратить внимание на того, кто к нему обратился.

8 месяцев

Восьмимесячный ребенок очень ярко начинает проявлять свое «Я». Это период проверки родительского терпения. Малыш уже хорошо знает, как добиться своего, и очень ловко манипулирует родительской заботой. В этом возрасте необходимо сохранить потребность в познании мира и не перегнуть с запретами.

В данном возрасте ребенок больше проявляет недоверие к тем, кто находится за пределами его детского мира. Также малыш очень боится одиночества. Когда родителям необходимо отлучиться на определенное время, карапуз начинает капризничать и плакать. Это объясняется своеобразными «страхами восьмимесячного возраста» — вполне нормальное явление для данного периода.

9 месяцев

Ребенок становится намного активнее, его физические возможности позволяют самостоятельно передвигаться. Он отлично ориентируется в привычном пространстве и хочет все предметы пощупать и потрогать. В этот период родителям следует обратить внимание на развитие моторики. Это уже понимающий и знающий ребенок, поэтому он активно принимает участие в развивающих играх.

На девятом месяце жизни разговорная речь более развита, и ребенок может уже называть элементарные слова: мама, папа, баба... Малыш начинает осознавать свою самостоятельность и свободу в движениях.

10 месяцев

У малыша с каждым днем происходят изменения в психологическом развитии. Десятый месяц — это наиболее качественный уровень формирования маленькой личности. У ребенка уже заметна взаимосвязь между мышлением и моторикой, движения начинают обретать координацию. Работа ручками и пальчиками становится активнее. Он будет брать в руки различные предметы, даже попытается их попробовать на вкус, а потом вновь выкинет. Это вполне нормально для психологического развития.

Если родителя заметили, что их малыш в таком возрасте так и не научился кидаться игрушками, то, возможно, следует проконсультироваться с невропатологом.

11 месяцев

Кроха пробует наладить контакт с окружающими людьми, и в первую очередь это касается детей. Это может проявляться детским «разговором», обменом игрушек либо общими играми. Родителям нужно помочь своему ребенку наладить такого рода отношения.

Этот возраст отличается и взрослым отношением малыша к родительским просьбам, различным диалогам, игровым моментам. Психологически ребенок готов перейти на новый уровень развития.

12 месяцев

Поздравляем! Период младенчества окончен, и вместо маленького беспомощного младенца теперь рядом с вами самостоятельный ребенок, который уже имеет свой характер и определенные желания. Он хочет быть независимым и управлять взрослыми. Иногда родители даже не успевают в его стремлении как можно быстрее познать окружающий мир. Для большинства мам и пап — это очередное испытание, так как первый год жизни является кризисным периодом и требует огромного терпения. Очень часто он сопровождается капризами, плачем, детскими истериками. Это связано с тем, что психологически кроха более развит, чем физически. И каждые преграды он воспринимает сбоями в поведении. В этот период очень важна родительская поддержка, внимание и теплота.

Каждый жизненный этап ребенка нуждается в понимании, поддержке, общении. Родителям следует приложить максимум усилий для полноценного развития малыша, но при этом не потерять свой авторитет. Первый год жизни особенно важен для развития ребенка. Это этап формирования будущего восприятия и доверительных отношений. И родители должны стать опорой в становлении ребенка как личности. 

Специально для nashidetki.net- Марина Амиран

nashidetki.net

☀ Базовые принципы и психология ☀ ребенка от рождения до года ☀

С какого возраста лучше всего начинать воспитание ребенка? Большинство современных воспитателей и психологов единодушны во мнении: этот процесс начинается задолго до рождения ребенка. Именно поэтому задача родителей – с самого раннего возраста внимательно следить за ходом его процесса. Психология ребенка от момента рождения до года и будет предметом нашего сегодняшнего изучения.

Ребенок до года проходит грандиозный путь развития

Не является исключением и ранний возраст. Несмотря на то, что согласно распространенному заблуждению, младенцы еще плохо понимают и не осознают происходящие вокруг события, на самом деле они очень активны в познании окружающего мира и адаптации к его условиям.

Уже к первому году жизни он прекрасно различает голоса людей и даже дает понять, кто ему более приятен. Он чувствует настроение своих близких и уже может откликаться и реагировать на него. происходит начальное формирование свойств его характера и индивидуальных личностных качеств. Именно поэтому воспитание ребенка до одного года является задачей не менее важной, чем соблюдение режима питания, соблюдение правил гигиены и т.д.

Календарь развития малыша от 0 до 12 месяцев

Возрастной период от рождения до года психология условно подразделяет на четыре основных периода.

Воспитание ребенка от рождения до трех месяцев

Основную роль в этом периоде играет развитие сенсорного (то есть, чувственного) восприятия ребенком мира, а также заложение у него полезных привычек и предупреждение вредных. Ребенок постепенно начинает привыкать к режиму и распорядку дня.

Новорожденный малыш большую часть времени спит

Развитие коммуникативных навыков детей в период от рождения до года осуществляется ненавязчиво и, главным образом, при помощи включения ребенка в простейшие формы игровой деятельности. Для этого нужно все время разговаривать с ребенком, улыбаться ему, наблюдая за его реакцией. Это не только подготовит ребенка к восприятию речи, но также формирует у него правильную культуру общения. Полезно также сопровождать простейшие, совершаемые ежедневно действия (одевание, умывание и т.д.) детскими песенками и потешками, а также давать ребенку музыку для прослушивания (хорошо для развития ребенка подойдут натуральные звуки природы или классика в специальной аранжировке). Приобщение ребенка к культуре и внимание к раннему эстетическому развитию – вот условие, на котором должно строиться воспитание детей от рождения до года. Психология знает немало примеров того, как именно в этом возрасте у многих раскрывались таланты и склонности.

Ребенок в 3 месяца узнает родных и пробует отвечать

Приучение детей к режимным моментам выражается, главным образом в том, что их приучают спать, просыпаться, принимать пищу в специально отведенное для этого время.

Несмотря на то, что в этот период ребенок все еще очень привязан к родителям, важно чтобы он хотя бы некоторое время мог спать в одиночестве, не нуждаясь в присутствии кого-то из близких.

Не забывая о важной роли игры в этом возрасте, необходимо также уделить внимание правильному выбору игрушек для детей. Желательно, чтобы они имели не только развлекательную функцию, но также эффективно развивали сенсорику и моторику ребенка.

Для развития слуха, зрения, осязания, прекрасно подойдут музыкальные погремушки, яркие мобили, развешиваемые над кроватью, браслеты с колокольчиками.

Игрушки для младенца должны быть безопасными

К числу навыков, необходимых для развития от рождения до трех месяцев, психология относит:

  1. Способность держать головку.
  2. Проводить некоторое время в кровати, не беспокоя окружающих и самостоятельно находя для себя занятие.
  3. Активно реагировать на свет, звук.
  4. Проявлять признаки удовлетворения или недовольства.
  5. Засыпать самостоятельно и без пустышки.

Воспитание ребенка с третьего месяца до полугода

Какова психология развития полугодовалого ребенка? На втором этапе, который продлится с третьего до шестого месяцев, у ребенка также активно продолжится сенсорное развитие, а также он будет готовиться к началу приобретения навыков речи. Он открывает для себя окружающий мир и стремится как можно активнее включаться в его жизнь, познавать его. Задача родителей – поддержать в нем интерес и стимулировать его по мере возможного.

Малыш в 4 месяца активно проявляет эмоции

Например, выводя ребенка на прогулку, нужно акцентировать его внимание на пении птиц, звук журчащего ручья или шелест листьев и трав. А дома – включать ему музыку различных стилей и жанров.

Игровая деятельность детей в этом возрасте также приобретает новые черты. В первую очередь, ребенок уже не играет самостоятельно; все более важную роль в его играх начинают играть родители, а чуть позже и сверстники. Именно общение с ними сыграет решающую роль в интеллектуальном развитии ребенка.

Лучше всего играть с ребенком в те периоды, когда он как следует отдохнул, его ничего не беспокоит и не тревожит.

Приручение к аккуратности надо начинать с младенчества

К уже используемым в этот период игрушкам можно добавить:

  1. Всевозможные игрушки для жевания и сосания (необходимо обращать особое внимание на состав таких игрушек!).
  2. Мягкие кубики и мячики, удобные для захвата.
  3. Фигурки животных, растений и т.д.
  4. Пальчиковые краски, мягкий пластилин.

Воспитание ребенка от полугода до девяти месяцев

Воспитание ребенка от девяти месяцев до года имеет свои отличительные особенности. Психология этого периода такова, что к этому возрасту ребенок становится особенно любознательным и непоседливым. Дети уже умеют ползать, свободно садятся на пол и даже пробуют вставать. Это дает им возможность обретать все большую независимость и проявлять еще большую активность в познании окружающего мира. В это время, помимо всего прочего, нужно уделить максимум внимания физическому развитию и воспитанию ребенка.

Ребенок в 7 месяцев активно осваивает пространство дома

Когда интерес детей к окружающему миру растет, очень важно сделать все возможное, чтобы познавательная активность не угасала, а лишь возрастала со временем.

Для полноценного развития ему нужно подготовить пространство для активного исследования: на первых порах его роль будет выполнять квартира. Конечно же, все помещения необходимо максимально обезопасить, спрятав провода и убрав подальше все острые и бьющиеся предметы. Но препятствовать свободному перемещению детей по дому все-таки не стоит.

Малыш 8 месяцев интересуется всем кругом

На этом этапе как никогда лучше ввести в повседневную жизнь ребенка массаж, развивающие подвижные игры, гимнастику и физические упражнения. В это же время ребенка крайне желательно приучить к горшку и другим санитарно-гигиеническим процедурам.

Ребенка приучают к аккуратности во время приема пищи, одевания, засыпания и т.д.

В возрасте от полугода ребенок уже достаточно восприимчив к речи и может запоминать простейшие инструкции, ему можно предлагать простейшие пальчиковые игры. Поскольку к окончанию периода запас представлений ребенка об окружающем мире значительно возрастет, ему уже можно предлагать те игры, которые позволят ему продемонстрировать их на практике. Хорошо также поощрять первые попытки детей говорить, но ни в коем случае не искажая слова и произношение звуков.

В 9-10 месяцев малыш начинает осваивать окружающий мир

Приучение ребенка к ограничениям и запретам – еще один важный воспитательный момент, который предполагает психология этого возраста.

Поощряя правильные поступки, не нужно забывать о порицании негативных. Но при этом ребенок должен четко понимать, что именно он сделал неправильно и за что именно он получил наказание. На замечания и любые ограничивающие его действия слова, ребенок должен реагировать с первого раза.

Для развития слуховой памяти, внимания, а также координации движений как нельзя лучше подходят музыкальные игрушки и развивающие центры. Научившись нажимать на кнопки и запомнив, за что они отвечают, ребенок быстро найдет игрушке применение.

Развивающие игрушки для малышей

Развивающие игровые комплексы позволяют не только как следует развить навыки мелкой моторики, но также позволяют ребенку запомнить, а позднее и применять на практике формы ролевого поведения.

Воспитание ребенка от девяти месяцев до года

Четвертый период развития ребенка от рождения до года психология характеризует наиболее интенсивным развитием всех сторон его психики. Ребенок начинает ходить или, по крайней мере, вставать без поддержки взрослого. Необходимо поощрять эти попытки ни в коем случае не пресекая и, по мере необходимости, оказывать ему поддержку и помощь. Развивать координацию движений также можно при помощи специальных игрушек-качалок.

Ключевым моментом интеллектуального развития ребенка является психология манипуляции с различными видами предметов. Именно тогда ребенок открывает для себя то, что каждый предмет имеет свою форму, текстуру, цвет и размер. А также понимает функцию предметов и учится применять их по назначению.

Малыш 11 месяцев может длительное время играть один

Когда ребенок усваивает даже простейшие функции и свойства предметов, можно приступать к развитию способностей выделять ключевые признаки предметов и классифицировать их по тем или иным свойствам.

В возрасте одного года ребенок уже начинает не только присматриваться к манерам поведения окружающих его людей, но и неосознанно подражать им. Поэтому родителям как никогда важно строго следить за своим поведением, на личном примере показывая пример уважительного, доброжелательного отношения друг к другу и окружающим людям. Атмосфера, царящая в доме, должна быть максимально комфортной и доброжелательной.

Уже к году ребенок должен обладать достаточным уровнем представлением о себе и об окружающем мире. Например, правильно показывать части своего тела, различать чистые цвета, знать назначение игрушек и других предметов.

Ребенок в 12 месяцев уже пробует самостоятельно изучать окружающий мир

Для этих целей ребенка нужно вовлекать во всевозможные игры, направленные на развитие всех видов и аспектов памяти. Большую помощь в этом родителям окажут также чтение стихов, пение песенок, прослушивание сказок.

Для развития мышления, формирования представлений детей о части и целом, можно предложить собирать и разбирать конструкции из кубиков, пирамидки, подбирая элементы по размеру, цвету и форме.

Базовые принципы воспитания ребенка на первом году жизни

Психология эмоционального и умственного развития ребенка от рождения до года довольно проста для понимания. Что же нужно учитывать для эффективного воспитания новорожденного?

Тесный контакт с мамой — главное условие полноценного развития
  1. Тесный контакт с мамой и возможность беспрепятственно общаться с ней через прикосновения, беседы сразу после рождения – залог спокойствия и морального благополучия ребенка. Но нельзя не отметить, что воспитание – дело обоих родителей и роль отца ничуть не менее важна, чем роль матери!
  2. Атмосфера в доме должна быть спокойной и доброжелательной. Родителям недопустимо громко выяснять отношения и повышать друг на друга голос в присутствии ребенка.
  3. Ключевыми аспектами полноценного развития ребенка являются здоровый сон, правильное питание, регулярные прогулки на свежем воздухе.
  4. Решающую роль в формировании и закреплении полезных привычек у детей играет личный пример родителя.
  5. Во время развивающих занятий подсказки со стороны взрослых должны быть сведены к минимуму.

detki.guru

Особенности психологии воспитания детей до года

Первый год жизни ребенка — этап, имеющий колоссальное влияние на всю его дальнейшую жизнь. Никогда больше он не будет расти и развиваться так быстро, и никогда больше он не будет настолько беспомощен и зависим. Его физическое и психическое здоровье находятся полностью в руках родителей, и если с физиологией все более или менее понятно — малыш не болеет, его рост и вес в норме, он весел, значит, все в порядке, — то психология ребенка до года представляет собой тайну за семью печатями.

Психология воспитания детей до года

Почему он плачет? Может, он просто капризничает? Может, манипулирует? А вдруг мы его разбалуем? — Эти вопросы не дают покоя мамам и папам.

Родственники наперебой дают советы — «вас же вырастили!».

Но всегда ли мы довольны тем, как вырастили нас?

Многие ли могут похвастаться полным отсутствием психологических проблем?

В поисках ответов современные родители обращаются к популярным статьям и научным исследованиям, но и здесь они будут разочарованы. Эксперты сыплют теориями и гипотезами, однако единственно верных ответов у них нет. В конце концов методы воспитания приходится выбирать, положившись на интуицию, и все-таки актуальная информация может пригодиться. Возможно, для того чтобы обосновать свои взгляды или, не согласившись со свежими тенденциями, информированно отказаться от следования им.

Если ребенок плачет

Одним из наиболее спорных вопросов в воспитании младенца является реакция на плач.

Стоит ли родителям мгновенно реагировать и устранять возможные причины недовольства? Или плачущего ребенка можно оставить в кроватке, если он сухой и недавно поел. На этот вопрос существует два диаметрально противоположных ответа:

  1. Традиционный подход: «поплачет и перестанет», «пусть разрабатывает легкие» или грубое «иногда надо дать проораться». Поклонники этого метода считают, что ребенка с самого раннего возраста следует активно отучать от желания находиться на руках, слишком частых прикладываний к груди, пробуждений посреди ночи. Ради этого стоит потерпеть плач; рано или поздно ребенок усвоит, что крики не приносят результата, и перестанет требовать ненужного или вредного, по мнению родителей.
  2. Детоцентристский подход. Этот взгляд на психологию ребенка в возрасте до года отрицает необходимость и пользу плача. Детоцентристы считают, что ребенок не должен плакать в одиночестве. Если родители не могут найти физических причин его дискомфорта, значит, они должны устранить психологические. Как правило, грудные дети требуют телесного контакта с мамой, ведь они жили в ее теле 9 месяцев и примерно столько же времени им нужно, чтобы привыкнуть к обособленному существованию. Согласно теориям «естественного родительства», необходимо удовлетворять нужду ребенка в ношении на руках, совместном с родителями сне, длительном сосании груди столько, сколько потребуется.

Популярные записи по теме плача ребенка:

Воспитание самостоятельности

Традиционалисты считают, что в ребенке с рождения следует воспитывать умение находится одному, развлекать себя, засыпать в одиночестве. Иначе есть риск вырастить инфантильного, бесхарактерного, неспособного к адаптации в коллективе, человека.

Традиционная психология воспитания ребенка до года предусматривает максимальную автономность детей от родителей: своя кроватка или даже отдельная спальня с рождения, прогулки в коляске, грудное вскармливание по режиму и соску для удовлетворения сосательного рефлекса. 

Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Мать может рано выйти на работу, заменив себя няней. Взрослые ездят в отпуск без детей. Невыполнение этих условий может привести к тому, что ребенок откажется покидать кровать родителей, будет бояться засыпать один, его будет крайне тяжело отлучить от груди и т.д.

«Естественники» же убеждены, что малышу очень важно побыть в полной мере ручным и грудным, «напитаться» зависимостью и опекой, чтобы в старшем возрасте отважно бросаться в житейское море.

Они выбирают совместный сон, так как младенец под боком у матери спит гораздо крепче, свободное грудное вскармливание — без режима, без соски: ребенок прикладывается по первому желанию независимо от места и времени; прогулки в слинге — мать носит ребенка на себе, в том числе отправляясь по собственным делам.

Родители не отпускают от себя детей, пока те сами не заявят о своем желании погостить у бабушки, например. Согласно с этим подходом, дети, лишенные постоянного внимания в младенческом возрасте, обязательно попытаются компенсировать этот недостаток, став старше.

Сегодня психология не может однозначно определить, какой из двух подходов к воспитанию детей до года более правильный и отвечает особенностям их психики. 

Взращивание грудничков остается блужданием в темноте на ощупь по абсолютно незнакомой местности.

Каждый родитель ведет себя так, как считает нужным, на собственный страх и риск.

Критерий истины здесь может быть только один — конкретный ребенок. Счастливому малышу не грозят проблемы с психикой, даже если родители, на взгляд многоопытной соседки, все делают неправильно.

Читаем далее о воспитании >>>

Видео галерея по теме воспитания

Фильм 1. Воспитание ребенка до трех лет.Толк и польза

Как наказывать ребенка

Детская психология: как правильно воспитывать ребенка

Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал

razvitie-krohi.ru

Психология детей до года: родительский ликбез

Описать психологию детей до года довольно трудно, поскольку сам карапуз не может, по понятным причинам, ничего рассказать в доступной для исследователей форме. Тем не менее, с точки зрения народной мудрости и элементарного здравого смысла, понять, что нужно ребенку, очень просто: если дитя плачет, значит, что-то его не устраивает; если оно спокойно и довольно, значит, потребности ребенка удовлетворяются. Соответственно, в идеале, если родители настроены на создание малышу максимально комфортных условий, они должны стремиться к тому, чтобы понять, почему ребенок плачет, и стараться сделать так, чтобы он не плакал вообще. Другой вопрос: стоит ли пытаться удовлетворить все потребности младенца по первому крику?

Большинство современных педиатров и специалистов в области психологии детей до года (к примеру, известный американский врач Уильям Серз) склоняются к тому, что пытаться успокоить ребенка всеми возможными способами (здесь идет речь о ребенке, не обладающем базовыми двигательными навыками и, соответственно, не могущем удовлетворять свои потребности) стоит при первых сигналах его беспокойства. Дело в том, что тактика «оставить в кроватке покричать» может быть чревата серьезными последствиями для нервной системы дитяти (минимум — проблемы с засыпанием, максимум — серьезные неврозы). Популярное некогда утверждение, что «ребенку покричать полезно, он разрабатывает легкие», признается одним из небезопасных заблуждений, связанных с психологией ребенка до года. Кстати, скажем немного и о других.

Распространенные заблуждения, связанные с психологией ребенка до года

Заблуждение первое, о котором мы уже упоминали: плач полезен для младенца.

Это неправда. Дети первых месяцев жизни никогда не кричат «просто так»: плач свидетельствует либо о физическом дискомфорте, либо о психологическом стрессе. Ни то, ни другое никогда не будет полезно ребенку. Сам по себе крик истощает ресурсы организма, ослабляет нервную систему, может спровоцировать перепады кровяного давления.

Заблуждение второе: все, что происходит с малышом в первые месяцы, никак не влияет на его дальшейшую жизнь, ведь он, вырастая, ничего не помнит!

Действительно, взрослый человек редко помнит о том, что происходило с ним в возрасте 5-6 месяцев (хотя вызвать такие воспоминания можно в ходе сеанса регрессивного гипноза); тем не менее именно в первый год жизни закладываются основы того, как ребенок будет воспринимать окружающий мир (позитивно или враждебно), насколько он будет активен и инициативен или, наоборот, осторожен и тревожен.

Заблуждение третье: если уделять малышу много внимания, постоянно носить его на руках, то он вырастет несамостоятельным, у него будут существенные проблемы в общении.

Если вы будете дарить ребенку свою любовь и создавать ему оптимальные условия для физического и психического развития, это совсем никак не помешает в дальнейшем проявлению у него любознательности и интереса к окружающей среде, в том числе — к другим детям. Что же касается общения, то отмечено, что у детей, с которыми родители проводят много времени в течение первого года жизни, более высокий уровень коммуникативных навыков по сравнению со сверстниками: они менее агрессивны, более склонны к сотрудничеству, внимательнее относятся к своим товарищам по играм.

Потребности ребенка до года
Физиологические потребности

Для ребенка первого года жизни характерно, что с полноценным удовлетворением этих потребностей (в пище, сне, тепле) во многом связано и удовлетворение остальных. Например, во время кормления грудью (удовлетворяется потребность ребенка в пище) кроха удовлетворяет эмоциональные потребности (получение первых навыков общения) и когнитивные (познание свойств объектов окружающего мира). Распространенная в недавнем прошлом концепция, что потребности ребенка более дифференцированы (или их нужно принудительно дифференцировать, например, приучить карапуза за счет сосания груди удовлетворять только потребность в пище, а потребность в общении с мамой удовлетворять игрой в ладушки), связана с отношением к ребенку как к маленькому взрослому, что в современной детской психологии не считается правильным.

Психологические потребности ребенка до года

Ребенок до года не обладает личностью в традиционном понимании этого слова: он еще не способен к самоидентификации, к выделению своего «я». То же, что мы называем индивидуальностью малыша, в первый год жизни складывается из нескольких типов потребностей. У каждого крохи разные потребности проявляются с разной интенсивностью, поэтому дети так отличаются друг от друга.

Говоря о психологии ребенка до года, очень условно можно выделить три типа потребностей: потребность ребенка в безопасности; когнитивные потребности ребенка; эмоциональные потребности ребенка. В целом у малышей до 9-18 месяцев ведущей является потребность в безопасности; если она успешно удовлетворяется, то на первое место выходят когнитивные потребности — стремление активно познавать окружающий мир.

Дети с особыми потребностями

Термин «дети с повышенными потребностями» для описания психологии детей до года ввел американский педиатр Уильям Серз. Так он назвал малышей, которые традиционно относились к разряду «беспокойных» или «трудных»: часто плачущих, не приспосабливающихся к режиму, постоянно стремящихся быть на руках у родителей. До него такое поведение считалось признаком капризного характера и избалованности, и к таким детям рекомендовалось применять особо суровые воспитательные меры. После наблюдения за одной из своих дочерей, отличавшейся как раз таким темпераментом, и множеством своих маленьких пациентов доктор Серз высказал предположение, что базовые потребности, в безопасности, в познании, в эмоциональном контакте, у таких карапузов просто выше, чем у сверстников. А поскольку удовлетворить эти потребности ребенка в возрасте до года может только взрослый, такие дети и стремятся (весьма упорно) к постоянному контакту с родителями. Именно для таких детей оптимально подходит методика воспитания детей до года, названная Серзом «стиль сближения», которая позволяет родителям с первых месяцев установить контакт с беспокойным крохой, а в дальнейшем развивать его сильные стороны (волю, чувствительность, интеллект) и нивелировать недостатки (упрямство, неуправляемость).

Психология ребенка и новые навыки

Естественно, с возрастом (ближе к году) ребенок будет овладевать новыми навыками: он научится самостоятельно передвигаться по квартире, брать понравившиеся ему вещи. В этот период ему уже меньше хочется  «висеть» на маме, тем не менее лишать его тактильного контакта с родителями, конечно, не стоит: сейчас он просится на руки, когда он переполнен новыми впечатлениями, обеспокоен, его поцарапала кошка или он ушиб коленку. Ему все еще необходимо утешение, и тактильный контакт с любимым взрослым дает ему ощущение защищенности и позволяет спокойно «переварить» полученный негативный опыт. Есть дети, которые просятся на руки чаще, есть более независимые карапузы — это зависит от особенностей темперамента и черт характера ребенка.

И все же если дитятко уже и ползает, и ходит, а все равно не «слезает с рук», что же делать в этом случае? Ничего. Врачи, изучающие психологию детей до года и малышей более старшего возраста, советуют подождать еще немного, до того момента, когда вы в достаточной степени научите ребенка говорить, чтобы процесс социализации, то есть привития ему принятых в той или иной культуре норм поведения и морали, прошел быстро и эффективно

Также читайте:

detyvradost.ru


Смотрите также

-->

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0