Развитие познавательной активности
Развитие познавательной активности как необходимого средства повышения качества образованияОдно из важнейших условий эффективности учебного процесса - формирование познавательной активности у учащихся. Познавательная активность - это глубинный внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врожденной потребности в познании нового. Познавательная активность не является чем-то внешним, дополнительным по отношению к учению. Ее наличие является одним из главных условий успешного протекания учебного процесса и свидетельством его правильной организации, а отсутствие является показателем серьезных недостатков в организации обучения. [1] Активность является наиболее общей категорией в исследованиях природы психики, психического развития, познавательных и творческих возможностей личности. Активность — предмет исследования различных наук, естественных и общественных. Каждая наука исследует специфические для нее закономерности порождения, развития, динамику активности. Так, в педагогике активность учащегося в процессе обучения составляет самое общее основание в разработке и реализации активных методов обучения. В каждой из наук выполнено большое число экспериментальных и теоретических исследований. Задача настоящей статьи заключается в формулировании некоторых теоретических вопросов, относящихся к развитию познавательной активности. Развитие познавательной продуктивной активности не подчиняется строгим законам тренировки. Основу ее развития составляют те принципы воспитания личности и развития мышления, которые включают стимулирование и поощрение самих актов познавательной активности со стороны другого человека (учителя, воспитателя, сверстника). Именно поэтому наиболее значимыми ситуациями в возникновении актов познавательной активности являются ситуации -общения, различных типов межличностного взаимодействия, игры, учения. Познавательная активность как педагогическое явление - это двусторонний взаимосвязанный процесс: с одной стороны, это форма самоорганизации и самореализации учащегося, с другой -результат особых усилий педагога в организации познавательной деятельности учащегося. Однако для различных учащихся, характерна разная степень, или интенсивность, в активном познании. Степень проявления активности учащегося в учебном процессе - это динамический, изменяющийся показатель. Рассмотрим уровни познавательной активности. Нулевой уровень. Учащимся с данным уровнем познавательной активности не свойственны агрессия или демонстративный отказ от учебной деятельности. Как правило, они пассивны, с трудом включаются в учебную работу, ожидают привычного давления со стороны учителя. При восприятии учебной задачи эти учащиеся не проявляют заинтересованности, готовности включиться в работу, не приступают к выполнению без подсказки или напоминания учителя, друзей. Обычно не имеют высоких оценок по основным учебным дисциплинам. Их активность постепенно тает. В итоге им не предлагаются задания, которые требуют быстрого перехода с одного вида деятельности на другой, не задаются неожиданные и каверзные вопросы на «понимание». Относительно-активный уровень. У учащихся данного уровня заинтересованность проявляется только в определенных учебных ситуациях, связанных с интересной темой (содержанием) занятия или необычными приемами преподавания. Такие учащиеся охотно приступают к новым видам работы, однако при затруднениях так же легко теряют интерес к учению. Внимание таких учащихся удерживается только вопросами, которые задают сами учащиеся группы. Как и для учащихся с нулевым уровнем активности, для этих учащихся важную роль играет эмоциональная поддержка. Следовательно, эмоционально-интеллектуальную атмосферу необходимо поддерживать на протяжении всего занятия. Учащиеся с активным отношением к познавательной деятельности, как правило, систематически выполняют самостоятельные работы, с готовностью включаются в те формы работы, которые предлагает педагог. Именно на таких учащихся он и опирается при изучении новой темы. Главное учебное достоинство этих учащихся - стабильность. Но если изучаемый материал достаточно прост, если педагог занят с более слабыми учащимися, такие учащиеся начинают скучать на занятии. Постепенно они привыкают ограничивать себя рамками учебной задачи и уже не хотят или отвыкают искать нестандартные решения. Вот почему проблема активизации познавательной деятельности таких учащихся достаточно актуальна. Основными приемами, стимулирующими учащихся с исполнительно-активным уровнем можно назвать все проблемные частично-поисковые и эвристические ситуации, которые создаются на занятиях. Этапы занятий с проблемным заданием, включают несколько общих моментов: а) постановка проблемного задания: вопрос, задача, ситуация; б) анализ условий, необходимых для решения проблемной задачи; в) поиск способа решения проблемы; г) проверка результата. Проблемная задача существенно отличается от учебной, прежде всего тем, что не имеет готового однозначного ответа. Но проблемные ситуации трудно организовать на каждом занятии. Поэтому можно предложить создавать на занятиях особые ролевые ситуации. Они могут быть различными. Участники занятия могут подключаться к оцениванию устных и письменных ответов одногруппников, т.е. брать на себя роль «эксперта». На учащегося можно возложить роль «наблюдателя», который следит за темпом занятия, «мудреца», который подводит его итог. Основная стратегия педагога в работе с учащимися с активным уровнем познания заключается в том, чтобы побуждать его к самоактивности в учении. Работа с учащимися, обладающими творческим уровнем познавательной активности, отличается от всего вышесказанного. Проблема состоит не только в том, чтобы выделить способных учащихся, но и в том, чтобы помочь остальным учащимся открыть в себе способности, о которых они раньше и не подозревали. Помочь в этом могут приемы, стимулирующие творческую деятельность в целом и специальные творческие уроки. Творчество - это всегда воплощение индивидуальности, это форма самореализации личности. Творчество невозможно без развития образного мышления, воображения. Существуют определенные приемы, которые помогают активизировать и развивать творческое воображение. В качестве творческого тренинга можно предлагать нестандартный способ решения проблемной ситуации, творческий подход в выполнении задания. В ходе работы педагог может сделать вывод преобладании в группе того или иного уровня творческого воображения. В результате подобной работы педагог имеет представление о том, над каким видом творческого воображения можно поработать в будущем. [2] На сегодняшний день обучение студентов ведется по кредитной технологии обучения. Предполагается, что кредитная технология позволит повысить активность студентов и ответственность преподавателей, которым предстоит значительно обновить и расширить учебно-методические комплексы дисциплин, введя в них компоненты, необходимые для рациональной организации познавательной самостоятельной деятельности. Новый подход организации учебного процесса, установления контакта между преподавателем и слушателем состоит в том, что преподаватель теперь выполняет функцию координатора. Расширяются возможности слушателя, т. е. теперь у него появляется возможность войти и воспользоваться в мир знаний преподавателя, в базу знаний и данных, в виртуальные библиотеки, установить виртуальный контакт с преподавателями, а также произвести объективную самооценку формируемых знаний. Кроме того, передача большей информации учащимся за короткое время, и более высокое усвоение материалов учебных занятий повышают производительность учебных занятий. Обычно, когда преподаватель проводит учебные занятия или во время чтения учебников студент либо слушает преподавателя, либо записывает учебный материал. При этом предлагаемую информацию сначала представляет перед глазами, а затем усваивает. Особенностью такого обучения является то, что студент одновременно и видит, и слушает. По данным психологов, человек запоминает 5-10 % от услышанного материала, 10-15 % от увиденного. А если это объединить, то показатель эффективности усвоения повысится больше чем на 50 %. Главным критерием занятия должна стать включенность в учебную деятельность всех без исключения учащихся на уровне их потенциальных возможностей.[3] Очень важно, чтобы организация занятий была направлена на развитие личностных качеств и познавательной активности самих студентов, способствовала формированию у них основных профессиональных умений, потребности к самостоятельному выполнению заданий, восприятию и осмыслению новых технологий обучения. Одновременно будут реализовываться и основные цели обучения: а) удовлетворение потребности учащихся в изучении дисциплин и, прежде всего, тех, чьи способности и интересы выше среднего уровня; б) формирование и развитие у них активного, устойчивого интереса к изучаемому предмету; в) стимулирование развития у учащихся профессиональных способностей; г) побуждение учащихся к проявлению творческой активности и самостоятельности мышления в процессе обучения; д) приобщение учащихся к работе с научно - популярной литературой, стимулирование воспитания у них целеустремленности, организованности, познавательной активности. Для активизации творческой работы студентов на занятиях необходимо активно использовать новые методы обучения: ситуационный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский, методы генерации идей, а также познавательные игры. В ходе занятий студенты получают задания, способствующие вовлечению их в активную познавательную, творческую деятельность. Источниками познавательной активности могут быть: - содержание учебного материала, - процесс учения, который выступает как процесс организации познавательной активности учащихся, - резервы личности учащегося и педагога; Формами проявления познавательной активности на занятии являются: - самостоятельность, - индивидуальное творчество; Условиями формирования познавательной активности являются: - максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся, - ведение учебного процесса на оптимальном уровне развития учащихся; - эмоциональная атмосфера обучения, положительный эмоциональный тонус учебного процесса. [4] Конечный результат усилий педагога заключается в переводе специально организованной активности ученика в его собственную, то есть стратегия учителя должна заключаться в переориентации сознания учащихся: учение из каждодневной принудительной обязанности должно стать стимулом к своей будущей профессиональной деятельности. Процесс познания направлен не только на углубление знаний, но и на особое их осмысление и выработку личностного отношения к усваиваемым знаниям и самому познавательному процессу. Таким образом, благодаря достаточному уровню познавательной активности, уровень качества образования будет соответствовать должному, а подготовка специалистов более качественной, так как эффективность обучения зависит от уровня познавательной активности личности в процессе обучения, без развития его познавательного интереса эта задача не только трудна, но практически не возможна. Литература: 1. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: Учебное пособие для студентов. М.: Просвещение, 1999г. 2. М.М.Анцибор. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов. - М.: 1994г. 3. Шамова Т. И. Активизация учения школьников. - М.: Педагогика, 1990. - 128с. 4. Щукина Г. И. Педагогическая проблемы формирования познавательного интереса учащихся. - М.: Педагогика, 1998. - 203с. Фамилия автора: Орлова З.Н. Page 2 В статье изложена авторская концепция воспитания детей в Казахстане, ориентированная на интеграцию обучения и воспитания, баланс государственного, общественного и семейного воспитания. Ж.О. Жилбаев, Ж.Ж. Наурызбай, Л.С. Сырымбетова, 2016 articlekz.com РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ - Учитель ПриморьяЗЕЛЕНИНА Елена Борисовна, кандидат педагогических наук, завкафедрой педагогики и психологии ПКИППКРО Развитие познавательной активности, способы и методы активизации учебной деятельности – одна из вечных проблем педагогики. К ней обращаются психологи, педагоги, даже философы. В многочисленных статьях, разнообразных исследованиях, научных трактатах она обросла толкованиями, уточнениями, точками зрения, а во ФГОС основной школы она обозначена как одна из центральных педагогических проблем. Для основной школы самостоятельность как ответственное, инициативное поведение, независимое от посторонних влияний, совершаемое без посторонней помощи, собственными силами – основной вектор взросления. Основная школа отвечает за одну, но чрезвычайно существенную грань воспитания детской самостоятельности – учебную самостоятельность, которая является ключевой педагогической задачей подросткового этапа образования и рассматривается как умение расширять свои знания, умения и способности по собственной инициативе. Познавательная активность – сложное личностное образование, которое складывается под влиянием самых разнообразных факторов – субъективных (любознательность, усидчивость, воля, мотивация, прилежание и т.д.) и объективных (окружающие условия, личность учителя, приемы и методы преподавания). Активизация познавательной деятельности предполагает определенную стимуляцию, усиление процесса познания. Само познание можно представить как последовательную цепь, состоящую из восприятия, запоминания, сохранения, осмысления, воспроизведения и интерпретации полученных знаний. Очевидно, что активизация может осуществляться одновременно на всех последовательных этапах, но может возникнуть и на каком-то одном. Стимулирует, активизирует познание прежде всего учитель. Действия его заключаются в том, чтобы с помощью различных приемов и упражнений усилить каждый из этапов познания (реже один или несколько). Именно по такой логике выстраиваются программы развивающего обучения: через постоянную организацию условий для интенсивной познавательной деятельности к привычной познавательной активности, а затем – к внутренней потребности в самообразовании. Следовательно, можно говорить о различных уровнях познавательной активности школьников в учебной деятельности. Очевидно, что активность связана с укреплением субъектной позиции учащегося. Вот как это выглядит графически. Субъектную позицию школьника в учебной деятельности понимают как «внутреннюю позицию личности, основанную на отношении к процессу обучения в целом, на определении своего места и роли в нем» (С.А. Нелюбов). Значит, с одной стороны, приобретая свою внутреннюю позицию, ребенок не может быть пассивным в учении. С другой стороны, чем более активен он в учебной деятельности, тем более устойчива его субъектная позиция. К показателям сформированности субъектной позиции школьников относят: устойчивое положительное отношение к учению; высокую активность и самостоятельность; использование результатов учения в социальной практике; высокую самооценку и саморегуляцию. Основная школа, согласно ФГОС ООО, должна стать этапом испытаний, проб, экспериментирования, проектирования – этапом постепенного преобразования коллективного субъекта учебной деятельности в индивидуальный. Исследование, проведенное нами среди учащихся 9–11 классов (153 человека) трех школ Владивостока и Артема в 2009–2011 годах, показало, какие проблемы познавательной активности учащихся порождает традиционный процесс обучения. Познавательная активность учащихся Анализируя эти данные, выделим основные ценностные ориентации школьников в обычных массовых школах. На первом месте стоит умение «запомнить» (82%). Это свидетельство того, что обучение осуществляется на «знаниевой» основе. При этом большинство детей (71%) не пытается находить связь с ранее изученным материалом. И только чуть более половины (58%) детей смогли сказать, что «им интересно многое из того, что изучают в школе». Почти столько же (55%) учащихся слабо владеют умением контролировать себя в процессе учения и потому «не всегда могут точно определить, что знают и что не знают». А практически половина учащихся предполагает, что школьное обучение, скорее всего, значимо для их будущей жизни. Заметьте – не для нынешней. Четыре основных типа познавательной активности школьника Согласно результатам исследования В.А. Коротаевой, познавательная активность связана с укреплением субъектной позиции учащегося. Анализ этих позиций позволил исследователю условно выявить четыре основных типа познавательной активности и выработать тактику (ближайшие педагогические взаимодействия) и стратегию (перспективу развития позиции школьника в учебном процессе) педагогической деятельности: - нулевая активность (выраженная объектная позиция);
- ситуативная активность (преимущественно объектная позиция);
- исполнительская активность (преимущественно субъектная позиция);
- творческая активность (выраженная субъектная позиция).
Педагог обязан «видеть» и включать в познавательную деятельность и школьника, который занимает пассивную позицию, и того, кто время от времени «включается» в интерактивное обучение, и учащегося с ярко выраженной готовностью к совместному познанию. Проанализируем выделенные типы познавательной активности с точки зрения педагогической тактики и стратегии. Первый тип (О): учащийся пассивен, слабо реагирует на требования учителя, не проявляет заинтересованности ни в совместной, ни в индивидуальной работе, включается в деятельность только под давлением педагога. Не развиты эмоциональные, интеллектуальные и поведенческие навыки для обучения во взаимодействии. Налицо выраженная объектная позиция в учебном процессе. Тактика учителя в данном случае основана на создании такой атмосферы занятий, которая снимала бы у школьника чувство страха, зажатости. Такие учащиеся относятся к категории «пренебрегаемых». Вспоминая свои прошлые неудачи, они сами заранее снижают способность конструктивно подойти к новой учебной задаче. В данном случае очень важно нейтрализовать негативные воспоминания. Основным приемом, помогающим наладить такие отношения, будут так называемые «эмоциональные поглаживания» (обращение по имени, добрый ласковый тон и т.п.). При работе с этой группой учителю следует не ждать немедленного включения в работу, так как их активность может возрастать постепенно. Не предлагать им учебных заданий, требующих быстрого перехода с одного вида деятельности на другой. Давать время на обдумывание ответа, поскольку им трудно даются импровизации. Не сбивать во время ответа, задавая неожиданные и каверзные вопросы. Быть готовым к тому, что после перемены эти дети достаточно медленно переключаются с интенсивной двигательной активности на умственную. Стратегическое направление в работе сданными учащимися – перевод их в учебном взаимодействии из выраженной объектной в преимущественно объектную позицию. Такое возможно благодаря особой атмосфере уроков, ориентированной на психологическое раскрепощение и эмоциональное включение школьников в общую деятельность. Тогда рождается цепочка: состояние комфортности, открытости, снятие страха перед совместной работой, готовность включиться в сотрудничество с педагогом или одноклассниками, ожидание и эмоциональная готовность к освоению нового типа познавательной активности. Второй тип (OS) реализуется преимущественно в объектной позиции ученика. Характерные показатели – проявление интереса и активности лишь в определенных ситуациях (интересное содержание урока, необычные приемы преподавания), что, скорее, связано с эмоциональной возбудимостью, часто не подкрепленной наработанными навыками к самостоятельной работе. Во время урока эти ученики предпочитают объяснение нового материала повторению; легко подключаются к новым видам работы, однако при затруднениях также легко могут потерять интерес. Они могут удивлять учителя быстрыми правильными ответами, но такое происходит лишь эпизодически. Тактика учебного взаимодействия с этими учащимися – подкрепление их субъектного (активного) состояния в учебной деятельности не только в начале, но и в процессе работы. Здесь неоценима помощь учителя, способного при необходимости помочь снять интеллектуальную усталость, преодолеть волевую апатию, стимулировать интерес. Школьникам этого типа присуща торопливость и незавершенность действий, вот почему именно для них важно умение использовать план ответа, опираться на опорные сигналы, создавать алгоритмы того или иного учебного действия, рисунки-подсказки («шпаргалки»), таблицы. Но есть одна особенность: они легче запоминают и пользуются теми схемами, которые создают сами (или совместно с педагогом); к сожалению, большинство таблиц, изготовленных типографским способом, этих школьников не интересует. Таким образом, стратегия действий учителя в работе с ситуативно-активными учащимися заключается в том, чтобы не только помочь им включиться в учебную деятельность, но и поддерживать эмоционально-интеллектуальную атмосферу на протяжении всего урока. Тогда ученик испытывает чувство радости и подъема нетолько при восприятии учебной задачи, но и в ходе ее выполнения. А испытав чувство успеха однажды, он захочет повторить и упрочить свои достижения и для этого проявит определенные интеллектуально-волевые усилия. Если последующие уроки не обманут его ожиданий, то возникнут предпосылки для постепенного перехода к исполнительски активному типу познания. Третий тип – учащиеся с активным отношением к познавательной деятельности (S). Главный плюс этих учащихся – стабильность и постоянство. Они систематически выполняют домашние задания, с готовностью включаются в те формы работы, которые предлагает педагог. Именно на них опирается учитель при изучении новой темы, они же выручают учителя в трудных ситуациях. Однако и у них есть свои проблемы. Некоторым кажется, что этим детям учеба дается легко. В этом есть доля истины, но почему-то забывают о том, что такая кажущаяся легкость – результат более ранних усилий: умения сосредотачиваться на задаче, внимательно знакомиться с условиями задания, активизировать имеющиеся знания, выбирать наиболее удачный вариант, а при необходимости повторить (и не один раз!) всю эту цепочку. И эти учащиеся, как, впрочем, и остальные, нуждаются во внимательном отношении со стороны педагога. Порой они начинают скучать, если изучаемый материал достаточно прост, а учитель занят с более слабыми учениками. Постепенно они привыкают ограничивать себя рамками учебной задачи и уже не хотят или отвыкают искать нестандартные решения. Чуть позже они понимают, что одобрение учителя можно получить просто за качественно сделанную работу, не требующую поиска дополнительного материала. Основными тактическими приемами, стимулирующими активных учащихся, можно назвать все проблемные, частично-поисковые и эвристические ситуации, которые создаются на уроках. Например, «проблемный диалог», когда, обсуждая предложенную учителем формулировку темы урока, школьники прогнозируют ее содержание. Или «мозговой штурм», состоящий из следующих шагов: создание банка идей (обязательное правило – никакой критики!), анализ идей (поиск рационального зерна в каждом, даже самом фантастическом предложении, отбор наиболее продуктивных идей), представление результатов работы группы и дальнейший отбор предложенных идей экспертами. Часто при представлении идей рождаются новые предложения, которые тут же включаются в обсуждение. Можно предложить учащимся особые ролевые ситуации. Школьники могут подключаться к технологии оценивания устных и письменных ответов одноклассников, то есть брать на себя роль «эксперта» (только не забудьте вооружить «экспертов» требованиями к оцениванию ответов, чтобы не возникло существенных разногласий). Четвертый творческий тип познавательной активности (S) характеризуется выраженной субъектной позицией учащегося. Эти школьники обладают нестандартным мышлением, яркой образностью восприятия, сугубо индивидуальным воображением, неповторимым отношением к окружающему миру. Однако именно они часто создают проблемы в учебной деятельности, которая опирается на последовательность, логику, основательность. Развивая воображение, образность мышления, интуицию, необходимые для творческого типа учебной активности, можно сослаться на рекомендации, предлагаемые группой ученых под руководством С. Парнса: устранять внутренние препятствия творческими проявлениями; воздерживаться от оценок; показывать учащимся возможности использования метафор и аналогий; давать возможность умственной разминки; уделять внимание работе подсознания. Даже когда проблема не находится непосредственно в центре внимания, наше подсознание может незаметно для нас самих работать над ней. Некоторые идеи могут на мгновение «показаться на поверхности», важно вовремя зафиксировать их, чтобы впоследствии прояснить, упорядочить, использовать и т.д. Таким образом, деятельность педагога на данном уровне познавательной активности заключается прежде всего в развитии у учащихся самой потребности в творчестве, в стремлении к самовыражению, самоактуализации. Помочь в достижении этой цели могут и отдельные приемы, активизирующие творчество учащихся, и специальные творческие уроки. Тип познавательной активности – это динамический показатель. В силах учителя помочь ученику перейти от нулевого типа к ситуативной и, возможно, исполнительской, творческой активности. Особо хочется подчеркнуть тот факт, что все учащиеся нуждаются во внимании и заботе со стороны учителя: и те, которые не проявляют особой заинтересованности в учении, и те, кто внешне производит благополучное впечатление и, казалось бы, не нуждается в особой поддержке. Общие условия достижения планируемых результатов освоения образовательной программы основной школы: 1. Развитие познавательной активности школьников за счет сохранения и расширения поисково-исследовательского характера учебной деятельности учащихся, превращения ее в индивидуальную форму учебной активности каждого учащегося. 2.Выход за пределы учебной деятельности – постепенное сращивание учебной и внеучебной деятельности подростков. 3. Многовариативность разворачивания учебного материала в рамках учебной программы и за ее пределами (индивидуальный образовательный маршрут). 4. Переход на самоконтроль и самооценку собственного движения в учебном материале. 5. В содержании обучения подростка центральное место должна занимать «особая модель объекта, на которой возможно нечто испытывать и опробовать». Обучение в основной школе есть моделестроение и опробование этих моделей (пробных тел) в разных ситуациях для формирования собственной картины мира у подростка. Основная школа предъявляет серьезные требования к самостоятельности, ответственности и инициативности школьников, особенно в ситуациях свободного выбора индивидуальных образовательных маршрутов. Неготовность взять высокую планку этих требований угрожает эмоциональному благополучию большей части школьников. Однако, если основная школа, идя на поводу у детской неготовности, снизит уровень этих требований, она потеряет развивающий эффект, что негативно отразится на будущем сегодняшнего подростка. Лев Толстой писал: «Будущего нет – оно делается нами». Российские педагоги получают шанс реализовать этот подход. Иначе мы окажемся в будущем, сделанным для нас. Мы приглашаем читателей мыслить о будущем ярче и смелее, обнаруживать его черты в сегодняшних инновациях, реализовать замыслы в практике. Этот совместный поиск и станет основой реальных программ развития приморского образования.sites.google.com Развитие познавательной активности дошкольников(29) Смирнова Светлана Васильевна, воспитатель МБДОУ Кирилловский д/с «Теремок»,д.М.Кириллы, Рославльский р-н, Смоленская обл. «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ». Содержание. Введение. Познавательная активность. Условия её формирования и развития. Организация предметно-пространственной развивающей среды. Развитие познавательной активности на занятиях. Проблемное обучение как необходимое условие развития познавательных интересов. Исследовательские методы обучения как средства развития познавательной активности. Развитие творческого мышления дошкольников. Консультации для родителей. «В любом человеке могут расцвести сотни неожиданных талантов и способностей, если ему просто предоставить для этого возможность». Д.Лессинг. Введение. Все мы хотим, чтобы дети наши были смышлёными, любознательными, догадливыми, предусмотрительными, остроумными, сообразительными – короче говоря, умными. Умён тот, кто умеет мыслить. Что значит мыслить? Разве не рождаемся мы уже умными или «не очень»? Да, мы рождаемся с разными задатками, в том числе и к мыслительной деятельности. Но если не брать патологических случаев, то умным легче вырасти тому ребёнку, которому помогли научиться мыслить, чем тому, который организовывал своё мышление сам. Мир, в который приходит ребёнок, богат и разнообразен. Чтобы жить в нём, малышу необходимо разобраться в свойствах, качествах предметов, в их назначении, в пространственных и временных отношениях, явлениях окружающей действительности. Ему нужны знания, которые помогут ознакомиться с доступными его пониманию общественными явлениями, с трудовой деятельностью человека. Исследования психологов и педагогов свидетельствуют о возможностях дошкольника не только осознавать отдельные факты действительности, но и объяснять их. Особая роль в этом принадлежит взрослым (родителям, воспитателю), которые во время наблюдений, игр и учебных занятий побуждают ребёнка к осмысленному выполнению действий, самостоятельному поиску; развивают умения спрашивать, рассуждать, опровергать, отстаивать свою точку зрения; влияют на детскую инициативу, творческую и познавательную активность. Велик поток информации, который обрушивает на маленького человека окружающая жизнь. На многие вопросы он находит ответ, идя путём проб и ошибок, постигая закономерности. Взрослые не перестают удивляться, как много может усвоить, запомнить ребёнок в первые годы. Период дошкольного детства относительно всей жизни человека недолог, а как он насыщен познанием! Каждый день приносит ребёнку что-то новое, неизведанное; становится близким и понятным ранее недоступное. Психологи считают, что в дошкольном возрасте не следует стремиться к искусственной умственной акселерации детей. Важно другое: активно обогащать те стороны развития, к которым каждый возраст наиболее чувствителен, наиболее восприимчив. Ведь зачастую многое из того, что упущено в детстве, в последующие годы невосполнимо. Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Диапазон его зависит от того, насколько тонко ребёнок владеет суммой специальных действий (рассматривание, ощупывание, сравнение, сопоставление, выделение главного и второстепенного и т. д.), влияющих на восприятие и мышление. Спонтанно накопленный чувственный и интеллектуальный опыт может быть объёмным, но неупорядоченным, неорганизованным. Направить его в нужное русло призван педагог, который знает не только чему учить ребёнка, но и как учить, чтобы обучение было развивающим. Познавательная активность. Условия её формирования и развития. Педагоги-психологи определяют познавательную активность как активное стремление к познанию, поиск способов удовлетворения жажды знаний. Структура познавательной сферы складывается к пяти-шести годам. В активной поисковой деятельности детей возникают и развиваются новые мотивы деятельности. После овладения детьми речью их познавательная деятельность поднимается на новую качественную ступень. С помощью речи обобщаются знания детей, формируется способность к аналитико-синтетической деятельности не только на основе непосредственного восприятия предметов, но и на базе представлений. Меняется характер общения ребёнка с взрослыми: значительное место начинают занимать личностные и познавательные контакты. Общаясь с родителями, другими членами семьи, педагогом ребёнок приобретает новые знания, расширяет свой кругозор, уточняет личный опыт. Познавательный интерес ребёнка отражается в его играх, рисунках, рассказах, и разнообразных видах творческой деятельности. Взрослые должны обеспечивать условия для развития такой деятельности. Учёными-педагогами выявлены педагогические условия, которые обеспечивают достаточно устойчивые познавательные интересы дошкольников: Определив необходимость работы по развитию познавательной активности дошкольников, я поставила перед собой следующие задачи: Создать в группе предметно-развивающую среду, определить её значение для развития познавательных интересов. Разработать и апробировать конспекты занятий с занимательным содержанием, имеющие проблемно-поисковые ситуации; ввести в обучение интегрированные занятия. Создать серию развивающих и дидактических игр. Использовать в работе задания творческого характера. Широко использовать в работе такие методы обучения как опыт и эксперимент. Организовать работу с родителями по вопросу воспитания активного и успешного ребёнка. Организация предметно-пространственной развивающей среды. Под развивающей предметно-пространственной средой следует понимать естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в различную деятельность всех детей группы. Развивающая среда способствует утверждению уверенности в себе, даёт возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление самостоятельности, инициативности, творчества, познавательной активности. Свою работу по оформлению игровой комнаты я начала с оценки имеющихся условий и осознании того, что предметно-развивающая среда должна соответствовать задачам развития детей. Так как ведущим видом деятельности дошкольников является игра, то я посчитала необходимым преобладающее место отвести игровой зоне. Именно игра необходима детям для эмоционального благополучия, самовыражения, самоутверждения, общения со сверстниками. На пятом году жизни дети начитают стремиться к творческому воссозданию мира: они выступают как творцы, сценаристы и режиссёры этого мира, событий, происходящих в нём. В этом отношении игра как деятельность, смысл которой лежит для ребёнка в самом процессе действования, начинает смыкаться с различными видами продуктивной деятельности. Конструирование, лепка, вырезывание из бумаги недостающих предметов включаются в игру, и зачастую этот момент перевешивает саму игру. Поэтому, создавая сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Парикмахерская», «Семья», «Больница», я учла эту особенность и предоставила возможность детям свободно использовать такие материалы как пластилин, бумагу, природный и бросовый материал, способствующие развитию игровых замыслов и творчества. Его я разместила в красиво оклеенных коробочках; дети используют для своих игр и строительный материал, находящийся в «Уголке Конструктора». В среднем и старшем дошкольном возрасте дети активно осваивают различные средства и способы познания; незаменимыми помощниками при этом являются обучающие и развивающие игры. При помощи родителей была оформлена игротека. Познавательные игры «Чей малыш», «Где чей дом», «Что такое хорошо, что такое плохо», «Лото: буквы и цифры», «По следам Немо», «Домино», пазлы и мн. др., вызывают интерес у детей, ненавязчиво обучают их, вызывают вопросы, развивают речь. Значительное место уделяю играм с правилами, которые в будущем помогают успешно осваивать учебную деятельность в школе. Главный принцип отбора игр, по моему мнению, - они должны быть интересными, носить соревновательный характер, вызывать желание играть и без участия взрослого. Понимая необходимость развития памяти, логического мышления, воображения, внимания, я изготовила ряд развивающих игр, которые предлагаю детям. Это «Лабиринты», «Найди пару», «Найди отличия», «Волшебные огоньки», «Из каких я фигур», «Круг, овал, квадрат», «От большого к маленькому», «Танграм», «Четвёртый лишний» и др. Эти игры способствуют формированию действий сравнения, классификации, узнавания по описанию, умение осуществлять контрольно-проверочные действия. Особое значение в своей работе я придаю работе с художественной литературой, знакомстве с книгой; стараюсь привить любовь к чтению. Ведь именно литература помогает ребёнку познавать мир, заставляет задуматься о своих и чужих поступках, воспитывает и учит. На книжной полке у нас много книг, разных по содержанию, для разного возраста; стихи и сказки, рассказы и книжки-малышки, детские энциклопедии. В книжном уголке я организовала настольный театр. Сказка – повод понять что-то большее, посмотреть на себя со стороны, обдумать важные проблемы. Игры по сказкам учат ребёнка ставить себя на место героя сказки, сравнивать и анализировать, делать выводы и обобщения. В больших конвертах с иллюстрациями сказок «Репка», «Колобок», «Маша и медведь», «Три поросёнка» и др. находятся «литературные герои» и простейшие декорации. Дети с удовольствием инсценируют сказки, имея возможность проявить своё творчество. Считая необходимым для развития познавательной активности такие методы работы как наблюдение, сравнение, обобщение, я организовала «Уголок живой природы», в котором имеется аквариум с живыми рыбками, комнатные растения, календарь наблюдений за погодой, копилка природного материала. В среднем и старшем дошкольном возрасте начинает формироваться и активизироваться интерес к школе. Считаю, что его нужно поддерживать, для чего целесообразно выделить учебную зону, которая в будущем поможет ребёнку адаптироваться к учебной среде класса. Учебную зону я оформила магнитной доской, на которой изображены сказочные персонажи Буратино и Незнайка, которых дети «обучают» всяким премудростям. Периодически я вывешиваю рисунки животных, растений или плакаты с цифрами, которые вызывают интерес у детей и множество вопросов: «Кто это? Что это? Зачем?» Есть в группе Уголок безопасности: модель светофора, дорожные знаки, телефоны экстренных служб. Дети с удовольствием разъясняют друг другу, что обозначает дорожный знак или как позвонить в пожарную службу. Помня о том, что позвоночник дошкольников очень чувствителен к деформирующим воздействиям, особое внимание уделяю укреплению мышц спины. Для двигательной активности предусмотрены шведская стенка и спортивный инвентарь: обручи, мячи разных размеров, скакалки. В среднем и старшем дошкольном возрасте дети особенно чувствительны к оценке взрослого, ожидают поддержки и похвалы, хотят услышать и увидеть одобрение своих действий. Поэтому почитала необходимым выделить место, где ребёнок мог бы выставить свою поделку, работу, украсить ею помещение. Важным составляющим познавательной активности является творческое начало, поэтому я организовала несколько выставок детских поделок: «Теремок рисунков и аппликации», уголок «Наше творчество» (совместные поделки детей и родителей, кружковой работы), лесенку поделок из пластилина. Спальную комнату я оформила по мотивам русских народных сказок «Маша и медведь» и «Гуси-лебеди». Таким образом, создав разнообразную предметно-развивающую среду, я считаю, что способствовала формированию и развитию познавательного интереса. Развитие познавательной активности на занятиях. Приступая к подготовке занятий с дошкольниками, я старалась учесть главное, по моему мнению, условие: детям должно быть интересно. Взрослые зачастую спешат дать ребёнку набор готовых знаний, суждений, которые он впитывает как губка. Однако всегда ли это даёт ожидаемый результат? Скажем, надо ли заставлять ребёнка заниматься математикой, если ему скучно? Я думаю, что основное усилие и педагогов, и родителей должно быть направлено на то, чтобы воспитать у дошкольников потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, стоящих на этом пути, к самостоятельному поиску решений и достижению поставленной цели. Ведь и сами взрослые работают наиболее продуктивно, если занимаются интересным и любимым делом. Именно в этом случае они могут трудиться с полной отдачей, не считая времени, не жалея сил, и получать удовольствие от самого процесса труда. Нет нужды доказывать, что ребёнок, играя, учится, и что в игре за несколько минут он усвоит столько, что иным способом не выучит и за час. Детям нравится, когда взрослые принимают участие в их играх. Когда они чувствуют себя равными с взрослыми, их поведение становится более серьёзным и осмысленным. Игровые ситуации раскрепощают ребёнка; позволяют ему почувствовать себя личностью, мнение и жизненная позиция которой интересны окружающим; дают ему уверенность в том, что его проблемы и переживания достойны внимания и обсуждения; развивают в нём наблюдательность ко всему происходящему. Дети, научившись с помощью игры задумываться над своими ежедневными нуждами и анализировать их, став взрослыми, смогут решать самые серьёзные и глубокие вопросы жизни. Игровые ситуации дети воспринимают более естественно, чем серьёзные обсуждения. Игры помогают детям расслабиться, раскрепоститься и почувствовать себя комфортно. Эти факторы очень важны для формирования стойкого познавательного интереса. Чаще всего на занятиях я предлагаю детям игру-путешествие. Сюжеты беру из знакомых детям народных сказок. Например, обучая детей счёту в пределах 5, я предложила детям посетить сказочный теремок. Мы помогали мышке правильно выложить дорожку из геометрических фигур, лягушке – собрать бусы в логической последовательности, зайке – починить шубку (выбрать по форме подходящую фигуру для заплатки), лисе – украсить теремок флажками, пересчитав их, медведю – выбрать их всех дорог самую широкую и короткую, а затем сконструировать и сам теремок. Получив письмо от колобка с просьбой о спасении, мы отправились в путь, переходя от домика зайца к домику волка, медведя, лисы, помогая каждому выполнить какое-либо задание, при этом усвоили образование числа 8. Находясь в постоянном движении на занятии, дети не думают об усталости. Учебный материал усваивается ненавязчиво, сам собою. Я проводила занятия по мотивам сказок Шарля Перро, в виде математической игры «Лесной переполох» и «Математического КВНа». Постоянными «участниками» моих занятий являются Незнайка, Буратино, доктор Айболит, кот Леопольд, лесные жители. Проводя занятия по формированию элементарных математических представлений, я учитываю следующую особенность: знакомство с окружающим миром начинается у ребёнка уже с младенческого возраста, он на каждом шагу сталкивается с тем, что нужно учитывать величину и форму предметов, правильно ориентироваться в пространстве, тогда как долго может не испытывать, например, потребности в счёте. Поэтому первостепенное значение имеют те знания, к усвоению которых ребёнок наиболее предрасположен. Я стараюсь обогащать сенсорный опыт детей путём ознакомления с величиной, формой, пространством. Строю обучение по принципу постепенного движения от конкретного к абстрактному, от чувственного познания к логическому, от эмпирического к научному. Умение правильно определять и соотносить величину предметов, разбираться в параметрах протяжённости предметов - необходимое условие и фундамент математического развития дошкольника. От практического сравнения величин предметов ребёнок пойдёт дальше, к познанию количественных отношений больше-меньше, равенство-неравенство. Формирование представлений о величине предметов и понимания отношений длиннее-короче, выше-ниже, шире-уже, больше-меньше позволяет наглядно показать детям скрытые математические зависимости, углубить понятия о числе, представив его в новой для ребёнка функции отношений. Так на занятиях я предлагаю детям такие виды заданий: построиться по росту, сравнить длины сторон прямоугольных крышек столов для «покупки клеёнки» при помощи мерки, накрыть кукольный стол для известного количества гостей и т. п. Форма, так же как и величина, является важным свойством окружающих предметов; она получила обобщённое отражение в геометрических фигурах. Другими словами, геометрические фигуры – это эталоны, при помощи которых можно определить форму предметов или их частей. Знакомя детей с геометрическими фигурами я организую работу в двух направлениях: сенсорное восприятии форм геометрических фигур и развитие элементарных математических представлений, элементарного геометрического мышления. И хотя эти направления различны, считаю невозможным без чувственного восприятия формы переход к её логическому осознанию. Сенсорное восприятие формы предмета должно быть направлено не только на то, чтобы дети определяли форму наряду с прочими признаками, но и умели, абстрагируясь, узнавать, видеть её и в других предметах. Поэтому провожу на занятиях игры-задания «Круг, овал, квадрат» (из предметных картинок предлагаю выбрать те, которые по форме напоминают данные геометрические фигуры), организуя сюжетно-ролевую игру «Магазин» предлагаю определить форму товара и т. п. На занятиях по развитию речи использую дидактические игры, такие как «Помоги Незнайке описать предмет», «Угадай игрушку по описанию», «Аукцион слов», «Необычная песенка», «Эхо», «Рифмы», «Ветерок» и мн.др. Опираясь на имеющиеся знания детей о слове, на формирующиеся у них умения удерживать в памяти задания и осмысленно их решать, а также учитывая большой интерес и обострённое внимание к слову, в ходе работы я стараюсь создавать ситуации затруднения, поиска. Для этого использую такого рода задания: - назовите громкие (тихие) слова, почему они так звучат; - назовите слова, оканчивающиеся на –ок; - какие из окружающих нас предметов начинаются со звука»к»; - подбери к слову «мишка» похожие по звучанию слова; и мн. др. Считаю, что обучение происходит наиболее продуктивно, если оно идёт в контексте практической и игровой деятельности, когда созданы условия, при которых знания, полученные детьми ранее, становятся необходимыми им, так как помогают решить практическую задачу, а потому усваиваются легче и быстрее. В свою работу я внедряю интегрированные занятия. На таких занятиях ребёнку предоставляется возможность применить свои знания и умения в различных видах деятельности, объединённых общей темой. Например, мне удалось объединить занятия по развитию речи, рисованию и аппликации. Тема занятия «праздничная ёлочка». Дети описывали Новогоднюю ёлку, читали стихи, выучили новое стихотворение. Затем изготовили поделку-аппликацию с элементами рисования. Занятие прошло живо и увлекательно. Аналогично я проводила занятия по развитию речи и конструированию на тему «Ёжик в лесу», по развитию речи и рисованию по теме «Вьюга-завируха». Такие занятия поддерживают познавательный интерес детей, помогают найти применение полученных ранее умений на практике. Проблемное обучение как необходимое условие развития познавательных интересов. Психологи Б.Т.Ананьев, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, А.М. Матюшкин и др.сходятся в одном: мышление – это высшая форма познавательной деятельности и трактуют его как процесс решения человеком новых для него проблем. Основная функция мышления - открывать неизвестное, новое. При соотнесении этих определений с практикой обучения детей дошкольного возраста невольно возникает вопрос: если ребёнок по своей природе творец, а мы его обрекаем в течение многих лет на воспроизводящую деятельность, не отразится ли это на развитие его творческого потенциала? Теория и практика обучения дают утвердительный ответ, потому что творческое начало в ребёнке может развиваться лишь в творческой деятельности. При проблемном обучении деятельность педагога изменяется коренным образом: он не преподносит детям знания и истины в готовом виде, а учит их видеть и решать новые проблемы, открывать новые знания. При таком обучении деятельность ребёнка приобретает поисково-исследовательский характер, предполагает сотрудничество педагога с ребёнком в творческой деятельности по решению новых для него проблем. Я считаю, что необходимым условием проблемного обучения дошкольников является создание проблемно-поисковой ситуации. Именно она составляет необходимую закономерность творческого мышления, его начальный момент. Психологи выделяют три основных её компонента: Неизвестное, т. е. новое знание или способ действия, который усваивается ребёнком; Познавательная деятельность; Творческие возможности и достигнутый уровень знаний. В процессе решения проблемной ситуации взрослый помогает ребёнку использовать известные способы действия, перенеся их в незнакомые условия. Нередко для получения ответа требуется открытие нового способа; в этом случае ребёнок может идти путём опытных проб. Считаю очень важным правильно оценить как верные, так и неверные решения, направляя поисковую деятельность детей. Особое внимание я уделяю неправильным ответам. Анализирую их вместе с детьми, помогаю понять их свою ошибку, подвести к поиску нового способа решения задания. Поощряю познавательную активность ребёнка, поддерживаю его эмоциональный настрой, интерес к знаниям, что позволяет ребёнку правильно реагировать на неудачу, не бояться высказывать своё мнение. Такая атмосфера эмоционального творческого подъёма на занятии создаёт ощущение победы при решении той или иной задачи, радость познания. Приведу примеры использования проблемно-поисковой ситуации в своей работе. На занятии по формированию элементарных математических представлений ставлю цель: познакомить со способом сравнения двух предметов с помощью третьего (мерки). Рассказываю детям сказочную историю про то, как гномы нашли карту сокровищ. Демонстрирую рисунок с двумя ёлками: одна маленькая расположена в левом верхнем углу листа, другая большая – в правом нижнем углу. Говорю по секрету, что клад зарыт под той ёлкой, которая выше. Как вы думаете, где копать? Каждый ребёнок высказывает своё мнение. Один считает, что ёлочки одинаковые по высоте, другой утверждает, что одна из них выше. При этом одни указывают на верхнее изображение, другие – на нижнее. Перед детьми стоит проблема: чтобы помочь гномам выкопать клад, надо определить, какая из ёлок выше. Знакомые им способы определения высоты (наложение, приложение) в данном случае не могут быть использованы(ёлочки нарисованы). Начинаем поиск способа соизмерения, необходимого для выполнения поставлено задачи. Вначале дети предлагают знакомые способы сравнения. Разрешаю попробовать, чтобы сами убедились в их невозможности. Методом проб и ошибок, приходим к выводу: необходим новый способ сравнения. Предлагаю использовать полоску бумаги как мерку, показываю как правильно её использовать. Дети довольны: помогли гномам. Делаем выводы. Таким образом, изучение нового в процессе обучения должно осуществляться как поиск ответов на возникающие у детей вопросы. Только в этих условиях может формироваться познавательная потребность, поисковая творческая активность. Особенно острую проблемность ситуация приобретает при обнаружении в ней противоречия, которое должно быть значимым для ребёнка. Только в этом случае проблемная ситуация является мощным источником мотивации всей познавательной деятельности детей, активизирует их мышление, направляет на поиск неизвестного. Например, ребёнок задумывается над вопросом: «Почему облака плывут по небу?» Движение в понимании ребёнка связано с ногами, крыльями, движением колёс у транспорта. Облака плывут сами, беспричинно. Возникает противоречие, начинается процесс мышления – он появляется с желанием найти ответ, перетекающего в процесс поиска и открытия нового решения проблемы. Таким образом, я вижу следующую схему создания проблемной ситуации: Находим противоречие (сопровождаем тревогой, отрицательными эмоциями) Осознаём проблему, хотим её разрешить (в эмоциональном плане порождается интерес, мотивация к решению) Ищем решение, выдвигаем гипотезы (в эмоциональном плане – азарт и разочарование) Находим решение (радость, восторг) Проверяем решение (удовлетворение или досада в случае неправильного ответа) Схема одна, но проблемный материал должен быть разнообразный, неоднотипный. Я считаю, что нельзя торопиться с готовым ответом, нужно давать возможность ребёнку подумать. Тогда независимо от того, как был найден ответ – самостоятельно или с помощью воспитателя – ребёнок воспринимает себя как первооткрывателя. Приведу примеры использованных мною проблемных ситуаций: Знакомство с окружающим миром. Экология. Вы пошли в лес и заблудились, уже темнеет, и вы не можете найти дороги домой. С наступлением осени некоторые птицы улетают в тёплые края, а некоторые остаются. Почему? Как хлеб на стол «пришёл»? Почему несъедобные грибы нельзя уничтожать? Если бы не было воды, воздуха, солнца. Что произошло бы тогда? И т.п. Математика. Как узнать, что одних предметов больше, чем других? Как уравнять множества? Как можно получить на тарелке 6 яблок, если их пока только 5? Сколько нужно взять палочек, чтобы «построить» дом для сказочного героя? Для занятий физкультурой нужно построиться по росту. Как это сделать? Как определить равенство сторон квадратов? (изготовить мерку). Воспитательница попросила Дашу сходить к медсестре. Объясните девочке, куда ей нужно идти (ориентировка в пространстве). Мама попросила накрыть стол к чаю. Сколько приборов надо поставить. И т.п. Изобразительная деятельность, ручной труд, конструирование. Рисуя иллюстрацию к сказке, нужно показать, что главный её герой – зайчик. Что нужно сделать, чтобы все поняли, кто главный герой сказки? Для аппликации нужно приготовить несколько деталей одинаковой формы. Как это сделать быстро и аккуратно? Для изображения аквариума с рыбками ребёнок получает квадрат голубой бумаги. Какие нужно выбрать карандаши, чтобы рыбки «не потерялись» в «воде»? Выполняя лепку собачки перед ребёнком, стоит проблема: как показать, что собачка подаёт лапу, лает, бежит. При конструировании зданий можно предложить детям украсить прилегающую территорию. Необходимо «построить» мост такой конструкции, чтобы под ним мог проплыть корабль. Изобразить листья летом, осенью, весной и т.п. studfiles.net Развитие познавательной деятельности - способы [dropcap type=»1″]Ч[/dropcap]еловечество всегда нуждалось в людях, обладающих уникальными способностями, умеющих эффективно работать и творить что-то новое. На сегодняшний день и наука, и бизнес базируется на высокообразованных профессионалах, способных решать сложные разноплановые задачи. Именно поэтому современная психология и педагогика ставит во главу угла развитие познавательной деятельности. Как утверждают специалисты, гораздо проще обучить человека чему-то новому, если он сам в этом заинтересован. Безусловно, тяга к знаниям и познанию закладывается в человеке еще с самого раннего детства. И то, как родители относятся к вопросам обучения, в конечном счете, сказывается на развитии ребенка, как результат, отражаясь на уровне его будущего благополучия и благосостояния. В этой статье мы расскажем Вам о существующих методах развития познавательной активности у детей дошкольного и школьного возрастов. Кроме того, мы приведем наиболее яркие примеры воплощения в жизнь самых эффективных методик, чтобы Вы смогли помочь Вашему малышу развить то, что дано ему природой. Методы развития познавательной деятельности Ребенок по своей природе первооткрыватель и исследователь! Поэтому развитие познавательно-исследовательской деятельности малыша начинается с его первых вздохом. Он сталкивается с непривычными для него звуками, прикосновениями и светом. Врожденная любознательность и высокие адаптационные способности ребенка позволяют ему крайне быстро учиться, приспосабливаясь к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно кроха адаптируется, и начинается быстрое развитие его познавательных навыков – младенец старается все потрогать, пощупать, укусить… Он пробует вести себя по-разному, внимательно наблюдая за реакцией взрослых, чтобы затем сделать свои собственные выводы и избрать тактику поведения. Конечно, все желания ребенка сперва просты, но с каждым днем он становится все старше, постепенно учится переворачиваться, вставать, сидеть, ползать, ходить и говорить. А как только у малыша «развязывается» язык, наступает время вечных «Почему?», и этот момент нужно не упустить, ведь именно от окружающих ребенка взрослых зависит, насколько любознательным, открытым и общительным он станет. На сегодняшний день в педагогике и психологии описаны многочисленные методы развития познавательной деятельности у деток дошкольного возраста. Основные методы познания – это эксперимент и опыт. Данные методы исследования действительности являются для ребенка врожденными. Малыш постоянно пробует что-то новое, строит простейшие логические цепочки и приходит к собственным выводам о причинах происходящего, выбирая свой способ решения поставленной задачи. Эксперимент сопровождает детей повсюду: в еде, во сне, в играх, в ежедневных процедурах и ритуалах. Проводя же опыты, ребенок получает тот или иной результат. Он приходит к определенным умозаключениям и учится поступать правильно. От взрослого в таких случаях требуется только уважительно и терпеливо относиться к потребности малыша сделать что-то самостоятельно (завязать шнурки, подмести пол, вытереть посуду, разрисовать картинку не по образцу, построить свой уникальный замок и т.п.), а не пытаться навязать ему свою волю. Если ребенок задает тот или иной вопрос, лучшим способом стимулировать дальнейшее развитие познавательно-речевой деятельности будет обстоятельно и с интересом ответить на этот вопрос, а не отмахиваться от малыша, отделываясь невнятным или заумным бормотанием. Ребенок должен чувствовать, что вещи, которые его интересуют, для Вас также важны и интересны. Конечно, специальные занятия по развитию познавательной деятельности у дошкольников проводят их воспитатели. Но любой родитель является лучшим педагогом своему ребенку. Мама и папа могут всегда рассказывать малышу обо всем, что его окружает, красочно, ярко, доступно, так, чтобы крохе хотелось слушать еще и еще. Родители должны задавать вопросы, обсуждать все, что вызывает у ребенка интерес, наблюдать с ним за различными явлениями в природе, обучать работе по дому и т.п. Самое важное – это вызывать у ребенка положительные эмоции, связанные с процессом познания, ведь дети воспринимают мир через эмоции. Если у малыша заложится понимание того, что учиться – это здорово, интересно и полезно, он до самой старости будет крайне любознательным, что, безусловно, облегчит ему жизнь, сделав ее яркой и наполненной смыслом. Развитие познавательной деятельности школьников Развитие познавательной деятельности школьников, по сути, строится по тем же принципам, что и для дошкольников. Только в эту концепцию восприятия обучения также встраиваются посылы о том, что учиться – не только здорово, но и крайне важно, чтобы быть успешным, востребованным и разносторонне развитым человеком. В школьном возрасте важно заложить ребенку понимание того, что знания он должен добывать преимущественно самостоятельно. Каждая крупица того, что он сам нашел и понял, стоит дороже тонны того, что ему рассказали и «преподнесли на блюдечке». Активное развитие познавательной деятельности младших школьников способствует тому, что их учебная деятельность становится эффективнее, давая качественные результаты. Развитие познавательной деятельности учащихся базируется на применении различных методов. Все методы эмоционального стимулирования направлены на то, чтобы ученик ассоциировал учебу с чем-то положительным. Если ребенок воспринимает учебу с энтузиазмом, он становится более внимательным, лучше запоминает информацию, старается ее осмыслить и сделать выводы. К основным методам эмоционального стимулирования относят: - создание успешных ситуаций в учебе — когда ребенок должен справиться с задачами нарастающей сложности. Выполнение первого, наиболее простого задания, мотивирует ребенка продвигаться дальше, выполняя все более и более трудные задачи;
- дифференцированная помощь в выполнении заданий в виде карточек-консультаций, примеров-аналогов, которые раздают слабоуспевающим школьникам, чтобы помочь им справиться с заданием, после чего предлагают аналогичную задачу, с которой ребенок должен справиться уже своими силами;
- поощрение и порицание – особое искусство, которое помогает управлять эмоциями учеников. Очень важно и вовремя похвалить, и сдержанно поругать;
- использование игр, дидактических материалов и других игровых форм организации учебы – этот метод выстроен на том, что ключевой способ познания мира для ребенка – игра. Малыш не должен воспринимать учебу как «обязаловку». Чем чаще он играет, тем лучше!
Помимо положительного настроя на учебу, очень важно стимулировать познавательный интерес у детей. Для этого педагоги используют другие методы: - формирования готовности восприятия материала путем выдачи небольшого задания в форме конкурса «Кто напишет больше слов к теме урока», например. В таком случае дети будут внимательно следить за тем, что говорит учитель, чтобы в следующий раз написать больше, чем в прошлый раз и больше, чем все остальные;
- выстраивание вокруг темы урока приключенческого сюжета и наполнение ее интересным содержанием – фактами, загадками, заданиями и т.п.;
- создание ситуаций творческого поиска в виде заданий придумать упражнения по теме, составить кроссворд, ребус, загадку, стихотворение и т.п. В такой нестандартной форме дети проявляют свои врожденные способности к творчеству и лучше запоминают материал.
Работают также и методы постановки проблемы, когда ученики готовы учиться, решать задачи и выполнять задания, чтобы разрешить проблему и найти выход. Очень важно постоянно повышать уровень развития познавательной деятельности. Однако в этом процессе не всегда должен участвовать учитель, воспитатель или родитель. Поощряйте детей общаться между собой, обсуждать интересные им темы, вместе выполнять задания и т.п. Взрослому в таких ситуациях отводится лишь роль наблюдателя для того, чтобы скоординировать работу детей и вовремя помочь, если они зайдут в тупик. Основная задача родителей – любить, уважать и слушать своих детей, поощряя их к самостоятельному изучению мира. Кроме того, очень важно на собственном примере демонстрировать, как здорово учиться! bambinostory.com |