Главная » Статьи » Развитие ребенка в 6 месяцев девочка и питание
Развитие ребенка в 6 месяцев девочка и питание
Развитие ребенка в 6 месяцев девочка, мальчик. Что должен уметь, этапы, нормы, стадии. Физическое, эмоциональное, речевое, психомоторное, социальное, психическое
На протяжении всего первого года жизни ребенок растет и постоянно меняется. Когда ему исполняется 6 месяцев, — развитие достигает первой значимой отметки. Родителям важно следить, правильно ли развивается малыш, нет ли отклонений от норм, и следует ли что-то предпринимать.
Физиологические изменения. Изучаем части тела, вес и рост
Нормой прибавки за шестой месяц считается 600 – 700 г и теперь малыш весит 6,8-8,5 кг. Рост составляет 64-68 см, сердце бьется со скоростью 130–135 ударов в минуту, количество дыхательных движений составляет 35–40 в минуту. Нормой считается отклонение в весе на 1 кг и на 1 -2 сантиметра в росте.
Соотношение размеров головы ребенка и его грудной клетки имеет важное значение для оценки физического развития. За полгода окружность головы увеличивается приблизительно на 1,5 см в месяц и на 9-10 см за 6 месяцев. К шестимесячному возрасту окружность груди должна быть больше окружности головы. Пропорции приближаются к пропорциям взрослого человека.
Кроме размеров оценивается форма головы, а также наличие родничков. Важным показателем являются размеры большого родничка — к 6 месяцам они уменьшаются до 1,5 х 1,5 см.
Таблица. Нормы физического развития ребенка в 6 месяцев.
Пол ребенка
мальчики
девочки
Масса, кг
7900 — 8950
7000 — 8800
Рост, см
66 — 70
64 — 69
Окружность головы, см
41,0-45,9
40,2-44,9
Окружность груди, см
41,4-47,6
41,6-45,8
Все нормы в таблицах указаны для среднего ребенка и гораздо важнее наблюдать динамику роста.
Физическое развитие
Мышцы и кости малыша достаточно окрепли, он делает первые попытки перемещаться в пространстве и легко удерживает равновесие. Ребёнок может сидеть самостоятельно. Чтобы стимулировать движения глаз и головы, рекомендуется чаще брать ребенка на руки.
Что должен уметь ребенок. Двигательная активность
Некоторые дети могут сами садиться, подтягиваясь за бортики кроватки.
Ребёнок свободно переворачивается со спины на живот и обратно.
Лёжа на животе, поднимается на руках, может тянуться к предметам. Делает обводящие движения, чтобы захватить интересную игрушку.
Перекладывает предметы из одной руки в другую. Ребенок способен держать сразу 2 игрушки — по одной в каждой руке.
Развитие ребёнка в 6 месяцев обязательно включает мелкую моторику рук. Пальчики уверено захватывают и удерживают маленькие предметы. Малыш бросает игрушки и с интересом следит за их падением.
В 6 месяцев дети пытаются перемещаться, но получается это не у всех. Некоторые крутятся на животе, отталкиваются руками и пятятся назад, а кто-то уже ползает.
Тазобедренные суставы уже активно развиваются. Если ребенка поставить, удерживая за подмышки, он отталкивается от поверхности и пританцовывает.
Может играть самостоятельно до 10 — 15 минут. Помногу раз повторяет то, что у него хорошо получается, например, открывает и закрывает коробку.
Физическое воспитание полугодовалого ребенка должно включать в себя ряд обязательных элементов:
Легкий массаж оказывает расслабляющее действие на мышцы. Улучшает кровообращение и лимфоток.
Растирание кожи ребенка кончиками пальцев благоприятно действует на глубоколежащие ткани.
Разминание.
Поколачивание тыльной поверхностью пальцев применяется для мышц спины, бедер и ягодиц. Такой элемент физического воздействия рекомендован детям выраженной жировой прослойкой.
Физическая активность должна занимать 10-12 минут в день. Помещение необходимо проветрить, температуру воздуха поддерживать 20 – 22 С.
Зрительное восприятие
К шестимесячному возрасту стереоскопичность зрения приближается к взрослому уровню. Формируются зрительные представления о расстоянии, что позволяет точнее захватывать предметы. Развиваясь, ребенок с интересом рассматривает и исследует своё окружение. Внимательно следит за предметами, домашними питомцами и родителями.
Развитие ребенка в 6 месяцев — это первые зубы, первый лепет и осознанный интерес к игрушкам и картинкам
Малыш смотрит в глаза и улавливает взгляды других людей.
Острота зрения в этот период практически не увеличивается. Ребёнок начинает фокусировать глаза на предмете, находящемся на расстоянии 7-8 см от него. При нормальном развитии косоглазия не наблюдается. Глазное дно выглядит как у взрослого. Острота зрения составляет 0,1–0,3 (10–30 %).
Слуховое восприятие
Полугодовалый ребенок проявляет активность в ответ на различные звуковые раздражители. Внимательно прислушивается к речи родителей, тихим звукам и откликается на имя. Малыш может найти источник звука, находящийся слева, справа или сзади ориентируясь только на слух.
Главная черта развития речи в шестимесячном возрасте — накопление пассивного запаса. Он понимает слова, которые часто слышит, например, «мама», «нет» и другие. Учится различать и понимать небольшие предложения. На вопрос «Где кукла?», малыш ищет предмет и поворачивается в нужную сторону.
Порог слухового восприятия — 30 — 40 децебел.
Понимание и развитие речи
У полугодовалого ребенка начинается новый этап в предречевом развитии – лепет. Он старается произносить множество речевых звуком, которые складываются в слоги. Например, «ва-ва-ва», «та-та-та», «бу-бу», «ма-ма-ма» или «да-да-да». Звуки, из которых складывается лепет — результат развития артикуляционного аппарата. Ребенок копирует артикуляцию губ взрослого.
Он произносит отдельные звуки и слоги, повторяет тон, темп, ритм, мелодику и интонацию речи. В то же время ребенок осваивает базовую слоговую структуру слова.
Познавательное развитие ребенка
Развитие ребёнка в 6 месяцев невозможно без познания окружающего мира. Его в большей степени интересуют не сами предметы, а эффект, который он может вызвать своими действиями. Малыш встряхивает погремушку или стучит разными предметами, чтобы сравнить последствия этих действий.
Познавательные навыки в 6 месяцев:
Взаимодействовать с предметами, удерживать их, хватать или переворачивать.
Рассматривать предметы на расстоянии.
Прислушиваться к звукам, источник которых находится на расстоянии.
Раздвинуть пальцы, и захватить игрушки разного размера.
Действия с предметами и игрушками направленны на получение результата, например, звука или движения.
Развивается память, малыш ищет спрятанную игрушку.
Что должно насторожить
Небольшие отклонения в развитии иногда нелегко заметить, поэтому родителям следует обращать внимания на особенности поведения. Если ребенок даже не пытается освоить какие-то умения по возрасту, стоит поговорить об это с педиатром или невропатологом.
Особенности развития, которые должны насторожить:
Ребенок не освоил переворот со спины на живот и обратно.
Плохо захватывает предметы, не может удержать даже легкую игрушку.
Не перекладывает предметы из одной руки в другую.
Не отталкивается ногами от поверхности если его поставить, держа подмышками.
Отсутствие или замедленное слежение за движением предмета.
Не стоит забывать, что каждый ребенок развивается индивидуально и некоторые навыки может освоить чуть позже. Главное, чтобы разница не была слишком велика.
Психоэмоциональное развитие
В основе поведения ребенка лежит желание изучать окружающий мир. В этом возрасте начинают проявляться характер и темперамент, эмоции выражаются ярче. Ребенок понимает, как добиться внимания мамы, сердится, если у него что-то не получается.
Умственное развитие и новые игры
Мозг ребенка стремительно развивается. Его вес равняется половине мозга взрослого человека. Самое важное интеллектуальное достижение шестимесячного ребенка – переход от гуления к лепету, можно различить некоторые слоги. Главным инструментом изучения окружающего мира является игра.
Малыш стремится изучить игрушку, хватает её руками, стучит, трясёт и тянет в рот. Ребёнок с интересом рассматривает руки и ноги, прислушивается к ощущениям. Появляются первые признаки самосознания, ребенок смотрит на себя в зеркало и улыбается.
Малыш способен запоминать предметы и замечать их исчезновение. Он радостно реагирует на спрятавшегося родителя и с удовольствием прячется сам.
Интересные игры для умственного развития:
Понадобится 3 игрушки. Две из них нужно дать, чтобы у ребенка оказались заняты обе руки. После этого предлагается третья. Ребёнку нужно понять, как взять игрушку и что для этого необходимо освободить руку.
Игрушка прячется под одеяло так, чтобы была видео её часть. Сначала ребёнок вытаскивает предмет, потом учится приподнимать край одеяла.
Родитель двигает игрушку к краю стола и даёт ей упасть. После нескольких повторений ребёнок запоминает момент падения и заранее смотрит на пол.
Эмоциональное развитие
Развитие в возрасте 6 месяцев выражается в попытках ребенка установить контакт со взрослыми. Он смотрит в глаза, улыбается, лепечет, всячески привлекает к себе внимание. Если остается один плачет и зовет маму. Ребенок выделяет любимые игрушки.
Проявляет интерес к лицам, носам и волосам взрослых. Малышу необходимо постоянное общение с мамой и другими близкими ему людьми. Он чувствует себя комфортно в привычной обстановке, а вот новые предметы и незнакомые люди могут вызвать страх.
При возможности для эмоционального развития полезно организовать общение и игры с ровесниками.
Оценка и тест на развитие в 6 месяцев
Чтобы определить, соответствует ли развитие нормам, можно сделать несколько упражнений:
Показать яркую игрушку на расстоянии 25 см. Ребенок должен уметь выделять ее взглядом и отличать от остальной обстановки.
Ребенок открывает рот если видит бутылочку или ложку с едой.
Если попытаться отнять игрушку ребенок будет сопротивляться и крепко держать ее руками.
Ребенок отвечает на свое имя комплексом оживления.
Если при разговоре с малышом менять выражения лица, он реагирует – морщит лоб, нос, улыбается.
Что должно насторожить
Родители должны следить за поведением дитя и присматриваться к возможным негативным явлениям.
Следует насторожиться, если:
Не поворачивается к источнику звука.
Не пытается управлять руками.
Не просится на руки.
Плачет, несмотря на то что мама его успокаивает.
Не произносит никаких отдельных звуков.
Малыш безразличен к кормлению и играм.
Зубки
Сроки появления зубов индивидуальны и находятся в интервале 4 – 10 месяцев. Первыми появляются 2 нижних центральных резца.
К главным симптомам прорезывания зубов относятся:
Повышенное слюноотделение.
Ребенок часто плачет, становится капризным.
Тянет в рот любые предметы.
Набухают десны и сглаживается поперечная бороздка.
Незначительное повышение температуры, которая не превышает субфебрильных цифр — 37,5-38 С
Что можно сделать, чтобы помочь ребенку при прорезывании зубов:
Использовать охлажденное кольцо — прореыватель если ребенок достаточно хорошо удерживает игрушки.
Для снятия отечности можно применять успокаивающие, обезболивающие или противовоспалительные средства.
Проблемы на этапе прорезывания зубов бывают следующие:
Широкая щель между верхними резцами, как правило, связана с глубоко расположенной уздечкой. Для лечения необходимо посетить ортодонта.
Нетипичное окрашивание зубной эмали может быть симптомом нарушения обменных или воспалительных процессов и требует консультации специалиста.
Неправильный прикус возникает при неравномерном росте челюстей или из-за частого сосания сосок.
Неправильное расположение зубов.
Как только появился первый зуб необходимо за ним ухаживать. Для этого лучше всего подойдет кусочек марли и вода.
Особенности питания в 6-ми месячном возрасте. Прикорм
Развитие ребенка в 6 месяцев достигло той стадии, когда веществ, содержащихся в материнском молоке или адаптированной смеси, недостаточно. В этом возрасте ВОЗ рекомендует вводить прикорм. Пищеварительная система достаточно созрела и готова к перевариванию новой пищи.
Видео о рационе ребенка в 6 месяцев:
Материнское молоко необходимо дополнять прикормом по ряду причин:
Пищевых веществ уже недостаточно для организма.
Необходимо развивать пищеварительную систему.
Развивать жевательные навыки.
Стимулировать моторную активности кишечника.
Рацион должен включать в себя углеводы и жиры, например, сахарозу, крахмал, растительные масла. Основное условие для начала прикорма – здоровье ребенка. Запрещается вводить новые продукты в период вакцинации – за неделю до и после нее.
Пищу дают теплой начиная с половины чайной ложки перед грудным молоком или смесью. Постепенно количество продукта доводят до возрастной нормы. Если нет никаких негативных реакций можно начинать вводить следующий продукт. Можно использовать как готовое детское питание, так и готовить пюре самостоятельно.
В последнем случае следует соблюдать чистоту и кормить ребенка только свежеприготовленными продуктами. Соль добавлять нельзя.
Последовательность ввода блюд определяет педиатр исходя из особенностей развития малыша. В общем случае прикорм начинают с однокомпонентного овощного пюре. Вводят кабачок, брокколи, цветную капусту и картофель. Яркие овощи, такие как морковь, вводят в последнюю очередь.
Если ребенок не набирает вес, прикорм начинают с безглютеновых каш: гречневой, рисовой или кукурузной. Крупу перемалывают, потом варят кашу на воде. Можно использовать готовые коробочные безмолочные каши. При нормальной прибавке в весе каши дают после овощей соблюдая общие рекомендации ввода нового продукта.
С фруктовым пюре ребенка знакомят только после овощей и каш, чтобы не приучать к сладкой пище. Творог тяжелый продукт для детского организма и создает большую нагрузку на почки. В 6 месяцев его можно давать только по рекомендации педиатра.
Режим дня: сон и бодрствование, прогулки
Режим дня шестимесячного ребенка претерпевает изменения. Это в первую очередь связано с увеличением времени бодрствования до 2,5 ч и сокращением сна до 1,5. Общее время сна в этом возрасте 14 часов. Днем большинство детей еще спят 3 раза, хотя самые активные могут переходить на двухразовый отдых.
Ночью ребенок может проспать около 7 часов без еды.
Режим строится на основе чередования времени сна и бодрствования.
Желательно укладывать малыша на дневной отдых в одно и то же время чтобы постепенно сформировать распорядок дня. Нельзя забывать, что каждый ребенок индивидуален. Временные рамки только ориентир, наблюдая за ребенком и признаками усталости необходимо выработать оптимальный режим.
Занятия и гигиенические процедуры также рекомендуется проводить в одно и то же время. Важное место в жизни ребенка занимают прогулки. Рекомендуется гулять на улице 2 раза по 2 часа, но, если такой возможности нет, можно уложить ребенка спать на балконе или с открытым окном.
Ориентировочный режим дня
6:00-8:30
Подъем, гигиенические процедуры, первое кормление.
8:30-10:00
Первый сон.
10:00-13:00
Кормление, выполнение физических упражнения и массаж.
13:00-13:30
Третье кормление.
13:30-15:00
Второй сон, совмещенный с прогулкой.
15:00-17:00
Активные развивающие игры, гимнастика.
17:00-17:30
Четвертое кормление.
17:30-19:00
Третий сон на свежем воздухе.
19:00-21:00
Развивающие занятия, общение с членами семьи, купание.
21:00-21:30
Пятое кормление.
21:30-6.00
Ночной сон.
Как помочь малышу развиваться, чему учить
Самым эффективным способом развивать ребенка являются игры. В процессе специально подобранных игр ребенок осваивает новые умения и навыки, изучает окружающие его предметы. Гимнастические упражнения помогут укрепить мышцы, сердечно-сосудистую систему, улучшают кровообращение.
Гимнастика
Упражнения, которые подойдут для полугодовалого малыша:
Ребенок лежит на спине, его руки скрещивают на груди и разводят в стороны. Сделать 8 раз.
В том же положении сгибают и разгибают ноги, сначала поочередно, потом вместе. Делают 6 повторений.
Из положения лежа на спине немного поворачиваю ягодицы в сторону и помогают перевернуться на живот. Это упражнение делается один раз.
В положении лежа на животе нужно согнуть ноги и дать ребенку оттолкнуться от ладони. Такое упражнение стимулирует ползание и повторяется 3 – 4 раза. Можно положить перед ребенком игрушку.
Из позиции лежа на спине нужно подтянуть ребенка за руки в положение сидя.
Ходунки
Ходунки – это специальное приспособление для поддержания ребенка в вертикальном положении и обучения ходьбе. Возраст 6 месяцев является минимальным для использования ходунков.
Противопоказания для использования:
Ребенок не может сидеть самостоятельно, значит мышцы спины недостаточно окрепли.
Мышечный тонус в ногах.
Имеются повреждения кожи, такие как опрелости.
Признаки рахита.
Нарушения работы опорно-двигательного аппарата.
Ходунки позволяют ребенку самостоятельно передвигаться и получать новые знания, но находиться в них можно не более 40 минут в сутки.
Пальчиковые игры
Пальчиковые игры являются отличным развлечением для маленького ребенка. Это не только интересное занятие, но и признанный во всем мире способ раннего развития. Такие игры благоприятно влияют на интеллект и развитие речи. Оптимальное время занятий – 5 – 10 минут. Всем известна игра «Ладушки».
Развивающие игры
Развитие ребёнка в 6 месяцев происходит очень быстро, ему хочется непрерывно узнавать что-то новое. Активные игры помогут не только весело провести время, но и развить новые способности. Идеальная игрушка для развития в этом возрасте — пирамидка. Сначала малыша учат снимать кольца.
Нанизывание колец на стержень требует хорошей координации и будет освоено чуть позже.
Несколько коробок или контейнеров с разными предметами внутри увлекут ребёнка на долгое время. Сначала он учится снимать крышку чтобы посмотреть, что спрятано внутри. Нужно показать, как достать игрушки, а затем как сложить их обратно. Если ребенок уже начал ползать хорошей развивающей игрой будет преодоление преграды.
Это может быть мамина нога или подушка. Можно сделать своеобразный туннель из подручных материалов, главное помнить о безопасности. Для развития координации движений отлично подойдет небольшой мяч. Нужно катить игрушку к малышу, чтобы он мог ее поймать руками. Все упражнения необходимым проводить, когда ребёнок в хорошем настроении и в утренние часы.
Время занятия не должно превышать 15 минут. В процессе ребёнка надо хвалить и подбадривать.
Уход и гигиена (важные принципы ухода и соблюдения гигиены, купание ребенка)
В течение дня необходимо следить за чистотой рук, ведь ребёнок все тянет в рот. Мыть их необходимо не только во время утреннего туалета, но и перед каждым приёмом пищи. После еды нельзя забывать прополоскать рот кипяченой водой. Одежду нужно менять несколько раз в день по мере загрязнения, а ночную пижаму раз в два дня.
Нос и уши человека от природы самоочищаются, поэтому углубляться внутрь и использовать ватные палочки запрещается. Почистить ушную раковину можно ваткой, а нос промыть физиологическим раствором и почистить аспиратором. Обязательной частью вечернего ритуала остаётся купание. Процедура длится около 10 минут, температура воды 35-36 С.
Во время мытья нужно крепко держать ребенка, чтобы он не соскользнул в воду. Тело моют детским мылом, тщательно промывая все складочки. В последнюю очередь нужно помыть голову ребёнка. Её рекомендуется мыть 2 раза в неделю с детским шампунем.
В конце купания ребенка обливают водой на несколько градусов ниже для закаливания организма.
Частые проблемы
Родители сталкиваются с новыми проблемами, когда ребенку исполняется 6 месяцев:
Дискомфорт от прорезывания зубов. Чтобы помочь ребенку необходимо запастись прорезывателями и использовать специальные гели с разрешения педиатра.
Ребенок беспокойно спит и часто просыпается ночью. Улучшить сон может купание в теплой воде и сытный ужин.
Еще не умеет сидеть и ползать. Необходимо проконсультироваться с ортопедом и невропатологом. Если ребенок здоров, нужно больше времени уделять гимнастике, по возможности пройти курс массажа и запастись терпением.
Проблемы со стулом. После введения прикорма иногда возникают запоры. Необходимо следить за диетой и питьевым режимом ребенка.
Если стула нет в течение 2 дней, необходима консультация педиатра.
Медицинские наблюдения
Возраст 6 месяцев – время контрольного обследования в поликлинике.
Необходимо пройти осмотр следующих врачей:
Педиатр. Проводит визуальный осмотр, взвешивание и измеряет рост. Дает рекомендации по началу прикорма, что делать при появлении аллергии на какие-либо продукты. В полгода проводят вакцинацию от гепатита В, полиомиелита и АКДС.
Невропатолог. Врач оценивает функционирование нервной системы, психическое и умственное развитие малыша.
Хирург. Осматривает ребенка на предмет наличия пупочной или паховой грыжи, у мальчиков дополнительно смотрит развитие яичек и выявляет водянку или фимоз.
Офтальмолог. Посещение не является обязательным, если ранее не было выявлено отклонений, и отсутствуют жалобы. Наружный осмотр, скиаскопию, офтальмоскопию и определяет подвижность глазных яблок.
Возраст 6 месяцев важный этап, именно в это время очень важно следить, чтобы развитие ребенка было правильным, и он не отставал от сверстников. При своевременном обращении к специалистам многое можно скорректировать.
Автор: mistressdena (Мария)
Оформление статьи: Е.Чайкина
Полезный видео-ролик о развитии ребенка в 6 месяцев
Сюжет об упражнениях для малышей:
kidteam.ru
Ребенок в 6 месяцев развитие и питание примерный график кормления
За прошедшие полгода малыш заметно прибавил в росте и весе. Теперь это не беспомощный карапуз, а маленький человек, который многому научился и уже многое может понять.
Физиология
Развитие ребенка в 6 месяцев, и питание у малыша появляется прикорм. Если новая пища выплевывается, значит, ребенок еще не готов к новому меню. Задача мамы понять это и ввести новшество позднее.
Детям, имеющим избыточный вес, надо начать с пюре из овощей. А худеньким лучше всего подойдут каши из риса, гречи и кукурузы, сваренные на воде без соли и сахара. С первого прикорма малыша следует приучать к ложечке. Бутылки с соской использовать только при необходимости (в дороге).
Появление в рационе прикорма не исключает кормление ребенка грудью, ведь материнское молоко, богатое антителами, по-прежнему необходимо крохе в этом возрасте.
Психология
На шестом месяце жизни происходит серьезный прорыв в психологическом развитии. Малыш оборачивается, когда произносится его имя, он узнает свое близкое окружение, и может негативно среагировать на чужого человека. Это нельзя назвать закомплексованностью, это вступают в действие защитные механизмы организма.
По отношению к постороннему человеку ребенок может проявить приветливость, но главными людьми для него будут те, кого он хорошо знает. И успокоить плачущего малыша смогут только мама с папой.
Маленький член семьи как всегда является центром мирозданья, вокруг которого вращаются планеты-родственники. Он внимательно ко всему прислушивается, приглядывается и старается подражать действиям взрослых. Так, со временем у него звуки складываются в слоги, но настоящие слова будут произнесены еще не скоро.
Что мы умеем?
Ползать
Пользоваться обеими руками, бросать игрушки и хлопать в ладошки
Произносить слоги, пытаясь объясниться
Садиться при помощи взрослых
Спать всю ночь напролет. Ребенок в шесть месяцев очень активен, поэтому его сон более крепкий и долгий
Можно начинать читать малышу книги, веселить его смешными стишками и песенками. Если у ребенка появляется улыбка в начале чтения стишка, которое ему уже знакомо, это говорит о том, что у ребенка успешно развивается память.
Питание
Самостоятельно садиться и даже ползать умеет ребенок в 6 месяцев, развитие и питание при этом должно усиливаться (вводится прикорм). В возрасте 6 месяцев малыш должен съедать суточный оббьем пищи 7-ю или 8-ю часть массы тела (приблизительно 1000 г).
С 6 до 7 утра — кормление молоком (грудным) или молочной смесью (адаптированной) С 10 до 11 первой половины дня — прикорм, который неплохо начинать с постного кефира и творога. Кефир. Начинаем с 3-4 ложечек на пробу (запиваем грудным молоком или смесью). До следующего дня наблюдать за реакцией организма ребенка и стулом. Все спокойно? Продолжаем питание, только даем в два раза больше, доводя до 150 мл за одно кормление. Можно немного подслащивать сахаром. После вводим немного нежирного творога (1 чайная ложка) в кефир. Наблюдаем за реакцией. Увеличиваем до 30 г. В среднем питание ребеночек 6 месяцев будет получать 180 г кефирно-творожной смеси зараз.
С 2 до 3; 6 до 7; 10 до 11 второй половины дня — без изменений (молочная смесь или грудное вскармливание).
Этого вполне достаточно для ребенка в 6 месяцев развитие, и питание не обременяет родителей для создания детских кулинарных шедевров.
Двигательное развитие
Теперь манипуляции с игрушками стали гораздо разнообразнее, чем месяц назад. Малыш научился перекладывать предметы из одной руки в другую, отбрасывать их, стучать о кроватку. Зрение дает возможность увидеть совсем небольшие предметы, кроха даже попытается схватить пальчиками нарисованный на подушке квадратик, которого раньше не замечал, или летящую в солнечном луче пылинку.
Выбрать игрушки ребенку.
На 6 месяце развитие ребенок продолжает совершенствоваться в переворотах со спины на животик. Ему это доставляет огромное удовольствие, ведь теперь он может добраться до нужной игрушки и схватить ее. В этих движениях задействованы не только двигательные навыки, но и работа головного мозга.
Занятие лечебной физкультурой (ЛФК) поможет значительно укрепить физическое состояние ребенка.
Игры
В младшем возрасте малыш стучал по предмету рукой, чтобы почувствовать новые ощущения. Затем хватал его и отправлял в рот. Теперь же игрушка берется в руки с целью ближайшего рассмотрения и изучения.
Особенно в этом возрасте детей привлекают новые необычные вещи. Например, кукла «Ванька-встанька» (или «неваляшка»). Малыш как зачарованный наблюдает, как после падения кукла сама встает.
К шести месяцам ребенок становится маленьким следопытом. Ему хочется все потрогать, покрутить, пощупать. Поэтому игрушки должны быть с крышками, чтобы открывать, с определенной кнопкой, чтобы пищать, и которые можно сжимать или растягивать.
Начальное развитие речи
К полугоду малыш может уже долго и громко лепетать, повторяя одинаковые слоги. Тем самым он запоминает приобретенные речевые навыки.
Если его поддерживают родители, выражая радость и одобрение, младенец вновь и вновь повторяет эти слова. Таким вот образом и строится цепочка от детского щебетпнья к осознанной речи. И хотя малыш пока еще не понимает того, что говорит, его речевые экзерсисы совершенно необходимы для будущего овладения речью.
Со временем маленький человек накапливает информацию о своем окружении, он очень внимательно относится к звукам, которые его окружают. Для него очень важно научиться различать людей по голосу.
Когда в комнату к малышу входит мама, он начинает радостно улыбаться и с энтузиазмом размахивать ручками и ножками, давая понять, что узнал ее по голосу. Если же в комнате появится незнакомый человек, то он насторожится и сделает недоверчивое лицо.
Кроха экспериментирует и с собственным голосом. Он замечает, что, если в рот поместить игрушку (или свой палец), то произносимые звуки изменятся. Вот почему он начал использовать соску таким необычным способом.
Ребенку в этом возрасте очень нравятся игры — с мамой, с водичкой, с игрушкой. Многие дети с удовольствием купаются в большой ванне, потому что можно брызгаться водой. Особый восторг у них вызывает хлопанье двумя руками одновременно, когда брызги разлетаются веером и заливают ему лицо. В этот момент малыш как будто узнает собственную реакцию на попадание воды в глаза, носик и ушки. И, судя по всему, ему это очень нравится!
Во время купания ребенок не только увлеченно играет с водой, но и познает части своего тела. Например, если его поддерживать под спинку, он может поднять ножку и потрогать пальчики. А во время вытирания вдруг обнаружит пупок или дотронется до носика и ушей. А если наклониться поближе, то маленькие пальчики тут же ощупают мамино лицо, пытаясь «сравнить» его со своим.
Выбрать аксессуары для купания.
Читайте: Развитие ребенка в 7 месяцев
Развитие ребенка в 5 месяцев.
vseprodetok.ru
Развитие ребенка в 6 месяцев: что должен уметь делать, как развивать мальчика, девочку в этот период
Для родителей полгода — это значимая дата в жизни ребёнка и серьёзный этап в развитии. За месяцы, прошедшие с рождения, малыш сильно подрос, стал социально активным и любознательным. Окрепшие мышцы открывают перед грудничком новые возможности и позволяют осваивать и развивать необходимые навыки, кроха уже многое умеет делать. Время бодрствования становится всё более интересным, занятия более разнообразными, а сам малыш более самостоятельным. При этом ребёнок не любит оставаться один, и мама постоянно должна быть рядом, ведь с ней ему комфортней и безопасней в таком большом мире.
Особенности физиологии шестимесячного ребёнка
В 6 месяцев грудничок в очередной раз проходит осмотр у педиатра. На приёме врач проводит антропометрические измерения, проверяет наличие рефлексов и выносит заключение об общем физическом развитии ребёнка. Сверьтесь с календарём прививок, чтобы не пропустить повторное вакцинирование от гепатита В и АКДС.
Никогда не нужно сравнивать своего малыша с другими, выискивая его несоответствие нормам. Ведь развитие каждого ребёнка индивидуально, идёт своими темпами и часто не определяется средними показателями. Если грудничок хорошо ест, с интересом играет, выглядит здоровым, то родителям не стоит беспокоиться о его росте и весе.
Шесть месяцев — это время перехода от активного роста к активным действиям
За предыдущий месяц дети в среднем набирают 650 г и подрастают примерно на 2 см. После 6 месяцев темпы роста ребёнка будут постепенно замедляться, а физическая активность увеличиваться.
Сон к этому возрасту обычно становится более спокойным и продолжается до 16 часов в сутки. При этом на ночной отдых приходится 9–10 часов. Днём ребёнок спит несколько раз, от 20 мин до 3–4 часов. Сон на свежем воздухе часто более длительный и спокойный, чем в помещении. Помимо прохладного воздуха и приятного покачивания в коляске, на качество сна могут влиять режущиеся зубки.
У многих малышей именно в 6 месяцев появляется первый нижний резец. Нередко это доставляет неприятные, даже болезненные ощущения ребёнку. Повышенное слюноотделение, припухшие дёсны, подъём температуры, капризы, беспокойный сон, отказ от еды или частые прикладывания также могут быть проявлениями процесса роста зубов. В этот период ребёнок тянет всё в рот, от игрушки до собственного кулачка. Родители могут помочь малышу, облегчив симптомы: при температуре — жаропонижающие, при боли — обезболивающий гель на десну, чтобы успокоить зуд — игрушка-прорезыватель. Все сроки прорезывания зубов условны и не являются чётким ориентиром.
Появляются зубы в определённой последовательности. Первыми вылезают 2 нижних резца — в среднем это происходит в 6 месяцев. Затем прорезываются два верхних резца, далее два боковых резца сверху, потом два снизу. Первые моляры появляются около полутора лет, клыки — чуть позже, и около двух лет появляются ещё 4 моляра. Примерно в 2 года и 5 месяцев во рту у ребёнка можно насчитать 20 зубов.
Так как в 6 месяцев у грудничков вводится первый прикорм, характер стула меняется: он становится более оформленным, появляется другой запах. Опорожнение кишечника происходит ежедневно до 3 раз. Но и отсутствие стула в течение одного-двух дней не должно вызывать беспокойство у родителей, задержка его может быть связана с введением нового продукта. Чтобы помочь малышу своевременно опорожнять кишечник, маме следует давать ребёнку больше жидкости, делать ему массаж животика, заниматься с ним гимнастикой. Если на фоне всех выполненных рекомендаций стула нет более 4–5 дней, необходимо обратиться к педиатру!
В полгода многие детки активно начинают менять положение своего тела в пространстве. Они переворачиваются, присаживаются, пытаются ползти. Такому проявлению активности способствует окрепший мышечный корсет и тяга к новым достижениям.
Врождённые рефлексы и приобретённые навыки: нормы развития
К шести месяцам большинство из рефлексов, имеющихся у новорождённых, угасают или в норме не наблюдаются вовсе. Зато малыш активно и настойчиво приобретает новые навыки.
Рефлексы, наблюдающиеся у ребёнка в шесть месяцев
Сосательный рефлекс — если в ротик ребёнка попадает грудь или соска, он начинает активно сосать. Рефлекс постепенно угасает к году.
Поисковый рефлекс — если потрогать щёчку малыша, то его головка повернётся в ту же сторону, а ротик будет искать сосок. В 6 месяцев рефлекс может быть слабо заметен, после года не наблюдается вовсе.
Рефлекс Бабинского — когда проводят вверх по наружному краю стопы, пальчики у малыша расходятся. Некоторые врачи считают наличие этого рефлекса нормой до года, но есть мнение, что такая реакция стопы на раздражитель — это признак патологии, и требуется консультация специалиста.
Хватательный рефлекс — при прикосновении к ладони чем-либо, ребёнок захватывает и удерживает предмет. В 6 месяцев этот рефлекс является условным.
Ладонно-ротовой рефлекс — когда происходит нажатие большим пальцем на ладонь ребёнка, он поворачивает головку и открывает рот.
Рефлекс Галанта — если провести вдоль позвоночника, малыш изгибает спину.
Рефлекс ползанья Бауэра — если к стопам ребёнка, находящегося на животе, приложить опору, появятся ползающие движения.
Хоботковый рефлекс — при лёгком прикосновении к губам ребёнка, они вытягиваются в форме хоботка.
Рефлекс опоры — если малыша поставить на стол, он плотно упирается в него стопами.
Шаговый рефлекс — когда ребёнка, «стоящего» на опоре, слегка наклоняют вперёд, появляются шаговые движения.
Если у ребёнка наблюдаются рефлексы, которые не должны проявлять себя в 6 месяцев, необходима консультация невропатолога, так как существует вероятность поражения нервной системы.
После шести месяцев ребёнок активно приобретает новые навыки и умения
Некоторые детки в физическом плане развиваются раньше сроков. В 5 месяцев они уже сидят, в 6 месяцев встают, а в десять ходят. Конечно, таких спортсменов не удержать, но стимулировать ребёнка к ранним достижениям специально не следует. Специалисты настаивают, что мышцы ребёнка должны быть хорошо подготовлены к новым свершениям, а самое полезное занятие для малыша — это ползание.
Умения и навыки шестимесячного малыша
В полгода ребёнок становится более самостоятельным и осваивает новые умения и навыки:
понимает, когда к нему обращаются, и знает своё имя;
улыбается и оживляется в ответ;
внимательно слушает речь;
если назвать какой-то хорошо знакомый предмет, малыш поворачивает голову к нему и находит его глазами;
переворачивается со спины набок, затем на живот (в обе стороны);
захватывает руками ножки, тянет их в рот;
с интересом рассматривает предметы;
берёт игрушку, находящуюся рядом, хорошо держит её, перекладывает из руки в руку;
держит игрушки в обеих руках, трясёт ими, стучит, бросает;
тянет всё в рот;
высоко поднимает грудь, опираясь ладонями в поверхность;
встаёт на четвереньки, раскачивается в этом положении;
пытается самостоятельно садиться;
понимает, что произойдёт в результате какого-либо элементарного действия (например, если бросить игрушку, то она упадёт на пол);
тянется к маме;
может различать положительные и отрицательные эмоции: выражает это мимикой (улыбается или настораживается) в ответ на слова и выражение лица взрослого;
отдельные звуки соединяет в слоги, начинает лепетать (пока слоги не несут смысловой нагрузки);
может проявлять недоверие к посторонним людям;
подзывает маму криком с разной интонацией в зависимости от потребностей.
Около шести месяцев грудничок начинает координировать свои действия. Он целенаправленно берёт какой-либо предмет и после этого тянет его себе в рот.
В этом возрасте ребёнка уже можно занять игрушкой на какое-то время. Особенно интересны малышам в этом возрасте пирамидки, мячи, музыкальные погремушки. Кроха с удовольствием будет проводить время на развивающем коврике.
Кроха с удовольствием будет проводить время на развивающем коврике
Некоторые дети начинают присаживаться самостоятельно уже в пять месяцев, а некоторые только в восемь. Чаще всего дети садятся из положения стоя на четвереньках или через бок, высоко поднимая грудь над поверхностью и затем отрывая одну руку. Бывает, ребёнок садится быстро и неожиданно для родителей, а бывает, не оставляет своих попыток на протяжении нескольких недель. Мышцы малыша должны достаточно окрепнуть, чтобы удержать позвоночник в правильном положении, иначе в дальнейшем у ребёнка могут проявиться различные нарушения осанки. Не стоит усаживать малыша специально, когда он не способен это сделать сам.
Родителям не нужно переживать, если ребёнок освоил пока не весь список умений и навыков, но при этом активен, интересуется окружающими предметами и стремится к новым достижениям. Значит, он обязательно сделает это чуть позже.
Если у родителей возникают вопросы, связанные с темпами развития ребёнка, малыш заторможен, действия его несимметричны, он всё время молчит, необходимо проконсультироваться со специалистом.
Календарь развития: что умеет ребёнок в 6 месяцев — видео
Должный уход за ребёнком в 6 месяцев
Доброе утро малыша начинается с маминой улыбки, гигиенических процедур (умывание, подмывание) и грудного молочка или смеси. Воздушные ванны на 10–15 минут желательно устраивать после каждого подмывания. Когда есть потребность, кожу и складочки обрабатывают кремом от опрелостей.
Иногда мама замечает повышенное слюнотечение у ребёнка. Это может быть вызвано появлением зубов или индивидуальной особенностью малыша. Чтобы избежать раздражений на коже, необходимо промокать слюнки. Платочек должен быть чистым, мягким и, желательно, одноразовым. Покрасневшую от постоянного раздражения кожу рекомендуется смазывать противовоспалительным детским кремом.
Если зубки уже прорезались, раз в один-два дня их рекомендуется чистить. Для этого мама должна обмотать свой указательный палец чистой марлевой салфеткой (или бинтом), смочить её в кипячёной воде и протереть зубки со всех сторон. Движения должны быть аккуратными, чтобы не повредить десну. Можно приобрести специальный силиконовый напальчник для чистки зубов до года. Никаких зубных паст использовать не нужно.
Грудным детям чистят зубы и дёсны с помощью силиконового напальчника
В каждой семье существует свой режим дня. Прогулки зависят от настроения родителей, ребёнка и погоды. Хорошо, если они совпадают с дневным сном малыша. Гулять с грудничком на свежем воздухе рекомендуется более 3 часов в день. Дома в период бодрствования можно заняться гимнастикой и массажем. Обычно день заканчивается купанием. При потнице в ванночку добавляют отвары трав календулы, череды или ромашки. После купания малыш ест и засыпает.
Распорядок дня помогает родителям планировать свои дела, исключает суету. А малыш чувствует себя более спокойно и уверенно, если в его жизни существует режим.
Питание: что можно и нужно давать на шестом месяце жизни
Основной едой для малыша в 6 месяцев остаётся грудное молоко или смесь. Если ребёнок находится на грудном вскармливании, то до этого возраста прикорм обычно не вводят. В полгода грудничку предлагается новое блюдо, часто это овощной отвар (например, из капусты цветной или брокколи). Начинают давать отвар с чайной ложки, каждый день увеличивая объём и через 3 дня заменяя на пюре из этого же продукта. Объём овощного пюре доводят до 150 г. Такая норма полностью заменяет собой грудное молоко в один из приёмов пищи. Докармливать в процессе введения прикорма необходимо грудью. Примерно через 14 дней предлагается новый продукт. Это может быть каша, приготовленная на воде (гречневая, рисовая, кукурузная). Начинают с половины чайной ложки, постепенно увеличивая объём до 150 г и заменяя тем самым одно кормление. В 6 месяцев малыши-искусственники едят 5 раз в сутки. Детям, находящимся на искусственном вскармливании, прикорм иногда начинают давать на 1–1,5 месяца раньше. Но многие педиатры считают, что ранний прикорм необязателен. Так как современные смеси практически полностью соответствуют потребностям малыша, вводить первый новый продукт можно также в полгода.
С новыми блюдами кроху знакомят постепенно, начиная с чайной ложки продукта
В рацион полугодовалого ребёнка могут входить: овощное пюре — 150 г, каша — 150 г, фруктовое пюре (или сок) — 60 г, творог — 40 г, мясное пюре — 30 г. Сроки и очерёдность введения нового продукта не являются строгим ориентиром и зависят от конкретного ребёнка и рекомендаций врача.
Во время первого прикорма не рекомендуется давать яркие овощи и фрукты (например, морковь, красные яблоки, цитрусовые), а также каши, содержащие глютен (например, овсяная, пшеничная, ячменная и манная каши).
Если организм ребёнка не принимает новый продукт, мама может обнаружить аллергическую реакцию на коже или проблемы со стулом у малыша. При появлении нежелательных последствий, прикорм прекращается. И когда исчезнут все симптомы, пробуют ввести другой вариант.
Правила введения нового продукта во всех случаях одни и те же: начинаем с малого, следим за реакцией, увеличиваем объём, новый продукт предлагаем через 10–14 дней.
Доктор Комаровский о правилах введения прикорма — видео
Чем заниматься и как развивать малыша в полгода
Ребёнок, с которым занимаются, развивается гармонично, а его успехи более ощутимы для родителей. Гимнастика и массаж способствуют нарастанию мышечной силы и укреплению мышечного корсета, что очень важно для рук, ног и спины полугодовалого грудничка.
Если мышцы не готовы, и малыш не присаживается самостоятельно, то родителям сажать его не следует. Для того чтобы ребёнок смог поползти и сесть рекомендуется выполнять массаж и комплекс упражнений.
Ранняя нагрузка на этот самый позвоночник может привести в дальнейшем к самым разнообразным проблемам (искривлениям, радикулитам и т. п.). Ещё раз обращаю внимание: сидеть и ходить ребёнок должен захотеть сам. По крайней мере, в возрасте до года не надо его сознательно тренировать и «учить». Ничего страшного, если малыш лишний месяц полежит и поползает.
К 6 месяцам многие мамы овладевают методикой общеукрепляющего массажа (лечебный массаж делает специалист по показаниям). Во время или после сеанса с ребёнком выполняют упражнения, способствующие физическому развитию малыша.
Скрещивание рук на груди. Ребёнок находится на спине. Вложить свои большие пальцы в ладони малыша так, чтобы он их обхватил. При этом придерживать кисти рук ребёнка. Развести его руки в разные стороны, затем скрестить их на груди. Чередовать положение рук.
«Бокс». В руки малыша можно вложить свои большие пальцы либо резиновые кольца. Попеременно выпрямляя и сгибая руки ребёнка, делать боксирующие движения.
Круговые движения руками. Обхватить руки ребёнка своими. Производить круговые движения в обе стороны.
«Велосипед». Взять ножки малыша. Попеременно прижимать колени к животику и выпрямлять ножки.
Скользящие движения стоп по поверхности. Ножки согнуты в коленях, ступни попеременно скользят по направлению к попке малыша по поверхности.
Поднимание прямых ног. Ребёнок лежит на спине, ножки прямые. Поднять обе ноги вверх до прямого угла, вернуть в исходное положение.
Перевороты со спины на живот. В ручку ребёнка вложить свой указательный палец, потянуть в противоположную от захваченной руки сторону. Малыш окажется на боку. Далее, потянуть его ещё, немного помогая ему, если потребуется. Грудничок ляжет на животик. То же проделать в противоположном направлении.
Присаживание. Малыш лежит на спине, ножки фиксируются рукой. Вложить свои пальцы в руки ребёнка, придерживая его кисти. Потянуть на себя и помочь присесть малышу. Когда ребёнок самостоятельно не садится, сажать его полностью на длительное время не следует. Вернуть малыша в исходное положение. Повторить. Если грудничок может подтянуться на одной руке, упражнение выполняется при поддерживании его то за одну ручку, то за другую.
Ходьба на руках. Положить интересную игрушку на небольшом расстоянии от ребёнка. Малыш лежит на животе, раскрытые ладошки находятся на поверхности. Приподнять ножки и таз ребёнка так, чтобы он остался стоять на руках. Можно немного покачать его в этом положении. Хорошо, если малыш начнёт переставлять ручки сам.
Обучение ползанию. Ребёнок лежит на животе. Ручки раскрыты ладонями вниз. Приподнять малыша за животик вверх. Ладони и ножки грудничка при этом остаются на полу, ножки согнуты в коленях. Можно покачать его в таком положении.
«Самолётик». Упражнение способствует укреплению мышц спины. Ребёнок находится на животе. Немного разводим и приподнимаем его ручки. За руками вверх тянется грудная клетка. Помогаем малышу остаться в таком положении несколько секунд.
Наклоны. Исходное положение — на руках у родителя, спина ребёнка прижата к груди взрослого, ножки малыша прямые, зафиксированы. Потянув немного за ручку, заставить малыша наклониться вперёд, затем он должен вернуться в исходное положение. Помочь ему при необходимости.
Каждое упражнение повторить 4–6 раз. Занятия можно проводить на фитболе. На мяче делают «самолётик», качают малыша так, чтобы он касался ножками пола. При упражнениях обязательно придерживать мяч и ребёнка, обеспечивая безопасность.
Гимнастика укрепляет мышечный корсет и способствует правильному развитию ребёнка
Упражнения рекомендуется выполнять не ранее, чем через 30 минут после еды. В помещении, где занимается ребёнок, должен быть свежий воздух, температура примерно 22 градуса.
Гимнастика для ребёнка в 6 месяцев — видео
Каким играм можно научить 6-месячного ребёнка
Самое лучшее место для игр с ребёнком — пол. Вокруг можно разложить интересные предметы, чтобы малыш захотел добраться до них.
Игрушки должны быть разных форм, размеров, цветов и фактур. Это развивает зрительное восприятие грудничка и тактильные ощущения.
Можно танцевать с ребёнком на руках под музыку, кружить его, наклонять. Такие перемещения благотворно сказываются на координации.
Если малыш уже сидит, можно предложить ему для игры пирамидки.
Простые пальчиковые игры (например, «Сорока-ворона», «Дятел») также пойдут ребёнку на пользу.
Пальчиковые игры способствуют развитию речи и мелкой моторики
Занятия с коробочками, в которые можно что-то класть, а потом доставать, тоже могут заинтересовать грудничка.
Для игры хорошо подойдут звучащие игрушки, неваляшки, барабаны, колокольчики.
Можно сшить мешочки или целые яркие мягкие книжечки, наполнив их детали разным содержимым (крупой, горохом, камушками, фасолью).
Предложенные задачи заставят малыша подумать, как найти игрушку, на которую накинули платочек или как взять предмет, если руки уже заняты.
Ребёнку показывают яркие картинки в книжках, называя их. Можно читать небольшие ритмичные четверостишья.
Нравится малышу и игра в «ку-ку» с мамой или другим взрослым.
Разнообразные звуки и музыка хорошо сказываются на слуховом восприятии.
Можно посадить грудничка перед большим зеркалом, он заинтересуется своим отражением.
На улице необходимо рассказывать малышу об окружающем мире, чётко проговаривая названия и действия.
Можно дать грудничку воздушный шарик, отпускать и ловить его вместе с малышом.
Купаться ребёнку интересней с игрушками, лейками и формочками.
Когда малышу предлагается новая игра, мама (или другой взрослый) обязательно должны помочь ребёнку освоить её. Например, если даются коробочки с предметами, родитель показывает: как достать что-то из них, как положить обратно. Это можно проделать вместе с рукой малыша, направляя её и помогая брать и класть. Аналогично нужно поступать с другими новыми играми: пирамидками, лейками, барабанами, колокольчиками и т. д. В конце игры обязательно похвалите малыша.
Мама (или другой взрослый) обязательно должны помочь ребёнку освоить новую игру
Каждое действие мама должна сопровождать комментариями, рассказывая и показывая малышу что-либо новое, или проговаривая уже известное ему. А если ребёнок начал лепетать, можно повторять за ним слоги. Пока малыш не способен сосредоточенно и спокойно сидеть, во время чтения книжки, но взрослый может рассказывать небольшие стишки и сказки ребёнку во время общения. Занимаясь и играя, родители помогают ребёнку расти здоровым, активным и любознательным.
Шестимесячный малыш может быть очень подвижным. Задача взрослых в этот период обеспечить безопасное пространство для ребёнка, поддерживая его интерес к познанию. Ему предстоит ещё со многим познакомиться и многому научиться. Грудничок пока только в начале пути, но поддержка и любовь семьи сделают его дорогу приятней, легче и интереснее.
Автор: Мария Окунева
Распечатать
zhdumalisha.ru
Что должен уметь ребенок в 6 месяцев: психическое, физическое развитие, питание, режим дня
Последнее обновление статьи: 02.04.2018 г.
Шесть месяцев – довольно значимая дата в жизни младенца. Так много событий и новых впечатлений именно на этом рубеже. Первый прикорм, первый зубик. И первые слога, хоть они и не осознаны. Преодолев первое полугодие, малыш постепенно становится личностью, индивидуальностью со своими чертами и особенностями. Растёт и развивается младенец всё с такой же интенсивностью, характерной для первого года жизни.
Что умеет ребёнок в 6 месяцев?
Родителям новорождённого будет полезно узнать, что умеет ребёнок в 1 месяц. Для этого следует прочитать информативную и содержательную статью детского доктора.
Обязательно ознакомьтесь с тем, что должен уметь ребёнок в 2 месяца, какими основными навыками и способностями обладает двухмесячный малыш.
Узнайте из статьи детского доктора, как проходит развитие ребёнка в 3 месяца, каковые основные навыки и умения малыша в этом возрасте.
Полезная информация, которая касается того, что умеет ребёнок в 4 месяца. Врач-педиатр подробно рассказывает, какие занятия эффективны в этом возрасте и когда следует беспокоиться из-за развития малыша.
если малыш ещё раньше не научился переворачиваться на спинку и на живот, в шесть месяцев это надо уметь обязательно. Родителям необходимо не терять бдительность и не оставлять малыша одного. Особенно если младенец лежит на такой плоскости, с которой легко упасть, увлёкшись перекатыванием со спины на животик и наоборот;
Чтобы потом не переживать по поводу синяка на лбу, разбитого носа или вероятного сотрясения мозга, всегда страхуйте ребёнка, не теряйте его из виду, в случае необходимости подкладывайте преграды в виде подушек или чего-нибудь ещё.
ребёнок уже сидит, уверенно или с поддержкой. Некоторые малыши в этом возрасте уже смогут сесть самостоятельно из положения лёжа на животе, помогая себе ручками. Другим же надо помочь, аккуратно приподнимая их за ручки из положения лёжа на спине. И если раньше полугода педиатры не рекомендуют увлекаться девочке длительным сидением, то 6 месяцев – оптимальный срок для того, чтобы начать сидеть;
Если 6 месячный ребёнок не сидит и даже не делает попытки к этому, не изъявляет вообще никакого желания, следует обратиться к доктору.
ребёнок 6 месяцев делает первые попытки к ползанию. Обычно это происходит, когда он из положения сидя, передвигая ручками, перемещает своё тело вперёд. Но так как мышцы ножек ещё недостаточно окрепли для таких упражнений, двигается по-пластунски, активно помогая руками;
малыш в 6 месяцев успешно овладевает навыками обращения с ложкой. Во время еды активно открывает рот и снимает с ложки пищу. В этом возрасте уже можно учить пить с кружки;
Наилучшим вариантом для первой кружки будет поильник. Он лёгкий, при опрокидывании много из него не вытечет, а малышу будет проще регулировать объём льющейся жидкости.
продолжают развиваться навыки обращения с игрушками. Малыш уже может захватывать их из любого положения, из одной руки перекладывать в другую. Среди игрушек младенец заводит любимчиков, с которыми ему особенно приятно играть.
Количество информации, воспринимаемой ребёнком и перерабатываемой его мозгом, возрастает. Получают свою пищу для развития органы чувств.
Физиологически ребёнок еще дальнозорок, и рассматривать предметы при слишком близком приближении младенцу не очень сподручно.
Но малыш уже начинает понемногу различать цвета. Самый первый – красный. Именно такого цвета игрушки и предметы привлекают кроху в первую очередь. Дети 6 месяцев не только различают цвета, но и могут разделять их по категориям «светлый» и «тёмный».
6-месячный ребёнок начинает реагировать на своё имя. Услышав его, оборачивается, ищет источник звука, обладателя голоса. Звук собственного имени очень приятен малышу. В ответ он оживляется, улыбается, двигает ручками-ножками.
На чужое имя такой реакции, конечно, нет. Младенец никак не реагирует или просто смотрит на говорящего человека, ожидая продолжения речи.
В общении с окружающими ребёнок показывает всё большее количество эмоций и чувств. Это уже не просто радость и печаль. Растёт и развивается целая гамма реакций малыша на окружающие его события и общение с другими людьми.
Конечно, всё это он сначала копирует, перенимает у своих родителей. С возрастом всё эти бессознательно скопированные реакции станут частью личности ребёнка.
В общении с малознакомыми людьми кроха осторожен. В большинстве случаев он, конечно, не будет кричать при их виде, но и быстренько спрыгивать с маминых рук не будет. Ребёнок на 6 месяце жизни предпочитает настороженно относиться к посторонним.
Более разнообразными становятся игры. Ребёнку нравится брать игрушки, тянуть их в рот, пробовать на зубок. Теперь он ими не только трясет, прислушиваясь к звуку. Малыш может их с силой швырять, стучать об кроватку или пол, предлагать, протягивая, маме или папе. Видя маленький фрагмент спрятавшейся игрушки, находит её, вытаскивает и подолгу играет.
Развитие ребёнка в 6 месяцев уже позволяет ему активно совершенствовать свои навыки обращения с кружкой и ложкой. И хоть самостоятельно он, конечно же, кушать ещё не может, просто подержать в руке ложечку во время приёма пищи не откажется. В дальнейшем это будет стимулировать малыша кушать самому, без помощи родителей.
Ребёнок в полгода радует своих родителей не только самим общением и эмоциями, но и развивающейся речью. Это время начала лепета. Ранее издававшиеся звуки сливаются в слоги «ма», «па», «ба». Порой даже слышатся слова «мама», «папа». Но это пока слова ненастоящие, ведь они неосознанные и получаются путем соединения, повторения звуков и слогов, услышанных младенцем от близких людей.
Физическое развитие
К шести месяцам малыш уже прилично подрос и прибавил в массе тела.
Масса тела ребёнка в 6 месяцев, по сравнению с массой при рождении, удваивается. Более точно посчитать, сколько должен весить ребёнок в 6 месяцев, можно, сложив цифру массы тела при рождении и сумму долженствующих прибавок за предыдущие месяцы. К шести месяцам малыш в среднем набирает 4,5 килограмм.
Рост ребёнка в 6 месяцев тоже зависит от изначального параметра. Обычно за 6 месяцев кроха вырастает на 18 сантиметров.
С ростом младенца меняются и пропорции его тела. Голова в соотношении к туловищу становится меньше, грудная же клетка растёт более интенсивно. К полугоду их окружности в большинстве случаев приравниваются, становятся равными 42 — 44 сантиметрам.
Более точно про идеальную массу тела и рост ребёнка расскажет центильная таблица, которая есть на столе у каждого участкового педиатра.
Набор массы тела и величина прироста девочки и мальчика могут различаться. Обычно мальчики физически развиваются более интенсивно.
Питание
Питание ребёнка в этом возрасте включает в себя смесь или грудное молока и прикорм. Причем ведущая роль отводится именно молоку и продуктам, его заменяющим.
6 месяцев – крайний срок введения прикорма. Дети, получающие смесь, начинают прикармливаться в 4 — 5 месяцев. Для грудничка же оптимальный возраст – 5 — 6 месяцев.
Затягивать, как и торопиться, с началом прикорма не стоит. Ранее его введение чревато аллергией и проблемами с пищеварением, позднее – анемией, рахитом и гипотрофией.
После шести месяцев ребёнку требуется больше энергии, а, значит, и калорий. Возрастает его потребность в минеральных веществах, витаминах. Продукты прикорма, к тому же, развивают навыки жевания, глотания, обогащают жизнь малыша новыми вкусами и запахами.
Основные правила:
Начинается введение прикорма с каш или овощного пюре. Это определяется индивидуально для каждого ребёнка.
Время приёма новой пищи – утро. Младенец в эту пору голоден и не хочет спать. Поэтому не будет сильно возражать при виде новой пищи. Родителям же это позволит наблюдать за малышом в течение дня.
Малый объём. Начинаем с 3 — 5 миллилитров. Это чайная ложка. Затем докармливаем грудью или смесью.
Постепенное наращивание количества еды. За 5 — 7 дней доводим объём питания до возрастной нормы, заменяя продуктом прикорма одно кормление.
Введение нового продукта не ранее, чем через 4 дня.
Многокомпонентные каши, овощные и фруктовые пюре вводим после монокомпонентных, месяцев в 7 — 8.
Наилучшее время для введения в рацион овощей и фруктов – это лето. Блюда, приготовленные из свежих, а не размороженных продуктов, намного вкуснее и ценнее для детского организма.
Грудничок 6 месяцев, скорее всего, не откажется от груди даже после введения полного объёма прикорма. И будет просить её и после сытного завтрака, и после плотного обеда. На самом деле, происходит это очень часто. Не переживайте, придёт время, и малыш полностью перейдёт на взрослое питание.
В течение дня у малыша по-прежнему остаётся 2 — 3 дневных сна и один ночной. Продолжительность дневных индивидуальна. От получаса да нескольких часов.
Непрерывный ночной сон составляет 6 — 7 часов, затем ребёнок обычно просыпается для подкрепления. Некоторые дети уже спят всю ночь. Правда, среди грудничков это большая редкость.
Активная фаза сосания у них смещается на последние несколько часов сна.
Чтобы крохи крепче и дольше спали, в их жизнь можно ввести небольшие ритуалы. Ритуал – это определённая последовательность действий, совершаемых перед отхождением ко сну.
Например, гимнастика, или занятия на фитболе, — купание – массаж – бутылочка или грудь перед сном – колыбельная. Так, привыкнув к заданной последовательности, ребёнок уже будет знать, что после всех этих действий надо засыпать.
Первый зубик
Возможно, уже и не первый, а второй или даже третий. У большинства детей шесть месяцев – самый распространённый период появления первых зубов. Сначала прорезаются нижние единички.
Зачастую этот процесс сопровождается небольшим повышением температуры, послаблением стула и общим ухудшением настроения. Но стоит зубику показаться над уровнем десны, все симптомы проходят.
В это время необходимо больше времени уделять обработке игрушек и мытью рук. Ведь малыши всё тянут в рот. Особенно, когда там всё чешется и болит. А распухшие дёсенки – превосходная среда для развития разного рода стоматитов.
Если младенец сосёт соску, самое время от неё отучать. Давление, которое оказывает пустышка на растущие зубы, может привести к неправильному формированию челюстного аппарата.
Вместо соски предложите малышу прорезыватель.
Развитие малыша никогда не стоит на месте. Всё окружение со своими звуками, запахами, вкусами и предметами уже делает возможным развитие 6-месячного ребёнка.
Родителям важно знать, что их основной вклад в развитие ребёнка с 6 до 7 месяцев – создание оптимальных условий для безопасного познания малышом этого мира и всяческая помощь и поощрение.
Для ребёнка в 6 месяц немаловажную роль имеют различные игрушки. Будут полезны простейшие музыкальные инструменты – бубны, маракасы, барабаны, ксилофоны.
Интерес для малыша в 6 месяцев представляют мячи разных размеров и цветов, игрушки из материалов различных фактур. Малышу будет интересно знакомиться с тактильными и звуковыми ощущениями, получаемыми от этих игр.
Для активного развития речи с младенцем надо много разговаривать. Некоторым молодым родителям, правда, довольно непросто настроиться на постоянный речевой поток. Волноваться не стоит. Этот навык со временем приходит ко всем.
На шестом месяце подходящий момент для приобретения первой книги. Предпочтительны издания из плотного картона, или сделанные из ткани.
В развитии моторных навыков помогут комплексы гимнастики, упражнения на фитболе, массаж и грудничковое плаванье.
Ближе к году можно учить малыша дифференцировать основные оттенки. Однако вопрос, как научить ребёнка цветам, актуален и в полугодовалом возрасте. Именно поэтому крохе нужно показывать предметы различных оттенков для совершенствования зрительного и цветового восприятия.
Когда стоит беспокоиться?
Конечно, развитие каждого крохи индивидуально. Но есть определённый перечень, что должен уметь ребёнок в 6 месяцев в обязательном порядке. И малыш, не умеющий в 6 месяцев, например, держать голову, заслуживает пристального внимания докторов.
Необходимо обратиться к доктору, если:
малыш не держит уверенно голову;
при лёгком потягивании за ручки не делает попыток сесть;
не отвечает на эмоциональный контакт улыбкой или оживлением;
не делает отличий между родителями и посторонними людьми;
не делает попыток в произношении звуков;
не реагирует на звуки и речь;
не интересуется игрушками.
Всегда помните, что ваш малыш прекрасен. А время, проведенное с ним, – неповторимо.
Page 2
Последнее обновление статьи: 23.04.2018 г.
Ребёнок 10 месяцев - уже не тот крошечный комочек, которого вы, казалось, совсем недавно забрали из роддома. Это уже осознанный человечек, с собственным темпераментом и уже формирующимся характером. С каждым днём малыш проявляет возрастающую самостоятельность - дальше ползает, дольше стоит, говорит большее количество повторяющихся слогов или даже слов.
Малыш уверенно ползает. Кто-то на небольшие расстояния, других просто невозможно догнать. Особенно возрастает скорость перемещения младенца, если он успел ухватить что-то запретное и пытается скрыться.
Бывает, что 10-месячный ребёнок ползает очень мало, а сразу пытается ходить. Причем мальчику это будет более свойственно, чем девочке.
Дети в 10 месяцев хорошо стоят. Многие пытаются ходить, держась ручками за край дивана или кровати. А некоторые малыши уже осваивают навык ходьбы без всякой поддержки.
Ребёнок окончательно осваивает щипковый захват. Малышу нравится пальчиками держать мелкие предметы, если дать ему в руки карандаш или ручку, младенец будет пытаться рисовать, подражая действиям родителей.
Малыш в 10 месяцев ещё более интересен в плане общения. Его легко научить махать ручкой на прощание или крутить головой в знак согласия или несогласия. Ребёнок также реагирует на простые просьбы взрослого. Малыш может что-то взять, принести, отдать или совершать определённые действия с игрушками (покатать, закрыть, открыть).
Ребёнок совершенствует владение своим телом. Благодаря тому, что прибавки в массе тела уже не такие существенные, как раньше, младенцу проще контролировать свои движения. Связь между мышлением и моторикой крепнет. Манипуляции руками, движения ногами, повороты головы становятся ещё более осознанными. И чем больше малыш играет с помощью рук, пальцев, тем скорее и крепче эта связь закрепится.
Развитие ребёнка в 10 месяцев уже позволяет определить ведущую руку.
Если главной окажется левая рука, ни в коем случае нельзя младенца переучивать. В этом случае лучше выбирать игры, в которых задействованы обе руки.
В обращённой речи ребёнок легко угадывает интонации. Если речь имеет одобряющий тон, малыш радуется, улыбается. Если же младенец слышит в голосе близкого человека неодобрение, он расстраивается.
Малыш осознаёт слово «нельзя». Главное – не злоупотреблять им. Запрещать следует в тех ситуациях, когда действия ребёнка могут нанести вред ему или окружающим. В остальных случаях его лучше отвлекать, переводя внимание на что-то более интересное.
Запрет следует доводить до конца. Не надо идти на поводу у младенца, который своим криком пытается добиться разрешения на что-либо ему угрожающее, на что ранее был наложен запрет. Ещё раз мягко расскажите малышу, почему нельзя, и чем это действие или предмет ему угрожает.
Ребёнок на десятый месяц может сказать свои первые слова. Или часто и подолгу повторяет самые популярные слога – « ма-ма», «па-па», «ба-ба».
Но даже если этого не происходит, не стоит переживать. Развитие ребёнка в десять месяцев ещё не подразумевает чёткое осознанное говорение слов.
Чувства малыша и его эмоциональные реакции становятся более разнообразными. Так, например, у 10-месячного ребёнка может возникнуть чувство ревности. Оно проявляется, когда в центре внимания близких людей оказывается другой малыш.
Крепко держит кружку двумя руками и самостоятельно пьёт.
По причине возрастающей двигательной активности масса тела ребёнка увеличивается уже не в таком темпе, как раньше. За десятый месяц младенец тяжелее на 400 — 450 граммов и вырастает на 1 — 1.5 сантиметра.
Режим дня
Малыш по-прежнему спит два раза днём и один раз ночью. Общая продолжительность сна составляет 12 — 14 часов. Каждый ребёнок самостоятельно выбирает собственный режим. Одни раньше просыпаются и, соответственно, раньше ложатся. Другие очень мало спят днём, буквально 30 — 40 минут. Если малыш спит днём два раза, следите, чтобы промежуток между дневными снами был не более четырёх часов. Так вы избежите проблем с укладыванием на ночь.
Родителям следует очень внимательно наблюдать за ребёнком и сигналами, которые он подаёт. Именно таким способом можно выбрать оптимальный режим дня, наиболее подходящий малышу.
В 10 месяцев ребёнок получает практически взрослую пищу. Исключение в том, что она может быть в более измельченном (перетёртом) виде.
Естественно, нельзя давать детям жареную или жирную пищу. То же касается консервов, копчёностей, полуфабрикатов и сладостей.
Смесь или грудное молоко ребёнок получает перед сном, ночью или после основного приёма пищи в качестве питья.
Груднички обычно прикладываются к груди больше, чем это требуется для утоления голода или жажды. Не волнуйтесь. Это нормально. Всё станет на своё место, когда грудничок и мама будут готовы отказаться от грудного вскармливания.
Для привития малышу культуры питания полезно организовывать совместные трапезы. Так ребёнок будет осваивать навыки самостоятельного приёма пищи. К тому же совместный приём пищи в кругу семьи – прекрасный способ стать ещё ближе и роднее друг другу.
Как развивать ребёнка в 10 месяцев?
В 10 месяцев развитие крохи, как и ранее, происходит через игру. Родителям важно как выделять для этого отдельное время, так и вплетать игровые элементы в контекст повседневной жизни семьи. Просто замечательно, если с малышом будет играть и мама, и папа, ведь манера игры у них различается.
в развитии двигательных навыков важно помочь малышу совершенствоваться в навыке ползания и закладывать крепкий фундамент для последующего прямохождения.
Не ограничивайте малыша пределами манежа. Заранее обезопасив пространство, отпускайте его в свободное плаванье на пол.
Разложите на полу игрушки, чтобы малышу было интереснее ползать от одной забаве к другой. Чтобы укрепить мышцы рук и ног, интересно будет поиграть в догонялки. Конечно, ребёнок ещё не умеет достаточно хорошо для этого ходить, но он уже прилично ползает. Малышу будет интересно как убегать, так и догонять.
Если малыш совсем не хочет ползать, соорудите дома игровой туннель. Покажите ребёнку, как можно его преодолеть ползком. Редкий младенец устоит перед таким развлечением.
Покажите, как, оказывается, проще сделать первые шаги, если держаться за кровать или диван.
физические нагрузки. В первую очередь, это упражнения на фитболе и занятия в бассейне. Это укрепит мышечный каркас малыша и послужит профилактике пупочной грыжи;
больше говорите с ребёнком. Рассказывайте об окружающем мире и явлениях. Сопровождайте свои действия комментариями.
Так можно освоить навык совместного приготовления пищи. Мама будет готовить на плите в настоящей посуде, а малыш, сидя на полу, будет повторять. Это ещё и положительно повлияет на моторику рук.
В этом возрасте малышу на слух проще воспринимать стихотворные формы, напевную речь. Для лучшего понимания сказок можно использовать пальчиковые игры.
Родители могут самостоятельно изготовить набор пальчиковых игрушек для нескольких сказок. Это отличный вариант семейного досуга.
ролевые игры. Выберите вместе с младенцем любимую игрушку и покажите малышу, как можно за ней ухаживать – кормить, укладывать спать и прочее. Кроха с удовольствием повторит эти простые действия.
Маленькие дети – великолепные имитаторы. И родители для них – лучший пример для подражания.