Главная » Статьи » Ребенок не хочет учиться советы психолога
Ребенок не хочет учиться советы психолога
Ребёнок не хочет учиться: почему это происходит, что делать, советы психолога
Очередная двойка в дневнике сына или дочки мало кого из родителей оставляет равнодушным. Ещё хуже, когда ребёнок на стандартный вопрос о том, как дела в школе, отвечает односложно и без энтузиазма. Нежелание учиться и, как следствие, низкая успеваемость – проблемы, требующие незамедлительной реакции, вот только криком и угрозами здесь не поможешь. Истерично-авторитарное поведение родителя наверняка вызовет протест в детской душе. Чтобы предпринятые вами шаги были адекватными и результативными, выясните вначале, почему ребёнок не хочет учиться.
Причины, по которым пропадает интерес к учёбе
Ребёнок – не только плоть от вашей плоти, это отдельная личность со своими способностями и потребностями. Об этом важно всегда помнить, и не подменять его жизненные установки собственными. Очень часто родители, не реализовавшись в какой-то сфере, предъявляют к детям завышенные требования, навязывают им свои пристрастия. Но цель отеческой заботы состоит в ином: вы должны здраво оценить интеллектуальный потенциал и эмоциональную зрелость малыша, выявить его склонности и направить их в нужное русло. Таким образом, первое, что нужно сделать, это честно ответить на вопрос: «Ваш ребёнок не хочет или не может учиться?».
Некоторым ученикам одолеть стандартную школьную программу не позволяют умственные способности или состояние здоровья. Родителям в таком случае нужно, признав за ребёнком особенности, определить его в коррекционный класс. Пойти на такой шаг зачастую сложно: мешают личные амбиции, боязнь пренебрежительного отношения со стороны окружающих. И в то же время сделать это необходимо. Когда ребёнку ставят посильные для него задачи, у него появляется и интерес к учёбе, и уверенность в себе.
Впрочем, может быть и обратная ситуация, когда уровень обучения не соответствует высоким запросам ученика. Скука, которая одолевает одарённых детей в обычной средней школе, напрочь убивает мотивацию. Чтобы ребёнок окончательно не охладел к учёбе, его можно перевести в специализированное заведение, отдать в секцию, студию или кружок.
Вообще замечено, что дети, посещающие тренировки и занятия вне школы, более организованы и целеустремлённы. Однако есть у таких увлечений и обратная сторона. Осознав, что спорт, музыка или танцы – его истинное призвание, ребёнок будет меньше уделять внимание школьным дисциплинам. В такой ситуации родителям желательно договориться с чадом о границах допустимого.
Существуют и другие причины, почему дети не хотят учиться:
отсутствие возможности реализовать врожденные лидерские задатки;
наличие комплексов или, наоборот, завышенных требований к себе (перфекционизм);
сложности с пониманием материала, педагогическая запущенность.
Как повысить мотивацию к учёбе
Нужно понимать, что стремление к познанию – естественная тяга ребёнка, которую нужно поощрять с самого рождения. Старайтесь всегда отвечать на вопросы маленького «почемучки», обстоятельно беседуйте с ним во время прогулок, играйте в сюжетно-ролевые игры. Устраивайте совместный просмотр познавательных передач с последующим обсуждением. Обязательно читайте дошколёнку интересные книги – не только детские энциклопедии, но и художественные произведения, стихи.
Помните, что развивать малыша нужно всесторонне: интеллектуально, эмоционально, эстетически, нравственно. При этом проявляйте чувство меры: основательная дошкольная подготовка может привести к тому, что первокласснику будет неинтересно на уроках.
В младшем школьном возрасте стимулировать нужно игровыми заданиями, посредством совместной деятельности. Дети не хотят учиться в школе, если у них нет мотивации. Зачастую родители это понимают, но выбирают неправильные стимулы. Так, популярным способом воздействия на ребёнка является метод «кнута и пряника», состоящий из угроз, шантажа, наказаний, посул и вознаграждений.
Подобная стратегия имеет право на жизнь, но не должна доминировать, так как воспитывает меркантильность и не всегда эффективна. Гораздо результативнее пробуждать внутреннюю мотивацию. Один из постулатов психологии общения, сформулированный Дейлом Карнеги, гласит: «Самый лучший способ заставить человека что-то сделать – это сделать так, чтобы он сам захотел это сделать».
Советы родителям по формированию учебной мотивации у ребёнка следующие.
Меньше критикуйте и больше хвалите детей. Всячески подчёркивайте связь между их стараниями и конечным результатом. Так дети учатся легче.
Будьте искренни. Чтобы не обесценивать достижения ребёнка, не подменяйте честно заслуженную похвалу дежурной лестью.
Критикуйте по делу и деликатно. Не переходите на личности, не ставьте ваши чувства к близкому человеку в зависимость от его достижений.
Никогда не сравнивайте ребёнка с другими детьми. Единственное мерило успеха – то удовлетворение, которое получает ваше чадо от полезной деятельности.
Ставьте перед ребёнком посильные задачи. Не отказывайте в помощи, когда он просит, но и не делайте работу вместо него.
Не пренебрегайте значением общения в жизни детей. Успешность ребёнка напрямую зависит от того, как он контактирует с членами семьи, сверстниками, учителями.
Учите личным примером. Если вы хотите, чтобы ребёнок улучшил показатели по физкультуре, прекращайте по вечерам сидеть перед телевизором и выходите вместе на беговую дорожку. У него сложности с изучением французского? Что ж, есть повод совместно освоить новый язык. Такой подход не только укрепляет внутрисемейные связи и повышает авторитет взрослого в детских глазах, но и формирует у ребёнка чёткое представление о том, что учиться никогда не поздно.
Что делать с «нехочухой»
Когда ребёнок не хочет ходить в школу, с ним нужно говорить по душам. Интересуйтесь не столько оценками, сколько общей атмосферой в классе, темами и содержанием уроков. Не пренебрегайте переживаниями близкого человека. Порой достаточно одного глупого замечания, чтобы он замкнулся и больше с вами ничем сокровенным не делился.
Если ребёнок не хочет учиться в школе, а у вас не получается выяснить причину демарша с его стороны, обратитесь за помощью к психологу. Ничего постыдного в том, что вы наведаетесь к специалисту, нет. У профессионала быстрее получится вывести ребёнка на откровенный разговор, увидеть объективную картину проблемы. В случаях, когда малышу нормально учиться мешает рассеянность внимания, повышенная возбудимость, может потребоваться консультация невролога.
Возможно вы знаете, как поступить в описанных выше случаях и что делать; а если ребенок не хочет учиться из-за конфликта с учителем? Что тогда? Такая ситуация сложнее….
Причины напряжённых отношений могут быть разными. В начальной школе они, как правило, возникают из-за неаккуратности малыша. Подростки порой осознанно противопоставляют себя учителю, чтобы самоутвердиться в коллективе. Конфликты часто возникают между творческими, растущими в свободной домашней атмосфере детьми и авторитарными педагогами. По статистике, с учителями чаще «воюют» мальчишки. Взрослые недовольны хулиганским поведением, прогулами, опозданиями и внешним видом детей.
5 шагов, которые нужно сделать родителю, в случае конфликта сына (дочери) с учителем, опишем ниже.
Дайте ребёнку возможность откровенно и эмоционально высказаться. Внимательно его выслушайте. Не обвиняйте и не высмеивайте. Не ругайте при нём учителя. Займите позицию арбитра, желающего во всём разобраться.
Вместе с ребёнком проанализируйте ситуацию. Выясните, почему случился конфликт. Решите, что делать дальше.
Встретьтесь с педагогом, чтобы узнать его точку зрения. В общении сохраняйте нейтралитет. О своём визите в школу обязательно уведомьте ребёнка. Если он не хочет, чтобы одноклассники видели ваш приход, посетите учителя после уроков.
Устройте беседу втроём. Позвольте ребёнку и педагогу в цивилизованной форме высказать претензии. Сами играйте роль посредника, предлагая компромиссные решения.
Если очевидно, что виноват учитель, что он продолжает провоцировать конфликт, незамедлительно обратитесь к директору школы. Если администрация заняла сторону педагога, есть смысл сменить учебное заведение. Но помните: делать это надо быстро, так как каждый день пребывания в агрессивной среде, наносит серьёзный ущерб детской психике.
Когда ваш ребенок не хочет учиться, а советы психолога не помогают, обратите внимание на следующие рекомендации по организации рабочего времени и места.
Желательно, чтобы у школьника была своя комната. Если такой возможности нет, выделите ученику рабочий уголок.
С малых лет приучайте чадо к порядку. Хаос на столе мешает сконцентрироваться, затрудняет работу.
Не заставляйте делать домашнее задание сразу после прихода со школы. Пусть у школьника будет 1,5–2 свободных часа отдохнуть, позаниматься любимым делом.
Не допускайте, чтобы малыш учился допоздна. После 7–8 часов вечера продуктивность, как правило, заметно снижается.
Обеспечьте сыну/дочери комфортную обстановку. Кому-то для эффективного обучения нужна тишина. Кто-то, наоборот, продуктивнее работает под любимую музыку или в компании друга.
Следите, чтобы школьник не переутомлялся. Приучите его через каждые полчаса занятия делать 5–10-минутные перерывы.
Нежелательно, чтобы выполнение домашнего задания занимало больше двух часов. Если так происходит, задумайтесь о методах интенсификации. Чтобы ребёнок захотел учиться, ему нужно доказать, что это интересный и необременительный процесс. Малыш плохо запоминает стих? Обращайтесь к его образному мышлению. Например, стихи про природу лучше учить во время прогулок. Ещё один способ быстро запомнить текст – придумать к нему мелодию и исполнять как песню. Изучаемые иностранные языки будут даваться легче, если по дому развесить яркие карточки со словами.
legkopolezno.ru
Если ребенок не хочет учиться…
Пробудить в ребенке желание учиться не так-то просто, особенно если у него есть нелюбимые предметы, строгие преподаватели, успеваемость не самая высокая. Сидеть полдня на уроках занятие не из самых приятных. А дома еще и задание на следующий день задали. А юная душа просится на свободу, прыгать, играть, веселиться с друзьями. Ведь в мире столько всего интересного, а тут заставляют складывать числа, писать прописи и еще говорят слово «надо», «должен», «это твоя обязанность». После таких слов вообще руки опускаются.
Родители в это время находятся в затруднительном положении. Если ребенка наказывать и требовать от него прилежного обучения, то учеба все равно не будет приносить радости. Слово «надо» и «обязан» вообще звучит как приговор и для детей и для взрослых. Если дать ребенку свободу, чтобы он сам контролировал свои действия, то может начаться хаос и школа пойдет под откос.
Вот и приходится искать маленькие хитрости, для того, чтобы обойти внутренне сопротивление ребенка и помочь ему полюбить или хотя бы немного увлечься школьными знаниями.
1. В современном образовании основным мотивом для обучения являются оценки. Ребенок учится на «отлично» и «хорошо», потому что ему нравится, когда его хвалят, к нему обращаются за помощью одноклассники, ему вручают награды и призы, ставят в пример. Ребенок чувствует вкус успеха. Поэтому прививать успешность и наслаждение успехом нужно с самого начала учебы. Если ребенок хотя бы раз испытает его, он будет стремиться к успеху всю жизнь.
Поэтому первым делом, расскажите ребенку, как это здорово, когда тебя хвалят и любят. Пусть он знает, что родители верят в его успех, гордятся им и готовы помогать ему на его пути.
2. Однако оценки, не единственный способ помочь сыну или дочери учиться с удовольствием. Следующий шаг – развитие талантов ученика, выбор приоритетного направления науки или искусства, которое поможет ребенку реализовать себя и свой творческий потенциал. Особенно это важно для тех мальчиков и девочек, которые не успевают по основным предметам, но имеют определенные склонности к какому-либо виду творчества: театральное искусство, пение, спорт, лепка, кулинария и т.д. Тогда ребенок, получая удовольствие от творчества, будет иметь силы на выполнение других учебных программ.
3. Желательно объяснить ребенку, зачем он учиться. Требовать от ребенка прилежного ученичества трудно, если он не понимает, какую выгоду он от этого получит и зачем ему вообще это нужно. Расскажите на своем примере, как школьные знания помогли вам достичь успеха в жизни и что позитивного ждет ребенка в будущем.
4. Как раз личный пример родителей или история о сказочном герое служит хорошим подспорьем в учебе. Если рассказать ребенку, что мама и папа в школьные годы учились отлично, и что они знают, что их ребенок тоже будет успешным, то он будет тянуться к этому образу, ровняться на старших. А если рассказать ребенку, что Человек-Паук хорошо учился в школе, и эти знания помогали ему в поимке преступников, то ребенок захочет тоже собрать эти знания. Ведь без них герой комиксов не смог бы рассчитать, что его паутина сможет остановить поезд и не смог бы рассчитать правильную траекторию полета.
Если ребенок увидит, что на научных знаниях живет весь мир и сказочный и реальный, что природа растет по принципу золотого сечения, прочитает о чудесах света, об удивительных свойствах цифр, то его удивлению не будет конца. А удивление – это важный шаг к познанию.
5. Играйте со знаниями! Лучше передавать знания в игровой форме. Пусть буквы и цифры оживают, имеют свой характер, путешествуют по сказочному миру. Пусть ребенок станет участником этого мира, помогает им навести порядок и жить в гармонии. Природу лучше изучать не в книге, а в парке или у бабушки в деревне. Математику и письмо лучше изображать на рисунках и в сказочных историях. Применять научные знания можно и за столом в процессе ужина. Посчитать, сколько котлет сделала мама, сделать им глаза из майонеза, волосы из петрушки, придумать имена и истории о них.
Можно научить ребенка взаимодействовать со стихиями. Например, изучить свойства огня, его опасность и способы взаимодействия с ним, если огонь нужно укротить. Ведь он тоже живой и имеет свой нрав. Но с ним можно договориться.
6. Научите ребенка справляться с трудностями и правильно их воспринимать. Не ругайте ребенка за плохие оценки, особенно если вы видите, что он сам напуган и расстроен. Поддержите его, скажите, что в следующий раз у него обязательно все получится. Скажите ему, что иногда случаются неудачи. Но они делают нас сильнее и закаляют характер.
7. Если ребенок не может сосредоточиться, значит, возможно, у него случилась информационная перегрузка или он слишком возбужден. Снизить активность ребенка можно, дав ему возможность выплеснуть свою энергию в игре или переключить его на какое-то полезное физическое действие (уборка в доме вместе с мамой, игры, в которых нужно замирать, останавливаться, прятаться).
Настраивать ребенка на учебу лучше заранее, за несколько часов до ее начала.
Желательно сохранять четкий режим дня, чтобы организм знал, когда должен отдыхать, когда работать.
Если же вы заметили, что успеваемость ребенка стремительно падает, он находится в подавленном настроении, то нужно изучать его внутренний мир. Возможно, ребенок столкнулся с проблемой общения со сверстниками или учителями, переживает какие-то внутренние страхи, кризис.
В этом случае, желательно обратиться к психологу, чтобы он провел более тщательную диагностику и применил психокоррекционные подходы.
svetlana-psy.ru
Как помочь ребенку, если он не хочет учиться: советы психолога
Иногда родители сталкиваются с тем, что их смышленое чадо теряет интерес к занятиям на начальных этапах обучения в школе. По утверждению педагогов, сегодня таких детей становится все больше. В ситуации, когда ребенок не хочет учиться, советы психолога помогут создать у начинающего школьника мотивацию к развитию его способностей.
Причины потери интереса к учебе
От природы большинство детей в возрасте 6−8 лет изначально стремится к новым знаниям, обладает значительным объемом памяти, необходимой усидчивостью. Однако не все из них в начальной школе учатся хорошо. Психологи и социологи связывают потерю интереса к процессу обучения с недостаточно гибкой структурой системы образования, перегрузками, отсутствием подхода к каждому ребенку.
Ребенок начинает хуже учиться, проявлять протестное поведение. Возможно, проблема со временем разрешится сама собой. Но лучше не уповать на это, а положиться на рекомендации специалистов. Своевременное обращение к психологу поможет в первую очередь снять у малыша нервозность и напряжение. Специалисты говорят о следующих причинах, вызывающих негативное отношение ребенка к учебе:
большая часть школьных предметов не вызывает интереса;
трудности в налаживании контакта с одноклассниками;
необходимость соблюдать режим дня и выполнять домашние задания;
не дается какая-то конкретная дисциплина;
сложные взаимоотношения с педагогом;
утрата мотивации.
Часто ребенок во 2 классе не хочет учиться, хотя начинал хорошо. У многих малышей интерес к занятиям гаснет не сразу. Сначала они с радостью посещают школу, ведь это событие было таким долгожданным. Постепенно рутина делает свое дело.
Юный ученик понимает, что независимо от желания ему необходимо каждый день рано вставать, после уроков выполнять домашние задания, а на следующий день снова идти в школу. У него появляется страх перед плохими оценками и неодобрением окружающих.
К второстепенным причинам снижения успеваемости можно отнести: напряженные отношения в семье, физические и эмоциональные перегрузки, невротический склад характера, переход в другой класс или школу, смену учителя. Иногда друг на друга накладывается сразу несколько факторов.
Причина может быть и чисто физиологической, когда растущему организму не хватает такого микроэлемента, как йод. Это влечет за собой ослабление памяти, внимания, способности концентрироваться.
Создание мотивации
Родителям не всегда понятно, что делать, если ребенок не хочет учиться. Некоторые из них становятся строже или начинают взывать к совести собственного чада, пытаясь повысить его дисциплину. Такие меры скорее приводят к противоположному результату — отметки снижаются еще больше. Чаще отказываются подтянуть учебу сыновья, девочки более прилежны и старательны, они легче поддаются увещеваниям.
Специалист подскажет, если ребенок перестал учиться, что делать маме и папе. Психологи советуют прежде всего:
Выстроить с малышом доверительные отношения, тогда любые проблемы будут решаться быстрее и легче. Лучше не давить на сына или дочь авторитетом, а попытаться договориться.
Родители должны стать другом своему чаду. Это несколько противоречит традиционной системе воспитания, но нужно постараться. Ведь чем ближе друзья, тем меньше у них секретов друг от друга.
Необходимо научиться показывать своему отпрыску, что его любят безусловной любовью, вне зависимости от того, насколько он успешен, здоров, красив. Тогда у него не возникнет желания скрывать неприятные ситуации, связанные с учебой.
Ребенку не всегда бывает интересно учиться. Отличной мотивацией в этом случае послужит родительское одобрение. Нельзя спрашивать своего сына или дочь, почему он (она) учится хуже остальных в классе, лучше не допускать подобных сравнений.
Психологи рекомендуют разрешать школьнику самому определять порядок выполнения домашних заданий. Нужно также воздержаться от строгих временных рамок, регламентирующих чередование занятий и отдыха, пусть режим будет гибким.
mamafm.ru
Ребенок не хочет учиться
Когда ребенок не хочет учиться, советы психолога могут очень помочь и задать верное направление для родителей. Но одной из самых частых и актуальных проблем многих семей является именно нежелание ребенка получать образование. В свою очередь родители не всегда спрашивают, как и почему их чадо не хочет приобретать знания, ходить в школу, посещать факультативы и получать хорошие оценки. Но прежде чем доводить себя и своего ребенка до нервного срыва и портить между собой отношения, следует разобраться в корне уже существующей проблемы.
Мама, ничего не выходит!
Если ребенок не хочет учиться, советы психолога здесь в самый раз. Речь идет об умственных способностях детей и их склонностях к определенным сферам деятельности. Все люди в этом плане индивиды, и дети — не исключение.
Так, например, дети, у которых проявляется любовь к рисованию, могут не быть отличниками в математике, и те, которые просто не могут жить без физических нагрузок, могут не быть в восторге от чтения. Стоит выяснить, что действительно «по душе» ребенку и к чему его тянет.
На сегодняшний день существует огромное количество разнообразных кружков, где они могли бы раскрыть свои таланты. Не следует заставлять ребенка заниматься тем, что ему не нравится. Важно понять, что этим самым не получится создать доверительные отношения между родителями и их отпрыском.
Большие нагрузки в школе также являются причиной неуспеваемости учеников. Сейчас во многих учебных заведениях практикуется программа «максимум», когда в день много разных уроков и много домашних заданий. В таких случаях малыш часто не может понять предметы, успеть проанализировать и вникнуть в суть. Для их растущего организма требуется время. Не следует сразу же отправлять его на дополнительные курсы и занятия. Если ребенок не поспевает за учителем, помогите ему разобраться с предметом дома, подав нужную информацию легко и даже в игровой форме. Существенно важно разговаривать спокойно и не делать выговор ребенку за неуспеваемость.
Также бывают случаи, когда у ребенка попросту не получается идти в ногу со школьной программой по причине нехватки умственных способностей. Чтобы ребенок не чувствовал себя не таким, как остальные и не был изолирован от общества, есть специальные классы и школы.
В любых других случаях важным моментом является мотивация. Когда ребенок слышит от своих родителей похвалу за какие-либо достижения, он старается все делать идеально. Связь между ним и родителем очень сильна, и, услышав слова одобрения, чадо будет всегда иметь стимул, чтобы оправдать ожидания.
Вернуться к оглавлению
Часто причиной такого яростного высказывания со стороны ребенка является именно отношения с его сверстниками. Более того, не многие дети об этом рассказывают родителям.
Желание понравится своим одноклассникам и иметь авторитет проявляется у детей ближе к 10 годам. Но не всегда это им удается. Конфликты с одноклассниками и/или учителями, задиры-старшеклассники, которые часто показывают свою «власть» на маленьких — все это является теми самыми причинами, по которым дети не хотят идти в школу и даже ее прогуливают.
Здесь наступает тот самый главный момент, когда вместо того, чтобы отругать своего чадо за прогулы, нужно просто сесть и поговорить. В такой ситуации цель №1 — это выяснить причину такого поведения, узнать ответ на вопрос «почему?» и уже дальше принимать решения. Бывают такие случаи, когда ребенок не отвечает и молчит. Не налегайте, дайте ему время. Следует постараться дать ему то чувство, что родители на его стороне и готовы выслушать в любой момент, помочь советом или делом.
Вернуться к оглавлению
Отдых — это важная составляющая всего процесса получения знаний. Если мозг взрослого человека и его нервная система довольно часто страдают от ежедневных нагрузок, то что можно говорить о маленьком человечке? Начальная школа — это важный этап в жизни каждого ребенка.
Для него это не только захватывающее приключение в новом мире с новыми людьми, но также очень стрессовый момент, выход из зоны комфорта. И учитывая тот факт, что сам процесс получения знаний — нелегкое дело, то вывод напрашивается сам: отдых просто необходим.
Задача родителей — помочь своему ребенку с легкость войти в этот период и пережить его. Когда он приходит со школы домой, дайте ему возможность расслабиться. Он и так эмоционально перегружен, поэтому не стоит сразу же проверять его успеваемость по предметам, листать его дневник, хвалить/ругать за оценки и усаживать за стол делать домашнее задание. Как известно, из-за усталости никогда не получается сделать работу на «отлично». Что изменится, если сделать это, допустим, через 2 часа? Не упоминать учебу, а просто провести время с ним или дать ему возможность пойти поиграться с друзьями.
Вернуться к оглавлению
Может ли быть, что проблема не в ребенке, а в самих родителях?
Да, конечно же, да! Это получается в тех случаях, когда последние заняты не своим ребенком, а своей/им работой/делом. Работают ли они допоздна и по выходным потому, что сложная материальная ситуация в семье, или же так увлечены любимым делом, что и времени нет на проверку учебного процесса своего сынишки или дочурки. Как вполне понятно, ситуации разные, но результат один и тот же — ребенок остается без контроля.
Дело в том, что в младшем возрасте человек еще малознаком с понятиями организованности и самоконтроля. Ребенок не поймет сам, зачем ему нужно учиться и какой смысл в выполнении заданий, если вместо этого можно заняться более увлекательными делами. Нужно найти время и объяснить малышу, насколько это важно для его саморазвития и самореализации в будущем, и сделать это нужно как можно раньше. Если кажется, что момент упущен, не стоит опускать руки. Постарайтесь вызвать у него интерес к учебному процессу как к какой-нибудь игре. И никогда не стоит забывать поощрять ребенка за его успехи, ведь для него как ни для кого другого важно родительское слово и мнение.