Родителям

Детям

Беременность и роды

Ребенок

Дом

Благо

Постеры, фото, обои

Детская библиотека

О женском

Праздники

Справочная


Таблица прикорма 
4 правила введения прикорма 
Свободное искусственное вскармливание 
Смешанное вскармливание 
Техника и правила искусственного вскармливания 
Искусственное вскармливание 
Несколько советов кормящим мамам 
Как сделать грудное вскармливание успешным: несколько простых правил. 
Кормить по требованию ребенка. Что это такое? 
Полный свод мифов и заблуждений о грудном вскармливании 
Мягкое расставание - как отучить ребенка от груди 
ПЕРВЫЙ ГОД / Прикорм. Рекомендации ВОЗ по грудному вскармливанию. 
Как и когда вводить прикорм ребенку на исключительном грудном вскармливании? 
Первый прикорм – с чего и когда начать? 
Прикорм для грудничка. Часть 1 
Прикорм для грудничка. Часть 2 
Прикорм для грудничка. Часть 3 
Прикорм для детей на ГВ 
Введение прикорма 
Пюре для детей от 5 месяцев 
Врач советует начать прикорм с сока? Ищите другого доктора. 
Коровье молоко и глютен увеличивает вероятность заболевания бронхиальной астмой и диабетом. 

 

Ребенок в 1 год что умеет делать


Что должен уметь ребенок в 1 год, умения и навыки ребенка в 1 год, режим годовалого ребенка

Развитие ребенка, особенно первенца — это не только огромная радость, но и тяжелое испытание для нервов родителей. В наш век развитых технологий и распространяющейся гиперопеки любое отклонение от идеальной нормы может вызывать у новоиспеченных мамы и папы чуть ли не панику. Чаще всего такой настрой ничем не обоснован и не подкреплен, так как разные дети относятся к разным психотипам, рождаются с разным весом, ростом, имеют различное физическое здоровье, разный обмен веществ и массу других особенностей организма. Такая разность и обуславливает тот факт, что все дети развиваются по-разному: кто-то начинает рано ползать, а кто-то не ползает вообще, кто-то чуть ли не с рождения хватает все попадающееся под руку, а кто-то любит долго и задумчиво рассматривать предметы. Не бывает двух одинаковых детей, однако определенные нормы развития детей все-таки существуют. Именно о том, как развивается ребенок до 1 года, и что он должен уметь к своему первому дню рождения, и пойдет речь в этой статье.

Оглавление: Развитие малыша в раннем возрасте Трудности, с которыми сталкиваются родители годовалого ребенка Основные и обязательные навыки детей по достижении года: на что обратить внимание - Ходьба — один из критериев умений ребенка в 1 год - Основные навыки обслуживания себя при питании - Моторика: что должен уметь делать ребенок в 1 год - Навыки общения годовалых детей - Реакция на окружающий мир 4. Что не должен, но может делать ребенок в 1 год 5. Раннее развитие детей в 1 год - Развивающие игрушки, которые помогут развить навыки ребенка в 1 год и старше - Как совершенствовать навыки общения у ребенка в 1 год

Развитие малыша в раннем возрасте

Чем младше ребенок, тем стремительнее происходит его развитие. Оно включает в себя социализацию, получение представлений об определенных навыках, узнавание родителей, изучение мира. До года происходит самое быстрое изменение разума и поведения малыша.

В наиболее раннем возрасте ребенок активно познает окружающий мир. У него еще нет представления о собственном «я», но его крайне интересует все происходящее вокруг.

Годовалый ребенок — это исследователь, которому необходимо давать возможность активно изучать окружающий мир, залезать в интересные места, трогать интересные вещи — но при этом оберегать от опасностей, которые могу подстерегать его: горячих кастрюль и чайников, падений, острых предметов. И тогда малыш довольно быстро обучится всему тому, что должен уметь ребенок в 1 год.

Наиболее эффективной в данный период развития ребенка большинство психологов признает методику умеренного невмешательства. Позвольте ребенку исследовать окружение настолько, насколько он считает нужным. Очень хорошо, если у родителей есть возможность регулярно менять друг друга на посту своеобразного «охранника» ребенка.

Как правило, до трех лет женщины единолично занимаются воспитанием малыша, однако такая круглосуточная работа крайне тяжела и требует постоянной концентрации, достичь которой во время регулярного недосыпания очень сложно. Поэтому, чтобы одновременно не ограничивать свободу ребенка в исследовании мира, родителям стоит договориться между собой либо найти хорошую няню. Конечно, больше всех повезет тем, у кого есть заботливые тетушки или бабушки, готовые посвящать время малышу.

Трудности, с которыми сталкиваются родители годовалого ребенка

Какие трудности могут поджидать родителей на этом этапе развития? Конечно, в первую очередь необходимо подготовиться к тому, что младенец — это существо, которое пока еще не вполне осознает причинно-следственную связь между многими явлениями. Он пока не понимает, что от прикосновения к горячему может быть больно, а от проглатывания мелких твердых игрушек можно задохнуться. Именно поэтому малышу необходим практически постоянный контроль. В этом возрасте будет неплохо объяснять ребенку на шутливом примере, что некоторые вещи могут причинять боль и быть опасными.

Итак, пройден огромный путь от рождения до достижения годовалого возраста. Родителям пора свериться со списком вещей и навыков, что должен уметь ребенок в 1 год.

Основные и обязательные навыки детей по достижении года: на что обратить внимание

Оценивая развитие своего ребенка, обязательно оценивайте его достижения в овладении такими навыками, как умение ходить, обслуживать себя при еде,  концентрировать внимание, общаться и взаимодействовать с окружающим миром. Не забудьте обратить внимание и на мелкую моторику рук.

Ходьба — один из критериев умений ребенка в 1 год

Пожалуй, один из самых волнительных моментов в жизни родителей — это первый шаг их ребенка. Однако именно из-за огромной ценности этого момента многие пугаются, когда он не приходит слишком долго; или наоборот, ребенок начинает делать шажки слишком рано.

В среднем дети делают первые относительно самостоятельные шаги, держась за какую-нибудь опору, именно к 12 месяцам. Однако из этого правила могут быть исключения. Средние показатели указывают, что начало самостоятельной ходьбы может быть положено и в 9 месяцев, и в 15. Поэтому, если вашему малышу уже 14 месяцев, а он по-прежнему не может сделать самостоятельный шажок — не следует паниковать и срочно вести его по всем врачам. Будьте терпеливы к своему ребенку, дайте ему время. 

Основные навыки обслуживания себя при питании

До одного года необходимо научить ребенка питаться с ложечки. Врачи (особенно стоматологи) рекомендуют отучать малыша от бутылочек и сосок-пустышек как можно раньше. Дело в том, что злоупотребление сосками может привести к неправильному прикусу и другим проблемам с зубками в дальнейшем.

Моторика: что должен уметь делать ребенок в 1 год

До года ребенок активно изучает окружающий мир, а также его реакцию на собственные действия. Малыш должен научиться достаточно крепко держать в руках различные предметы, носить их, возможно, вертеть в руках и рассматривать. Некоторые проблемы с моторикой в таком возрасте могут быть в пределах нормы, однако если ваш ребенок плохо контролирует свои пальчики и не может держать предмет в 12 месяцев, лучше обратиться к педиатру, который поможет разобраться с проблемой. Впоследствии задержки в развитии моторики могут стать более заметными и вылиться в патологическую неуклюжесть и неловкость. Однако, как правило, период активного рукоделия (когда малыши собирают оригами и лепят из пластилина) выравнивает эти задержки и помогает активно развивать мелкую моторику.

Для оценки мелкой моторики ребенка в возрасте 1 года также используют такие простые игры, как:

  • постройка пирамидок из колечек;
  • постройка «башенок» из кубиков;
  • укладывание предметов в коробку.

Навыки общения годовалых детей

Годовалый ребенок должен знать значение хотя бы 10 слов. Обратите внимание на такие важные слова, как «нельзя», «горячо», «опасно», «вкусно» и тому подобные. Через эти слова можно воспитать в ребенке различные реакции на взаимодействие с окружающим миром и привить понимание простейших причинно-следственных связей.

Также ребенок в 1 год должен понимать значение таких слов, как «дай», «стой», «возьми», «покажи», и уметь правильно на них реагировать (брать предмет, когда говорят «возьми», останавливаться по просьбе).

К двенадцати месяцам у ребенка должно развиться понимание эмоций человека. Он должен понимать, когда мама или папа хвалят его или, наоборот, ругают. Очень ярким показателем эмоционального развития малыша является плач «за компанию» — когда ребенок слышит, как его ровесник плачет, он может присоединиться без особой причины. Ругать его за это ни в коем случае не стоит — это может привести к снижению эмпатии в будущем. Нужно мягко убедить малыша, что с ним ничего плохого не случилось, и успокоить его.

Малыш должен уметь общаться со сверстниками. Как правило, общение годовалых детей ограничивается играми, но и это уже яркий показатель хорошего эмоционального и социального воспитания.

Годовалый ребенок должен хорошо знать, как называть своих родственников и ближайших людей: мама, папа, баба, деда; в случае с братьями или сестрами — упрощенная форма имени. Также ребенок в 1 год должен знать свое имя — уметь называть его другим людям и откликаться на него.

Обратите внимание: очень важный элемент социального воспитания — умение выразить согласие или несогласие. Ребенок должен знать слова «да» и «нет», кивать или мотать головой в ответ на односложные вопросы.

Реакция на окружающий мир

В таком возрасте зачастую очень тяжело определить наличие или отсутствие каких-либо заболеваний, вызывающих инвалидность или потерю тех или иных органов чувств, например, частичную глухоту.

Именно поэтому важно определять реакцию малыша на окружающий мир. На какие факторы следует обратить внимание:

  • узнает ли ребенок голоса родителей и близких;
  • узнает ли ребенок лица родителей и близких;
  • чувствует ли ребенок боль, когда ударяется, обжигается или ранится;
  • не теряет ли ребенок ориентацию в пространстве, когда ползает или ходит.

Важно: при нарушении любого из вышеперечисленных факторов следует обратиться к педиатру и провести обследование. Если вовремя заметить неправильное развитие слуховой системы, зрительных органов, осязания и других систем организма, то можно их исправить.

Умение ребенка в возрасте 1 года концентрировать внимание

Очень важный момент в развитии маленького ребенка —  умение концентрировать свое внимание на чем-то одном (мультике, игре, общении) хотя бы в течение пары минут. Дети до года зачастую неспособны на такое относительно спокойное поведение — их внимание практически невозможно удержать, поскольку они еще не умеют справляться с определенной силой воли, которая для этого необходима. Однако в год у ребенка уже должно быть представление о продолжительности действий.

Обратите внимание: если ваш малыш в годовалом возрасте не может сосредоточиться на каком-либо занятии хотя бы на минуту, вам следует посетить педиатра. Причиной такого состояния может быть синдром дефицита внимания.

В таком маленьком возрасте он не играет большой роли в жизни ребенка, однако с поступлением в детский сад, а затем школу он может сыграть злую шутку и обернуть беспечность и неусидчивость против самого ребенка. Последствия могут быть самые неприятные — от неуспеваемости до невозможности освоить какие-либо навыки из-за низкой концентрации внимания.

Что не должен, но может делать ребенок в 1 год

Помимо вышеперечисленных навыков, у детей к году часто развиваются следующие умения:

  1. Ребенок умеет выражать свои естественные потребности (голод, горшок, неудобство) любыми средствами, кроме плача. Например, это могут быть специфические звуки (кряхтение, сопение, характерное гуканье), по которому родитель может понять, что необходимо малышу.
  2. Малыш учится или уже умеет играть в простые игры с мячом. Умеет толкать, бросать, хватать мяч, передавать его другим.
  3. Попытки воспроизводить взрослую речь — это отличный признак, который может указывать на быстрое развитие ребенка в 1 год и его хороший потенциал. Иногда из-за особенностей детского произношения получаются особенные слова, которые лишь отдаленно напоминают настоящие (например, «собака» — «бабака») и прочно входят в речь малыша именно в таком, «детском» виде.
  4. Обобщение предметов по общему признаку — это яркий признак того, что ваш ребенок в 1 год обладает незаурядным складом ума и способен к абстрактному мышлению. Если малыш называет свою куклу «лялей» и, увидев на улице у другого дитя  другую куклу, показывает пальчиком и говорит «ляля» — это хороший знак. Попробуйте развить ребенка в этом направлении.
  5. Рисование с помощью подручных средств, пальцев и ладошек часто развивается еще до года, однако этот навык не является обязательным и необходимым, а его отсутствие не указывает на проблемы в развитии.

Раннее развитие детей в 1 год

Рекомендуем прочитать: Чем накормить годовалого ребенка: рацион ребенка в год

Родителям следует понимать, что полное предоставление малыша самому себе так же губительно для его навыков, как и чрезмерное увлечение дорогими «развивалками» и постоянные нагрузки различными занятиями. Чтобы продолжить развивать имеющиеся навыки ребенка в 1 год, необходимо уловить середину — играться с малышом в развивающие игры, но не давить на него, когда он устал и хочет просто побаловаться, поползать или посмотреть мультики.

Развивающие игрушки, которые помогут развить навыки ребенка в 1 год и старше

Сейчас магазины пестрят самыми разными игрушками-развивайками на любой вкус и цвет. У всех них есть кое-что общее — они чрезвычайно переоценены. Некоторые родители убеждены, что если они потратят состояние на покупку развивающих игрушек всех мастей, то ребенок вырастет гением. Это не так. Важно не количество игрушек, а умение взрослого подать их интересно и понятно для ребенка. Необязательно закупать дорогие игрушки в детских магазинах, чтобы научить ребенка различать цвета (используйте карточки из цветной бумаги), формы (опять-таки — вырежьте треугольники и квадраты из бумаги).

Развивающая игрушка «своими руками»:

Обратите внимание: стоит также упомянуть, что без определенных игрушек у малыша будет задержка в развитии моторики. Самые эффективные и недорогие игрушки для этой цели — кубики, пирамидки из колечек, шарики.

Как совершенствовать навыки общения у ребенка в 1 год

Безусловно, общение с родителями играет ключевую роль в развитии малыша. Главный принцип — не забывайте, что он еще не знает большинства элементарных вещей. Старайтесь не просто рассказывать причины и последствия, а показывать их визуально, собственными действиями.

Стимулируйте ребенка в 1 год сообщать о своих нуждах. Например, сажая его на горшок, произносите «условный знак», например, «пссс». Малыш запомнит звук и сможет его повторить. Здесь дело за прививанием понимания связи — горшок и звук. Как только малыш это усвоит, он сможет сообщать вам о своем желании в туалет, даже не умея толком говорить.

Старайтесь использовать как можно более простую речь. Общайтесь с ребенком, употребляя отдельные слова, а не целые конструкции. Активно применяйте жесты, мимику, интонацию. Это все поможет малышу научиться понимать не только вербальное, но и невербальное общение.

Более подробно о методиках раннего развития детей рассказывает педиатр – доктор Комаровский:

Чумаченко Ольга, педиатр

6,655 просмотров всего, 1 просмотров сегодня

(168 голос., средний: 4,55 из 5) Загрузка...

okeydoc.ru

Особенности развития ребенка в 12 месяцев: что должен знать и уметь каждый малыш в 1 год?

Прошел целый год с того дня, как в вашей жизни и вашем доме появился крохотный комочек счастья. Что же это такое — ребенок в 12 месяцев, каким он стал и что его ждет впереди? Закончилось беспокойное время младенчества, он вырос, сделал свои первые шаги и успел уже проявить свой характер. Научился хмурить брови и заливисто смеяться, освоил первые навыки общения и уже многое умеет делать самостоятельно. Что же дальше, чему теперь учить годовалого ребенка, каким должен быть его вес, чем кормить, как правильно развивать – на эти вопросы мы и постараемся дать ответы.

Физическое развитие годовалого малыша

Первое, что, конечно же, волнует маму — физическое развитие малыша. Задумываясь, как развит ее ребенок, она невольно сравнивает его с другими детьми: худенький или полненький, крепко стоит на ножках или еще неуверенно. Чтобы развеять возникающие сомнения, обратимся к среднестатистическим показателям.

Вес колеблется между 10 и 11 килограммами (последняя прибавка перед взвешиванием составляет не менее 350 граммов). Таким образом, ребенок к 1 году должен набрать около 7 килограммов. Посмотрим на рост. Для ребенка 12 месяцев он должен составлять 72-77 сантиметров, за последний месяц прибавка в росте должна равняться 1,5 сантиметрам. Заметим, что после годика его физические параметры будут меняться медленнее, ведь малыш начнет больше двигаться.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как необходимо развивать ребенка в 1 год и 1 месяц?

Новые самостоятельные действия

Как правило, ребенок в 1 год начинает ходить. Расширяются и другие его действия, связанные с окружающей обстановкой. Вертикальное положение обогащает физические навыки крохи, а ум великого исследователя толкает к их применению.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: что умеет делать ребенок в 1 год и 3 месяца?В годик кроха активно изучает окружающий мир: он уже не так сильно зависит от мамы, поэтому за ребенком нужно следить — он может оказаться где угодно

Когда ребенку исполнилось 12 месяцев, он умеет: (см. также: когда ребенок начинает говорить и называть маму?)

  • Твердо стоять на ножках и делать первые шаги (рекомендуем прочитать: когда ребенок начинает самостоятельно стоять на ножках?). Если ваш ребенок стоит плохо и охотнее ползает, стоит показать его педиатру. Врач установит причину подобного поведения и даст полезные рекомендации. Возможно, вам придется пройти курс специального массажа. Серьезного повода для волнения нет, но желательно, чтобы к годику ребенок уверенно становился на ноги.
  • Человечек в 12 месяцев пытается освоить залезание на диван и сползание с него. Учится подниматься и спускаться по ступенькам лестницы. Если залезает он легко, то при спускании может проявиться страх, основанный на сформированном инстинкте самосохранения. Помогите крохе, подскажите, как сделать это правильно, чтобы в дальнейшем не развить в ребенке фобию.
  • Самостоятельность проявляется и в желании самому держать ложку. Малыш может перекладывать ее из одной руки в другую, пробует брать ею кашу или пюре, учится кушать сам.
  • Среди новых навыков появляются такие, как зачерпывание воды, открывание шкафов, дверей, ящиков, снятие бус через голову, разрывание бумаги на кусочки. Купаясь, он может брызгаться не только руками, но и ножками. Научившись твердо стоять, он может попробовать вылезти из ванны. Никогда не оставляйте его одного во время купания.

Познание через подражание и активное участие

  • Тактильный способ изучения предметов сохраняется у маленького человечка 1 года. Кроме того, он все еще старается попробовать на вкус то, что взял в руку. Теперь, когда он может самостоятельно перемещаться по дому, внимательно следите за тем, что попадается ему на глаза и в руки — уберите подальше мелкие и опасные вещи, чтобы ребенок не смог их проглотить или засунуть себе в нос и уши.
  • Долгое время обозревая мир из положения лежа или у мамы на руках, к годику бывший младенец готов стать центром вселенной. У ребенка 12 месяцев развитие идет бурными темпами (см. также: как проходит развитие ребенка от 2-х лет до 3-х лет?). Ему хочется во всем принять участие, он хочет быть полноправным действующим лицом. Если ему что-то запрещают или куда-то не пускают, кроха способен показать характер и высказать свое недовольство сердитым ворчанием или криком. Тут он тоже копирует вас.
  • Важный предмет личной гигиены ребенка 12 месяцев – ночной горшок. Большинство родителей знакомят с ним малыша раньше, если же вы еще не приучили ребенка к нему, воспользуйтесь рекомендациями, данными на нашем сайте.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: что должен уметь делать ребенок в 1 год и 6 месяцев?Прямо в доме малыша подстерегает не меньше опасностей, чем на улице, поэтому родители должны принять меры: купить заглушки на розетки, убрать из нижних ящиков острые предметы, лекарства

Речь, эмоции и поведение

Достигнув годовалого возраста, ребенок расстается с простейшими звуками речи типа «агу» и «гу-гу», и осознанно пытается произносить слоги и отдельные слова. При условии нормального развития он может порадовать вас 5-10 легкими словечками из собственного лексикона. Главное его желание при этом — чтобы мама и папа его поняли. Научитесь понимать свое чадо, тем более что при нехватке слов ребенок может дополнить свою речь жестами.

Кроме того, он правильно озвучивает то, что видит: мама у него будет «ма», а машинка «дыр» или «ши». Разбирается он и в тех словах, что говорят ему взрослые: на замечание о предмете, что это «кака», ребенок выбросит его из рук. Если ваше чадо упорно молчит, обратитесь к видеоурокам доктора Комаровского. В них подробно выясняются причины такого молчания и даются советы, как исправить положение.

Увеличивается у малыша 1 года и потребность в эмоциональном выражении своих желаний и поступков. Речь дополняется слезами и смехом, испугом и радостью. Если малыш видит чужого, он может заплакать, а знакомый человек вызывает у него радостные эмоции. Хорошо реагирует на музыку, любит потанцевать под нее, если крепко стоит на ножках.

ЧИТАЕМ ПОДРОБНО: лучшие игры для детей с 1 года

Чем кормить ребенка в 1 год?

Рацион малыша состоит из продуктов, рекомендованных для питания ребенка в годовалом возрасте. Исключение составляет питание детей, у которых отмечены аллергические реакции на определенные продукты. Непозволительно кормить ребенка 12 месяцев пряностями, шоколадом, копчеными продуктами, колбасами, острой пищей. Пришла пора распрощаться с соской на бутылочке — малыша надо приучать самостоятельно управляться с ложкой. Впрочем, доктор Комаровский советует сохранить в меню ребенка молочную смесь для годовалого возраста, но и ее лучше давать не из бутылочки, а наливая в мисочку.

Годовалый малыш может потихоньку переключаться на взрослую пищу, однако не вредную, а полезную, которая поможет ему активно полноценно развиваться

Особое внимание уделите консистенции пищи, так как ребенок должен развивать жевательный рефлекс. Замените пюре тушеной картошкой или овощами. Нежные мясные и рыбные котлетки также включите в рацион малыша. Следите, чтобы он не откусывал большие куски. Можно давать хлеб, печенье, фрукты. Сохраните и интервалы между кормлениями в 3,5-4 часа. Давайте крохе только свежеприготовленные блюда: все, что постояло день в холодильнике, в пищу ребенку не годится.

Здоровье и личная гигиена

Посещение педиатра с ребенком в 1 год – это обязательная процедура. Врач проводит физиологические измерения (рост, вес, объем грудной клетки и окружность головы), берет анализы. Специалисты (ортопед, невролог, хирург) проверяют малыша по своим направлениям. Обязательно посетите офтальмолога и стоматолога, чтобы не упустить никаких мелочей в развитии ребенка. Личная гигиена малыша состоит из:

ИНТЕРЕСНО: здоровое развитие ребенка в 1 год и 10 месяцев
  • умения умывать ручки и лицо, попыток почистить зубки;
  • обязательного мытья рук после улицы и перед едой;
  • вечернего купания или ополаскивания под душем;
  • личных предметов гигиены (мыло, полотенце, зубная щетка, расческа).

Вопрос о вакцинации решается с педиатром. Последнее время ведутся многочисленные споры о целесообразности и безопасности прививок. Многие детки хорошо переносят различные прививки, но всегда сохраняется риск индивидуальной непереносимости. Обсуждать что-то по слухам ошибочно, лучше проконсультироваться с врачом. Самостоятельно решать вопросы об отказе от вакцинации не стоит. Подробно тема прививок освещена в других материалах нашего сайта.

vseprorebenka.ru

Что должен уметь ребёнок к своей первой главной дате - 1 год?

Когда создаётся семья, то все вокруг понимают, что рано или поздно в этом доме должны появиться детки. Это событие нормальное, можно сказать, само собой разумеющееся. Если не брать во внимание грустные истории бездетных семейств, то в самой обычной ячейке общества появление в семье ребёнка — это радостное и долгожданное событие.

Произведение на свет, кормление, пеленание, малыш подрастает не по дням, а по часам. Вот уж скоро и первая главная дата. Один год, а что же мы умеем и должны уметь к этому возрасту?

Не переживайте сильно, если показатели у вашего малыша не будут соответствовать списку мастерства на все 100% (эти данные среднестатистические). Может даже такое быть, что ваш ребёночек будет в чём-то отставать от примерных норм по возрасту.

Детишки в раннем младенчестве развиваются чрезвычайно быстро и физически, и умственно. Многие мамочки даже считают, что их дитя излишне бойкий, порой называя своих чад гиперактивными, хотя такой диагноз может назначить только врач. Детки становятся чересчур любознательными: годовалого ребёнка уже не заставишь посидеть в манеже, для него это тюрьма, ограничивающая свободу, — малышу трудно находиться взаперти и очень хочется исследовать мир вокруг себя и, конечно же, испробовать мамины нервы на прочность и выдержку.

Потому, если вы всё-таки дали малышу свободу и простор в действиях, то запаситесь железным терпением и помните, что теперь за ребёнком, нужно следить вдвое, а то и втрое больше, как говорится, глаз да глаз. К годику малыши уже умеют вставать на ножки, стоять придерживаясь за что-нибудь, сидеть и ползать. Есть малыши, которые сразу начинают ходить вдоль мебели, стены или за ручку взрослого. Причём встают уже из любого положения и без чьей-либо помощи.

Физическое развитие карапуза к году

Что умеет ребёнок в 1 год?

  • делать независимо хоть несколько шажков придерживаясь;
  • сам есть с ложки;
  • удерживать в руках небольшие предметы (любимую игрушку и бутылочку) и приносить их на просьбу мамы или папы;
  • если позволяет рост ребёнка, то уметь залезать на кресло или диван под присмотром взрослых;
  • подражать старшим (ладушки, танцы, коза-коза).
  • различать своих родных и членов семьи по лицу и голосу;
  • показывать свои эмоции — мимикой, голосом, движениями проявлять согласие или несогласие;
  • различать интонацию и реагировать;
  • понимать несложные просьбы и делать то, что попросили: «дай», «на», «кто», «где»;
  • откликаться на своё имя;
  • узнавать окружающих его людей — «мама», «папа», «деда» «баба», «няня»;
  • знать слова и понимать их значение (около 10–30 слов), показывать части тела или предметы в комнате, игрушки, а также, что такое «нельзя», «можно», «горячо», «хороший», «вкусно» и др.;
  • на несколько минут удерживать своё внимание на каком-то событии, деле, например, рассматривании картинок, слушаньи бабушкиной песни и т. п.;
  • уметь собирать пирамидку из 4–5 больших колец;
  • складывать кубики один на другой и строить из них башню;
  • уметь играть с такими же малышатами находясь рядом с ними.

Вопрос, который задают себе все молодые родители: когда?

Папы и мамы, у которых малыш скоро станет взрослым и отметит свой первый день рождения, часто задают вопрос и себе, и врачам, и окружающим, у кого такие же детки, во сколько месяцев наш или ваш ребёночек начинает ходить. Порой родителям может казаться, что именно их наследник слишком медленно осваивает навыки ходьбы, по сравнению с соседским чадом, его ровесником. Это ошибочные предрассудки, все индивидуальны:

  • рост;
  • вес;
  • мышечная активность;
  • интеллект.

Нормальный возраст для начала ходьбы — это от 9– 10 месяцев до года.

Именно сейчас малыш начинает изучать сложнейшую для себя науку — ходить. Теперь как можно больше времени и внимания уделяйте ребёнку. Ходьба — это огромная нагрузка на организм любого человека, взрослого или маленького, особенно на позвоночник, что вызывает усталость. Что умеет ребёнок в 1 год?

А часто карапузы уже твёрдо стоят на ножках и начинают переходить по комнате с одного места на другое, а вот присесть и передохнуть получается не всегда. От усталости ребёнок становится капризным, а сильное переутомление может привести к беспокойному сну или плохому аппетиту. Наши бабушки в таком случае говорили: перегулял. Все занятия для карапуза должны быть в игровой форме и приносить ему удовольствие и хорошее настроение. Для тех, кто рано начинает исследовать мир на своих ногах, самостоятельная ходьба может случиться гораздо раньше, чем мы тут приводим примеры.

Бывает, случается и такое, что ребёнок начинает ходить задолго до 9 месяцев. Подобный ранний путешественник, конечно, редкость, но не настолько, чтобы родители били в барабаны от беспокойства, когда малыш сам начинает проявлять тягу пошагать. Хуже, если его пытаются поставить на ноги, а он к этому ещё не готов.

Природа всё продумала: пока у ребёнка плохо развит мышечный корсет, он просто физически не сможет даже хорошо и крепко стоять, тем более ходить. И наоборот, родители которые с пелёнок не забывали о зарядке, массаже для своего малыша, поворачивание на бочок или животик — всё это укрепляет мышцы будущему бегуну и незаметно для себя и родителей, ваш карапуз сделает первые шаги раньше времени, чем удивит и родню и окружающих.

Знакомы случаи, когда «ранние пташки» начали шагать в 7–8 месяцев, не удивляйтесь, и такое бывает. Если карапуз с первых же недель своей жизни демонстрирует активность, он быстрее сверстников начинает поворачиваться на бочок или со спинки на животик и наоборот, держать головку и ползать, вероятнее всего, и ходить он начнёт рано.

Бытует такая точка зрения, что слишком резвая двигательная активность не принесёт малышу ничего хорошего: это большая нагрузка на позвоночник, который ещё не в состоянии удерживать массу тела ребёнка в вертикальном положении.

В любой ситуации мамочка наблюдает за своим малышом, и если он активный, крепкий, самому нравится ходить и это не доставляет дискомфорт и неудобство, то ничего страшного нет, что ребёнок очень рано начинает обследовать мир.

Но если вашему малышу уже отметили год, а он не желает вставать и ходить, хотя бы опираясь на мебель или за ручку, то на всякий случай обратитесь к врачу за консультацией. Это всё ещё не страшно, потому как педиатры считают нормой возраст до полутора лет. Если проблем со здоровьем у малыша не обнаружено, то не волнуйтесь, окрепнет и побежит.

Возможные проблемы и как их решать

Имеется несколько оснований в позднем развитии ходьбы у детишек:

  • Причина первая – генетика. Если родители начали поздно ходить, не ждите от ребёнка невозможного. Малыш обычно в точности повторяет развитие предков в их ранний период жизни. Лучше проконсультируйтесь у своих родителей, когда вы сами начали ходить и не ждите чудес, развитие вашего малыша — это великий труд. От его ходьбы и у вас поболит спина и руки.
  • Вторая причина – физиология ребёнка. Чтобы крошка раньше начал ходить, вы должны понимать, малыши — богатыри с превышающей массой тела тяжче поднимаются на ножки и первые шаги делать им в большей мере труднее, чем их стройным ровесникам. Зарядка, массажи, сбалансированное питание и не переедание, плюс консультация грамотного специалиста-врача помогут решить вам эту проблему.
  • Третья причина – темперамент ребёнка. Спокойный малыш оказывает большее предпочтение полежать или посидеть. Он лучше понаблюдает со стороны, чем сам будет двигаться. Дабы расшевелить такого ребёнка и заинтересовать, чтобы малыш захотел сам ходить, надо постараться и придумать ему развлечение, забавные игры, чтобы разбудить интерес к движению.
  • Четвёртая причина — психологическая. Если ваш малыш уже ходил, но упав или ударившись по пути, он стал бояться путешествовать, чтобы опять не сделать себе больно. Тут на помощь придут родные и надёжные ручки мамы или папы. Играя с малышом, ходите с ним вместе за руку, когда он пытается идти к вам навтречу обязательно ловите с распростёртыми объятиями, карапуз будет чувствовать вашу поддержку и становиться смелее.
  • Пятая причина — скорее всего, механическая. Это когда малыш учился ходить с помощью вожжей или ходунков. Но эта проблема решается легко. Просто припрячьте эти приспособления с глаз и малышу придётся потрудиться, чтобы достигнуть нужной точки.
  • Шестая причина — индивидуальная. Мы знаем, что часто детишки рождаются недоношенными, в 6, 7 и 8 месяцев. Карапузик, родившийся на два месяца раньше и развиваться будет медленнее, как бы догоняя свой возраст, который он ни добыл и не доразвивался у мамочки в животике. Такие детки, конечно, немного отстают от своих ровесников и это надо знать и не паниковать. Только к одному, а то и к полутора годам, развитие таких деток сравняется с теми, кто рождён в срок.
  • Седьмая причина — болезни и стрессы, которые влекут за собой неврологические расстройства.

После перенесённого недуга потребуется время, чтобы малыш снова освоил и вспомнил всё то, чему успел уже научиться до болезни. Если же нежелание делать шаги у малыша случается из-за стресса, то без поддержки родных и близких людей не обойтись, так он будет чувствовать себя защищённым.

Случаются, конечно, другие причины, которые тормозят и не дают пойти ребёнку, они могут быть связаны с неврологической или ортопедической проблемой, но тут только нужна квалифицированная помощь ортопеда или невропатолога.

Эмоционально-социальное развитие ребёнка в возрасте 1 годик:

Малыш уже может проявлять свои чувства и эмоции:

  • целовать любимых родителей, бабулю;
  • радоваться играм со взрослыми или новой машинке;
  • ликовать приходу близкого человека;
  • узнавать себя, папу, бабу на фотографии;
  • испугаться незнакомого человека;
  • в книжке или на кубиках показывать знакомых животных, котика или собачку;
  • подпевать или пританцовывать под музыку, как папа изображать гитариста;
  • глядя на себя в зеркало, гладить по голове и показывать, какой он хороший, кривляться, улыбаться;
  • «разговаривать» по телефону, как это делает мама.

В год ребёнок должен:

  • знать на своём языке уже примерно 3–12 слов и отвечать на вопросы жестами, коротким одним словом или же звуком. Как делает собачка? Гав. Как делает кошечка? Мяу. Пусть даже эти звучания нечёткие, но ведь родители уже поймут своего малыша;
  • изображать знакомые действия, например, поплясать или погладить «хорошего мальчика», себя по голове, когда его спрашиваешь: как Ванюшка танцует? или «Кто у нас хороший мальчик?»;
  • воспроизводить за старшими новые слова, особенно за детками;
  • повторять слова за своими сверстниками;
  • показывать нужную картинку или приносить игрушку;
  • выполнить просьбу дать, положить, закрыть, открыть;
  • понимать значение слова «нельзя»;
  • помахать ручкой «привет» или «пока-пока», играть в «ладушки», сороку-ворону у и в ку-ку (ладошками закрывать и показывать личико);
  • реагировать на своё имя.

Бытовые навыки малыша к годику

  • Откусывать и пережёвывать кусочки хлеба, бублика, сухарика, банана.
  • Пить самостоятельно из своей бутылочки или поильника.
  • Начинать кушать ложкой независимо, хотя им легче есть руками, тогда точно попадает в рот.
  • Идти в ванную и тянуть ручки и личико для умывания, а потом вытирать себя полотенцем.
  • Когда собираются гулять (а это любят все малыши), приносят свою одежду и обувь и помогают маме себя одевать, протягивают ручки для кофточки, подставляют ножки для ботиков, наклоняют голову для шапочки.
  • Начинают проситься на горшочек или хотя бы показывают или звуками привлекают внимание на то, что мокрые штанишки и их пора сменить.
  • К годику детки уже начинают проситься на горшок, а некоторые только учатся. Молодым родителям потребуется запастись терпением. Вы уже знаете, сколько раз и в какое время (утро, после сна или еды) ваш ребёнок намочит памперс. Значит, примерный график у вас есть. В годовалом возрасте применение подгузников надо свести к минимуму.
  • Малышу удобно без них передвигаться и раз-другой оказавшись в мокрых штанишках, он уже попросится или сам сядет на горшок.

Все детки разные и к каждому нужен особый подход!

mama.guru

Что должен уметь ребенок в 1 год

Кажется, прошло совсем немного времени с рождения маленького человечка, а вашей любимой крохе уже годик. Все родители гордятся своими карапузами, но волнуются, что должен уметь ребенок в 1 год с точки зрения специалистов. Всем родителям хочется, чтобы чадо развивалось, не отставая от других детишек.

Педиатры, психологи говорят о том, что каждый грудничок развивается по своему календарю. Детки не похожи друг на друга. Есть общие моменты в развитии, присущие каждому младенцу, но скорость обучения, освоения новых навыков, умений во многом зависит от родителей. Календарь развития умений малыша нужен прежде всего, чтобы вовремя скорректировать небольшие отставания в развитии крохи. Или забить тревогу и обратиться к специалистам, если отставание по срокам достаточно большое.

Что обязан уметь ребенок в 1 год

Первые месяцы жизни ребенка насыщены множеством успехов, достижений малыша. Из маленького сопящего комочка ваш ребенок в 1 год превращается в самостоятельную личность со своим характером, с появляющимися предпочтениями. Развитие что демонстрирует непоседа по достижении 12 месяцев, является основой дальнейшего роста чада.

Физические показатели

ВОЗ выпустила свои таблицы со средними параметрами, с которыми кроха должен подойти к своему первому году рождения:

  • Вес малыша с рождения должен увеличиться примерно в 3 раза.
  • Рост крохи должен добавить 50% от первоначальных показателей.
  • Годовалый человечек умеет стоять, при помощи взрослых ходить, приседать.
  • Залезает на взрослые стулья, кресла, диваны, а также самостоятельно спускается с них на пол.
  • Умеет катать коляску, а также нажимать на игрушки, чтобы вызвать звуки.

Эти требования относятся к минимальным навыкам и физическому состоянию малыша в 1 год. Слабые болезненные груднички могут несколько отставать от этих показателей. Детишки, с которыми родители дополнительно занимались, могут показывать результаты намного выше требований ВОЗ. В 1 год развитие детей поражает огромным интеллектуальным, физическим изменением недавних грудничков.

Психоэмоциональные достижения малыша

За 12 месяцев жизни малыш научился многому:

  • Из нескольких больших колечек собирать пирамидку.
  • Строить башню из кубиков.
  • Есть с ложечки, пить с кружки.
  • Недалеко переносить маленькие предметы — игрушки, пластиковую бутылочку.
  • Проявлять эмоции. Демонстрировать свое согласие или несогласие звуками, жестами, мимикой. Обнимать, целовать маму, папу, родных людей. Радоваться подаркам, бояться незнакомых людей.
  • Знать свое имя, откликаться на него.
  • Узнавать голоса, лица родных, близких людей. Уметь найти, выделить пальчиком на фотографии членов своей семьи.
  • Перелистывать странички в книжке, рассматривать картинки. Показывать на картинках животных, изображать их: кошечка — «мяу», собачка — «гав».

Он понимает почти все, что говорят взрослые, умеет произносить от 2 до 10 слов, выполнять простые просьбы: дай, покажи где, возьми.

  • Понимает слова «нет» и «нельзя».
  • На несколько минут может сконцентрировать свое внимание на книжке, мультфильме.
  • Подражает взрослым: может хлопать в ладоши, причесываться, танцевать, красить губы, разговаривать по телефону.
  • Любит играть с ровесниками, подражать им: катать машинку, мячик, насыпать совком песок в ведерко.

Представленные умения и навыки специалисты детского воспитания относят к обязательным умениям. Заботливые, внимательные родители могут помочь ускорению психомоторного развития детей.

Развитие психомоторных навыков

Как проходит развитие ребенка в 1 год, зависит от деятельности родителей. С детьми надо больше заниматься, укреплять, развивать способности деток. Существует группа навыков, которые маленький человечек самостоятельно, без обучения освоит примерно в 2-3 годика. При ежедневных упражнениях эти умения проявятся к 1 году. Итак, что умеет ваш ребенок:

Если кроха находится все время в памперсах, то желание проситься на горшок у ребенка не возникнет. С 10-11 месяцев малыша не стоит оставлять на весь день в памперсах. Минут через 15-20 после каждого приема пищи необходимо посадить кроху на горшок. Это время наполнения мочевого пузыря ребенка. С помощью определенных звуков «пссс…», которые легко может повторить малыш, можно начинать формировать привычку сидеть на горшке. Не страшно, если сразу не получилось. Зато в годовалом возрасте вашему малышу будет легче сообщить вам о своих физиологических потребностях.

  • Появляется умение брать мелкие предметы не ладошкой, а двумя пальчиками, на баночках открывать, закрывать крышки, снимать крышки с коробок, складывать туда игрушки, доставать их. Мелкие круглые шарики, не больше ладони, складывать через круглые отверстия в развивающих игрушках.
  • Кроха умеет выговаривать не только слова «мама», «папа», но придумывает свои собственные слова для обозначения тех или иных предметов. Малыш умеет обобщать, находить логическую связь. Так, слово «ляля» будет обозначать и куклу, и другого маленького карапуза. Увидев на картинке котенка, кроха скажет «мяу». Такие же звуки кроха издаст, услышав на улице мяуканье котенка из кустов.
  • Развивается умение выполнять достаточно сложные игровые действия. Кроха купает куклу, кормит ее с ложечки, снимает одежду, укладывает спать. У машинки открывает, закрывает дверцы, закатывает технику в гараж. Навыки игры в мяч усложняются: не только катать по полу, но подбрасывать мячик, кидать другому человеку, ловить брошенный мячик ручками.
  • Умение рисовать пальчиками, ладошкой — малыш может разминать, раскатывать пластилин. Эти навыки положительно влияют на моторику деток.
  • Развитие навыка танцевать, подпевать. Приобретите специальный сборник детских песенок. Легкая ритмичная музыка, легко запоминающиеся слова — все это будет больше стимулировать кроху танцевать и пытаться воспроизвести услышанное.

Как видно, навыки ребенка в 1 год более развитые в том случае, когда родители принимают активное участие в развитии малыша. Надо понимать: то, что умеет ребенок в 1 год, будет основной базой для дальнейшего развития крохи.

Развитие бытовых навыков к 1 году

Детки уже понимают, что такое чистота и опрятность: грязное платьице может расстроить девочку. Несмышленыш, испачкав ладошки, побежит искать маму, чтобы помыть ручки. Входят в привычку ежедневное умывание, чистка появившихся зубов. Малыш сам протягивает ручки под струю воды, вытирает лицо, ручки полотенцем. У малыша должно быть собственное полотенце для умывания — не очень большое, чтобы кроха мог самостоятельно удержать его в ручках.

Малыши умеют откусывать и жевать сухарики, бублики, печенье, самостоятельно пить из своей бутылочки, пытаются самостоятельно есть ложкой. Они делают попытки одеваться или помогают родным: протягивают ручку в рукав кофточки или куртки, засовывают ножку в ботинок. Стоит выделить больше времени именно на подготовку для выхода на улицу. Пусть чадо пробует одеваться, не делайте за него всю работу. Ненавязчиво помогите: умение карапуза самостоятельно одеться вам еще не раз пригодится.

Время сна и особенности питания

К этому времени годовалые дети уже отказываются от утреннего сна. Основное время сна приходится на ночь. Ночной отдых длится не менее 10 часов. Но маленьким непоседам все еще необходим дневной, так называемый «тихий час». Сон днем поможет крошке отдохнуть, набраться сил для совершения очередных подвигов.

Если кроха не слушается, не хочет спать, малыша надо подготовить к послеобеденному отдыху:

  • искупать в расслабляющей ванне;
  • сделать легкий массаж;
  • укладывая спать, спеть песенку или почитать сказку.

Таким же способом можно укладывать грудничка спать на ночь. Успокаивающие процедуры благотворно скажутся на психическом состоянии младенца.

После годика у некоторых деток наблюдаются ночные страхи во сне. Ребенок может кричать, плакать, толкать, царапать разбудивших его родителей. Специалисты не советуют будить малыша. Резкая побудка может спровоцировать еще больший страх. Обязательно зафиксируйте время, когда ребенку приснился кошмар, и несколько дней минут за 10-15 до наступления этого времени попробуйте будить кроху. Если кошмары не проходят, необходимо показаться детскому психологу, педиатру.

Особенностью питания является постепенный отказ от грудного вскармливания, переход к разнообразной здоровой пище. Грудное молоко следует заменять качественными детскими смесями с большой долей жирности. Не рекомендуются детям этих лет давать обезжиренные продукты питания. Для роста малыша, формирования его умственных, физических способностей необходимы все группы витаминов, белков, жиров и углеводов.

Не стоит малышу предлагать поп-корн, чипсы, снэки, которые не только отрицательно влияют на желудок младенца, приводят к пищевым проблемам у крохи, но могут застрять в горлышке у малыша. Виноград, гранат, семечки тоже противопоказаны маленьким детям из-за мелких косточек.

Рацион питания малышей одного года жизни должен состоять из большего количества фруктов и овощей. Это время, когда детки слушаются родителей, берут с них пример. В годик уже можно начать формировать привычку питаться здоровой пищей: не стоит покупать газированные напитки, при кормлении малыша необходимо употреблять как можно меньше сладостей.

Характер и поведение ребенка в 1 годик

К 12 месяцам наблюдательные родители, родственники знают, какой характер у крохи. Уже ясно, спокоен малыш или любит капризничать. Кроха любит сидеть тихо в уголке, играть долго в одну игру, или же за непоседой приходится бегать по всей квартире, закрывать открытые малышом шкафчики и ящики.

Один год — это время, когда у малыша появляется страх разлуки с близкими людьми, особенно с мамой. Тревога и беспокойство крохи об ушедшей куда-либо маме вполне понятны и обоснованны. Карапуз запоминает ее запах с рождения, с первого кормления устанавливается особая близость мамы с ребенком. Весь год мама не отходила от него, играла с ним, кормила, учила сидеть, ползать, ходить. Мама — самый значимый человек в жизни маленького человечка. Все, что умел и умеет ваш карапуз, привнесено мамиными стараниями и ее любовью.

Поэтому, когда мама исчезает из поля зрения малыша, ее нет в комнате или в квартире, маленький человечек начинает испуганно искать маму, плакать, громко звать, устраивать истерику. Необходимо приучать детей к необходимости расставания. Поговорить с ребёнком, объяснить, что мама скоро вернется. Не уходить тайком, обязательно предупреждать об своем уходе.

1 год — это время, когда детки перестают слушаться родителей. Дети пытаются доказать свою самостоятельность. Ребенок 1 года не слушается родителей. Проверяет, что можно делать, а что — нельзя. Следует сразу твердым голосом (детки хорошо улавливают интонацию близких людей) сообщить крохе, что он ведет себя плохо, так нельзя себя вести. Если кроха и дальше не слушается, стоит обдумать методы эмоционального воздействия на чадо. Детки болезненно воспринимают, когда обиженная мама отказывается разговаривать с непоседой. Необходимо объяснить маленькому человечку, за что именно его наказывают, какой поступок вызвал такую реакцию у мамы.

pups.su


Смотрите также

-->

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0