Родителям

Детям

Беременность и роды

Ребенок

Дом

Благо

Постеры, фото, обои

Детская библиотека

О женском

Праздники

Справочная


Таблица прикорма 
4 правила введения прикорма 
Свободное искусственное вскармливание 
Смешанное вскармливание 
Техника и правила искусственного вскармливания 
Искусственное вскармливание 
Несколько советов кормящим мамам 
Как сделать грудное вскармливание успешным: несколько простых правил. 
Кормить по требованию ребенка. Что это такое? 
Полный свод мифов и заблуждений о грудном вскармливании 
Мягкое расставание - как отучить ребенка от груди 
ПЕРВЫЙ ГОД / Прикорм. Рекомендации ВОЗ по грудному вскармливанию. 
Как и когда вводить прикорм ребенку на исключительном грудном вскармливании? 
Первый прикорм – с чего и когда начать? 
Прикорм для грудничка. Часть 1 
Прикорм для грудничка. Часть 2 
Прикорм для грудничка. Часть 3 
Прикорм для детей на ГВ 
Введение прикорма 
Пюре для детей от 5 месяцев 
Врач советует начать прикорм с сока? Ищите другого доктора. 
Коровье молоко и глютен увеличивает вероятность заболевания бронхиальной астмой и диабетом. 

 

Ребенок в один год что должен уметь


Что должен уметь ребенок в 1 год: основные навыки и развитие годовалого малыша

Вчерашний новорожденный превращается в бодрого годовалого карапуза в мгновение ока. Казалось бы, еще вчера вы думали, что эти бесконечные колики, этот непонятный изводящий плач нового, пока еще незнакомого человека, ночные недосыпания и хроническая усталость никогда не кончатся. Но не успели вы и глазом моргнуть, как младенец стал втрое тяжелее, лепечет свои первые слова и делает первые неуверенные шаги, и вы уже вместе с ним задуваете первую, единственную пока что свечку на праздничном торте.

Итак, поговорим о том, каким должен и может быть ребенок в один год, чего он достиг и что должен обязательно уметь к этому возрасту.

Физические параметры: нормы роста и веса и другие

Вес и рост ребенка, особенно в первый год его жизни, не могут не волновать родителей, ведь по этим показателям они судят, насколько полноценно его развитие, нет ли серьезных проблем со здоровьем и дефицита питательных веществ. В зависимости от того, как дети кушают, насколько они активны, какую наследственность им сообщили предки, и множества других факторов, их антропометрические показатели могут быть очень разными и отклоняться от общепринятых «табличных» норм.

Годовалый возраст — время физической активности: ребенок учится ходить, управлять своим телом, естественно, при этом он сжигает намного больше калорий, чем при малоподвижном образе жизни. К тому же кишечник, стимулируемый физической активностью, работает активнее, и жиры в организме сжигаются быстрее. Поэтому родителей не должно насторожить, если вдруг при визите в поликлинику в 12 месяцев окажется, что малыш с 11-месячного возраста совсем не прибавил в весе.

Важно! Важнейшим параметром является индекс массы тела, значение, получаемое путем деления значения массы тела малыша на значение его роста, возведенное в квадрат. Данное значение измеряется в кг/м2. Данный индекс, по своей сути, — соотношение, указывающее на нормальный прирост массы тела, избыточный вес или его дефицит. У мальчиков в год нормальный вес считается при индексе 15,5–18,2 кг/м2, у девочек — 15–17,92 кг/м2. Примерный вес годовалого карапуза колеблется между 7,5 и 12 кг. Как правило, мальчики тяжелее, их нижняя норма примерно 8 кг, у девочек же — начиная от 7 кг.

Повышенная физическая активность не влияет на прирост в ростовых параметрах, и к году мальчики бывают 71–80 см в высоту, девочки же — 68–79 см.

Окружность головы мальчиков-годовашек может составлять в норме от 43,5 до 48,5 см. Параметры окружности головы девочек составляют 42–47,5 см.

Важно! Если малыш здоров, и его развитие происходит без отклонений, окружность его груди будет на 1-2 сантиметра больше окружности головы. При оценке общего состояния малыша имеют значение не только цифровые значения, которые могут отклоняться от общепринятых показателей. Всегда учитывается аппетит и активность малыша, его любознательность и упитанность, овладение новыми навыками и так далее.

Развитие малыша

Годовалый карапуз разительным образом отличается от того новорожденного существа, которым он был еще какой-нибудь год назад. Он здорово подрос и набрал вес, изменились его пропорции, дозрели и стали полноценно функционировать почти все системы организма. Благодаря поразительной тяге к познанию и феноменальной способности усваивать информацию и обучаться, за первый год жизни ребенок преображается в маленькую личность, с готовностью развивающуюся и достойную уважения.

Рассмотрим, что представляет собой ребенок в один год, его физическое и психическое развитие, а также приобретенные навыки и умения.

Физическое

К годику дети «функционируют» практически в автономном режиме. Это означает, что они сидят, стоят самостоятельно или с поддержкой, могут из разных положений сами вставать на ножки, умеют ползать. Впрочем, последним некоторые пренебрегают, переходя сразу к прямохождению.

Годовалый малыш в большинстве случаев активен и развит физически. Отдельные детки в годик уже умеют ходить, другие вот-вот научатся.

Что еще должен уметь ребенок в год:

  • при поддержке за руку ходить по лестнице;
  • ползать по ней без поддержки;
  • взбираться самостоятельно на диван или другую мебель;
  • спускаться оттуда;
  • взять и удерживать в одной руке два небольших предмета, в двух — три или больше небольших предмета;
  • подать взрослому какой-либо предмет и при этом отпустить его;
  • взять маленький предмет, применяя для этого большой и указательный пальчики;
  • присесть или сесть без опоры;
  • построить «башню», используя несколько кубиков;
  • нанизывать на палочку или стержень колечки;
  • вполне может овладеть умением целоваться, посылать воздушный поцелуй и дуть;
  • испытывает интерес к самостоятельному приему пищи, пытается научиться, если ему позволяют, показывают и поощряют.
Нужно очень тщательно организовать пространство, в котором существует маленький ребенок, особенно те помещения, где он может оставаться без присмотра даже ненадолго:
  • обезопасить розетки;
  • убрать со столов скатерти;
  • приучить себя не оставлять какие-либо предметы на краю стола, особенно тяжелые, горячие, острые;
  • заблокировать дверцы нижних тумбочек или сложить в них то, что не представляет опасности для крохи: одеяла, скатерти, одежду;
  • убрать лекарства и медикаменты туда, откуда бойкий карапуз их не достанет ни при каких обстоятельствах;
  • закрывать окна.
Важно! Даже в том случае, если до этого ребенок никогда не проявлял к окнам интереса, вы никогда не знаете, когда ему может прийти в голову подставить стул или другой предмет и взобраться на подоконник. Годовалый карапуз на это вполне способен, поэтому всегда нужно следить за тем, чтобы окна были закрыты там, где есть ребенок. Пренебрежение этим правилом может обратиться смертельной опасностью. Для того чтобы малыш научился поскорее ходить, куда-то забираться и вообще самостоятельно передвигаться, не следует торопиться подавать ему желаемое или переносить туда, куда он хочет. Нужно предоставить ему самому справиться с проблемой, не лишая, однако, ребенка страховки — экстремальное родительство может привести к печальным последствиям. Частые болезни этого периода жизни - ротавирус, ОРВИ, ларингит, коклюш, ангина, лишай, бронхит, диатез, крапивница, розеола, лямблиоз, глистное поражение.

Психическое

Психическое развитие ребенка в один годик так же интенсивно, как и раньше. Периоды его бодрствования достаточно длительны для того, чтобы овладевать новыми знаниями и умениями. Родители должны преподносить их в игровой форме.

Умения, доступные годовалому малышу:

  • понимание множества (больше 20) слов и знание названий предметов, окружающих в повседневной жизни. Слова произносятся в искаженном виде, так как ребенок не в состоянии воспроизвести все звуки. Одно слово на языке малыша может означать несколько предметов;
  • интерес к общению с другими детьми, но при этом неумение общаться, что чревато конфликтами;
  • стремление подражать занятиям взрослых: телефонный разговор, нанесение макияжа, приготовление пищи и так далее;
  • копирование мимики и интонаций взрослых из близкого окружения;
  • появление долговременной памяти: запоминаются события несколькодневной давности;
  • адекватная реакция на музыку: подпевание или попытки потанцевать;
  • выполнение простых просьб вроде принести или отнести что-то, выбросить или подать;
  • сознательное непослушание и шалости вроде бросания песком — проверка границ допустимого поведения.
Это далеко не полный список того, что годовалый малыш может уметь. Но следует понимать, что при таких беспрецедентных способностях к обучению и стремлении к познанию, какие бывают в раннем детстве, ребенка очень легко развить, если только уделять ему внимание, подавать пример и заниматься.

Важно! Большинство людей не помнят себя в раннем детстве, хотя у некоторых могут сохраняться единичные воспоминания, обычно эмоционально окрашенные. Несмотря на это, накапливаемый с первых минут появления на свет опыт человек использует всю свою дальнейшую жизнь, и родители обязаны дать ребенку счастливое детство, исполненное любви, доверия и положительных эмоций. Кризис одного года — первый переходный возраст в жизни человека. Это его условное название, он может наступить и в девять месяцев, и в полтора года, а может и вовсе пройти практически незаметно. Накопив определенный багаж знаний и умений, ребенок переосмысливает свое место в мире, проверяет на прочность границы допустимого, пытается осознать свое место в семье и мире.

На какое-то время милый малыш может стать неуправляемым:

  • отчаянно требовать самостоятельности, отказываясь от помощи и раздражаясь от контроля;
  • стать упрямым, непослушным и грубым;
  • часто обижаться и плакать, иногда — впадать в истерику;
  • демонстрировать противоречивое поведение, добиваясь чего-то и тут же отказываясь, едва получит желаемое.
Когда милый послушный малыш превращается в вечно хнычущее и постоянно всем недовольное создание, родители не могут оставаться равнодушными и, как водится, винят себя, что дитя избаловано ими. На самом же деле причины такого поведения совсем не внешние, они кроются в самом ребенке.

  • Во-первых, зреет нервная система, и происходит формирование воли, которая, входя в противоречие с волей взрослого, приводит к конфликту.
  • Во-вторых, малыш начинает в своем сознании отделять себя от мамы и ощущать отдельной личностью, такой же, как и родители, которым почему-то позволено больше, и которые считают себя вправе ему указывать. Он пробует тоже это делать.
  • В-третьих, чадо накопило изрядный багаж умений и навыков, благодаря которым у него появилась уверенность в своих силах и стремление к самостоятельности. Однако это всего лишь годовалый малыш, возможности которого весьма ограничены, и у него не укладывается в голове, почему у других получается то, что ему недоступно. Это выводит его из себя и заставляет нервничать.
  • В-четвертых, запреты взрослых ребенок уже понимает, но они его злят и видятся препятствием, кознями взрослых, ограничивающих его свободу.

Навыки и умения

Прожив на свете 12 месяцев, ребенок умеет проделывать следующие действия:

  • кусать и жевать доступную для его зубов пищу вроде печенья, фруктов, хлеба;
  • пить из поильника или бутылки, некоторые уже освоили чашку;
  • пытаться самостоятельно есть с использованием столовых приборов, но чаще — руками;
  • подставлять руки под струю воды, чтобы помыть их или умыться, пытаться вытираться после умывания;
  • давать знать о мокрых или грязных штанах, некоторые уже приучены к горшку и просятся на него, чтобы использовать по назначению;
  • открывает и закрывает коробки, кастрюли и тому подобное, может поместить туда что-то перед тем, как закрыть;
  • изображает процедуры ухода на игрушке: причесывание, кормление, лечение и тому подобное;
  • любит играть с собственной одеждой и наряжаться в нее, пытается сделать это самостоятельно;
  • перекладывает предметы из ручки в ручку;
  • может толкать или тащить предмет;
  • мяч пытается не только пинать, но и бросать, и ловить;
  • открывает дверцы мебели, доступной ему, извлекает оттуда предметы, может положить их обратно и закрыть дверцу, но предпочитает этого не делать, утратив интерес после удовлетворения любопытства;
  • играет перед зеркалом с собственным отражением, корчит рожицы, гримасничает, изучает свое лицо.

Как определить норму: тест на развитие

Для того чтобы определить, нормально ли развивается ваше дитя, ответьте на вопросы теста. Если имеется один или больше пунктов, на которые вы ответили отрицательно, получите дополнительную консультацию у вашего педиатра.

  1. Умеет ли ваш ребенок ползать, стоять и ходить с поддержкой?
  2. Использует ли он невербальные жесты (хотя бы один): кивание, отрицательное махание головой и так далее?
  3. Есть ли хоть одно слово, которое малыш произносит осмысленно: «мама», «дай»?
  4. Выполняет ли он примитивные просьбы: возьми, отдай, пойди?
  5. Имеется ли у крохи во рту хотя бы один зубик или его предвестник — припухлость на десне?

Отклонения в годик

Родителям годовалых деток не о чем беспокоиться, если их ребенок не делает попыток донести свою мысль вербальным способом. Однако хотя бы одно слово, которое он употребляет осмысленно, должно быть. Гораздо важнее в этом возрасте быть уверенным, что дитя, хоть и не говорит, однако понимает обращенные к нему речи. Если имеются сомнения в этом, непременно нужно сообщить врачу и попасть на консультацию к профильному специалисту.

Если окружность головы ощутимо больше верхней границы нормы, это может говорить о костных заболеваниях, патологических процессах в тканях мозга и так далее. Данные заболевания связаны с накоплением жидкостей организма в не предназначенных для них местах и могут понести серьезный ущерб психике и физическому состоянию пациента. Слишком малая окружность головы также может свидетельствовать о патологиях. Дети, которые им подвержены, могут испытывать кислородное голодание, болеть астмой, нарушениями работы мозга и циркуляции крови и так далее. В какой-то момент первого года жизни могут быть выявлены проблемы в различных сферах:

  • заболевания органов слуха;
  • проблемы с речевым аппаратом;
  • неврологические патологии;
  • нарушение психологического развития.
Как правило, такие серьезные недостатки развития обнаруживаются еще до годовалого возраста, если родители внимательны к чаду и регулярно являются на прием к педиатру. Малыши обладают огромным запасом компенсаторных механизмов, имеющаяся патология тем успешнее корректируется, чем раньше она выявлена.

При обнаружении какого-либо из перечисленных ниже нарушений или появлении подозрений следует как можно скорее обратиться за консультацией к врачу:

  • постоянно напряженные или слишком расслабленные мышцы у малыша;
  • использование только одной руки в играх, быту;
  • отсутствие радостных эмоций при появлении родных людей, особенно мамы;
  • отсутствие реакции на звуки, произнесенные со средней громкостью;
  • отсутствие навыка поворачивания с живота на спину и наоборот;
  • неумение смеяться или лепетать на своем языке;
  • отсутствие попыток самостоятельно сесть;
  • не интересуется играми для малышей типа «ку-ку» или пальчиковых игр.
В это время могут диагностировать аутизм, минимальную мозговую дисфункцию (ММД).

Режим дня годовалого ребенка

В течение первого года жизни режим ребенка неоднократно меняется в соответствии с его насущными потребностями.

Потребность у годовалого малыша во сне составляет 14-15 часов в сутки, из них 10-11 приходится на ночной сон, остальные часы малыш досыпает в течение дня в два приема. Изредка годовалые дети могут перейти на однократный дневной сон, однако основная масса малышей в годик спит еще дважды в день примерно до полутора лет.

Первый дневной сон длится около 2-2,5 часов, второй короче, он составляет 1-1,5 часа.

В часы бодрствования игровую нагрузку на маленького человека желательно распределить следующим образом:

  • активная деятельность проводится в первой половине дня;
  • в вечернее время следует предпочесть спокойные занятия, не будоражащие психику.
Что касается физических упражнений, им может найтись время в любой отрезок бодрствования, следует только помнить, что гимнастика проводится не раньше, чем через час после еды.

Рекомендуется гулять с однолетним малышом дважды в день, если это позволяет погода: после завтрака и в вечернее время. Желательно, чтобы длительность прогулок составляла не менее двух часов каждая. Однако следует разумно подходить к этому совету и учитывать погодные условия, внимательно относиться к сезонной одежде и соизмерять ее количество с активностью малыша, не допуская переохлаждения и перегрева, а также промокания обуви.

Важно! Уверенно ходящий и бегающий карапуз наверняка вспотеет в такой же одежде, которая будет комфортной для ребенка, который пока не научился ходить. 12-месячный ребенок имеет пять приемов пищи в день, интервал между которыми составляет 3,5–4 часа. Желательно соблюдать режим и кормить ребенка в одно и то же время для бесперебойной работы его организма и обеспечения его функций.

Малыш, который еще остается на грудном вскармливании, как правило, получает материнское молоко перед каждым сном и под утро во время ночного, а также по желанию и необходимости: «закусить» съеденный обед, утешиться после получения травмы и тому подобное. У искусственников прием смеси остается в первый прием пищи и перед сном. Первый постепенно переходит в молочную кашу или другой молочный завтрак, второй — в прием кефира или другого кисломолочного напитка. Примерный объем съедаемой порции ребенком в один год можно рассчитать, поделив его вес на 9. Как правило, эта цифра равняется 1000–1300 мл, которые разделяются на пять приемов, на каждый из которых приходится по 200–260 мл.

В питании годовалого ребенка уже присутствует зелень и некоторые специи, соль, кое-какие сладости. Еще рано таким малышам давать:

  • колбасу и сосиски (даже с названием «детские»);
  • жареные блюда;
  • копчености;
  • грибы, баклажаны и другой растительный белок;
  • шоколад;
  • экзотические продукты;
  • мед.
Нелишним будет напомнить, что питание ребенка должно быть свежеприготовленным, из качественных продуктов и с соблюдением гигиенических норм. Если есть потребность и возможность, можно остановить свой выбор на готовом детском питании проверенного и известного производителя.

Развитие и игры

Мир ребенка в один год — его мама, общение с ней дает ему представление об окружающем мире, поэтому важно развивать маленького человека и внушать ему чувство безопасности, чтобы он мог максимально позитивно относиться к миру и как можно более продуктивно изучать его.

Играя с ребенком, родители должны все время его направлять и разнообразить занятия, чтобы они не были одинаковыми и монотонными: предлагать сюжеты, помогать в осваивании бытовых навыков, работать над развитием речи и памяти, вниманием и логикой.

Развитие годовалого ребенка происходит в нескольких направлениях, каждому из которых следует отдавать должное и уделять внимание в течение каждого дня. Физическое развитие:

  • овладение навыком ходьбы и управления собственным телом;
  • игра с мячиком;
  • гимнастические упражнения под музыку;
  • занятия на фитболе;
  • прыжки;
  • преодоление препятствий;
  • танцы;
  • ходьба босиком по поверхностям различной фактуры: земля, песок, галька, трава, ковер, гладкий пол, жесткий коврик и тому подобное.
Познавательное развитие:
  • игра с кубиками;
  • собирание пазлов из 2-4 частей;
  • угадывание предмета по его части;
  • изучение фруктов, овощей, кухонной утвари, бытовых и прочих предметов;
  • изучение цвета, сортировка предметов по цвету;
  • развивающие игры с пирамидкой;
  • поиск предметов, игра в прятки.
Сенсорное развитие:
  • изучение запахов;
  • изучение на ощупь различных фактур;
  • испытание различных вкусов.
Музыкальное развитие:
  • прослушивание музыки: классической, детской, популярной и так далее;
  • изучение звучания различных музыкальных инструментов;
  • пение;
  • танцы под музыку.
Мелкая моторика:
  • пальчиковые игры;
  • занятия с крупами разных размеров;
  • игра со шнуровкой;
  • использование в играх прищепок;
  • наклеивание наклеек;
  • занятия с песком в песочнице или на пляже и с манной крупой дома в зимнее время.
Речевое развитие:
  • чтение детских книжек;
  • обсуждение рисунков, изучение его частей;
  • разговоры с ребенком, развернутые рассказы на бытовые темы и описание происходящего;
  • чтение и разучивание детских стишков, потешек;
  • пение.
Творческое развитие:
  • рисование с использованием пальчиковых красок;
  • изготовление аппликаций с использованием различных материалов;
  • рисование карандашами;
  • рисование красками с использованием кисточки;
  • лепка из пластилина, соленого теста и других пригодных для этого материалов;
  • занятия с конструктором.
За первый свой год малыш превращается в полноценную личность, в арсенале которой имеется множество умений и навыков. Этот набор в большой степени зависит от того, сколько времени посвящают родители занятиям с ребенком и от разнообразия этих занятий. Стимуляция развития ребенка — очень благодарное занятие, приносящее огромную пользу и обоюдное удовольствие.

agu.life

Что должен уметь ребёнок в 1 год

Вот и пролетел первый год жизни вашего малыша. Он был полон сюрпризов, тревог и забот. На ваших глазах ваш малыш рос и развивался, учился самым элементарным навыкам. Из беспомощного новорожденного младенца он превратился во вполне самостоятельного человечка. Теперь ваш ребёнок может очень многое. И хотя каждый малыш индивидуален и развивается по своей особой программе, есть определённые критерии, основанные на врачебной и педагогической практике, которым годовалый ребёнок должен соответствовать.

Физическое развитие

В первый год жизни ребёнок очень активно растёт и развивается. За 12 месяцев его вес увеличивается как минимум в 3-3,5 раза, существенно возрастает его физическая активность. К первому дню рождения движения малыша становятся более уверенными, быстрыми и координированными.

Так, годовалый ребёнок должен уметь:

  • ​уверенно сидеть на детском стуле;
  • ​хорошо и быстро ползать;
  • ​преодолевать на четвереньках несколько ступенек лестницы, независимо, вверх или вниз;
  • ​используя подставки, уверенно залезать на невысокие предметы, мебель;
  • ​вставать на ножки без посторонней помощи;
  • ​уверенно стоять на ножках;
  • ​уметь пятиться задом;
  • ​переходить от ползания к ходьбе.

Многие детки к этому времени уже сделали свои первые самостоятельные шаги, а некоторые даже начали уверенно ходить без поддержки, бегать и даже шагать по лестнице с вашей поддержкой. Однако если этого не случилось, не стоит торопить ребёнка и заставлять его много ходить, держась за вашу руку. От таких чрезмерных тренировок у малыша может развиться искривление голеней.

В этот период ребёнок становится очень любознательным. Он любит путешествовать по дому любыми доступными способами – пешком или на четвереньках, открывать дверцы всех доступных ему шкафов и тумбочек, вытаскивая любые обнаруженные в них предметы.

к оглавлению ^

Умственное развитие

Активно идёт и процесс умственного развития ребёнка. К годовалому возрасту малыш имеет определённый запас слов, которые он понимает и с удовольствием произносит.

В этом возрасте ребёнок должен:

  • ​знать, как его зовут;
  • ​знать имена членов семьи;
  • ​знать названия окружающих его предметов, в том числе игрушек, предметов мебели и одежды;
  • ​знать и без ошибок показывать части тела и лица;
  • ​понимать значение слова «нельзя»;
  • ​реагировать на простые просьбы (например, дать определённую игрушку, взять ложку или бросить мяч);
  • ​уметь прощаться (махать ручкой);
  • ​уметь собирать простую пирамидку;
  • ​пытаться рисовать.

К этому возрасту многие дети начинают говорить. В норме годовалый ребёнок умеет произносить не менее десятка облегчённых и имитирующих слов. Например: «мама», «папа», «баба», «дай», «на», «ля-ля», «би-би», «ав-ав». Но если малыш не спешит радовать вас своей речью, не расстраивайтесь, многие дети начинают говорить к полутора-двум годам.

Интересно, что к истечению первого года жизни у ребёнка закладывается чувство ритма и способность воспринимать простые мелодии. Используйте эту возможность для его умственного и эстетического развития, давая ребёнку возможность слушать хорошие детские песни.

к оглавлению ^

Психическое развитие

Возможно, вы удивитесь тому, насколько за один год ваш ребёнок развился психически. Поверьте, годовалый малыш понимает уже многое, причём не только о себе самом, но и о вас, и об окружающем его мире.

Он хорошо различает знакомые и незнакомые лица людей и их голоса, соответственно реагируя на них – радостно или настороженно. К этому возрасту ребёнок способен очень чутко улавливать любую интонацию речи взрослых, их настроение.

Значительно усложняется эмоциональная сфера малыша. Он способен плакать, сочувствуя обиженному и плачущему ребёнку, да и сам способен разрыдаться от обиды, а не только от физического дискомфорта, как это было раньше.

Годовалый ребёнок умеет выражать свои эмоции и чувства (как позитивные, так и негативные), у него есть свои нелюбимые и любимые занятия. Годовалый малыш может сердиться и всем своим видом демонстрировать недовольство, если его насильно заставляют делать то, что он не хочет.

к оглавлению ^

Навыки самообслуживания

К своему первому дню рождения ребёнок начинает проявлять определённую самостоятельность. Он пытается сам брать в руки чашку, пить из неё, а затем ставить её на стол, самостоятельно кушать ложкой. Ребенок внимательно наблюдает за окружающими и пытается имитировать их действия. Он овладевает азами элементарных гигиенических навыков, таких как:

  • ​умывание лица;
  • ​мытьё рук;
  • ​пользование носовым платком;
  • ​расчёсывание волос.

К этому возрасту ребёнок должен знать, что носки надевают на ножки, рукавички – на руки, а шапку – на голову. Он активно помогает взрослому во время одевания: сам ставит свою ножку в обувь, просовывает руку в рукав. Важным навыком самообслуживания малыша, который необходимо развивать уже в таком возрасте, является стремление к чистоте. Превратите в весёлую игру складывание игрушек или карандашей, уборку порванных листов бумаги или другого мусора после развлечений или занятий. Годовалый ребёнок с удовольствием поднимет с поверхности небольшой предмет кончиками своих пальчиков – большого и указательного. К тому же годовалые дети очень любят складывать и выкладывать различные предметы, особенно из коробочек, закрывающихся крышками.

Отдельного внимания заслуживает и такой навык малыша, как умение проситься на горшок. Его развитие требует терпения от родителей, но поверьте, ваш ребёнок уже готов отказаться от комфортных памперсов и приучиться к горшку.

Помните, что годовалый малыш как губка впитывает всё то, что он видит вокруг себя, и от вас зависит то, каким он вырастет и как будет развиваться.

Если Вам понравилась наша статья и Вам есть что добавить, поделитесь своими мыслями. Нам очень важно знать Ваше мнение!

woman-l.ru

Что должен уметь делать ребенок в 1 год?

Для любой мамочки ее кроха — самый-самый, но, несмотря на это, каждая из нас пытается сравнивать достижения своего малыша и других детей этого же возраста. Итак, что должен уметь ребенок в 1 год, кроме как прочно стоять на маленьких ножках? Как в этом возрасте должен вести себя нормально развивающийся и здоровый малютка? На какие «тревожные звоночки» нужно обратить внимание, чтобы вовремя их скорректировать?

В годик малыш уже увлеченно следит за происходящим вокруг и выражает свои эмоции мимикой, жестами, звуками

Обязательные умения и навыки годовалого ребенка

Дети в раннем возрасте развиваются необычайно быстро и в умственном, и в физическом плане. Они, по мнению многих мам, чрезмерно активны и страсть как любознательны: ребенка в возрасте 12 месяцев уже не оставишь сидеть в манеже — ему не терпится исследовать окружающий мир и… испытывать на прочность мамины нервы. Поэтому, предоставив крохе свободу и простор, запаситесь терпением и не забудьте, что теперь за ним, как никогда ранее, нужен глаз да глаз.

Итак, годовалый ребенок должен уметь:

  • самостоятельно делать несколько шагов, держась за мебель или руку взрослого;
  • есть с ложки;
  • удерживать в руках нетяжелые предметы (игрушки, книжки, пластиковую бутылочку) и переносить их на небольшие расстояния;
  • хорошо узнавать голоса и лица членов семьи;
  • выражать эмоции — движениями, мимикой и голосом проявлять согласие и несогласие;
  • различать интонации голосов и по-разному на них реагировать — к примеру, малыш может заплакать «за компанию», если услышит плач другого ребенка;
  • понимать простые обращения и выполнять несложные просьбы — «дай», «на (возьми)», «где (покажи)» и т. п.;
  • знать свое имя;
  • знать имена близких (или заменяющие их слова — «мама», «папа», «баба» и прочие);
  • понимать значение около 10-30 слов (название некоторых предметов, а также понятия «нельзя», «горячо», «вкусно» и т. п.);
  • несколько минут удерживать внимание на одном действии, вроде просмотра мультфильма, спектакля, демонстрации картинок и т. п.;
  • собирать пирамидку из 2-3 больших колечек;
  • ставить кубики друг на друга;
  • складывать шарики (размером с собственную ладонь) в емкость через круглые отверстия в крышке;
  • играть в обществе сверстников, находясь рядом;
  • пытаться подражать действиям взрослых (хлопать в ладошки, танцевать).

Некоторые дети к году уже неплохо осваивают «взрослый» способ передвижения — ходят без поддержки и могут даже спускаться по лестнице, но нормой для большинства ребятишек этого возраста считаются лишь попытки самостоятельной ходьбы. Но если годовалый малютка так и не встал на ножки, следует незамедлительно показать его детскому неврологу. Другой важный показатель нормального психоэмоционального развития — это контакт ребенка с внешним миром и близкими. Малыш, который не узнает голоса родных и не реагирует на другие звуки, может иметь проблемы со слухом, а пассивность, отсутствие любознательности, однообразные (стереотипные) движения могут быть симптомами задержки умственного развития. К счастью, большинство таких состояний, если вовремя их заметить, успешно поддаются коррекции.

Некоторые годовалые «вундеркинды» уже осваивают навыки самостоятельного питья и приема пищи или хотя бы знакомятся с детской посудой

Что еще могут уметь ребятишки к одному году

Кроме того, что должен уметь ребенок в 1 год обязательно, есть вещи, которые многие малыши успешно в этом возрасте осваивают, если с ними заниматься. Это:

  • умение брать предметы двумя пальчиками (указательным и большим);
  • умение проситься на горшок, выражая свои естественные надобности чем-то кроме плача — к примеру, малыш издает определенный понятный только маме звук (кряхтит, сопит и т. п.);
  • навык самостоятельного питья из чашки-непроливашки;
  • хлопки в ладошки по просьбе взрослого (умение играть в «ладушки»);
  • умение выговаривать слова «мама», «баба», «папа»;
  • умение произносить несколько других несложных слов;
  • навык игры в мяч — попытки бросать или толкать мяч в нужном направлении, а также ловить его;
  • придумывание и употребление собственных «детских» слов, которыми кроха называет знакомые предметы и действия;
  • попытки повторять слова за взрослыми;
  • навык обобщения — малыш может называть словом «ляля» куклу, другого маленького ребенка или детскую коляску, в том числе на картинке, говорить «аф-аф», когда видит собаку или только слышит лай;
  • умение рисовать ладошками и пальцами;
  • умение выполнять определенные действия по просьбе — здороваться за ручку, прятаться, находить нужную игрушку среди других, показывать части тела («где носик» и т. п.), показывать нужный предмет на картинке;
  • умение выполнять сложные игровые действия — кормить куклу с ложки, укладывать куклу спать, закатывать машинку в гараж и т. п.

Чтобы ваш малыш рос во всех отношениях развитым, вовсе не обязательно тратиться на дорогие развивающие игры — можно легко соорудить «реквизит» из подручных материалов

Как ускорить психофизическое развитие годовалого ребенка

Большинство малышей, если специально их не обучать, осваивают некоторые из этих навыков только к двум-трем годам. Так, если постоянно держать ребенка в памперсах, он вряд ли сам начнет проситься на горшок, поскольку не испытывает никакого дискомфорта в штанишках, когда «сделает свои дела» прямо в них.

Проще всего приучить малыша давать знак, когда он хочет в туалет, если соблюдать определенный ритуал. К примеру, мама сажает кроху на горшок спустя 15-20 минут после еды (примерное время, когда у маленьких детей наполняется мочевой пузырь), издавая некий условный звук (вроде «пссс..»), который ребенок смог бы повторить. Когда выработается привычка, малыш сам будет напоминать о своих потребностях этим звуком. Ну и, конечно, после года желательно отказаться от дневного ношения памперсов, одевая их только на прогулку и на ночь.

Речевые навыки быстрее развиваются у детей, с которыми близкие много общаются — не просто присматривают за ними или носят на руках, а разговаривают, поют, читают книжки, что-то рассказывают и показывают. В возрасте одного года важнее добиться от ребенка понимания значений слов, чем самостоятельной речи. Детские психологи и педиатры считают, что здоровый и нормально развивающийся малыш «имеет право» ничего не произносить до трех лет или говорить отдельными словами. То есть понимание речи взрослых и другие формы невербального контакта (выполнение просьб, ответные действия в игре) гораздо больше отражают реальный уровень развития.

Словом, к возрасту одного года большее число навыков наблюдается у тех детей, чьему развитию уделяют больше времени и внимания.

На становление умственных и речевых способностей маленьких детей заметно влияют упражнения и игры, которые развивают мелкую моторику. То есть разнообразные сложные движения пальчиками. Для начала это может быть обучение брать мелкие предметы и перекладывать их из руки в руку и с места на место, позже — освоение музыкальных игрушек, где нужно нажимать одним пальчиком на клавиши. В дальнейшем под контролем взрослого можно предлагать ребенку складывать мозаику или собирать конструкторы из не слишком мелких деталей.

Кроме упражнений для моторики пальцев малышам полезно двигаться под музыку — это развивает координацию, музыкальный слух и чувство ритма. Благодаря этому движения ребенка становятся ловкими и уверенными, а значит, будет меньше синяков и ушибов при падениях.

Пусть ваш кроха ежедневно слышит музыку — лучше купить ему специальный сборник детских песен, под которые можно танцевать или делать ежедневную зарядку. «Танцевать» под веселую мелодию будет даже совсем маленький ребенок, если мама подает ему пример. И не только танцевать, но и делать физические упражнения.

agushkin.ru

Что должен уметь ребенок в 1 год

Вот и прошел целый год с момента нашей первой встречи…  Поздравляем, у Вас и Вашего малыша серьезная и важная дата, знаменующая новый этап – ему исполняется 1 год! Многое за этот год пройдено: были и  трудные моменты, и радостные мгновения. Сейчас Вы стали еще ближе друг другу, и многое понимаете уже без слов. Безусловно, Вам есть чем гордится: за прошедшие 12 месяцев из малюсенького кричащего комочка вырос веселый жизнерадостный Настоящий Человек! Он уже очень много умеет, и еще большему научится в будущем. В его и Вашей жизни начинается новый серьезный этап: этап воспитания полноценной развивающейся личности. Если на первом году жизни ребенку требовался в большей степени уход в физическом плане, а также мамина ласка, то теперь очень важно правильно и четко расставлять акценты в психологии поведения. Родителям предстоит терпеливо и твердо объяснять малышу, что можно и что нельзя, потихоньку знакомить его с социумом и учится жить в нем. Ребенок 12 месяца жизни, как правило, имеет от 6 до 12 зубов и уже может самостоятельно пережевывать твердую пищу. Позади остались многие трудные этапы его развития: становления пищеварительной системы, болезненного прорезывания первых зубиков.Вес малыша составляет от 9 до 11 кг, а рост в среднем от 74 до 80 см – мальчики, как правило, чуть крупнее девочек в этом возрасте.  К возрасту 1 года происходят важные изменения в строении тела и органов малыша: происходит закрытие родничка, а также, если она не была закрыта ранее при рождении и первых месяцах жизни, сердечной перегородки – овального окна. Ножки малыша могут быть не совсем ровными – годовалые детки часто напоминают походкой маленьких медвежат – они ходят неровно, как бы подгибая ножки вовнутрь и слегка косолапя. К 12 месяцам жизни малыша обязательно еще раз осмотрит хирург, который осуществляет контроль за развитием скелета и конечностей, и в случае необходимости обязательно направит Вас на лечебную гимнастику или массаж. Наличие уже достаточно приличного количества зубов и сформировавшаяся пищеварительная система позволяют переводить ребенка 12го месяца жизни полностью на взрослое меню. Конечно, жареные, жирные, острые продукты, а также газированные напитки, конфеты и чипсы в рационе малыша исключены – для переработки таких видов пищи необходимо завершение формирования печени, которая пока не в состоянии справится с подобной нагрузкой. Тем не менее, 12 месяцев - оптимальное время для отказа от грудного вскармливания – сейчас малыш вполне может обойтись другими методами успокоения для того чтобы заснуть или почувствовать себя защищенным. Продолжение же кормления грудью может привести к проблемам с отлучением от груди в будущем – малышу сложнее будет избавиться от привычки обращаться за утешением к маминой тите. Не рекомендуется прекращать кормление грудью в период болезни малыша, а также в летнее время года – высока вероятность заражения кишечными инфекциями и нарушений пищеварения. Дневной сон к 1 году как правило устанавливается на более продолжительный период – от 1 до 3 часов, но происходит 1 раз в течение дня. Если малыш устает, часто капризничает, раздражителен - возможно, его организм еще не настолько окреп, чтобы выдерживать столь большие перерывы между отдыхом, и Вам стоит продолжать укладывать его спать два раза в день. Проводите больше времени на прогулке, помогайте малышу в познании окружающего мира на улице: понюхайте с ним цветок, соберите опавшие листочки от разных деревьев и покажите ему, что они отличаются, поиграйте в снежки иди догонялки, позвольте разок весело пробежать по неглубокой луже. Первый день рождения – событие радостное и важное. Многие родители стремятся отпраздновать его с размахом, но приглашать огромное количество народу и устраивать шикарный банкет с участием именинника не стоит. Кроха быстро устает, и общение с большим количеством людей в течение долгого времени ему вынести тяжело. Лучше испеките именинный пирог, который можно будет дать попробовать ребенку, украсьте комнату воздушными шарами, зажгите свечку в торте и попытайтесь задуть вместе с ним. Прививать традиции праздников и обозначать, что существуют особенные дни, когда все вокруг дарят подарки и угощают вкусностями нужно, но в соответствии с возрастом малыша.  Что должен уметь ребенок в 1 год? Ребенок 12-го месяца жизни уже многому научился и вероятно пытается проявить самостоятельность в выполнении некоторых ежедневных действий. Так, во время кормления, он может попытаться кушать самостоятельно, и теперь это удается ему вполне успешно, правда займет гораздо больше времени, чем у мамы и генеральной уборки на кухне все равно не удастся избежать. Если Вы учили малыша пить из чашки, то к году этот навык он в состоянии также демонстрировать виртуозно.В случае необходимости сходить в туалет, малыш осознанно попросит помощи мамы, конечно, при условии, что она познакомила его с таким предметом как горшок ранее.Первые осмысленные слова: простые названия хорошо знакомых предметов, обращение к маме и папе, - у малыша 12-го месяца жизни сформировался небольшой словарный запас. В игре кроха старается копировать производить все более осознанные действия, а иногда копировать взрослых: он изображает, как кушать ложкой, с удовольствием собирает пирамидку или перекладывает предметы из чашки в чашку. Неудачи в освоении какого-либо действия могут привести к большому расстройству: ребенок начинает плакать, бросать игрушки. Задача родителей спокойно и терпеливо утешить малыша и помочь ему завершить начатое. Наказания за шалость или истерику сейчас производить не нужно – малыш его еще не поймет, и Вы лишь усугубите ситуацию. Тем не менее, если ребенок совершает что-то совершенно немыслимое, например, бьет кошку или пытается коснуться горячей кастрюли, запрет должен быть непреклонным. Умение сказать твердое «нет» в некоторых случаях для любящих родителей не всегда просто, но от Вашей реакции на запретные действия ребенка во многом зависят успехи в воспитании в будущем. Если Вы запрещаете что-либо, обязательно объясняйте малышу, почему Вы это делаете. Не забывайте о том, что злоупотреблять запретами нельзя, так как слишком частое «нельзя» приведет в итоге к развитию неуравновешенной забитой личности, которая будет относиться к окружающему миру с опаской и недоверием. Оцените материал:

  • Получайте самые свежие мнения на почту

    Получить

luckymummy.ru


Смотрите также

-->

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0