Родителям

Детям

Беременность и роды

Ребенок

Дом

Благо

Постеры, фото, обои

Детская библиотека

О женском

Праздники

Справочная


Таблица прикорма 
4 правила введения прикорма 
Свободное искусственное вскармливание 
Смешанное вскармливание 
Техника и правила искусственного вскармливания 
Искусственное вскармливание 
Несколько советов кормящим мамам 
Как сделать грудное вскармливание успешным: несколько простых правил. 
Кормить по требованию ребенка. Что это такое? 
Полный свод мифов и заблуждений о грудном вскармливании 
Мягкое расставание - как отучить ребенка от груди 
ПЕРВЫЙ ГОД / Прикорм. Рекомендации ВОЗ по грудному вскармливанию. 
Как и когда вводить прикорм ребенку на исключительном грудном вскармливании? 
Первый прикорм – с чего и когда начать? 
Прикорм для грудничка. Часть 1 
Прикорм для грудничка. Часть 2 
Прикорм для грудничка. Часть 3 
Прикорм для детей на ГВ 
Введение прикорма 
Пюре для детей от 5 месяцев 
Врач советует начать прикорм с сока? Ищите другого доктора. 
Коровье молоко и глютен увеличивает вероятность заболевания бронхиальной астмой и диабетом. 

 

Сказкотерапия для детей


Сказкотерапия для детей как метод психологической коррекции. Сказки для детей дошкольного возраста

Психологическая коррекция поведенческих навыков, нравственных качеств и черт характера посредством сказки доказывает свою результативность вот уже много лет. Сказкотерапия является уникальным психолого-педагогическим методом, помогающим найти выход из многих проблем, устранить страхи, обиды и тревожность у детей.

Суть метода сказкотерапии

Как метод психологической коррекции оказывает невероятную эффективность, использовать который в отличие от других психотерапевтических приемов, разрешено для работы с детьми начиная с раннего возраста.

В ситуации с особенно капризными, конфликтными и даже агрессивными детьми другая терапия кроме сказки может оказаться бесполезной, а силовые приемы для формирования их послушания зачастую бывают провальными.

Сказка же помогает формировать положительные черты характера и развивает силу воли, и намного эффективнее, чем наказание или лишение чего-либо. Другими словами, сказкотерапия подразумевает коррекцию поведения посредством сказочного повествования. Интересная история настолько увлекает любого ребенка, что он на бессознательном уровне начинает принимать правильные типы поведенческих реакций и примерять их на себя.

Польза сказок для детей

Сказкотерапия относится к универсальным методам, выполняющим множество функций и помогающим специалистам решать множественные проблемы своих подопечных. Повествование помогает вызывать правильные эмоции у объектов воздействия.

Используя прием сказочной истории можно избавить ребенка от навязчивых фобий и отрицательных черт характера. Сказка помогает ценить любовь и дружбу, понимать жизненные ценности и прощать других людей.

Ученые много лет исследовали влияние сказочного повествования на растущую личность и выявили 3 способа ее использования.

1. Инструмент воспитания детей. Происходит формирование понимания о существовании в социуме, развиваются знания о нормах и правилах поведения, происходит привитие моральных принципов.

2. Инструмент развития, который можно применять, к детям разных возрастных категорий.

Например, дети в 3 года учатся различать понятия добра и зла, понимать окружающий мир и события в нем. Здесь рекомендуется останавливать свой выбор на историях про игрушки, маленьких человечков и животных.

Дети старше 10 лет учатся противостоять жизненным обстоятельствам, принимают то, что в реальной жизни нужно брать ответственность за свои слова и поступки.

3. Психотерапия. Групповая и индивидуальная работа со сказкой позволяет решать жизненные проблемы, избавляться от страхов и принимать правильные решения. В 4 года правильно будет использовать произведения про фей и волшебников.

Виды сказок для метода сказкотерапии

Дидактические сказки

Главное предназначение дидактических сказок – это занимательная подача учебного материала. Даже сложные абстрактные символы (буквы, арифметические действия, цифры, звуки) подаются в игровой форме, одушевляются. Сказочные образы раскрывают смысл и качественно передают определенные знания.

Характерный признак данной коррекции – это использование предметной информации. Наряду с этим происходит развитие творческих способностей детей, совершенствуется мыслительная деятельность, формируются речевые навыки.

Читайте также:  Лечение горла народными средствами в домашних условиях

Методическая составляющая включает в себя определенные этапы работы со сказкой: прослушивание, обсуждение, анализ, оценку сказочному действию.

Систематическое и мотивированное применение данного приема терапии позволяет избегать типичных ошибок по изучаемой теме и добиваться высоких результатов даже у отстающих в учебе учащихся. В подростковом возрасте эффективен прием сочинения дидактических сказок. Посредством такого приема происходит полная реализация творческих и интеллектуальных ресурсов.

В таких историях к решению учебной задачи ребенок подходит через восприятие достижения успеха посредством сложных испытаний.

В учебной работе с младшими школьниками дидактическая сказка является основным направлением. Замечено, что самые трудновоспитуемые и трудно обучаемые дети проявляют всплеск внимания к материалу, подаваемому посредством сказочной истории.

Дидактическая игра

Психокоррекционные и психотерапевтические сказки

Особенность психокоррекционных сказок состоит в том, что сюжет должен быть идентичен проблеме ребенка, но без прямого сходства. Сюжет повествования должен предлагать замещающее решение реальной проблемы.

Терапевтические истории помогают раскрыть глубинный смысл происходящих событий. Их еще называют «Сказками врачующими душу». Подобные истории отлично работают в развитии положительных нравственных качеств, как детей дошкольного возраста, так и подростков.

Виды психотерапевтических сказок

Принято выделять их несколько видов.

✔ Терапевтические сказки о ребенке, который похож на вашего малыша. Рассказывая ребенку такую сказку важно сделать его другом главного героя.

События в истории должны быть аналогичны жизненной ситуации. На таком примере он учится решать проблемы и приходит к самостоятельным выводам. Например, если ребенок не хочет заниматься гимнастикой, то здесь будет уместна история, где герой подслушал разговор об ее пользе, какую силу и энергию она может дать, чтобы добиваться желаемого.

✔ Психотерапевтические сказки о вашем ребенке. С помощью таких историй ребенок напрямую отождествляет себя с главным героем.

Обязательно включение элементов перенесенных из реальной жизни. Подойдут имена друзей, названия игрушек или любимых мультигероев.

Важный нюанс такой сказки это наделение героя истории теми качествами, которые нужно привить самому ребенку. Невежливость можно корректировать поступками героя, который со всеми здоровался и всем помогал. Для детей, которые боятся темноты полезно слушать сказки о том, как маленький персонаж помогает другому выбраться из темного и страшного подземелья.

Психологи утверждают, что таким образом происходит эмоциональное восприятие. По истечении времени начинается соотнесение сказки с реалиями. Модель поведения может измениться в положительную сторону уже через нескольких часов.

Ребенок примеряет роль героя сказки на себя

Влияние психотерапевтических сказок на детей

Психокоррекционные сказки выполняют следующие функции:

  • воспитывают лучшие человеческие качества, а именно порядочность, доброту, смелость, искренность, отзывчивость, честность;
  • обучают правилам поведения мягко, ненавязчиво и без насилия;
  • позволяют проживать эмоции радости, грусти, сопереживания героям и переносить их в реальную жизнь;
  • прививают извечные ценности;
  • обучают понимание окружающего мира и отношений между людьми;
  • расслабляют, позволяют воспринимать положительный опыт и показывают модели идеальных взаимоотношений.

Положительные качества сказочных героев играют вспомогательную роль, помогая тем самым формированию необходимых черт характера. Можно сюжет истории завуалировать и сделать несколько запутаннее, чем реальные события. В решении проблемной ситуации рекомендуется разговаривать с малышом, как с взрослым. Так духовная работа будет иметь большую эффективность, ведь гармонизуется состояние самого взрослого.

Для детей младшего школьного возраста важно при выборе повествования опираться на соответствие сюжетов их личностным интересам.

В 6 лет на детей предпочтительно воздействовать через забавные сказки с увлекательными приключениями.

В 7 лет оптимальный вариант — волшебные сказки. Рекомендуется начинать знакомство с произведениями других стран и различных авторов.

В 8-9 лет — время, когда детям будет интересно чтение историй притчей и бытовых сказок. Подойдут сложные истории с разветвленным сюжетом, где к описаниям чувств и переживаний героев добавляются авторские размышления.

Медиативные сказки

Позволяют накопить положительный образный опыт, способствуют снятию эмоционального напряжения. Кроме того, они помогают даже детям с умственной отсталостью развивать свои личностные ресурсы и проецировать правильный опыт взаимоотношений на поведение с близкими людьми.

Главное назначение медиативных повествований полное отсутствие конфликтов и злых героев. Формирование идеальных отношений и только положительная направленность сказок, делает их популярными к коррекции поведенческих навыков детей с отклонениями в психическом и физическом развитии.

Разделяют 3 вида медиативных сюжетов.

1. Сказки, направленные на осознание себя в настоящем, «здесь и сейчас». Они позволяют развивать зрительные, слуховые, обонятельные, кинетические, вкусовые и тактильные ощущения. Сюжетная линия повествований создана в форме путешествий.

2. Сказки, отражающие образы идеальных взаимоотношений между родителями и детьми. Духовные ориентиры направлены на формирование качественных отношений между друзьями, учителем и учеником, между мужчиной и женщиной. Сказкотерапия данной направленности показана детям и подросткам с негативным социальным опытом. Нужно читать такие сказки в периоды адаптации к новым условиям жизни (при поступлении в детский сад, школу).

3. Сказки, направленные на поддержку потенциала личности и раскрытие самореализации. Посредством данного вида терапии важно, чтобы ребенок почувствовал себя нужным и хорошим, научился осознавать свое место и предназначение в жизни. Подобные истории позволяют представить, как изменится человек, если постоянно будет прислушиваться к своему внутреннему миру.

Медиативные сказки позволяют воздействовать мягко и ненавязчиво.

Примеры сказок для детей

☼ Важно помнить, что сказки для самых маленьких должны быть простые по сюжету, с яркими картинками и несложными предложениями. Лучшие произведения «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка».

☼ Начиная с 2-3 лет можно уже включать дополнительные элементы и усложнять сюжеты. Малыш уже может сам называть героев, описывать, считать количество предметов.

☼ По достижении 3-4 лет детей психологи рекомендуют вовлекать в создание новых сюжетов и дополнительных образов. На первой ступени сложности сказок используют русские народные, произведения Корнея Чуковского, Агнии Барто.

☼ Для дошкольников старшего возраста, около 4-5 лет, подойдут сказки со второй ступенью сложности. Где взаимоотношения героев не такие однозначные, а несколько сюжетов объединены в одну линию. У героев словарный запас должен соответствовать возрастному развитию.

☼ Примеры сказок для детей 5-6 лет: «Маша и медведь», «Зимовье», «Сказка про ерша», «Лиса и козел» и др. Можно использовать в терапии истории С. Маршака, Н. Носова, В. Сутеева.

☼ Практически для всех детей 5 лет и старше показано чтение литературы приключенческой направленности.

✔ Для достижения максимального результата сказку необходимо рассказать не один раз. С целью коррекции одних и тех же качеств личности младшего школьника или, например ребенка с задержкой психического развития, придумать несколько историй на аналогичную тематику. В том случае, если ребенку понравилась определенная сказка, то не стоит ему отказывать.

✔ Терапевтические сказки не надо использовать постоянно. Сказкотерапия как лекарство, нужно соблюдать дозировку. Растолковывать мораль сказки не нужно. Психологи акцентируют внимание на том, что малыш должен сам делать соответствующие выводы.

✔ Юмор и шутки сближают родителей и детей. Поэтому использование такого инструмента в историях поможет их оптимальному восприятию.

Мама или папа самые лучшие сказкотерапевты. Придумывание своих домашних сказок сближает близких и позволяет выявить все проблемы и недостатки в воспитании. Дети в возрасте 10-12 лет уже сами могут сочинять рассказы и презентовать их родным.

Сказкотерапия — это уникальный способ познать своего ребенка, приблизиться к нему и помочь в решении тех или иных проблем. Сказка как ничто другое помогает воспитать воспитанную, самостоятельную и здоровую личность.

Также рекомендуем заниматься с детьми «изо-терапией».

Сказкотерапия. Русские народные сказки

bestlavka.ru

Сказкотерапия для детей

Сказкотерапия для детей – это психотерапевтическое воздействие, применяемое с целью коррекции детских поведенческих реакций и избавляющее от страхов, а также фобий. Сказкотерапия используется как инструмент исследования первопричин поведенческих реакций и ресурсная практика в психотерапии. Этот метод психологической работы используется с раннего возраста малышей. Возможности сказкотерапии огромны. Сказкотерапия способна выступить инструментом в выяснении глубинных деформаций детской души и помочь установить причины внешних состояний, волнующих ребенка.

Сказки для детей – сказкотерапия

Сказка выступает инструментом передачи опыта, навыков, умений, понимания зла и добра, глубинного смысла жизни. Большинство сказочных историй пронизано насквозь аллегориями, а также жизненными линиями поведения. В настоящее время появляются новые исследования практикующих психотерапевтов и психологов, подробно изучающих и описывающих воздействие фольклорных сказок на подсознание и сознание.

К сказкотерапевтическим методам относят: рассказывание сказки, сказкотерапевтическую диагностику, изготовление кукол, сочинение сказки, постановку сказки, песочную терапию, рисование сказки.

Метод рассказывания, а также сочинения сказки терапевтично уже само по себе. Сказочную историю лучше рассказывать, поскольку терапевт может фиксировать, что происходит с ребенком в процессе повествования.

Ребенок с терапевтом могут вместе сочинять сказочную историю, одновременно драматизируя ее как всю, так и отдельные элементы. Малыш сказку может сочинять самостоятельно. Самостоятельное придумывание сказки, а также ее рассказывание малышом позволяет определить эмоциональные спонтанные проявления, которые зачастую не заметны в поведении, однако действуют в нем.

Бывает, что малыш прерывает рассказ и неожиданно предлагает свое окончание, отвечая при этом понизив голос, торопливо, с признаком появления на лице волнения (бледность, покраснение, небольшие тики, потливость). Нередко ребенок отказывается отвечать на вопросы, желая опережать события и начиная сказку сначала. Все это говорит о невротическом состоянии.

Метод рисования сказочной истории применяется после того, как она будет рассказана. Этот метод воплощает все то, что ребенка волнует и что он чувствует. Данный метод включает также работу с цветным картоном и пластилином. Таким образом, малыш освобождается от тревоги, а также другого чувства, которое его волнует. Качество изображения рисунков, поделок не имеет значения. Если у ребенка сильные чувства, то в рисунках детей будут появляться всяческие чудища, огонь или темные краски. На эту же тему новый рисунок будет уже спокойнее, и краски ребенок применит более светлые. Свои ощущения, эмоции лучше передавать малышу карандашами, гуашью, акварелью.

Один из следующих методов сказкотерапии — это изготовление кукол. Любое изготовление куклы представляет своего рода медитацию, поскольку в процессе шитья идет изменение личности. Изготовление кукол, а также манипулирование ними приведет к осознанию проблемы, поиску решения и снятию нервного напряжения.

Сказкотерапия для детей 3 лет

Особенности сказкотерапии с детьми 3-х лет заключаются в том, что психолог делает акцент ребенка на приобретении необходимых знаний, которые связанны с его проблемой. При этом важно еще и общаться с ребенком, а также выполнять следующие условия: передавать настоящие эмоции и чувства, располагать перед собой ребенка так, чтобы он видел лицо взрослого и наблюдал за жестами, выражением его глаз, мимикой, мог обмениваться взглядами. Нельзя затягивать с паузами. Для групповой или индивидуальной работы психолог может предложить любую сказочную историю, которую следует прочитать вслух.

Сказочная проблема, которая предлагается ребенку, должна соответствовать определенным требованиям: она не должна быть с готовым правильным ответом, ситуация  должна быть актуальна для ребенка, вопросы должны быть сформулированы и построены так, чтобы малыш самостоятельно прослеживал причинно-следственные связи. Самое главное, чтобы сказки подходили малышу по возрасту.

Ребенок 3-х лет удерживает в памяти простые действия героев, проявляя интерес.  Важно, чтобы сказки были сюжетные и простые, например, «Колобок», «Теремок», «Репка». Необходимо учитывать, что у малышей способность отделять реальность от сказочной действительности возникает только к четвертому году жизни.

Примеры сказкотерапии для детей

Сказкотерапия в буквальном смысле означает лечение сказкой. Сказку применяют в своей практике психологи, врачи, педагоги и каждый находит тот ресурс, который позволит ему осуществлять его профессиональные задачи.

Сказкотерапия может выступать методом коррекции страхов и фобий. Например, сказочная проблемная история может начинаться так: «жил был ребенок, который был очень похож на тебя…». Таким образом, возможно, моделировать ребенку истории, повторяющие жизненные ситуации, которые угнетают и пугают его. Эффективны такие приемы при первых визитах в детский сад, боязни темноты, стрессах, проявлениях страхов.

Сказкотерапия в возрасте 5-ти лет эффективна, если ребенка подключают к продолжению сказки, а также завершению предложенной сюжетной линии. Например: «продолжи сказку…». Подсознательные установки и эмоции проявляются в том, как работает детская фантазия.

Сказкотерапия в тренинговой практике использует одну из методик, заключающейся в совместном придумывании, когда формирование сюжета идет по кусочку, каждым участником по очереди. Феномен этой методики заключается в сочинении сказочной истории незнакомыми детьми. На таких тренингах сочиняются истории по очереди для каждого ребенка. Из своей сказочной истории каждый ребенок берет индивидуальное решение проблемы.

Для ребенка вовремя рассказанная сказка значит столько же, сколько и для взрослого психологическая консультация. Отличие будет в том, что от детей не требуют анализировать и делать выводы о происходящем и вся работа происходит на подсознательном, внутреннем уровне.

Примером сказочной истории трансформации, а также преобразовании может выступить сказка Г.Х. Андерсана «Гадкий утенок». Работа с этой темой подходит детям с низкой самооценкой.

Для освобождения от напряжения, а также приобретения новых способов реагирования подойдут страшные сказочные истории с нечистой силой. Многократно моделируя, а также проживая тревожную ситуацию, малыши снимают напряжение. Для повышения стрессоустойчивости необходимо рассказывать страшилки в группе детей 6-ти лет. Соблюдая при этом два правила: историю рассказывать устрашающим голосом, протягивая гласные звуки и растягивая интонацию, а конец страшилки обязательно должен быть смешным и неожиданным.

Примерами сказкотерапии для приобретения жизненной мудрости выступают волшебные сказочные истории. Для детей 6-ти лет они являются наиболее увлекательными. Сказкотерапия и ее работа начинается непосредственно с обсуждения и анализа. После прорабатывания сказочных смыслов, которые связаны с жизненными реальными ситуациями, можно в практике использовать также и другие формы работы, например, рисование, изготовление кукол, драматизацию, песочную терапию.

Для осознания своих внутренних переживаний, при потере надежды эффективно использовать сказочную историю Л. Пантелеева «Две лягушки». Сказочная история нацеливает, что за свое здоровье, жизнь необходимо бороться до последнего, поскольку у каждого есть внутренние ресурсы, помогающие справиться с трудностями, стоящими на пути. Использование дидактических сказок эффективно во время выполнения учебных заданий, например, малыши в виде дидактических сказочных заданий учатся переписывать заданные на дом математические примеры. В этих сказках решение примера выступает прохождением испытания, а выполненное задание приводит героя к успеху.

Для того чтобы сказочная история приобрела силу, а также оказала помощь, следует придерживаться определенных правил:

— она должна быть идентичной проблеме малыша, однако не иметь прямого сходства с его историей;

— она должна иметь замещающий опыт для того, чтобы малыш сделал новый выбор в решении своей проблемы с помощью психолога;

— разворачивание сказочного сюжета должно идти в  последовательности: «жили-были» — это начало, далее встреча с ее героями.

Психологам рекомендуют детям 3-х лет делать главных героев из игрушек, животных, маленьких человечков, а начиная с 5-ти лет вводить принцесс, фей, солдат, волшебников, принцев. С 5-ти — 6-ти лет дети предпочитают волшебные истории. В зависимости от решаемых проблем в сказкотерапии используют, как народные русские сказки, так и зарубежные. Например, часто используемые русские народные сказки – это «Крошечка-Хаврошечка», «Морозко», «Снегурочка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Аленький цветочек»; зарубежные сказки — «Золушка», «Госпожа Метелица», «Спящая красавица».

Французский психиатр, доктор медицины и психологии Жан Годэн считает, что сказки Ш. Перро эффективны в использовании конкретных проблемных ситуаций, например, сказка «Спящая красавица» поможет малышам, переживающих кризис, а «Ослиная шкура» эффективно используется при проблеме инцеста, «Мальчик с пальчик» эффективно применить с брошенными малышами.

Сказкотерапия для детей дошкольного возраста

Сказкочные истории способны оказывать различное воздействие на личность малыша. Они обладают воспитательным и терапевтическим значением. Смысл каждой сказки малыш воспринимает индивидуально, это зависит от личного образа мыслей. Если сказки, притчи, легенды подобранные верно, то они позволят создать определенную дистанцию, для того, чтобы по-другому посмотреть на личные конфликты и найти разрешение спорных ситуаций, фобий и прочее.

Сказкотерапия для детей и занятия, по мнению многих исследователей – это не только направление психотерапии, но и синтез достижений в педагогики, в психологии, в психотерапии и в философии разных культур. Исследователи рекомендуют структурировать сказки по взятым отдельно детским проблемам.

1. Сказки для детей, испытывающих страх темноты, страх перед врачом.

2. Сказки для гиперактивных детей.

3. Сказки для детей с агрессией.

4. Сказки для детей с расстройством в поведении и физическими проявлениями: проблемы с мочевым пузырем, проблемы с едой.

5. Сказки для детей, испытывающих проблемы в семейных отношениях, например, в случае развода родителей, а также появлении нового члена семьи.

6. Сказки для детей при потере любимых животных и значимых людей.

Сказкотерапия для детей дошкольного возраста использует следующие жанры: легенды, басни, притчи, былины, мифы, сказки. Каждому малышу подбирается жанр по его интересам. Средством психологического воздействия выступает метафора, являясь основой любой истории. Точно подобранная метафора определяет эффективность сказкотерапевтических приемов. Жизненная проблема в сказочных историях не завуалирована, а конкретно сформулирована.

После знакомства с малышом и выявления актуальных проблем психолог подбирает в качестве обсуждения сказки, которые бы отражали проблемы. Психологи успешно применяют в своей работе сюжеты народных сказок. Среди них выделяют следующие виды: взаимоотношения животных и людей, сказки о животных. Дети пяти лет зачастую идентифицируют себя с животными и стараются в своих действиях быть похожими на них, поэтому именно сказочные истории о животных успешнее всего малышам передадут жизненный опыт.

psihomed.com

Сказкотерапия для детей. Как помочь своему ребёнку?

27

Наше мамское Автор: Svetlana 03 Апрель, 2014

Сказкотерапия для детей — из рук в руки! Сегодня у нас в гостях автор множества детских сказок, волшебник-практик: с помощью ярких литературных  произведений она не только приглашает в волшебный мир, но и помогает родителям и детям справляться с проблемами, решать задачи, менять что-то в жизни к лучшему и понимать непонятное. У нас в гостях  Мария Шкурина, автор блога Мамины сказки и историй, которые вошли уже не в одну книгу! Мы знакомы с Марией по интервью, а сегодня тема нашего разговора — сказкотерапия для детей.

Тем, кто любит прикоснуться к сказке и готов творить, хотим напомнить: на блоге у Марии проходит конкурс сказок «Любимая игрушка» — она приглашает всех принять участие и рассказывает о конкурсе тут >>

Дорогие друзья, думаю, что среди читателей сообщества Блоги Мам вряд ли найдётся человек, который не слышал такого модного сейчас термина, как сказкотерапия. Слышать-то слышали, но при этом всегда остаётся куча вопросов о том, как именно можно использовать этот современный метод при воспитании своего ребёнка, с какого возраста можно использовать терапевтические сказки, когда и как их рассказывать, и действительно ли сказки обладают таким волшебным воздействием.

В этой статье я постараюсь ответить на эти и другие возможные вопросы любящих родителей. Хотела бы заметить, что я не являюсь профессиональным психологом или сказкотерапевтом. Все мои знания я почерпнула из книг, статей из журналов и Интернета, из общения с моей дочкой и другими детьми, из практической работы (решение определённой проблемы с помощью сказки) и из отзывов читателей, которые всегда чутко подмечают, как сказки влияют на настроение и поведение ребёнка, на преодоление тех или иных затруднений.

Что такое сказкотерапия?

Для начала давайте разберёмся, что же означает понятие «сказкотерапия». Сказкотерапия – это течение в психотерапии, которое представляет собой психотерапевтическое воздействие на человека с целью коррекции поведенческих реакций, проработки страхов и фобий. Методы сказкотерапии с успехом используются психотерапевтами для пациентов разных возрастов.

Особо популярны и эффективны эти методы при коррекции поведения у детей (как у малышей, так и у дошкольников). При этом, при отсутствии патологий, родителям вовсе не обязательно обращаться к профессиональному психотерапевту. Достаточно будет знать основные приёмы сказкотерапии, чтобы самим помочь своему чаду, повлиять на его поведение без особого давления.

Сказками можно лечить огромное количество капризов ребёнка – лень, нежелание ходить в детский сад, агрессию, неаккуратность, ложь, проблемы с едой. Также терапевтические сказки активно используются при лечении страхов, переживаний, связанных с потерей родных или появлением нового члена семьи. В последних случаях иногда требуется помощь профессионального сказкотерапевта. Он может показать вам, где именно нужно искать проблему. Это не всегда очевидно, но очень важно: ведь следует лечить не симптом, а причину.

Почему сказки помогают детям?

Итак, почему же терапевтические сказки обладают таким влиянием на детей? Сказка – язык ребёнка, он понятен ему лучше, чем нравоучения и наставления. Сказки помогают нам щадящим образом повлиять на внутренний мир малыша, показать ситуацию под другим углом, приобрести жизненный опыт и дать понять, что наш ребёнок не единственный, у кого есть такая проблема. Кроме того, несмотря на то, что ребёнок уже в состоянии отличить реальное от сказочного, эти границы ещё очень размыты, и, слушая сказку, ребёнок по-настоящему переживает её события вместе с героями.

С какого возраста сказкотерапию можно использовать для детей?

С какого возраста можно использовать терапевтические сказки? Я бы не рекомендовала использовать терапию сказкой для детей младше 2-х лет. Дело в том, что они просто не будут эффективны. Ребёнок не в состоянии проанализировать сказку, установить причинно-следственные связи, сделать выводы. После 2-х лет можно понемногу использовать простые терапевтические сказки, чтобы успокоить малыша, показать пример хорошего поведения, предупредить о возможных опасностях, успокоить малыша во время детских истерик, при проблемах с едой. Начиная с 3-х лет, можно использовать терапевтические сказки в полной мере, и они будут наиболее эффективны.

Виды терапевтических сказок

Существуют два вида терапевтических сказок, о которых я хотела бы вам рассказать.

1. Терапевтические сказки о ребёнке, который похож на вашего малыша.

В таких сказках главным героем вы делаете ребёнка, который попадает в ситуацию, похожую на ситуацию вашего малыша. Сказка не должна прямо повторять сюжет из жизни вашего малыша, но должна быть похожей. Ребёнок понимает, что не один он может оказаться в подобной ситуации, и на примере другого ребёнка делает выводы и учится самостоятельно решать проблему. Такие сказки всегда развиваются по определённому сценарию:

  • Знакомство с героями (Жил-был мальчик Петя, который…). Если ребёнок очень маленький, то на месте героя может быть животное, игрушка. Для детей постарше гораздо эффективнее, если героем сказки будет настоящий ребёнок. Для дошкольников (после 4 лет) желательно вводить в сказку волшебных героев или волшебные предметы, а с 5 лет волшебство является обязательным условием сказки (в большинстве случаев).
  • Проблема. Герой сказки сталкивается с проблемой, конфликтом, страхом, присущим вашему ребёнку.
  • Пути решения проблемы. Рассказывается, что нужно сделать герою сказки, чтобы справиться с проблемой. Нередко при этом ему необходима помощь волшебных предметов.
  • Кульминация. Герой сказки справляется с проблемой.
  • Развязка. У терапевтической сказки всегда должна быть развязка. Нельзя оставлять конец открытым, недоделанным.
  • Мораль. Выводы, которые делает герой сказки. Мораль не должна быть затянута, 1-2 предложения. Не стоит обсуждать её с ребёнком. Он сам сделает выводы на подсознательном уровне.

Сказки такого плана не должны быть слишком сложными, с запутанным сюжетом.

Примеры

Давайте приведём пару примеров.

  • Ваш ребёнок отличается чрезмерной неаккуратностью. Он не убирает за собой вещи, игрушки и пр. Вы рассказываете ему сказку о девочке (мальчике), который волшебным образом попадает в страну нерях и видит, как живут жители этой страны. Он делает выводы о том, как ужасно быть неаккуратным и обещает себе исправиться.
  • Другая частая проблема – ребёнок не хочет есть полезные овощи и фрукты. Расскажите ему сказку о том, как герой сказки подслушал разговор овощей о том, какие они полезные.

Важно помнить, что героем сказки такого вида является другой ребёнок, а не ваш. Иначе вы можете вызвать отрицание вашего чада, говоря ему в лоб о проблеме, и такая сказка может навредить, а не помочь.

2. Терапевтические сказки про вашего ребёнка.

Эти сказки отличаются от сказок первого вида тем, что главным героем является ваш малыш. Рассказывая сказки, нужно обязательно использовать какие-то элементы из жизни ребёнка, имена друзей и родных, название улицы, ввести в сказку любимую игрушку, предметы домашнего обихода и пр. Таким образом, ребёнок действительно поверит, что вы рассказываете сказку про него самого.

Дети по своей природе эгоцентричны. Ещё Джанни Родари в своей книге «Грамматика фантазии» говорил о том, как важны для ребёнка сказки про него самого и каким огромным потенциалом они наделены.

Главным отличием сказки данного вида является то, что вы наделяете главного героя сказки (своего ребёнка) тем качеством, которое хотите ему привить. Грубо говоря, мама или папа создают для своего малыша идеальную утопичную ситуацию, показывая чего можно достичь при желании.

Примеры

Например, если ваш ребёнок невежлив, в сказке вы показываете его очень вежливым, он обязательно здоровается со всеми встречными, говорит спасибо. Если ребёнок боится темноты, в сказке он смелый герой, помогающий маленькому котёнку, который заблудился в темноте. Ребёнок, который с трудом ложится спать, в сказке всегда идёт в кровать во время и, засыпая, попадает в волшебную страну, где его ждут невероятные приключения и т.п.

Такие сказки отличаются от сказок первого вида тем, что проблема, которую вы хотите решить, не стоит на центральном месте. Положительное качество ребёнка играет вспомогательную роль, помогает герою бороться с врагами, защищать слабых и т.п. Сюжет этой сказки может быть немного запутаннее, терапевтическая цель более завуалирована.

Важные моменты практической сказкотерапии для детей, о которых следует помнить:

  1. Для того, чтобы сказка подействовала, желательно рассказать её не один раз. Можно придумать несколько сказок на одну и ту же тему. Если ребёнок просит вас снова и снова рассказывать одну и ту же сказку, не отказывайте ему. Это означает, что сюжет сказки действительно важен для него.
  2. Не используйте терапевтические сказки слишком часто. Помните, что они как лекарство, которое надо принимать по назначению. При слишком частом использовании сказкотерапия может потерять свою эффективность. Кстати, дети гораздо умней, чем думают многие взрослые. Моя дочь в определённом возрасте сама просила меня рассказать ей сказку, если сталкивалась с какой-то проблемой, страхом или понимала, что ведёт себя не так, как следовало бы.
  3. Не стоит растолковывать ребёнку мораль сказки. Он сам сделает выводы о том, что хорошо и что плохо, как следует поступать — часто на подсознательном уровне.
  4. Не забывайте про такой отличный инструмент, как юмор. Сказка, в которой есть шутки, воспринимается ребёнком легче и лучше запоминается. Уже не говоря о том, что шутки сближают родителей и детей.
  5. Не говорите себе, что вы не можете придумать терапевтическую сказку! Вы – самый лучший сказкотерапевт для своего малыша, ведь никто кроме вас не знает его проблем и переживаний так хорошо. Вы всегда можете обратиться за помощью к книгам и интернету, почитать другие сказки на эту тему, а потом придумать свою, чем-то похожую на другие, но созданную с и учётом вашей конкретной ситуации и, конечно, с любовью.

Надеюсь, что с помощью нехитрых советов из этой статьи вы сможете помочь вашим детям решить возрастные проблемы с помощью терапевтических сказок, не прибегая к такому неэффективному методу, как наказание.

Желаю вам удачи на сказочном пути! Я всегда готова поделиться с вами советом, ответить на вопросы, в том числе по сказкотерапии. У меня в блоге вы найдёте рубрику с терапевтическими сказками. Если в ней нет нужной вам сказки, напишите мне или оставьте комментарий. Возможно, необходимая вам сказка «прячется» в другой рубрике или ждёт своего часа в недрах моего ноутбука.

Автор: Мария Шкурина

Автор иллюстраций: Яна Чорная

www.blogimam.com

Методы сказкотерапии для вашего ребенка

Главная / Наши дети

Сказкотерапия – термин, подразумевающий “лечение сказками”. Методы сказочной терапии используют в различных сферах – педагогика, медицина, но в первую очередь в психологии. Сказкотерапия применима как для взрослого поколения, так и для детей. В основном используется при воспитании молодого поколения, при общении с дошкольниками. С помощью данной методики можно эффективно и аккуратно воздействовать на психологический мир ребенка, его мировоззрение.

Суть метода сказкотерапии

Понятие сказкотерапии

Сказкотерапия – это давний способ социализации, передачи знаний и жизненного опыта от одного индивидуума другому; расширение воображения слушателя; психологической помощь при казалось бы неразрешимой жизненной ситуации.

Сущность сказкотерапии заключается в психологической развитости, решении внутренних проблем человека. При анализе той или иной сказки человек мысленно представляет сюжет в современном свете, анализирует сказочные ситуации, героев. Таким образом он мысленно приходит к пониманию и решению реальных жизненных обстоятельств.

Специалисты выделяют три направления в данном виде терапии:

  • Диагностика. Определяет главные сценарии, используемые человеком при определенных условиях и жизненных ситуациях. Специалист определяет основные черты характера индивидуума, его сильные стороны, умственные способности, таланты, его восприятие окружающей среды;
  • Терапия. Помогает человеку создать свой образ в конкретных условиях, настроиться на определенную модель поведения для достижения поставленных задач;
  • Прогностическое направление сказкотерапии помогает человеку осознать, как его поведение в настоящем времени может повлиять на его жизнь в будущем.

В сказках заложены неизменные ценности человеческой цивилизации, культуры,суть нравов всего общества, формировавшееся из поколения в поколение. Поэтому главное ее воздействие на человека происходит на духовном, моральном уровне: развитие, осознание себя и своего жизненного пути.

Виды сказкотерапии

Сказки делятся на четыре вида. Рассмотрим сказкотерапевтические методы для дошкольников более подробно.

Также их называют обучающими. Их активно применяют при поднесении детям учебно-познавательной информации. Ребенок легче воспринимает знания через образы, символы.

Часто используются взрослыми для влияния на поведение ребенка. Так, при негативном поведении малыша с помощью психокоррекционных сказок можно постепенно изменить поведение ребенка, изменив его собственный взгляд на свое поведение, научить понимать окружающий мир.

  • Психотерапевтическая сказка

Ее цель – создать в воображении картину окружающей среды. В таких сказках герои переживают различные реальные события, ситуации. Анализируя поведение действующих героев человек начинает осознавать поведение реальных людей со стороны. Ребенок же учится понимать других людей, их характер и человеческие качества.

Направлены на избавление человека от тревожного, напряженного состояния, погружение в приятные мысли, мечты и ощущения. В таких сказках есть только хорошие, добрые герои, полностью отсутствует негатив, что позволяет погрузить человека в положительный настрой. Их также используют, чтобы помочь клиенту с помощью его анализа сказки, придумывания дальнейшего сценария, найти решение действительных жизненных проблем.

Сказкотерапия как метод коррекции психологического уровня является очень эффективным и применимым специалистами в различных областях – как в работе, связанной с детьми, подростками, так и при взаимодействии со взрослыми людьми, для решения внутренней психологической проблемы. Эффективность заключается в восприятии сказок всеми поколениями без исключения. Ведь с самого детства, из поколения в поколение, взрослые рассказывают детям выдуманные истории. Многие малыши часто просят рассказать одну и ту же несколько раз подряд, потому что ее они воспринимают наиболее реально и ярко.

Сказкотерапия является самым легким, воспринимаемым способом повлиять на поведенческую модель человека, его внутренний мир, мышление.

В сказкотерапии используются различные литературные жанры, как народные (мифы, анекдоты, притчи), так и более современные (фэнтези, детективы). В зависимости от психологической проблемы каждому клиенту подбирается соответствующий жанр истории.Основа любой сказки – метафора. Термин определяет применение слов и фраз в переносном смысле, основанных на внешнем сходстве или сравнении.

Функции сказок

В сказкотерапии выделяют следующие функции:

Воздействие сказки направляется на два психологических направления – сознание и подсознание индивидуума.

Цель – донести до индивидуума жизненно важные явления, ценности, помочь установить цель, донести внутренний мир автора (авторская сказка).

Символичность сказки заключается в донесении информации:

  • об устройстве мира, его создании;
  • самореализации в жизни мужчин и женщин;
  • о жизненных препятствиях и их преодолении;
  • о человеческих ценностях;
  • отношения с окружающим обществом (дружба, любовь);
  • отношения между поколениями;
  • прощение.

Типы сказок

Различают несколько типов сказок в зависимости от их цели, способа создания, их функций. Всего выделяют пять основных типов:

Сюда относят авторские повествования, а также повести, передающиеся из поколения в поколение. Придуманные народами мира в различные временные промежутки, на сегодняшний день они с успехом используются психотерапевтами в психологической коррекции.

Издавна их принято называть мифами, легендами. Это могут быть как истории об отношениях между животными и человеком (для детей), о бытовых ситуациях в отношениях семьи, сказки о перерождении и изменении (например, для людей с низкой самооценкой или детей, попавших в незнакомую, совершенно новую обстановку, например, новую семью), сказки страшилки (для переживания напряжения внутренне и подготовке к стойкому перенесению внешних тревог), сказки о волшебстве и чудесах (духовное развитие).

Как правило, применяются для тех, кто духовно устал, потерял силы и надежду на что-либо (победу над тяжелой болезнью, примирение с очень важным человеком и другое).

Используют для подачи учебного материала школьникам.

  • Психокоррекционные сказки

Обычно имеют определенную последовательность, план развития событий. Сюжет, как правило, немного схож с жизненной ситуацией клиента. В конце рассказ должен иметь мораль, подведение итога.

  • Психотерапевтические сказки

Такие рассказы направлены на жизненные ситуации, чувства, взаимоотношения, имеют глубокий смысл и заставляют задуматься над ним. Это могут быть как самостоятельно сочиненные авторские, так и старинные народные сказания.

Способ воздействия с помощью сказкотерапии

Сказкотерапевт предлагает несколько вариантов работы со сказкой. В любом случае происходит терапевтическое воздействие на сознание клиента. Основная возрастная категория воздействия – дети и подростки. Как правило, терапевт действует по определенному плану:

  • рассказывание сказки специалистом для создания положительного настроения клиента перед дальнейшими действиями;
  • сказкотерапевтическая диагностика (обсуждение рассказанной терапевтом истории, детальное рассмотрение рассказа);
  • самостоятельное сочинение сказки самим клиентом.

Перед этим этапом клиент может нарисовать рисунок или сотворить скульптуру. В дальнейшем это поможет ему оттолкнуться от своего творения и придумать героев и сюжет. В то же время этот этап призван к творчеству, а при творении, как известно, человек выражает цветом и формами свое внутреннее состояние. Так, к примеру, если человек напряжен и переполнен негативом, его рисунок или аппликация будет ярких или темных тонов. В процессе сеанса негативные эмоции останутся в поделке, и мысли уже будут более просветленными. Если в конце занятия попросить нарисовать клиента рисунок, он будет более спокойных тонов, чем первый;

  • подготовка к воплощению сказки в реальность (изготовление кукол для мини-театра). Создание кукол – героев, – помогает осознать внутреннюю проблему;
  • воплощение сказки в реальное действие.

Это может быть как актерское отыгрывание (удобно для группового занятия), так и инсценирование при помощи кукольного театра.

Сказкотерапия для детей

Против чего помогает сказкотерапия

Сказки делятся на различные виды – одни имеют напряженный сюжет, другие действуют умиротворяюще, третьи показывают со стороны жизненные ситуации. Сказкотерапия для детей предполагает решение тех или иных психологических проблем ребенка. Делятся они на несколько разновидностей:

  • Сказки, помогающие побороть внутренние страхи (врачей, темноты, собак и т. д.)
  • Успокаивающие для детей с гиперактивностью.
  • Сказки, призванные на умиротворение агрессии. Актуальны не только в работе с дошкольниками, но и с подростками.
  • Сказки для решения расстройств поведения, при которых проявляются физические проблемы: пропажа аппетита, недержание и другие.
  • Сказки для малышей, переживающих внутрисемейные глобальные изменения – развод родителей, появление нового члена семьи, желание найти другую семью.
  • Сказки для детей, переживших разлуку/потерю важного человека в их жизни, домашнего любимца.

Чего можно добиться различными методами сказкотерапии

Ребенок часто не может выразить дословно свои мысли и желания. На почве невысказанности появляются капризы – “не хочу в детский сад”, “ не буду есть эту кашу”, “не хочу ложиться спать” и другие. Это очень раздражает, особенно молодых родителей.

Создается впечатление, что ребенок намеренно делает все не так, как нужно.Ф В таких ситуациях родители начинают упрекать ребенка, отчитывать. Но нравоучения не помогают ребенку увидеть себя со стороны, понять свои ошибки. Поэтому все замечания взрослых оказываются бесполезными, не достигающими главной цели – повлиять на свое чадо, исправить поведение в лучшую сторону.

С помощью сказки можно отразить реальную ситуацию в глазах ребенка. Слушая рассказ, маленький человечек как бы примеривает на себя роль главного героя, переживает его эмоции и чувства. В то же время он понимает, что это только вымышленный герой, но подсознательно старается ему подражать. Таким образом при сочинении собственной сказки можно вместе с ребенком обдумать несколько вариантов действий главного героя в различных ситуациях и к чему они могут привести, выбрать, какое решение будет более правильным. Так у детей формируется видение хорошего и плохого поступка человека, он учится думать наперед, предполагать ход жизненных событий при совершении определенных действий.

Например, художественные сказки ярко показывают малышам различные черты характера: для хвастунишек подойдет сказка “Заяц-хвастун”, а при отсутствии чувства ответственности можно прочесть “Приключения Незнайки”. После прочтения малышу сказки можно разобрать поведение главных героев и последствия их поступков. Поразмыслив, ребенок найдет схожесть своих поступков и главных героев, сделает выводы и будет стараться исправиться. Выслушав рассуждения чада, родители смогут лучше понять его характер, взгляд на окружающий мир, причину тех или иных поступков, и правильно на них отреагируют в следующий раз. Так два разных поколения смогут понять друг друга, сблизиться духовно.

kladvsebe.ru


Смотрите также

-->

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0